Сергей Разуваев про девелопмент – Telegram
Сергей Разуваев про девелопмент
3.46K subscribers
563 photos
75 videos
5 files
991 links
Помогаю девелоперам создавать лучшие жилые проекты. Здесь —независимый взгляд на рынок и наши кейсы.

Директор GMK @gmkblog
Что мы делаем — https://gmk.ru
Download Telegram
Банки активно продают коллекторам ипотечные долги. Обьемы продаж выросли кратно. К сожалению, многие люди не сопоставили свои возможности и ушли в просрочку, и этот тренд будет только нарастать. Уж больно много людей взяли ипотеку, которая им была не по карману.
👍2🤯1😢1
В 2008 году все мы следили за стоимостью нефти, от которой зависело состояние всей российской экономики… В 2024-м — за уровнем инфляции, по которому можно было спрогнозировать дальнейшие решения по ключевой ставке…

И вот наступил 2025-й, и мы смотрим на еженедельные данные по выдаче ипотеки. И на наполнение эскроу, от которого зависит стоимость проектного финансирования.

А в начале марта они такие:

▪️В начале марта выдача ипотеки с господдержкой оставалась высокой: за неделю с 28 февраля по 6 марта банки предоставили 9 тыс. кредитов на 53 млрд руб. (+36% г/г по количеству и +35% по объему без учета «Льготной ипотеки») — в т. ч. по «Семейной ипотеке» — 8 тыс. кредитов (+15% г/г) на 48 млрд руб. (+25% г/г).

В марте ЦБ смягчил регулирование и банки начали снижать рыночные ставки. Так что, может быть, еще подрастем…

▪️Из-за значительного объема раскрытия счетов эскроу остаток средств на них за четвертый квартал 2025 года уменьшился на 8%, до 6,4 трлн рублей.

С учетом выдачи новых кредитов общее покрытие задолженности средствами на счетах эскроу снизилось на 8 п. п., до 72%. В результате этих изменений, а также общего роста рыночных ставок средняя ставка по кредитам застройщикам увеличилась до 9,4% годовых.

И все-таки настроения на рынке как будто стали более оптимистичными… Весна что ли так действует. Или мне это только кажется?

GMKPotential | сервис для анализа земельных участков и создания девелоперского продукта
2🔥1💯1
Forwarded from GMKPotential_bot
GMK Potential расширяет границы – теперь мы тестируем сервис в Перми!

Это значит, что скоро у пермских девелоперов появится быстрый и удобный инструмент для анализа участков, конкурентов и спроса.

Мы знаем, что читать длинные описания – скучно. Поэтому сделали 5 карточек, которые объясняют, что такое GMK Potential, как он работает и почему экономит вам недели времени:

Смотрите, листайте, и жмите «Хочу узнать подробности», чтобы попасть в бета-группу👇
👌3💯1
Как-то мы общались с Олегом Торбосовым @TorbosovLife (он был в нашем #GMKTalks in the Show, выпуск можно посмотреть здесь) и рассуждали, какая площадь должна быть у жилья, чтобы человек чувствовал себя в нем действительно комфортно.

Тогда мы сошлись, что на одного члена семьи должно приходиться минимум 50 квадратных метров общей площади квартиры. Допустим, если в семье пять человек, то площадь квартиры должна быть не менее 250 кв. м.

Таким параметрам соответствует, конечно, только элитная недвижимость…

Хорошая новость: средняя площадь элитной недвижимости в Москве продолжает расти. По данным за февраль 2025 года, средний метраж объектов в этом сегменте составил 155,2 кв. м, что на 11% больше, чем годом ранее.

Что ж, за богатых людей можно только порадоваться. Хоть у кого-то все хорошо. На 150+ кв. м можно сформировать очень хорошие, позитивные, конструктивные #сценарии_жизни.

Плохая новость: большинству людей, даже среднего класса, это не по карману… Очень жаль.

GMKPotential | сервис для анализа земельных участков и создания девелоперского продукта
😢2
Можно только порадоваться за тюменских девелоперов.

Во-первых, Айвазовский City от ЭНКО забрал две номинации премии ТОП ЖК-2025: как лучший высотный проект в РФ и лучшая новостройка в Тюменской области.

Я считаю, это вполне заслуженная победа (хотя лично мне другой проект нравится). Поздравляем коллектив компании и лично Елену Валериевну Низамову.

Для ЭНКО мы разрабатывали Мириады. Надеемся, когда этот огромный проект на 240 га будет реализован, он тоже получит оценку и займет места на всевозможных конкурсах.

Во-вторых, Речной порт от Брусники, для которого мы делали коммуникационную стратегию, — лучший проект редевелопмента нежилой застройки в России.

И этот проект, безусловно, достоин номинации, в которой победил. Брусника переосмыслила давно заброшенную территорию в новый сценарий жизни, вернула ее в городскую среду — это очень классно.

С Брусникой мы работаем с 2005 года, мы дали ей имя, первые 10 лет были в полной мере включены во все проекты, и сейчас продолжаем сотрудничество. Если интересно, наши кейсы можно посмотреть на этой странице.

Я уже много раз говорил, что региональные проекты комфорт-класса лучше многих столичных. Почему?

1. Как ни парадоксально, в регионах (в Тюмени уж точно) большая конкуренция, чем, например, в Москве.

2. В Москве земля стоит огромных денег. Это требует очень высокой плотности застройки, которая, в свою очередь, не позволяет формировать интересные и содержательные #сценарии_жизни. Поэтому столичные проекты по многим параметрам уступают региональным.


GMKPotential | сервис для анализа земельных участков и создания девелоперского продукта
👍75🔥3
По поводу льготной ипотеки на вторичном рынке

Для городов, где нет стройки в том понимании и объеме, в котором она присутствует в крупных городах, где у людей нет выбора, и они могут приобретать только вторичное жилье, это серьезное и правильное решение. Причем именно с точки зрения задачи, которую должна решать семейная ипотека.

Я полагаю, что это потребует достаточно существенного увеличения финансирования, потому что в малых населенных пунктах люди до сих пор в принципе не могли пользоваться льготными программами. А запрос был.

Хорошо, что данная инициатива не распространяется на все города. В противном случае весь спрос ушел бы на вторичный рынок, а девелоперы оказались бы в сложнейшей ситуации.

Но законодатель выбрал достаточно верную логику — поддержку получат люди, которые в ней нуждаются, но это не ударит по девелоперам в городах, где строится очень много жилья.

GMKPotential | сервис для анализа земельных участков и создания девелоперского продукта
Сегодня девелоперы ищут новые инструменты, чтобы повысить продажи.

Но многие инструменты остаются прежними. Просто использовать их надо по полной: чтобы получать максимальный эффект для бизнеса.

О том, как девелоперу сделать конверсионный и продающий сайт жилого комплекса, расскажут на вебинаре мои коллеги из #GMKStudy.

О чем еще будут говорить:

▪️как выстроить логичный пользовательский путь на сайте ЖК
▪️какие инструменты повысят конверсию в продажу
▪️какие маркетинговые фичи использовать

Эфир бесплатный. Пройдет во вторник, 18 марта, в 14:00 (мск). Рекомендую принять участие.
Вот-те раз! Как говорится, это надо осмыслить… Может, даже принять алкоголь (кто пьет, конечно)…

GMKPotential | сервис для анализа земельных участков и создания девелоперского продукта
🤔8😁5👍41
Тем временем в «старой» Москве почти перестали строить жилье стандарт-класса…

Тренд понятен и очевиден — стоимость земли действительно очень высокая. Но есть еще один фактор. Тут надо разобраться, что является стандарт-классом, комфорт-классом и прочими сегментами…

Очень нередки случаи, когда девелоперы завышают класс продукта, хотя де-факто он до него не дотягивает, чтобы придать ему более привлекательный вид в глазах потребителя. То есть используются характеристики одного класса, а называют его другим. Идет смешение классов, появляются всевозможные производные.

Конечно, существует описание классов от Российской гильдии риелторов, но, на мой взгляд, оно существенно устарело и требует серьезных изменений.

GMKPotential | сервис для анализа земельных участков и создания девелоперского продукта
👍104🔥3
Девелоперский бизнес считается достаточно консервативным — в этом смысле продолжительный строительный цикл накладывает свой отпечаток. И все-таки если посмотреть на картину в горизонте каких-нибудь 3-5 лет, понимаешь, как много изменений произошло за этот, в сущности, небольшой период.

Например, мы с 2020 года сотрудничаем в компанией VEKA. Начиналось всё с глобального исследования по рынку девелопмента: как люди относятся к окнам, как девелоперы относятся к производителям окон, что для них важно, а что нет. Потом была совместная работа над GMKTalks, сериалом «Сценарии жизни» и другими проектами. Например, тренд-репорт-2025 мы тоже сделали вместе.

А сколько всего изменилось в девелопменте за эти годы — даже не упомнишь. Начиная взлетом и падением массовой льготной ипотеки и заканчивая многочисленными стандартами, которые были разработаны и введены в отрасли.

1 апреля VEKA участвует в конференции по техническому регулированию на MosBuild 2025. Будут обсуждать новые стандарты, разработанные с 2021 по 2024 год — как они повлияют на работу и какие есть практические решения. Зарегистрироваться можно по ссылке.
👍74🔥4
Из интересного: большинство россиян оптимистично смотрит на перспективы жизни в своем населенном пункте.

41% опрошенных ВЦИОМ в трехлетней перспективе надеются на улучшения в месте своего проживания, и почти столько же думают, что комфорт как минимум не снизится.

В лидерах социального оптимизма — Москва и Санкт-Петербург (49%). Можно сказать, что столицы — наиболее человекоцентричные населенные пункты нашей страны.

Треть россиян не верят в то, что в их городе произойдут перемены к лучшему. Такого мнения придерживаются преимущественно представители поколений оттепели и застоя.

Негативных изменений в своем населенном пункте ожидают 14% опрошенных россиян.


Для себя я уже достаточно давно понял: то, чем мы в GMK занимаемся — это формирование позитивных и содержательных сценариев жизни людей.

Поэтому исследование прочитал с любопытством и для себя отметил: те локальные процессы, в которых мы принимаем участие, заметны и на глобальном уровне.

GMKPotential | сервис для анализа земельных участков и создания девелоперского продукта
👍72🔥2
Жилое строение индейцев вам, а не расширение параметров льготной ипотеки…

Минфин выступает против расширения семейной ипотеки — для этого нет оснований, заявил замглавы ведомства Иван Чебесков. В последние недели в правительстве стали снова обсуждать допуск к льготным займам семей с детьми до 18, а не до шести лет. Однако в феврале 2025-го выдачи по программе и без того выросли. А упрощение условий только ускорит рост цен на недвижимость, также это дорого обойдется бюджету.


GMKPotential | сервис для анализа земельных участков и создания девелоперского продукта
👍8😁4🔥3
Кому кризис, а кому мать родна...

Интересный материал о сверхдоходности банковской деятельности прочитал в форбс. Делюсь.

В России сейчас чуть больше 300 банков, и по итогам 2024 года они получили 3,8 трлн рублей чистой прибыли — рост на 20%. Это очередной рекорд, и поставлен он в первую очередь за счет рекордов крупнейших участников рынка.

Чистая прибыль по МСФО в 2024 году:

🔵Сбербанк — 1,58 трлн рублей (+ 0,08 трлн к прошлому году)
🔵ВТБ — 551 млрд рублей (+119 млрд)

Рентабельность капитала обоих банков — выше 20%.

Не нудный и трудоемкий бизнес, а просто бездонная cash machine. В 2025 году банки зарабатывают примерно на том же, что и 30 лет назад, — высокой инфляции и запредельных для бизнеса процентных ставках. Если совсем просто: банковские балансы пухнут вместе с ростом цен.


GMKPotential | сервис для анализа земельных участков и создания девелоперского продукта
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍104
Как скучно мы живем - 21%
😢5👍2
Посмотрел, какие факторы являются для покупателей ключевыми при выборе девелопера.

Несмотря на введение проектного финансирования, наиболее важный критерий — надежность компании. И в этом есть противоречие. Раньше, когда стройка финансировалась за деньги дольщика, опыт и ресурсы застройщика были критически важным показателем.

Но странно, что он по-прежнему имеет такое важное значение. Ведь сейчас фактически побеждена история с недостроями, и на мой взгляд, теперь потребитель должен выбирать скорее проекты, чем девелопера.

Однако пока ситуация не меняется, и лично для меня это неожиданно. Я полагаю, для потребителя это вопрос привычки. А что думаете вы?

GMKPotential | сервис для анализа земельных участков и создания девелоперского продукта
👍71🔥1🤨1
Уже много лет мы стремимся сформировать единое информационное поле для девелоперов в разных регионах России и странах СНГ.

За это время многие девелоперы в том или ином контексте говорили мне, что наши информационные проекты стали для них базой при принятии важнейших решений.

Я полагаю, что сейчас настало время для ещё одного важного решения. И касается оно маркетинга (а у нашей компании в этой теме уже 25 лет опыта).

Мои коллеги из #GMKStudy проводят онлайн-интенсив «Маркетинг 360°: полный охват инструментов продвижения для девелопера».

12 практикующих экспертов осветят все рабочие инструменты, которые нужны девелоперу сегодня: там и продающие сайты, и продвижение через отраслевые выставки, и брендинг, и исследование целевой аудитории.

Начало интенсива 7 апреля. Рекомендую посмотреть программу и принять участие.
👍5