Сергей Разуваев про девелопмент – Telegram
Сергей Разуваев про девелопмент
3.46K subscribers
563 photos
75 videos
5 files
991 links
Помогаю девелоперам создавать лучшие жилые проекты. Здесь —независимый взгляд на рынок и наши кейсы.

Директор GMK @gmkblog
Что мы делаем — https://gmk.ru
Download Telegram
10 самых дорогих для строительства городов мира

Наткнулся на исследование коллег из Нидерландов. Они сравнили затраты на строительство 20 различных типов зданий, включая жилые, коммерческие и государственные объекты, и составили рейтинг самых дорогих для девелопмента городов мира.

Российских городов в первой сотне нет. Но я полагаю, что это интересная идея: провести сравнение по регионам и посчитать, где строительство обходится дороже всего.

Какие города были бы в топ-3, как думаете?
👍6🔥5👏3🍌1
Базис любой сильной команды в бизнесе — это общность ценностей. И чем больше времени компания на рынке, тем более конкретно эти ценности обычно сформулированы.

Если в начале мы занимались в основном маркетинговыми стратегиями, рекомендуя девелоперам те или иные продуктовые решения, то за последние 2-3 года разработали (и даже зарегистрировали) собственную философию — #сценарии_жизни.

Мы помогаем девелоперам создавать проекты, которые делают людей счастливыми.

Это, безусловно, очень сложная и тонкая работа. И мы испытываем потребность не только в экспертах в аналитике, маркетинге, продукте, но и в профессионалах области в архитектуры.

У нас достаточно много проектов, где необходимо не просто технически сформировать те или иные решения — их необходимо сгенерировать, придумать, адаптировать под территорию.

Сейчас у нас открыты вакансии:
Архитектор
Ведущий архитектор
Главный архитектор проекта

Эти люди нужны нам, чтобы мы вместе формировали и облекали в архитектурную форму такие решения, которые:

▪️делают людей счастливыми
▪️создают позитивные сценарии жизни
▪️развивают людей, которые живут в наших проектах

Потому что в конечном итоге именно в этом заключается наша главная задача. А вовсе не в том, чтобы делать девелоперов еще более богатыми, чем они есть. Хотя это у нас тоже получается неплохо.

Откликайтесь на вакансии на HH или пишите нашему HR-директору Ольге Лободе.
7🔥7👍4💯1
Не могу не высказаться на тему самой обсуждаемой новости дня.

В Москве решили отказаться от строительства студий и квартир площадью меньше 28 кв. м.


Мы как разработчики философии #сценарии_жизни, безусловно, считаем это правильным решением.

За последние 10-15 лет средняя площадь продаваемой квартиры сократилась на 10 кв. м — с 58 до 48. И тренд на уменьшение сохраняется.

Я понимаю, что в какой-то период времени средний размер квартиры был избыточен — площадь использовалась неэффективно, были большие коридоры и лоджии.

Но то, что происходит сейчас, уже ни в какие ворота не лезет. Есть квартиры по 17-18 кв. м. Как на этой площади можно формировать какой-то более-менее позитивный сценарий жизни?

Я понимаю, что девелоперы ограничивают размер квартиры, чтобы ее стоимость с учетом ипотеки соответствовала доходу потребителя. Понимаю, что себестоимость растет.

Но наверное жить (да еще и не одному) в квартире на 17-18 квадратов — это неправильно. Возможно, лучше не приобретать такое жилье, а снимать нормальную площадь.

Для этого, безусловно, должны быть сформулированы правила на рынке жилой арендной недвижимости. Как это сделано в Европе, когда человек или компания, сдающая рентное жилье, имеет не только права, но и обязательства. Когда арендатора не могут выселить по прихоти хозяина или при продаже жилья (в коммерческой недвижимости это, кстати, уже работает).

Поэтому я считаю, что с одной стороны, надо ограничивать минимальную площадь квартир. А с другой — создавать условия для развития прозрачного рентного рынка жилья, с которого государство будет получать доход и на котором все стороны будут иметь гарантии.

Тогда рынок недвижимости будет развиваться правильно: покупаемых маленьких квартир станет меньше, а арендуемых больших — больше.
👏16🤔5👍1🌚1🌭1
Быть честным в моменте не очень выгодно. Зато выгодно быть честным вдолгую. Об этом я всегда говорю и клиентам, и сотрудникам, и самому себе.

Что я имею в виду? Часто девелоперы приходят к нам с запросом сформировать проекту добавленную стоимость за счет:

▪️ квартирографии;
▪️ брендинга.

Это происходит на этапе, когда и посадка домов, и сам проект по сути сформированы, и остаются только небольшие маневры с точки зрения соотношения и размера квартир.

Мы по-честному говорим: да, квартирография, составленная определенным образом, может повысить стоимость квадратного метра. Но это произойдет за счет измельчения квартир и смещения соотношения планировок в сторону малогабаритных. То есть студий и однушек станет больше, а квадратура квартир сократится. Это к слову о вчерашней инициативе, да.

Можно закрыть глаза на то, что себестоимость малогабаритных квартир выше. Куда важнее, что при таком подходе к квартирографии проект отходит от параметров бизнес- и комфорт-класса и двигается в сторону стандарта.

И думать, что это помогает сформировать добавленную стоимость — ошибка. Потому что классический потребитель комфорт- и бизнес-класса очень быстро распознает, что проект с точки зрения размеров квартир не соответствует заявленному классу.

Выбирать такой проект будут только так называемые последователи — люди, которые хотят быть похожими на классических потребителей комфорт- и бизнес-класса. Да, таких достаточно много. Но они обычно щепетильны к стоимости, а не к наполнению.

Следующее — брендинг. Он, безусловно, способствует и повышению динамики продаж и облегчению восприятия проекта и заявленной цены. Но добавленную стоимость брендинг тоже не формирует.

А что же формирует? Комплексный, системный, глубокий подход к проекту, когда он изначально создается под конкретный класс.

В таком случае и посадка домов, и зонирование территорий, и благоустройство, и инженерные системы, и фасадные решения, и МОПы, и квартирография, и брендинг, и прочие элементы соответствуют классу. Когда потребитель воспринимает проект как целое, тогда и формируется добавленная стоимость в том классе, в котором он находится.

Но не всегда девелопер готов это слышать. Потому что в других агентствах ему говорят: «Да, с помощью квартирографии и брендинга мы повысим добавленную стоимость вашему проекту на ХХ%».

Получается, наша честность иногда приводит к тому, что контракты уходят. И в моменте это не выгодно. Но наша компания работает уже третье десятилетие, у нас сложилась определенная репутация, и мы понимаем: в долгосрочной перспективе такая позиция намного более выигрышна.
🔥148👍4
Что экономически более эффективно с вашей точки зрения?
Anonymous Poll
68%
Всегда быть честным
30%
Быть честным, но не всегда
2%
Напишу в комментариях
Меня забавляет реклама «Мегафона» с Азаматом Мусагалиевым, в которой они ищут места, где нет связи.

Кто эти люди? Что они вообще знают о нашей стране? Они когда-нибудь отъезжали от Тюмени на 20 километров по железной дороге? Или от Сочи до Краснодара, где связь ловится местами, и то едва-едва? Они этой связью пользовались вообще? Понимают, что рекламируют?

Зачем такая прямая и откровенная ложь по всем основным каналам? Ведь это дискредитирует не только того, кто ее показывает и снимается в рекламе, но и самого оператора связи.

Люди же не дураки, они видят: то, чем они пользуются, и то, что видят в рекламе, — это две разные услуги.

Помните, недавно была инициатива обязать девелоперов исполнять свои рекламные обещания? В принципе, мера справедливая.

Но хочется спросить: у наших депутатов не возникало идеи возложить такие же обязательства на других рекламодателей? На тех же операторов сотовой связи, например.

Как считаете, как это повлияло бы на соответствующие рынки?
👍29😁4
А сейчас — #пятничный_анекдот. Уже почти традиционный.

«Не подведем!» — сказал прораб народу.
И не подвел ни газ, ни электричество, ни воду.
😁268🌚6
Представители очень серьезных компаний (Самолета, SMINEX и других), которые участвовали в съемках нашего шоу, не раз говорили мне, что Тюмень — выдающийся город с точки зрения девелопмента, возможно, один из лучших российских региональных рынков. Я эту позицию в целом разделяю.

Помните, есть такое выражение: «Нет пророка в своем Отечестве». Суть его в том, что заезжих «варягов» у нас обычно считают лучше, чем своих.

Поэтому нам приятно, что за годы, которые наша компания (пусть уже частично, но всё-таки) базируется в Тюмени, у нас сформировался достаточно большой постоянный портфель тюменских заказов.

Один из недавних кейсов — брендинг жилого проекта «Этика. Культурные кварталы» для девелопера TIS. Мои коллеги подготовили кейс, в котором поделились внутренними процессами: как анализировали район, делали позиционирование и нейминг, работали с визуальными коммуникациями.

Получилось очень познавательно. Читайте.
🔥113
Привлечение и удержание персонала — один из главных вызовов для бизнеса сегодня. И для девелоперов это тоже очень актуальная задача.

Ее можно решить за счет синергии двух направлений: менеджмента и цифровизации. Как это сделать, расскажут на открытом вебинаре 23 мая наши партнеры:

▪️Нина Караваева, HR-консультант GMK, член Правления компании Этажи.

▪️Дмитрий Севостьянов, эксперт в цифровизации девелопмента, директор и основатель Remark.

Чтобы участвовать, зарегистрируйтесь по ссылке.
👍6👏1
Судя по всему, в стране в ближайшее время будут обсуждать ряд достаточно серьезных налоговых изменений, в том числе прогрессивную налоговую шкалу.

Конечно, уровень моих компетенций не позволяет рассуждать о целесообразности тех или иных налоговых маневров в масштабе целой страны. Но этот вопрос мне не безразличен, как, наверное, и всем представителям бизнеса.

У меня есть аналогия, которая может показаться абсолютно неуместной в данном контексте, но все же я ей поделюсь.

Владельцы казино заметили, что самый большой доход приносят те автоматы, у которых возврат настроен на максимальном уровне.

Условно: автоматы, которые возвращают 90% брошенных монеток, зарабатывают 10 условных единиц в единицу времени. А при уровне возврата в 95% доход казино от конкретного автомата — 20 условных единиц за ту же единицу времени.

То есть чем больше автомат отдает, тем больше людей хочет играть именно на нем. И за счет оборота, за счет привлечения большего количества игроков этот аппарат зарабатывает больше.

Так вот, возвращаясь к налоговой системе. Я считаю, что одна из главных ее функций — стимулирование роста налогооблагаемой базы. Но не за счет увеличения налогов, а за счет развития делового климата, привлечения инвестиций, вовлечения населения в предпринимательскую деятельность.

И на мой взгляд, чем лучше инвестиционный климат, чем меньше налоги, тем больше доход государства. Вот такая у меня непрофессиональная точка зрения.

А вы что думаете?
👍18💯32
Минфин опубликовал материал, касающийся льготных ипотечных программ. Цитирую:

Программы «Семейная ипотека», «Льготная ипотека», «Дальневосточная и арктическая ипотека» продолжат действовать. При этом меняется форма предоставления субсидий в рамках указанных программ. Теперь, по новым правилам, постановления Правительства РФ, в соответствии с которыми реализовывались льготные ипотечные программы, отменяются, и в силу вступают Решения Правительства РФ, которые публикуются в «Электронном бюджете».

Таким образом, условия субсидирования льготных ипотечных программ будут зафиксированы в государственной интеграционной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».


Помимо этого, по программам «Семейная ипотека» и «Льготная ипотека» увеличен общий лимит суммы кредитов, по которым осуществляется возмещение кредитным и иным организациям их недополученных доходов, и составляет соответственно по программе «Семейная ипотека» 4,84 трлн рублей, по программе «Льготная ипотека» – 6,19 трлн рублей.

Ничего не понятно, но сильно интересно. Ждем в напряжении.
🤔8😁42👍1
Как упала доступность жилья в России

РБК опубликовал исследование рынков недвижимости в российских регионах за последние четыре года. Анализировалась стоимость квартир и уровень доходов населения, на основе этих данных посчитан коэффициент доступности жилья.

Самое недоступное жилье — предсказуемо в Сочи. Причем за четыре года коэффициент вырос вдвое (= среднестатистической семье стало вдвое сложнее купить квартиру).

Кому интересно, материал можно прочитать здесь.

А я хочу напомнить, что программа льготной ипотеки и другие стимулирующие меры были направлены на то, чтобы в тяжелый период (сначала пандемия, потом СВО) строительная отрасль получила опору и продолжала развиваться. С этой точки зрения все хорошо: ввод жилья увеличился очень существенно и достиг максимума за всю историю наблюдений.

С другой стороны, вынужден констатировать, что доступность жилья, как ни парадоксально, снизилась.

Вся логика поддержки строительной отрасли была в том, чтобы стимулировать спрос, то есть дать людям доступный инструмент решения жилищного вопроса. И спрос действительно вырос. Но поскольку предложение за ним не успевало, это породило условный дефицит и, как следствие, подорожание.

Это говорит о том, что, вероятнее всего, программа льготной ипотеки была не максимально эффективна.

Да, она поддержала отрасль — без вопросов. Но она разогнала ценник и себестоимость и в конечном итоге стала причиной тому, что доступность жилья не увеличилась, а уменьшилась.

Где именно была допущена ошибка, сейчас сложно сказать. Надо отдать должное правительству: в тот период оно действовало быстро, последовательно и логично. Но, видимо, на этапе продления льготной ипотеки были допущены какие-то просчеты.

Сейчас я с искренним интересом наблюдаю за тем, как развивается ситуация. За последние годы отрасль сделала мощный качественный скачок. Думаю, это будет одним из факторов, которые помогут ей преодолеть возможные последствия.
9🔥1
Нас хотели поссорить, а мы подружились 🤝 Или самая неожиданная коллаборация года)

В какой-то момент любое агентство, занимающееся брендингом, обвиняют во вторичности. «Это уже было…», «компания ХХХ сделала похожий логотип…» Знакомо? Когда такое случилось в очередной раз, SmartHeart и GMK решили, что объясняться или спорить – неконструктивно.

А вот поговорить о том, что этично, а что нет на рынке креатива и почему появляются совпадения в брендинговых решениях – это про нас)

Уже завтра в прямом эфире прямо здесь, в @gmkblog – Диана Жданова из GMK и Станислав Окрух из SmartHeart! Включите уведомления, чтобы не пропустить. На ютубе тоже будет — вот ссылка.

🔵22 мая 18:00 мск

Про что еще?
→ Почему термин «упаковка» раздражает и что на самом деле стоит за логотипом и неймингом
→ Тренд на русскость. Понимают ли девелоперы кириллицу и достаточно ли она премиальная?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥136👍5