Север – Telegram
Север
5.49K subscribers
3.6K photos
20 videos
818 links
Канал про Россию, которую надо вернуть себе
Download Telegram
Симон, дворянин

«Север» продолжает публиковать фрагменты из книги Ивана Давыдова, которая, кстати, дописана уже, в работе в издательстве и, может быть, даже выйдет. Правда, название изменилось, называться она будет не «Люди и города», а «Герои без лат».

Это – часть последней главы, посвященной Ярославлю, русской иконописи и самым выдающимся иконописцам XVII века.

https://teletype.in/@r-sever/TFwDKsezmsE
37🔥6❤‍🔥5👍2
Forwarded from Черта
С 1 июля в Москве могут снести почти 2000 старинных зданий — это пятая часть столичного наследия

Сегодня вступил в силу закон Москвы «Об объектах культурного наследия», который градозащитники называют «противоправным».

Как пишет движение «Архнадзор», «законодательная манипуляция» правительства Москвы предполагает, что около 1700 выявленных памятников культурного наследия «просто вылетают в корзину» — если не успели до 1 июля пройти дополнительную экспертизу и подтвердить свой статус.

👉 Это требование изначально было невыполнимым: «Архнадзор» подсчитал, что в последние годы Мосгорнаследие заказывало в среднем всего по 14 экспертиз в год. С такими темпами работы для экспертизы всех выявленных памятников Москвы им потребовалось бы 123 года и 5 месяцев.

Раньше памятник тоже можно было лишить охранного статуса, но для этого требовалось провести экспертизу, что было сложнее. Теперь же тысячи исторических объектов Москвы лишились статуса автоматически, буквально за одну ночь — просто потому, что чиновники не успели провести «подтверждающую» экспертизу.

👉 Градозащитники опубликовали таблицу московских памятников. В ней собраны адреса зданий, которые москвичи могут скоро потерять навсегда — дачи эпохи модерна, городские усадьбы XVIII века, надгробия на могилах семьи мецената Павла Третьякова на Даниловском кладбище, московское подворье Троицкой Сергиевой Лавры XVII века. Адреса, все-таки прошедшие экспертизу, окрашены в таблице зеленым цветом.

Некоторые здания, несмотря на закон, который и так лишает их охранного статуса, получили отрицательную экспертизу и были уже снесены.

Например, дача Грачевых на Воробьевых горах 1917 года постройки (см. картинки). Это был единственный сохранившийся в этих местах образец деревянной дачной застройки московских предместий начала ХХ века. А так же единственное в Москве деревянное здание выше двух этажей.

Если вы хотите защищать городское наследие, присоединяйтесь к движению «Архнадзор».
💔26🤬9👍62😢1🥴1
Госужас и чудо Покрова Богородицы

Вы, конечно, узнали это здание... Да, это то самое здание.

В своем нынешнем виде это здание — результат радикальной реконструкции по проекту Алексея Щусева. И тут, конечно, интересны вовсе не архитектурные решения, а история, стоящая за этой реконструкцией.

До того как стать главным советским архитектором, Алексей Щусев был идеологом и творцом нового храмового стиля русского модерна. Именно он был архитектором одной из важнейших русских церквей этой эпохи — собора Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители. Причем он не просто был архитектором: он пригласил Михаила Нестерова для росписи храма (с ним работал еще и совсем молодой художник Павел Корин), а Сергея Коненкова — делать резьбу фасадов.

Так вот, в 1938 году Михаил Нестеров был арестован. Сначала арестовали его зятя Виктора Шретера, который был обвинен в шпионаже, а затем расстрелян. Потом арестовали дочь художника Ольгу и отправили в лагерь. А потом — и самого Нестерова.

Рассказывают, что когда Щусев стал хлопотать за Нестерова и его дочь, то заключил с Берией договор, по которому Щусев делает проект реконструкции зданий НКВД на Лубянке, а Нестерова и его дочь отпускают.

Нестерова отпустили сразу (он просидел в Бутырской тюрьме две недели). Щусев сделал проект — работы должны были начаться в 1941 году, но из-за войны их перенесли на 1944-й. В том же 1941 году дочь Нестерова освободили, а самому Нестерову и вовсе дали Сталинскую премию.

Такое вот чудо!
😢39👍129👎1🔥1
Доходные дома страхового общества «Россия»

А изначально, до реконструкции Щусева, все это выглядело примерно так.

То есть тут был даже не один дом, а два, разделенных улицей Малая Лубянка. Щусев объединил их в одно здание. Первое построили в 1898-м, а второе рядом чуть позже, в 1902 - 04 годах.

В главном здании на первых этажах располагались книжная лавка Наумова, магазин швейных машин Попова и другие торговые лавки, верхние предназначались для съёмных апартаментов. Всего 51 меблированная квартира. Во втором — контора грузоперевозчика "Кавказ-Меркурий" и все такое прочее.

В общем, ничто не предвещало...
👍23🔥15😢9
Английская энциклопедия русской жизни: труды и дни россиян в альбоме Джона Аткинсона.

Как английский художник нарисовал русскую цивилизацию начала XIX века.

Рисунки изящные, легкие, почти воздушные, описания – четкие и деловые. В них вообще нет оценок. Ни художник, ни автор текстов не хотят рассказывать историю о дикой стране, вроде тех, которые любили во все века путешественники по России. Их задача – погрузить зрителя в хаос живой жизни и пояснить непонятные моменты.

#иностранцы_в_России

https://teletype.in/@r-sever/XvSLTOyJcTA
19👍9👏3
Село Успенское в низовьях реки Чусовой.
Фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.
#фото
38👍10🔥3
3 июля 1881 года родилась художница Наталия Гончарова.

Гончарова обладала талантом сочетать несочетаемое в своем творчестве и умела по-новому взглянуть на привычные вещи. Работая в собственной, ни на кого не похожей живописной манере, она обращалась к различным стилям и эпохам. Так, в начале 1910-х годов художнице удалось переосмыслить искусство иконы, Древнего Египта, народное творчество, а также ориентализм, фовизм, футуризм и кубизм.

В 1916 году Гончарова по приглашению Сергея Дягилева оказалась в Испании – новой площадке гастрольного турне «Русских сезонов». Во время поездки художница посетила Бургас, Севилью, Авилу и Мадрид, где познакомилась с испанской архитектурой, музыкой, изобразительным искусством, культурой фламенко и национальными нарядами.

Испанская культура, в которой соединялись строгость и страстность, была близка художнице. В одном из писем Гончарова делилась своими впечатлениями :
«Испанию я очень люблю. Мне кажется, что изо всех стран, где я бывала, это единственная где есть какие-то скрытые силы. Этим она очень близка России».

Вплоть до начала 1940-х годов образы испанок не покидали холсты Наталии Гончаровой и стали некой визитной карточкой художницы. Показываем эти произведения в нашей сегодняшней подборке.
👍2319😍1
Владивосток: город-труп

Иван Давыдов продолжает цикл рассказов про Владивосток...На этот раз история про воспоминания знаменитого французского писателя Жозефа Кесселя, который оказался во Владивостоке в 1918 году.

в предыдущих выпусках:

Владивосток глазами обычной американки...
Владивосток: компьютерная стратегия в реальном времени


https://teletype.in/@r-sever/Xs2ue_PrRCo
🔥179👍9
Спецвыпуск афиши: еще можете успеть

В предыдущем спецвыпуске мы рассказывали о московских выставках, которые закончатся до середины июля. В этом – о тех, которые до конца июля. Спешите.

👉 В Музее русской иконы«Красота в глазах смотрящего», наивные иконы из частной коллекции. Большое событие, то, что увидеть надо просто обязательно.
Гончарная, д. 3 с. 1, до 20 июля.

В Историческом музее, в Кабинете председателя – «Сказочные образы в русской керамике», разные глиняные штуковины из города Скопина в Ряанской губернии. Очень замысловатые, иногда смешные, и, кстати, до сих пор доподлинно неизвестно, откуда тамошние мастера свое вдохновение черпали.
Красная площадь, д. 1, до 21 июля.

👉 Еще одна выставка, которую никак нельзя пропустить – «Восстает во славе» в Музее архитектуры. Там – история восстановления новгородских церквей после войны, но главное – иконы и спасенные фрески.
Воздвиженка, д. 5/25, до 27 июля.

В Дарвиновском музее«Дошел до Берлина. Май Митурич». К столетнему юбилею замечательного иллюстратора.
Вавилова, д. 57, до 27 июля.

В Музее Сидура«Цветочек в полуденной истоме», работы самого Сидура и современной художницы Анны Рыбаковой.
Новогиреевская, д. 37А, до 27 июля.

Музей декоративного искусства продлил выставку «Диалог поколений. Елена и Валентин Волковы». Мать и сын. Мать – признанный мастер наива, сын – современный художник.
Делегатская, д. 3, до 27 июля.

В Музее Пушкина на Пречистенке«Детства милые виденья», интерьеры детских комнат в дворянских домах XIX века, куклы и солдатики. Очень рекомендуем.
Пречистенка, д. 12/2, до 27 июля.

А в Музее имени Пушкина, в ГМИИ (вернее, в Галерее искусства стран Европы и Америки) – «Французский рисунок первой половины – середины XIX века». Не то, чтобы огонь, честно сказать, но любопытно.
Волхонка, д. 14, до 27 июля.

И еще раз скажем – спешите. Почти всегда надо спешить.
14❤‍🔥5👍1