Евангелие на фанере: жизнь и труды Юлии Рейтлингер
Иван Давыдов сходил в зал Юлии Рейтлингер в московском Доме русского зарубежья и был потрясен росписями, сделанными ею на фанере для церкви в пригороде Парижа.
Прочитайте этот его рассказ о Юлии Рейтлингер (сестре Иоанне) — о судьбе русского человека в ХХ веке, о красоте и чуде.
И посмотрите на картинки (сразу извиняемся за несовершенное качество фотографий). Они даже в таком формате потрясают. А еще лучше, если есть такая возможность, сходите в Дом русского зарубежья и посмотрите эти шедевры своими глазами.
https://teletype.in/@r-sever/yoL8JXFS1Pn
Иван Давыдов сходил в зал Юлии Рейтлингер в московском Доме русского зарубежья и был потрясен росписями, сделанными ею на фанере для церкви в пригороде Парижа.
Прочитайте этот его рассказ о Юлии Рейтлингер (сестре Иоанне) — о судьбе русского человека в ХХ веке, о красоте и чуде.
И посмотрите на картинки (сразу извиняемся за несовершенное качество фотографий). Они даже в таком формате потрясают. А еще лучше, если есть такая возможность, сходите в Дом русского зарубежья и посмотрите эти шедевры своими глазами.
https://teletype.in/@r-sever/yoL8JXFS1Pn
Teletype
Евангелие на фанере: жизнь и труды Юлии Рейтлингер
История ученицы Сергия Булгакова, работы которой спас Никита Струве
❤30👍5❤🔥3💔1
Forwarded from WeHistory
Интересный факт: Пётр I Алексеевич всегда носил при себе стоматологические инструменты, готовый в любой момент вырвать больные (и не очень) зубы своим верноподданным.
Касалась эта страсть не только придворных, так и, например, моряков. Овладев этим искусством в Европе, Пётр Алексеевич таким образом расслаблялся и посильно распространял передовые знания о лечении зубов на родине. В книге Ивана Кондратьева «Седая старина Москвы» имеется такое описание процедуры:
И хотя такое пристрастие несколько настораживает, в Музее антропологии и этнографии Санкт-Петербурга хранится знаменитый «Реестр зубам, дёрганым императором Петром I», насчитывающий 73 экземпляра, по состоянию которых ясно, что царь стоматологией владел отменно.
К слову, интерес самодержца к медицине стоматологией не ограничивался: посещал различные лекции, лично проводил вскрытия трупов, увлекался бальзамированием и мумификацией и т.д.
Касалась эта страсть не только придворных, так и, например, моряков. Овладев этим искусством в Европе, Пётр Алексеевич таким образом расслаблялся и посильно распространял передовые знания о лечении зубов на родине. В книге Ивана Кондратьева «Седая старина Москвы» имеется такое описание процедуры:
“Царь превосходно рвал зубы. Однажды, гуляя по рынку Амстердама, остановился у лавки одного цирюльника, который дошел до такого совершенства, что рвал зубы ручкой чайной ложки и концом шпаги. Государь призвал его к себе, велел ему повторить опыты своего искусства и после нескольких уроков не уступал своему учителю”.
И хотя такое пристрастие несколько настораживает, в Музее антропологии и этнографии Санкт-Петербурга хранится знаменитый «Реестр зубам, дёрганым императором Петром I», насчитывающий 73 экземпляра, по состоянию которых ясно, что царь стоматологией владел отменно.
К слову, интерес самодержца к медицине стоматологией не ограничивался: посещал различные лекции, лично проводил вскрытия трупов, увлекался бальзамированием и мумификацией и т.д.
😱20🔥10🤔8👍6❤1
Forwarded from Минутка этнографии
Еще одну историю из Тенишевского архива – и просыпаться будет интереснее.
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния. Ч. 2. Грязовецкий и Кадниковский уезды. СПб. 2007. С. 67-68.
Минутка этнографии
#арэм #ещеоднуисторию
«Америками крестьяне называют Америку, о которой, впрочем, не имеют никакого согласного понятия; под Америками подразумевается какое-то заколдованное царство, в котором обитают только одни злые духи, колдуны, змеи, хищные звери и птицы».
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния. Ч. 2. Грязовецкий и Кадниковский уезды. СПб. 2007. С. 67-68.
Минутка этнографии
#арэм #ещеоднуисторию
😁22❤5🔥5
Церковь Космы и Дамиана Ассийских в Нижних Садовниках (на Болотном острове)
Продолжаем рассказывать про уничтоженные церкви. #уничтоженные
Это была одна из самых красивых церквей Москвы. Построена в середине XVII века (1657 год). В 1663 году к церкви пристроили трапезную, а через 30 лет и шатровую колокольню — и в итоге получился единый комплекс.
И этот комплекс еще в начале XX века воспринимался как манифест возможностей русской архитектуры XVII века. Причем одновременно как в следовании традициям, так и в создании новых пространственных структур — жесткие линии и контуры трапезной соотносятся с четким ритмом закомар и глав самой церкви. Ну и конечно, удивительный по причудливости, разнообразию и богатству декор.
В 1931 году церковь передали под Моссельпромовскую столовую, но что-то не заладилось тут со столовой, и в 1932 году храм снесли, чтобы построить на его месте большой жилой дом. Который стоит на Садовнической улице и сейчас.
Продолжаем рассказывать про уничтоженные церкви. #уничтоженные
Это была одна из самых красивых церквей Москвы. Построена в середине XVII века (1657 год). В 1663 году к церкви пристроили трапезную, а через 30 лет и шатровую колокольню — и в итоге получился единый комплекс.
И этот комплекс еще в начале XX века воспринимался как манифест возможностей русской архитектуры XVII века. Причем одновременно как в следовании традициям, так и в создании новых пространственных структур — жесткие линии и контуры трапезной соотносятся с четким ритмом закомар и глав самой церкви. Ну и конечно, удивительный по причудливости, разнообразию и богатству декор.
В 1931 году церковь передали под Моссельпромовскую столовую, но что-то не заладилось тут со столовой, и в 1932 году храм снесли, чтобы построить на его месте большой жилой дом. Который стоит на Садовнической улице и сейчас.
😢25💔9👍6❤4
В Воскресенье мы рассказывали про наш Север и наши паломничества в Переделкино. А люди почему-то пришли слушать и даже слушали со вниманием и не разбегались. Было очень здорово!
Фото отсюда: https://vk.com/photo-211522250_457243385
Фото отсюда: https://vk.com/photo-211522250_457243385
❤55👍10
Сегодня — Успение Богородицы
И вы, наверное, ждете, что ваш любимый канал «Север» наконец расскажет о двух странных фигурках, которые изображаются в самом низу на иконах Успения, под одром Богородицы.
На иконах Успения изображено прощание с Богородицей: Мария лежит на смертном одре, вокруг собрались апостолы. По преданию, Господь чудесным образом перенес их всех по воздуху в Иерусалим. Кроме апостолов, среди оплакивающих могут быть и первые христианские епископы, и даже Святые Отцы, воспевавшие Богородицу. Над одром — Христос, держащий в руках маленькую фигурку Богородицы — ее душу. Здесь как бы переворачивается классическая иконография: не Богоматерь с младенцем, а Христос с душой Марии. Выше иногда изображают, как ангелы уносят душу Богородицы на небо.
А в самом низу часто появляются две странные фигурки, которые под гробом Богородицы разыгрывают какую-то сценку. И на общем фоне торжественной статики эта «возня» неизменно привлекает внимание.
Что же это за история?
По преданию, в момент похорон Богородицы иудейский священник Афония решил отстоять «традиционные ценности» и сбросить Богородицу с одра, чтобы остановить «еретическую» процессию. Однако невидимый ангел отсек ему руки. Потрясенный случившимся, священник тут же уверовал во Христа, после чего был исцелен.
Иконописцы, конечно, не смогли удержаться: воспроизводя эту сцену, они стали изображать ангела видимым — с мечом в руках.
И вы, наверное, ждете, что ваш любимый канал «Север» наконец расскажет о двух странных фигурках, которые изображаются в самом низу на иконах Успения, под одром Богородицы.
На иконах Успения изображено прощание с Богородицей: Мария лежит на смертном одре, вокруг собрались апостолы. По преданию, Господь чудесным образом перенес их всех по воздуху в Иерусалим. Кроме апостолов, среди оплакивающих могут быть и первые христианские епископы, и даже Святые Отцы, воспевавшие Богородицу. Над одром — Христос, держащий в руках маленькую фигурку Богородицы — ее душу. Здесь как бы переворачивается классическая иконография: не Богоматерь с младенцем, а Христос с душой Марии. Выше иногда изображают, как ангелы уносят душу Богородицы на небо.
А в самом низу часто появляются две странные фигурки, которые под гробом Богородицы разыгрывают какую-то сценку. И на общем фоне торжественной статики эта «возня» неизменно привлекает внимание.
Что же это за история?
По преданию, в момент похорон Богородицы иудейский священник Афония решил отстоять «традиционные ценности» и сбросить Богородицу с одра, чтобы остановить «еретическую» процессию. Однако невидимый ангел отсек ему руки. Потрясенный случившимся, священник тут же уверовал во Христа, после чего был исцелен.
Иконописцы, конечно, не смогли удержаться: воспроизводя эту сцену, они стали изображать ангела видимым — с мечом в руках.
❤25👍14❤🔥5
Forwarded from Ivan Davydov
Все-таки "Люди и города", как и планировалось первоначально. Выглядеть будет, видимо, как-то так. И, кстати, мы все-таки планируем запустить на "Севере" онлайн-семинары перед выходом.
❤52👍23