Север – Telegram
Север
5.47K subscribers
3.58K photos
20 videos
816 links
Канал про Россию, которую надо вернуть себе
Download Telegram
Что на картине? Исаак Левитан. «Вечерний звон» 1892.

Сегодня Исааку Левитану 165 лет. Левитан был учеником Саврасова, и именно он — выходец из еврейского местечка в Польше, глубже и полнее других воспринял саврасовскую идею русского мира и русского космоса. Только, в отличие от Саврасова, он пытался найти точки умиротворения и гармонии этого самого русского мира.

Один из главных приемов Левитана — остановка времени. Он буквально лишает пространство своих картин любой динамики. На его картинах нет ветра, нет теченья рек, даже облака чаще всего не плывут, а, скорее, висят на небе. И людей почти нет. А если, как на этой картине, все-таки есть, то они тоже лишены динамики и как бы выпали из времени. Лодка повернута поперек реки, а люди на берегу никуда не идут — просто стоят так, будто они часть пейзажа.

И монастырь тоже стоит вне времени — как стоял тут 200 лет назад и как будет стоять всегда… Он тоже часть пейзажа, а точнее — его центр, его основание и организационное начало.

А монастырь этот совсем не абстрактный. Это вполне конкретный Кривоезерский Троицкий монастырь, находящийся н а противоположном берегу Волги от города Юрьевец-Повольский.

Монастырь в конце XIX века был уже в некотором упадке. Но в XVIII и первой половине XIX века был очень замет. Слава к нему пришла, когда один из лучших иконописцев Оружейной палаты Кирилл Уланов принял тут постриг и создал икону Божией Матери Иерусалимской, которая стремительно прославилась как чудотворная.

Кстати, этот монастырь Левитан изобразил на еще одной знаменитой картине "Тихая обитель" 1890 года. И на обеих картинах шатровая колокольня в стиле XVII века. Так вот в реальном монастыре ее не было. Левитан не просто срисовывает пейзаж, он организует пространство картины как художественного целого. И показательно, что пятиглавый собор Иконы Божией Матери Иерусалимская, построенный в начале XIX века, на картине тоже немного изменен в пропорциях и выглядит совсем как храм XVII века.

Ну, а что сейчас в этом месте?

А сейчас тут ничего нет. Буквально. Ничего. Только вода.

В 1955 году при строительстве Нижегородской ГЭС монастырь и окрестные земли были затоплены. Теперь тут Горьковское водохранилище. Такой вот получился русский космос.
😢3329👍12💔8😭2
Сегодня, 31 августа, день памяти святых Флора и Лавра. К этому дню напомним рассказ Ивана Давыдова о «Чуде архангела Михаила о Флоре и Лавре», своем деде и потерянных в детстве лошадках.

Эта икона – из коллекции Музея русской иконы, созданного Михаилом Абрамовым. Абрамов погиб, а музей остался, - Москва, Гончарная улица, дом 3. Мы помним Абрамова и благодарны ему за дело его жизни.

Тут бы можно, прикинувшись искусствоведом, про композицию и цвета, но вы ведь и сами все видите, даже на плохой фотографии. Чудо в красках, все – как будто картинка из сказки. Краски и есть чудо.

Но пару слов о чуде все-таки сказать надо, наверное. Иконы с таким сюжетом появились на Руси еще в XV веке. Почему именно эти святые стали покровителями лошадей – неизвестно, литературный источник предания не найден, Флор и Лавр, согласно житию, - каменотесы, строители. Им бы к масонам в патроны, а не к пастухам. Илирийский царь поручил им построить храм Геракла, а они возвели христианскую церковь, за что и претерпели муки. Наша легенда попроще. Однажды некий пастух потерял табун. И понял он, что хозяин ему этого не простит, что жизнь его кончена, и стал молиться Флору и Лавру. Святые табун нашли, а им коней подвел сам небесный архистратиг, предводитель воинств ангельских. Именно это и показано на иконе сверху.

Но нас интересует то, что снизу. Там помощники Флора и Лавра – тоже святые, братья-мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп («ускоряющий конский бег», «гонящий коня» и «за конем ухаживающий») мчат к потерянному табуну. И стоят под горой дивные эти лошадки.

Дед мой, человек злой и непростой, обладал чудесным даром. Брал лист бумаги, ножницы, и вырезал несколькими движениями из бумаги лошадку. В детстве у меня их много было, все, конечно, потерялись. Об этих лошадках есть своя легенда или быль, семейная. Когда семью его пришли раскулачивать – не из-за богатств, они были бедные, а из-за склонности веселого прадеда, видимо, наследственной, замысловато оскорблять разнообразное начальство, - дед, тогда еще мальчишка, спросил у своей бабки, моей, то есть, прапра- : Кто это? Зачем они пришли? Что будут делать?

- Ну, дом заберут, коровку, лошадок, - вздохнула старуха.

И он, схватив единственное и главное свое добро, своих бумажных лошадок, побежал их прятать.

Так вот, лошадки его, те, которых он потом мне дарил, и которых я порастерял, были точно такими же, как на этой иконе. Здесь они и спрятались, здесь я их встретил. Никогда ведь не знаешь, обо что глаз споткнется, чтобы напомнить, почему ты на этой земле не чужой. #зверь
52👍14❤‍🔥11😢5
Черный пиар Василия Шуйского

Иван Давыдов продолжает рассказывать о древнерусской литературе... На этот раз не совсем привычный, но зато вполне актуальный ракурс этой литературы. А именно: история информационной войны, которую вел в годы Смуты против своих соперников Василий Шуйский.

#Древнерусская_литература_для_чайников

https://telegra.ph/Azy-drevnerusskoj-propagandy-chernyj-piar-Vasiliya-SHujskogo-10-02
👍2612
Церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот

#уничтоженные

Еще одна прекрасная церковь – жертва Метростроя. Стояла она на пересечении Мясницкой улицы и Боброва переулка, возле метро Чистые пруды, там, где сейчас сквер перед театром «Et Cetera». Снесли ее во время строительства первой линии метро, а на ее месте поставили барак бетонного завода Метростроя.

Приходская церковь, построенная на средства мещан Мясницкой слободы в середине XVII века. Пятиглавая, с аутентичной колокольней. Сохранившаяся без позднейших перестроек – разве что форма крыши несколько раз менялась. Это такая типичная московская приходская церковь XVII века – сбитая, невысокая, соразмерная пространству и людям. Украшенная достойно, но без вызова и излишеств. К началу ХХ века сохранилась и роспись конца XVII века. И, кстати, тут среди святых и евангельских сюжетов были изображены древнегреческие философы – Платон, Аристотель и Солон.

Так и хочется увидеть ее сегодня на этом пустыре вместо уродливого театра.

Обратите внимание на картинки. На первых двух: 1840-е годы (литография с оригинала Ф. Дица) и 1882 год (из фотоальбома Николая Найденова) — четырехскатная крыша. Мы уже много раз писали, что старые церкви в XIX веке закатывали под крышу вместе с закомарами и кокошниками. Но приглядитесь... на фотографиях начала XX века — мы видим, что массивную крышу убрали, и на главах появились кокошники. Кокошники там всегда были, но раньше их закрывали скаты крыши.
21😢10👍3
В отличие от диких зверей, люди могут быть и опасными, и разумными. У нас есть редкая возможность увидеть исторический сюжет на ярославской иконе-раме с чудесами иконы "Богоматерь Ярсолавская-Казанская" 1690-х гг. (фото 1). В эпоху Смутного времени город Романов-Борисоглебск был сожжен и разграблен поляками, икона "Богоматерь Казанская" была украдена из храма шляхтичем Яковом Любским (фото 2). Спустя некоторое время, этот отряд оказался в Ярославле. И настал момент, когда, в силу разных причин, похититель решил вернуть икону православным: он принес украденный образ в дом ярославскому земскому старосте (= мэру города) купцу Василию Лыткину с предложением выкупить икону (фото 3). Это событие стало знаковым: купец Лыткин освободил образ Богоматери из польского плена, она стала знаменем ополчения Минина и Пожарского и благословила освобождение Москвы от поляков. И всенародная благодарность во всех храмах Руси: в Казани, в Москве, в Ярославле (фото 4).
23👍7
Св. Модест
Конец 17 в. (?)
114 х 92 см
чс
👍146🔥3
Маскарон

#архитектурный_словарь

🔹 Декоративный элемент в форме головы мифологического существа, животного или человека, изображенной анфас.

Маскарон — одно из самых древних архитектурных украшений. В частности, они активно использовались в храмовой архитектуре Европы, однако в России до самого конца XVII века их не было. Первый русский храм с маскаронами — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (в районе Таганки), построенная в 1696 году (вторая картинка).

Начиная с «петровского барокко», разнообразные головы начинают активно украшать замковые камни арок, наличники и ниши. А затем маскароны встречаются и во всех других стилях: барокко, классицизм, ампир, неоренессанс, модерн, неоклассицизм — вплоть до 1920-х годов XX века.

В советской архитектуре мифическим существам места уже не находилось. Но всё-таки на сталинках они изредка встречаются — инерция образов ампира и классицизма. Впрочем, для сталинок куда характернее барельефы с изображением голов (например, писателей на школьных зданиях) в профиль.

1. Маскарон Зимнего дворца.
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой. Тут маскароны в виде ангелов.
3. Екатерининский дворец Царского села
4. Доходный дом купца М.И.Мишина, (1903 г.). Москва. Мясницкая, дом 18
5. Маскарон на Дворце Победы в Златоусте Челябинской области (1944-1947 г.)
👍2810🔥5
А вот ещё пример советского маскарона — только не в архитектуре, а в декоративно-прикладном производстве.

Это советская дверная ручка 1970–1980-х годов. Такие встречались едва ли не в половине советских квартир. Со львом. Выпускались в двух вариантах: серебряного цвета и бронзового. Бронзовая краска, впрочем, быстро облезала.
👍22🔥6😁41
Forwarded from Петрóполь
Редкая, если не единственная фотография имперских баскетболистов в деле — показательное выступление в столичном Мало-Петровском парке 19 июня 1913 года.
🔥24👍1210😁1
Душевные душегубы

🖇"Люди всех сословий, всех социальных страт, добрые, хорошие люди. И как на подбор — убийцы".

Мы тут обещали выкладывать побольше текстов жизнеутверждающих. Этот, мягко говоря, не такой. Но важный...

И вот еще цитата...

🖇«В ту пору, — пишет Кейзерлинг, — несоразмерно высокий процент арестантов принадлежал к категории отцеубийц — примечательное явление, объяснимое только положением отца в семье. Отец был патриархом и властвовал всей родней… Во многих российских губерниях молодые мужчины уезжали на заработки в дальние концы империи, оставляя своих жен и детей под опекой отца. А в иных местах существовал и такой обычай: в отсутствие сына отец, помимо всего прочего, исполнял и супружеские обязанности».


https://teletype.in/@r-sever/ISPIDUYi39j
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍25🤔6😱631💊1