Черный пиар Василия Шуйского
Иван Давыдов продолжает рассказывать о древнерусской литературе... На этот раз не совсем привычный, но зато вполне актуальный ракурс этой литературы. А именно: история информационной войны, которую вел в годы Смуты против своих соперников Василий Шуйский.
#Древнерусская_литература_для_чайников
https://telegra.ph/Azy-drevnerusskoj-propagandy-chernyj-piar-Vasiliya-SHujskogo-10-02
Иван Давыдов продолжает рассказывать о древнерусской литературе... На этот раз не совсем привычный, но зато вполне актуальный ракурс этой литературы. А именно: история информационной войны, которую вел в годы Смуты против своих соперников Василий Шуйский.
#Древнерусская_литература_для_чайников
https://telegra.ph/Azy-drevnerusskoj-propagandy-chernyj-piar-Vasiliya-SHujskogo-10-02
Telegraph
Азы древнерусской пропаганды: черный пиар Василия Шуйского
История информационной войны, которую вел в годы Смуты против своих соперников Василий Шуйский
👍26❤12
Церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот
#уничтоженные
Еще одна прекрасная церковь – жертва Метростроя. Стояла она на пересечении Мясницкой улицы и Боброва переулка, возле метро Чистые пруды, там, где сейчас сквер перед театром «Et Cetera». Снесли ее во время строительства первой линии метро, а на ее месте поставили барак бетонного завода Метростроя.
Приходская церковь, построенная на средства мещан Мясницкой слободы в середине XVII века. Пятиглавая, с аутентичной колокольней. Сохранившаяся без позднейших перестроек – разве что форма крыши несколько раз менялась. Это такая типичная московская приходская церковь XVII века – сбитая, невысокая, соразмерная пространству и людям. Украшенная достойно, но без вызова и излишеств. К началу ХХ века сохранилась и роспись конца XVII века. И, кстати, тут среди святых и евангельских сюжетов были изображены древнегреческие философы – Платон, Аристотель и Солон.
Так и хочется увидеть ее сегодня на этом пустыре вместо уродливого театра.
Обратите внимание на картинки. На первых двух: 1840-е годы (литография с оригинала Ф. Дица) и 1882 год (из фотоальбома Николая Найденова) — четырехскатная крыша. Мы уже много раз писали, что старые церкви в XIX веке закатывали под крышу вместе с закомарами и кокошниками. Но приглядитесь... на фотографиях начала XX века — мы видим, что массивную крышу убрали, и на главах появились кокошники. Кокошники там всегда были, но раньше их закрывали скаты крыши.
#уничтоженные
Еще одна прекрасная церковь – жертва Метростроя. Стояла она на пересечении Мясницкой улицы и Боброва переулка, возле метро Чистые пруды, там, где сейчас сквер перед театром «Et Cetera». Снесли ее во время строительства первой линии метро, а на ее месте поставили барак бетонного завода Метростроя.
Приходская церковь, построенная на средства мещан Мясницкой слободы в середине XVII века. Пятиглавая, с аутентичной колокольней. Сохранившаяся без позднейших перестроек – разве что форма крыши несколько раз менялась. Это такая типичная московская приходская церковь XVII века – сбитая, невысокая, соразмерная пространству и людям. Украшенная достойно, но без вызова и излишеств. К началу ХХ века сохранилась и роспись конца XVII века. И, кстати, тут среди святых и евангельских сюжетов были изображены древнегреческие философы – Платон, Аристотель и Солон.
Так и хочется увидеть ее сегодня на этом пустыре вместо уродливого театра.
Обратите внимание на картинки. На первых двух: 1840-е годы (литография с оригинала Ф. Дица) и 1882 год (из фотоальбома Николая Найденова) — четырехскатная крыша. Мы уже много раз писали, что старые церкви в XIX веке закатывали под крышу вместе с закомарами и кокошниками. Но приглядитесь... на фотографиях начала XX века — мы видим, что массивную крышу убрали, и на главах появились кокошники. Кокошники там всегда были, но раньше их закрывали скаты крыши.
❤21😢10👍3
Forwarded from Митрополичьи палаты в Ярославле
В отличие от диких зверей, люди могут быть и опасными, и разумными. У нас есть редкая возможность увидеть исторический сюжет на ярославской иконе-раме с чудесами иконы "Богоматерь Ярсолавская-Казанская" 1690-х гг. (фото 1). В эпоху Смутного времени город Романов-Борисоглебск был сожжен и разграблен поляками, икона "Богоматерь Казанская" была украдена из храма шляхтичем Яковом Любским (фото 2). Спустя некоторое время, этот отряд оказался в Ярославле. И настал момент, когда, в силу разных причин, похититель решил вернуть икону православным: он принес украденный образ в дом ярославскому земскому старосте (= мэру города) купцу Василию Лыткину с предложением выкупить икону (фото 3). Это событие стало знаковым: купец Лыткин освободил образ Богоматери из польского плена, она стала знаменем ополчения Минина и Пожарского и благословила освобождение Москвы от поляков. И всенародная благодарность во всех храмах Руси: в Казани, в Москве, в Ярославле (фото 4).
❤23👍7
Маскарон
#архитектурный_словарь
🔹 Декоративный элемент в форме головы мифологического существа, животного или человека, изображенной анфас.
Маскарон — одно из самых древних архитектурных украшений. В частности, они активно использовались в храмовой архитектуре Европы, однако в России до самого конца XVII века их не было. Первый русский храм с маскаронами — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (в районе Таганки), построенная в 1696 году (вторая картинка).
Начиная с «петровского барокко», разнообразные головы начинают активно украшать замковые камни арок, наличники и ниши. А затем маскароны встречаются и во всех других стилях: барокко, классицизм, ампир, неоренессанс, модерн, неоклассицизм — вплоть до 1920-х годов XX века.
В советской архитектуре мифическим существам места уже не находилось. Но всё-таки на сталинках они изредка встречаются — инерция образов ампира и классицизма. Впрочем, для сталинок куда характернее барельефы с изображением голов (например, писателей на школьных зданиях) в профиль.
1. Маскарон Зимнего дворца.
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой. Тут маскароны в виде ангелов.
3. Екатерининский дворец Царского села
4. Доходный дом купца М.И.Мишина, (1903 г.). Москва. Мясницкая, дом 18
5. Маскарон на Дворце Победы в Златоусте Челябинской области (1944-1947 г.)
#архитектурный_словарь
🔹 Декоративный элемент в форме головы мифологического существа, животного или человека, изображенной анфас.
Маскарон — одно из самых древних архитектурных украшений. В частности, они активно использовались в храмовой архитектуре Европы, однако в России до самого конца XVII века их не было. Первый русский храм с маскаронами — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (в районе Таганки), построенная в 1696 году (вторая картинка).
Начиная с «петровского барокко», разнообразные головы начинают активно украшать замковые камни арок, наличники и ниши. А затем маскароны встречаются и во всех других стилях: барокко, классицизм, ампир, неоренессанс, модерн, неоклассицизм — вплоть до 1920-х годов XX века.
В советской архитектуре мифическим существам места уже не находилось. Но всё-таки на сталинках они изредка встречаются — инерция образов ампира и классицизма. Впрочем, для сталинок куда характернее барельефы с изображением голов (например, писателей на школьных зданиях) в профиль.
1. Маскарон Зимнего дворца.
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой. Тут маскароны в виде ангелов.
3. Екатерининский дворец Царского села
4. Доходный дом купца М.И.Мишина, (1903 г.). Москва. Мясницкая, дом 18
5. Маскарон на Дворце Победы в Златоусте Челябинской области (1944-1947 г.)
👍28❤10🔥5
А вот ещё пример советского маскарона — только не в архитектуре, а в декоративно-прикладном производстве.
Это советская дверная ручка 1970–1980-х годов. Такие встречались едва ли не в половине советских квартир. Со львом. Выпускались в двух вариантах: серебряного цвета и бронзового. Бронзовая краска, впрочем, быстро облезала.
Это советская дверная ручка 1970–1980-х годов. Такие встречались едва ли не в половине советских квартир. Со львом. Выпускались в двух вариантах: серебряного цвета и бронзового. Бронзовая краска, впрочем, быстро облезала.
👍22🔥6😁4❤1
Душевные душегубы
🖇 "Люди всех сословий, всех социальных страт, добрые, хорошие люди. И как на подбор — убийцы".
Мы тут обещали выкладывать побольше текстов жизнеутверждающих. Этот, мягко говоря, не такой. Но важный...
И вот еще цитата...
🖇 «В ту пору, — пишет Кейзерлинг, — несоразмерно высокий процент арестантов принадлежал к категории отцеубийц — примечательное явление, объяснимое только положением отца в семье. Отец был патриархом и властвовал всей родней… Во многих российских губерниях молодые мужчины уезжали на заработки в дальние концы империи, оставляя своих жен и детей под опекой отца. А в иных местах существовал и такой обычай: в отсутствие сына отец, помимо всего прочего, исполнял и супружеские обязанности».
https://teletype.in/@r-sever/ISPIDUYi39j
Мы тут обещали выкладывать побольше текстов жизнеутверждающих. Этот, мягко говоря, не такой. Но важный...
И вот еще цитата...
https://teletype.in/@r-sever/ISPIDUYi39j
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Teletype
Душевные душегубы. Русские преступники в мемуарах графа Кейзерлинга
Три этажа преступного мира царской России.
👍25🤔6😱6✍3❤1💊1
Forwarded from Ivan Davydov
Доделал большую афишу для «Севера», скоро выйдет, если главный, а также мудрый и бородатый редактор «Севера» не будет лениться. Во
Пскове – большая выставка к столетию Элия Белютина. Я едва ли попаду, а жаль. В Новой Третьяковке к юбилею тоже вывесили несколько его работ, и одна меня просто разорвала в клочья. «Через три месяца после войны» (1945). На знаменитой выставке в Манеже картины Белютина и его учеников вызвали особый гнев Хрущева Н.С. Да и правильно.
Почему, кстати, во Пскове? Вроде бы, не имел он никакого особого отношения к Пскову.
Пскове – большая выставка к столетию Элия Белютина. Я едва ли попаду, а жаль. В Новой Третьяковке к юбилею тоже вывесили несколько его работ, и одна меня просто разорвала в клочья. «Через три месяца после войны» (1945). На знаменитой выставке в Манеже картины Белютина и его учеников вызвали особый гнев Хрущева Н.С. Да и правильно.
Почему, кстати, во Пскове? Вроде бы, не имел он никакого особого отношения к Пскову.
❤23👍10
Forwarded from Газетная пыль
Известно, что в Сибири любят пельмени. Но чтобы из-за пельменей выходили беспорядки – об этом мы не слыхали. А между тем, по словам «Сибирской Жизни», пельмени питают не только желудки сибиряков, но и преступные наклонности их.
Как недавно управа докладывала думе, по сообщению пристава 3 уч. г. Томска г-на И-ка, на базаре постоянно происходят мелкие кражи, убийства и проч., между тем в других местах такого рода происшествий замечается менее.
Отыскивая причины этого вопиющего зла, пристав, наконец, пришел к тому заключению, что виноватыми в происшествиях являются… пельмени!.. Вокруг изготовительниц пельмений, особ преимущественно подозрительных, собираются толпы разного люда, преимущественно тоже подозрительных: отсюда-де и происшествия…
Обсудив это сообщение, управа проектировала ограничить число пельменщиков и пельменщиц на базаре и, кроме того, при каждой выдаче подобного свидетельства запрашивать полицию о благонадежности лиц, желающих продавать пельмени…
…Пельменщики должны будут представлять свидетельство о благонадежности. Этого еще не доставало.
«Владимирская газета». 1903. № 47.
Газетная пыль
Как недавно управа докладывала думе, по сообщению пристава 3 уч. г. Томска г-на И-ка, на базаре постоянно происходят мелкие кражи, убийства и проч., между тем в других местах такого рода происшествий замечается менее.
Отыскивая причины этого вопиющего зла, пристав, наконец, пришел к тому заключению, что виноватыми в происшествиях являются… пельмени!.. Вокруг изготовительниц пельмений, особ преимущественно подозрительных, собираются толпы разного люда, преимущественно тоже подозрительных: отсюда-де и происшествия…
Обсудив это сообщение, управа проектировала ограничить число пельменщиков и пельменщиц на базаре и, кроме того, при каждой выдаче подобного свидетельства запрашивать полицию о благонадежности лиц, желающих продавать пельмени…
…Пельменщики должны будут представлять свидетельство о благонадежности. Этого еще не доставало.
«Владимирская газета». 1903. № 47.
Газетная пыль
😁23❤13😢2🤝2