Forwarded from Митрополичьи палаты в Ярославле
Ярославские иконописцы в XVII в. принимали участие в монументальных работах. Опыт стенописных работ формировал особенный взгляд на форму и цвет: лаконичность, выразительность, контрастность. Ничего лишнего. В экспозиции Митрополичьих палат экспонируется икона "Архидиакон Стефан со сценами жития" второй половины XVII в., которая является убедительным примером того, как стенописная дисциплина способствует построению совершенной композиции и максимальной выразительности. А наше любимое сочетание "красный-желтый-зеленый" выглядит изысканным. А лик юного первомученика может считаться одним из самых прекрасных, созданных в это время в Ярославле
❤25👍6
Forwarded from Saratov Project
Новое в саратовском краеведении. Из дневника журналиста «Правды» Лазаря Бронтмана, 6 декабря 1944 года:
«Позавчера был у Мержановых. Встретил там Леньку Кудреватых – военкора «Известий». Рассказал любопытную вещь. Его приятель был в Саратове. В столовой смотрит: сидит человек с квадратной головой. Вспомнил, что очень походит на памятник («бегемот») Александру III в Ленинграде. Оказалось – сын. Император был в Саратове. Прислуживала подавальщица. Поставил. Родился сын. Сообщили. Приказал воспитывать за счет губернаторства, дать образование. Сейчас он профессор, заслуженный деятель науки.
Там же живет сестра Николая II – Ирина Александровна. Во номер, если только – не треп!»
👍14😁9🔥5
Forwarded from Музей имени Андрея Рублева
Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублева
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, С ЖИТИЕМ
Около 1510 года. Москва, мастерская Феодосия
Дерево, темпера. 136 × 97,5 см
КП 3395
Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) родился в Ростове в боярской семье, переселившейся в 1328 году в Радонеж. После кончины родителей удалился с братом в лес для пустынножительства, где позднее основал монастырь во имя Святой Троицы и стал его ишуменом в 1354 году. Святой пользовался высоким духовным авторитетом, по преданию, он благословил великого князя Димитрия Донского перед битвой на Куликовом поле.
Житийная икона преподобного Сергия Радонежского написана для местного ряда иконостаса построенного в 1510-х годах Успенского собора в городе Дмитрове. Литературной основой изображений в клеймах стала первая редакция Жития святого, написанная Пахомием Логофетом в середине XV века на основе жизнеописания, составленного учеником преподобного и иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым.
Живопись иконы стилистически следует тскусству прославленного московского иконописца Дионисия, но отличается большей твердостью рисунка и насыщенностью цвета. Ее авторство приписывается сыну Дионисия Феодосию.
Состав клейм: 1) Рождение Варфоломея (Сергия); 2) Старец благословляет отрока Варфоломея (Научение грамоте); 3) Пострижение святого; 4) Изгнание бесов молитвами святого; 5) Поставление в диаконы; 6) Поставление в иереи; 7) Изведение источника; 8) Моление святого над умершем младенцем; 9) Святой возвращает живого младенца отцу; 10) Служение Божественной Литургии святым Сергием с ангелом. Видение Божественного огня на Литургии; 11) Явление Богоматери преподобному Сергию; 12) Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея; 13) Исцеление бесноватого вельможи; 14) Исцеление Захарии Бороздина; 15) Исцеление бесноватого вельможи; 16) Погребение святого; 17) Исцеление слепого у гроба святого.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, С ЖИТИЕМ
Около 1510 года. Москва, мастерская Феодосия
Дерево, темпера. 136 × 97,5 см
КП 3395
Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) родился в Ростове в боярской семье, переселившейся в 1328 году в Радонеж. После кончины родителей удалился с братом в лес для пустынножительства, где позднее основал монастырь во имя Святой Троицы и стал его ишуменом в 1354 году. Святой пользовался высоким духовным авторитетом, по преданию, он благословил великого князя Димитрия Донского перед битвой на Куликовом поле.
Житийная икона преподобного Сергия Радонежского написана для местного ряда иконостаса построенного в 1510-х годах Успенского собора в городе Дмитрове. Литературной основой изображений в клеймах стала первая редакция Жития святого, написанная Пахомием Логофетом в середине XV века на основе жизнеописания, составленного учеником преподобного и иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым.
Живопись иконы стилистически следует тскусству прославленного московского иконописца Дионисия, но отличается большей твердостью рисунка и насыщенностью цвета. Ее авторство приписывается сыну Дионисия Феодосию.
Состав клейм: 1) Рождение Варфоломея (Сергия); 2) Старец благословляет отрока Варфоломея (Научение грамоте); 3) Пострижение святого; 4) Изгнание бесов молитвами святого; 5) Поставление в диаконы; 6) Поставление в иереи; 7) Изведение источника; 8) Моление святого над умершем младенцем; 9) Святой возвращает живого младенца отцу; 10) Служение Божественной Литургии святым Сергием с ангелом. Видение Божественного огня на Литургии; 11) Явление Богоматери преподобному Сергию; 12) Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея; 13) Исцеление бесноватого вельможи; 14) Исцеление Захарии Бороздина; 15) Исцеление бесноватого вельможи; 16) Погребение святого; 17) Исцеление слепого у гроба святого.
👍9❤5
Филенки
#архитектурный_словарь
🔹 В широком смысле — это декоративное углубление в стене любой четкой геометрической формы. В узком — углубление в стене прямоугольной формы.
Мы уже писали о ширинках — важном декоративном элементе русской архитектуры, в виде квадратных ниш. Так вот, если мы понимаем филенки в широком смысле, то ширинки будут одним из видов филенок. А если в узком — то схожим элементом, но не в форме квадрата, а в форме прямоугольника.
С точки зрения ритмического функционала тут все то же, как и с ширинками: филенки создают и поддерживают вертикальный и горизонтальный ритм, дают объемный эффект и дополнительные возможности выразительности за счет обрамления ниши.
В отличие от ширинок, в филенки намного реже вставляли изразцы или иконы. А вот заполнение разнообразным орнаментом — очень распространено.
Филенки куда менее распространены в древнерусской архитектуре и русском узорочье, зато в архитектуре классицизма они вытесняют ширинки. Горизонтальный прямоугольный декор куда больше соответствует упорядоченному ритму иерархической гармонии, чем квадратные. Поэтому филенки любили и архитекторы сталинской эпохи.
#архитектурный_словарь
🔹 В широком смысле — это декоративное углубление в стене любой четкой геометрической формы. В узком — углубление в стене прямоугольной формы.
Мы уже писали о ширинках — важном декоративном элементе русской архитектуры, в виде квадратных ниш. Так вот, если мы понимаем филенки в широком смысле, то ширинки будут одним из видов филенок. А если в узком — то схожим элементом, но не в форме квадрата, а в форме прямоугольника.
С точки зрения ритмического функционала тут все то же, как и с ширинками: филенки создают и поддерживают вертикальный и горизонтальный ритм, дают объемный эффект и дополнительные возможности выразительности за счет обрамления ниши.
В отличие от ширинок, в филенки намного реже вставляли изразцы или иконы. А вот заполнение разнообразным орнаментом — очень распространено.
Филенки куда менее распространены в древнерусской архитектуре и русском узорочье, зато в архитектуре классицизма они вытесняют ширинки. Горизонтальный прямоугольный декор куда больше соответствует упорядоченному ритму иерархической гармонии, чем квадратные. Поэтому филенки любили и архитекторы сталинской эпохи.
👍20❤12
Возлюбленный ученик. Как изображали Иоанна Богослова и почему в России это старец, а в Европе – юноша
Сегодня, 9 октября, — день Преставления — мирной кончины одного из ближайших учеников Иисуса Христа, евангелиста и автора Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова.
Кстати, традиция называть апостола Иоанна Богословом — по большому счету чисто русская: нигде больше его так не называют.
❗️О том, как воспринимали Иоанна Богослова и как изображали его, читайте текст Андрея Громова — там много всего интересного. В том числе и о тетраморфах и путанице, которая возникла с орлом и львом.
https://teletype.in/@r-sever/fv8G-nGz463
Сегодня, 9 октября, — день Преставления — мирной кончины одного из ближайших учеников Иисуса Христа, евангелиста и автора Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова.
Петр — основатель Церкви, камень, твердыня христианства. Павел — основатель учения, конвертировавший слово Христово в социальные доктрины и структуры. Иоанн — другой и про другое. Самый молодой, самый утонченный, самый чувственный из апостолов. Он не герой и не мученик, но именно он — возлюбленный ученик Христа, и именно он прозревает истинные тайны Господни — ту глубину Слова, что выше и значимее любых деяний.
Кстати, традиция называть апостола Иоанна Богословом — по большому счету чисто русская: нигде больше его так не называют.
❗️О том, как воспринимали Иоанна Богослова и как изображали его, читайте текст Андрея Громова — там много всего интересного. В том числе и о тетраморфах и путанице, которая возникла с орлом и львом.
https://teletype.in/@r-sever/fv8G-nGz463
Teletype
Возлюбленный ученик
Как изображали Иоанна Богослова и почему в России это старец, а в Европе – юноша
❤36👍16❤🔥4
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В догонку к нашему тексту про Иоанна Богослова — прекраснейшее (и очень смешное) видео с отцом Алексеем Уминским:
😁30👍18❤12🔥7🤣2🤡1
Forwarded from Третьяковка официально
9 октября 1874 года родился художник Николай Рерих.
В 1895–1898 годах Рерих увлекся археологией и провел ряд раскопок древних курганов. Работы художник осуществлял в окрестностях имения своей семьи, там же делал зарисовки и записывал народные легенды и сказки. История сильно увлекала мастера, он считал, что «не знающий прошлого не может думать о будущем». Так в творчестве Николая Рериха появились темы Древней Руси, славян, их быта, мифов и традиций предков.
Интерес живописца к изучению древностей со временем только усиливался, поэтому летом 1903 года вместе с женой он совершил путешествие по старинным русским городам и их окрестностям, а также по Литве и Латвии. Во время поездки мастер написал более семидесяти живописных этюдов с изображением древней архитектуры. В этих произведениях художник показал памятники и целостные ансамбли с необычных ракурсов – Рерих старался передать красоту древних сооружений через самые характерные детали.
Этюды Николая Рериха из путешествия по России были с большим интересом встречены публикой. Художник и искусствовед Александр Ростиславов отмечал:
Позже накопленный архитектурный опыт лег в основу многих живописных, графических и театральных работ художника.
В день рождения мастера делимся подборкой его работ, посвященных архитектуре и истории России.
В 1895–1898 годах Рерих увлекся археологией и провел ряд раскопок древних курганов. Работы художник осуществлял в окрестностях имения своей семьи, там же делал зарисовки и записывал народные легенды и сказки. История сильно увлекала мастера, он считал, что «не знающий прошлого не может думать о будущем». Так в творчестве Николая Рериха появились темы Древней Руси, славян, их быта, мифов и традиций предков.
Интерес живописца к изучению древностей со временем только усиливался, поэтому летом 1903 года вместе с женой он совершил путешествие по старинным русским городам и их окрестностям, а также по Литве и Латвии. Во время поездки мастер написал более семидесяти живописных этюдов с изображением древней архитектуры. В этих произведениях художник показал памятники и целостные ансамбли с необычных ракурсов – Рерих старался передать красоту древних сооружений через самые характерные детали.
Этюды Николая Рериха из путешествия по России были с большим интересом встречены публикой. Художник и искусствовед Александр Ростиславов отмечал:
«Видна действительно работа человека, захваченного всецело обаянием прошлого, старающегося под влиянием первого свежего впечатления передать именно суть этого обаяния, а не фотографическую детальную подробность и прекрасно чувствующего и понимающего эту суть. Потому многие из этих этюдов не „копии с натуры“, как у нас принято считать этюды вообще, а скорее картины, — сильно и ярко отразившемуся в них живому, свежему впечатлению художника».
Позже накопленный архитектурный опыт лег в основу многих живописных, графических и театральных работ художника.
В день рождения мастера делимся подборкой его работ, посвященных архитектуре и истории России.
❤28👍11🔥4😐1
Forwarded from ЗЕЛО (Maria)
Иоанн Богослов в молчании. Иконы XVI в.
Со второй половины XVI века в русской иконописи получил распространение особый тип изображения святого, известный как «Св. Иоанн Богослов в молчании». Его характерной особенностью является жест евангелиста, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин 21:25).
Со второй половины XVI века в русской иконописи получил распространение особый тип изображения святого, известный как «Св. Иоанн Богослов в молчании». Его характерной особенностью является жест евангелиста, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин 21:25).
👍31❤6