Forwarded from Минутка этнографии
В 1909 году доблестные урядники сумели остановить конец света. И, как положено героям, остались в тени. Имена их неизвестны, а случилось все примерно так.
В курском селе юродивый Илья Колбасов объявил, что завтра будет кончина мира. В детали не вдавался, их и так все знали: вострубят ангелы небесные, прольется огонь с облаков, из земли вылезут клады и покойники.
Утром последнего дня истории Колбасов разделся догола, взял крест и с толпой крестьян отправился в церковь, где шла служба. Первым делом потребовал от священника вознестись живым на небо. Священник, конечно, отказался. Колбасов настаивал. Назревал скандал.
Толпа уже была готова, кажется, сама подбросить батюшку в небеса, потому что конец света без этого запаздывал. Все видели: без вознесения попа трубы ангелов не трубят, мертвые не воскресают, огонь никуда и неоткуда не летит.
Момент стремительно уходил. А бывшие в церкви судебный пристав, стражники и урядники, наконец, сориентировались, схватили Колбасова и других зачинщиков.
В итоге конец света не получился: священник никуда не полетел. Крестьяне повздыхали, повздыхали и вернулись к обычным своим делам.
(Власть тьмы // Царицынский вестник. 1909. 13 января. № 3045).
Минутка этнографии
В курском селе юродивый Илья Колбасов объявил, что завтра будет кончина мира. В детали не вдавался, их и так все знали: вострубят ангелы небесные, прольется огонь с облаков, из земли вылезут клады и покойники.
Утром последнего дня истории Колбасов разделся догола, взял крест и с толпой крестьян отправился в церковь, где шла служба. Первым делом потребовал от священника вознестись живым на небо. Священник, конечно, отказался. Колбасов настаивал. Назревал скандал.
Толпа уже была готова, кажется, сама подбросить батюшку в небеса, потому что конец света без этого запаздывал. Все видели: без вознесения попа трубы ангелов не трубят, мертвые не воскресают, огонь никуда и неоткуда не летит.
Момент стремительно уходил. А бывшие в церкви судебный пристав, стражники и урядники, наконец, сориентировались, схватили Колбасова и других зачинщиков.
В итоге конец света не получился: священник никуда не полетел. Крестьяне повздыхали, повздыхали и вернулись к обычным своим делам.
(Власть тьмы // Царицынский вестник. 1909. 13 января. № 3045).
Минутка этнографии
😁23🔥11😇3❤2🥴2
Forwarded from Old Russia With Masha
Революция глазами детей
Тема, которая на самом деле мало изучена, но всегда интересна. Трагические перемены и ощущения от происходившего через призму детского создания воспринимаются особенно остро. Достаточно вспомнить душераздирающий сборник «Дети эмиграции» 1926 года.
А вот перед вами наверное самые знаменитые детские рисунки, посвященные революционному 1917 году, которые собрал и передал в один из музеев преподаватель Московского реального училища Василий Воронов. Ему удалось сохранить сотню рисунков и воспоминания его учеников от 7 до 13 лет. В виде сборника они вышли в Перестройку под названием «Москва 1917 год : Рисунки детей», посмотреть ее целиком можно по ссылке.
Тут вам и бытовые сценки очередей времен Февральской революции, и митинги периода Временного правительства, и октябрьские кровавые сцены. А вот пара цитат его учеников о событиях тех дней:
Больше цитат детей можно почитать тут.
Тема, которая на самом деле мало изучена, но всегда интересна. Трагические перемены и ощущения от происходившего через призму детского создания воспринимаются особенно остро. Достаточно вспомнить душераздирающий сборник «Дети эмиграции» 1926 года.
А вот перед вами наверное самые знаменитые детские рисунки, посвященные революционному 1917 году, которые собрал и передал в один из музеев преподаватель Московского реального училища Василий Воронов. Ему удалось сохранить сотню рисунков и воспоминания его учеников от 7 до 13 лет. В виде сборника они вышли в Перестройку под названием «Москва 1917 год : Рисунки детей», посмотреть ее целиком можно по ссылке.
Тут вам и бытовые сценки очередей времен Февральской революции, и митинги периода Временного правительства, и октябрьские кровавые сцены. А вот пара цитат его учеников о событиях тех дней:
«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга».
«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя».
«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут».
«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе».
Больше цитат детей можно почитать тут.
💔23👍6😢3😭3
Forwarded from Митрополичьи палаты в Ярославле
Оказалось интересно с указующим жестом указательного пальца руки. Это оказался очень статусный жест, так акцентируется важность предмета или сообщения. Спаситель проповедует о себе или наставляет учеников или зрителей, указывая на священный текст. Ангелы или святые передают Его волю или направляют внимание на важную деталь. И приказы царей также акцентированы указующим перстом. И только на иконе XIX в. показывает пальцем на кающегося грешника городская сплетница. На фото фрагменты икон XVII-XIX вв. из экспозиции Митрополичьих палат
👍18
Forwarded from Древнерусское искусство.
Иногда встречаются образы, оставляющие неизгладимое впечатление. Один из них перед вами. Происходит из Троице-Синезерской пустыни Устюженского уезда.
Настолько выразительный и чёткий почерк иконописца сложно забыть. Это работа московского мастера Евфимия, датированная 1685 годом.
На нижнем поле имеется надпись: “В лета 7193 (1685) году месяца марта (?) в 1 день Синеезерские пустыни пречистые Троицы…при строи ... Еффимей сию икону ...с честнага образа в церковь ...”.
Сегодня в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.
Настолько выразительный и чёткий почерк иконописца сложно забыть. Это работа московского мастера Евфимия, датированная 1685 годом.
На нижнем поле имеется надпись: “В лета 7193 (1685) году месяца марта (?) в 1 день Синеезерские пустыни пречистые Троицы…при строи ... Еффимей сию икону ...с честнага образа в церковь ...”.
Сегодня в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.
❤27👍6🔥5