Север – Telegram
Север
5.47K subscribers
3.58K photos
20 videos
816 links
Канал про Россию, которую надо вернуть себе
Download Telegram
Forwarded from ЗЕЛО (Maria)
НЕДЕЛЯ СМЕРТИ В ЗЕЛО!

Смерть убегает от людей. Миниатюры Апокалипсисов XVII в.

Миниатюры иллюстрируют слова Откровения Иоанна Богослова: "В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них" (Откр. 9:6)
28😁7👍5😢3👻1
Что важно знать про икону Казанской Божьей Матери

тут подробный текст о явлении, прославлении и потере главной русской святыни

⚪️Икона была явлена в Казани в 1579 году. Десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать в указанном месте свой чудотворный образ.

⚪️Образ Богородицы на иконе, явленной в Казани, не похож ни на какие другие традиционные изображения. Казанская икона за счет поворота головы Богоматери объединяет строгость и фронтальность одигитрии с нежностью и человечностью елеусы.

⚪️Параллельно с историей чудесного явления иконы распространилась и другая — менее чудесная, но куда более реалистичная. По ней икона попала в Казань вместе с беженцами из Новгорода, чудом спасшимися после резни, устроенной в городе войсками Ивана Грозного. И именно эта икона, по преданию, спасла их от жестоких злодеев. Чудодейственность Казанского образа Богоматери с самого начала воспринималась как символ покровительства и спасения от произвола власти — страшной, вездесущей и неумолимой.

⚪️«Сказание о явлении чудотворной иконы Пречистой Богородицы во граде Казани» было написано «самовидцем» — казанским священником Гермогеном. Через 30 лет, во время Смутного времени, он станет Патриархом и в январе 1611 года напишет воззвание к «верным сынам Отечества» с призывом подняться с оружием в руках против польской интервенции. Оба народных ополчения, откликнувшиеся на его призыв, шли освобождать Москву с Казанской иконой Богоматери.

⚪️22 октября 1612 года войска Второго ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского взяли Китай-город под покровительством Казанской иконы. После победы икону поместили в специально построенную для нее Казанскую церковь на Красной площади.

⚪️По легенде, вместе с ополчением в Москву прибыл подлинник иконы. Однако уже с начала XVIII века утвердилась такая иерархия Казанских икон: в Казани, в Богородицком монастыре, хранилась «явленная» икона, а в Москве, в Казанской церкви, — ее чудотворный список, «почитаемый в высшей степени».

⚪️Еще один «почитаемый в высшей степени» список — Петербургский. Для него и был построен знаменитый Казанский собор. По легенде, это первый список с иконы, отправленный в Москву царю, а Петр I забрал его с собой при переезде в новую столицу. Петербургский список считался «государевым» и официальным — в противовес двум другим, «народным».

⚪️👆Обе Казанские иконы, претендовавшие на статус подлинника, были украдены в начале XX века. В ночь на 29 июня 1904 года из Казанского девичьего монастыря похитили явленную икону Казанской Божьей Матери. Московский список украли в 1918 году из Казанского собора. Обе иконы были украшены богатыми окладами, поэтому, по версии следствия, целью воров в обоих случаях были именно оклады, а сами иконы злоумышленники уничтожили.

⚪️С тех пор появилось множество легенд о чудесном спасении этих святынь. По одной из версий, московский список был спрятан от большевиков настоятелем церкви, а затем передан в Елоховский собор, где находится до сих пор.

⚪️Есть еще один очень важный список, претендовавший на статус «вновь обретенной святыни», но в итоге ставший самостоятельной святыней католической церкви и оказавший огромное влияние на ее духовную жизнь во второй половине XX века. Этот список называют «Ватиканским» — потому что он долгое время хранился в покоях Папы Иоанна Павла II, — или Фатимским, поскольку он прямо связан с важнейшим мистическим откровением католической церкви — Фатимскими пророчествами Пресвятой Девы. Этот список был передан в 2004 году русской православной церкви и теперь находится в Богородицком монастыре в Казани. Подробную историю этого списка и ее связи с главным мистическое откровение Католической церкви ХХ века — читайте тут.

👉 Смысл поисков утраченных святынь — в надежде на чудо прощения. На то, что бесконечная смена тоталитарных и смутных времен закончится, и мы получим еще один шанс начать все сначала под покровительством Богоматери, под защитой добра и любви.

С праздником!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
50❤‍🔥10🔥4
День народного единства и согласия и календарная проблема

(дополнение к предыдущему посту)

Сегодня 4 ноября — осенний День иконы Казанской Божьей Матери.

Установлен он 22 октября по юлианскому календарю. В этот день 1612 года войска Второго ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского освободили Китай-город под покровительством Казанской иконы.

Собственно, к этому дню и приурочен праздник народного единства и согласия. Однако по григорианскому календарю 22 октября 1612 года — это 1 ноября.

К тому времени Польша уже перешла на новый календарь: он начал действовать в 1582 году, тогда после 4 октября в католических странах сразу наступило 15-е (протестантские страны переходили на новый календарь в течении следящих 200 лет). Поэтому в польских документах это событие датируется именно 1 ноября.

Напомним, что Григорианский календарь во-первых, сразу ушел на 10 дней вперед от юлианского, а во-вторых каждые 400 лет эта разница увеличивается еще на 3 дня.

Если нынешняя Россия проживет еще 75 лет, то День народного единства и согласия — 4 ноября — разойдется с праздником иконы Казанской Божьей Матери: 22 октября по юлианскому календарю в XXII веке станет уже 5 ноября по григорианскому.

на картинке: Михаил Скотти. "Минин и Пожарский" (1850 год).
🤔11👍10🔥72
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Колхозница на озере Ильмень. 1936

5 ноября — день рождения Кузьмы Петрова-Водкина!

❤️‍🔥 Знаете ли вы, что путь великого художника начался с... влюбленности? Его первой картиной был пейзаж, написанный маслом на куске жести, чтобы впечатлить сестру друга. Но окружающие остались равнодушны, и юный Кузьма забросил кисти.

Настоящая магия случилась позже, на уроке. Рисуя в тетради, он с головой погрузился в магию искусства: «Голос учителя провалился в небытие... Я забыл обо всем».

Его рисунок разорванной страницы был настолько реалистичным, что одноклассники и учитель приняли его за настоящую дыру! Эта маленькая победа сделала его лучшим рисовальщиком в школе и навсегда определила дальнейшую судьбу.

Так начался путь гения, подарившего миру «Купание красного коня» 🐦‍🔥

🎨 Отмечаем сегодня день рождения художника, и представляем картину из собрания Новосибирского государственного художественного музея.
❤‍🔥36👍1964
Кузьма Петров-Водкин. «Тревога». 1934 год

Одна из самых страшных русских картин. И невероятная для 1934 года.

Формально полное название — «Тревога. 1919 год». Чтобы никто не подумал, что…

Но не подумать трудно.

На картине — страшная трагедия людей, беззащитных перед большой историей, перед неприглядным ужасом за окном, перед воронками НКВД. Часы на стене показывают девять часов тридцать четыре минуты, а в шапке газеты — слово «враг».

Это происходит здесь и сейчас. С нами.
💔5920💯15🙏8🤔2😢1
Forwarded from Old Russia With Masha
Тюремный обед

Угараю тут от очередных мемуаров, на этот раз террориста-эсера Григория Гершуни. Если что, он всего пару лет отсидел за организацию убийства министра внутренних дел Сипягина, уфимского губернатора Богдановича и за покушение на харьковского губернатора Оболенского. Вместо смертной казни был помилован царем, сослан на каторгу, из которой бежал сперва в США, в потом в Европу. Ох уж этот вегетарианский кровавый режим!

В общем он очень любопытно описывает свое заключение, и время, проведенное в частности в суровой Шлиссельбургской крепости, где сидели политические преступники и террористы. И мне очень понравился этот кусочек про рождественский обед. Такой он говорящий сам за себя)) дальше просто цитаты, без комментариев:

"Приближалось Рождество. Обыкновенно в первый день устраивали праздничный обед: по кусочку утки или гуся и кое-каких сладостей: несколько апельсинов, яблок и 1/4 ф. винограду.

Размеры и доброкачественность "парадного" обеда зависели от общей политики и веяний "на верху". Мы ждали Рождества в большим трепетом: тут то мы узнаем, как обстоят дела "там".

Эконом явился к старосте спросить, что мы желаем: гуся или утки. Мы возликовали: значит не все еще погибло: будет гусь или утка, в переводе на язык политики это означает, что никаких особенных перемен не произошло. Но тут же кто то высказал предположение, что это, быть может только военная хитрость с их стороны: из желания скрыть перед нами положение вещей, решили пожертвовать гусем. Начали вспоминать прецеденты: оказывается - плохого скрывать никогда не старались. Бывало, что положение-то таково, что гуся уже можно дать, но не давали, чтобы не обнаруживать нового курса, но чтобы, наоборот, положение изменялось к худшему, а гусю не предъявлялся отвод, этого в практике Шлиссельбурга не случалось.

Гусь - гусем, доказательности его все еще не совсем доверяли. Вопрос должны были решить сладости. С трепетом ждем "показателя".

Настал первый день Рождества. Гусь, каша, пирог, - как будто ничего дела, - довольно жирные. Но вот судок со сладостями. Дрожащей рукой поднимаешь крышку - и весь холодаешь: один апельсин, одно яблоко, виноград жалкий, шоколаду совсем нет! Гусь, каша, - теперь уж не до них! С тоскою перебираешь маленький мандарин, засохшее яблоко и в них видишь символ поражения народа и победы самодержавия.

Уже издали видишь, что ошибки никакой нет. Лица у всех понурые.
- Один апельсин?
- И у тебя шоколаду нет?
- Нет ! А яблоко тоже одно ?
- Одно ! И виноград скверный !
- Плохо, значить "там"?
- Ясное дело ! Хотя гусь, вот, ничего, лучше даже, чем в прошлом году.
- Ну, что ж гусь ! Гусь готовится на кухне ! Почем там повар знает? А ведь сладости то, - ими сам комендант распоряжается !

Настоящей-то показатель именно апельсины: да вот и шоколаду нет! Грустные и унылые расходятся по камерам. Но вот, на завтра к обеду вахмистр подает два громадных апельсина! Кто-то стучит: получил апельсины ! Все ли получили? Из всех камер летят телеграммы - "и я тоже!"

Что ж это? Значить, не так уж плохо? На третий день та же история: два большущих апельсина, да еще коврижки какие-то ! Снова окрыляемся, снова парим в небесах...."

Представляю такие воспоминания написал бы кто из магаданской ссылки))
🙈40👍178🤔5😢3
Пьяный арбуз. Штабс-капитанская сласть

Не совсем к сезону. Но в рамках изучения русских слабоалкогольных традиций (они же способы противостояния русской хандре и общей осенне-зимней унылости) хотим вам рассказать про “пьяный арбуз”.

тут читайте про Ерофеич, Жженку и Душепарку, если вдруг еще не...

Очень популярный в России второй половины XIX века способ делать сезонные настойки. Не для долгого хранения, а чтобы сразу получить удовольствие.

“Когда, стало быть, арбуз дойдет, в руках хрустит и хвостик у него вялым стручком завьется, - чичас я дырочку в нем проколупаю и скрозь воронку спирта волью, сколько влезет. Дырочку воском залеплю да глиной кругом арбуз густо и обмажу. Недели три его на солнышке на окне выдержу, спирт всю медовую мякоть съест, сахар в себя впитает... А потом, душечка ты моя, глину я оскробу, пробочку восковую к черту и сок, стало быть, скрозь чистый носок процежу... Так аромат по всей комнате и завьется. Деликатная вещь - другая попадья хлебнет, так вся шиповником и зарозовеет”

Это Саша Черный. Рассказ «Штабс-капитанская сласть». Печальная и поучительная история о том, как штабс-капитан допился до чертей, так что и со службы погнали, и хутор, в котором он поселился, все стороной объезжали. Но благодаря как раз накаченному водкой арбузу он спасся от пьянства: споил этой волшебной настойкой приставленного к нему черта. И в итоге стал таким злостным трезвенником, что его хутор все равно все стороной объезжали.

Но рецепт там рабочий. Настоящий. Проверенный.

Современные рецепты этой настойки, впрочем, предполагают все то же, что и у Саши Черного. Только ставить арбуз надо не на солнце, а в холод. И не на три недели, а на пару дней. Пишут, что даже через в 8 часов в холодильнике отлично получается.

Ну а кроме того, вместо воронки и глины предлагают ввинтить бутылку водки прямо в отверстие арбуза. И даже приделывают краники.

Современная эстетика… и технологии.
🔥5528😁27👍11❤‍🔥1👌1🙈1
Старица

Из цикла Ивана Давыдова о маленьких русских городках.

👉 https://teletype.in/@r-sever/gxZxbdwFC24

Иван Давыдов работает сейчас над циклом видео-очерков о маленьких русских городках. А пока для читателей «Севера» публикуем текст последней главы (всего их двенадцать плюс бонус, а в книге, если случится книга, будет пятнадцать).

Предыдущий текст о городе Кимры читайте тут
48👍13👎1🥰1
Радовать глаз: еще можете успеть

В предыдущем облегченном выпуске афиши мы рассказывали вам о выставках, которые закончатся в Москве вместе с ноябрем. Теперь – те, на которые стоит поспешить до середины декабря.

В галерее pop/off/art на Винзаводе«Олег Ланг. После всего». Нам если честно, просто очень нравится его работа «Пушкин и кот». Потому что там кот. И Пушкин. Хотя мы даже не знаем, есть ли она на выставке. Не добрались пока.
4-й Сыромятнический переулок, д. 1/8 с. 6, до 3 декабря, бесплатно.

В ММОМА на Петровке «Умный дом. Звуковые эксперименты в пространстве музея». Кое-что – завораживает. Где вы еще, например, услышите стрекотание сотни видов кузнечиков? И на зверевского «Дон Кихота» тоже стоит поглазеть.
Петровка, д. 25, до 7 декабря.

В Музее Тропинина «Петр Первый. Изменчивый лик истории». Графика XVII – XXI веков из частных собраний.
Щетининский переулок, д. 10 с. 1, до 7 декабря.

В Московском филиале Ельцин Центра «Дом Коровина. Спасаем вместе», выставка из цикла «Музей как шанс». История о том, как энтузиасты превращают заброшенную дачу художника в музей.
Малая Никитская, д. 12 с. 1, до 7 декабря.

В Stella Art Foundation – «Сон смешного человека», Пеперштейн и Борис Свешников. Башня «Меркурий», 1-й Красногвардейский проезд, 2 этаж, до 12 декабря, бесплатно.

И, как обычно, призываем: спешите! Не бойтесь насмешить людей, не верьте пословицам. Иногда поспешить не вредно.
22👍8🤨1
Иван Давыдов. Люди и города. Путеводитель по русскому Средневековью.
Издательство Individuum. 815 руб.

Русскую историю часто представляют либо как череду завоеваний и побед, либо как бесконечную хронику насилия и угнетения. Но есть и другой взгляд. Герои этой книги — юродивые и святые, паломники и иконописцы, а также обычные люди, утверждавшие свободу и милосердие вопреки жестокости и равнодушию. Каждая глава соединяет судьбу и город: митрополит Филипп спорит с царем, Феврония переигрывает муромских бояр, Стефан Пермский учит терпимости к чужому, а Симон Ушаков ищет новый язык иконописи. «Люди и города» писателя, поэта и журналиста Ивана Давыдова — путеводитель по забытой допетровской Руси, приглашение в богатый мир древнерусской словесности и размышление о том, как оставаться человеком в бесчеловечные времена.

Заказать с доставкой: shop@falanster.ru или https://news.1rj.ru/str/falanster_delivery
58👍12🔥2
Пятница, друзья, в связи с чем вспомнили мы газэлу Михаила Кузмина из прекрасного цикла «Венок весен».
Хотя, конечно, может, и нельзя теперь вспоминать Михаила Кузмина. Увлечения у него были, знаете ли, сомнительные. С точки зрения ныне действующего УК. Однако сделанного не воротишь. Мы вспомнили.

Кто видел Мекку и Медину — блажен!
Без страха встретивший кончину — блажен!
Кто знает тайну скрытых кладов, волшебств,
Кто счастьем равен Аладину — блажен!
И ты, презревший прелесть злата, почет
И взявший нищего корзину, — блажен!
И тот, кому легка молитва, сладка,
Как в час вечерний муэдзину, — блажен!
А я, смотря в очей озера, в сад нег
И алых уст беря малину, — блажен!

И знаете, что? Стихи, конечно, красивые. Но вот не согласны мы с автором. Едва ли тот блажен, кто взял корзину нищего. Лично мы никакого блаженства не ощущаем. Да у нас и корзины-то нет.

Зато у нас есть добрые читатели, а у читателей – электронные кошели, доверху набитые блестящими динарами. И это точно благое дело – уделить немного нуждающимся. То есть редакции «Севера». А лучше, конечно, много. А еще лучше – очень много. Номера карт, если что, ниже:

Сбербанк: 5469 3800 7744 0823
"Т" Банк
2200 7017 4594 2638
27👍5
Уткинский завод, вид с реки Чусовой. В наши дни это посёлок Староуткинск.
Фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.
#фото
35👍20
Сегодня в рубрике #полюбоваться — храбрый всадник, которого все знают :)

Некоторые считают, что все иконы «на одно лицо» — потому что повторяются одни и те же сюжеты и композиции. Но когда начинаешь рассматривать, то замечаешь, что композиция-то одна, а образы по характеру — разные.

А вы как считаете? Видите ли такие различия, или все-таки больше замечаете «одинаковость»?

Подробные подписи к фрагментам оставили в комментариях👇
👍1812🔥8
Есть еще один тип иконографии чуда Георгия со змеем. Тут Георгий едет не слева направо, а справа налево, а конь – черный (поэтому этот тип иконы часто называют "чёрный Георгий".

Эта икона – один из шедевров коллекции Британского музея. Как она была найдена и как попала в Британский музей – мы ранее писали вот в этом посте
37👍7👏6