Ответ на воскресную загадку:
На фотографии:
⚪️ Спасский собор (Собор Спаса Нерукотворного Образа) в Спасо-Андрониковом монастыре, там, где сейчас музей имени Рублева.
⚪️ И это вовсе не снос, а первый этап работ по его реставрации: разбор построек XVIII–XIX веков.
Дело в том, что этот древний собор — самый древний на территории Москвы — был перестроен до полной неузнаваемости. Более того, в конце XIX века большинство исследователей были уверены, что это чистый новодел, а от древнего храма вообще ничего не осталось.
Однако в ХХ веке сначала Грабарь, а затем Барановский, обследуя храм, обнаружили, что старый белокаменный храм был не уничтожен полностью, а просто застроен новоделом. В 1930-х годах, когда монастырь собирались сносить, П. Н. Максимов провел комплексное исследование и доказал, что древний храм можно восстановить.
Снос монастыря отменили, а в конце 1950-х, после того как ЮНЕСКО объявило 1960 год годом Андрея Рублева, советская власть выделила очень щедрое финансирование на реставрацию собора (напомним: Рублев был монахом Спасо-Андроникова монастыря).
Проект реставрации был разработан авторским коллективом под руководством Л. А. Давида (Л. А. Давид, Б. Л. Альтшуллер, С. С. Подъяпольский, М. Д. Циперович). Им же было поручено руководство самими реставрационными работами (1959–1961 годы).
Реставрация началась с полного разборa всех пристроек. Затем на основе действительно древних стен был построен, по сути, новый храм.
Никто не знает, каким было завершение: кокошники, барабан и купол. Ученые восстановили его облик, опираясь частично на найденные фрагменты, но по большей части — на представления о том, как все это могло выглядеть в первой половине XV века, когда собор был построен.
И теперь, когда мы смотрим на этот шедевр древнерусской архитектуры, мы должны понимать, что это пусть и научная, но все же реконструкция.
на картинках:
Спасский собор. Превращение заурядного храма XIX века в шедевр древнерусской архитектуры…
1. Современный вид
2. 1909 год. Иллюстрированное прибавление к газете "Московский Листок"
3. Начало 1950-х
4. Та самая фотография из загадки
5. 1959-1960 год – вид храма после сноса всех поздних пристроек
На фотографии:
Дело в том, что этот древний собор — самый древний на территории Москвы — был перестроен до полной неузнаваемости. Более того, в конце XIX века большинство исследователей были уверены, что это чистый новодел, а от древнего храма вообще ничего не осталось.
Однако в ХХ веке сначала Грабарь, а затем Барановский, обследуя храм, обнаружили, что старый белокаменный храм был не уничтожен полностью, а просто застроен новоделом. В 1930-х годах, когда монастырь собирались сносить, П. Н. Максимов провел комплексное исследование и доказал, что древний храм можно восстановить.
Снос монастыря отменили, а в конце 1950-х, после того как ЮНЕСКО объявило 1960 год годом Андрея Рублева, советская власть выделила очень щедрое финансирование на реставрацию собора (напомним: Рублев был монахом Спасо-Андроникова монастыря).
Проект реставрации был разработан авторским коллективом под руководством Л. А. Давида (Л. А. Давид, Б. Л. Альтшуллер, С. С. Подъяпольский, М. Д. Циперович). Им же было поручено руководство самими реставрационными работами (1959–1961 годы).
Реставрация началась с полного разборa всех пристроек. Затем на основе действительно древних стен был построен, по сути, новый храм.
Никто не знает, каким было завершение: кокошники, барабан и купол. Ученые восстановили его облик, опираясь частично на найденные фрагменты, но по большей части — на представления о том, как все это могло выглядеть в первой половине XV века, когда собор был построен.
И теперь, когда мы смотрим на этот шедевр древнерусской архитектуры, мы должны понимать, что это пусть и научная, но все же реконструкция.
на картинках:
Спасский собор. Превращение заурядного храма XIX века в шедевр древнерусской архитектуры…
1. Современный вид
2. 1909 год. Иллюстрированное прибавление к газете "Московский Листок"
3. Начало 1950-х
4. Та самая фотография из загадки
5. 1959-1960 год – вид храма после сноса всех поздних пристроек
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤33👍17👏10🔥6
Forwarded from Богема отдыхает
Теперь у вас есть актуальное расписание на неделю! 🗓
Дореволюционные открытки из серии «Неделя бездельника».
📖 Богема отдыхает
Дореволюционные открытки из серии «Неделя бездельника».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍18😁11❤4🔥1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
«Дом Перцовой» прямо сейчас
Это видео снято час назад с площади за Храмом Христа Спасителя.
Очень тревожные кадры. Пожар происходит прямо за одним из самых знаменитых шедевров русского модерна — «Домом Перцовой», построенным в 1907 году по проекту художника Сергея Малютина (архитектор — Николай Жуков, а строительством руководил инженер Борис Шнауберт).
Очень хочется надеяться, что огонь не перекинулся и не перекинется на него!!
UPD: Пишут что пожар потушили
Это видео снято час назад с площади за Храмом Христа Спасителя.
Очень тревожные кадры. Пожар происходит прямо за одним из самых знаменитых шедевров русского модерна — «Домом Перцовой», построенным в 1907 году по проекту художника Сергея Малютина (архитектор — Николай Жуков, а строительством руководил инженер Борис Шнауберт).
Очень хочется надеяться, что огонь не перекинулся и не перекинется на него!!
UPD: Пишут что пожар потушили
😱37😭17❤8😢2
Forwarded from Подмосковье, Москва и регионы
Знаменская церковь в селе Вешаловка
📍Липецкая обл., с. Вешаловка
Завораживающий архитектурный шедевр XVIII века, возведенный по проекту знаменитого зодчего В. И. Баженова, объединяет в себе стрельчатые арки и островерхие пики европейской готики, традиционное русское пятиглавие и изысканный белокаменный резной декор.
Подмосковье, Москва и регионы
📍Липецкая обл., с. Вешаловка
Завораживающий архитектурный шедевр XVIII века, возведенный по проекту знаменитого зодчего В. И. Баженова, объединяет в себе стрельчатые арки и островерхие пики европейской готики, традиционное русское пятиглавие и изысканный белокаменный резной декор.
Подмосковье, Москва и регионы
❤33👍13❤🔥4👏1
Архитектор Василий Баженов и загадка его шедевров…
«Завораживающий архитектурный шедевр XVIII века, возведенный по проекту знаменитого зодчего В. И. Баженова».
Так написано в посте про Знаменскую церковь в селе Вешаловка, который мы сегодня перепостили в наш канал.
Однако, если быть чуть внимательнее к фактуре, обнаружится, что нет никаких документальных свидетельств того, что проект этой церкви действительно создавал великий русский архитектор. Это всего лишь легенда.
Впрочем, то же самое относится и к знаменитому Дому Пашкова, и к Владимирской церкви в Быково, и к дому Юшкова на Мясницкой, и к усадьбе Ермолова в селе Красное (Рязанская область), и к усадьбе Румянцева на Маросейке (здание Белорусского посольства). Их авторство, приписываемое Баженову, также легендарно.
То есть почти все здания, приписываемые Василию Баженову, приписываются ему без каких-либо документальных или научных оснований. Возможно, единственное исключение — Дом Пашкова, где легенда об авторстве Баженова выглядит более-менее убедительно.
Впрочем, существуют и документально подтвержденные проекты и постройки Баженова, но о них мы знаем наверняка, что они были полностью или частично перестроены.
Например, дворец в Царицыне — о нем точно известно, что его строил Баженов. Однако также известно, что летом 1785 года императрица Екатерина II посетила почти завершенный дворец и… приказала снести раздражавшее ее здание («учинить изрядные поломки»), а на его месте выстроить новое. Так и было сделано. От работ, достоверно принадлежащих Баженову, остались только каменный мост (на картинке) и, возможно (опять — возможно!), несколько флигелей вокруг дворца.
То же и с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Здесь мы точно знаем, что первоначальный храм построил Баженов. Но в 1812 году здание пострадало от пожара, а в 1823–1836 годах старая церковь XVIII века была снесена, а на ее месте по проекту архитектора Осипа Бове была возведена новая — он решил придать ей форму ротонды. Однако колокольня и трапезная, вероятно, остались такими, как их спроектировал Василий Баженов.
👉 Итак: не существует ни одного полноценного здания, которое мы можем видеть и о котором точно известно, что его спроектировал Василий Баженов.
Все это, впрочем, никак не умаляет ни таланта, ни значимости Баженова для русской архитектуры. Просто важно понимать: Василий Баженов — теоретик и автор грандиозных, но не осуществленных проектов — реальный человек. А Василий Баженов — создатель множества шедевров русской архитектуры — это легендарный образ, сложившийся в середине XIX века и усиленный в советское время.
«Завораживающий архитектурный шедевр XVIII века, возведенный по проекту знаменитого зодчего В. И. Баженова».
Так написано в посте про Знаменскую церковь в селе Вешаловка, который мы сегодня перепостили в наш канал.
Однако, если быть чуть внимательнее к фактуре, обнаружится, что нет никаких документальных свидетельств того, что проект этой церкви действительно создавал великий русский архитектор. Это всего лишь легенда.
Впрочем, то же самое относится и к знаменитому Дому Пашкова, и к Владимирской церкви в Быково, и к дому Юшкова на Мясницкой, и к усадьбе Ермолова в селе Красное (Рязанская область), и к усадьбе Румянцева на Маросейке (здание Белорусского посольства). Их авторство, приписываемое Баженову, также легендарно.
То есть почти все здания, приписываемые Василию Баженову, приписываются ему без каких-либо документальных или научных оснований. Возможно, единственное исключение — Дом Пашкова, где легенда об авторстве Баженова выглядит более-менее убедительно.
Впрочем, существуют и документально подтвержденные проекты и постройки Баженова, но о них мы знаем наверняка, что они были полностью или частично перестроены.
Например, дворец в Царицыне — о нем точно известно, что его строил Баженов. Однако также известно, что летом 1785 года императрица Екатерина II посетила почти завершенный дворец и… приказала снести раздражавшее ее здание («учинить изрядные поломки»), а на его месте выстроить новое. Так и было сделано. От работ, достоверно принадлежащих Баженову, остались только каменный мост (на картинке) и, возможно (опять — возможно!), несколько флигелей вокруг дворца.
То же и с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Здесь мы точно знаем, что первоначальный храм построил Баженов. Но в 1812 году здание пострадало от пожара, а в 1823–1836 годах старая церковь XVIII века была снесена, а на ее месте по проекту архитектора Осипа Бове была возведена новая — он решил придать ей форму ротонды. Однако колокольня и трапезная, вероятно, остались такими, как их спроектировал Василий Баженов.
👉 Итак: не существует ни одного полноценного здания, которое мы можем видеть и о котором точно известно, что его спроектировал Василий Баженов.
Все это, впрочем, никак не умаляет ни таланта, ни значимости Баженова для русской архитектуры. Просто важно понимать: Василий Баженов — теоретик и автор грандиозных, но не осуществленных проектов — реальный человек. А Василий Баженов — создатель множества шедевров русской архитектуры — это легендарный образ, сложившийся в середине XIX века и усиленный в советское время.
❤23👍13💯6
И еще про Церковь Знамения Божией Матери в селе Вешаловка и архитектора Василия Баженова
Здесь, в Вешаловке, было имение гвардии ротмистра Якова Татищева, который и затеял строительство уникальной церкви в готическом стиле. И как раз в связи с готикой уместно говорить о Баженове — благодаря ему в XVIII веке именно так могли представлять себе «исконно русские традиции».
Как мы уже писали, подтверждённых зданий, построенных по проектам Баженова, практически нет. А вот его тексты об архитектуре и множество неосуществлённых проектов сохранились. И из них мы можем узнать, что в готических элементах Баженов видел отсылку к древнерусской и византийской традиции.
С традициями всегда всё непросто и причудливо!
👉 И еще: изначально колокольня стояла отдельно от храма — их соединили уже в XIX веке. Если мысленно убрать перегородку, вся структура будет выглядеть еще интереснее и необычнее.
Показательно, что особняк Татищева был построен не в едином с церковью стиле, а классицистическим: особняк — современная архитектура, церковь — «традиционная», русская. Позже, когда в начале XIX века имение продали капитану артиллерии Кожину, он решил перестроить усадьбу в единой с церковью стилистике и построил как раз готический особняк. Но в 1920-х годах имение сгорело, и от него остались только руины угловой башни большого дворца.
Здесь, в Вешаловке, было имение гвардии ротмистра Якова Татищева, который и затеял строительство уникальной церкви в готическом стиле. И как раз в связи с готикой уместно говорить о Баженове — благодаря ему в XVIII веке именно так могли представлять себе «исконно русские традиции».
Как мы уже писали, подтверждённых зданий, построенных по проектам Баженова, практически нет. А вот его тексты об архитектуре и множество неосуществлённых проектов сохранились. И из них мы можем узнать, что в готических элементах Баженов видел отсылку к древнерусской и византийской традиции.
С традициями всегда всё непросто и причудливо!
👉 И еще: изначально колокольня стояла отдельно от храма — их соединили уже в XIX веке. Если мысленно убрать перегородку, вся структура будет выглядеть еще интереснее и необычнее.
Показательно, что особняк Татищева был построен не в едином с церковью стиле, а классицистическим: особняк — современная архитектура, церковь — «традиционная», русская. Позже, когда в начале XIX века имение продали капитану артиллерии Кожину, он решил перестроить усадьбу в единой с церковью стилистике и построил как раз готический особняк. Но в 1920-х годах имение сгорело, и от него остались только руины угловой башни большого дворца.
❤25👍3
Forwarded from Россия тогда и сейчас
Самый частый вопрос, который мне задают: «Назовите 10 главных утрат Москвы». Ответить на этот вопрос всегда сложно, но попробую сегодня дать ответ наглядно
Подобрал 10 мест Москвы, где изменения были, как по мне, самыми радикальными с точки зрения изменения городского пространства
Что мы видим тут среди утрат? Пойду по очередности фото. Первое - это Сухарева башня XVII века. Дальше застройка Васильевского спуска и Зарядья. В самом центре города не хватает застройки города. Затем снесенный храм Николы Большой Крест на Ильинке XVII века. 4 — стены Китай-города XVI века. 5 — Страстной монастырь, на месте которого теперь Пушкин. 6 — храм Успения на Покровке XVII века. 7 — начало Никольской с башнями Китай-города и часовней Пантелеимона Целителя. 8 — ансамбль Охотного ряда. 9 — ансамбль у Красных ворот. 10 — Манежная площадь, которая лишилась именно городской структурной застройки
Вот такой получился топ-10. Хотя сюда еще напрашивается и то, что в Кремле разобрали в 1920-е/1930-е
Подобрал 10 мест Москвы, где изменения были, как по мне, самыми радикальными с точки зрения изменения городского пространства
Что мы видим тут среди утрат? Пойду по очередности фото. Первое - это Сухарева башня XVII века. Дальше застройка Васильевского спуска и Зарядья. В самом центре города не хватает застройки города. Затем снесенный храм Николы Большой Крест на Ильинке XVII века. 4 — стены Китай-города XVI века. 5 — Страстной монастырь, на месте которого теперь Пушкин. 6 — храм Успения на Покровке XVII века. 7 — начало Никольской с башнями Китай-города и часовней Пантелеимона Целителя. 8 — ансамбль Охотного ряда. 9 — ансамбль у Красных ворот. 10 — Манежная площадь, которая лишилась именно городской структурной застройки
Вот такой получился топ-10. Хотя сюда еще напрашивается и то, что в Кремле разобрали в 1920-е/1930-е
💔22❤15👍6👏1🥴1