Север – Telegram
Север
5.47K subscribers
3.6K photos
20 videos
818 links
Канал про Россию, которую надо вернуть себе
Download Telegram
Безжизненная снежная пустыня. Саврасов

(Образы русской зимы)

Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. Распутица. 1894 г.
Алексей Саврасов. Зима. Конец 1870-х

Итак, начнем с Алексея Саврасова. И даже назовем его первооткрывателем образа русской зимы (учеников Венецианова мы уже представили в предыдущем посте).

И, этот образ — абсолютно русский в своей точности и глубине — по сути дела вышел из традиции европейского романтизма. Точнее, из ее преодоления. Саврасов, писавший свои ранние картины в духе европейского романтизма, вернувшись в Россию после поездки в Европу вдруг полностью переосмыслил концепцию драматического пейзажа. Там, где романтики (да и он сам раньше) нагружали пейзаж динамикой, он его максимально разгрузил.

На выходе получилось вот это самое серое безжизненное пространство, которое поглощает одинокие дома и повозки.

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…


И эта безжизненная пустота поглощает не только дома и повозки, но и само время. Это все надолго, навсегда(?)

👉 Впрочем, и у Саврасова, русская зима — это все таки не картины дантовского ада. Посмотрите не его вторую картину. Вроде все та же безжизненная снежная пустыня, но не совсем.

Сам факт наличия домов и церкви вдали говорит о сопротивлении, о способности выстоять, выжить в этом ледяном мире. Это русский мир... населенный людьми, способными противостоять ледяному холоду. Отчаянию и безысходности.

А там, глядишь, грачи прилетели, уже и весна скоро.
44👍19🔥7
Рогожская слобода, Москва.
62👍16
Невезучий колдун или Вопросы древнерусской порнографии

👉 Иван Давыдов рассказывает про колдовство и разврат в допетровской России на примере процесса над ротмистром Айгустовым.


И обратите внимание на тему домашнего насилия. Вопреки расхожим представлениям, базирующимся на цитатах из «Домостроя», власть тогда не то, чтобы безусловно поощряла это самое бытовое насилие. Собственно, сам процесс, о котором идет речь в тексте — результат жалобы жены на побои мужа.


https://teletype.in/@r-sever/L061mITtpCL
10🔥8👍6👎1
Иллюстрации Георгия Нарбута к сказке «Война грибов».

Война грибов. — Москва : Издание И. Кнебель; Отпечатано в тип. т-ва Р. Голике и А. Вильборг., 1909. — [10] c. : 4°; 30 см.

Скачать книгу на сайте ОРПК

Подписаться | Поддержать
Издательская программа
33🔥10❤‍🔥3
«Никола Приснодействующий»

Храм святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище в советское время не закрывался. Поэтому там сохранился и старый иконостас, и множество старых икон XVIII — начала XX века. Среди них много очень любопытных.

Одна из них — храмовая икона «Никола Приснодействующий».

Сама икона святителя Николая была подарена храму (он тогда был единоверческим) в 1856 году великим князем Николаем Александровичем, сыном императора Александра II, и передана через Филарета (Дроздова) Московского.

К этой иконе был сделан деревянный киот с клеймами жития святителя Николая. Клейма написаны в старой манере, воспроизводящей традицию XVII — начала XVIII века. Однако одно клеймо — в нижнем ряду — пустое. Просто закрашено под фон.

👉 По преданию это пустое клеймо отражает веру в то, что Господь не только творил чудеса через святого Николая, но и продолжает творить их и будет творить до скончания века.

А пустой квадрат — место для будущего чуда святого Николая.

Поэтому икона и называется «Никола Приснодействующий» («присно» — «всегда», «постоянно», «непрестанно»).
22👍11
Среди произведений византийского и средневекового русского искусства, может быть, самым замечательным и загадочным, вызывавшим и продолжающим поныне вызывать противоречивые суждения, является иконографический тип, созданный русскими иконниками и получивший в литературе начиная с XIX века название «новгородского» по иконе Софийского собора в Новгороде. Он представляет собой архитектурно упорядоченную, гармонически выстроенную картину мира. В нем нашел воплощение весь комплекс идей, связанных с догматическими толкованиями образа Божественной Премудрости.

София Премудрость Божия изображается здесь в виде ангела с пламенеющим розовым или розово-красным ликом, с красными крыльями, сидящего на троне, утвержденном на семи столпах, по сторонам от которого в позах молитвенного обращения стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над ним изображен Христос Пантократор, благословляющий обеими руками, а еще выше — Этимасия, или Престол Уготованный, стоящий на арке небес и окруженный коленопреклоненными ангелами.

Известно, что на Руси уже в XVI веке этот плод утонченной богословской мысли и иконографического творчества вызывал множество недоуменных вопросов, заставлявших наиболее авторитетных церковных деятелей напоминать вопрошающим, что имя Премудрость Божия относится ко второму лицу Троицы, Богу Слова — Христу. При этом авторы ответов, в частности младший современник знаменитого богослова Максима Грека старец Зиновий Отенский (ум. около 1572 г.), обращались к первоисточнику такого толкования образа Софии — словам апостола Павла.

Но поскольку толкование касалось прежде всего проблемы посвящения храмов Святой Софии и догматически правильного понимания самого имени Премудрости Божией, а не ее изображения, облик огнекрылого ангела продолжал смущать умы. Он требовал более подробных и убедительных толкований, объясняющих не только его догматическую основу, но и суть самой изобразительной символики. Поэтому на иконах этого типа в середине XVI века стали появляться обширные надписи-комментарии, сопровождающие изображения Софии.

Так, на храмовой иконе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры читаем: «Образ Софии Премудрости Божией проявляет Собою Пресвятой Богородицы неизглаголанного девства чистоту. Имеет же девство лицо огненно и над ушами тороки, венец царский на голове, и над главою имеет Христа... Толкование: лицо огненное являет, поскольку девство уподобляется Богу вместилищу быть; огонь же есть Бог, попаляющий страсти телесные и просвещающий душу девственную... Тороки же — осенение Святого Духа...»

Естественно, что такого рода аллегорические толкования лишь усложняли восприятие иконы и умножали число недоуменных вопросов. В XVIII–XIX веках слово «София» воспринимается в основном как абстрактное понятие, которое в массовом сознании верующих уже не связывается с ипостасной Премудростью — Христом, в лучшем случае обозначая один из даров Святого Духа. Даже видные и образованные духовные лица, затруднялись ответить на вопрос: почему различаются изображения Софии на храмовых иконах Софийских соборов Киева и Новгорода (на киевской иконе вместо ангела изображена Богоматерь, стоящая в семиколонном храме) и не совпадают дни престольных праздников, который в Новгороде с конца XV века отмечается 15 августа, в день Успения Богородицы, а в Киеве — 8 сентября, в день Рождества Богородицы?
Философские и богословские искания конца XIX — начала XX века сделали тему Софии как никогда актуальной и вместе с тем еще более усложнили ее. Но они же стимулировали научные исследования, в центре которых находились как библейские тексты и тексты древних богословских толкований, так и памятники иконографии.

Л. Лифшиц.
София Премудрость Божия в русской иконописи.
👍9🔥85