Безжизненная снежная пустыня. Саврасов
(Образы русской зимы)
Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. Распутица. 1894 г.
Алексей Саврасов. Зима. Конец 1870-х
Итак, начнем с Алексея Саврасова. И даже назовем его первооткрывателем образа русской зимы (учеников Венецианова мы уже представили в предыдущем посте).
И, этот образ — абсолютно русский в своей точности и глубине — по сути дела вышел из традиции европейского романтизма. Точнее, из ее преодоления. Саврасов, писавший свои ранние картины в духе европейского романтизма, вернувшись в Россию после поездки в Европу вдруг полностью переосмыслил концепцию драматического пейзажа. Там, где романтики (да и он сам раньше) нагружали пейзаж динамикой, он его максимально разгрузил.
На выходе получилось вот это самое серое безжизненное пространство, которое поглощает одинокие дома и повозки.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…
И эта безжизненная пустота поглощает не только дома и повозки, но и само время. Это все надолго, навсегда(?)
👉 Впрочем, и у Саврасова, русская зима — это все таки не картины дантовского ада. Посмотрите не его вторую картину. Вроде все та же безжизненная снежная пустыня, но не совсем.
Сам факт наличия домов и церкви вдали говорит о сопротивлении, о способности выстоять, выжить в этом ледяном мире. Это русский мир... населенный людьми, способными противостоять ледяному холоду. Отчаянию и безысходности.
А там, глядишь, грачи прилетели, уже и весна скоро.
(Образы русской зимы)
Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. Распутица. 1894 г.
Алексей Саврасов. Зима. Конец 1870-х
Итак, начнем с Алексея Саврасова. И даже назовем его первооткрывателем образа русской зимы (учеников Венецианова мы уже представили в предыдущем посте).
И, этот образ — абсолютно русский в своей точности и глубине — по сути дела вышел из традиции европейского романтизма. Точнее, из ее преодоления. Саврасов, писавший свои ранние картины в духе европейского романтизма, вернувшись в Россию после поездки в Европу вдруг полностью переосмыслил концепцию драматического пейзажа. Там, где романтики (да и он сам раньше) нагружали пейзаж динамикой, он его максимально разгрузил.
На выходе получилось вот это самое серое безжизненное пространство, которое поглощает одинокие дома и повозки.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…
И эта безжизненная пустота поглощает не только дома и повозки, но и само время. Это все надолго, навсегда(?)
👉 Впрочем, и у Саврасова, русская зима — это все таки не картины дантовского ада. Посмотрите не его вторую картину. Вроде все та же безжизненная снежная пустыня, но не совсем.
Сам факт наличия домов и церкви вдали говорит о сопротивлении, о способности выстоять, выжить в этом ледяном мире. Это русский мир... населенный людьми, способными противостоять ледяному холоду. Отчаянию и безысходности.
А там, глядишь, грачи прилетели, уже и весна скоро.
❤44👍19🔥7
Невезучий колдун или Вопросы древнерусской порнографии
👉 Иван Давыдов рассказывает про колдовство и разврат в допетровской России на примере процесса над ротмистром Айгустовым.
И обратите внимание на тему домашнего насилия. Вопреки расхожим представлениям, базирующимся на цитатах из «Домостроя», власть тогда не то, чтобы безусловно поощряла это самое бытовое насилие. Собственно, сам процесс, о котором идет речь в тексте — результат жалобы жены на побои мужа.
https://teletype.in/@r-sever/L061mITtpCL
👉 Иван Давыдов рассказывает про колдовство и разврат в допетровской России на примере процесса над ротмистром Айгустовым.
И обратите внимание на тему домашнего насилия. Вопреки расхожим представлениям, базирующимся на цитатах из «Домостроя», власть тогда не то, чтобы безусловно поощряла это самое бытовое насилие. Собственно, сам процесс, о котором идет речь в тексте — результат жалобы жены на побои мужа.
https://teletype.in/@r-sever/L061mITtpCL
Teletype
Невезучий колдун или Вопросы древнерусской порнографии
Колдовство и разврат в допетровской России на примере процесса над ротмистром Айгустовым — негодяем из Боровска.
❤10🔥8👍6👎1
Forwarded from Общество распространения полезных книг
Иллюстрации Георгия Нарбута к сказке «Война грибов».
Война грибов. — Москва : Издание И. Кнебель; Отпечатано в тип. т-ва Р. Голике и А. Вильборг., 1909. — [10] c. : 4°; 30 см.
Скачать книгу на сайте ОРПК
Подписаться | Поддержать
Издательская программа
Война грибов. — Москва : Издание И. Кнебель; Отпечатано в тип. т-ва Р. Голике и А. Вильборг., 1909. — [10] c. : 4°; 30 см.
Скачать книгу на сайте ОРПК
Подписаться | Поддержать
Издательская программа
❤33🔥10❤🔥3
«Никола Приснодействующий»
Храм святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище в советское время не закрывался. Поэтому там сохранился и старый иконостас, и множество старых икон XVIII — начала XX века. Среди них много очень любопытных.
Одна из них — храмовая икона «Никола Приснодействующий».
Сама икона святителя Николая была подарена храму (он тогда был единоверческим) в 1856 году великим князем Николаем Александровичем, сыном императора Александра II, и передана через Филарета (Дроздова) Московского.
К этой иконе был сделан деревянный киот с клеймами жития святителя Николая. Клейма написаны в старой манере, воспроизводящей традицию XVII — начала XVIII века. Однако одно клеймо — в нижнем ряду — пустое. Просто закрашено под фон.
👉 По преданию это пустое клеймо отражает веру в то, что Господь не только творил чудеса через святого Николая, но и продолжает творить их и будет творить до скончания века.
А пустой квадрат — место для будущего чуда святого Николая.
Поэтому икона и называется «Никола Приснодействующий» («присно» — «всегда», «постоянно», «непрестанно»).
Храм святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище в советское время не закрывался. Поэтому там сохранился и старый иконостас, и множество старых икон XVIII — начала XX века. Среди них много очень любопытных.
Одна из них — храмовая икона «Никола Приснодействующий».
Сама икона святителя Николая была подарена храму (он тогда был единоверческим) в 1856 году великим князем Николаем Александровичем, сыном императора Александра II, и передана через Филарета (Дроздова) Московского.
К этой иконе был сделан деревянный киот с клеймами жития святителя Николая. Клейма написаны в старой манере, воспроизводящей традицию XVII — начала XVIII века. Однако одно клеймо — в нижнем ряду — пустое. Просто закрашено под фон.
👉 По преданию это пустое клеймо отражает веру в то, что Господь не только творил чудеса через святого Николая, но и продолжает творить их и будет творить до скончания века.
А пустой квадрат — место для будущего чуда святого Николая.
Поэтому икона и называется «Никола Приснодействующий» («присно» — «всегда», «постоянно», «непрестанно»).
❤22👍11
Forwarded from Древнерусское искусство.
Среди произведений византийского и средневекового русского искусства, может быть, самым замечательным и загадочным, вызывавшим и продолжающим поныне вызывать противоречивые суждения, является иконографический тип, созданный русскими иконниками и получивший в литературе начиная с XIX века название «новгородского» по иконе Софийского собора в Новгороде. Он представляет собой архитектурно упорядоченную, гармонически выстроенную картину мира. В нем нашел воплощение весь комплекс идей, связанных с догматическими толкованиями образа Божественной Премудрости.
София Премудрость Божия изображается здесь в виде ангела с пламенеющим розовым или розово-красным ликом, с красными крыльями, сидящего на троне, утвержденном на семи столпах, по сторонам от которого в позах молитвенного обращения стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над ним изображен Христос Пантократор, благословляющий обеими руками, а еще выше — Этимасия, или Престол Уготованный, стоящий на арке небес и окруженный коленопреклоненными ангелами.
Известно, что на Руси уже в XVI веке этот плод утонченной богословской мысли и иконографического творчества вызывал множество недоуменных вопросов, заставлявших наиболее авторитетных церковных деятелей напоминать вопрошающим, что имя Премудрость Божия относится ко второму лицу Троицы, Богу Слова — Христу. При этом авторы ответов, в частности младший современник знаменитого богослова Максима Грека старец Зиновий Отенский (ум. около 1572 г.), обращались к первоисточнику такого толкования образа Софии — словам апостола Павла.
Но поскольку толкование касалось прежде всего проблемы посвящения храмов Святой Софии и догматически правильного понимания самого имени Премудрости Божией, а не ее изображения, облик огнекрылого ангела продолжал смущать умы. Он требовал более подробных и убедительных толкований, объясняющих не только его догматическую основу, но и суть самой изобразительной символики. Поэтому на иконах этого типа в середине XVI века стали появляться обширные надписи-комментарии, сопровождающие изображения Софии.
Так, на храмовой иконе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры читаем: «Образ Софии Премудрости Божией проявляет Собою Пресвятой Богородицы неизглаголанного девства чистоту. Имеет же девство лицо огненно и над ушами тороки, венец царский на голове, и над главою имеет Христа... Толкование: лицо огненное являет, поскольку девство уподобляется Богу вместилищу быть; огонь же есть Бог, попаляющий страсти телесные и просвещающий душу девственную... Тороки же — осенение Святого Духа...»
Естественно, что такого рода аллегорические толкования лишь усложняли восприятие иконы и умножали число недоуменных вопросов. В XVIII–XIX веках слово «София» воспринимается в основном как абстрактное понятие, которое в массовом сознании верующих уже не связывается с ипостасной Премудростью — Христом, в лучшем случае обозначая один из даров Святого Духа. Даже видные и образованные духовные лица, затруднялись ответить на вопрос: почему различаются изображения Софии на храмовых иконах Софийских соборов Киева и Новгорода (на киевской иконе вместо ангела изображена Богоматерь, стоящая в семиколонном храме) и не совпадают дни престольных праздников, который в Новгороде с конца XV века отмечается 15 августа, в день Успения Богородицы, а в Киеве — 8 сентября, в день Рождества Богородицы?
Философские и богословские искания конца XIX — начала XX века сделали тему Софии как никогда актуальной и вместе с тем еще более усложнили ее. Но они же стимулировали научные исследования, в центре которых находились как библейские тексты и тексты древних богословских толкований, так и памятники иконографии.
Л. Лифшиц.
София Премудрость Божия в русской иконописи.
София Премудрость Божия изображается здесь в виде ангела с пламенеющим розовым или розово-красным ликом, с красными крыльями, сидящего на троне, утвержденном на семи столпах, по сторонам от которого в позах молитвенного обращения стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над ним изображен Христос Пантократор, благословляющий обеими руками, а еще выше — Этимасия, или Престол Уготованный, стоящий на арке небес и окруженный коленопреклоненными ангелами.
Известно, что на Руси уже в XVI веке этот плод утонченной богословской мысли и иконографического творчества вызывал множество недоуменных вопросов, заставлявших наиболее авторитетных церковных деятелей напоминать вопрошающим, что имя Премудрость Божия относится ко второму лицу Троицы, Богу Слова — Христу. При этом авторы ответов, в частности младший современник знаменитого богослова Максима Грека старец Зиновий Отенский (ум. около 1572 г.), обращались к первоисточнику такого толкования образа Софии — словам апостола Павла.
Но поскольку толкование касалось прежде всего проблемы посвящения храмов Святой Софии и догматически правильного понимания самого имени Премудрости Божией, а не ее изображения, облик огнекрылого ангела продолжал смущать умы. Он требовал более подробных и убедительных толкований, объясняющих не только его догматическую основу, но и суть самой изобразительной символики. Поэтому на иконах этого типа в середине XVI века стали появляться обширные надписи-комментарии, сопровождающие изображения Софии.
Так, на храмовой иконе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры читаем: «Образ Софии Премудрости Божией проявляет Собою Пресвятой Богородицы неизглаголанного девства чистоту. Имеет же девство лицо огненно и над ушами тороки, венец царский на голове, и над главою имеет Христа... Толкование: лицо огненное являет, поскольку девство уподобляется Богу вместилищу быть; огонь же есть Бог, попаляющий страсти телесные и просвещающий душу девственную... Тороки же — осенение Святого Духа...»
Естественно, что такого рода аллегорические толкования лишь усложняли восприятие иконы и умножали число недоуменных вопросов. В XVIII–XIX веках слово «София» воспринимается в основном как абстрактное понятие, которое в массовом сознании верующих уже не связывается с ипостасной Премудростью — Христом, в лучшем случае обозначая один из даров Святого Духа. Даже видные и образованные духовные лица, затруднялись ответить на вопрос: почему различаются изображения Софии на храмовых иконах Софийских соборов Киева и Новгорода (на киевской иконе вместо ангела изображена Богоматерь, стоящая в семиколонном храме) и не совпадают дни престольных праздников, который в Новгороде с конца XV века отмечается 15 августа, в день Успения Богородицы, а в Киеве — 8 сентября, в день Рождества Богородицы?
Философские и богословские искания конца XIX — начала XX века сделали тему Софии как никогда актуальной и вместе с тем еще более усложнили ее. Но они же стимулировали научные исследования, в центре которых находились как библейские тексты и тексты древних богословских толкований, так и памятники иконографии.
Л. Лифшиц.
София Премудрость Божия в русской иконописи.
👍9🔥8❤5