🗻Петроглифические итоги
В понедельник, 22 сентября, в ИА РАН прошло открытое заседание Центра палеоискусства. Руководитель Лаборатории RSSDA Юрий Михайлович Свойский рассказал о совместных проектах Лаборатории и Центра палеоискусства ИА РАН по документированию наскального искусства, которые состоялись в этом полевом сезоне:
📍Нижний Амур
📍Верхняя Ангара
📍Кузбасс
📍Тува
📍Монголия
📍Забайкалье и Прибайкалье
Полевой сезон принес много материалов, обработкой которых мы займемся зимой. Кое что уже сделано: “проявлено” изображение загадочного зверя с острова Ушканик. И это явно не лось и не носорог, больше всего эта животинка похожа на бегемота. Знаменитые ангарские бегемоты, холодоустойчивые, да….
За прошедшие месяцы этого лета:
📍Документирование и картографирование выполнялось на 39 местонахождениях наскального искусства.
📍Документировано 367 поверхностей с наскальными рисунками, для чего выполнено 325 съемок и сделано 149024 фотоснимка.
📍Выполнено картографирование 29 контекстов расположения наскальных рисунков, сделано 5751 фотоснимка.
📍Выполнено 335 спутниковых наблюдений для определения точного расположения поверхностей с наскальными рисунками.
📍Выполнено 327 спектроколориметрических измерений цвета наскальных рисунков.
📍Отобрано 43 образца для петрографического определения состава горных пород на местонахождениях наскального искусства.
Зачем мы этим занимаемся? Создание цифровых образов памятников позволяет сохранить разрушающиеся памятники хотя бы в виде их точной копии. А создание и наполнение базы данных и геоинформационной системы обеспечивает возможность сопоставления материалов различных памятников.
Полевой сезон не окончен. Завтра полевая партия Лаборатории выезжает на Алтай.
#наскальное_икусство@rssdalab
#выступления@rssdalab
В понедельник, 22 сентября, в ИА РАН прошло открытое заседание Центра палеоискусства. Руководитель Лаборатории RSSDA Юрий Михайлович Свойский рассказал о совместных проектах Лаборатории и Центра палеоискусства ИА РАН по документированию наскального искусства, которые состоялись в этом полевом сезоне:
📍Нижний Амур
📍Верхняя Ангара
📍Кузбасс
📍Тува
📍Монголия
📍Забайкалье и Прибайкалье
Полевой сезон принес много материалов, обработкой которых мы займемся зимой. Кое что уже сделано: “проявлено” изображение загадочного зверя с острова Ушканик. И это явно не лось и не носорог, больше всего эта животинка похожа на бегемота. Знаменитые ангарские бегемоты, холодоустойчивые, да….
За прошедшие месяцы этого лета:
📍Документирование и картографирование выполнялось на 39 местонахождениях наскального искусства.
📍Документировано 367 поверхностей с наскальными рисунками, для чего выполнено 325 съемок и сделано 149024 фотоснимка.
📍Выполнено картографирование 29 контекстов расположения наскальных рисунков, сделано 5751 фотоснимка.
📍Выполнено 335 спутниковых наблюдений для определения точного расположения поверхностей с наскальными рисунками.
📍Выполнено 327 спектроколориметрических измерений цвета наскальных рисунков.
📍Отобрано 43 образца для петрографического определения состава горных пород на местонахождениях наскального искусства.
Зачем мы этим занимаемся? Создание цифровых образов памятников позволяет сохранить разрушающиеся памятники хотя бы в виде их точной копии. А создание и наполнение базы данных и геоинформационной системы обеспечивает возможность сопоставления материалов различных памятников.
Полевой сезон не окончен. Завтра полевая партия Лаборатории выезжает на Алтай.
#наскальное_икусство@rssdalab
#выступления@rssdalab
Telegram
Лаборатория RSSDA
Работы на Нижнем Амуре
Мы вернулись из крошечного милого села Сикачи-Алян. В этом году погода на Амуре была совсем против нас, река затопила большую часть личин🗿, а постоянные дожди привели к тому, что из 5 дней работ у нас получилось выйти на памятник лишь…
Мы вернулись из крошечного милого села Сикачи-Алян. В этом году погода на Амуре была совсем против нас, река затопила большую часть личин🗿, а постоянные дожди привели к тому, что из 5 дней работ у нас получилось выйти на памятник лишь…
🔥12❤7❤🔥1😎1
Forwarded from Исторический факультет ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Екатерина Бирюкова из Лаборатории RSSDA @rssdalab (г. Москва) проводит для историков 1 курса вводное занятие по цифровому археологическому рисунку.
❤🔥12❤7🔥5👏3👍2
🪦Надписи суздальские
Тем временем полевая группа Лаборатории вернулась из Суздаля, где были документированы семь надгробий XIV-XVII века в Александровском монастыре. В Свод русских надписей добавится еще пять памятников, два анэпиграфных надгробия, одно из которых выделяется своим уникальным по древности орнаментом, тоже пригодятся. Выражаем свою благодарность хранителям древностей - настоятелю монастыря отцу Пантелеимону и отцу Александру, организовавшим радушный прием и всячески содействовавшим изучению памятников.
#вести_с_полей@rssdalab
#эпиграфика@rssdalab
Тем временем полевая группа Лаборатории вернулась из Суздаля, где были документированы семь надгробий XIV-XVII века в Александровском монастыре. В Свод русских надписей добавится еще пять памятников, два анэпиграфных надгробия, одно из которых выделяется своим уникальным по древности орнаментом, тоже пригодятся. Выражаем свою благодарность хранителям древностей - настоятелю монастыря отцу Пантелеимону и отцу Александру, организовавшим радушный прием и всячески содействовавшим изучению памятников.
#вести_с_полей@rssdalab
#эпиграфика@rssdalab
❤🔥15🔥5❤3👍1👏1😎1
Forwarded from ЯрГУ | Демидовский университет
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
📸@history_uniyar делится моментами мастер-класса Екатерины Бирюковой из лаборатории RSSDA (Москва) по созданию цифрового археологического рисунка — автоматизированному иллюстрированию археологических находок с использованием трехмерных моделей.
Занятие организовано истфаком, лабораторией «Россия и Европа: сравнительное изучение доиндустриальных обществ» и участниками проекта #демарх, который реализуется при поддержке Фонда Потанина.
#музейбезграниц #музей4_0
Занятие организовано истфаком, лабораторией «Россия и Европа: сравнительное изучение доиндустриальных обществ» и участниками проекта #демарх, который реализуется при поддержке Фонда Потанина.
#музейбезграниц #музей4_0
😎9👍6❤4🔥4
Forwarded from Исторический факультет ЯрГУ им. П.Г. Демидова
🔬 По приглашению декана исторического факультета Романа Фролова мастер-класс по созданию цифрового археологического рисунка (иллюстрированию археологических находок с использованием трехмерных моделей) провела Екатерина Бирюкова из московской лаборатории RSSDA @rssdalab
После вводной лекции первокурсники-историки выполнили учебный чертеж фрагмента керамического сосуда по его 3D-модели. После завершения домашней работы демидовцы смогут перейти к выполнению реального задания и отработать навыки иллюстрирования находок на разнообразном материале из реальных археологических раскопок.
Занятие организовано историческим факультетом ЯрГУ @demidyarsu, лабораторией «Россия и Европа» @pre_industrial_society и участниками проекта #демарх, который реализуется при поддержке Фонда Потанина @fondpotanin
#музейбезграниц #музей4_0
После вводной лекции первокурсники-историки выполнили учебный чертеж фрагмента керамического сосуда по его 3D-модели. После завершения домашней работы демидовцы смогут перейти к выполнению реального задания и отработать навыки иллюстрирования находок на разнообразном материале из реальных археологических раскопок.
Занятие организовано историческим факультетом ЯрГУ @demidyarsu, лабораторией «Россия и Европа» @pre_industrial_society и участниками проекта #демарх, который реализуется при поддержке Фонда Потанина @fondpotanin
#музейбезграниц #музей4_0
🔥17👍5❤2👏1😎1
Тюркская руника
От Кубани до Монголии с XVIII в. путешественниками, краеведами и учеными фиксируются эпиграфические памятники, которые в историографии называются памятниками “древнетюркского рунического письма”. Правда, каждая из этих характеристик может быть употреблена лишь с оговоркой. На самом деле, систем письменности можно выделить 7-8, самые известные из которых - орхонское и енисейское письмо. “Руническое” - закрепившийся с XIX в. в историографии термин, оставшийся в наследство от исследователей, искавших родство скандинавской руники с загадочными письменами на каменных столбах, обнаруженных в Сибири. А атрибутировать все эти памятники с тюркскими народами не всегда правомерно.
Тексты разнообразны: эпитафийные, посетительские, межевые, религиозные… Однако, многие из них все еще остаются непрочитанными, а чтения иных нуждаются в пересмотре.
👀А посмотреть на древнетюркскую эпиграфику можно тут:
https://rssda.su/workdata/rsf-24-28-01042/.
#эпиграфика@rssdalab
От Кубани до Монголии с XVIII в. путешественниками, краеведами и учеными фиксируются эпиграфические памятники, которые в историографии называются памятниками “древнетюркского рунического письма”. Правда, каждая из этих характеристик может быть употреблена лишь с оговоркой. На самом деле, систем письменности можно выделить 7-8, самые известные из которых - орхонское и енисейское письмо. “Руническое” - закрепившийся с XIX в. в историографии термин, оставшийся в наследство от исследователей, искавших родство скандинавской руники с загадочными письменами на каменных столбах, обнаруженных в Сибири. А атрибутировать все эти памятники с тюркскими народами не всегда правомерно.
Тексты разнообразны: эпитафийные, посетительские, межевые, религиозные… Однако, многие из них все еще остаются непрочитанными, а чтения иных нуждаются в пересмотре.
👀А посмотреть на древнетюркскую эпиграфику можно тут:
https://rssda.su/workdata/rsf-24-28-01042/.
#эпиграфика@rssdalab
❤12❤🔥7👍2🔥1👏1😎1
Видите рунические надписи? Нет? А они там есть….
Рунические надписи Алтая, в отличие от большинства надписей Тувы, Хакасии или Монголии – это не монументальные стелы, а маленькие, едва различимые царапины на скалах. Несмотря на многочисленные публикации, найти эти надписи непросто – знание о местах их расположения передается в устной традиции и исследователь, желающий верифицировать ее прочтение не может вот просто так взять книжку, прийти на место и посмотреть – сначала ему нужно найти проводника, который покажет эту надпись.
Опубликованные в литературе координаты надписей в большинстве своем в лучшем случае не точны, в худшем – совершенно неверны. Так, для вот этих конкретных надписей, что на фотографиях – погрешность позиционирования оставляет более 8 метров. Поэтому одна из наших задач – точное (не хуже +/- 1 м относительно мировой системы координат) определение положения надписей в пространстве методами дифференциальных спутниковых наблюдений. Тем самым мы можем обеспечить возможность гарантированного повторного обнаружения надписи.
В конце сентября мы сделали это для 21 надписи Ялбак-Таша в Онгудайском районе Республики Алтай.
#вести_с_полей@rssdalab #эпиграфика@rssdalab
Рунические надписи Алтая, в отличие от большинства надписей Тувы, Хакасии или Монголии – это не монументальные стелы, а маленькие, едва различимые царапины на скалах. Несмотря на многочисленные публикации, найти эти надписи непросто – знание о местах их расположения передается в устной традиции и исследователь, желающий верифицировать ее прочтение не может вот просто так взять книжку, прийти на место и посмотреть – сначала ему нужно найти проводника, который покажет эту надпись.
Опубликованные в литературе координаты надписей в большинстве своем в лучшем случае не точны, в худшем – совершенно неверны. Так, для вот этих конкретных надписей, что на фотографиях – погрешность позиционирования оставляет более 8 метров. Поэтому одна из наших задач – точное (не хуже +/- 1 м относительно мировой системы координат) определение положения надписей в пространстве методами дифференциальных спутниковых наблюдений. Тем самым мы можем обеспечить возможность гарантированного повторного обнаружения надписи.
В конце сентября мы сделали это для 21 надписи Ялбак-Таша в Онгудайском районе Республики Алтай.
#вести_с_полей@rssdalab #эпиграфика@rssdalab
❤27🔥7❤🔥3👍3👏1