Бонус: модель одного из чукотских петроглифов у реки Пегтымель для домашнего изучения!
Модель доступна для просмотра и изучения по ссылке.
P.S. Если вдруг потерялись в управлении – вас спасёт красный вопросительный знак в левом нижнем углу!
#замоделировано
@rssdalab
Модель доступна для просмотра и изучения по ссылке.
P.S. Если вдруг потерялись в управлении – вас спасёт красный вопросительный знак в левом нижнем углу!
#замоделировано
@rssdalab
👍8🤩3🔥1
🔍 Наше участие в Интеллектуальном клубе Станислава Дробышевского!
Екатерина Романенко и Елена Леванова вернулись из экспедиции в ЮАР, где в сотрудничестве с командой Станислава Дробышевского исследовали древнее наскальное искусство с использованием передовых цифровых технологий. Результаты их работы уже обсуждались на встрече Интеллектуального клуба, посвященной африканской наскальной живописи.
Екатерина Романенко и Юрий Свойский рассказали, как мы документируем памятники, продемонстрировали росписи с применением алгоритма декореляционного растяжения цвета и даже покрутили модель одной из африканских поверхностей с рисунками. Елена Леванова поделилась интересными подробностями о сюжетах росписей Южной Африки и изменениях в подходах к их исследованию.
Следите за новыми открытиями в археологии и инструментами в её познании!
Лаборатория RSSDA
#RSSDA #археология #наука #наскальноеикусство
Екатерина Романенко и Елена Леванова вернулись из экспедиции в ЮАР, где в сотрудничестве с командой Станислава Дробышевского исследовали древнее наскальное искусство с использованием передовых цифровых технологий. Результаты их работы уже обсуждались на встрече Интеллектуального клуба, посвященной африканской наскальной живописи.
Екатерина Романенко и Юрий Свойский рассказали, как мы документируем памятники, продемонстрировали росписи с применением алгоритма декореляционного растяжения цвета и даже покрутили модель одной из африканских поверхностей с рисунками. Елена Леванова поделилась интересными подробностями о сюжетах росписей Южной Африки и изменениях в подходах к их исследованию.
Следите за новыми открытиями в археологии и инструментами в её познании!
Лаборатория RSSDA
#RSSDA #археология #наука #наскальноеикусство
🔥11👏3❤2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🔍 Работы на Старом кладбище в Таганроге
Команда RSSDA провела насыщенные дни в Таганроге! 📸 Мы снимали надгробия XIX-XX вв. с несколькими целями: на части из них есть надписи, однако из-за их плохой сохранности чтение текста затруднительно — и тут на помощь приходят методы трехмерного моделирования, другие памятники ждут своей очереди на реставрацию, а что, как не детальная 3D модель, поможет провести все необходимые обмеры и составить реставрационный проект. Всего мы задокументировали 10 надгробных памятников, модели которых уже находятся в процессе создания.
Освещение оказалось сложным, но благодаря Елене Алексеенко, смотрителю Старого Таганрогского кладбища, была организована необходимая помощь и затенение. 🙌 Елена отлично подготовила объекты — без неё они всё ещё были бы в снегу и льду.
Перед отъездом Миша Дынин поделился с нашими таганрогскими коллегами особенностями обработки трёхмерных моделей. 🏛 🗿
Благодарим всех, кто помогал нам в этом интересном и важном проекте! 💪
#RSSDA #Археология #3Dмодели #Таганрог #Фотограмметрия
Команда RSSDA провела насыщенные дни в Таганроге! 📸 Мы снимали надгробия XIX-XX вв. с несколькими целями: на части из них есть надписи, однако из-за их плохой сохранности чтение текста затруднительно — и тут на помощь приходят методы трехмерного моделирования, другие памятники ждут своей очереди на реставрацию, а что, как не детальная 3D модель, поможет провести все необходимые обмеры и составить реставрационный проект. Всего мы задокументировали 10 надгробных памятников, модели которых уже находятся в процессе создания.
Освещение оказалось сложным, но благодаря Елене Алексеенко, смотрителю Старого Таганрогского кладбища, была организована необходимая помощь и затенение. 🙌 Елена отлично подготовила объекты — без неё они всё ещё были бы в снегу и льду.
Перед отъездом Миша Дынин поделился с нашими таганрогскими коллегами особенностями обработки трёхмерных моделей. 🏛 🗿
Благодарим всех, кто помогал нам в этом интересном и важном проекте! 💪
#RSSDA #Археология #3Dмодели #Таганрог #Фотограмметрия
🔥11❤4👏3
🧐 Как учёные за камнями следили
В 2017, 2018, 2019 и 2021 годах мы пристально следили за сикачи-алянскими петроглифами. Причиной стала дискуссия в историографии Сикачи-Аляна о движении валунов с петроглифами. При сравнении глазомерных чертежей А.П. Окладникова (сделавшего первую полную публикацию этого памятника) и топографических планов 2003 г., было даже мнение, что они перемещаются вверх по течению реки.
Для решения этой проблемы мы в течение нескольких лет проводили мониторинг с БПЛА, а затем сравнивали между собой цифровые модели рельефа, чтобы выявить изменения в рельефе памятника. После наблюдений за памятником в течение многих лет стало ясно, что в 2017-2019 годах ни один из камней не был перемещён льдом или паводками. Лишь отдельные валуны сдвинулись на небольшие расстояния. Но в 2020-2021 годах мы наблюдали более значительные движения. Несколько валунов сдвинулось на 40 см, а некоторые даже немного повернулись. Однако перемещения вверх по течению зафиксированы не были, что подтвердило ошибочность предыдущих выводов.🔍
Подробнее:
https://aurockart.ru/monitoring/
#RSSDA #Археология #мониторинг #наскальноеискусство
В 2017, 2018, 2019 и 2021 годах мы пристально следили за сикачи-алянскими петроглифами. Причиной стала дискуссия в историографии Сикачи-Аляна о движении валунов с петроглифами. При сравнении глазомерных чертежей А.П. Окладникова (сделавшего первую полную публикацию этого памятника) и топографических планов 2003 г., было даже мнение, что они перемещаются вверх по течению реки.
Для решения этой проблемы мы в течение нескольких лет проводили мониторинг с БПЛА, а затем сравнивали между собой цифровые модели рельефа, чтобы выявить изменения в рельефе памятника. После наблюдений за памятником в течение многих лет стало ясно, что в 2017-2019 годах ни один из камней не был перемещён льдом или паводками. Лишь отдельные валуны сдвинулись на небольшие расстояния. Но в 2020-2021 годах мы наблюдали более значительные движения. Несколько валунов сдвинулось на 40 см, а некоторые даже немного повернулись. Однако перемещения вверх по течению зафиксированы не были, что подтвердило ошибочность предыдущих выводов.🔍
Подробнее:
https://aurockart.ru/monitoring/
#RSSDA #Археология #мониторинг #наскальноеискусство
Петроглифы Нижнего Амура и Уссури
Мониторинг
Плавающие камни Сикачи-Аляна Объективный мониторинг Упоминания о перемещении камней с петроглифами под воздействием естестенных процессов — воздействия паводков и ледоходов — являются…
🔥13❤6👍2
Каждый год на Пегтымеле мы открываем все новые петроглифы – изображения северных оленей, морских животных и людей, выбитые в скалах. Совместными усилиями с Центром палеоискусства ИА РАН мы создаём цифровой образ памятника.
Пегтымельские петроглифы - самый северный памятник наскального искусства Азии и один из самых северных в России. Это огромный памятник, состоящий из трёх отдельных местонахождений, насчитывает более 500 поверхностей с петроглифами. С 2021 по 2024 года мы провели в тундре три сезона и собрали террабайты данных с памятника.
О том, как была открыта традиция наскального искусства древних зверобоев Чукотки, о новых методах и данных, которые мы получили в ходе полевых работ по гранту Русского географического общества в 2024 году, расскажут Елена Леванова и Юрий Свойский 20 марта 2025 года в 19:00.
Зарегистрироваться
#RSSDA #Пегтымель
Источник
Пегтымельские петроглифы - самый северный памятник наскального искусства Азии и один из самых северных в России. Это огромный памятник, состоящий из трёх отдельных местонахождений, насчитывает более 500 поверхностей с петроглифами. С 2021 по 2024 года мы провели в тундре три сезона и собрали террабайты данных с памятника.
О том, как была открыта традиция наскального искусства древних зверобоев Чукотки, о новых методах и данных, которые мы получили в ходе полевых работ по гранту Русского географического общества в 2024 году, расскажут Елена Леванова и Юрий Свойский 20 марта 2025 года в 19:00.
Зарегистрироваться
#RSSDA #Пегтымель
Источник
🔥11👍5❤3✍1👾1
Наша лекция про Пегтымельские петроглифы
20 марта мы провели лекцию в Музее Востока, посвященную петроглифам Пегтымеля. Сколько тайн, сколько загадок, и никаких ответов! Пегтымельские местонахождения - вероятно самые изолированные местонахождения наскального искусства в мире. Ближайшие петроглифы находятся в двух тысячах километрах и не имеют с пегтымельскими ничего общего.
Кто и когда оставил эти материальные свидетельства духовной культуры? И что же изображали древние художники? Некоторые животные и сцены явно узнаваемы: олени, лоси, лисы, волки, собаки, люди в лодках. Почему-то нет на скалах ни моржа, ни евражки - местного суслика. Но самую большую загадку представляют женские фигуры с грибовидным завершением на голове. Что это: прическа, головной убор или свидетельства чукотского культа мухомора - можно только строить гипотезы.
Петроглифы Пегтымеля подвергаются природным факторам разрушения. Именно поэтому необходимо как можно точнее задокументировать этот памятник. Юрий Свойский рассказал о методах цифрового документирования и картографирования, о промежуточных результатах экспедиции. А кроме этого, Дмитрий Павлов поделился со зрителями коротким выступлением о том, как археологи работают с трёхмерными моделями наскальных изображений, чтобы выявлять последовательность нанесения фигур и приблизиться к пониманию происхождения памятников наскального искусства.
Чтобы глубже окунуться в тему чукотских петроглифов, рекомендуем посмотреть:
- ФИЛЬМ
- Виртуальный тур
#RSSDA #Пегтымель
20 марта мы провели лекцию в Музее Востока, посвященную петроглифам Пегтымеля. Сколько тайн, сколько загадок, и никаких ответов! Пегтымельские местонахождения - вероятно самые изолированные местонахождения наскального искусства в мире. Ближайшие петроглифы находятся в двух тысячах километрах и не имеют с пегтымельскими ничего общего.
Кто и когда оставил эти материальные свидетельства духовной культуры? И что же изображали древние художники? Некоторые животные и сцены явно узнаваемы: олени, лоси, лисы, волки, собаки, люди в лодках. Почему-то нет на скалах ни моржа, ни евражки - местного суслика. Но самую большую загадку представляют женские фигуры с грибовидным завершением на голове. Что это: прическа, головной убор или свидетельства чукотского культа мухомора - можно только строить гипотезы.
Петроглифы Пегтымеля подвергаются природным факторам разрушения. Именно поэтому необходимо как можно точнее задокументировать этот памятник. Юрий Свойский рассказал о методах цифрового документирования и картографирования, о промежуточных результатах экспедиции. А кроме этого, Дмитрий Павлов поделился со зрителями коротким выступлением о том, как археологи работают с трёхмерными моделями наскальных изображений, чтобы выявлять последовательность нанесения фигур и приблизиться к пониманию происхождения памятников наскального искусства.
Чтобы глубже окунуться в тему чукотских петроглифов, рекомендуем посмотреть:
- ФИЛЬМ
- Виртуальный тур
#RSSDA #Пегтымель
🔥13👍3👏1👾1
21 марта Анна Зиганшина и Михаил Дынин выступили в Центре популяризации науки Станислава Дробышевского с лекцией о документировании средневековой русской эпиграфики. Зрители узнали о многообразии памятников старорусской письменности, о современных методиках её изучения и документирования, о той информации, которую несёт нам эпиграфика, и о сохранении этого уникального культурного наследия Московской Руси.
Запись лекции есть в вк:
https://vk.com/video-25011561_456240388?list=ln-UcTczzJOJzJnM4Lap7
#RSSDA #Дробышевский
Запись лекции есть в вк:
https://vk.com/video-25011561_456240388?list=ln-UcTczzJOJzJnM4Lap7
#RSSDA #Дробышевский
🔥12❤2👏2
Анонс лекции «Наскальное искусство Капских гор в объективе российских исследователей»
Мы уже рассказывали, что в январе 2025 года состоялась «научная экспедиция общественного движения популяризации науки «Проекты Станислава Дробышевского» в ЮАР» (руководитель экспедиции Станислав Владимирович Дробышевский). Российские исследователи отправились в путешествие в поисках наскального искусства Южной Африки.
Целью экспедиции была разведка памятников наскального искусства культуры Сан (преимущественно рисунки в гротах и на открытых скальных поверхностях) и их цифровое документирование. Десять тысяч фоточек под вопли бабуинов, запечатлевшие красочные образы аборигенов. Приходите, будет не только познавательно, но и красиво!
Лекция состоится 02 апреля 2025 г. в 19:00 в Московском лектории РГО Адрес: Новая пл., д. 10, стр. 2
Для посещения обязательна предварительная запись.
Зарегистрироваться
Вход бесплатный — по списку и документу, удостоверяющему личность.
Ссылка на онлайн-трансляцию появится позже.
Мы уже рассказывали, что в январе 2025 года состоялась «научная экспедиция общественного движения популяризации науки «Проекты Станислава Дробышевского» в ЮАР» (руководитель экспедиции Станислав Владимирович Дробышевский). Российские исследователи отправились в путешествие в поисках наскального искусства Южной Африки.
Целью экспедиции была разведка памятников наскального искусства культуры Сан (преимущественно рисунки в гротах и на открытых скальных поверхностях) и их цифровое документирование. Десять тысяч фоточек под вопли бабуинов, запечатлевшие красочные образы аборигенов. Приходите, будет не только познавательно, но и красиво!
Лекция состоится 02 апреля 2025 г. в 19:00 в Московском лектории РГО Адрес: Новая пл., д. 10, стр. 2
Для посещения обязательна предварительная запись.
Зарегистрироваться
Вход бесплатный — по списку и документу, удостоверяющему личность.
Ссылка на онлайн-трансляцию появится позже.
❤8👏2👍1
Лаборатория RSSDA
Анонс лекции «Наскальное искусство Капских гор в объективе российских исследователей» Мы уже рассказывали, что в январе 2025 года состоялась «научная экспедиция общественного движения популяризации науки «Проекты Станислава Дробышевского» в ЮАР» (руководитель…
Началась трансляция нашей лекции в РГО
https://vk.com/wall-27130517_2950
https://vk.com/wall-27130517_2950
VK
Московский лекторий РГО. Пост со стены.
Трансляция лекции Елены Левановой, Юрия Свойского, Екатерины Романенко о наскальной живописи ЮАР - с... Смотрите полностью ВКонтакте.
🔥8
ИА РАН опубликовал тезисы участников VIII конференции молодых ученых «Новые материалы и методы археологического исследования: территории и границы в археологическом измерении». Предлагаем вам ознакомиться с тезисами нашего сотрудника, Павлова Дмитрия, посвящённые пространственному анализу памятников наскального искусства Яманка I, II (Карачаево-Черкесская республика).
🔥12🙏1
Лаборатория RSSDA
ИА РАН опубликовал тезисы участников VIII конференции молодых ученых «Новые материалы и методы археологического исследования: территории и границы в археологическом измерении». Предлагаем вам ознакомиться с тезисами нашего сотрудника, Павлова Дмитрия, посвящённые…
2025_Тезисы_КМУ_VIII.pdf
568.5 KB
❤7🔥1
Работы на Нижнем Амуре
Мы вернулись из крошечного милого села Сикачи-Алян. В этом году погода на Амуре была совсем против нас, река затопила большую часть личин🗿, а постоянные дожди привели к тому, что из 5 дней работ у нас получилось выйти на памятник лишь трижды. Но результаты есть: мы мы пересняли в большей детальности ряд изображений на Кие, сняли большое панно на Сикачи-Алян III (которое упоминается у А.П. Окладникова как часть камня 84), а также задокументировали новое местонахождение Сикачи-Алян VII, обнаруженное в прошлом году Е.В. Черниковым (про него мы уже пишем отдельную статью)
Подробнее о петроглифах Нижнего Амура: https://aurockart.ru/
Мы вернулись из крошечного милого села Сикачи-Алян. В этом году погода на Амуре была совсем против нас, река затопила большую часть личин🗿, а постоянные дожди привели к тому, что из 5 дней работ у нас получилось выйти на памятник лишь трижды. Но результаты есть: мы мы пересняли в большей детальности ряд изображений на Кие, сняли большое панно на Сикачи-Алян III (которое упоминается у А.П. Окладникова как часть камня 84), а также задокументировали новое местонахождение Сикачи-Алян VII, обнаруженное в прошлом году Е.В. Черниковым (про него мы уже пишем отдельную статью)
Подробнее о петроглифах Нижнего Амура: https://aurockart.ru/
🔥13❤3👍3
Только что наши сотрудники Михаил Дынин и Юрий Свойский на конференции "Эпиграфика и Эстампажи" прочитали доклад, который был посвящён документированию эстампажей греческих надписей из Апамеи Киботос методом фотограмметрии. Пока мы пишем об этом полноценную статью, вот вам длиннопост о проблеме👇
🔥11👏3🥰2
❓Что такое эстампаж?
Это техника оттиска рельефных изображений и надписей на бумагу, которая даёт возможность зафиксировать негатив с рельефа. За время исследования эпиграфики в музейных фондах по всему миру накопились тысячи эстампажей самых разных древних надписей, которые надо как-то оцифровать. Какие есть методы решения:
Это техника оттиска рельефных изображений и надписей на бумагу, которая даёт возможность зафиксировать негатив с рельефа. За время исследования эпиграфики в музейных фондах по всему миру накопились тысячи эстампажей самых разных древних надписей, которые надо как-то оцифровать. Какие есть методы решения:
🤔8🔥2
Shape from Shading (SFS) - использует информацию о том, как свет на фотографии отражается от объекта, чтобы определить его трехмерную геометрию. Эстампажи дважды снимаются с помощью планшетного сканера, при втором сканировании лист поворачивается на 90 градусов, за счет чего на сканах получается разное направление освещения. Затем результат объединяется в трехмерную модель (в специальном ПО). Дальше надпись читается либо по самой модели, с возможностью управления светом, либо по таким визуализациям модели как матрица высот и карта нормалей.
В качестве преимущества методики выделяются сравнительная ценовая доступность необходимого оборудования и скорость техпроцесса – порядка 15 минут. Однако, отсканировать эстампажи большого размера этим методом нельзя. А ограничение сканеров по детальности не позволяет оцифровать надписи тонкой резьбы (например, граффити).
В качестве преимущества методики выделяются сравнительная ценовая доступность необходимого оборудования и скорость техпроцесса – порядка 15 минут. Однако, отсканировать эстампажи большого размера этим методом нельзя. А ограничение сканеров по детальности не позволяет оцифровать надписи тонкой резьбы (например, граффити).
🔥4👍2
(RTI) - трехмерная визуализация, которая создается с помощью серии фотографий из одного положения камеры при освещении под разными углами. Для создания серии фотоснимков с равномерным расстоянием между углами освещения конструируется своеобразный «купол», в верхней точке которого фиксируется камера, а на трех уровнях ниже – осветители. Процесс фотосъемки автоматизирован и включает в себя 32 кадра, которые затем объединяются в трехмерную модель, которая позволяет создавать такие визуализации как карта нормалей. Скорость процесса у этого метода – в пределах 40 минут.
Однако, и тут есть ряд проблем:
Фотографирование из одной точки может привести к искажению геометрии модели, в особенности на краях эстампажа, а детальность модели уменьшается от центра к краям эстампажа. Кроме того, конструкция купола не позволяет так же легко проводить фотосъемку тех эстампажей, диагональ которых превышает 60 см.
Однако, и тут есть ряд проблем:
Фотографирование из одной точки может привести к искажению геометрии модели, в особенности на краях эстампажа, а детальность модели уменьшается от центра к краям эстампажа. Кроме того, конструкция купола не позволяет так же легко проводить фотосъемку тех эстампажей, диагональ которых превышает 60 см.
❤7🔥1
Сканирование структурированным светом - технология, основанная на сочетании фотограмметрической съемки с помощью нескольких камер одновременно и проецирования на поверхность сканируемого объекта серии световых линий, искажение которых при взаимодействии с поверхностью объекта и фиксируют камеры. Этот подход позволяет получить в идеальных условиях неплохую детальность моделей, однако имеет ряд проблем, таких как невысокое разрешение встроенных в сканер камер и зависимость точности сканирования от окружающего освещения.
❤7🔥1😱1