В начале апреля Анна Зиганшина выступила в Санкт-Петербурге на конференции ИИМК РАН «Актуальная археология - 6», где рассказала про современные методы документирования наскальных рисунков в условиях Крайнего Севера.
Доклад был посвящён различным методам документирования, примененным исследовательским коллективом Центра палеоискусства ИА РАН и Лаборатории RSSDA на петроглифах Кээнейкуульского обрыва у реки Пегтымель (Чукотка) в августе 2021 года.
В ходе двухнедельных работ под руководством Елены Левановой было обследовано 1,15 км скального обрыва, определены координаты 341 поверхности с петроглифами, проведено 55 аэросъёмочных полетов БПЛА (для формирования топографического плана, цифровых моделей рельефа, ортофотопланов, трехмерных карт участков с петроглифами), а 99 поверхностей с рисунками редокументированы фотограмметрическим методом с земли. Кроме того, были существенно уточнены границы памятника.
Все работы велись в погоду, характерную для региона в это время года. Если коротко: было холодно, ветрено и влажно!
Подробности о результатах состоявшейся в августе экспедиции можно узнать в статье на сайте Института археологии РАН (там и залипательные видео есть!). А ознакомится с тезисами представленного доклада можно по ссылке (страницы 277–280).
#выступления
@rssdalab
Доклад был посвящён различным методам документирования, примененным исследовательским коллективом Центра палеоискусства ИА РАН и Лаборатории RSSDA на петроглифах Кээнейкуульского обрыва у реки Пегтымель (Чукотка) в августе 2021 года.
В ходе двухнедельных работ под руководством Елены Левановой было обследовано 1,15 км скального обрыва, определены координаты 341 поверхности с петроглифами, проведено 55 аэросъёмочных полетов БПЛА (для формирования топографического плана, цифровых моделей рельефа, ортофотопланов, трехмерных карт участков с петроглифами), а 99 поверхностей с рисунками редокументированы фотограмметрическим методом с земли. Кроме того, были существенно уточнены границы памятника.
Все работы велись в погоду, характерную для региона в это время года. Если коротко: было холодно, ветрено и влажно!
Подробности о результатах состоявшейся в августе экспедиции можно узнать в статье на сайте Института археологии РАН (там и залипательные видео есть!). А ознакомится с тезисами представленного доклада можно по ссылке (страницы 277–280).
#выступления
@rssdalab
👍13🥰2🔥1
Бонус: модель одного из чукотских петроглифов у реки Пегтымель для домашнего изучения!
Модель доступна для просмотра и изучения по ссылке.
P.S. Если вдруг потерялись в управлении – вас спасёт красный вопросительный знак в левом нижнем углу!
#замоделировано
@rssdalab
Модель доступна для просмотра и изучения по ссылке.
P.S. Если вдруг потерялись в управлении – вас спасёт красный вопросительный знак в левом нижнем углу!
#замоделировано
@rssdalab
👍8🤩3🔥1
🔍 Наше участие в Интеллектуальном клубе Станислава Дробышевского!
Екатерина Романенко и Елена Леванова вернулись из экспедиции в ЮАР, где в сотрудничестве с командой Станислава Дробышевского исследовали древнее наскальное искусство с использованием передовых цифровых технологий. Результаты их работы уже обсуждались на встрече Интеллектуального клуба, посвященной африканской наскальной живописи.
Екатерина Романенко и Юрий Свойский рассказали, как мы документируем памятники, продемонстрировали росписи с применением алгоритма декореляционного растяжения цвета и даже покрутили модель одной из африканских поверхностей с рисунками. Елена Леванова поделилась интересными подробностями о сюжетах росписей Южной Африки и изменениях в подходах к их исследованию.
Следите за новыми открытиями в археологии и инструментами в её познании!
Лаборатория RSSDA
#RSSDA #археология #наука #наскальноеикусство
Екатерина Романенко и Елена Леванова вернулись из экспедиции в ЮАР, где в сотрудничестве с командой Станислава Дробышевского исследовали древнее наскальное искусство с использованием передовых цифровых технологий. Результаты их работы уже обсуждались на встрече Интеллектуального клуба, посвященной африканской наскальной живописи.
Екатерина Романенко и Юрий Свойский рассказали, как мы документируем памятники, продемонстрировали росписи с применением алгоритма декореляционного растяжения цвета и даже покрутили модель одной из африканских поверхностей с рисунками. Елена Леванова поделилась интересными подробностями о сюжетах росписей Южной Африки и изменениях в подходах к их исследованию.
Следите за новыми открытиями в археологии и инструментами в её познании!
Лаборатория RSSDA
#RSSDA #археология #наука #наскальноеикусство
🔥11👏3❤2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🔍 Работы на Старом кладбище в Таганроге
Команда RSSDA провела насыщенные дни в Таганроге! 📸 Мы снимали надгробия XIX-XX вв. с несколькими целями: на части из них есть надписи, однако из-за их плохой сохранности чтение текста затруднительно — и тут на помощь приходят методы трехмерного моделирования, другие памятники ждут своей очереди на реставрацию, а что, как не детальная 3D модель, поможет провести все необходимые обмеры и составить реставрационный проект. Всего мы задокументировали 10 надгробных памятников, модели которых уже находятся в процессе создания.
Освещение оказалось сложным, но благодаря Елене Алексеенко, смотрителю Старого Таганрогского кладбища, была организована необходимая помощь и затенение. 🙌 Елена отлично подготовила объекты — без неё они всё ещё были бы в снегу и льду.
Перед отъездом Миша Дынин поделился с нашими таганрогскими коллегами особенностями обработки трёхмерных моделей. 🏛 🗿
Благодарим всех, кто помогал нам в этом интересном и важном проекте! 💪
#RSSDA #Археология #3Dмодели #Таганрог #Фотограмметрия
Команда RSSDA провела насыщенные дни в Таганроге! 📸 Мы снимали надгробия XIX-XX вв. с несколькими целями: на части из них есть надписи, однако из-за их плохой сохранности чтение текста затруднительно — и тут на помощь приходят методы трехмерного моделирования, другие памятники ждут своей очереди на реставрацию, а что, как не детальная 3D модель, поможет провести все необходимые обмеры и составить реставрационный проект. Всего мы задокументировали 10 надгробных памятников, модели которых уже находятся в процессе создания.
Освещение оказалось сложным, но благодаря Елене Алексеенко, смотрителю Старого Таганрогского кладбища, была организована необходимая помощь и затенение. 🙌 Елена отлично подготовила объекты — без неё они всё ещё были бы в снегу и льду.
Перед отъездом Миша Дынин поделился с нашими таганрогскими коллегами особенностями обработки трёхмерных моделей. 🏛 🗿
Благодарим всех, кто помогал нам в этом интересном и важном проекте! 💪
#RSSDA #Археология #3Dмодели #Таганрог #Фотограмметрия
🔥11❤4👏3
🧐 Как учёные за камнями следили
В 2017, 2018, 2019 и 2021 годах мы пристально следили за сикачи-алянскими петроглифами. Причиной стала дискуссия в историографии Сикачи-Аляна о движении валунов с петроглифами. При сравнении глазомерных чертежей А.П. Окладникова (сделавшего первую полную публикацию этого памятника) и топографических планов 2003 г., было даже мнение, что они перемещаются вверх по течению реки.
Для решения этой проблемы мы в течение нескольких лет проводили мониторинг с БПЛА, а затем сравнивали между собой цифровые модели рельефа, чтобы выявить изменения в рельефе памятника. После наблюдений за памятником в течение многих лет стало ясно, что в 2017-2019 годах ни один из камней не был перемещён льдом или паводками. Лишь отдельные валуны сдвинулись на небольшие расстояния. Но в 2020-2021 годах мы наблюдали более значительные движения. Несколько валунов сдвинулось на 40 см, а некоторые даже немного повернулись. Однако перемещения вверх по течению зафиксированы не были, что подтвердило ошибочность предыдущих выводов.🔍
Подробнее:
https://aurockart.ru/monitoring/
#RSSDA #Археология #мониторинг #наскальноеискусство
В 2017, 2018, 2019 и 2021 годах мы пристально следили за сикачи-алянскими петроглифами. Причиной стала дискуссия в историографии Сикачи-Аляна о движении валунов с петроглифами. При сравнении глазомерных чертежей А.П. Окладникова (сделавшего первую полную публикацию этого памятника) и топографических планов 2003 г., было даже мнение, что они перемещаются вверх по течению реки.
Для решения этой проблемы мы в течение нескольких лет проводили мониторинг с БПЛА, а затем сравнивали между собой цифровые модели рельефа, чтобы выявить изменения в рельефе памятника. После наблюдений за памятником в течение многих лет стало ясно, что в 2017-2019 годах ни один из камней не был перемещён льдом или паводками. Лишь отдельные валуны сдвинулись на небольшие расстояния. Но в 2020-2021 годах мы наблюдали более значительные движения. Несколько валунов сдвинулось на 40 см, а некоторые даже немного повернулись. Однако перемещения вверх по течению зафиксированы не были, что подтвердило ошибочность предыдущих выводов.🔍
Подробнее:
https://aurockart.ru/monitoring/
#RSSDA #Археология #мониторинг #наскальноеискусство
Петроглифы Нижнего Амура и Уссури
Мониторинг
Плавающие камни Сикачи-Аляна Объективный мониторинг Упоминания о перемещении камней с петроглифами под воздействием естестенных процессов — воздействия паводков и ледоходов — являются…
🔥13❤6👍2
Каждый год на Пегтымеле мы открываем все новые петроглифы – изображения северных оленей, морских животных и людей, выбитые в скалах. Совместными усилиями с Центром палеоискусства ИА РАН мы создаём цифровой образ памятника.
Пегтымельские петроглифы - самый северный памятник наскального искусства Азии и один из самых северных в России. Это огромный памятник, состоящий из трёх отдельных местонахождений, насчитывает более 500 поверхностей с петроглифами. С 2021 по 2024 года мы провели в тундре три сезона и собрали террабайты данных с памятника.
О том, как была открыта традиция наскального искусства древних зверобоев Чукотки, о новых методах и данных, которые мы получили в ходе полевых работ по гранту Русского географического общества в 2024 году, расскажут Елена Леванова и Юрий Свойский 20 марта 2025 года в 19:00.
Зарегистрироваться
#RSSDA #Пегтымель
Источник
Пегтымельские петроглифы - самый северный памятник наскального искусства Азии и один из самых северных в России. Это огромный памятник, состоящий из трёх отдельных местонахождений, насчитывает более 500 поверхностей с петроглифами. С 2021 по 2024 года мы провели в тундре три сезона и собрали террабайты данных с памятника.
О том, как была открыта традиция наскального искусства древних зверобоев Чукотки, о новых методах и данных, которые мы получили в ходе полевых работ по гранту Русского географического общества в 2024 году, расскажут Елена Леванова и Юрий Свойский 20 марта 2025 года в 19:00.
Зарегистрироваться
#RSSDA #Пегтымель
Источник
🔥11👍5❤3✍1👾1
Наша лекция про Пегтымельские петроглифы
20 марта мы провели лекцию в Музее Востока, посвященную петроглифам Пегтымеля. Сколько тайн, сколько загадок, и никаких ответов! Пегтымельские местонахождения - вероятно самые изолированные местонахождения наскального искусства в мире. Ближайшие петроглифы находятся в двух тысячах километрах и не имеют с пегтымельскими ничего общего.
Кто и когда оставил эти материальные свидетельства духовной культуры? И что же изображали древние художники? Некоторые животные и сцены явно узнаваемы: олени, лоси, лисы, волки, собаки, люди в лодках. Почему-то нет на скалах ни моржа, ни евражки - местного суслика. Но самую большую загадку представляют женские фигуры с грибовидным завершением на голове. Что это: прическа, головной убор или свидетельства чукотского культа мухомора - можно только строить гипотезы.
Петроглифы Пегтымеля подвергаются природным факторам разрушения. Именно поэтому необходимо как можно точнее задокументировать этот памятник. Юрий Свойский рассказал о методах цифрового документирования и картографирования, о промежуточных результатах экспедиции. А кроме этого, Дмитрий Павлов поделился со зрителями коротким выступлением о том, как археологи работают с трёхмерными моделями наскальных изображений, чтобы выявлять последовательность нанесения фигур и приблизиться к пониманию происхождения памятников наскального искусства.
Чтобы глубже окунуться в тему чукотских петроглифов, рекомендуем посмотреть:
- ФИЛЬМ
- Виртуальный тур
#RSSDA #Пегтымель
20 марта мы провели лекцию в Музее Востока, посвященную петроглифам Пегтымеля. Сколько тайн, сколько загадок, и никаких ответов! Пегтымельские местонахождения - вероятно самые изолированные местонахождения наскального искусства в мире. Ближайшие петроглифы находятся в двух тысячах километрах и не имеют с пегтымельскими ничего общего.
Кто и когда оставил эти материальные свидетельства духовной культуры? И что же изображали древние художники? Некоторые животные и сцены явно узнаваемы: олени, лоси, лисы, волки, собаки, люди в лодках. Почему-то нет на скалах ни моржа, ни евражки - местного суслика. Но самую большую загадку представляют женские фигуры с грибовидным завершением на голове. Что это: прическа, головной убор или свидетельства чукотского культа мухомора - можно только строить гипотезы.
Петроглифы Пегтымеля подвергаются природным факторам разрушения. Именно поэтому необходимо как можно точнее задокументировать этот памятник. Юрий Свойский рассказал о методах цифрового документирования и картографирования, о промежуточных результатах экспедиции. А кроме этого, Дмитрий Павлов поделился со зрителями коротким выступлением о том, как археологи работают с трёхмерными моделями наскальных изображений, чтобы выявлять последовательность нанесения фигур и приблизиться к пониманию происхождения памятников наскального искусства.
Чтобы глубже окунуться в тему чукотских петроглифов, рекомендуем посмотреть:
- ФИЛЬМ
- Виртуальный тур
#RSSDA #Пегтымель
🔥13👍3👏1👾1
