Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Украинский продюсер Михаил Ясинский выложил чарты родной страны. Там шесть строчек из десяти занимают русские артисты. Больше половины.

Но это еще не все. Кроме того там Макс Корж — белорус, которому был запрещен въезд на территорию Украины. Artik & Asti — бывшие украинцы, живут и работают в России, поют по-русски. Ну и родная Билли Айлиш.

В конечном итоге в украинском чарте только один чисто украинский артист — Jerry Heil.

Кто-то еще будет рассуждать про великую украинскую поп-музыку? Украинцы слушают русское. Свое — не слушают. Вот и ответ.
«Молодежь увлекается западной музыкой и культурой, группируется в движение «хиппи». Они устраивают сборища на лоне природы, этим самым уходят из под контроля родителей и комсомольских организаций». Из архива КГБ Литвы, 1972 год.
Говорят, однажды Хаски украл чью-то одежду. А чужую обувь положил в пакеты.
Однажды Игорь Корнелюк пришел к автору "Бандитского Петербурга" Андрею Константинову и говорит: "Я две песни написал к "Бандитскому Петербургу". Одна — отпад полный, а другая — так себе".

Оказалось, что "отпад полный" — песня Татьяны Булановой "Ты для меня чужой". Сегодня ее уже никто не помнит.
https://www.youtube.com/watch?v=wkV6MSIRTQk

А "так себе" — "Город, которого нет".
https://www.youtube.com/watch?v=WtUO5cXZhV4
Расшифровка моего интервью с Евгением Фридляндом, продюсером Бориса Моисеева и Николая Трубача. Фрагмент про создание "Голубой луны".

— Николай Трубач вообще не вдуплял, чего от него хотят, когда писал "Голубую луну"?

— Вообще. Я расскажу как все было. Однажды Боря Моисеев позвонил мне и говорит: «Давай заедем в клуб, просто поужинать». Заехали, сели, а там пели молодые музыканты. И Боря смотрит на них с тоской. Он очень не хотел стариться и переживал, что жизнь проходит. Он все время горел и хотел оставаться молодым, хотя ему уже было под 50. И он смотрит на них и говорит: «Мне обязательно нужно спеть с кем-то из молодых. Сделай мне дуэт!». А я был в этот момент с Колей Трубачом, мы вместе пришли. Я говорю: «Да вот Коля Трубач». А Боря, конечно, имел в виду не Колю Трубача, а какого-то молодого популярного артиста типа Влада Сташевского. Или там Андрея Губина. Но я знал, что уговорить никого не получится. Да, конечно, с Борей здоровались, дружили, протягивали руки, но, боялись запалиться, что имеют к нему отношение. Это была опасная тема. Женщины — да, с удовольствием пели с Борей, но он хотел именно молодого исполнителя-мужчину. А Коля Трубач, тем временем, жил на мои деньги и практически не выступал. Он писал песни. И я говорю: «Давай с Колей попробуем, он и напишет песню». И мы начали обсуждать, что за песня. Это было такое немного совместное творчество, что-то я наговаривал, что-то Боря. Понятно какую тему мы обсуждали. И тут Коля не выдержал и говорит: «Я боюсь, что про меня будут думать, что я тоже голубой». Тогда мы решили что это будет история про двух братьев, где один голубой, а другой не голубой. «А какие образы?», — спрашивает. Ну вот, говорим ему, Пенкин — принц серебряный, возьми что-то в этом стиле. Проходит несколько дней, приехал еще Ким Брейтбург. Мы все вместе приехали к Коле. Спрашиваем: «Что получается?» Он говорит: «Ну вот, такой текст, про красное солнышко». И мы говорим: «Красное солнышко надо убрать, переписывай». Так образовалась «Голубая луна». Но музыка была вялая, в ней не хватало припева. Его надо было делать ярким. И тут Ким говорит: «Ну какой припев должен быть? Сел за рояль и как споет - «Га-лу-бая луна!» Так и написали.
Я уже начал думать, что в музыке 2019 года не будет ничего интересного. Что унылые рэперы так и будут писать песни в стиле девяностых, заваривая по третьему кругу чайный пакетик.

Слава богу — нет.

Посмотрите этот клип. Я давно не видел ничего свежее и мощнее.
https://www.youtube.com/watch?v=Og30d9YsrYE

Zavet это Дима Ицков, чародей и оккультист. Он делает с русским языком и музыкой что-то необъяснимое: ломает и то, и другое, как ему хочется, заливает бетоном, создавая гигантскую стену звука, которая неподготовленного человека просто раздавливает.

Это бульдозер, который сносит все наши стыдные представления о том, как должна звучать музыка.

И это самое крутое, что я слышал за последний год.
Для меня мамбл-рэп (рэп с плохой дикцией) — это советский анекдот про человека, который раздавал пустые листовки. Его спросили: «Почему пустые?», а он ответил: «И так все понятно». Мамбл-рэп – это когда с рэпом и так все понятно. Жанр уже давно выговорился. Все рэперские темы одинаковые, и лишнее повторение банальности вызывает сегодня только тяжелый вздох.

Мамбл-рэп фокусирует внимание не на тексте, а на том, как звучит все вместе — грув, шатающий бит и голос, который ритмично наговаривает абракадабру. Не надо пытаться расслышать, что автор имел в виду — наверняка ничего интересного. Зато музыка при этом может быть очень любопытной. Надо просто расслабиться и понять, что голос — это еще один музыкальный инструмент.
Какую крутую штуку опять придумали в Яндекс.Музыке и Учебнике. Называется "Культурный марафон". Они выложили у себя на сайте готовые занятия по истории музыки, кино, архитектуре и театру.
https://education.yandex.ru/culture/

Там все настолько офигенно, что я чуть не прослезился. Вот пример — занятие по музыке.

Первоклашкам на нем рассказывают про Джона Кейджа и предлагают создать из подручных средств шумовой оркестр. Господи, я уже хочу на это занятие.
Чуть постарше — про общение звуками на примере джаза и рэп-баттлов.
Потом про то, какие бывают ноты и кто придумал современную нотную систему.
И, наконец, про паузы на примере песни We Will Rock You.

Каждый учитель или родитель может скачать себе это занятие с сайта проекта и провести сам. Я уверен, такие уроки никто не прогуляет.

Чтобы привлечь внимание к новому формату, в октябре занятия в российских школах проведут Тимур Бекмамбетов, Кантемир Балагов, Юрий Быков и другие звезды.
Михаил Круг про Егора Летова: «Это полный даун, который поет промарксистские песни, машет красным флагом». Интересно поменялось время, да? Сегодня промарксистские песни — это последний писк моды. Махать красным флагом означает быть в глобальном мировом тренде. Как все странно меняется местами.
А интересно, что вы думаете.
Forwarded from JagerVibes
Как вы относитесь к предстоящим концертам группы «Кино» с оцифрованным голосом Виктора Цоя?
Anonymous Poll
61%
В этом нет ничего страшного
39%
Это кощунство
Чем хорош Юрий Дудь? В интервью он всегда дожимает собеседника. Вот вышло шоу «По студиям» с Игорем Журавлевым из группы «Альянс». Поговорили про песню «На заре», очень подробно и мило.
https://youtu.be/zLF0PQpDl_Y

И тут ведущий задает вопрос:

— Что такое Московская рок-лаборатория?

Нормальный вопрос. Новое поколение-то не знает. И Игорь Журавлев, не стесняясь, рассказывает всю правду:

— Это обьединение музыкальных альтернативных групп. Умные дяденьки в органах поняли, что лучше пусть будет [такое объединение] и они будут его контролировать. И правильно решили, на мой взгляд! Дяденьки из органов, собственно, и создали эту рок-лабораторию. Зато все было на виду у власти.

Шок.

Наверное, это много кому известно, но тут вопрос ведь задается на уровне «Что это такое?». «Это коммунисты обрабатывали подростков под видом рока». «А, понятно».

А мне стало интересно— где сейчас эти «люди из органов», создатели московской рок-лаборатории? В Википедии указан только Виктор Гришин, но он в то время был уже глубоким дедушкой. А кто реально пропагандой занимался? Интересно же.
Премия Jager Music Awards объявила шорт-лист. Там все очень интересно.

Абсолютные чемпионы по числу номинаций — Cream Soda. Они в четырех номинациях — "Группа года", "Сингл года", "Видео года" и "Электроника".

На втором месте Shortparis. Три номинации — "Группа года", "Сингл года" и "Видео года".

Из интересного — на сингл года номинирован трек NBA Эллы и RSAC. Очень популярный радиохит в инди-премии, забавно.

И самое удивительное — в числе номинантов на видео года нет "Смерти больше нет" IC3PEAK. Видео неудачно попало в перерыв между премиями Jager Music Awards — на предыдущую не успело, а в эту не смогло по сроку давности. Хотя, на мой взгляд, это видео года. И я, как член жюри, его вписал.

В номинации "Хип-хоп" борются Масло черного тмина, Face и Boulevard Depo.

"За вклад в индустрию" — создатель фестиваля "Боль" Степан Казарьян, Концертное агентство Pop Farm и музыкальный редактор "Вечернего Урганта" Сергей Мудрик.

Вот такой у нас 2019 год. Подробнее — тут https://jagermusicawards.net/
Наблюдение. Главная деталь поп-обложки начала девяностых — сигарета в руке артиста. Публичные люди курили открыто, с выражением. Красиво оттопыривали мизинчик. Смотрели в камеру гордо. Были времена.
В подростковой музыке все чаще поют про детский быт — про столовку в школе, тусовки в падике, ментоловые сижки, рюкзаки, двойки и мамин суп. Вершина такого творчества — группа под названием "Дети", авторы песни "Дворовые рейвы". Там нет ни слова ни о каких рейвах, а просто описан быт типичного подростка. "Вечером беседка, песни под гитару, села батарейка, зарядите пару".
https://www.youtube.com/watch?v=BaPvzdxsvco

Дети нового поколения не стесняются признавать, что они — дети. И слушают песни про себя.

А раньше дети были другими. Они хотели изо всех сил быть взрослыми и сложными. Поэтому вместо песен про двойку в школе, они слушали эмо-стихи с зарытым глубоко Скрытым Смыслом. И пытались разгадать, что автор имел в виду.

Раньше нельзя было просто взять и написать песню про то, как не хочется идти домой, потому что мама заругает. Нет! Надо было написать: "Мои бесплотные крылья растворяются в серой мгле. Я не могу найти себя в пустоте".

Раньше нельзя было написать: "Бойчик, бойчик, поцелуй меня в щеку". Надо было написать: "Влажные телодвиженья, больше крови - меньше трения. Да я сладкий, я подлиза, я твой Бог твой God и твой враг".

Раньше писали так: "Гори звезда, рви мое сердце частотой в миллион сотен тысяч мегагерц".
А сегодня говорят проще: "Лэфт, свайп, дэнс, вайб, джин, люкс, секс, найт".

Ну и хорошо!
Гугл тренды за последние 5 лет. Поисковые запросы. Рэп синий, рок красный.

Из интересного:
1) Максимальное приближение рэпа к року было в августе-сентябре 2017 года. Это первый клип Фейса и баттл Гнойный-Оксимирон. Но дальше рок все равно оторвался.

2) Огромный пик популярности рока — конец июля и начало августа 2018 года. Похоже, это скандальный фестиваль «Нашествие», куда некоторые музыканты отказались ехать. Было много шума.

Это, конечно, не научные данные, но выводы сделать можно. Россия — страна рока.
Ну и самое интересное. Есть только два региона, где за последние 5 лет «рэп» победил «рок» в поисковых запросах россиян. Это Чечня и Дагестан.
А послушайте песню "Лирическая" группы "Пасадена". Для меня она как отдых.
https://www.youtube.com/watch?v=zkDkFLwPNyQ

Я слушаю эту песню, отдыхая от мамбл-рэпа, тяжелых басов, дешевого хайпа, стримов в инсте, огромных блантов, мокрых кроссов и зеленых волос. Отдых от пестрящей, как аниме, поп-культуры, которая заставляет музыкантов бросать музыку и заниматься черт знает чем, кроме нее: придумывать концепты, рисовать презентации, писать песни так, чтобы "зашло".

— Не, гитары сейчас не заходят.

Так часто говорят.

За модой не угнаться. А хорошие песни писать тяжело. Песня "Лирическая" могла быть написана и 10, и 20 лет назад. Она так сочинена, как будто раз и навсегда.

Этим и ценна музыка.
Я стараюсь писать только о том, что мне нравится. Потому что зачем писать о том, что не нравится? Но эта история кажется поучительной.

Вышел сборник "ИМИ Резиденция". Это результат совместного пребывания двенадцати музыкантов на природе. За счет спонсора они выехали в подмосковный рай, напичканный музыкальным оборудованием и фруктами. Две недели ели, спали и творили под руководством учителя Антона Маскелиаде, как настоящие художники. Просыпались с петухами и шли к инструменту, весь день джемили, вечером сидели на веранде и хохотали.

Идея звучит прекрасно. Результат — не очень.

Весь диск состоит из сонных зарисовок с необязательными текстами. Чтобы забить тайминг, фразы типа "выбери меня, не останусь с тобой даже мысленно" повторяются по двадцать пять раз. Зато в музыку впихнуто все, на что хватило рук. Как будто критерий хорошей песни — количество усилий, потраченных во время записи. Люди явно не догадываются, что смешать звук ситара и укулеле под айдиэм-бит — мало. Надо еще донести мысль.

Зачем эти пустые звуковые орнаменты? Зачем хорошее владение инструментом? Сыграйте хоть в подворотне на расстроенную гитару, но сделайте так, чтобы было до боли. Чтобы прохожий остановился и сказал: "Правда".
https://music.yandex.ru/album/8948552

Вообще, мне кажется, что комфортные условия вредят творцам. Я бы сделал другую резиденцию — где 12 человек вывозят в Бирюлево, устанавливают им Аблетон, дают три банки тушенки и пачку макарон. И говорят: "пиши хит, приду послезавтра". Именно так рождается настоящее искусство. Через мрак и сопротивление. От злости и безысходности. Когда хочется кричать.

А хиппи-посиделки в хорошей компании могут закончиться только таким сборником.