Василий Третьяков, советник генерального директора Университета 20.35, на EdCrunch on Demand специально для НОП:
Университет 20.35 в ПСАЛ
У нас сейчас больше 60 вузов, с которыми мы работаем над персонализацией и подготовкой команд, способных решать сложные технические проекты. Это делается в сочетании проектного обучения с фундаментальными знаниями университетов и использованием ресурсов других университетов, технических компаний, цифровых платформ. Это сотрудничество для этих университетов хорошо ложится в логику ПСАЛ и с точки зрения сетевого взаимодействия, и с точки зрения содержания программ.
Сейчас мы апробируем модель франшиз, на следующий год мы предлагаем открытие новых образовательных программ в области НТИ - сквозные технологии и рынки. Открытие этих программ идет очень быстро при поддержке и использовании ресурсов ведущих вузов, которые какие-то элементы уже готовы апробировать и отдавать в другие университеты - цифровые платформы дистанционные форматы, проектную деятельность и т.д. Это тоже позволяет реализовать задачи ПСАЛ и является вариантом сотрудничества в рамках программы.
Третье - все, что связанно с продвижением бесшовной поддержки команд. Мы считаем, что одна из задач вузов - подготовка технологических предпринимателей и тех, кто может сегодня включаться в решение сложных технологических задач. То есть речь идет о том, чтобы работать с вузами в рамках цифрового следа команды или студентами. Дальше их подхватывать, вытаскивать на научные мероприятия типа Архипелаг 20.35, обеспечивать систему поддержки проектов. Таким образом, университет может быть уверен, что его студенты мотивированы и будут иметь поддержку для своих амбициозных идей.
Платформизация: риск монополии
Что сегодня происходит в предметных платформах? Есть платформы, которые собирают непосредственно траектории, многое зависит от того, сколько они в себя втянут экспертизы разных вузов и начнут через данные этих вузов всем остальным уже предлагать готовые модели, потому что, с точки зрения бизнеса, каждый раз кастомизировать будет просто ненужным. Это серьезнейшая угроза, но другого варианта нет. Сами вузы не построят сложные платформы, умеющих управлять тысячами профессиональных траекторий обучения. Даже если они смогут, эти платформы за счет маленького количества данных все равно проиграют тем, кто будет на этом рынке более сильным. Другой вопрос - что мы вложим в эти платформы? Вузы-первопроходцы задают сегодня модели. Эти модели утвердятся в системах и будут потом тиражированы.
Университет 20.35 в ПСАЛ
У нас сейчас больше 60 вузов, с которыми мы работаем над персонализацией и подготовкой команд, способных решать сложные технические проекты. Это делается в сочетании проектного обучения с фундаментальными знаниями университетов и использованием ресурсов других университетов, технических компаний, цифровых платформ. Это сотрудничество для этих университетов хорошо ложится в логику ПСАЛ и с точки зрения сетевого взаимодействия, и с точки зрения содержания программ.
Сейчас мы апробируем модель франшиз, на следующий год мы предлагаем открытие новых образовательных программ в области НТИ - сквозные технологии и рынки. Открытие этих программ идет очень быстро при поддержке и использовании ресурсов ведущих вузов, которые какие-то элементы уже готовы апробировать и отдавать в другие университеты - цифровые платформы дистанционные форматы, проектную деятельность и т.д. Это тоже позволяет реализовать задачи ПСАЛ и является вариантом сотрудничества в рамках программы.
Третье - все, что связанно с продвижением бесшовной поддержки команд. Мы считаем, что одна из задач вузов - подготовка технологических предпринимателей и тех, кто может сегодня включаться в решение сложных технологических задач. То есть речь идет о том, чтобы работать с вузами в рамках цифрового следа команды или студентами. Дальше их подхватывать, вытаскивать на научные мероприятия типа Архипелаг 20.35, обеспечивать систему поддержки проектов. Таким образом, университет может быть уверен, что его студенты мотивированы и будут иметь поддержку для своих амбициозных идей.
Платформизация: риск монополии
Что сегодня происходит в предметных платформах? Есть платформы, которые собирают непосредственно траектории, многое зависит от того, сколько они в себя втянут экспертизы разных вузов и начнут через данные этих вузов всем остальным уже предлагать готовые модели, потому что, с точки зрения бизнеса, каждый раз кастомизировать будет просто ненужным. Это серьезнейшая угроза, но другого варианта нет. Сами вузы не построят сложные платформы, умеющих управлять тысячами профессиональных траекторий обучения. Даже если они смогут, эти платформы за счет маленького количества данных все равно проиграют тем, кто будет на этом рынке более сильным. Другой вопрос - что мы вложим в эти платформы? Вузы-первопроходцы задают сегодня модели. Эти модели утвердятся в системах и будут потом тиражированы.
Михаил Погосян, ректор МАИ, на Открытой конференции ИСП РАН:
Комплексная работа самого ИСП, а также между ним и МАИ.
Реализуется большое количество проектов. Например, программа по сверхзвуку. Она предусматривает моделирование различного рода процессов. Изучаются различные вопросы в моделировании обледенения крыла.
По экологической тематике - моделирование воздействия вредных выбросов на окружающую среду.
МАИ и ИСП проводят совместную тематическую конференцию по математическому моделированию сложных систем. Результат сотрудничества в 2020 году – совместная магистратура по технологиям моделирования суперкомпьютерных систем.
ДПО – большой спекрт программ по подготовке людей которые решают различного рода задачи.
Сегодня ведется комплексная работа с Минобороны для моделирования сокращения объемов технического испытания.
Матмоделирование может дать экономию на 30-40% физического проведения экспериментов.
Деловая и комфортная атмосфера между ИСП и МАИ даёт хорошую основу и для движения и в 2021 г.
Комплексная работа самого ИСП, а также между ним и МАИ.
Реализуется большое количество проектов. Например, программа по сверхзвуку. Она предусматривает моделирование различного рода процессов. Изучаются различные вопросы в моделировании обледенения крыла.
По экологической тематике - моделирование воздействия вредных выбросов на окружающую среду.
МАИ и ИСП проводят совместную тематическую конференцию по математическому моделированию сложных систем. Результат сотрудничества в 2020 году – совместная магистратура по технологиям моделирования суперкомпьютерных систем.
ДПО – большой спекрт программ по подготовке людей которые решают различного рода задачи.
Сегодня ведется комплексная работа с Минобороны для моделирования сокращения объемов технического испытания.
Матмоделирование может дать экономию на 30-40% физического проведения экспериментов.
Деловая и комфортная атмосфера между ИСП и МАИ даёт хорошую основу и для движения и в 2021 г.
Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга, на панельной дискуссии «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после неё»:
Вирус пришел, он будет с нами, считать, что осенью все будет все нормально, я бы поостерегся.
Мы практически не потеряли иностранных студентов в этом году, но что будет в следующем году?
Отлично справилась система ДПО, но что будет в следующем году?
Преподаватели освоили многочисленные коммуникационные средства.
Есть 2 стратегии решения «сверхзлой проблемы». Ни университеты, ни государство не справятся с ними в одиночку.
Первая - смягчить, и к этому относится перемещение в дистант.
Вторая - адаптация, мы с этим должны жить.
Петербург с этой проблемой справился, мы как-то этот год протянем, главное чтобы мы не промотали время в паллиативных, смягчающих решениях.
Вирус пришел, он будет с нами, считать, что осенью все будет все нормально, я бы поостерегся.
Мы практически не потеряли иностранных студентов в этом году, но что будет в следующем году?
Отлично справилась система ДПО, но что будет в следующем году?
Преподаватели освоили многочисленные коммуникационные средства.
Есть 2 стратегии решения «сверхзлой проблемы». Ни университеты, ни государство не справятся с ними в одиночку.
Первая - смягчить, и к этому относится перемещение в дистант.
Вторая - адаптация, мы с этим должны жить.
Петербург с этой проблемой справился, мы как-то этот год протянем, главное чтобы мы не промотали время в паллиативных, смягчающих решениях.
Дмитрий Афанасьев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, на панельной дискуссии «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после неё»:
В рамках национального проекта, в рамках программ, которые в высокой стадии разработки, мы реагируем уже не только на сам кризис, сколько на наше понимание как под воздействием кризиса будет меняться образование.
В мире эти дискуссии идут и в ЕС, и в Америке, и в Индии, и в Китае.
Наше понимание, в целом, не расходятся с мировыми трендами, а в каких-то решениях мы даже лучше видим будущее, чем наши коллеги за рубежом, но активно с ними сотрудничаем.
В рамках национального проекта, в рамках программ, которые в высокой стадии разработки, мы реагируем уже не только на сам кризис, сколько на наше понимание как под воздействием кризиса будет меняться образование.
В мире эти дискуссии идут и в ЕС, и в Америке, и в Индии, и в Китае.
Наше понимание, в целом, не расходятся с мировыми трендами, а в каких-то решениях мы даже лучше видим будущее, чем наши коллеги за рубежом, но активно с ними сотрудничаем.
Forwarded from Минобрнауки России
В рамках VII ежегодной национальной выставки "Вузпромэкспо" ее участникам был представлен первый электромобиль российского производства - "Кама-1".
Автомобиль способен в повседневном режиме проезжать более 250 км без подзарядки и разгоняться до 150 км/ч, а также работать при температуре до минус 50 градусов.
«Кама-1» разработан учеными Санкт-Петербургского политехнического университета.
Валерий Фальков поблагодарил коллектив университета за проделанную работу и отметил: «Такого результата невозможно бы было достичь без взаимодействия с индустрией, и особое слово в реализации этого проекта принадлежит индустриальному партнеру – публичному акционерному обществу «КАМАЗ»».
#ВУЗПРОМЭКСПО2020 #МинобрнаукиРоссии
Автомобиль способен в повседневном режиме проезжать более 250 км без подзарядки и разгоняться до 150 км/ч, а также работать при температуре до минус 50 градусов.
«Кама-1» разработан учеными Санкт-Петербургского политехнического университета.
Валерий Фальков поблагодарил коллектив университета за проделанную работу и отметил: «Такого результата невозможно бы было достичь без взаимодействия с индустрией, и особое слово в реализации этого проекта принадлежит индустриальному партнеру – публичному акционерному обществу «КАМАЗ»».
#ВУЗПРОМЭКСПО2020 #МинобрнаукиРоссии
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, на панельной дискуссии «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после неё»:
На международной платформе Coursera вместе со специалистами в НИУ ВШЭ мы продвинулись дальше, сейчас мы занимаемся созданием новых программ. Сейчас мы находимся в процессе заключения грантовых соглашений Coursera на выделение финансирования по созданию специализированных и более актуальных программ – это архитектура информационной системы, активное обучение, стратегия обучения.
Во время пандемии мы в Политехе провели около 100 тысяч человекочасов интеллектуальной работы провели в режиме онлайн.
Завершающий этап работы над нашим электромобилем КАМА-1 мы провели в режиме онлайн. Отдельный ряд исследований может проходить в режиме онлайн, и он более продуктивен, чем на рабочем месте. Понятны причины, там есть и юридические проблемы: сколько часов в день работать и тд.
На международной платформе Coursera вместе со специалистами в НИУ ВШЭ мы продвинулись дальше, сейчас мы занимаемся созданием новых программ. Сейчас мы находимся в процессе заключения грантовых соглашений Coursera на выделение финансирования по созданию специализированных и более актуальных программ – это архитектура информационной системы, активное обучение, стратегия обучения.
Во время пандемии мы в Политехе провели около 100 тысяч человекочасов интеллектуальной работы провели в режиме онлайн.
Завершающий этап работы над нашим электромобилем КАМА-1 мы провели в режиме онлайн. Отдельный ряд исследований может проходить в режиме онлайн, и он более продуктивен, чем на рабочем месте. Понятны причины, там есть и юридические проблемы: сколько часов в день работать и тд.
Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского, на панельной дискуссии «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после неё»:
Какие уроки мы вынесли из марта: мы в принципе похожи на систему здравохранения. Сначала шок, а потом постепенное прихождение в себя.
Отечественные студенты неплохо перестроились, уехали домой и спокойно воспринимали онлайн курсы.
Иностранным студентам оказалось сложней: они в условиях чужой культуры, и они изолированы в общежитии, их никуда не выпускают.
Организация интернет-образования – не проблема, но что было делать с психоэмоциональным состоянием? Мы прикрепили волонтеров к иностранным студентам, практически, заведи себе русского друга, чтобы выйти из этого состояния без психоэмоциональных потерь.
Преподаватели были не готовы, боялись заболеть. Молодые преподаватели быстрей перестроились.
Zoom никого не напрягал, единственное, мы запретили выставлять черные иконки, это психологически некомфортно преподавателю, когда ты разговариваешь с череыми иконками, а не со студентами.
В Нижегородской области не получилось консолидации вузов между собой. Мы сейчас к этому пришли изнутри, не со стороны правительства, а со стороны вузов. Эта консолидация на территории очень важна.
Мы только 2 года назад начали медицинское образование, и мы думали, что наши студенты не подойдут для работы волонтеров. Но нет, регион с удовольствием воспользовался нашей помощью.
Какие уроки мы вынесли из марта: мы в принципе похожи на систему здравохранения. Сначала шок, а потом постепенное прихождение в себя.
Отечественные студенты неплохо перестроились, уехали домой и спокойно воспринимали онлайн курсы.
Иностранным студентам оказалось сложней: они в условиях чужой культуры, и они изолированы в общежитии, их никуда не выпускают.
Организация интернет-образования – не проблема, но что было делать с психоэмоциональным состоянием? Мы прикрепили волонтеров к иностранным студентам, практически, заведи себе русского друга, чтобы выйти из этого состояния без психоэмоциональных потерь.
Преподаватели были не готовы, боялись заболеть. Молодые преподаватели быстрей перестроились.
Zoom никого не напрягал, единственное, мы запретили выставлять черные иконки, это психологически некомфортно преподавателю, когда ты разговариваешь с череыми иконками, а не со студентами.
В Нижегородской области не получилось консолидации вузов между собой. Мы сейчас к этому пришли изнутри, не со стороны правительства, а со стороны вузов. Эта консолидация на территории очень важна.
Мы только 2 года назад начали медицинское образование, и мы думали, что наши студенты не подойдут для работы волонтеров. Но нет, регион с удовольствием воспользовался нашей помощью.
Дмитрий Песков, спецпредставитель Президента РФ по цифровому и технологическому развитию:
Все предсказанные тренды будут воплощаться.
Сегодня образование ассоциируется с вузами.
Мы должны будем пойти по аналогии плана Джонсона: получить техническую специальность, попробовать себя на рынке, получить высшее образование.
Модель выбирает грань между средним специальным, высшим и дополнительным образованием. Она предполагает пересмотр финансирования.
Игроки на рынке образования - их сегодня 3, высшее образование занимает последнее место.
Нужны системы типа Учи.ру для системы высшего образования. Второе направление (реализует НИУ ВШЭ и Университет 20.35) - стык образования и акселерации.
Мы могли бы программы по искусственному интеллекту по типу "Архипелага 20.35" продавать на бизнес-рынке.
Необходима координация по решениям в отношении программ ДПО.
Все предсказанные тренды будут воплощаться.
Сегодня образование ассоциируется с вузами.
Мы должны будем пойти по аналогии плана Джонсона: получить техническую специальность, попробовать себя на рынке, получить высшее образование.
Модель выбирает грань между средним специальным, высшим и дополнительным образованием. Она предполагает пересмотр финансирования.
Игроки на рынке образования - их сегодня 3, высшее образование занимает последнее место.
Нужны системы типа Учи.ру для системы высшего образования. Второе направление (реализует НИУ ВШЭ и Университет 20.35) - стык образования и акселерации.
Мы могли бы программы по искусственному интеллекту по типу "Архипелага 20.35" продавать на бизнес-рынке.
Необходима координация по решениям в отношении программ ДПО.
Прямо сейчас на EdCrunch on Demand началась панельная дискуссия «Конкурентоспособность высшего образования: как реализовать амбиции университетов в цифровом мире»
Спикеры:
Дмитрий Афанасьев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»
Дмитрий Песков, спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития
Модераторы:
Михаил Алашкевич, старший вице-президент ВЭБ.РФ
Евгений Сженов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика»
Спикеры:
Дмитрий Афанасьев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»
Дмитрий Песков, спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития
Модераторы:
Михаил Алашкевич, старший вице-президент ВЭБ.РФ
Евгений Сженов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика»
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС:
Должен быть определён баланс живого общения и цифровых технологий.
Для НИТУ МИСиС в центре – человек. В нашей деятельности студент прежде всего
Раньше руководителем образовательной программы был завкафедрой. Сейчас все изменилось. В рамках реализации академических свобод каждый руководитель определяет, кто у него будет работать в программе. Он определяет бизнес и экономических партнёров, баланс практик и стажировок.
Мы пока не очень умеем работать в области инноваций. И у нас нет готового предложения.
Должен быть определён баланс живого общения и цифровых технологий.
Для НИТУ МИСиС в центре – человек. В нашей деятельности студент прежде всего
Раньше руководителем образовательной программы был завкафедрой. Сейчас все изменилось. В рамках реализации академических свобод каждый руководитель определяет, кто у него будет работать в программе. Он определяет бизнес и экономических партнёров, баланс практик и стажировок.
Мы пока не очень умеем работать в области инноваций. И у нас нет готового предложения.
На ВУЗПРОМЭКСПО 2020 началась панельная дискуссия «Цифровая трансформация образования и науки как инструмент развития личности и повышения качества научных исследований»
Участники:
Роман Шайхутдинов, Вице-премьер Республики Татарстан
Андрей Силинг, исполнительный директор АНО «Платформа НТИ»
Александр Шелупанов, президент ТУСУР
Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета
Сергей Салихов, первый проректор НИТУ МИСиС
Никита Анисимов, ректор ДВФУ.
Модераторы:
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»
Организаторы: НИУ ВШЭ / Научно-образовательная политика / АНО "Россия - страна возможностей"
Участники:
Роман Шайхутдинов, Вице-премьер Республики Татарстан
Андрей Силинг, исполнительный директор АНО «Платформа НТИ»
Александр Шелупанов, президент ТУСУР
Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета
Сергей Салихов, первый проректор НИТУ МИСиС
Никита Анисимов, ректор ДВФУ.
Модераторы:
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»
Организаторы: НИУ ВШЭ / Научно-образовательная политика / АНО "Россия - страна возможностей"
Заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев на EdCrunch on Demand:
Нельзя однозначно говорить о конкуренции и конкурентоспособности. Ландшафт усложняется, появляются разные типы образованные организации. Для них конкурентоспособность отличается.
Можно выделить:
Массовые университеты (например, Университет Индиры Ганди - 4 млн студентов),
Нишевые университеты, направленные на узко профессиональные компетенции,
Региональные университеты как драйверы регионального развития.
Будет усложняться ландшафт, будут размываться границы между средним, высшим и дополнительным образованием. Неважно, кто присвоил микростепень, важно ее качество.
Второй аспект – девальвация дипломов. Массовизация программ образования обесценивает дипломы. Можно и нужно искать другие способы отбора кадров. Даже брендовых диплом в этом смысле снижает свою ценность
Технологии важны. Интеграция всех возможных технологических решений - это предмет поиска решений. Задача регулятора уловить эти практики и дать им возможность реального существования.
Программа стратегического академического лидерства предлагает формат национального исследовательского университета (НИУ), а также – национального опорного университета, тип ориентированный на развитие отрасли, технологии и региона. Но мы пришли к выводу что нужны будут и другие типы
Для развития должны включаться новые технологии и вариативность там, где она приводит к повышению качества подготовки.
Нельзя однозначно говорить о конкуренции и конкурентоспособности. Ландшафт усложняется, появляются разные типы образованные организации. Для них конкурентоспособность отличается.
Можно выделить:
Массовые университеты (например, Университет Индиры Ганди - 4 млн студентов),
Нишевые университеты, направленные на узко профессиональные компетенции,
Региональные университеты как драйверы регионального развития.
Будет усложняться ландшафт, будут размываться границы между средним, высшим и дополнительным образованием. Неважно, кто присвоил микростепень, важно ее качество.
Второй аспект – девальвация дипломов. Массовизация программ образования обесценивает дипломы. Можно и нужно искать другие способы отбора кадров. Даже брендовых диплом в этом смысле снижает свою ценность
Технологии важны. Интеграция всех возможных технологических решений - это предмет поиска решений. Задача регулятора уловить эти практики и дать им возможность реального существования.
Программа стратегического академического лидерства предлагает формат национального исследовательского университета (НИУ), а также – национального опорного университета, тип ориентированный на развитие отрасли, технологии и региона. Но мы пришли к выводу что нужны будут и другие типы
Для развития должны включаться новые технологии и вариативность там, где она приводит к повышению качества подготовки.