НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Превосходная степень

Сессия «‎Р‎азвитие университетов: текущая политика академического превосходства» прошла на ‎ Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021, где докладчики смогли обсудить эффект от вклада программы «‎5-100» на вузы и систему, а также международную мобильность и публикационную активность молодых ученых.

Ученые из Казанского федерального университета предлагают взглянуть на последствия Программы «‎5-100», благодаря которой КФУ прочно укрепился в своем статусе‎ федерального университета.

Программа «‎5-100» закончилась в 2020 году, основные итоги ее работы уже подведены, осталось закрыть статистику и провести качественную аналитику, чтобы лучшие решения программы можно было масштабировать, преобразовав под типовой вуз.

К прямым эффектам от реализации Программы «5-100» следует отнести рост рейтинга университетов в международных рейтингах, увеличение количества иностранных студентов, рост публикационной активности университетов. Традиционным направлением молодежной миграции является образовательная миграция, когда переезд в другой населенный пункт продиктован мотивом получения образования.

Перераспределение молодежных мигрантов по территории России исследователи относят к косвенным эффектам Программы «5-100», поскольку она позволяет привлечь наиболее талантливую молодежь в университеты, а, следовательно, и на территорию его нахождения. Поэтому анализ последствий влияния программы «5-100» на образовательную миграцию населения представляется достаточно интересным и, самое главное, актуальным.

Авторы исследования «Международная мобильность и публикационная продуктивность молодых ученых: что говорит статистика, библиометрия и сами сотрудники?» из НИУ ВШЭ подвели первые итоги международной мобильности молодых российских ученых и той роли, которую обучение или работа за рубежом играют в их дальнейшей научной карьере (на примере публикационной активности). Уже сейчас можно заявить, что выявлено, что масштабы участия молодых российских ученых в международном научном сотрудничестве на протяжении всех последних лет являются сравнительно низкими. При этом данные подтверждают наличие положительной взаимосвязи между мобильностью и научной продуктивностью российских ученых.

Особенно важным кажется вопрос академической мобильности на фоне развивающейся пандемии, которая может быть как и препятствием, так и верным спутником. И у исследователей, у научного сообщества возникает потребность в поиске механизмов, которые могут хотя бы отчасти компенсировать сниженный уровень мобильности научных кадров.

Интересную работу в рамках секции предлагает Всемирный банк, чье исследование направлено на изучение разрозненных электронных платформ, не объединенных в одну базу данных. Основная цель одного из них - предоставить потенциальным студентам и их семьям точную информацию о перспективах выпускников каждого из университетов или колледжей. Подобные решения стимулируют внедрение искусственного интеллекта в систему.

Те глобальные вызовы, которые встают перед современными университетами, должны становиться не препятствием для развития, а выходить в роли настоящих мотиваторов, которые вдохновляют. Это может быть и эффект от программы «‎5-100», и академическая мобильность, и ‎публикационная активность. Только такие истории способны приводить вузы к академическому превосходству и лидерским позициям, позволяющим реализовывать весь свой мощностной потенциал.

Апрельская конференция
Культурный форпост на Востоке России

Исследователей истории искусств, специалистов музейного дела, сотрудников культурных центров и арт-менеджеров, обладающих знаниями цифровых инструментов в области искусства, подготовит Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) совместно с Третьяковской галерей. Соглашение о сетевой образовательной программе для магистров по направлению «Культурология» подписали ректор ДВФУ Никита Анисимов и генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Обучение начнется уже в 2021/22 учебном году. Образовательный процесс будет реализован силами преподавателей Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ и специалистов Третьяковской галереи. Часть дисциплин будет посвящена инструментам и приемам цифровизации искусства.

Обучения будет смешанным: часть лекций пройдет дистанционно, часть — в кампусе ДВФУ на Русском острове, куда пригласят для очных занятий специалистов Третьяковской галереи. Практика для студентов запланирована в региональных учреждениях культуры Дальнего Востока. Выпускники войдут в кадровый резерв филиала Третьяковской галереи во Владивостоке.

Сотрудничество ДВФУ и Третьяковской галереи началось в феврале 2019 года. В том же году на Восточном экономическом форуме стороны заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого договорились о запуске совместной программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) «Арт-менеджмент». Часть выпускников продолжили обучение в магистратуре ДВФУ, часть трудоустроились в сфере культуры и искусства, реализовала собственные культурные проекты. Старт новой образовательной программы выводит на новый уровень партнерские отношения ведущего вуза Дальнего Востока и главного музея национального искусства России.

Никита Анисимов, ректор ДВФУ, специально для НОП:

«Дальний Восток — область стратегических приоритетов России на весь ХХI век. Во Владивостоке проходит много культурных событий, развиваются региональные музеи, строится новый культурный центр. ДВФУ как драйвер развития всего макрорегиона обеспечивает кадровый резерв не только для технологически емкого сектора, но для сферы культуры. Ведь общество можно назвать развитым, когда от высоких экономических показателей не отстает и уровень общей культуры населения».

Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи,, специально для НОП:

«Магистерская программа с ДВФУ — абсолютно необходимая инициатива для того, чтобы сформировать полноценный коллектив филиала Третьяковской галереи на Дальнем Востоке, опираясь в том числе на местный кадровый резерв. Образовательные программы в области культуры — невероятно важны для страны. Мы рады, что нам удается открыть такую программу во Владивостоке. Верим, что на Дальнем Востоке у нас всё получится».
Александр Бугаев, руководитель Росмолодёжи (о Российском форуме "Молодёжь и наука")

Росмолодежь всегда тесно сотрудничала с вузами по всей России. Именно университеты обеспечивают обмен эффективными практиками между регионами, что является важным механизмом развития геостратегических территорий. Многие инициативы поступают именно от молодых людей, которых волнует, каким будет их регион завтра. За многими инновационными изобретениями стоят именно молодые специалисты. Поддерживая молодежь в их желании благоустроить пространство родного города и региона, мы делаем вклад в развитие всей страны.

Проведение подобных мероприятий на местах помогает наладить диалог между студенческой молодежью, научным сообществом и государством.


Программа Форума и регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
Индивидуализация обучения на Каспии

Вчера в "Точке кипения" - Астрахань, на базе Астраханского государственного университета, состоялось встреча консорциума астраханских вузов, созданного в конце марта этого года. Более 30 профильных руководителей вузов присоединились к рабочему совещанию по управлению индивидуальными образовательными траекториями на платформе Modeus.

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета для НОП:

Персонализация обучения позволяет студенту получить не только основную специальность, но и компетенции в других областях. Молодой человек сам выберет, какие предметы и в каком темпе осваивать.
При поступлении в вуз абитуриент определяет направление, которому посвятит четыре года, а в случае обучения в магистратуре – шесть лет. За это время профессия может серьезно трансформироваться, или даже умереть. А индивидуальная образовательная траектория поможет не остаться с неактуальным дипломом.
Использование индивидуального обучения вузами астраханского консорциума позволит готовить людей, которые способны самоопределяться на рынке труда. Можно рассмотреть вариант, когда студент одного вуза может в случае заинтересованности пройти курсы других университетов.
Выигрывают все: растет конкурентоспособность между учебными заведениями и в целом у регионального образования - вузы заинтересованы в том, чтобы их контент был интересен учащимся из других университетов, выпускник получает уникальный профиль компетенций, за которым теперь не нужно ехать в федеральный вуз, а работодатели - квалифицированных специалистов. Общий отклик у моих коллег - искренний интерес к сегодняшней сессии, а мы получили для себя много информации для практической реализации.


Елена Степанова, ректор Ярославского государственного технического университета для НОП:

Подход, взятый за основу в Modeus, нам близок, и ровно в такой логике сейчас вуз трансформирует свои основные образовательные программы (ОПП) и образовательный процесс: "ядро" вуза + "ядра" институтов + элективы = треки подготовки (вариативность которых формируется в двух плоскостях: содержание (углубление/расширение специализации) и ключевые виды деятельности/навыки, формируемые в процессе обучения (академический, прикладной, предпринимательский). Резюме: нам данный продукт очень интересен и нужен. Вопрос, который необходимо нам всем вместе решать - высокая входная стоимость (не вообще, но как крупного единовременного вложения, на которое у вуза в моменте нет средств).

Теперь про ограничения. ФГОС, несмотря на мнение многих коллег из вузов, на самом деле не является ограничителем. Массовую возможность выбора траектории стандарт безусловно позволяет предоставлять. И Modeus как раз технологизирует этот процесс. Сегодняшнее рабочее совещание лично мне во многом ответило на вопросы по действительно существующим барьерам: 1. "конфликт" гарантий для ППС по ТК (принимаем на определенный объем ставки) и задачей обеспечить выбор элективов (что делать с невыбранными курсами/ППС, как предлагать то, на что преподаватель еще не принят) 2. реальный переход - если такое предполагает ОП вуза и матричная структура ООП - с программы на программу/ с направления на направления - для студента бюджетной формы возможен только при наличии вакантного бюджетного места. У Custis уже есть практика работы с этими ограничениями, хоть они до конца и не сняты.


От редакции НОП: Сегодня состоится встреча нашего друга, ректора АГУ Константина Маркелова, с президентом РАН Александром Сергеевым.

Академик Сергеев укрепляет "вузовский вектор" РАН. В свою очередь, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин поддерживает амбиции ректора по укреплению диалога "область - вуз - РАН - промышленность".
Константин, желаем Вам удачи!
Прямо сейчас министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков проводит брифинг об увеличении количества бюджетных мест в российских вузах:

В этом более 576 тысяч студентов в этом году смогут получить образование бесплатно. Из них 73% направлено в регионы.

В этом году приёмная кампания будет проходить в более спокойной обстановке, но она также будет доступна удалённо.

По закону до 1 мая мы должны распределить места на очередной учебный год: в 2021 - более 34 тысяч мест, к 2022 - более 11 тысяч, итого - 46293 мест откроется за 2 года.
Мы выполняем поручение Президента для реализации возможности широкого бесплатного доступа к высшему образованию.

https://www.vesti.ru/broadcasts/61974
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

Медицинские, педагогические, инженерно-технические направления - на них больше всего бюджетных мест из-за большого спроса.

По субъектам РФ наибольшее количество мест будет направлено в крупные научно образовательные регионы:
Татарстан, Томская область, Красноярская область, Ростовская область и другие.

Динамика числа бюджетных мест: в Карачаево-Черкесской Республике будет больше бюджетных мест на 30 процентов. В Мурманской, Новгородской, Еврейской автономной области и других также ожидается увеличение. Увеличат число мест в зависимости, в том числе, от числа университетов.
Мы смотрим по динамике прироста и по региональной специфике.

При распределении КЦП учитываются запросы регионов.

С помощью нового механизма конкурсного механизма будет определяться число бюджетных мест.

Если в регионе несколько вузов, которые готовят педагогов, то будет наибольшее количество бюджетных мест там, где качество подготовки более высокое.

Должен быть сбалансирован подход к разным направлениям подготовки при распределении бюджетных мест.
Что касается математики, мы большое внимание уделяем ее развитию.

Несмотря на появление новых направлений подготовки, специальностей индустрии мы все равно должны готовить химиков, биологов, физиков. Количество мест по этим направлениям тоже будет увеличиваться. Увеличение количества касается и узких, и широких специальностей подготовки.

Мы учитывали специфику научных организаций, кооперация между системой высшего образования и НИИ. На 2022 год мы увеличили количество мест в аспирантуре на 1000 мест для должного притока молодежи в науку. Мы учитываем специфику особенностей приема аспирантов и особенности того, чем занимается НИИ - это фундаментальная наука или прикладная.

Сейчас мы нивелировали требования, понимая, что нужна разная наука. Увеличили такой вес защит кандидатских диссертаций в этом году. Увеличение также по ординатуре, и в основном эти места ушли в регионы.

https://www.vesti.ru/broadcasts/61974
Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского:

Уважаемые коллеги-ректоры, дорогие молодые учёные!

Инициативы молодых людей, их планы и стремления– это двигатель развития общества, науки, культуры, спорта. Символично, что форум «Молодёжь и наука», который станет одним из ключевых событий Года науки и технологий, пройдет в Нижнем Новгороде одновременно с ярким праздником молодости и таланта – XXIX Всероссийским фестивалем «Российская студенческая весна».

Вместе с лучшими творческими достижениями российских студентов мы увидим их передовые научные разработки.
Форум станет центром обсуждения важнейших вопросов развития высшего образования, науки и молодёжной политики в нашей стране.

В год своего 105-летия, в год 800-летия Нижнего Новгорода университет Лобачевского рад принимать у себя форум «Молодёжь и наука». За молодыми – будущее, а создаётся это будущее сегодня и сейчас.


Программа Форума и регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
Бюджетка и приемка – 2021

Сегодня министр науки и высшего образования Валерий Фальков в пресс-центре Правительства провел брифинг, посвященный увеличению количества бюджетных мест и общим особенностям приемной кампании 2021 года.

Ключевые идеи в прямой речи министра:

Бюджетные места
По отношению к 2020 году мы вновь увеличили количество бюджетных мест. В частности, в этом году 576 498 студентов смогут получить высшее образование бесплатно.

В 2021 году по отношению к 2020-му мы добавили 34 747 мест. На следующий год мы ещё добавляем 11 546 мест. Более 73% и в 2021 году, и в 2022-м ушли в регионы.

Направления
Наибольшее количество бюджетных мест в 2022 году, которые мы распределили, пойдёт на инженерно-технические специальности и направления, это более 251 тыс. мест. Потом педагогические – 75 788 мест, затем медицинские – более 53 тыс. мест. И специальности и направления сельскохозяйственного, или аграрного, профиля. Вот четыре основные группы.

Что касается предпочтений абитуриентов, то в основном они стабильны и в последние годы в целом сбалансированы. Но внутри специальностей, направлений есть более любимые и менее любимые.

Регионы
Мы с каждым регионом индивидуально работаем.

Наибольшее количество мест, за исключением наших столиц, в 2022 году будут направлены в крупные научно-образовательные регионы: Республика Татарстан, Свердловская обл., Ростовская обл., Новосибирская обл., Республика Башкортостан, Томская обл. и Красноярский край. Это по абсолютному количеству бюджетных мест.

У нас есть регионы – лидеры по динамике увеличения количества бюджетных мест в 2022 году по отношению к 2021-му. К числу таких регионов относится Карачаево-Черкесская Республика – там почти на 30% больше бюджетных мест будет в 2022 году, чем в 2021-м, Мурманская обл. – рост на 29%, Псковская обл. – на 19% рост бюджетных мест, Республика Бурятия – на 16%, Новгородская обл. – на 14%, Еврейская автономная обл. – на 14%, Кабардино-Балкарская Республика – на 13% и Амурская обл. – на 10%.

Мы всегда советуемся и обсуждаем, сколько в принципе мест надо выделить в том или ином году и в тот или иной регион.

Тонкая настройка
Мы с помощью этого механизма нового, конкурсного распределения бюджетных мест, балансируем ситуацию как между регионами, так и внутри регионов. Если в регионе расположено несколько вузов, <…> то наибольшее количество бюджетных мест получит тот из них, где качество подготовки наиболее высокое. Это первая история.

Вторая. Мы, конечно же, смотрим и в этом году предпочтение отдали при распределении бюджетных мест в ординатуру региональным вузам.

Региональная специфика учитывается нами всякий раз, поскольку в распределении бюджетных мест задействованы, с одной стороны, сами регионы, с другой стороны, вузы, университеты, с третьей стороны, так называемые центры ответственности. Проще говоря, это либо федеральные органы исполнительной власти – Минздрав, Минсельхоз, которые определяют политику в той или иной отрасли, – либо это крупные советы, работодатели, некоммерческие организации, которые определяют политику в том или ином направлении.

Уровни и сферы
Должен быть сбалансированный подход и к естественно-научным, и к техническим, и к общественно-гуманитарным наукам, соответственно, направлениям подготовки.

На 2022 год мы на тысячу увеличили количество бюджетных мест в аспирантуре. Если в 2021 году у нас 16,5 тыс. бюджетных мест, то в 2022 году их будет 17,5 тыс. мест. Мы хотим обеспечить должный приток молодёжи в науку.

Практически вся ординатура теперь распределяется по квотам.

Нам нужна наука и поисковая, и прикладная, и фундаментальная. И конечно, это позволило нам больше бюджетных мест дать в сектор академический.

Сроки
Приём документов в вузы начнётся 20 июня. Вторая значимая дата – это 29 июля, когда закончится приём документов. И 17 августа – это все окончательные процедуры, связанные с зачислением в вузы.

Формат
Все наработки, которые мы опробовали в прошлом году, будут использоваться и в этом году. Я имею в виду в том числе подачу документов удалённо.

Стенограмма брифинга.
Телеграм-канал «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) в рамках брифинга задал вопрос министру науки и высшего образования Валерию Фалькову и вот что ответил министр:

В.Фальков: Да, такие отличия имеются. В первую очередь мы в гораздо большей степени учитывали специфику научных организаций, научно-исследовательских институтов.

<...>

Полный ответ министра на вопрос НОП, основные идеи брифинга и полная стенограмма.
Николай Карякин, ректор Приволжского исследовательского медицинского университета (Нижний Новгород) о приемной кампании 2021 – специально для НОП:

Новая методика расчета планируемого количества бюджетных мест построена на базе оценок показателей деятельности вуза. При этом учитываются как показатели эффективности приема на обучение, так и возможности вуза для обучения будущих студентов. Таким образом, заявка базируется на конкретных критериях, а распределение КЦП становится прозрачным.

Также в системе «Интеробразование», в которой и проходил конкурс, в разделе «Расчет оценок» представлена оценка показателей деятельности вуза, что позволяет ему проанализировать ситуацию и наметить резервы для улучшения показателей.

Что касается самого распределения КЦП, важно отметить, что в нашем вузе по всем уровням образования — специалитет, ординатура, аспирантура — число мест только растет. По сравнению с 2020 годом в 2021-м число по программам специалитета увеличилось на 13,5%, ординатуры — на целых 85%, аспирантуры — на 20%. Также мы видим, что цифры выросли по всем программам на 2022/2023 учебный год. Кроме того, у нас добавляется магистратура с 2022 года.

Это все очень важно. Поскольку, формируя заявку на конкурс по распределению бюджетных мест, мы ориентируемся на потребности в медицинских кадрах в нашем и прилегающих регионах. Следовательно, чем больше у нашего вуза бюджетных целевых мест, тем больше квалифицированных кадров мы подготовим и направим в наши медицинские организации.
Алла Калинина, ректор Волгоградского государственного университета о приемной кампании 2021 – специально для НОП:

Необходимо отметить, что в текущем году процедура конкурса по распределению бюджетных мест была транспарента, логична и очень понятна. Вся конкурсная документация была своевременно опубликована и доведена до вузов, у которых было достаточно времени для подготовки заявки на конкурс.

В Волгоградском университете по сравнению с 2021/2022 учебным годом количество бюджетных мест в 2022/2023 учебном году выросло на 19%, причем практически весь рост приходится на очную форму обучения, что говорит о востребованности программ, реализуемых в нашем вузе.

Отмечу, что 53% КЦП, выделенных на 2022/2023 учебный год, приходятся на математические, компьютерные и инженерные науки, что лишний раз убеждает нас в правильности определенных стратегических задач развития университета до 2030 года – это фундаментальная подготовка и развитие прикладных компетенций прежде всего в области математических, физических, естественно-научных и IT-направлений подготовки.

Мы благодарны Минобрнауки за внимание, уделяемое подготовке кадров в регионах, что напрямую отразилось в количестве бюджетных мест, и надеемся, что выбранный Минобрнауки курс на открытое, гласное и объективное распределение КЦП будет продолжен и в дальнейшем.
Цена журнального вопроса

В рамках научной политики есть особая область - «научно-академическая». С ее внешними проявлениями все хорошо знакомы - РАН стремится расширить свой координационный функционал по отношению к научным институтам.

Но есть не менее значимая внутриакадемическая политика - что неудивительно, учитывая демократические традиции РАН.

Одним из инструментов научной власти является контроль за механизмами распространения научной информации - то есть, за журнальным сектором.

Это особый тип контроля, который легко объясняется (и маскируется) словами об общем благе, но в ряде случаев позволяет своим операторам оказывать фундаментальное влияние на научную политику.

Внутри Академии наук главный претендент на «собирание» журнальной «власти» - это вице-президент Алексей Хохлов. Он широко известен очень тесными отношениями с Диссернетом и либеральным крылом научной общественности.

Уже сейчас Алексей Хохлов координирует работу над формированием «российской полки» RSCI на платформе Web of Science. А ранее он не раз выступал в поддержку компании Pleiades, которая фактически монополизировала (многие добавят - весьма нечистым образом) выпуск англоязычных версий журналов РАН.

Активно участвовал Алексей Хохлов и в дискуссиях вокруг издательства «Наука». Тогда он в ощутимой степени лоббировал переход к системе конкурсов на издание журналов РАН.

Сейчас возник новый проект - Издательского дома Российской академии наук. Президент РАН Александр Сергеев уже не раз говорил о данном механизме и придерживается мысли о том, что в случае создания ИД должен находится в том правовом положении, которое гарантирует его работу в интересах всей Академии и всего научно-образовательного сообщества.

Однако, становится очевидно, что у Алексея Хохлова могут быть свои планы. В комментарии газете научного сообщества «Поиск» он заявил по поводу необходимости ИД РАН:

«Сейчас это происходит так: поскольку у нас нет редакционно-издательской базы, статьи проходят рецензирование, готовятся, а потом передаются сторонним организациям, победившим в аукционе. Они меняются, соответственно, опыт издания научных журналов не накапливается. Если речь идет о переводных версиях, мы не можем контролировать и влиять на качество перевода».

Несложно заметить, как поменялись взгляды вице-президента РАН Алексея Хохлова на многие вопросы.

Кто-то скажет - это нормальная эволюция точки зрения, журналы надо было спасать - потому предыдущие решения были временными, а сейчас же настал момент для системных мер - отсюда и идея Издательского дома. Возможно, эта позиция правильная и отражает действительность.

Иные обратят внимание на следующий пассаж в комментарии Алексея Хохлова:

«Если, к примеру, издавать 150 лучших журналов, это два миллиарда рублей в год – небольшая сумма по сравнению с общими затратами на науку. Но это позволит существенно улучшить представление нашей науки и у нас, и за рубежом».

Получеется, что «цена вопроса» - 2 миллиарда рублей, а ради неё можно проявить известную гибкость в суждениях и предприимчивость в «собирании» функционала в своих руках. Хотя и эта точка зрения может оказаться в корне неправильной.

Судить предстоит научному сообществу и самой Академии - и по словам, и по делам, и по результатам.

Подробнее: https://poisknews.ru/themes/science-territory/vicze-prezident-ran-aleksej-hohlov-o-sozdanii-izdatelskogo-doma-nauchnoj-tematiki/
Прямо сейчас в Сбере начинается церемония на награждение победителей профиля «Искусственный интеллект» Олимпиады Кружкового движения НТИ с участием:

Президента, председателя правления Сбера Германа Грефа;

Первого заместителя председателя правления Сбера Александра Ведяхина;

Вице-Президента Сбера Марины Раковой;

Проректора ДВФУ, Лидера рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрия Земцова;

Ректора НИТУ «МИСиС» Алевтины Черниковой;

Помощника Президента РФ Максима Орешкина.