НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Трансляция с Гайдаровского форума сегодня, 13 января в 16:00 (Мск):

https://gaidarforum.ru/ru/programme-2022/2490/
В ходе дискуссии по НОЦ с участием министра Фалькова, глав регионов и руководства Ростеха межрегиональный НОЦ мирового уровня "Инженерия будущего" упомянут в позитивном контексте чаще всех других НОЦ, вместе взятых.

#ГайдаровскийФорум
Прямо сейчас на Гайдаровском форуме началась сессия «Лидеры экологичных изменений: как создать генерацию LEFT?».

В сессии участвуют:

- Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей»;
- Григорий Гуров, заместитель Министра науки и высшего образования РФ;
- Игорь Васильев, губернатор Кировской области;
- Татьяна Дьяконова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- Елена Мякотникова, общественный советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь); советник генерального директора ООО «СИБУР».
Forwarded from НОП.РЕКТОРЫ
Шохин: Чего не хватает в диалоге бизнеса и власти?

Репик: Не трогайте нас пожалуйста, мы сами как-то справимся.
Бизнес – он думает про себя.
Государство должно делать smart-регулирование.

Шохин: А если упал, то очнулся - гипс!

Кудрин: Всё на ближайщее время определит образование. Важнейшая вещь, к которой мы даже близко не подошли, изменение образования! Мы только подходим. Это повлияет на всё- на госрегулирование, на бизнес.
КЦП 2023/24

Минобрнауки утвердило распределение контрольных цифр приема за счет бюджета на 2023/2024 учебный год. КЦП распределялись при активном участии регионов и крупного бизнеса. Ежегодное увеличение количества бюджетных мест продолжается с фокусом на наиболее востребованные направления – в частности, блок IT.

На бакалавриат будет выделено 340 361 место, из которых 284 381 – по очной форме обучения. Специалитет – 87 199 и 81 034 соответственно, магистратура – 124 576 и 103 165. Подготовят за счет бюджета 19 700 ординаторов и 420 человек по программам ассистентуры-стажировки.

Отметим, что на специалитет выделено более 25% мест от количества таковых на бакалавриате. Традиционно именно по такой траектории готовятся медики и специалисты по «оборонным» направлениям. Также паритет или даже доминирование специалитета наблюдается у транспортников.

В разрезе бакалавриата приоритет по количеству бюджетных мест у педагогов, IT, АПК. Медики через специалитет завершают картину приоритетных направлений подготовки.

КЦП на бюджетную магистратуру составляют здоровое соотношение в 36,6% от числа бакалавров. Каждый третий выпускник бакалавриата, если брать обобщенно, сможет продолжить образование на бюджете.

Отдельный интерес представляет распределение контрольных цифр приема в аспирантуру. Напомним, что это будет полноценная научная аспирантура – с фокусом на исследовательскую деятельность и защиту диссертации.

Всего за счет бюджета подготовят 17 800 аспирантов. В лидерах все тот же сектор IT – группа научных специальностей «Информационные технологии и телекоммуникации» (1650 мест). На втором месте «Биологические науки» - 1380. В лидерах также «Физические науки», «Клиническая медицина» и «Машиностроение» - 1140, 1017 и 1014 соответственно. «Штучными» кандидатами наук традиционно станут теологи – бюджетных мест всего 10. Не столь много подготовят кандидатов группам научных специальностей «Фармацевтические науки» (62) и «Биотехнологии» (44).

КЦП бюджетного приема на 2023/24 уч.г. демонстрируют развитие тех трендов, что уже запущены в рамках госполитики: фокус на цифровую экономику, образование, медицину, сектор АПК.

Главное – что распределение бюджетных мест происходит в тесной координации с регионами и крупным бизнесом, то есть заложены дополнительные стимулы к тому, чтобы было тесное сопряжение между подготовкой кадров и потребностями региональных рынков труда. Это дополнительно дает возможность университетам становиться центрами научно-образовательного, инновационно-технологического и социально-экономического развития субъектов федерации.

Подробнее: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=45886
Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ:

Если мы говорим, что каждый студент потенциально формирует свою индивидуальную траекторию, диспечировать этот процесс очень трудно традиционными или дотехнологичными методами: вручную на бумаге или старыми информационными системами. Позволяют ли новые информационные возможности или технологии диспечировать этот сложный процесс? Когда единицей является не студенческая группа, не поток, а один конкретный студент. Индивидуальная траектория требует компетенции выбирать уверенно или с меньшей степенью уверенности. Что я хочу, а что я могу, что мне по силам, где я могу поставить амбициозную задачу или имею ли я какую-то идеальную цель.

Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng:

Мы столкнулись с ситуацией, что запрос людей на персонализацию стал массовым, наверно, впервые за всю историю человечества, потому что, как бы не была затаскана пирамида потребностей, она все равно существует.

Подробнее
Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской Управления «Сенеж», на Гайдаровском форуме:

Я верю в то, что нужно развивать свои сильные качества. А для того, чтобы развивать свои сильные качества, нужно как минимум про них знать. И здесь в помощь любые инструментарии по оценке.

У нас буквально в прошлом году были открыты центры оценки. Это очень важно и ценно, потому что, когда ты проходишь оценочную процедуру, то получаешь тот факт, которые у тебя есть.

Именно благодаря сильным качествам я смогу быть лидером и давать людям искренность, создавать то доверие, которое людям очень важно.

Компетенции, которые важны для совершенного лидера: эмпатия, человекоцентричность. Нужно знать, где именно у тебя те самые кнопки.
Виктория Нуланд, замгоссекретаря США обратила внимание международной общественности на важность реализации национальных целей, сформулированных Владимиром Путиным:

«Будь я российским гражданином, я бы хотела видеть скорее вложения в систему образования».
Forwarded from ДИАЛОГ
Сессия завершилась блиц-опросом. Нужно ли государству идти на поводу у трендов? Надоедят ли нам новые медиа и умрут ли классические СМИ? Присутствие госорганов в TikTok и Telegram — новый долгосрочный тренд? Ответы Владимира Табака на эти вопросы — в нашем видео.

Кроме того, в первый день Гайдаровского форума «Диалог» и Московский институт радиотехники, электроники и автоматики подписали соглашение о сотрудничестве. Эксперты и ученые планируют провести серию исследований, посвященных роли искусственного интеллекта в коммуникациях государства и общества.
Глава Якутии Айсен Николаев, о науке в Арктике для «Научно-образовательной политики»:

В 2021 году, в сложной борьбе, НОЦ «Север» стал победителем конкурсного отбора НОЦ мирового уровня.
Сильная сторона науки в Якутии – это изучение процессов изменения климата, деградации вечной мерзлоты, поведение живых организмов и материалов при сверхнизких температурах. Мы говорим, что холод – это наше богатство.

Две трети территории России находится на вечной мерзлоте. Изучать процессы изменения климата в Арктике критически важно для любых процессов - для сбережения природы, инфраструктуры, здоровья людей. Когда к нам приходили федеральные игроки, через некоторые время они понимали, что построенные ими объекты деформируются – не были учтены особенности вечной мерзлоты. Но у нас действует долгосрочная программа научного сопровождения строительства. На базе НОЦ «Север» удалось консолидировать усилия ученых и бизнеса по рациональному освоению нашего края и снизить эти риски.

Идет активный диалог с учеными других стран северного полушария. В июне 2022 году в Якутске пройдет Всемирный мамонтовый форум, а в 2023 году - Всемирный саммит по проблемам вечной мерзлоты. Начинается работа по созданию Всемирного центра мамонта в Якутске. НОЦ является активным участником всех этих мероприятий мирового уровня.
Наш НОЦ объединяет ученых из 5 регионов РФ – это Якутия, Сахалин, Камчатка, Магаданская область и Чукотка, и это объединяет сильные стороны науки каждого из регионов-участников. Состав Наблюдательного совета НОЦ постоянно ротируется. Нам надо работать над усилением доверия между различными уровнями власти, бизнесом и наукой, для того, чтобы лучше понимать, слышать и слушать друг друга. Это даст синергетический эффект.
Культурное наследие Якутии в нейросети

2022 год объявлен президентом Годом культурного наследия народов России. В эпоху тяжелого диджитала, когда гибрид цифры и офлайна перестал быть утопией и трендом, а прочно закрепился в обыденности, необходимо работать над сохранением культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей России.

Важно, чтобы это дело не останавливалось на плеяде событий и мероприятий, что подменяют духовность и даже интимность, которые заключены в культурных традициях российских народов, на фото-отчеты и количество их просмотров.

В 2021–2023 годах Россия председательствует в Арктическом совете. Для сбалансированного развития Арктического региона Правительством РФ принята Концепция. Она направлена на реализацию задач, поставленных Президентом России Владимиром Путиным в Основах государственной политики России в Арктике и Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Одна из целей Концепции - сохранение культуры, традиций и языков коренных народов Севера. На этом примере мы видим, каким образом может продвигаться работа с культурным наследием, как это уже делают в арктических регионах.

Одним из важнейших направлений в сохранении культурных традиций остается работа над сохранением и популяризацией языка. Повысить ее эффективность могут цифровые решения. В Северо-Восточном федеральном университете молодой ученый работает над созданием нейронной сети, которая позволит обрабатывать тексты на якутском языке и создавать онлайн-переводчики с якутского.

Иннокентий Иванов, аспирант Института математики и информатики СВФУ, рассказал Научно-образовательной политике о своем исследовании:

«Данное исследование подразумевает создание многоцелевой модели нейронной сети. Это означает, что разработка может решать целый спектр задач: генерация текста, перефразирование текста, описание предмета на картинке, а при наличии связи с другими языками – это ещё и перевод текста. Конечный продукт – модель нейронной сети, доступная, к примеру, в репозитории исходного кода GitHub. Пользоваться данной разработкой могут разработчики, интегрируя готовую модель в свои продукты и сервисы: в облако/серверы, веб-сайт, мобильное приложение.

Это может быть, например, интеллектуальный помощник в текстовом редакторе (поиск синонимов, перефразирование), виртуальный ассистент техподдержки, онлайн-переводчик, контекстный поиск в AR/VR-приложениях (к примеру, по наведению камеры смартфона на объект приложение его описывает на якутском языке). Потенциально результаты проекта могут использоваться в образовательных приложениях, технической поддержке и в программах, связанных с обработкой текстовых данных.

Есть устная договоренность по использованию подробной модели в услугах многофункциональных центров в районах республики, в частности, в Олекминском. Но все зависит от конечной демонстрации продукта, которую я планирую показать на защите диссертации».
С 2023 года планируется проведение ежегодного мониторинга реализации молодёжной политики с подготовкой соответствующего доклада. Данные будут собираться по муниципальному, региональному и федеральному уровням. Уполномоченным на осуществление мониторинга и подготовку доклада будет Минобрнауки.
Университет и центр: сеть и федпроект

Большой Атом – Росатом и Курчатовский институт – это один из локомотивов научно-технологического прорыва. В обе структуры на правах институтов, дивизионов, предприятий входят центры компетенций по всем приоритетным направлениям согласно Стратегии НТР: новые материалы, квантовые технологии, ветроэнергетика, генетика, в том числе, в АПК, когнитивные технологии, ядерная медицина. Это все, не говоря, о флагманских векторах развития: атомная энергетика, синхротроны, реакторы.

Однако, сама структура «Большого Атома» ставит ряд вызовов, ответы на которых должны повысить интеграцию, усилить меж- и наддисциплинарность НИОКР.

С первым – и самым главным – проблем нет: Росатома и Курчатовский институт – как говорится, близнецы-братья. Отношения между ними системные, по сути – это единый научно-исследовательский организм. Важный тренд пары последних лет – прекращение «холодной войны» между РАН и Курчатником. Поводом для примерения стало 75-летие атомной отрасли. В начале с Академией еще более сблизился Росатом, затем пришла очередь Курчатовского института. Сама логика Стратегии НТР с ее сквозными вызовами и нацпроектов с системными национальными целями развития подталкивает все центры научной мысли и политики к консолидации. Именно в том смысле, что в этот термин вложил на Гайдаровском форуме 2022 Андрей Фурсенко – как расширение пространства консенсуса и сотрудничества:

«Чтобы мы могли не просто находить [ответы на вызовы], но и реализовывать возможности – нужна очень широкая консолидация. У нас даже с внутренними оппонентами много общего. Но мы привыкли сосредотачиваться на том, что нас разделяет. Опыт [весь] очень дорогой. Задача сосредоточиться на консолидации наших усилий, для этого надо адекватно оценивать – что мы имели и имеем. Не бояться признать негатив, одновременно не относиться к любым новациям с восторгом только потому, что они – новации».

В научно-политическом смысле здесь идет речь о нескольких вещах. Первая – консолидация всех акторов науки и образования вокруг сквозных и системных задач. Вторая – расширение и укрепление пространства консенсуса. Третья – понимание того, что кто-то ситуативно, а кто-то практически на постоянной основе действует именно с универсальных позиций, сопряженных с общими целями и задачами.

Второй вызов для «Большого Атома» – более тесная интеграция с «гражданской» наукой. Обычно в таких случаях говорят об ОПК, но и атомная сфера достаточно закрытая. Ключевой проект в этом измерении – создание Национального центра физики и математики в Сарове (атомном городе), на мощностях Росатома, с четким выделением «открытого контура», филиалом МГУ и мегаустановкой Супер Чарм-тау фабрикой. Это действительно заявка на Академгородок – уже версии не 2.0, но скорее полдня XXI века. Важность этой работы подчеркивается тем, что под НЦФМ запущен отдельный федеральный проект. Его куратором ожидаемо станет профильный вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Третий вызов – это внутренняя интеграция компетенций внутри большой атомной семьи для усиления синергии. Решением этому станет проект, который спецпредставитель Президента Дмитрий Песков презентовал главе государства на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Речь идет о формировании единого сетевого научно-образовательного пространства, которое сможет объединить весь потенциал ЗАТО, наукоградов и атомных городов.

Протокол заседания Коллегии Минобрнауки дает нам название: Сетевой университет фундаментальной науки и технологий. Это та самая сетевая «Атомная Академия».

Заметим, что формат здесь – именно сетевой, что позволит апробировать подходы к реализации подобных образовательных программ. В фокусе внимания именно фундаментальная наука – но в тесной связке с трансфером ее достижений в конкретные технологии. А само название – «университет науки и технологий» – получает все большее распространение: таковы Сколтех и СибГУ им. Решетнева. В таком же формате создается Уфимский УНТ в Башкирии.
Эксперты и Казахстан

В контексте казахстанских событий разгорелась дискуссия об экспертах и экспертизе. В частности – по странам постсоветского пространства. То, что специалистов по этим направлениям откровенно мало, было известно уже давно. Многие критиковали постоянную позицию России – говорить только с официальными властями, но для более системной работы не было кадров. Маловато их и сейчас. Причин тому несколько.

Первая – СМИ. На ТВ, радио и в прессе регулярно нужны экспертные комментарии. У кого их брать? Конечно, у экспертов. Желательно – у лучших. Проблема в том, что медиа – это постоянные дедлайны. И потому, нарвавшись на первый-второй-третий отказы серьезных исследователей и занятых работой практиков, СМИ с радостью берут комментарии у того, кто их даст. Необязательно, что человек скажет чушь – весьма вероятно, что даже не имея научных или рабочих интересах, к примеру, связанных с Казахстаном, – он или она дадут очень толковые комментарии. Но это ли экспертиза? К кому затем снова пойдут за комментарием по этой или иной теме? Да, все верно – к тому, кто точно ответит.

Вторая – Интернет. Здесь каждый сам себе эксперт, многие ведут каналы или группы по разным внешнеполитическим сюжетам, как и любым другим проблемам – от квантовой физики до разведения арбузов за Полярным кругом. Как же понять, кто тут реальный эксперт, а кто просто балабол? Ответ неутешительный – чтобы оценить эксперта по достоинству, нужен другой эксперт. Этот вывод справедлив и для случая традиционных СМИ.

Третья причина более системная и непосредственно связана с наукой и образованием. Откуда вообще берутся эксперты по Казахстану? (Раз уж мы заговорили о нем). Очевидно, что эксперт должен хорошо разбираться в предмете, то есть – изучать историю, культуру, экономику, внутреннюю и внешнюю политику страны специализации, ее язык. И это только в плане знаний, но еще нужно бывать в этой стране, говорить с чиновниками, учеными, даже простыми людьми.

А кто готовит людей с указанным блоком знаний? Университеты! Здесь мы вплотную подступаем к важной проблеме. Из кого получаются эксперты по Казахстану? Вряд ли из микробиологов, весьма сомнительно, что из инженеров. Общественные и гуманитарные науки – там нужно искать. Причем в тех областях, где доминирует системное изучение проблематики.

Директор СВР Сергей Нарышкин уже дал понять, что хорошие разведчики получаются из историков. Интуитивно понятно, что и эксперты по зарубежным странам из них получатся хорошие, как, кстати, и из политологов. Но все же в основном эксперты по зарубежным странам, по идее, должны готовиться в рамках «Международных отношений» и «Зарубежного регионоведения».

А здесь вступают в силу совсем другие обстоятельства. Спросите у любого абитуриента, который хочет попасть на два вышеозначенных направления на бюджет – а какую страну вы хотите изучать? Да, в МГИМО государство и язык назначаются, но и в самом МИДе работа по вектору СНГ, мягко говоря, не идеальна – а это производная от качества кадров. Крайне сомнительные успехи Россотрудничества на постсоветском пространстве – тоже имеют аналогичную причину. В итоге – проигранные битвы за умы молодежи.

Итак, в любом ином вузе абитуриент хочет на престижный бюджет. Если дать выбор – какую страну он выберет? США? Францию? Китай? Вряд ли Казахстан. Платников уговаривать бессмысленно – они все равно голосуют ногами и на изучение казахского языка не подпишутся. Бюджетников можно заставить – но такая ли нужна мотивация для получения экспертов?

В Европе и в США ситуация решается за счет того, что есть множество think-tank, а редкий язык – это конкурентное преимущество. В российских реалиях изучение казахского в качестве первого или второго языка, означает потерю громадного преимущества в знании двух востребованных языков на выходе.

Из реальных возможных ответов пока что остается только целевое обучение, причем с хорошими гарантиями по зарплате в дальнейшем. Иначе абитуриентов или студентов, что Казахстан лучше Китая или США – не убедить.
На Гайдаровском форуме состоялась дискуссия «КАК ВЫЖИТЬ В ЭПОХУ ЦИФРОВОГО КАДРОВОГО ГОЛОДА?»

Участники:

- заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев,
- вице-премьер Татарстана Роман Шайхутдинов,
- ректор ИТМО Владимир Васильев,
-
ректор МИРЭА Станислав Кудж.