НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.8K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Отечественные магазины и отечественное ПО

Максут Шадаев, глава Минцифры, рассказал о разрабатываемом отечественном аналоге магазина мобильных приложений. Его бета версию планируется запустить уже к концу мая.

«В мире есть практика создания отдельных магазинов приложений, но к сожалению, такая практика только для платформы Android существует. Мы договорились с крупными российскими бигтех-компаниями, прежде всего, с группой VK - она взяла на себя задачу по разработке этого магазина приложений» - поделился министр цифрового развития РФ.

Актуален не только магазин, в котором, очевидно, будут популярные приложения, забаненные прежними маркетплейсами в нарушение существующих правил, но и затраты на разработку сервиса. В этом году российский ИТ-сектор получил мощную государственную поддержку, которая еще будет развиваться. Минцифры и Минфин на днях согласовали поправки в Налоговый кодекс, планируется пакет поправок будет принят Госдумой в ближайшие два месяца.

«Это не делается за бюджетные деньги, нам кажется это очень важно, чтобы это была полноценная экосистема, которая бы сама развивалась, регулировалась бы крупнейшими участниками рынка» - отметил министр Шадаев.

Накануне прошла ежегодная практическая конференция «Астраконф-2022: ИТ-трансформация». Мероприятие призвано способствовать построению предметного диалога между госсектором, регуляторами и ведущими разработчиками ПО и «железа», а также совместному поиску оптимальных путей перехода на российские технологии.

В центре внимания участников - достижения и проблемы ИТ-трансформации госсектора и бизнеса. В рамках конференции прошли дискуссии по «горячим» вопросам импортозамещения, демонстрация успешных практических кейсов и эффективных решений для перехода на отечественные платформы.

Станислав Кудж, ректор МИРЭА – Российского технологического университета, выступил перед участниками конференции с докладом об организации образовательного процесса по ИТ-направлениям подготовки в РТУ МИРЭА.

Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА:

«С нового учебного года в РТУ МИРЭА начнется подготовка специалистов по системному программированию, а также внедрению и сопровождению отечественного программного обеспечения. В Университете уже начата работа над созданием лабораторий и авторизованного учебного центра. Также университет готов к переходу на операционную систему Astra Linux и процессоры Baikal.

РТУ МИРЭА - первый вуз, который запускает масштабную комплексную программу сотрудничества по подготовке специалистов для работы с отечественным ПО и оборудованием, - Уверен, что вместе с партнерами - АО «Байкал Электроникс» и группой компаний «Астра» мы сможем через несколько лет выпустить на рынок труда молодых специалистов, которые будут владеть актуальными, а не устаревшими знаниями, и помогут российской экономике ускорить курс на импортозамещение».

Преподаватели смогут пройти курс переподготовки. Изучать разработки смогут также школьники, которые приходят на занятия в детский технопарк «Альтаир» на базе РТУ МИРЭА.

В РТУ МИРЭА появятся курсы для всех уровней образования: среднего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального.
МинобрМедиа

В рамках первого вузовского медиафорума «Университет в медиапространстве: полная перезагрузка» на базе МГУ им.Н.П.Огарева были презентованы основные направления информационной работы Минобрнауки России.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина рассказала, что сейчас идет пересмотр и перезагрузка университетов в медиапространстве. В ходе анализа информационных стратегий вузов, были сформулированы ориентиры работы вузов в медиаполе:

1. Наличие коммуникационных стратегий развития университета как неотъемлемой части общей стратегии университета. Основной фокус — разложить все на составные части для работы в медийном пространстве.
2. Работа сайтов и их наполнение информацией о научных достижениях университетов — практика показывает, что вузы с хорошими научными разделами более успешно привлекают абитуриентов.
3. Наличие в университете собственной команды для работы со СМИ и соцсетями. Причина — сторонние команды сосредоточены на собственном развитии, а не на продвижении университета.
4. Регулярное повышение квалификации медиакоманд по причине постоянно меняющегося медиаполя. Сотрудники пресс-служб должны быть встроены в актуальную повестку, в частности на фоне большого количества недостоверной информации о Специальной военной операции Минобрнауки совместно с РГСУ был разработан курс по гибридной войне.
5. Ориентация в работе на лучшие практики в вузовской среде.
6. Контроль своего места в медиарейтинге Минобрнауки.

Сложность построения коммуникации в учебном заведении связана с тем, что у университета много целевых аудиторий с разными интересами. Коммуникационный процесс бренд-ориентированного вуза включает все целевые аудитории. Бренд и имидж должны быть заложены в используемые средства коммуникации. Зачастую сами сотрудники являются носителями ценностями вуза, которые доносят до потребителей.

Завершая дискуссию, и.о.ректора МГУ им.Н.П. Огарёва Дмитрий Глушко отметил, что в университете уже работают студенческие СМИ. Недавно университет выиграл грант Росмолодежи для развития данного направления работы вуза.

Подробнее: https://rutube.ru/video/890b2ff58bbc955be63af594189cf52b/
Научно-образовательный консерватизм (1/2)

Николай Патрушев – секретарь Совета Безопасности РФ и один из главных «силовиков» страны – дал «Российской газете» программное интервью. Во многих смыслах – это манифест одного из крыльев консервативно-силового фронта российских элит, в том числе – по вопросам научно-образовательной политики.

Ключевая мысль, естественно, о движении России к построению многополюсного миропорядка, основанного на уважительных и равноправных отношениях между великими державами:

«США делают все для того, чтобы другие центры многополярного мира даже голову не смели поднять, а наша страна не просто посмела, а во всеуслышание заявила, что не будет играть по навязанным правилам. Россию пытались принудить отказаться от суверенитета, самосознания, культуры, независимой внешней и внутренней политики. С таким подходом согласиться мы не имеем права».

Россия вообще в своей истории никогда не испытывала иллюзий о возможности однополярного доминирования: Священный союз и «европейский концерт» после Наполеоновских войн, Антанта, антигитлеровская коалиция, Совбез ООН. Веками Россия выступала за коллективную ответственность за судьбы мира при уважении к правам каждого из их участников. У США позиция кардинально иная:

«Американские элиты помнят, как США удалось стать сверхдержавой после двух мировых войн, а сейчас не хотят смириться с тем, что американская глобальная империя агонизирует».

Второй компонент российского проекта альтернативного мироустройства – гуманизм. Россия поступательно и все более активно действует для предотвращения распада государств и системно работает надо восстановлением мирной жизни, препятствуя гуманитарным катастрофам. У наших оппонентов иная позиция.

«Вы говорите о стране, элита которой не способна ценить чужие жизни. Американцы привыкли ходить по выжженной земле», - отмечает секретарь Совбеза РФ.

Николай Патрушев четко формулирует достаточно простую мысль: в попытках оградить («отменить») Россию раз за разом США, а особенно Европа, своими руками создают глобальные кризисы, от которых сами же потом и страдают. Страны ЕС ожидает глобальный миграционный кризис, вызванные и большим количеством украинских беженцев, и грядущими продовольственными проблемами в странах Африки и Азии, которые практически отрезаны сейчас от поставок из России. Причем, опять же – по вине евроатлантических государств.

Крайне актуальными сейчас – на излете эпидемии коронавируса – звучат слова Николая Патрушева о том, что такая миграционная волна однозначно обострит ситуацию с распространением многих опасных болезней, о части из которых Европа уже успела позабыть. Напомним, что в России создается «Санитарный щит», а вот европейцы сформировать подобные механизмы защиты неспособны.

Позиция России проста и понятна очень многим другим странам. В интерепретации Николая Патрушева она звучит так:

«Россия выбрала путь на всемерную защиту своего суверенитета, твердое отстаивание национальных интересов, культурной и духовной самобытности, традиционных ценностей и исторической памяти.

Наши духовно-нравственные ценности позволяют нам оставаться самим собой, быть честными перед нашими предками, сохранять личность, общество и государство».

Николай Патрушев выводит проблему поиска путей развития на новый уровень. Он говорит о западном империализме не только как о форме военного капитализма для того, чтобы сбежать от краха экономике, но и о доминировании на уровне идей и концепций.

Рассуждая об эволюции финансово-экономической системы России, он выдвигает два тезиса: дедолларизация и двух-контурная система (включая обеспеченность золотом и группой товаров валютной ценности).

Николай Патрушев подчеркивает, что такие решения противоречат не экономической логике, а ее интерпретации:

«Они идут не вразрез с выводами экономической науки, а вразрез с выводами западных учебников экономики. Запад в одностороннем порядке присвоил себе интеллектуальную монополию на оптимальное устройство общества и уже не первое десятилетие пользуется этим».

Полный текст интервью.
Научно-образовательный консерватизм (2/2)

Экономическое развитие Николай Патрушев видит в опоре на внутренний потенциал страны и структурной перестройке национальной экономики на современной технологической основе. Импортозамещение и его направления были выбраны абсолютно правильно, проблема – в реализации:

«Если бы вовремя исполнялись все поручения главы государства в области импортозамещения, то мы бы смогли избежать многих проблем, с которыми сегодня столкнулась российская экономика».

Препятствием служит откровенный лоббизм западных компаний и иностранных правительств, которые стимулируют ангажированную позицию чиновников самого разного уровня. Здесь можно (при должной фантазии) углядеть готовящуюся санацию экономических и властных элит, которые должны будут на деле (а не через оффшоры) вернуться на российскую почву.

В высших элитах страны есть четкий консенсус относительно роли науки в обеспечении безопасности и развития страны. Николай Патрушев подчеркивает:

«России предстоит расширить номенклатуру отечественной высокотехнологичной продукции. Важно скорейшее продвижение отечественных разработок в производство. Отдельное внимание уделим качественным изменениям в подборе научных кадров и оценке эффективности их деятельности. Российская наука должна стать ведущей производительной силой, одним из локомотивов развития нашей страны».

Далее Николай Патрушев формулирует консервативный манифест развития образования (преимущественно школьного) и науки в стране. Система просвещения тесно увязывается с воспитанием и его патриотическими сюжетами:

«Каждый житель нашей страны, каждый россиянин с самого детства должен знать и понимать, во имя чего мы все как единый народ живем и работаем, к чему стремимся.

Сложившаяся ситуация доказывает необходимость отстаивания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, реформирования системы образования и просвещения с возвращением исторически оправдавших себя преимуществ отечественной школы».

Образование (особенно в его методологическом измерении) является таким же полем битвы в мировой «Большой игре», как и экономика или конкретные поля боевых столкновений:

«Развалить наше образование, навязав нам так называемые прогрессивные модели обучения – это для западников столь же стратегическая задача, как, например, приближение НАТО к нашим границам».

Николай Патрушев не впадает в истеричный антизападный луддизм (разрушить до основания ЕГЭ, Болонскую систему, цифровизацию и т.п.), напротив – он взвешенно излагает разумные направления развития, большая часть из которых уже находит отражение в практической госполитике.

Фундаментальная образованность + soft skills: «Необходимо больше внимания уделять развитию логического мышления, формировать устойчивые знания и умение принимать самостоятельные решения, а не просто ставить крестики в тестах».

Госзаказ на науку с практической отдачей: «Развивать прикладное применение фундаментальных наук».

Осмысленная прагматичная цифровизация: «Нельзя делать ставку исключительно на цифровизацию образования, поскольку интернет может быть не только источником энциклопедических сведений, но и политизированной дезинформации».

Николай Патрушев говорит о том же, о чем Михаил Ковальчук, Никита Михалков и многие другие представители консервативного крыла: необходимо обучать и воспитывать поколение мыслящих людей, творцов, а не «служебных людей». Как «кадры решали все» в момент резкого советского рывка развития, так и сейчас ключевым является «человеческий капитал».

Секретарь Совбеза суммирует:

«В основе всего развитие личных интеллектуальных и духовных качеств. Правильно воспитанные, всесторонне образованные, здоровые в физическом и моральном отношении дети, знающие и понимающие историю и культуру своей Родины, это наше богатство и залог гарантированного успешного развития России».

Итог
В научно-образовательной политике действительно сформирован устойчивый консенсус вокруг идей консервативного прогрессизма: суверенизации, импортозамещения и системной работы над сопряженным процессом обучения и воспитания.
Сегодня делегация РАН во главе с Президентом Российской академии наук, академиком РАН Александром Сергеевым прибыла с рабочим визитом в Республику Башкортостан.

В рамках мероприятий визита Президент РАН Александр Сергеев вместе с Главой Республики Башкортостан Радием Хабировым, первым заместителем премьер-министра правительства Башкортостана Азатом Бадрановым, советником Главы Республики Башкортостан по науке Русланом Казыхановым, и.о. президента Академии наук Республики Камилем Рамазановым посетят Историко-культурный музейный комплекс «Шульган-Таш», который строится в местности «Мурат-Тугай» Бурзянского района, недалеко от пещеры Шульган Таш.

Шульган-Таш — государственный природный заповедник в Башкортостане, имеющий федеральный статус. Расположен в западных предгорьях Южного Урала, в горно-лесном поясе, в пределах Бурзянского района. Музей создан по аналогии с другими комплексами при таких пещерах мира, как Ласко, Шове, Руфиньяк и другие.

@rasofficial
Forwarded from НЕЧАЕВ
Чтобы школьники и их родители меньше переживали из-за ЕГЭ, нужно разрешить пересдавать единый госэкзамен в течение месяца. У каждого экзамена есть дополнительный период для сдачи и резервный срок. Сегодня мы вместе с коллегами по фракции Максимом Гулиным и Ксенией Горячевой внесли такой законопроект в Госдуму. В случае принятия он вступит в силу в следующем году.

В России то и дело предлагают отменить ЕГЭ. Обычно на экзамен жалуются родители школьников. Они видят, как нервничают, недосыпают и недоедают дети перед главным экзаменом своей жизни.

Проблема ЕГЭ не в сложности заданий. Ведь большинство с ними успешно справляется. Единый госэкзамен помогает детям из разных семей с разным достатком со всех уголков страны поступить в ведущие вузы России на равных условиях. Что же тогда беспокоит людей?

По данным опросов, каждый пятый противник ЕГЭ называет главной причиной «слишком большую нагрузку на детей, которые испытывают стресс». Ещё бы! Если ты переволновался и завалил экзамен, пересдать его можно только в следующем году. Чем заниматься этот год без аттестата? Видимо, идти работать в общепит или на автомойку.

Неудачный экзамен – это обидно. Но вовсе не повод выбрасывать старшеклассников на обочину жизни. У каждого должен быть второй шанс!
Тренд виртуальной реальности в УГНТУ

Пандемия ускорила трансформацию виртуальной реальности. Теперь метавселенные входят не только в развлекательные индустрии и бизнес, но и становятся частью образовательного процесса. AR/VR технологии, которые прежде освоились у нас в стране в культурных пространствах, стали трендом в сфере образования. Использование в образовательной программе AR/VR может гарантировать успех практических работ учащихся. Особенно это актуально для практических занятий, которые требуют последовательного и планового изучения и должны проходить в осложненных или экстренных условиях.

В Уфимском государственном нефтяном техническом университете разработали тренажер-симулятор, который имитирует геолого-технические мероприятия на скважинах.

Олег Баулин, ректор УГНТУ, для «Научно-образовательной политики»:

Тренажер-симулятор был создан учеными УГНТУ в рамках конкурса Лидерских проектов и называется он «Учебный тренажер-симулятор соляно-кислотных обработок (СКО), кислотного гидроразрыва пласта (КГРП) и ремонтно-изоляционных работ (РИР)». Освоение таких цифровых тренажеров необходимо для обучения студентов, выполнения курсовых и выпускных работ, а также для научных исследований. Данная разработка является одним из ключевых направлений, внесенных в концепцию создания и развития передовой инженерной школы Уфимского нефтяного - Евразийской политехнической школы. Тренажер-симулятор - аналог импортного программного обеспечения и даже превосходит его по функционалу. В ближайшее время планируется создание целой платформы микросервисов для имитации проведения всех видов работ на скважинах, начиная от промывок, заканчивая технологиями гидроразрыва пласта, с визуализацией процессов, происходящих в пласте.

Тренажер-симулятор позволяет изучать технологию соляно-кислотных обработок скважин, наблюдать изменение фронта фильтрации. Интерфейс программного обеспечения визуализирует итоговые графики и способствует лучшему пониманию СКО, КГРП и РИР. Это позволяет в курсовой или выпускной работе исследовать, как изменяются показатели добычи при различных режимах. Симулятор определяет ключевые параметры соляно-кислотных обработок скважин - объемы и скорости закачки кислотных составов, стадии обработки, типы составов, позволяет имитировать закачку загущенных составов совместно с растворами кислот. Освоив тренажёр, студенты моделируют перекрытие путей проникновения вод в эксплуатационный объект скважины. Ребята приобретают навыки по отключению от скважины отдельных пластов и обводненных интервалов. Одно дело прослушать на лекции объяснение преподавателя и совсем другое – проникнуться темой путем выполнения собственного исследования.
Тольятти для Китая

Санкции Запада, введенные в отношении России, негативно сказались на промышленном секторе в некоторых регионах. Запущена работа по изменению логических коридоров и перераспределению рынков. Политика антисанкционных механизмов затронула различные отрасли, вплоть до прекращения поставок газа в Польшу и Болгарию, потенциально этот список может расшириться.

Очевидно, что в этих условиях будет расти доля импорта КНР, а объем товаров из Евросоюза, Великобритании и США продолжит сокращаться. Поэтому вопрос налаживания контактов с партнерами из стран Азии и Латинской Америки становится одним из самых актуальных для производств и вузов, готовящих отраслевых специалистов, развивающих научно-исследовательскую деятельность вместе с индустрией.

Тольяттинский государственный университет посетил генеральный директор компании Suzhou Asia-Europe Bridge Food Machinary Co., Ltd Хуан Мэн. Он представляет интересы производителей города Сужчоу, которые намерены наладить сотрудничество с предпринимательским и университетским сообществом Тольятти.

В Тольяттинском госуниверситете Хуан Мэн, вице-президент Ассоциации малых и средних предприятий города Сучжоу, член правления Союза электронной коммерции Сучжоу, ознакомился с передовыми разработками вуза, проявив особый интерес к электротранспорту, а также материалам для авиационной промышленности. Изучив характеристики магниевого сплава, Хуан Мэн предложил ТГУ площадку по производству двигателей в городе Сучжоу. Некоторые разработки и технологии Тольяттинского госуниверситета вице-президент Ассоциации малых и средних предприятий Сучжоу смог увидеть непосредственно на предприятиях Тольятти, где они внедрены.

Ещё одним перспективным направлением для сотрудничества с Тольяттинским госуниверситетом для Сучжоу может стать медицина. Уже сейчас производством препаратов в этом городе занимаются около тысячи фабрик, и, по словам Хуан Мэна, будущие инвестиции могут составить миллиарды долларов. Центр медицинской химии Тольяттинского госуниверситета не первый год успешно работает над созданием веществ для противоопухолевых препаратов таргетного типа и имеет большой банк клеточных линий для их испытаний. Кроме того, в рамках консорциума «Новые технологии для магниевых сплавов» вуз разрабатывает линейку биорезрбируемых (растворяющихся) материалов для изготовления медицинских изделий – имплантатов, проволоки для операционных швов на внутренних органах, профилей для травматологии.

Сергей Петерайтис, проректор по научно-инновационной деятельности Тольяттинского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:

Китайскую сторону интересуют самолёты – разработка новых самолётов, материалы для их изготовления, двигатели и т.д. В ТГУ не так давно разработали уникальный пожаробезопасный сплав на основе магния. Температура его воспламенения на 200 Сº выше, чем у лучших образцовы литейных магниевых сплавов, поэтому материал способен резко увеличить безопасность эксплуатации летательных аппаратов, что особенно ценно при производстве двигателей для самолётов. На ЗАО «ЛАДА-ФЛЕКТ» Хуан Мэн познакомился с нашей технологией микродугового оксидирования, с помощью которой на заводе смогли избавить от износа лопасти алюминиевых крыльчаток.

На OOO «ЗЕТТА» китайский гость прокатился на электромобиле, на котором установлен созданный в нашем университете удлинитель пробега Range Extender. К сожалению, пандемия «сбила с ритма» это предприятие, но сейчас в Москве решается вопрос с финансированием производства в Тольятти, и Хуан Мэн также выразил желание поспособствовать скорейшему налаживанию выпуска электромобилей.

Хуан Мэн принял решение вернуться в Самарскую область 4 мая. Уверен, что во время второго визита в Тольяттинский государственный университет, мы будем вести более детальный разговор о будущем сотрудничестве. Речь может идти, например, открытии представительства университета в Китае. Но возможно, целесообразнее будет сначала открыть китайское представительство в Самарской области.
Внутрь от приграничья: наука и образование

Первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, отвечающий за работу внутриполитического блока, стал куратором отношений с ЛНР и ДНР вместо Дмитрия Козака. Теперь две братские республики курирует УВП, а не Управление по приграничному сотрудничеству. Об этом сообщает РБК.

Первым сигналом о трансфере ответственности стал визит Сергея Кириенко на Донбасс, сообщения о котором появились 22 апреля. В зоне ответственности Управления по внутренней политике, помимо всего прочего, отношения с регионами. Таким образом подтверждается стратегическое движение к будущей интеграции ДНР и ЛНР в состав России. Смена флагов Украины на российский триколор во многих освобожденных от нацистской оккупации регионах свидетельствует о том, что перечень интегрируемых территорий может расшириться.

С точки зрения научно-образовательной политики и соответствующих направлений развития ДНР и ЛНР, переход под кураторство Сергея Кириенко – однозначно позитивный сигнал.

Уже сейчас приняты важные решения о поддержке донбасских вузов и научных институтов. В частности – эту инициативу озвучил ректор Горного Владимир Литвиненко, а далее ее оформили в нормативном виде – каждый из университетов ЛНР и ДНР получил наставника из числа ведущих вузов страны. Это взаимодействие будет системным и практическим – от составления планов до запуска совместных проектов.

Если принять за основу, что обе народные республики войдут в состав России, то можно спрогнозировать варианты их научно-образовательного будущего. Первый – это интеграция курируемых университетов и научных институтов в ведущие российские организации на правах филиалов. Второй – интеграция в крупные образования: федеральный университет и центр РАН.

В любом случае вузы и НИИ попадут в подведомственность российских органов власти – скорее всего в полном составе в Минобрнауки, а РАН займется научно-методическим руководством исследовательскими процессами.

Работе с ДНР и ЛНР по научно-образовательному вектору сильно помогает фундаментальный консенсус относительно этих областей развития, который присутствует в российских элитах. Это позволяет действовать сразу по нескольким векторам, основываясь на единых целях и задачах.

Минобрнауки (ведомство по ряду направлений находится в зоне и прямого, и косвенного контроля Сергея Кириенко) объявило об открытии 29 апреля на базе Донского гостехуниверситета логистического центра «Наше слово». Партнерами выступили Российское историческое общество, МЧС России и два Министерства образования и науки – ДНР и ЛНР.

Логистический центр будет решать ряд задач: рецензирование литературы, в том числе экспертная методика и обучение сотрудников логистического центра (Минобрнауки и Минпросвещения, издательство «Просвещение»), построение маршрута транспортировки литературы (Минтранс, Минобороны и МЧС), определение потребности в литературе конкретной тематики, организация сбора литературы в логистическом центре.

В этом процессе, как и во всех вопросах восстановления Донбасса велика роль курируемых Артемом Метелевым @artemmetelev волонтерских проектов.

Как сообщала ранее Лилия Гумерова, всего планируется подготовить более 5 млн учебников.

В фокусе внимания – история. Именно ее пытались уничтожить украинские власти, о чем свидетельствует расследование Минпросвещения и «Единой России» об искажениях исторической правды в школьных учебниках.

«Мы понимаем, что огромное значение в эти дни приобретают гуманитарные науки, первая из которых — конечно, история. Она напрямую влияет на формирование личности, независимо от того, готовим ли мы специалиста по естественно-научным направлениям, в области общественных и социально-гуманитарных наук или айтишника», - подчеркнул министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Также 28 апреля в Ростове-на-Дону на базе Южного федерального университета пройдет первый этап курсов повышения квалификации для преподавателей истории из Донецкой и Луганской народных республик.

Подробнее.
Университет как центр спорта

Университеты являются драйверами системного и комплексного развития региона – научно-технологического, кадрового, социально-экономического. У федеральных университетов задача еще более масштабная – стимулировать прогресс в рамках макрорегионов и федеральных округов.

В третью миссию образовательных организаций (имея в виду не только университеты, но и школы) входит не только формирования общественных пространств и социальной среды, но также особую роль в развитии спорта, физической культуры и здорового образа жизни.

Хорошей традицией в России стало проводить крупные спортивные мероприятия, а затем в максимально возможном объеме передавать объекты для массового занятия спортом – в ведение университетов или регионов.

Министр спорта Олег Матицын на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта рассказал о подготовке к очередной Универсиаде:

«В следующем году в Екатеринбурге запланирована к проведению XXXII Всемирная летняя универсиада.

В настоящее время осуществляются мероприятия по строительству, реконструкции и подготовке 40 объектов инфраструктуры, включая семь новых спортивных объектов. Ведутся работы по строительству пяти общежитий деревни универсиады, которые будут переданы Уральскому федеральному университету. После проведения соревнования обновлённая инфраструктура, безусловно, станет важной частью наследия».

Спорт рассматривается кураторами внутренней политики как один из ключевых форматов молодежной политики, продуктивной социализации детей и юношества, а также в виде одного из эффективных социальных лифтов. Спортивное воспитание справедливо полагается одним из способов повышения патриотизма в молодежной среде. Отсюда – особое внимание к развитию инфраструктуры образовательных организаций и ее открытия для всех желающих, максимальному вовлечению молодежи в физкультуру и спорт. Здесь и происходит сопряжение с третьей миссией университета.

Олег Матицын озвучил планы создать на базе УрФУ и СФУ мощные спортивные кластеры:

«Учитывая положительный опыт по организации зимней универсиады в Красноярске и также необходимость реализации концепции наследия после универсиады в Екатеринбурге, полагаю целесообразным организовать экспериментальные площадки по созданию центров университетского спорта на базе двух федеральных университетов – Сибирского и Уральского. Это, по нашему мнению, позволит ещё более активно вовлечь молодёжь в занятия спортом».

Ректор СФУ @SibFUofficial Максим Румянцев прокомментировал «Научно-образовательной политике» прозвучавшие инициативы:

«Развитие массового студенческого спорта — один из приоритетов СФУ с момента формирования вуза.

Существенным фактором, определяющим стратегию развития, стало то, что университет вместе с городом и краем вошёл в историю Всемирных зимних студенческих игр. В наследие мы получили не только спортивную инфраструктуру, соответствующую самым высоким международным стандартам, но и команду профессионалов с большим опытом в организации и проведении масштабных спортивных мероприятий и форумов. Закономерно наше желание капитализировать наследие и использовать его с максимальной пользой для наших студентов.

Центр развития студенческого спорта может появиться уже в 2023 году. В задачи такого центра должны входить научно-методическое сопровождение деятельности, направленной на развитие физической культуры и спорта в студенческой среде; соответствующая подготовка и переподготовка кадров для отрасли; разработка и применение новых методов повышения конкурентоспособности в сфере спортивного отбора и спортивной подготовки. Мы предполагаем, что паритетную координацию такого центра могут осуществлять Минспорта и Минобрнауки России».

Университетскому спорту уделяется особое внимание – формируются лиги и клубы, проводятся соревнования. Президент Владимир Путин подчеркнул, что состязаний должно быть как можно больше, причем многоступенчатых. А значит, университетский и молодежный спорт неизбежно получат хороший стимул развития.

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/68285
Академическо-цифровая научная дипломатия

Научная дипломатия и внешняя научная политика России с 2014-го года оказались в сложных условиях. Казалось бы незыблемая роль науки как пространства универсальных ценностей знаний и яркого примера мира без границ была сознательно торпедирована западными странами. С начала Специальной военной операции санкционное давление усилилось до беспрецедентной отметки. Многие традиционные партнеры (в основном из числа США, стран ЕС и ближайших союзников НАТО) решили «отменить» Россию в международном научно-техническом сотрудничестве.

Этого у них не вышло. Отношения с Индией, Китаем и другими (в т.ч., ранее выпадавшими из фокуса научного внимания России) странами явно стали еще более интенсивными. Одним из ключевых форматов многостороннего научно-технологического развития обещает стать БРИКС.

Подтверждением этому стал прошедший 26-27 апреля форум стран БРИКС «Большие данные для устойчивого развития». Это академический форум, организаторами которого выступила и Российская академия наук, напрямую реализуя свои полномочия и потенциал в научной и академической дипломатии.

Цель Форума: дать возможность ведущим ученым, инженерам, политикам изучить способы решения общих проблем устойчивого развития через сотрудничество в области науки и технологий, особенно на основе больших данных. Подробности сообщает «Научная Россия».

Александр Сергеев отметил, что современный мир становится все более и более ориентированным на данные, невозможно не учитывать это при желании достичь целей устойчивого развития. Технологии по работе с большими данными разрабатываются на основе проектов с открытым исходным кодом, но этот подход имеет свои риски: технологические, ресурсные, политические. Технологический риск в том, что в настоящее время существует недостаточно инструментов анализа для достижения требуемого уровня безопасности (или доверия), ресурсный риск в том, что многие команды решают одни и те же задачи, а политический риск в том, что доступ к открытым технологиям может быть закрыт по политическим причинам.

Президент РАН подчеркнул:

«Все это приводит нас к выводу: в существующей модели долгосрочное развитие приоритетных направлений и решение жизненно важных для человечества задач находятся под угрозой. Я верю, что мы способны объединить наши усилия, чтобы вместе противостоять глобальным вызовам, выработать общесистемный подход, который формировался бы на основе совместных научных исследований».

Одним из основных докладчиков на Открытии форума был академик РАН, директор Института системного программирования им. В.П. Иванникова РАН @ispras Арутюн Аветисян. Он выступил с докладом на тему «Модель устойчивого развития технологий больших данных» и рассказал о том, как организована совместная работа в области больших данных с различными компаниями, в том числе международными.

Многие технологические достижения стали возможными благодаря программному обеспечению с открытым исходным кодом, которое позволило быстро делиться идеями и результатами, способствуя всеобщему развитию. Как и президент РАН Арутюн Аветисян отметил, что при использовании программ с открытым кодом возникают вопросы, следует ли им доверять.

Необходимо разработать эко-систему для больших данных, которой могли бы пользоваться не только страны БРИКС, систему, неподвластную каким-либо политическим барьерам, к которой не будут возникать вопросы о доверии. На это могут уйти десятилетия. Как отметил Арутюн Аветисян, такой инструмент невозможно разработать усилием одной страны, он призвал участников форума подумать, как это реализовать совместными усилиями: «Я уверен, что вместе мы сможем решить эти проблемы и создать очень хорошую инфраструктуру для наших будущих поколений, для науки, для промышленности».

Подробнее.
​​Самые яркие материалы XXIII Ясинской международной научной конференции

В Высшей школе экономики прошла XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В ней приняло участие более 1400 человек из 40 стран мира, включая Германию, Китай, Францию и Италию.

В рамках конференции прошло более 250 сессий и было представлено более 700 докладов (в том числе более 15 докладов НИУ ВШЭ). Эксперты говорили о проблемах изменения климата, противодействии коррупции с помощью искусственного интеллекта, успешности российских выпускников на рынке труда и параллельном импорте.

Мы собрали самые интересные доклады, выступления и сессии прошедших трёх недель в одном месте.
​​29–30 апреля пройдет Московский международный Салон образования 👨‍🎓

Принимайте участие в удобном формате: онлайн на платформе «ММСО.Коннект» или офлайн — в «Цифровом деловом пространстве» в Москве.

Здесь вы сможете пообщаться со спикерами, ознакомиться с инновационными продуктами и решениями, скачать материалы, получить реальные подарки от партнеров мероприятия.

Вопросы, которые разберут эксперты:

🔹 Как организовать работу педагогического коллектива/ профессорско-преподавательского состава в условиях высокого напряжения?

🔹 Как изменится стратегия развития системы образования с учетом новых вызовов?

🔹 Как обеспечить учебный процесс лабораторным оборудованием, реактивами и расходными материалами, информационными системами в современных условиях?

🔹 Как родителям выстроить правильные отношения со школой и не потерять в качестве образования, выбрав дистанционный формат?

🔹 Как добиться синергетического эффекта от сотрудничества частного и государственного сегментов образования?

🔹 Как бизнесу и образованию найти общие цели и синхронизировать действия?

Регистрируйтесь и смотрите программу по ссылке.

👉 Россия – страна возможностей
ООН опустынивание

Владимир Путин встретился в Кремле с генсеком ООН Антониу Гутерришем. «Заявления о том, что ООН устарела, делают те, кому эта организация мешает. Еще совсем недавно, несколько лет назад мы слышали, что она устарела, что она уже не нужна. Это происходило в те моменты, когда она мешала кому-то добиваться своих целей на международной арене», - сказал президент на встрече с Гутерришем.

С 9 по 20 мая в в Абиджане, Кот-д'Ивуар, пройдет пятнадцатая сессия Конференции сторон (COP15) Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Тема COP15 «Земля. Жизнь. Наследие: от дефицита к процветанию» — это актуальный призыв к действиям, направленным на то, чтобы земля, продолжала приносить пользу не только сегодня, но и в будущем. Примечательно, что из-за агрессивной политики Запада, некоторые договоры утрачивают свою партнерскую составляющую, пытаются диктовать условия и оказывают давление.

Опустынивание – важнейшая угроза биоразнообразию на планете. Вопросы деградации почв на территории страны не первый год волнуют научное сообщество. Свои решения проблемы опустынивания земель предлагает и Астраханский государственный университет, где этот вопрос особенно актуален для биоразнообразия региона.

Анна Федотова, директор Инновационного естественного института Астраханского государственного университета для «Научно-образовательной политики»:

«Участвуя в программе «Приоритет 2030», университет проводит исследования в рамках стратегического проекта «Природоохранные технологии Каспийского региона». Например, вуз оснастил необходимым оборудованием новую научную лабораторию «Экология и охрана почв», сотрудники которой разрабатывают технологии по борьбе с опустыниванием и деградацией почвенного покрова. Это поможет восстанавливать экосистемы, возвращать в сельскохозяйственный оборот деградированные земли и предотвращать опасные природные явления в виде пыльных бурь на юге России.
Учёные Астраханского государственного университета добиваются того, чтобы растения могли прорастать на сухой почве без полива. Для этого они изучают лимитирующие факторы для многолетних кормовых трав на разных видах почв региона – от засушливых до влагообеспеченных, от незасоленных до солончаков – при различных комбинациях гранулометрического состава.

Во время закладки семян в сухую почву всё равно необходим определённый процент влажности; обычно оптимальный период для посева – это октябрь – ноябрь. Модельные эксперименты, проводимые учёными АГУ, помогают понять, каким должен быть этот запас влаги в почве и в какое время лучше проводить посадки. Укрепиться растениям в опустыненных почвах помогут разработанные в АГУ микробиологические препараты на основе актиномицетов «плохих» почв, которые образуют «капсулу» вокруг семени и тем самым позволяют дольше сохранять влагу. Спустя определённое время росток сможет жить самостоятельно. Для исследований и полевых экспериментов Астраханский госуниверситет использует такие кормовые культуры, как житняк и пырей, поскольку они являются наиболее доступными и чаще всего используются для восстановления пастбищного хозяйства.

В ближайших планах у вуза изучение технологии микроклонирования растений и создание банка семян. Это позволит организовать университетский питомник для целей озеленения и восстановления экосистем».
«Отмена» научной России: общественные и гуманитарные науки

Андрей Заякин (как выяснилось – питомец британских «фабрик оппозиции») представил опус под заглавием «Наука врать и ненавидеть. Как (многие) представители социальных и гуманитарных наук в России сделали безумие нормой». В отличие от традиционных докладов Диссернета в своем новом произведении Андрей Заякин пошел намного дальше.

Слово автору:

«Фальшивая наука – явление в России массовое, измеряемое десятками тысяч участников (продавцов и покупателей). (Это про результат работы Диссернета за минувшие 8 лет).

Отказ значительной части российских представителей социальных и гуманитарных наук (экономика, право, социология, философия, культурология, политология, педагогика) от рационального мышления заметен (статистически значим) на самом низовом уровне, не носит центрально–организованного характера и не содержит (по сравнению с диссеродельческой индустрией) плотных кластеров. (Это автор окрестил «гипотезой равномерного протухания)».

Обратим внимание – Диссернет в своей работе акцентировал внимание на «диссеродельных кластерах» (группах советов, изданий, экспертов ВАК и т.п.). Речь шла о неких неправильно (с точки зрения Диссернета) функционирующих элементах в целом не безнадежного научного организма России.

Андрей Заякин теперь заявляет, что российское общество больно фальшивой наукой, в нем произошел «отказ от рационального мышления» и царит «мракобесие».

Инструментарий автора – выбор «маркеров лженауки». Яркий признак – «отсутствие «научного» термина в Википедии на крупных мировых (с каких пор русский стал мелким?) языках». Читать все тексты А. Заякину было не с руки – он прикидывал результаты «по первым нескольким десяткам фрагментов, которые дает поисковая выдача».

Термины, в числе прочих, объявленные «лженаучными»: «цветные революции», «антироссийский», «антирусский», «антигосударственный», «антипатриотический», «русофобия». Отдельный абзац выделен на «разгром» терминов «украинская русофобия», «украинский фашизм». Автор настаивает на недопустимости «отрицания субъектности соседних государств».

Цель – «дисконтировать в ноль» (термин А. Заякина) как можно больше представителей российской науки, чтобы доказать «массовость явления и его низовой характер», «пренебрежение рациональным мышлением в десятках и сотнях источниках».

Андрей Заякин фактически заявляет следующее: российские общественно-гуманитарные науки ненаучны. Он сознательно «дегуманизирует» (отказывает в праве на научность) исследователей в их массе. Причем именно в той самой сфере, которой надлежит рефлексировать бытие и развитие российского государства и общества. Речь идет о призыве к «отмене» российской науки в части социальных и гуманитарных исследований, отказе отечественным ученым в праве считаться таковыми.

Опус опубликован в рамках «проекта «Рефорум». Что о нем указывает сам Андрей Заякин:

«Проект «Рефорум» основан в 2020 году. Формат проекта – онлайн-платформа для экспертных обсуждений, комментариев и публикации докладов, касающихся позитивных преобразований в российском обществе.

Задача проекта – разработка дорожной карты реформ для России. «Рефорум» стремится создать позитивную повестку для российского общества, которая могла бы заинтересовать максимальное количество граждан».

Логика А. Заякина понятна: надо заменить российскую общественно-гуманитарную рефлексию на западные методички.

В шаге от нежелательного и иноагентского статуса Андрей Заякин и Диссернет стремятся выторговать себе гранты от западных «благодетелей». Автор этого и не скрывает, представляя план тотальной санации отечественных общественных и гуманитарных наук, под который запрашивает бюджет.

Вопрос только один: неужели деятельность таких персон как Андрей Заякин и организаций как Диссернет все еще желательна и допустима в России?

Сам опус А. Заякина.
🤯1
Зеркальные лаборатории

В НИУ ВШЭ проходит третий открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории». Вышка приглашает к участию коллективы из российских вузов, научных организаций и государственных научных центров, планирующие сотрудничество с подразделениями ВШЭ.

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов специально для «Научно-образовательной политики»:

«Развитие внутрироссийского научного сотрудничества – неотъемлемая часть стратегии развития нашего университета. Через создание зеркальных лабораторий в самых разных областях научного знания мы совместно с другими университетами вносим вклад в решение задач национальной научной повестки и в формирование новых поколений академических кадров для нашей страны».

Целями конкурса являются развитие внутрироссийских научных коллабораций, повышение эффективности сотрудничества в исследовательской и образовательной сферах, оказание поддержки совместным научным проектам, реализуемым научными (научно-исследовательскими) структурными подразделениями НИУ ВШЭ совместно с научными подразделениями региональных образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации.

Заявки принимаются до 20 мая. Информация о конкурсе доступна по ссылке. Ближайший семинар-консультация по участию в конкурсе состоится 28 апреля в 11:00 по московскому времени в онлайн-формате.

Зарегистрироваться для участия в семинаре можно по ссылке.
Бакинская комиссия

В Баку состоялось XX заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между РФ и Азербайджанской Республикой. Темой обсуждения стали вопросы торгово-экономического сотрудничества в сферах промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и продовольственной безопасности, межрегиональное взаимодействие. Олег Баулин, ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета, принял участие в заседании рабочей группы Межправительственной комиссии.

Олег Баулин, ректор УГНТУ, для «Научно-образовательной политики»:

«Ассоциация вузов России и Азербайджана была создана в конце 2015 года при участии министров образования двух стран. В неё входят 37 вузов РФ и 16 вузов АР. Сопредседательствующими вузами являются: УГНТУ - со стороны России и Сумгаитский государственный университет - со стороны Азербайджана. Согласно уставу, у сопредседателей срок полномочий 5 лет, поэтому в 2020 году назрела необходимость избрания руководителей, но в связи с эпидемиологической ситуацией было решено продлить полномочия.

На заседании рабочей группы мы договорились предложить на утверждение в межправительственную комиссию дату проведения III Форума вузов России и Азербайджана, намеченного на октябрь-ноябрь 2022 года. Было предложено рассмотреть возможность приглашения представителей предприятий реального сектора экономики двух стран, а также активизация участия вузов ассоциации в вопросах, связанных с обеспечением энергоперехода, снижения карбоновой нагрузки, развития технологического предпринимательства и электронного образования.

Деятельность ассоциации связана с формированием и реализацией совместных образовательных программ, разработкой учебно-методических материалов, развитием международной академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников, изданием совместных монографий, сборников научных трудов, учебных пособий. Университеты России и Азербайджана совместно патентуют новые технические решения, принятые в процессе выполнения международных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, проводят конференции, семинары и телемосты. Ассоциация работает как в формате общих мероприятий для всех вузов, входящих в организацию, так и в формате двусторонних мероприятий вузов. Причём во втором направлении активность гораздо более точечная, массовая, более конкретная».
Росатом и вузовская цифра

В Воронежском государственном университете прошла встреча руководителей Госкорпорации «Росатом» со студентами вуза.
IT-директор «Росатома» Евгений Абакумов отметил, что внутри Госкорпорации ведётся активная разработка систем на базе импортонезависимых технологий. В их стек входят React, TypeScript, Python, JavaScript для фронтеда и NodeJS, MoleculerJS для бэкэнда. Среди собственных разработок компании: системы прогнозирования, обеспечения промышленной безопасности и математического моделирования.

Евгений Абакумов, Директор по информационным технологиям ГК «Росатом», для «Научно- образовательной политики»:

«Если ты в Росатоме занимаешься IT, то ты меняешь мир. Раньше это можно было сказать про атомную энергетику и переход к экологичному производству, но сейчас мы вместе меняем и мир российского IT. Мы стремимся привлекать минимум 500 молодых специалистов ежегодно и стараемся наладить связь с вузами даже в тех городах, где нет предприятий Госкорпорации. Сейчас важно проводить комплексную работу по адаптации вузовских IT-специальностей под нужды отрасли, чтобы по выпуску студенты были готовыми специалистами атомного IT».

ВГУ является одним из опорных вузов Росатома и Евгений Абакумов подчеркнул важность дальнейшего плодотворного сотрудничества между университетом и Госкорпорацией.

Помимо IT-директора Госкорпорации в мероприятии приняли участие директор департамента кадровой политики Росатома Оксана Кармишина, генеральный директор АО «Гринатом» Михаил Ермолаев и ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий.