НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.8K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
ООН опустынивание

Владимир Путин встретился в Кремле с генсеком ООН Антониу Гутерришем. «Заявления о том, что ООН устарела, делают те, кому эта организация мешает. Еще совсем недавно, несколько лет назад мы слышали, что она устарела, что она уже не нужна. Это происходило в те моменты, когда она мешала кому-то добиваться своих целей на международной арене», - сказал президент на встрече с Гутерришем.

С 9 по 20 мая в в Абиджане, Кот-д'Ивуар, пройдет пятнадцатая сессия Конференции сторон (COP15) Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Тема COP15 «Земля. Жизнь. Наследие: от дефицита к процветанию» — это актуальный призыв к действиям, направленным на то, чтобы земля, продолжала приносить пользу не только сегодня, но и в будущем. Примечательно, что из-за агрессивной политики Запада, некоторые договоры утрачивают свою партнерскую составляющую, пытаются диктовать условия и оказывают давление.

Опустынивание – важнейшая угроза биоразнообразию на планете. Вопросы деградации почв на территории страны не первый год волнуют научное сообщество. Свои решения проблемы опустынивания земель предлагает и Астраханский государственный университет, где этот вопрос особенно актуален для биоразнообразия региона.

Анна Федотова, директор Инновационного естественного института Астраханского государственного университета для «Научно-образовательной политики»:

«Участвуя в программе «Приоритет 2030», университет проводит исследования в рамках стратегического проекта «Природоохранные технологии Каспийского региона». Например, вуз оснастил необходимым оборудованием новую научную лабораторию «Экология и охрана почв», сотрудники которой разрабатывают технологии по борьбе с опустыниванием и деградацией почвенного покрова. Это поможет восстанавливать экосистемы, возвращать в сельскохозяйственный оборот деградированные земли и предотвращать опасные природные явления в виде пыльных бурь на юге России.
Учёные Астраханского государственного университета добиваются того, чтобы растения могли прорастать на сухой почве без полива. Для этого они изучают лимитирующие факторы для многолетних кормовых трав на разных видах почв региона – от засушливых до влагообеспеченных, от незасоленных до солончаков – при различных комбинациях гранулометрического состава.

Во время закладки семян в сухую почву всё равно необходим определённый процент влажности; обычно оптимальный период для посева – это октябрь – ноябрь. Модельные эксперименты, проводимые учёными АГУ, помогают понять, каким должен быть этот запас влаги в почве и в какое время лучше проводить посадки. Укрепиться растениям в опустыненных почвах помогут разработанные в АГУ микробиологические препараты на основе актиномицетов «плохих» почв, которые образуют «капсулу» вокруг семени и тем самым позволяют дольше сохранять влагу. Спустя определённое время росток сможет жить самостоятельно. Для исследований и полевых экспериментов Астраханский госуниверситет использует такие кормовые культуры, как житняк и пырей, поскольку они являются наиболее доступными и чаще всего используются для восстановления пастбищного хозяйства.

В ближайших планах у вуза изучение технологии микроклонирования растений и создание банка семян. Это позволит организовать университетский питомник для целей озеленения и восстановления экосистем».
«Отмена» научной России: общественные и гуманитарные науки

Андрей Заякин (как выяснилось – питомец британских «фабрик оппозиции») представил опус под заглавием «Наука врать и ненавидеть. Как (многие) представители социальных и гуманитарных наук в России сделали безумие нормой». В отличие от традиционных докладов Диссернета в своем новом произведении Андрей Заякин пошел намного дальше.

Слово автору:

«Фальшивая наука – явление в России массовое, измеряемое десятками тысяч участников (продавцов и покупателей). (Это про результат работы Диссернета за минувшие 8 лет).

Отказ значительной части российских представителей социальных и гуманитарных наук (экономика, право, социология, философия, культурология, политология, педагогика) от рационального мышления заметен (статистически значим) на самом низовом уровне, не носит центрально–организованного характера и не содержит (по сравнению с диссеродельческой индустрией) плотных кластеров. (Это автор окрестил «гипотезой равномерного протухания)».

Обратим внимание – Диссернет в своей работе акцентировал внимание на «диссеродельных кластерах» (группах советов, изданий, экспертов ВАК и т.п.). Речь шла о неких неправильно (с точки зрения Диссернета) функционирующих элементах в целом не безнадежного научного организма России.

Андрей Заякин теперь заявляет, что российское общество больно фальшивой наукой, в нем произошел «отказ от рационального мышления» и царит «мракобесие».

Инструментарий автора – выбор «маркеров лженауки». Яркий признак – «отсутствие «научного» термина в Википедии на крупных мировых (с каких пор русский стал мелким?) языках». Читать все тексты А. Заякину было не с руки – он прикидывал результаты «по первым нескольким десяткам фрагментов, которые дает поисковая выдача».

Термины, в числе прочих, объявленные «лженаучными»: «цветные революции», «антироссийский», «антирусский», «антигосударственный», «антипатриотический», «русофобия». Отдельный абзац выделен на «разгром» терминов «украинская русофобия», «украинский фашизм». Автор настаивает на недопустимости «отрицания субъектности соседних государств».

Цель – «дисконтировать в ноль» (термин А. Заякина) как можно больше представителей российской науки, чтобы доказать «массовость явления и его низовой характер», «пренебрежение рациональным мышлением в десятках и сотнях источниках».

Андрей Заякин фактически заявляет следующее: российские общественно-гуманитарные науки ненаучны. Он сознательно «дегуманизирует» (отказывает в праве на научность) исследователей в их массе. Причем именно в той самой сфере, которой надлежит рефлексировать бытие и развитие российского государства и общества. Речь идет о призыве к «отмене» российской науки в части социальных и гуманитарных исследований, отказе отечественным ученым в праве считаться таковыми.

Опус опубликован в рамках «проекта «Рефорум». Что о нем указывает сам Андрей Заякин:

«Проект «Рефорум» основан в 2020 году. Формат проекта – онлайн-платформа для экспертных обсуждений, комментариев и публикации докладов, касающихся позитивных преобразований в российском обществе.

Задача проекта – разработка дорожной карты реформ для России. «Рефорум» стремится создать позитивную повестку для российского общества, которая могла бы заинтересовать максимальное количество граждан».

Логика А. Заякина понятна: надо заменить российскую общественно-гуманитарную рефлексию на западные методички.

В шаге от нежелательного и иноагентского статуса Андрей Заякин и Диссернет стремятся выторговать себе гранты от западных «благодетелей». Автор этого и не скрывает, представляя план тотальной санации отечественных общественных и гуманитарных наук, под который запрашивает бюджет.

Вопрос только один: неужели деятельность таких персон как Андрей Заякин и организаций как Диссернет все еще желательна и допустима в России?

Сам опус А. Заякина.
🤯1
Зеркальные лаборатории

В НИУ ВШЭ проходит третий открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории». Вышка приглашает к участию коллективы из российских вузов, научных организаций и государственных научных центров, планирующие сотрудничество с подразделениями ВШЭ.

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов специально для «Научно-образовательной политики»:

«Развитие внутрироссийского научного сотрудничества – неотъемлемая часть стратегии развития нашего университета. Через создание зеркальных лабораторий в самых разных областях научного знания мы совместно с другими университетами вносим вклад в решение задач национальной научной повестки и в формирование новых поколений академических кадров для нашей страны».

Целями конкурса являются развитие внутрироссийских научных коллабораций, повышение эффективности сотрудничества в исследовательской и образовательной сферах, оказание поддержки совместным научным проектам, реализуемым научными (научно-исследовательскими) структурными подразделениями НИУ ВШЭ совместно с научными подразделениями региональных образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации.

Заявки принимаются до 20 мая. Информация о конкурсе доступна по ссылке. Ближайший семинар-консультация по участию в конкурсе состоится 28 апреля в 11:00 по московскому времени в онлайн-формате.

Зарегистрироваться для участия в семинаре можно по ссылке.
Бакинская комиссия

В Баку состоялось XX заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между РФ и Азербайджанской Республикой. Темой обсуждения стали вопросы торгово-экономического сотрудничества в сферах промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и продовольственной безопасности, межрегиональное взаимодействие. Олег Баулин, ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета, принял участие в заседании рабочей группы Межправительственной комиссии.

Олег Баулин, ректор УГНТУ, для «Научно-образовательной политики»:

«Ассоциация вузов России и Азербайджана была создана в конце 2015 года при участии министров образования двух стран. В неё входят 37 вузов РФ и 16 вузов АР. Сопредседательствующими вузами являются: УГНТУ - со стороны России и Сумгаитский государственный университет - со стороны Азербайджана. Согласно уставу, у сопредседателей срок полномочий 5 лет, поэтому в 2020 году назрела необходимость избрания руководителей, но в связи с эпидемиологической ситуацией было решено продлить полномочия.

На заседании рабочей группы мы договорились предложить на утверждение в межправительственную комиссию дату проведения III Форума вузов России и Азербайджана, намеченного на октябрь-ноябрь 2022 года. Было предложено рассмотреть возможность приглашения представителей предприятий реального сектора экономики двух стран, а также активизация участия вузов ассоциации в вопросах, связанных с обеспечением энергоперехода, снижения карбоновой нагрузки, развития технологического предпринимательства и электронного образования.

Деятельность ассоциации связана с формированием и реализацией совместных образовательных программ, разработкой учебно-методических материалов, развитием международной академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников, изданием совместных монографий, сборников научных трудов, учебных пособий. Университеты России и Азербайджана совместно патентуют новые технические решения, принятые в процессе выполнения международных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, проводят конференции, семинары и телемосты. Ассоциация работает как в формате общих мероприятий для всех вузов, входящих в организацию, так и в формате двусторонних мероприятий вузов. Причём во втором направлении активность гораздо более точечная, массовая, более конкретная».
Росатом и вузовская цифра

В Воронежском государственном университете прошла встреча руководителей Госкорпорации «Росатом» со студентами вуза.
IT-директор «Росатома» Евгений Абакумов отметил, что внутри Госкорпорации ведётся активная разработка систем на базе импортонезависимых технологий. В их стек входят React, TypeScript, Python, JavaScript для фронтеда и NodeJS, MoleculerJS для бэкэнда. Среди собственных разработок компании: системы прогнозирования, обеспечения промышленной безопасности и математического моделирования.

Евгений Абакумов, Директор по информационным технологиям ГК «Росатом», для «Научно- образовательной политики»:

«Если ты в Росатоме занимаешься IT, то ты меняешь мир. Раньше это можно было сказать про атомную энергетику и переход к экологичному производству, но сейчас мы вместе меняем и мир российского IT. Мы стремимся привлекать минимум 500 молодых специалистов ежегодно и стараемся наладить связь с вузами даже в тех городах, где нет предприятий Госкорпорации. Сейчас важно проводить комплексную работу по адаптации вузовских IT-специальностей под нужды отрасли, чтобы по выпуску студенты были готовыми специалистами атомного IT».

ВГУ является одним из опорных вузов Росатома и Евгений Абакумов подчеркнул важность дальнейшего плодотворного сотрудничества между университетом и Госкорпорацией.

Помимо IT-директора Госкорпорации в мероприятии приняли участие директор департамента кадровой политики Росатома Оксана Кармишина, генеральный директор АО «Гринатом» Михаил Ермолаев и ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий.
АПК: наука, развитие, безопасность

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных отраслей промышленности, состоявшегося 5 апреля 2022 года.

Сельское хозяйство – основа обеспечения продовольственной безопасности страны, в которой особое место занимают научно-технологические сюжеты. В частности, они связаны с обеспечением «семенного» и «племенного» суверенитета, со снижением зависимости от любых технологий и продуктов, которые могут быть заблокированы в результате очередной смены политической позиции у стран-партнеров.

Собственный нацпроект для АПК не был выделен, в первую очередь, в силу комплексности процессов развития самого сельского хозяйства, сельских территорий и т.п. За научно-технологический блок отвечают Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства, федпроекта «Аграрная наука – шаг в будущее развития АПК» и отдельных мероприятий нацпроекта «Наука и университеты», а также госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ». По генетическим сюжетам есть тесное сопряжение с ФНТП развития генетических технологий и в целом высокой активности Курчатовского института в научных вопросах сельского хозяйства (генетика, биологизация, микробиологическая промышленность).

Флагманской является ФНТП РСХ. Недавно она была продлена до 2030 года, а сейчас ее ждет системная перезагрузка и расширение. Президент поручил (Пр-738, п.1 д-6) Правительству представить предложения «об актуализации [Программы], в том числе об уточнении механизмов ее реализации, объемов финансирования и о расширении направлений научных исследований».

Именно вопросам селекции и семеноводства будет уделено особое внимание. Президент поручил Правительству (Пр-738, п.1 а-2) дополнительно выделить в 2022 г. средства «в размере не менее 5 млрд. рублей – на поддержку строительства селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров». Также будет простимулировано (Пр-738, п.1 в-6) «участие сельскохозяйственных товаропроизводителей в определении совместно с научными организациями потребности в качественных отечественных семенах основных сельскохозяйственных культур и племенной продукции на долгосрочный период».

С двумя первыми подпрограммами ФНТП РСХ по картофелю и свекле связано поручение, касающееся сельхозтехники. Правительство должно (Пр-738, п.1 в-4) предусмотреть меры, направленные «на отмену ввозной таможенной пошлины на отдельные виды сельскохозяйственной техники и запасные части к ней, не имеющие аналогов в Российской Федерации, включая свеклоуборочные, свеклосеющие и картофелеуборочные комбайны, а также применяемые в садоводстве машины».

В целом взят курс на усиление научной насыщенность АПК, усиления взаимодействия сельхозпроизводителей с аграрными вузами и НИИ. Правительству поручено (Пр-738, п.1 в-5) принять меры «на активизацию взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и научных организаций, в том числе на обеспечение участия представителей сельскохозяйственных товаропроизводителей в наблюдательных советах научных организаций».

Отдельный блок поручений связан с поддержкой рыбной промышленности, в частности с ее техническим оснащением судами. Здесь также будет велика роль науки. Президент поручил (Пр-738, п.1 д-3) обеспечить выделение «в 2022 году из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований в размере 7 млрд. рублей на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по импортозамещению судового оборудования для судов рыбопромыслового флота».

Отдельно выделено поручение (Пр-738, п.1 д-1) Правительству представить предложения «об организации производства основных видов кормовых добавок, в том числе об определении потенциальных инвесторов, объемов и источников финансирования соответствующих инвестиционных проектов». Это как раз связано с зоной приоритетного интереса Курчатовского института к микробиологической промышленности в ее приложении к АПК.

Перечень поручений по АПК.
Проектные кейсы

Комитет Государственной Думы РФ по молодежной политике провел на прошлой неделе выездное заседание в МГТУ «Станкин». Одним из основных вопросов повестки стало проектное обучение на программах бакалавриата и магистратуры в целях повышения конкурентоспособности выпускников вузов.

Эксперты на заседании отметили, что университеты разделились на те, кто внедрил проектную деятельность и тех, кто не внедрил, или внедрил формально, а успешные кейсы должны становиться примером масштабирования. Особенно актуальна эта тема в партнерских программах с индустрией, что сегодня необходимо в жестких условиях импортозамещения. В Московском политехе @mospolytech за 15 лет создана база специалистов-экспертов, готовых обучать в формате параллельного проектирования.

Итурралде Бакеро Пабло Эмилио, декан Транспортного факультета Московского Политеха, рассказал «Научно-образовательной политике» об особенностях подготовки инженеров в вузе:

Проектная деятельность и проектное обучение будет эффективным только если привлекать преподавателей-практиков. В Московском Политехе внедрен именно такой подход, и мы стараемся, чтобы большой коллектив людей развивался внутри экосистемы проектов. Во время обучения студенты проходят несколько этапов — от генерации новой идеи, дизайна и проектирования до производства и дальнейшей эксплуатации – т.е до готового продукта. Наши студенты сами делают гоночные болиды, которые участвуют и побеждают в соревнованиях, беспилотники. Примеры тому – Smart шаттл, который сейчас проходит испытания на ВДНХ, мотоциклы – сделанный ребятами электробайк два года подряд устанавливал рекорд скорости на фестивале «Байкальская миля».

Мы следуем трендам в области развития легкового автомобилестроения и готовим специалистов по запросам индустрии. И особенно это актуально сейчас, когда стране нужны новые современные разработки. В их числе – электрификация, совместная мобильность, искусственный интеллект, большие данные и аналитика данных, человеко-машинный интерфейс, беспилотные автомобили, аддитивное производство. Все это мы делаем на базе нашего вуза.

В частности, за 15 лет мы создали базу специалистов, которые готовы обучать других. Мы сотрудничаем с крупными компаниями – Автотором, Камазом, НАМИ и другими. Кураторы проектов — не обычные преподаватели, а проектные менеджеры, это не классическая модель обучения, где сначала теория, а потом практика. У студентов есть настоящие требования и конкретные задачи, которые они выполняют, ребятам помогают индустриальные эксперты. В том числе, мы говорим о параллельном проектировании и гармоничной иерархии внутри команды, когда более опытные обучают менее опытных. При этом рост гарантирован: наши студенты и выпускники – готовые практики для рынка.
Санкт-Петербург и компетенции: коллаборация «платформа-ректоры-бизнес» (1/2)

На 2 дня Санкт-Петербургский политехнический университет стал точкой притяжения и местом сборки модели надпрофессиональных компетенций. Конференция АНО РСВ «На одной волне с университетами» собрала на своей площадке университеты, органы власти, представителей бизнеса и науки, кураторов федерального уровня в лице Сергея Кириенко, министра Валерия Фалькова, руководителя Росмолодёжи Ксении Разуваевой, президента РАН Александра Сергеева и других.

АНО РСВ

Члены команды президентской платформы «Россия — страна возможностей» поделились результатами работы и перспективами сотрудничества. Генеральный директор Алексей Комиссаров, заместитель генерального директора Антон Сериков, руководитель департамента коммуникаций Сергей Коляда, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина, руководитель департамента оценки и методологии Дмитрий Гужеля рассказали о возможностях, которые дает «Россия — страна возможностей».

Из нового — Мария Афонина отметила, что на базе Мастерской будет реализовано еще 2 образовательные программы — программа управленческого минимума для прокачки компетенций, необходимых в управленческой карьере, и программа «На связи» — программа психологического волонтерства.

Сергей Коляда подчеркнул, что АНО РСВ — хорошая точка контакта для вузов, через которую они могут презентовать свои достижения и истории успеха. Он также обратил внимание на важность регионального аспекта — у платформы есть развитая сетка связей с пресс-службами губернаторов, что, в свою очередь, может способствовать и укреплению связки «вуз-регион».

Отдельно стоит отметить, что АНО РСВ рассматривает сетку телеграм-каналов как партнера платформы, и конференции РСВ в частности. Сергей Коляда выделил на этом фоне телеграм-канал «Научно-образовательная политика» и связанные с ним другие партнерские каналы, а Алексей Комиссаров отдельно отметил поддержку со стороны НОП и нашего коллеги Евгений Сжёнова @szhenov.

Дмитрий Гужеля как один из «отцов-основателей» проекта Центров компетенций, которые и легли в основу мероприятия и в этом, и в прошлом году, рассказал, что сегодня ведется оценка внутренних и внешних данных с помощью различных психометрических инструментов. К настоящему моменту развито сотрудничество со всеми крупными компаниями, при этом на базе платформы сегодня оценивается кадровый резерв Минобрнауки и Росмолодежи. АНО РСВ планирует запуск образовательной программы «Школа кадрового резерва».

Ректоры

Центры компетенций «просочились» и в автономный в академической среде Санкт-Петербург. Сегодня в городе открыто 4 центра компетенций, ректоры 3 из них приветствовали участников конференции.

Ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев оценил встречу ректоров с Сергеем Кириенко, первым заместителем администрации президента РФ, и Валерием Фальковым, министром науки и высшего образования РФ, как насыщенную актуальную и доверительную в части координации молодежной политики и построения эффективной стратегии развития.

Ректор ГУАП Юлия Антохина, которая только на прошлой неделе стала хозяйкой встречи в рамках проведения стратсессии по перезагрузке молодежной политики в университете, отметила, что «государственная инициатива АНО РСВ — это инициатива, подсказанная и выстраданная временем». Сегодня формируется системная созидательная политика для молодежи, одним из главных ее центров и лидеров трансформаций выступает АНО РСВ.

По ее мнению, Центр компетенций — это также прекрасный инструмент для любого вуза для реализации Третьей миссии.

Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Андрей Рудской заявил о намерении вуза выстроить на своей площадке базовый Центр компетенций для опорных университетов Газпрома. В продолжение этой мысли на конференции состоялось подписание трехстороннего соглашения об открытии первого корпоративного центра компетенций между АНО РСВ, Питерским Политехом и Газпромом.
Санкт-Петербург и компетенции: коллаборация «платформа-ректоры-бизнес» (2/2)

Бизнес

Газпром — Начальник Департамента по управлению персоналом ОАО «Газпром» Елена Касьян, что в компании действует программа инновационного развития, целью которой является подготовка специалистов для своевременного и качественного внедрения инноваций. Кроме того, в Газпроме был создан научно-образовательный межвузовский совет, структура активно участвует в формировании требований к профилю выпускника. «Политех [Петра Великого], являясь крупным многопрофильным университетом, станет отличной базой для отработки и тиражирования практик опорных вузов», — отметила Елена Касьян.

Еще одним новым сельскохозяйственным кластером компетенций стало соглашение АНО РСВ с Кубанским государственным аграрным университетом, подписанное в рамках конференции между Алексеем Комиссаровым, генеральным директором АНО РСВ, и Александром Трубилиным, ректором КубГАУ.

Росатом — генеральный директор корпоративной академии Росатом Юлия Ужакина выделила позитивные изменения в части работы со студентами «под зонтиком РСВ». Она рассказала, что Росатом строит экосистему развития кадров раскрытия человеческого потенциала. Выражаясь на профессиональном сленге, она подчеркнула, что экосистема — это сожительство элементов, когда все элементы работают на одну задачу. При этом, перекладывая понятие «валентность», Юлия Ужакина отметила, что любая экосистема должна быть валентна. Сегодня в госкорпорации реализуется много проектов со школьниками и отраслевыми центрами компетенций, которые являются уникальными в экосистеме подготовки кадров. Потребность в них продиктована серьезными задачами по технологическому прорыву.

АФК «Система» — президент благотворительного фонда «Система» (оператор социальных инвестиций АФК «Система») Оксана Косаченко рассказала, что организация сотрудничает со 153 учебными заведениями и благодаря проектц Центров компетенций в обойму партнеров компании добавилось еще 9 вузов. Используя результаты Центров компетенций, БФ «Система» разработал суперкомпетенции — 5 суперкомпетенций, которые откликнулись студентам. Образовательная платформа компании — единственная платформа, которая получила оценку ООН как лучшая платформа в целях устойчивого развития. БФ «Система» имеет тесное сотрудничество с АНО РСВ, за 2021 год было реализовано 2 совместных трека.

Роскосмос — в госкорпорации действует концепция по взаимодействию с организациями высшего образования, она насчитывает 49 направлений. В 2021 году на базе ТУСУР начали собирать ежегодную площадку взаимодействия предприятий и образовательных организаций. Концепция развития отношений с университетами является приоритетной для ГК «Роскосмос».

Иннополис — заместитель премьер-министра — министр информатизации и связи Республики Татарстан Роман Шайхутдинов, будучи представителем власти, сделал акцент в своем выступлении на развитии предпринимательства как о возможности раскрытия собственных навыков. Главный вызов — развитие soft skills. Способствовать решению этой проблемы сможет запуск 30 инженерных школ на базе вузов, уверен Роман Шайхутдинов, приводя в пример город инноваций, город будущего Иннополис как успешную практику взаимодействия науки-бизнеса-власти. «Мы должны дать молодёжи возможность найти собственные смыслы в этой стране», — подчеркнул он в завершение встречи.