НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Умер президент Арктической академии наук профессор Валерий Митько, обвиненный в государственной измене, сообщается в телеграм-канале сообщества адвокатов и правозащитников «Первый отдел» (основано юристом Иваном Павловым, которого Минюст признал иноагентом). Ему был 81 год.

Ученого задержали в феврале 2020 года и посадили под домашний арест по обвинению в госизмене. Уголовное дело связано с поездками профессора в Китай, где он по приглашению Даляньского университета читал лекции. Последний визит состоялся в 2018 году. По словам защиты, Митько обвиняют в том, что он, «будучи в России одним из ведущих специалистов по гидроакустике», «вывез в своем чемодане» документ с характеристиками подводных лодок, в том числе российской. Ученый отрицал свою вину.
Во главе «Цифровой экономики»

Состоялось собрание учредителей АНО «Цифровая экономика». Ключевым вопросом повестки стало избрание генерального директора организации.

В заседании принял участие председатель наблюдательного совета АНО «Цифровая экономика» — вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Генеральным директором был единогласно выбран Сергей Плуготаренко, хорошо известный ещё в должности руководителя РАЭК.

Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя Правительства РФ:

«Перед АНО “Цифровая экономика” сегодня стоит достаточно сложная, но выполнимая задача - сформировать такую стратегию, которая будет равносильно отвечать и задачам бизнеса, и задачам государства. Сегодня новым генеральным директором АНО был избран Сергей Плуготаренко, который с 2010 года руководит крупнейшей отраслевой ассоциацией - РАЭК. Сергей хорошо известен, как среди предпринимательского ИТ-сообщества, так и в органах власти. Он умеет правильно выстраивать коммуникации, доносить идеи и предложения, формировать отраслевые позиции. Уверен, АНО “Цифровая экономика” ждет новая эпоха развития вместе с новым руководителем».

Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ:

«Сергей Плуготаренко хорошо известен отрасли: на протяжении десятилетий он организует Российский интернет форум и другие профильные мероприятия, принимает участие в рабочих группах при правительстве, входит в профильные комитеты и так далее. Отрасль доверяет ему и я уверен, Сергей не подведет».

Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО «Цифровая экономика»:

«В роли руководителя АНО “Цифровая экономика” я планирую фокусироваться как на развитии действующих направлений и проектов, так и на запуске новых, актуальных для учредителей, отрасли, государства – и релевантных современным цифровым вызовам.

Планов уже очень много, а будет еще больше. Верю, что вместе с командой сможем реализовать их, опираясь на поддержку стейкхолдеров (бизнес и государство), экспертного сообщества, и, конечно, в партнерстве с РАЭК, которая продолжить представлять интересы игроков интернет-бизнеса».
Марина Боровская, президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Юга России, для «Научно-образовательной политики»:

«Южный федеральный университет при поддержке Совета ректоров Юга России четвертый год проводит Всероссийский научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке». Он проходит в Ростове-на-Дону с 29 сентября по 1 октября.

Форум традиционно рассматривается его участниками как федеральная экспертная площадка для обсуждения международной и национальной исследовательской повестки в сфере образования. Мы рассчитываем, что и в этом году все вопросы, обсуждаемые в рамках форума, найдут своё воплощение в его документах, а затем и в деятельности высших и профессиональных учебных заведений, школ и дошкольных учреждений — прежде всего тех 250 образовательных организаций, которые входят в «Образовательный кластер ЮФО».

Ключевая тематика форума - социальное программирование солидарного общества, модели непрерывного образования в макрорегиональных научно-образовательных экосистемах и кластерах. А еще в повестке дня нынешнего форума появились новые форматы и темы- проведение демо дней, в рамках которых будут презентованы на демо-днях стартапы и экономически целесообразные проекты, связанные с образованием, которые могли бы быть реализованы в рамках сетевой образовательной траектории. Хочу поблагодарить за поддержку этой инициативы Академию психологии и педагогики ЮФУ и всех партнёров форума»
.
1
90 лет на 100 процентов

Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева отметил 90-летие. Юбилейные торжества продолжались в течение месяца и включали в себя встречи выпускников на всех 16 факультетах, научные конференции и деловые встречи. Сам день рождения вуза был ознаменован открытием уголка Василия Никитича Татищева, чье имя вуз получил в 2022 году, и презентацией научно-инновационных достижений и новых образовательных проектов.

Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия — страна возможностей», для «Научно-образовательной политики»:

«С момента своего образования АНО «Россия – страна возможностей» стало федеральным партнёром Астраханского госуниверситета, а вуз стал нашим главным стейкхолдером в Астраханской области, он является участником и проводником большинства конкурсных проектов РСВ, первым включается во все федеральные проекты и начинания. А студенты и преподаватели тут самые отзывчивые, гостеприимные и классные.

Только за последний год по разным нашим проектам прошло более 30 000 человек из АГУ. Так, мы запустили совместно с университетом проект «Центр компетенций», основная задача которого – оценка и прокачка надпрофессиональных навыков студентов и помощь молодым людям в их дальнейшем трудоустройстве. Эта инициатива уже пропустила через себя около 3000 студентов. Не исключаю, что кто-то из выпускников АГУ в ближайшем будущем придёт работать и в РСВ.

У Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева максимально эффективная динамика развития. За два последних года вуз поучаствовал в большом числе крупных проектах и везде нашёл своё место: где-то в коллаборации с другими вузами ЮФО, где-то самостоятельно. Но в каждый проект университет привносит что-то своё. Кроме того, он является для нас ключевой точкой на уровне города: если необходимо вовлечь в тот или иной проект ребят из разных вузов, то АГУ неизменно становится некой пилотной площадкой, которая распространяет информацию и объединяет участников».
Forwarded from ТАСС
Собрали заявления Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при президенте РФ по науке и образованию:

▪️Недружественные России страны должны понимать, что они потеряют в России все свои позиции по научному взаимодействию;

▪️Мир переживает глобальный энергетический кризис, который может продлиться достаточно долго;

▪️Демонстративный отказ от нынешней системы высшего образования в России будет бессмысленным.
Минобрнауки внесло изменения в порядок приема на обучение по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры

Соответствующий приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Нововведения систематизируют процедуру приема, повышают ее прозрачность и направлены на синхронизацию с функционалом онлайн-подачи документов через портал госуслуг.

Согласно новым правилам:

1️⃣ Абитуриент может одновременно подать два заявления (как на бюджетную, так и на платную основу). При этом он указывает в заявлении приоритетные направления подготовки и специальности, по которым будет поступать. Зачисление будет осуществляться по тем специальностям, которые указаны в заявлении.

2️⃣ Количество специальностей и направлений подготовки, по которым поступающий вправе одновременно участвовать в конкурсе при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, уменьшено с 10 до 5. Это позволит абитуриентам сконцентрировать свои усилия на одной области образования, определить сферу будущей профессиональной деятельности и усилить подготовку по необходимым для сдачи экзаменов предметам, а также повысит ответственность за выбор определенного направления подготовки или специальности. Опыт прошлых приемных кампаний показал, что максимальное количество направлений, которые выбирали абитуриенты для поступления, в среднем составило 5.

3️⃣ Установлены единые сроки приема на бюджетные места по всем формам обучения, в том числе сроки дополнительного приема: срок завершения приема документов — не ранее 20 июля и не позднее 25 июля, дополнительный прием — не позднее 29 августа. Срок обновления вузами конкурсных списков продлен до дня издания приказов о зачислении включительно.

Новые правила вступают в силу с 1 марта 2023 г. и будут действовать до 1 сентября 2027 г.

➡️ Читать подробнее
О регионах и экспертах

С завидной регулярностью внешнеполитические события подвигают некоторых комментаторов предаться «жесткой и бескомпромисной» критике отечественного профильного образования. Этим занялось «Агентство новостей политики», которое представило феерический по непрофессионализму пост об отсутствии в России специалистов-регионоведов и страноведов.

Напомним, одним из последних всплесков были события, связанные с Казахстаном – почему не учли, не досмотрели, не предвидели. Тогда мы рассуждали о причинах, по которым может провисать экспертиза в отношении некоторых регионов и государств.

Сейчас можно обобщить наши наблюдения и экстраполировать. Сразу подчеркнем – с выводами и подсчетами АНП согласиться никак не возможно, но сама проблема в некоторых аспектах действительно существует.

Первый вопрос, на который нужно ответить – кто нам нужен? Вариантов много: дипломаты, исследователи, эксперты в СМИ, журналисты, лингвисты и переводчики? Чаще всего хотят получить универсальных специалистов. АНП пишет: «имеющих опыт работы и со знанием языка и культуры», что достаточно широко очерчивает поле.

Второй вопрос – зачем? Страноведы нужны для обеспечения работы МИДа (центральный аппарат и посольства), деятельности крупного бизнеса (например, российского в той или иной стране), для доведения российской позиции и настройке сетевого сотрудничества.

Третий вопрос – ключевой: как нам их получить? Либо нужно готовить специалиста в университете, либо доучивать уже в практической работе. Обратимся к близкой нам теме высшего образования – из чего же сделаны наши эксперты?

Сразу можно сказать, что знания только языка категорически мало, чтобы считаться специалистом в тех или иных вопросах. Это инструмент, без которого нельзя, но который сам по себе не дает высокий уровень экспертности. Именно поэтому с большим сомнением стоит относиться к тем, кто просто хорошо знает тот или иной язык. По этой причине из лингвистов делать регионоведов – это сложная задача. Однако, многие вопросы подготовки студентов затрагивают именно вопросы языка, а конкретнее его «престижности» и «перспективности».

В пределе есть два подхода к обучению в высшей школе: рынок vs госплан. Если мы берем рыночные механизмы – студент пойдет туда, где, как ему кажется, круче и приоритетнее. Кстати, китайский язык тут очень мощно потеснил более привычные для России английский, французский, немецкий, испанский. Попытаться доказать студенту (при условии свободы его выбора), что он должен учить вьетнамский или казахский – задача почти невыполнимая.

Второй подход – плановый. Его главный представитель – МГИМО. Там в зависимости от потребностей в специалистах через 4-6 лет (неведомым никому образом) распределяют студентов на совершенно разные языки. Естественно, не все получают, что хотят. Но и не все потом пойдут работать в МИД или останутся в науке.

Сотрудники АНП пишут о неких «неафиллированных специалистах» по Великобритании, Казахстану и Киргизии, которых якобы нет вообще. Что понимать под афиллированностью – на это ответа также нет.

Итог неутешителен. Само содержание поста АНП, а также «выводы» — это оскорбительная для профессионального сообщества провокация, ересь и фейк. В вопросах европейских стран, США и Канады, Китая – у нас сильная школа подготовки, студенты потом часто работают именно по профилю.

В отдельных случаях – да, есть проблемы: диалекты арабского, более локальные языки. Но при всем при этом остаются универсальные средства коммуникации: английский, испанский, французский. Учитывая опыт советской и российской высшей школы – во многих странах элиты знают русский язык. Проблема отсутствия экспертов по некоторым нишевым сюжетам чаще всего связано с отсутствием как такового рынка экспертизы в России. Остается только наука (чаще всего с преподаванием) – но и тут возникает вопрос: как один энтузиаст может системно вдохновлять поколения, идущих за ним.

Оригинал поста АНП: https://news.1rj.ru/str/neolginskie/11219
29 сентября в студии Российского общества «Знание» стартовал VI сезон олимпиады «Я – профессионал».

Это самая массовая предметная олимпиада, входит в президентскую платформу «Россия – страна возможностей».
Регулярно участвую в отборе вузов-организаторов предметных направлений. Видно, как растет уровень заявок и интерес к этой олимпиаде.

В этом году у «Я – профессионал» 73 направления, 33 вуза-организатора, в числе партнеров: Яндекс, Сбер, Банк ВТБ, Росатом Газпромбанк, Норникель и др.
По результатам можно получить: стажировки, льготы при поступлении в ведущие вузы, денежные премии и др.

Хотел дать несколько советов:

1. Не откладывайте участие, если решили, то проходите на сайт и регистрируйтесь.
2. Попробуйте свои силы в нескольких направлениях, это увеличит ваши шансы и поможет проверить знания в смежных дисциплинах.
3. Подавайте заявки на участие в форумах «Я – профессионал». Это очень интересные и полезные события.
4. Если не получилось в предыдущих сезонах, попробуйте силы еще раз. Знаю множество примеров, когда упорство вознаграждалось победой.
5. Верьте в себя, у вас все получится!

Регистрация по ссылке: https://yandex.ru/profi/
Частичная мобилизация: кейс БФУ им. И. Канта

В БФУ им. И. Канта состоялось внеочередное заседание Ученого совета по вопросам частичной мобилизации.

Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта:

«В этот период важно сплотиться, чтобы оказать содействие тем, кто нуждается в нашей помощи, поддержать действующих военнослужащих, мобилизованных граждан и их семьи. Особенное внимание мы уделяем нашим студентам и сотрудникам. Часть проектов уже запущена. Работает ситуационный центр, обратившись в который можно получить актуальную информацию по вопросам мобилизации и юридическую поддержку.

Текущие события влияют на каждого из нас, затрагивают многие сферы жизни и, вполне естественно, могут вызывать беспокойство и тревогу. Поэтому новые задачи возложены на психологическую службу вуза: на этой неделе заработает в круглосуточном режиме телефон доверия, для студентов проведут масштабное тестирование на предмет выявления тревожности и депрессивных состояний.

В университете активно работают по самым разным направлениям более ста волонтеров, которые не раз доказывали свою отзывчивость и неравнодушие. Это касается вполне прикладных и бытовых задач: юридические консультации, адресная гуманитарная помощь, проведение разнообразных акций.

В ближайшее время будут разработаны меры материальной поддержки семьям мобилизованных сотрудников БФУ им. И. Канта, а также студентам, члены семей которых были мобилизованы.

Нашей главной задачей остается обеспечение качественного образования, проведение всех запланированных активностей: внеучебной, научной, спортивной. И, конечно, сохранение безопасности наших студентов и сотрудников».


Единогласно члены Ученого совета приняли решение:

- обеспечить готовность преподавателей и сотрудников всех подразделений, а также учащихся университета к действиям в условиях чрезвычайной ситуации;

- строго соблюдать пропускной режим во всех учебных корпусах вуза;
разработать меры поддержки по оказанию материальной помощи семьям мобилизованных сотрудников БФУ им. И. Канта, а также студентам, члены семей которых были мобилизованы;

- открыть новые направления деятельности на базе Центра сбора гуманитарной помощи БФУ им. И. Канта #МЫВМЕСТЕ, в том числе: адресная помощь военнослужащим и мобилизованным гражданам, а также их семьям; психологические и юридические консультации гражданам; помощь в решении вопросов социальной адаптации и др.
Ректорам
Проректорам


Минобрнауки России и Росмолодежь запускают образовательную программу «Голос поколения. Проректоры» для проректоров и сотрудников подразделений молодежной политики и воспитательной деятельности вузов. Обучение пройдёт в Центре Знаний «Машук».

Антон Сериков, руководитель
Центра Знаний «Машук», для
«Научно–образовательной политики»:


Одной из первых флагманских программ Центра Знаний «Машук» станет программа «Голос поколения.Проректоры». В истории современной России это первая подобная программа для проректорского корпуса. Первая по масштабному охвату (500 проректоров ведущих вузов) и первая по подходам, которые будут использоваться при их обучении. Кроме топовых спикеров, на этой программе мы увидим необычные формы подачи информации и активности, которые готовят проректоров к выработке решений в нестандартных ситуациях.

Центр Знаний «Машук» задумывался как площадка для межведомственного взаимодействия. Эта программа отличный пример, когда Росмолодежь и Министерство науки и высшего образования создают совместный актуальный образовательный продукт.


«Научно-образовательная политика» в рамках программы проведёт мастер–классы и стратегическую сессию для проректоров.

Подробнее об участии:
https://news.1rj.ru/str/GurovGrigoriy/129