Трансфер науки в образование (1/2)
Трансфер науки в образование является одним из неотъемлемых этапов трансфера технологий и знаний, учитывающих взаимные требования науки и бизнеса. В новой реальности все этапы этого взаимодействия должны стать более эффективными. Участники сессии обсудили актуальную проблематику трансфера новых научных знаний в образовательный процесс.
В рамках Конгресса молодых учёных участники сессии обсудили, как обеспечить интеграцию действующих ученых в процесс создания образовательного контента, преодолеть барьер взаимодействия научной и образовательной сфер, замотивировать научное сообщество продвигать новые знания. А также поделились собственными наработками и идеями практического свойства, и другими актуальными кейсами из собственной практики.
Артём Органов, профессор Сколтеха:
Главная проблема трансфера науки для больших и состоявшихся учёных, это некая догма «я учёный — я должен читать лекции». А вот интересны эти лекции или скучные учёного не интересует. Нужно сделать так, чтобы интерес возникал ко всем наукам и взрослых, и у студентов и у школьников. Один из главных методов, который действительно позволяет популяризировать науку, это практика, в том числе практические опыты.
«Я не практик, я теоретик, но, когда я своим детям, показал и объясним опыт по созданию брома, не только ребятам, но и мне это стало интересно».
Рассказывать и показывать науку детям в младшем возрасте можно разными методами и способами, эту могут быть интересные книги, короткие видеоролики и видеоуроки и даже мультики.
Александр Печень, профессор, главный научный сотрудник Университета МИСиС:
Главной проблемой в науке, является отсутствие системных знаний во многих научных областях. В МФТИ создана программа с замкнутым набором для студентов и магистров, где лекции читают ученые, работающие на переднем крае. Главная задача — развивать межпредметные связи и системные знания.
«Сделать идеальную концепцию статьи сложнее, чем работать с магистрами».
Идеальная концепция научной статьи, чтобы её было интересно прочитать всем, должна быть 3-х слойной:
1 слой – предназначен для широкой аудитории;
2 слой – для студентов 2 курса;
3 слой – для специалистов.
В биологии и медицине преобладает командная работа, обучение также должно строиться на командной тактике, основанной на практическом подходе в изучении материала.
#КМУ2022
Трансфер науки в образование является одним из неотъемлемых этапов трансфера технологий и знаний, учитывающих взаимные требования науки и бизнеса. В новой реальности все этапы этого взаимодействия должны стать более эффективными. Участники сессии обсудили актуальную проблематику трансфера новых научных знаний в образовательный процесс.
В рамках Конгресса молодых учёных участники сессии обсудили, как обеспечить интеграцию действующих ученых в процесс создания образовательного контента, преодолеть барьер взаимодействия научной и образовательной сфер, замотивировать научное сообщество продвигать новые знания. А также поделились собственными наработками и идеями практического свойства, и другими актуальными кейсами из собственной практики.
Артём Органов, профессор Сколтеха:
Главная проблема трансфера науки для больших и состоявшихся учёных, это некая догма «я учёный — я должен читать лекции». А вот интересны эти лекции или скучные учёного не интересует. Нужно сделать так, чтобы интерес возникал ко всем наукам и взрослых, и у студентов и у школьников. Один из главных методов, который действительно позволяет популяризировать науку, это практика, в том числе практические опыты.
«Я не практик, я теоретик, но, когда я своим детям, показал и объясним опыт по созданию брома, не только ребятам, но и мне это стало интересно».
Рассказывать и показывать науку детям в младшем возрасте можно разными методами и способами, эту могут быть интересные книги, короткие видеоролики и видеоуроки и даже мультики.
Александр Печень, профессор, главный научный сотрудник Университета МИСиС:
Главной проблемой в науке, является отсутствие системных знаний во многих научных областях. В МФТИ создана программа с замкнутым набором для студентов и магистров, где лекции читают ученые, работающие на переднем крае. Главная задача — развивать межпредметные связи и системные знания.
«Сделать идеальную концепцию статьи сложнее, чем работать с магистрами».
Идеальная концепция научной статьи, чтобы её было интересно прочитать всем, должна быть 3-х слойной:
1 слой – предназначен для широкой аудитории;
2 слой – для студентов 2 курса;
3 слой – для специалистов.
В биологии и медицине преобладает командная работа, обучение также должно строиться на командной тактике, основанной на практическом подходе в изучении материала.
#КМУ2022
Трансфер науки в образование (2/2)
Андрей Лисица, академик РАН, руководитель центра научно-практического образования НИИ биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича:
«Главное в популяризации науки — уйти от скучных лекций и ориентироваться на индивидуальный подход».
Леонид Гусев, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова:
«Аудиторией востребована достоверность знаний от ученых первопроходцев».
Необходимо не только на пальцах интересно подавать сложные научные темы для взрослых и детей, но и разговаривать при этом на их языке, делать это профессионально. Тогда получится развивать межпредметные связи и системные знания и у школьников, и у студентов, и у взрослых.
Один из таких примеров — «Виртуальный музей науки», где простым языком объясняются и показываются простые вещи.
Виктория Нелюбова, заместитель Министра образования Белгородской области, начальник департамента профессионального образования и науки:
«Трансфер науки будет проходить легко, если каждая окружающая вещь для нас будет понятна».
Каждый регион развивается с учётом своих географических особенностей, но для каждого из них и для популяризации науки во всей стране необходимо межрегиональное взаимодействие и сотрудничество. Необходим обмен опытом, который каждый будет применять на практике с учётом своей специфики.
Арутюн Аветисян, директор, ИСП РАН:
«Успешный трансфер науки – это создание моделей научных школ, в которых главное это открытость, контекст и моделирование. По данному принципу сейчас выстраивается портал "Знание". Это открытые статьи, вовлечённые в науку люди и верифицированные факты».
Григорий Тарасевич, главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шредингера»:
У трансфера науки есть и проблемные вопросы:
- Мы сталкиваемся с проблемой неравного доступа в регионах ко всем образовательным системам и источникам;
- А главное — как донести науку современной широкой школьной аудитории.
Сергей Кравец, главный редактор «Большой российской энциклопедии»:
Портал "Знание" становится популярным агрегатором достоверной информации для популяризации науки. О чём говорит статистика портала:
- 16 млн. просмотров;
- 10 млн. визитов;
- 5,3 млн пользователей;
- 4000 авторов;
- Более 200 000 статей.
#КМУ2022
Андрей Лисица, академик РАН, руководитель центра научно-практического образования НИИ биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича:
«Главное в популяризации науки — уйти от скучных лекций и ориентироваться на индивидуальный подход».
Леонид Гусев, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова:
«Аудиторией востребована достоверность знаний от ученых первопроходцев».
Необходимо не только на пальцах интересно подавать сложные научные темы для взрослых и детей, но и разговаривать при этом на их языке, делать это профессионально. Тогда получится развивать межпредметные связи и системные знания и у школьников, и у студентов, и у взрослых.
Один из таких примеров — «Виртуальный музей науки», где простым языком объясняются и показываются простые вещи.
Виктория Нелюбова, заместитель Министра образования Белгородской области, начальник департамента профессионального образования и науки:
«Трансфер науки будет проходить легко, если каждая окружающая вещь для нас будет понятна».
Каждый регион развивается с учётом своих географических особенностей, но для каждого из них и для популяризации науки во всей стране необходимо межрегиональное взаимодействие и сотрудничество. Необходим обмен опытом, который каждый будет применять на практике с учётом своей специфики.
Арутюн Аветисян, директор, ИСП РАН:
«Успешный трансфер науки – это создание моделей научных школ, в которых главное это открытость, контекст и моделирование. По данному принципу сейчас выстраивается портал "Знание". Это открытые статьи, вовлечённые в науку люди и верифицированные факты».
Григорий Тарасевич, главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шредингера»:
У трансфера науки есть и проблемные вопросы:
- Мы сталкиваемся с проблемой неравного доступа в регионах ко всем образовательным системам и источникам;
- А главное — как донести науку современной широкой школьной аудитории.
Сергей Кравец, главный редактор «Большой российской энциклопедии»:
Портал "Знание" становится популярным агрегатором достоверной информации для популяризации науки. О чём говорит статистика портала:
- 16 млн. просмотров;
- 10 млн. визитов;
- 5,3 млн пользователей;
- 4000 авторов;
- Более 200 000 статей.
#КМУ2022
Искры из глаз или гаснут на лету?
На Когрессе молодых ученых прошла презентация проектов сообщества ученых «Искра» – победителей трека «Наука» конкурса «Лидеры России».
На сцене и в зале – сообщество ученых-лидеров, вовлеченных представителей бизнеса, которые объединились вокруг задач, свалившихся на российских исследователей и индустрию в 2022 году вместе с культурой отмены и санкциями.
Это не та «Искра», которая давала слово Кузьме Пруткову и Герцену, поэтому некому развернуть революционную агитацию, хотя его функцию мог бы взять Борис Чернышов, который призвал всех участников к диалогу и коммуникации. «Искру» презентовали как сообщество, где 50% науки и 50% бизнеса. У сообщества 4 направления работы:
- взаимодействие наука-бизнес;
- повышение уровня публикаций в отечественных научных журналах в современных условиях;
- новые способы оценки научного знания и научных организаций;
- подготовка управляющих кадров в науке.
«Искра» собрала единомышленников в одном из конференц-залов Конгресса молодых ученых, чтобы поделиться 4 проектами, актуальность которых определена Поручениями президента по итогам встречи главы государства с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами.
Экосистема для научных изданий России: проект «Энир». Представьте идеальный и бесплатный гибрид Скопуса и социальных сетей, позволяющих выстраивать взаимодействие, получать отзывы и ускорять публикацию материалов в российских журналах. В этом идеальном варианте его бесплатная составляющая может привлечь внимание иностранных ученых, которые устали от платных проектов научных изданий. Уже сейчас идет работа на базе издательства «Наука» по отладке макета процесса.
Борис Чернышов отметил, что журналы, конечно, важны, но печататься они могут хоть каждый день – бумаги много (экоактивистов в зале не было обнаружено), а ориентироваться нужно на интерес читателя, важно, сколько человек будут читать научные труды.
Биржа исследований: предполагает создание площадки, переводчика для прямого взаимодействия российских научно-исследовательских коллективов и промышленных компаний. Казалось бы, здесь все ясно, как белый день, но Сергей Горбачев, начальник управления по работе с региональными органами государственной власти ООО «УК Полюс», приоткрыл завесу тайны о том, что завидная невеста – наука нуждается в сводниках, и ждет она не кого-нибудь, а успешного жениха – большой бизнес. И «Искра» может затмить профессиональную сваху с тв-канала, потому что «Искра» уже сейчас в ручном режиме делает это «сводничество».
Новая система оценки научного знания: гибридная система с элементами ИИ. Потому что экспертиза РАН не может все объять, поэтому над оценкой научного знания может работать институт интеллектуальной экспертизы.
Неподдельный интерес участников встречи не дал представить все 4 проекта, один из них остается сюрпризом. А если у вас будет время на Конгрессе, найдите Бориса Чернышова и спросите, что сказал Сергей Доренко в том самом интервью?
#КМУ2022
На Когрессе молодых ученых прошла презентация проектов сообщества ученых «Искра» – победителей трека «Наука» конкурса «Лидеры России».
На сцене и в зале – сообщество ученых-лидеров, вовлеченных представителей бизнеса, которые объединились вокруг задач, свалившихся на российских исследователей и индустрию в 2022 году вместе с культурой отмены и санкциями.
Это не та «Искра», которая давала слово Кузьме Пруткову и Герцену, поэтому некому развернуть революционную агитацию, хотя его функцию мог бы взять Борис Чернышов, который призвал всех участников к диалогу и коммуникации. «Искру» презентовали как сообщество, где 50% науки и 50% бизнеса. У сообщества 4 направления работы:
- взаимодействие наука-бизнес;
- повышение уровня публикаций в отечественных научных журналах в современных условиях;
- новые способы оценки научного знания и научных организаций;
- подготовка управляющих кадров в науке.
«Искра» собрала единомышленников в одном из конференц-залов Конгресса молодых ученых, чтобы поделиться 4 проектами, актуальность которых определена Поручениями президента по итогам встречи главы государства с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами.
Экосистема для научных изданий России: проект «Энир». Представьте идеальный и бесплатный гибрид Скопуса и социальных сетей, позволяющих выстраивать взаимодействие, получать отзывы и ускорять публикацию материалов в российских журналах. В этом идеальном варианте его бесплатная составляющая может привлечь внимание иностранных ученых, которые устали от платных проектов научных изданий. Уже сейчас идет работа на базе издательства «Наука» по отладке макета процесса.
Борис Чернышов отметил, что журналы, конечно, важны, но печататься они могут хоть каждый день – бумаги много (экоактивистов в зале не было обнаружено), а ориентироваться нужно на интерес читателя, важно, сколько человек будут читать научные труды.
Биржа исследований: предполагает создание площадки, переводчика для прямого взаимодействия российских научно-исследовательских коллективов и промышленных компаний. Казалось бы, здесь все ясно, как белый день, но Сергей Горбачев, начальник управления по работе с региональными органами государственной власти ООО «УК Полюс», приоткрыл завесу тайны о том, что завидная невеста – наука нуждается в сводниках, и ждет она не кого-нибудь, а успешного жениха – большой бизнес. И «Искра» может затмить профессиональную сваху с тв-канала, потому что «Искра» уже сейчас в ручном режиме делает это «сводничество».
Новая система оценки научного знания: гибридная система с элементами ИИ. Потому что экспертиза РАН не может все объять, поэтому над оценкой научного знания может работать институт интеллектуальной экспертизы.
Неподдельный интерес участников встречи не дал представить все 4 проекта, один из них остается сюрпризом. А если у вас будет время на Конгрессе, найдите Бориса Чернышова и спросите, что сказал Сергей Доренко в том самом интервью?
#КМУ2022
Концепция системы оценки результативности научной деятельности (1/2)
Существующая российская система оценки результативности научной деятельности опирается преимущественно на наукометрический подход. Однако ряд экспертов и исследователей подвергает критике данную систему как неоднозначную и не состоятельную для управления научно-технологическим развитием, в частности для приоритизации научных направлений, обеспечения прослеживаемости научных исследований и трансфера технологий. В сложившихся условиях необходимо изменение подхода к принятию научных результатов.
В рамках Конгресса молодых ученых представлена Концепция новой системы оценки результативности научной деятельности (Концепция).
Екатерина Чабан, директор департамента государственной научной и научно-технической политики Министерство науки и высшего образования РФ:
Проблемы оценки результативной научной деятельности:
- Основана на количественных показателях;
- Зависимость от международных баз научного цитирования;
- Дефицит высококачественных российских журналов, конкурирующих на глобальном уровне;
- Отсутствие единого подхода к мониторингу и оценки эффективности расходования средств на науку;
- Отсутствие единого цифрового пространства взаимодействия всех участников научного процесса.
Предпосылками для создания новой системы оценки, стали Поручения Президента Российской Федерации.
Ожидаемые результаты от новой системы оценки:
- Учет всех видов научных результатов;
- Недопущение снижения требований к качеству результатов;
- Снижение зависимости от зарубежных организаций;
- Содействие росту качества научных журналов;
- Повышение роли и качества научной экспертизы;
- Формирование национальной сети экспертных организаций;
- Межведомственная координация при планровании и отчетности реализации научных исследований;
- Снижение бюрократической нагрузки на всех участников;
- Прозрачность принятия всех решений.
Михаил Гершман, директор центра научно-технической, инновационной и информационной политики института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ:
При создании критериев оценки результативности научных исследований, был проведён анализ мировых трендов, а также выявлены основные плюсы и минусы современных трендов в оценке научной деятельности.
Основным трендом является использование сведений о публикациях, индексируемых в WoS/Scopus, очевидным недостатком которого является слабое отражение содержательных результатов ИР, неравномерная представленность в базах данных разных стран, направлений, организаций.
Опыт России, характеризуется прежде всего массовым внедрением показателей публикационной активности по всем направлениям и уровням, а также развитием системы экспертизы. Какое-то время наблюдался рост зависимости от зарубежных разработок, доля иностранных патентных заявок на изобретения, например, по органической химии он оказался достаточно высоким.
На настоящий момент влияние санкций и отказ от сотрудничества со стороны зарубежных стран может негативно повлиять на результативность научной деятельности. Ожидается ухудшение ситуации с доступом к научно-технической информации, и как следствие — снижением публикационной активности.
В сложившиеся ситуации предлагается Программа развития и международного продвижения ведущих российских журналов по 2-м направлениям поддержки:
- Дополнительная финансовая поддержка;
- Создание и поддержка платформы открытого доступа.
В экспертной сети в сфере науки предлагается создать Национальную экспертную сеть (НЭС), которая будет обеспечивать проведение анализа и оценки объектов экспертизы, формирование общих межотраслевых подходов, повышение прозрачности в принятии решений, повышение эффективности расходования ресурсов.
#КМУ2022
Существующая российская система оценки результативности научной деятельности опирается преимущественно на наукометрический подход. Однако ряд экспертов и исследователей подвергает критике данную систему как неоднозначную и не состоятельную для управления научно-технологическим развитием, в частности для приоритизации научных направлений, обеспечения прослеживаемости научных исследований и трансфера технологий. В сложившихся условиях необходимо изменение подхода к принятию научных результатов.
В рамках Конгресса молодых ученых представлена Концепция новой системы оценки результативности научной деятельности (Концепция).
Екатерина Чабан, директор департамента государственной научной и научно-технической политики Министерство науки и высшего образования РФ:
Проблемы оценки результативной научной деятельности:
- Основана на количественных показателях;
- Зависимость от международных баз научного цитирования;
- Дефицит высококачественных российских журналов, конкурирующих на глобальном уровне;
- Отсутствие единого подхода к мониторингу и оценки эффективности расходования средств на науку;
- Отсутствие единого цифрового пространства взаимодействия всех участников научного процесса.
Предпосылками для создания новой системы оценки, стали Поручения Президента Российской Федерации.
Ожидаемые результаты от новой системы оценки:
- Учет всех видов научных результатов;
- Недопущение снижения требований к качеству результатов;
- Снижение зависимости от зарубежных организаций;
- Содействие росту качества научных журналов;
- Повышение роли и качества научной экспертизы;
- Формирование национальной сети экспертных организаций;
- Межведомственная координация при планровании и отчетности реализации научных исследований;
- Снижение бюрократической нагрузки на всех участников;
- Прозрачность принятия всех решений.
Михаил Гершман, директор центра научно-технической, инновационной и информационной политики института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ:
При создании критериев оценки результативности научных исследований, был проведён анализ мировых трендов, а также выявлены основные плюсы и минусы современных трендов в оценке научной деятельности.
Основным трендом является использование сведений о публикациях, индексируемых в WoS/Scopus, очевидным недостатком которого является слабое отражение содержательных результатов ИР, неравномерная представленность в базах данных разных стран, направлений, организаций.
Опыт России, характеризуется прежде всего массовым внедрением показателей публикационной активности по всем направлениям и уровням, а также развитием системы экспертизы. Какое-то время наблюдался рост зависимости от зарубежных разработок, доля иностранных патентных заявок на изобретения, например, по органической химии он оказался достаточно высоким.
На настоящий момент влияние санкций и отказ от сотрудничества со стороны зарубежных стран может негативно повлиять на результативность научной деятельности. Ожидается ухудшение ситуации с доступом к научно-технической информации, и как следствие — снижением публикационной активности.
В сложившиеся ситуации предлагается Программа развития и международного продвижения ведущих российских журналов по 2-м направлениям поддержки:
- Дополнительная финансовая поддержка;
- Создание и поддержка платформы открытого доступа.
В экспертной сети в сфере науки предлагается создать Национальную экспертную сеть (НЭС), которая будет обеспечивать проведение анализа и оценки объектов экспертизы, формирование общих межотраслевых подходов, повышение прозрачности в принятии решений, повышение эффективности расходования ресурсов.
#КМУ2022
Концепция системы оценки результативности научной деятельности (2/2)
Роман Штуц, начальник отдела сопровождения инновационных проектов, Российский центр научной информации:
Представлена концепция новой системы оценки научной деятельности, главная цель которой, сформировать единые подходы к управлению, планированию и мониторингу научного развития.
Основными элементами системы оценки должны стать:
- Уровни готовности научных результатов с описанием (УГРН);
- Виды научных результатов и их оценка;
- Критерии экспертной оценки видов научных результатов.
Кирилл Дубицкий, заместитель директора Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти имени А.В. Старовойтова (ЦИТиС) представил механизм планирования научной деятельности на примере кейсов "Микроэлектроника" и "Медицина".
Олег Белявский, директор, ФГБУ «Российский центр научной информации».
Основная идея созданных платформ — увидеть результат того, что вложило государство в разработку и, что получило в ответ. Национальная журнальная платформа должна выполнять две основные функции:
- Знакомить исследователя с тем, что происходит снаружи;
- Транслировать то, что происходит внутри.
Федор Войтоловский, директор ИМЭМО РАН:
«Главная наша задача при разработке новой системы оценки научной деятельности — найти свои собственные инструменты, которые не позволят отстать от мировой науки. При этом нужно понимать, что инструментов для социо-гуманитарных наук нет во всём мире. Мы также должны учитывать в критериях оценки монографии, изданные книги, атласы и разработать критерии оценки качества публикаций».
Юлия Горбунова, академик РАН, вице-президент, Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева:
«Главная наша задача при разработке новых критериев оценки — свести к минимуму отчётность для учёных. Также стоит добавить в критерии оценки результат как итог. Отрицательные результаты тоже требуют внесения в систему, так как позволяют в дальнейшем развивать быстрее ту или иную научную гипотезу».
Кирилл Зыков, член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной и инновационной работе НИИ пульмонологии ФМБА России:
«Как оценивать медицину и ввести в медицинские исследования все критерии оценки? Нужно для каждой специфической области вводить свои специфические оценки. Возродить российские научные журналы по медицине».
Тимофей Нестик, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН:
В гуманитарных науках так же требуются свои подходы в оценках научной деятельности.
«Последовательность уровней везде различная. Для гуманитарных наук не уровни — а различные степени задач».
Разрабатываемая система позволит оценить и повысить результативность науки, а также получить представление о реальных научных достижениях. Благодаря комплексному учёту научных результатов и их более объективной качественной оценке мы сможем повысить эффективность распределения бюджетных средств на науку, сфокусировав ресурсы на преодолении современных вызовов. Участники Конгресса оказались вовлеченными в непосредственное формирование инструментов и принципов новой системы оценки в ходе ворк-шопов и круглых столов.
#КМУ2022
Роман Штуц, начальник отдела сопровождения инновационных проектов, Российский центр научной информации:
Представлена концепция новой системы оценки научной деятельности, главная цель которой, сформировать единые подходы к управлению, планированию и мониторингу научного развития.
Основными элементами системы оценки должны стать:
- Уровни готовности научных результатов с описанием (УГРН);
- Виды научных результатов и их оценка;
- Критерии экспертной оценки видов научных результатов.
Кирилл Дубицкий, заместитель директора Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти имени А.В. Старовойтова (ЦИТиС) представил механизм планирования научной деятельности на примере кейсов "Микроэлектроника" и "Медицина".
Олег Белявский, директор, ФГБУ «Российский центр научной информации».
Основная идея созданных платформ — увидеть результат того, что вложило государство в разработку и, что получило в ответ. Национальная журнальная платформа должна выполнять две основные функции:
- Знакомить исследователя с тем, что происходит снаружи;
- Транслировать то, что происходит внутри.
Федор Войтоловский, директор ИМЭМО РАН:
«Главная наша задача при разработке новой системы оценки научной деятельности — найти свои собственные инструменты, которые не позволят отстать от мировой науки. При этом нужно понимать, что инструментов для социо-гуманитарных наук нет во всём мире. Мы также должны учитывать в критериях оценки монографии, изданные книги, атласы и разработать критерии оценки качества публикаций».
Юлия Горбунова, академик РАН, вице-президент, Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева:
«Главная наша задача при разработке новых критериев оценки — свести к минимуму отчётность для учёных. Также стоит добавить в критерии оценки результат как итог. Отрицательные результаты тоже требуют внесения в систему, так как позволяют в дальнейшем развивать быстрее ту или иную научную гипотезу».
Кирилл Зыков, член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной и инновационной работе НИИ пульмонологии ФМБА России:
«Как оценивать медицину и ввести в медицинские исследования все критерии оценки? Нужно для каждой специфической области вводить свои специфические оценки. Возродить российские научные журналы по медицине».
Тимофей Нестик, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН:
В гуманитарных науках так же требуются свои подходы в оценках научной деятельности.
«Последовательность уровней везде различная. Для гуманитарных наук не уровни — а различные степени задач».
Разрабатываемая система позволит оценить и повысить результативность науки, а также получить представление о реальных научных достижениях. Благодаря комплексному учёту научных результатов и их более объективной качественной оценке мы сможем повысить эффективность распределения бюджетных средств на науку, сфокусировав ресурсы на преодолении современных вызовов. Участники Конгресса оказались вовлеченными в непосредственное формирование инструментов и принципов новой системы оценки в ходе ворк-шопов и круглых столов.
#КМУ2022
Инженеры – школы – регионы (1/4)
Сейчас есть много трендов развития образования – акцент на инженерные направления и инженерное творчество в формате обучения или ДПО, формирование сквозных образовательных траекторий, практикоориентированное обучение, фокус на развитие региональных образовательных и социально-экономических систем. Сплести все их вместе организаторы решили в рамках сессии «Развитие инженерного и технологического образования в региональных школах».
Модерировала представительную дискуссию Наталья Попова, первый заместитель гендиректора Компании Иннопрактика. Участников можно было условно поделить на три группы: региональные власти, образование и бизнес.
Наталья Попова задала тон всему разговору, выделив два обстоятельства: нужно вовлечь ребят в научную повестку и научно-проектную деятельность, а инженерный склад ума часто позволяет добиться успеха в совершенно разных сферах. С такой постановкой вопроса согласился первый замминистра просвещения Александр Бугаев: «Инженерное образование позволяет человеку разбираться во многом в жизни. [Плюс к тому -] это запрос государства».
Борьба со «столичным пылесосом» находится в фокусе внимания региональных властей и университетов.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников выделил несколько проблем в развитии инженерного образования (на которое есть однозначный запрос и государства, и общества):
1. Спрос на оборудование выше предложения.
2. Избыточное количество форматов – федеральных и нацпроектных, региональных, муниципальных и корпоративов. Область в итоге пришла к необходимости создания сети ресурсных центров для подготовки методистов (навигаторов) по этим возможностям.
Интересным проектом Новосибирской области стали центры политехнического образования – это мастерские, оборудованные по образцу СПО, в которых мастера и педагоги могут обучать школьников. Это яркий пример синтеза СПО и ДПО.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области, сделал акцент на запросах промышленности региона. Профориентацию начинают с детского сада, а стержневой проект – Уральская инженерная школа. В ее рамках ключевым драйвером профориентации является учитель – его надо готовить и поддерживать. Отдельных слов восхищения удостоилась компания РЖД за профориентационную работу в Екатеринбурге. А конкретнее – за технопарк и детскую железную дорогу (Свердловскую).
Сквозь многие выступления красной нитью проходила неутешительная ситуация: бюджетных мест с профильной физикой было выделено больше, чем число сдававших (а сдавших – еще меньше) ЕГЭ по физике. Если изучить средний балл – ситуация станет еще плачевнее.
Причин много. Эдуард Галажинский, ректор ТГУ, например, отнес это к особенностям KPI директоров школ и учителей, где введен средний балл ЕГЭ, что предопределило дрейф в сторону общественных и гуманитарных предметов. Не упомянули в разговоре – а стоило бы – фанатичное внедрение профильной математики даже по тем направлениям, где она не очень и нужна. Между физикой и математикой – при все родстве этих дисциплин – выбор однозначно идет в сторону профиля математики.
Другой проблемный уровень – развилка между инженерией и IT. Об этом говорили многие, в частности – губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Он подчеркнул – «тягу» к инженерному делу выстраивают со школы, но те, кто склонен к такому выбору – предпочитают IT. Что выражается и в выборе профильного ЕГЭ.
Два эффективных способов от ЯНАО:
1. Работа с вузами – и их погружение во все более младшие классы.
2. Повышать престиж профессии, в первую очередь через профильные классы (таковые в регионе есть у Роснефти, Новатэка, Газпромнефти и Лукойла).
Дмитрий Артюхов сделал очень важный акцент – нам нужно говорить о работе массовой, о том, как повышать средний уровень. Таланты уже и так обласканы вниманием и почти наверняка найдут свою дорогу сами.
#КМУ2022
Сейчас есть много трендов развития образования – акцент на инженерные направления и инженерное творчество в формате обучения или ДПО, формирование сквозных образовательных траекторий, практикоориентированное обучение, фокус на развитие региональных образовательных и социально-экономических систем. Сплести все их вместе организаторы решили в рамках сессии «Развитие инженерного и технологического образования в региональных школах».
Модерировала представительную дискуссию Наталья Попова, первый заместитель гендиректора Компании Иннопрактика. Участников можно было условно поделить на три группы: региональные власти, образование и бизнес.
Наталья Попова задала тон всему разговору, выделив два обстоятельства: нужно вовлечь ребят в научную повестку и научно-проектную деятельность, а инженерный склад ума часто позволяет добиться успеха в совершенно разных сферах. С такой постановкой вопроса согласился первый замминистра просвещения Александр Бугаев: «Инженерное образование позволяет человеку разбираться во многом в жизни. [Плюс к тому -] это запрос государства».
Борьба со «столичным пылесосом» находится в фокусе внимания региональных властей и университетов.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников выделил несколько проблем в развитии инженерного образования (на которое есть однозначный запрос и государства, и общества):
1. Спрос на оборудование выше предложения.
2. Избыточное количество форматов – федеральных и нацпроектных, региональных, муниципальных и корпоративов. Область в итоге пришла к необходимости создания сети ресурсных центров для подготовки методистов (навигаторов) по этим возможностям.
Интересным проектом Новосибирской области стали центры политехнического образования – это мастерские, оборудованные по образцу СПО, в которых мастера и педагоги могут обучать школьников. Это яркий пример синтеза СПО и ДПО.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области, сделал акцент на запросах промышленности региона. Профориентацию начинают с детского сада, а стержневой проект – Уральская инженерная школа. В ее рамках ключевым драйвером профориентации является учитель – его надо готовить и поддерживать. Отдельных слов восхищения удостоилась компания РЖД за профориентационную работу в Екатеринбурге. А конкретнее – за технопарк и детскую железную дорогу (Свердловскую).
Сквозь многие выступления красной нитью проходила неутешительная ситуация: бюджетных мест с профильной физикой было выделено больше, чем число сдававших (а сдавших – еще меньше) ЕГЭ по физике. Если изучить средний балл – ситуация станет еще плачевнее.
Причин много. Эдуард Галажинский, ректор ТГУ, например, отнес это к особенностям KPI директоров школ и учителей, где введен средний балл ЕГЭ, что предопределило дрейф в сторону общественных и гуманитарных предметов. Не упомянули в разговоре – а стоило бы – фанатичное внедрение профильной математики даже по тем направлениям, где она не очень и нужна. Между физикой и математикой – при все родстве этих дисциплин – выбор однозначно идет в сторону профиля математики.
Другой проблемный уровень – развилка между инженерией и IT. Об этом говорили многие, в частности – губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Он подчеркнул – «тягу» к инженерному делу выстраивают со школы, но те, кто склонен к такому выбору – предпочитают IT. Что выражается и в выборе профильного ЕГЭ.
Два эффективных способов от ЯНАО:
1. Работа с вузами – и их погружение во все более младшие классы.
2. Повышать престиж профессии, в первую очередь через профильные классы (таковые в регионе есть у Роснефти, Новатэка, Газпромнефти и Лукойла).
Дмитрий Артюхов сделал очень важный акцент – нам нужно говорить о работе массовой, о том, как повышать средний уровень. Таланты уже и так обласканы вниманием и почти наверняка найдут свою дорогу сами.
#КМУ2022
Telegram
Научно-образовательная политика
В Екатеринбурге прошел финал конкурса педагогического мастерства среди школ, детских садов РЖД и детских железных дорог
📍150 заявок получили в этом году.
📍35 участников стали финалистами — 15 воспитателей, 10 учителей и 10 преподавателей ДЖД.
В программе…
📍150 заявок получили в этом году.
📍35 участников стали финалистами — 15 воспитателей, 10 учителей и 10 преподавателей ДЖД.
В программе…
Инженеры – школы – регионы (2/4)
Эту идею поддержал ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, который подтвердил: «мотивация важнее одаренности».
Рецепт от ректора ТГУ предусматривает 4 шага:
1. Мотивация ранней включенности в исследовательскую деятельность – для этого глубоко и системно идти в школы. Одновременно с этим – переобучать учителей.
2. Поиск своего абитуриента – причем в соцсетях и с помощью больших данных. Конверсия достигается фантастическая – на 8 тыс. приглашений (из 800 тыс. аккаунтов) в итоге приходят и поступают в ТГУ почти 700 человек.
3. Сопровождение тех, кого мотивировали и нашли – система тьюторов и всесторонней поддержки.
4. Технические инструменты – выявление пробелов в знаниях и геймифицированные их ликвидация.
Эдуард Галажинский поставил на вид еще одну проблемную развилку: мотивация на уровне школ (стобалльники и олимпиадники) автоматически не означает сохранения уровня в вузе. Дети перемотивированы в последние 3-4 школьных класса, они перегорают, когда все же поступают – и потому лишь 10% готовы продолжать постигать и осваивать новое с той же включенностью. Так что нет никакого «закона сохранения мотивации» - студентов часто приходится ремотивировать, даже самых талантливых.
С тем, что мотивация важнее одаренности согласился и Алексей Горбачев (замруководителя фонда «Талант и успех»), а проблему с физическим образованием он вывел через Всероссийскую олимпиаду. В сравнении с 250 тыс. бюджетных мест на инженерные направления детей хоть небольшими результатами – во много раз меньше.
Разрыв, как ни странно, находится в информировании – каким-то образом находятся школы и школьники, которые вообще ничего не слышали о Сириусе и остальных возможностях. Второй блок проблем – насыщение школьных проектов реальным интересным контентом, например, как это делается в рамках программы Сириус.Лето, где задачи ставит бизнес, а наставники – студенты.
Дмитрий Земцов как лидер рабочей группы по Олимпиадному движению НТИ подчеркнул – механика работы с ориентированным на техническое образование ребятами должна строиться, исходя из ценностей молодежи. В частности, она хочет гордиться Россией в научно-технических достижениях, готовы посильно участвовать в развитии, но амбициозны в личной карьере.
Вообще задача всех участников экосистемы – облегчать преодоление барьеров между уровнями образования.
Дмитрий Земцов выделил три преграды (они же развилки в терминологии Александра Сергеева, ныне директора Национального центра физики и математики в Сарове):
1. Переход в университет.
2. Переход в аспирантуру.
3. Выход на рынок труда.
На каждой из этих развилок теряются кадры и для инженерного дела, и для науки. Для решения проблем Дмитрий Земцов предложил три хода:
1. Школьникам – реальные технологические задачи, а не учебные.
2. Дать возможность школьникам соприкоснуться с жизнью высокотехнологичных компаний, в т.ч. через стажировки.
3. Когда человек все же поступает – ему или ей хочется не только матан зубрить, но и что-то делать свое. Для этого должен быть Центр проектной деятельности (добавим – а далее и экосистема технологического предпринимательства), а также в идеале – Студенческое конструкторское бюро.
#КМУ2022
Эту идею поддержал ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, который подтвердил: «мотивация важнее одаренности».
Рецепт от ректора ТГУ предусматривает 4 шага:
1. Мотивация ранней включенности в исследовательскую деятельность – для этого глубоко и системно идти в школы. Одновременно с этим – переобучать учителей.
2. Поиск своего абитуриента – причем в соцсетях и с помощью больших данных. Конверсия достигается фантастическая – на 8 тыс. приглашений (из 800 тыс. аккаунтов) в итоге приходят и поступают в ТГУ почти 700 человек.
3. Сопровождение тех, кого мотивировали и нашли – система тьюторов и всесторонней поддержки.
4. Технические инструменты – выявление пробелов в знаниях и геймифицированные их ликвидация.
Эдуард Галажинский поставил на вид еще одну проблемную развилку: мотивация на уровне школ (стобалльники и олимпиадники) автоматически не означает сохранения уровня в вузе. Дети перемотивированы в последние 3-4 школьных класса, они перегорают, когда все же поступают – и потому лишь 10% готовы продолжать постигать и осваивать новое с той же включенностью. Так что нет никакого «закона сохранения мотивации» - студентов часто приходится ремотивировать, даже самых талантливых.
С тем, что мотивация важнее одаренности согласился и Алексей Горбачев (замруководителя фонда «Талант и успех»), а проблему с физическим образованием он вывел через Всероссийскую олимпиаду. В сравнении с 250 тыс. бюджетных мест на инженерные направления детей хоть небольшими результатами – во много раз меньше.
Разрыв, как ни странно, находится в информировании – каким-то образом находятся школы и школьники, которые вообще ничего не слышали о Сириусе и остальных возможностях. Второй блок проблем – насыщение школьных проектов реальным интересным контентом, например, как это делается в рамках программы Сириус.Лето, где задачи ставит бизнес, а наставники – студенты.
Дмитрий Земцов как лидер рабочей группы по Олимпиадному движению НТИ подчеркнул – механика работы с ориентированным на техническое образование ребятами должна строиться, исходя из ценностей молодежи. В частности, она хочет гордиться Россией в научно-технических достижениях, готовы посильно участвовать в развитии, но амбициозны в личной карьере.
Вообще задача всех участников экосистемы – облегчать преодоление барьеров между уровнями образования.
Дмитрий Земцов выделил три преграды (они же развилки в терминологии Александра Сергеева, ныне директора Национального центра физики и математики в Сарове):
1. Переход в университет.
2. Переход в аспирантуру.
3. Выход на рынок труда.
На каждой из этих развилок теряются кадры и для инженерного дела, и для науки. Для решения проблем Дмитрий Земцов предложил три хода:
1. Школьникам – реальные технологические задачи, а не учебные.
2. Дать возможность школьникам соприкоснуться с жизнью высокотехнологичных компаний, в т.ч. через стажировки.
3. Когда человек все же поступает – ему или ей хочется не только матан зубрить, но и что-то делать свое. Для этого должен быть Центр проектной деятельности (добавим – а далее и экосистема технологического предпринимательства), а также в идеале – Студенческое конструкторское бюро.
#КМУ2022
Инженеры – школы – регионы (3/4)
Виталий Баган, проректор по научной работе МФТИ, презентовал проект «Наука в регионы», но говорил он о системных проблемах. Например, что при КЦП в 250 тыс. только 130 тыс. человек сдали ЕГЭ по физике – и наличие некоторого числа олимпиадников не способно кардинально переломить статистику. Физику поглощает IT – из 6,8 тыс. физических классов осталось 2,8 тыс., остальные – переметнулись в информационные технологии. Но ведь не только айтишники нужны высокотехнологичному бизнесу!
Для Физтеха нет особых проблем в работе с олимпиадниками и стобалльниками – своих 980 первокурсников они все равно наберут. Разрыв начинается дальше – никто детьми толком не занимается.
Проект «Наука в регионы» реализуется следующим образом – сформированы 130 профильных классов. Туда берут не «отличников», а скорее «середняков» с баллом не выше 60. За два года занятий мотивированных педагогов с такими ребятами – балл повышается до 80-85 и почти все хотят идти в инженерное дело.
Проблема и с физикой на ЕГЭ, и с кадрами в том, что столичный «пылесос» работает на всех уровнях – сильные учителя тоже переезжают в Москву или область, где зарплаты намного выше, и готовят сильных школьников, которые поступают в столичные вузы. Именно поэтому проект «Наука в регионы» включает в себя переподготовку учителей – таковых набралось уже 250 человек, которые составляют пассионарное ядро в регионах, сплачивая вокруг себя активистов и единомышленников.
С проблемой вымывания кадров хорошо знаком Андрей Саносян, замгубернатора Нижегородской области. Хорошую транспортную связанность со столицей отменить невозможно. С другой сторны, руководители предприятий стали более активно бороться за кадры. И опять в очередном уже выступлении встала проблема мотивации.
Александр Сафонов, старший вице-президент по развитию Сколтеха, подчеркнул, что нам важно готовить инженерных творцов – которые смогут придумать свое, а не подключить импортное. А престиж, по его мнению, повысится, когда зарплаты ведущих инженеров будут равны зарплатам хороших футболистов. Далее эмиссар Сколтеха посетовал, что была такая система в СССР, но вся вышла.
Александр Леонтович (директор Университетской гимназии МГУ) акцентировал внимание на том, что для развития проектной деятельности: надо готовить руководителей, обновлять исследовательскую инфраструктуру, делать стимулы для учителей и родителей. Пока что статус проектной деятельности в школе ниже в восприятии, чем ЕГЭ или олимпиады.
А далее Александр Леонтович выдал одну из грядущих новелл в том пробивании уровней образования, о котором говорил Дмитрий Земцов – совместно с Минпросвещения готовится новый интегрированный формат «школа + высшее образование» - 8-летние программы на базе 8 классов.
#КМУ2022
Виталий Баган, проректор по научной работе МФТИ, презентовал проект «Наука в регионы», но говорил он о системных проблемах. Например, что при КЦП в 250 тыс. только 130 тыс. человек сдали ЕГЭ по физике – и наличие некоторого числа олимпиадников не способно кардинально переломить статистику. Физику поглощает IT – из 6,8 тыс. физических классов осталось 2,8 тыс., остальные – переметнулись в информационные технологии. Но ведь не только айтишники нужны высокотехнологичному бизнесу!
Для Физтеха нет особых проблем в работе с олимпиадниками и стобалльниками – своих 980 первокурсников они все равно наберут. Разрыв начинается дальше – никто детьми толком не занимается.
Проект «Наука в регионы» реализуется следующим образом – сформированы 130 профильных классов. Туда берут не «отличников», а скорее «середняков» с баллом не выше 60. За два года занятий мотивированных педагогов с такими ребятами – балл повышается до 80-85 и почти все хотят идти в инженерное дело.
Проблема и с физикой на ЕГЭ, и с кадрами в том, что столичный «пылесос» работает на всех уровнях – сильные учителя тоже переезжают в Москву или область, где зарплаты намного выше, и готовят сильных школьников, которые поступают в столичные вузы. Именно поэтому проект «Наука в регионы» включает в себя переподготовку учителей – таковых набралось уже 250 человек, которые составляют пассионарное ядро в регионах, сплачивая вокруг себя активистов и единомышленников.
С проблемой вымывания кадров хорошо знаком Андрей Саносян, замгубернатора Нижегородской области. Хорошую транспортную связанность со столицей отменить невозможно. С другой сторны, руководители предприятий стали более активно бороться за кадры. И опять в очередном уже выступлении встала проблема мотивации.
Александр Сафонов, старший вице-президент по развитию Сколтеха, подчеркнул, что нам важно готовить инженерных творцов – которые смогут придумать свое, а не подключить импортное. А престиж, по его мнению, повысится, когда зарплаты ведущих инженеров будут равны зарплатам хороших футболистов. Далее эмиссар Сколтеха посетовал, что была такая система в СССР, но вся вышла.
Александр Леонтович (директор Университетской гимназии МГУ) акцентировал внимание на том, что для развития проектной деятельности: надо готовить руководителей, обновлять исследовательскую инфраструктуру, делать стимулы для учителей и родителей. Пока что статус проектной деятельности в школе ниже в восприятии, чем ЕГЭ или олимпиады.
А далее Александр Леонтович выдал одну из грядущих новелл в том пробивании уровней образования, о котором говорил Дмитрий Земцов – совместно с Минпросвещения готовится новый интегрированный формат «школа + высшее образование» - 8-летние программы на базе 8 классов.
#КМУ2022
Инженеры – школы – регионы (4/4)
Выступления завершал Александр Збарский, Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги». Он подчеркнул, что для такой крупной компании взаимодействие со школами – это социальная функция. Профориентация часто завершается целевым высшим образованием и человек остается в контуре своего города и предприятия. Параллельно для РЖД крайне важна программа «Профессионалитета», где готовятся рабочие кадры.
РЖД пробуют новые форматы. Запущен проект «Железнодорожные кадеты», по которому 96 ребят из семей с трудным финансовым положением с 5 класса полностью за счет компании проживают в школах и будут учиться по углубленным программам – физика, информатика, освоение нескольких железнодорожных профессий и усиленная воспитательная работа.
Андрей Збарский отметил, что формат целевого обучения постепенно повышает уровень подготовки абитуриентов – причем растет не только средний балл, но и балл именно по физике. Главной же метазадачей он полагает развитие культуры труда.
Если говорить о том, что осталось практически вне повестки дискуссии – во-первых, это тема СУНЦев (за исключением столичного МГУ) и базовых школ РАН. Во-вторых, оборотная сторона инженерно-айтишного снобизма – у инженерного ума (при всем том, что он очевидно хорошо подходит бизнесу) есть много недостатков (например, склонность к технократизму, прикладной характер мышления и пр.).
Единственная выступающая (и то это был вопрос из зала) Айгюль Шадрина (Молодежный совет при Минэнерго) поставила правильные и неудобные для многих выступавших акценты: не надо под копирку строгать «удобных» для бизнеса школьников, не надо всех подтягивать до какого-то идеального образа «начинающего инженера, который нужен бизнесу», хватит абсолютизации личных историй успехов – нужно больший акцент на успех человека как части прорывной команды.
Всем хороша была дискуссия, только вышла однобокой: не было ни делегатов от Минобрнауки, ни представителей школ (не берем гимназию МГУ), особенно учителей.
Важное же достижение состоявшейся сессии – говорили о проблемах, причем некоторые не особенно лицеприятные для управленцев в сфере высшего образования. Постепенное угасание инженерного образование оказывается «большим вызовом» — его нельзя преодолеть простой накачкой бюджетных мест или денег. Требуются системные и сквозные решения, обобщение лучших практик регионов и бизнеса, формирование инструментов обмена опытом.
#КМУ2022
Выступления завершал Александр Збарский, Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги». Он подчеркнул, что для такой крупной компании взаимодействие со школами – это социальная функция. Профориентация часто завершается целевым высшим образованием и человек остается в контуре своего города и предприятия. Параллельно для РЖД крайне важна программа «Профессионалитета», где готовятся рабочие кадры.
РЖД пробуют новые форматы. Запущен проект «Железнодорожные кадеты», по которому 96 ребят из семей с трудным финансовым положением с 5 класса полностью за счет компании проживают в школах и будут учиться по углубленным программам – физика, информатика, освоение нескольких железнодорожных профессий и усиленная воспитательная работа.
Андрей Збарский отметил, что формат целевого обучения постепенно повышает уровень подготовки абитуриентов – причем растет не только средний балл, но и балл именно по физике. Главной же метазадачей он полагает развитие культуры труда.
Если говорить о том, что осталось практически вне повестки дискуссии – во-первых, это тема СУНЦев (за исключением столичного МГУ) и базовых школ РАН. Во-вторых, оборотная сторона инженерно-айтишного снобизма – у инженерного ума (при всем том, что он очевидно хорошо подходит бизнесу) есть много недостатков (например, склонность к технократизму, прикладной характер мышления и пр.).
Единственная выступающая (и то это был вопрос из зала) Айгюль Шадрина (Молодежный совет при Минэнерго) поставила правильные и неудобные для многих выступавших акценты: не надо под копирку строгать «удобных» для бизнеса школьников, не надо всех подтягивать до какого-то идеального образа «начинающего инженера, который нужен бизнесу», хватит абсолютизации личных историй успехов – нужно больший акцент на успех человека как части прорывной команды.
Всем хороша была дискуссия, только вышла однобокой: не было ни делегатов от Минобрнауки, ни представителей школ (не берем гимназию МГУ), особенно учителей.
Важное же достижение состоявшейся сессии – говорили о проблемах, причем некоторые не особенно лицеприятные для управленцев в сфере высшего образования. Постепенное угасание инженерного образование оказывается «большим вызовом» — его нельзя преодолеть простой накачкой бюджетных мест или денег. Требуются системные и сквозные решения, обобщение лучших практик регионов и бизнеса, формирование инструментов обмена опытом.
#КМУ2022