Инженеры – школы – регионы (1/4)
Сейчас есть много трендов развития образования – акцент на инженерные направления и инженерное творчество в формате обучения или ДПО, формирование сквозных образовательных траекторий, практикоориентированное обучение, фокус на развитие региональных образовательных и социально-экономических систем. Сплести все их вместе организаторы решили в рамках сессии «Развитие инженерного и технологического образования в региональных школах».
Модерировала представительную дискуссию Наталья Попова, первый заместитель гендиректора Компании Иннопрактика. Участников можно было условно поделить на три группы: региональные власти, образование и бизнес.
Наталья Попова задала тон всему разговору, выделив два обстоятельства: нужно вовлечь ребят в научную повестку и научно-проектную деятельность, а инженерный склад ума часто позволяет добиться успеха в совершенно разных сферах. С такой постановкой вопроса согласился первый замминистра просвещения Александр Бугаев: «Инженерное образование позволяет человеку разбираться во многом в жизни. [Плюс к тому -] это запрос государства».
Борьба со «столичным пылесосом» находится в фокусе внимания региональных властей и университетов.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников выделил несколько проблем в развитии инженерного образования (на которое есть однозначный запрос и государства, и общества):
1. Спрос на оборудование выше предложения.
2. Избыточное количество форматов – федеральных и нацпроектных, региональных, муниципальных и корпоративов. Область в итоге пришла к необходимости создания сети ресурсных центров для подготовки методистов (навигаторов) по этим возможностям.
Интересным проектом Новосибирской области стали центры политехнического образования – это мастерские, оборудованные по образцу СПО, в которых мастера и педагоги могут обучать школьников. Это яркий пример синтеза СПО и ДПО.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области, сделал акцент на запросах промышленности региона. Профориентацию начинают с детского сада, а стержневой проект – Уральская инженерная школа. В ее рамках ключевым драйвером профориентации является учитель – его надо готовить и поддерживать. Отдельных слов восхищения удостоилась компания РЖД за профориентационную работу в Екатеринбурге. А конкретнее – за технопарк и детскую железную дорогу (Свердловскую).
Сквозь многие выступления красной нитью проходила неутешительная ситуация: бюджетных мест с профильной физикой было выделено больше, чем число сдававших (а сдавших – еще меньше) ЕГЭ по физике. Если изучить средний балл – ситуация станет еще плачевнее.
Причин много. Эдуард Галажинский, ректор ТГУ, например, отнес это к особенностям KPI директоров школ и учителей, где введен средний балл ЕГЭ, что предопределило дрейф в сторону общественных и гуманитарных предметов. Не упомянули в разговоре – а стоило бы – фанатичное внедрение профильной математики даже по тем направлениям, где она не очень и нужна. Между физикой и математикой – при все родстве этих дисциплин – выбор однозначно идет в сторону профиля математики.
Другой проблемный уровень – развилка между инженерией и IT. Об этом говорили многие, в частности – губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Он подчеркнул – «тягу» к инженерному делу выстраивают со школы, но те, кто склонен к такому выбору – предпочитают IT. Что выражается и в выборе профильного ЕГЭ.
Два эффективных способов от ЯНАО:
1. Работа с вузами – и их погружение во все более младшие классы.
2. Повышать престиж профессии, в первую очередь через профильные классы (таковые в регионе есть у Роснефти, Новатэка, Газпромнефти и Лукойла).
Дмитрий Артюхов сделал очень важный акцент – нам нужно говорить о работе массовой, о том, как повышать средний уровень. Таланты уже и так обласканы вниманием и почти наверняка найдут свою дорогу сами.
#КМУ2022
Сейчас есть много трендов развития образования – акцент на инженерные направления и инженерное творчество в формате обучения или ДПО, формирование сквозных образовательных траекторий, практикоориентированное обучение, фокус на развитие региональных образовательных и социально-экономических систем. Сплести все их вместе организаторы решили в рамках сессии «Развитие инженерного и технологического образования в региональных школах».
Модерировала представительную дискуссию Наталья Попова, первый заместитель гендиректора Компании Иннопрактика. Участников можно было условно поделить на три группы: региональные власти, образование и бизнес.
Наталья Попова задала тон всему разговору, выделив два обстоятельства: нужно вовлечь ребят в научную повестку и научно-проектную деятельность, а инженерный склад ума часто позволяет добиться успеха в совершенно разных сферах. С такой постановкой вопроса согласился первый замминистра просвещения Александр Бугаев: «Инженерное образование позволяет человеку разбираться во многом в жизни. [Плюс к тому -] это запрос государства».
Борьба со «столичным пылесосом» находится в фокусе внимания региональных властей и университетов.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников выделил несколько проблем в развитии инженерного образования (на которое есть однозначный запрос и государства, и общества):
1. Спрос на оборудование выше предложения.
2. Избыточное количество форматов – федеральных и нацпроектных, региональных, муниципальных и корпоративов. Область в итоге пришла к необходимости создания сети ресурсных центров для подготовки методистов (навигаторов) по этим возможностям.
Интересным проектом Новосибирской области стали центры политехнического образования – это мастерские, оборудованные по образцу СПО, в которых мастера и педагоги могут обучать школьников. Это яркий пример синтеза СПО и ДПО.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области, сделал акцент на запросах промышленности региона. Профориентацию начинают с детского сада, а стержневой проект – Уральская инженерная школа. В ее рамках ключевым драйвером профориентации является учитель – его надо готовить и поддерживать. Отдельных слов восхищения удостоилась компания РЖД за профориентационную работу в Екатеринбурге. А конкретнее – за технопарк и детскую железную дорогу (Свердловскую).
Сквозь многие выступления красной нитью проходила неутешительная ситуация: бюджетных мест с профильной физикой было выделено больше, чем число сдававших (а сдавших – еще меньше) ЕГЭ по физике. Если изучить средний балл – ситуация станет еще плачевнее.
Причин много. Эдуард Галажинский, ректор ТГУ, например, отнес это к особенностям KPI директоров школ и учителей, где введен средний балл ЕГЭ, что предопределило дрейф в сторону общественных и гуманитарных предметов. Не упомянули в разговоре – а стоило бы – фанатичное внедрение профильной математики даже по тем направлениям, где она не очень и нужна. Между физикой и математикой – при все родстве этих дисциплин – выбор однозначно идет в сторону профиля математики.
Другой проблемный уровень – развилка между инженерией и IT. Об этом говорили многие, в частности – губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Он подчеркнул – «тягу» к инженерному делу выстраивают со школы, но те, кто склонен к такому выбору – предпочитают IT. Что выражается и в выборе профильного ЕГЭ.
Два эффективных способов от ЯНАО:
1. Работа с вузами – и их погружение во все более младшие классы.
2. Повышать престиж профессии, в первую очередь через профильные классы (таковые в регионе есть у Роснефти, Новатэка, Газпромнефти и Лукойла).
Дмитрий Артюхов сделал очень важный акцент – нам нужно говорить о работе массовой, о том, как повышать средний уровень. Таланты уже и так обласканы вниманием и почти наверняка найдут свою дорогу сами.
#КМУ2022
Telegram
Научно-образовательная политика
В Екатеринбурге прошел финал конкурса педагогического мастерства среди школ, детских садов РЖД и детских железных дорог
📍150 заявок получили в этом году.
📍35 участников стали финалистами — 15 воспитателей, 10 учителей и 10 преподавателей ДЖД.
В программе…
📍150 заявок получили в этом году.
📍35 участников стали финалистами — 15 воспитателей, 10 учителей и 10 преподавателей ДЖД.
В программе…
Инженеры – школы – регионы (2/4)
Эту идею поддержал ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, который подтвердил: «мотивация важнее одаренности».
Рецепт от ректора ТГУ предусматривает 4 шага:
1. Мотивация ранней включенности в исследовательскую деятельность – для этого глубоко и системно идти в школы. Одновременно с этим – переобучать учителей.
2. Поиск своего абитуриента – причем в соцсетях и с помощью больших данных. Конверсия достигается фантастическая – на 8 тыс. приглашений (из 800 тыс. аккаунтов) в итоге приходят и поступают в ТГУ почти 700 человек.
3. Сопровождение тех, кого мотивировали и нашли – система тьюторов и всесторонней поддержки.
4. Технические инструменты – выявление пробелов в знаниях и геймифицированные их ликвидация.
Эдуард Галажинский поставил на вид еще одну проблемную развилку: мотивация на уровне школ (стобалльники и олимпиадники) автоматически не означает сохранения уровня в вузе. Дети перемотивированы в последние 3-4 школьных класса, они перегорают, когда все же поступают – и потому лишь 10% готовы продолжать постигать и осваивать новое с той же включенностью. Так что нет никакого «закона сохранения мотивации» - студентов часто приходится ремотивировать, даже самых талантливых.
С тем, что мотивация важнее одаренности согласился и Алексей Горбачев (замруководителя фонда «Талант и успех»), а проблему с физическим образованием он вывел через Всероссийскую олимпиаду. В сравнении с 250 тыс. бюджетных мест на инженерные направления детей хоть небольшими результатами – во много раз меньше.
Разрыв, как ни странно, находится в информировании – каким-то образом находятся школы и школьники, которые вообще ничего не слышали о Сириусе и остальных возможностях. Второй блок проблем – насыщение школьных проектов реальным интересным контентом, например, как это делается в рамках программы Сириус.Лето, где задачи ставит бизнес, а наставники – студенты.
Дмитрий Земцов как лидер рабочей группы по Олимпиадному движению НТИ подчеркнул – механика работы с ориентированным на техническое образование ребятами должна строиться, исходя из ценностей молодежи. В частности, она хочет гордиться Россией в научно-технических достижениях, готовы посильно участвовать в развитии, но амбициозны в личной карьере.
Вообще задача всех участников экосистемы – облегчать преодоление барьеров между уровнями образования.
Дмитрий Земцов выделил три преграды (они же развилки в терминологии Александра Сергеева, ныне директора Национального центра физики и математики в Сарове):
1. Переход в университет.
2. Переход в аспирантуру.
3. Выход на рынок труда.
На каждой из этих развилок теряются кадры и для инженерного дела, и для науки. Для решения проблем Дмитрий Земцов предложил три хода:
1. Школьникам – реальные технологические задачи, а не учебные.
2. Дать возможность школьникам соприкоснуться с жизнью высокотехнологичных компаний, в т.ч. через стажировки.
3. Когда человек все же поступает – ему или ей хочется не только матан зубрить, но и что-то делать свое. Для этого должен быть Центр проектной деятельности (добавим – а далее и экосистема технологического предпринимательства), а также в идеале – Студенческое конструкторское бюро.
#КМУ2022
Эту идею поддержал ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, который подтвердил: «мотивация важнее одаренности».
Рецепт от ректора ТГУ предусматривает 4 шага:
1. Мотивация ранней включенности в исследовательскую деятельность – для этого глубоко и системно идти в школы. Одновременно с этим – переобучать учителей.
2. Поиск своего абитуриента – причем в соцсетях и с помощью больших данных. Конверсия достигается фантастическая – на 8 тыс. приглашений (из 800 тыс. аккаунтов) в итоге приходят и поступают в ТГУ почти 700 человек.
3. Сопровождение тех, кого мотивировали и нашли – система тьюторов и всесторонней поддержки.
4. Технические инструменты – выявление пробелов в знаниях и геймифицированные их ликвидация.
Эдуард Галажинский поставил на вид еще одну проблемную развилку: мотивация на уровне школ (стобалльники и олимпиадники) автоматически не означает сохранения уровня в вузе. Дети перемотивированы в последние 3-4 школьных класса, они перегорают, когда все же поступают – и потому лишь 10% готовы продолжать постигать и осваивать новое с той же включенностью. Так что нет никакого «закона сохранения мотивации» - студентов часто приходится ремотивировать, даже самых талантливых.
С тем, что мотивация важнее одаренности согласился и Алексей Горбачев (замруководителя фонда «Талант и успех»), а проблему с физическим образованием он вывел через Всероссийскую олимпиаду. В сравнении с 250 тыс. бюджетных мест на инженерные направления детей хоть небольшими результатами – во много раз меньше.
Разрыв, как ни странно, находится в информировании – каким-то образом находятся школы и школьники, которые вообще ничего не слышали о Сириусе и остальных возможностях. Второй блок проблем – насыщение школьных проектов реальным интересным контентом, например, как это делается в рамках программы Сириус.Лето, где задачи ставит бизнес, а наставники – студенты.
Дмитрий Земцов как лидер рабочей группы по Олимпиадному движению НТИ подчеркнул – механика работы с ориентированным на техническое образование ребятами должна строиться, исходя из ценностей молодежи. В частности, она хочет гордиться Россией в научно-технических достижениях, готовы посильно участвовать в развитии, но амбициозны в личной карьере.
Вообще задача всех участников экосистемы – облегчать преодоление барьеров между уровнями образования.
Дмитрий Земцов выделил три преграды (они же развилки в терминологии Александра Сергеева, ныне директора Национального центра физики и математики в Сарове):
1. Переход в университет.
2. Переход в аспирантуру.
3. Выход на рынок труда.
На каждой из этих развилок теряются кадры и для инженерного дела, и для науки. Для решения проблем Дмитрий Земцов предложил три хода:
1. Школьникам – реальные технологические задачи, а не учебные.
2. Дать возможность школьникам соприкоснуться с жизнью высокотехнологичных компаний, в т.ч. через стажировки.
3. Когда человек все же поступает – ему или ей хочется не только матан зубрить, но и что-то делать свое. Для этого должен быть Центр проектной деятельности (добавим – а далее и экосистема технологического предпринимательства), а также в идеале – Студенческое конструкторское бюро.
#КМУ2022
Инженеры – школы – регионы (3/4)
Виталий Баган, проректор по научной работе МФТИ, презентовал проект «Наука в регионы», но говорил он о системных проблемах. Например, что при КЦП в 250 тыс. только 130 тыс. человек сдали ЕГЭ по физике – и наличие некоторого числа олимпиадников не способно кардинально переломить статистику. Физику поглощает IT – из 6,8 тыс. физических классов осталось 2,8 тыс., остальные – переметнулись в информационные технологии. Но ведь не только айтишники нужны высокотехнологичному бизнесу!
Для Физтеха нет особых проблем в работе с олимпиадниками и стобалльниками – своих 980 первокурсников они все равно наберут. Разрыв начинается дальше – никто детьми толком не занимается.
Проект «Наука в регионы» реализуется следующим образом – сформированы 130 профильных классов. Туда берут не «отличников», а скорее «середняков» с баллом не выше 60. За два года занятий мотивированных педагогов с такими ребятами – балл повышается до 80-85 и почти все хотят идти в инженерное дело.
Проблема и с физикой на ЕГЭ, и с кадрами в том, что столичный «пылесос» работает на всех уровнях – сильные учителя тоже переезжают в Москву или область, где зарплаты намного выше, и готовят сильных школьников, которые поступают в столичные вузы. Именно поэтому проект «Наука в регионы» включает в себя переподготовку учителей – таковых набралось уже 250 человек, которые составляют пассионарное ядро в регионах, сплачивая вокруг себя активистов и единомышленников.
С проблемой вымывания кадров хорошо знаком Андрей Саносян, замгубернатора Нижегородской области. Хорошую транспортную связанность со столицей отменить невозможно. С другой сторны, руководители предприятий стали более активно бороться за кадры. И опять в очередном уже выступлении встала проблема мотивации.
Александр Сафонов, старший вице-президент по развитию Сколтеха, подчеркнул, что нам важно готовить инженерных творцов – которые смогут придумать свое, а не подключить импортное. А престиж, по его мнению, повысится, когда зарплаты ведущих инженеров будут равны зарплатам хороших футболистов. Далее эмиссар Сколтеха посетовал, что была такая система в СССР, но вся вышла.
Александр Леонтович (директор Университетской гимназии МГУ) акцентировал внимание на том, что для развития проектной деятельности: надо готовить руководителей, обновлять исследовательскую инфраструктуру, делать стимулы для учителей и родителей. Пока что статус проектной деятельности в школе ниже в восприятии, чем ЕГЭ или олимпиады.
А далее Александр Леонтович выдал одну из грядущих новелл в том пробивании уровней образования, о котором говорил Дмитрий Земцов – совместно с Минпросвещения готовится новый интегрированный формат «школа + высшее образование» - 8-летние программы на базе 8 классов.
#КМУ2022
Виталий Баган, проректор по научной работе МФТИ, презентовал проект «Наука в регионы», но говорил он о системных проблемах. Например, что при КЦП в 250 тыс. только 130 тыс. человек сдали ЕГЭ по физике – и наличие некоторого числа олимпиадников не способно кардинально переломить статистику. Физику поглощает IT – из 6,8 тыс. физических классов осталось 2,8 тыс., остальные – переметнулись в информационные технологии. Но ведь не только айтишники нужны высокотехнологичному бизнесу!
Для Физтеха нет особых проблем в работе с олимпиадниками и стобалльниками – своих 980 первокурсников они все равно наберут. Разрыв начинается дальше – никто детьми толком не занимается.
Проект «Наука в регионы» реализуется следующим образом – сформированы 130 профильных классов. Туда берут не «отличников», а скорее «середняков» с баллом не выше 60. За два года занятий мотивированных педагогов с такими ребятами – балл повышается до 80-85 и почти все хотят идти в инженерное дело.
Проблема и с физикой на ЕГЭ, и с кадрами в том, что столичный «пылесос» работает на всех уровнях – сильные учителя тоже переезжают в Москву или область, где зарплаты намного выше, и готовят сильных школьников, которые поступают в столичные вузы. Именно поэтому проект «Наука в регионы» включает в себя переподготовку учителей – таковых набралось уже 250 человек, которые составляют пассионарное ядро в регионах, сплачивая вокруг себя активистов и единомышленников.
С проблемой вымывания кадров хорошо знаком Андрей Саносян, замгубернатора Нижегородской области. Хорошую транспортную связанность со столицей отменить невозможно. С другой сторны, руководители предприятий стали более активно бороться за кадры. И опять в очередном уже выступлении встала проблема мотивации.
Александр Сафонов, старший вице-президент по развитию Сколтеха, подчеркнул, что нам важно готовить инженерных творцов – которые смогут придумать свое, а не подключить импортное. А престиж, по его мнению, повысится, когда зарплаты ведущих инженеров будут равны зарплатам хороших футболистов. Далее эмиссар Сколтеха посетовал, что была такая система в СССР, но вся вышла.
Александр Леонтович (директор Университетской гимназии МГУ) акцентировал внимание на том, что для развития проектной деятельности: надо готовить руководителей, обновлять исследовательскую инфраструктуру, делать стимулы для учителей и родителей. Пока что статус проектной деятельности в школе ниже в восприятии, чем ЕГЭ или олимпиады.
А далее Александр Леонтович выдал одну из грядущих новелл в том пробивании уровней образования, о котором говорил Дмитрий Земцов – совместно с Минпросвещения готовится новый интегрированный формат «школа + высшее образование» - 8-летние программы на базе 8 классов.
#КМУ2022
Инженеры – школы – регионы (4/4)
Выступления завершал Александр Збарский, Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги». Он подчеркнул, что для такой крупной компании взаимодействие со школами – это социальная функция. Профориентация часто завершается целевым высшим образованием и человек остается в контуре своего города и предприятия. Параллельно для РЖД крайне важна программа «Профессионалитета», где готовятся рабочие кадры.
РЖД пробуют новые форматы. Запущен проект «Железнодорожные кадеты», по которому 96 ребят из семей с трудным финансовым положением с 5 класса полностью за счет компании проживают в школах и будут учиться по углубленным программам – физика, информатика, освоение нескольких железнодорожных профессий и усиленная воспитательная работа.
Андрей Збарский отметил, что формат целевого обучения постепенно повышает уровень подготовки абитуриентов – причем растет не только средний балл, но и балл именно по физике. Главной же метазадачей он полагает развитие культуры труда.
Если говорить о том, что осталось практически вне повестки дискуссии – во-первых, это тема СУНЦев (за исключением столичного МГУ) и базовых школ РАН. Во-вторых, оборотная сторона инженерно-айтишного снобизма – у инженерного ума (при всем том, что он очевидно хорошо подходит бизнесу) есть много недостатков (например, склонность к технократизму, прикладной характер мышления и пр.).
Единственная выступающая (и то это был вопрос из зала) Айгюль Шадрина (Молодежный совет при Минэнерго) поставила правильные и неудобные для многих выступавших акценты: не надо под копирку строгать «удобных» для бизнеса школьников, не надо всех подтягивать до какого-то идеального образа «начинающего инженера, который нужен бизнесу», хватит абсолютизации личных историй успехов – нужно больший акцент на успех человека как части прорывной команды.
Всем хороша была дискуссия, только вышла однобокой: не было ни делегатов от Минобрнауки, ни представителей школ (не берем гимназию МГУ), особенно учителей.
Важное же достижение состоявшейся сессии – говорили о проблемах, причем некоторые не особенно лицеприятные для управленцев в сфере высшего образования. Постепенное угасание инженерного образование оказывается «большим вызовом» — его нельзя преодолеть простой накачкой бюджетных мест или денег. Требуются системные и сквозные решения, обобщение лучших практик регионов и бизнеса, формирование инструментов обмена опытом.
#КМУ2022
Выступления завершал Александр Збарский, Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги». Он подчеркнул, что для такой крупной компании взаимодействие со школами – это социальная функция. Профориентация часто завершается целевым высшим образованием и человек остается в контуре своего города и предприятия. Параллельно для РЖД крайне важна программа «Профессионалитета», где готовятся рабочие кадры.
РЖД пробуют новые форматы. Запущен проект «Железнодорожные кадеты», по которому 96 ребят из семей с трудным финансовым положением с 5 класса полностью за счет компании проживают в школах и будут учиться по углубленным программам – физика, информатика, освоение нескольких железнодорожных профессий и усиленная воспитательная работа.
Андрей Збарский отметил, что формат целевого обучения постепенно повышает уровень подготовки абитуриентов – причем растет не только средний балл, но и балл именно по физике. Главной же метазадачей он полагает развитие культуры труда.
Если говорить о том, что осталось практически вне повестки дискуссии – во-первых, это тема СУНЦев (за исключением столичного МГУ) и базовых школ РАН. Во-вторых, оборотная сторона инженерно-айтишного снобизма – у инженерного ума (при всем том, что он очевидно хорошо подходит бизнесу) есть много недостатков (например, склонность к технократизму, прикладной характер мышления и пр.).
Единственная выступающая (и то это был вопрос из зала) Айгюль Шадрина (Молодежный совет при Минэнерго) поставила правильные и неудобные для многих выступавших акценты: не надо под копирку строгать «удобных» для бизнеса школьников, не надо всех подтягивать до какого-то идеального образа «начинающего инженера, который нужен бизнесу», хватит абсолютизации личных историй успехов – нужно больший акцент на успех человека как части прорывной команды.
Всем хороша была дискуссия, только вышла однобокой: не было ни делегатов от Минобрнауки, ни представителей школ (не берем гимназию МГУ), особенно учителей.
Важное же достижение состоявшейся сессии – говорили о проблемах, причем некоторые не особенно лицеприятные для управленцев в сфере высшего образования. Постепенное угасание инженерного образование оказывается «большим вызовом» — его нельзя преодолеть простой накачкой бюджетных мест или денег. Требуются системные и сквозные решения, обобщение лучших практик регионов и бизнеса, формирование инструментов обмена опытом.
#КМУ2022
Медийность ученому к лицу?
Как ни странно, пока о своем изобретении не расскажешь, никто о нем не узнает. В этом смысле даже ученым важно уметь использовать современные медиа-форматы и способы продвижения в сети. Эта тема не осталась без внимания на II Конгрессе молодых ученых, где участники представили популяризацию науки для её освещение в молодежной среде.
Для массового общества наука не является чем-то захватывающим — все давно привыкли к устоявшемуся стереотипу о «скуке-науке» и даже самые яркие проекты, колбочки и механизмы не получают должного отклика от публики. Участники и гости дискуссии открыли для зрителей новые средства подачи научных сведений.
Алексей Гореславский @irirussia, генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ):
«Мы очень много говорим про популяризацию. Многие из тех, кто в зале, занимаются этим годами и десятилетиями, это очень здорово, потому что мы видим как на самом деле интерес сильно изменился за прошедшие двадцать лет, который я помню, например, в медиа. Это большая заслуга тех многих, кто занимался и журналистикой, и созданием контента, и сериалами, и даже играми. Главное — чтобы был материал из чего должен состоять контент».
Александр Хлунов, генеральный директор РНФ:
«Это тема крайне важна, и мы запустили в рамках РНФ не просто поддержку, таких у нас проектов много, сейчас мы выходим на 10 тысяч проектов, но и необходимость, а, может быть, и обязанность ученых рассказать доступным языком, чем они занимаются. Потому что через некоторое время такого рода открытия фундаментального характера, связанные с деятельностью Басова, Алферова, находят совершенно революционные решения. Эти сюжеты являются базисом для невероятных проектов».
Юлия Киселева @kiselevatut, режиссер, лауреат Всероссийской премии «За верность науке»:
«Когда я в 2015 году пришла снимать научно-популярное кино, меня много куда не пускали и ученые говорили: «Мы не общаемся с журналистами». И мне приходилось доказывать, что я кинематографист, у меня другой взгляд, и кино я делаю полтора года, у меня совершенно другой продукт. С тех пор я убеждена, что по-другому нельзя. Ты можешь создавать кино только в паре с ученым, который делает какое-то открытие».
Сергей Салихов, первый проректор Университета МИСиС:
«Самые лучшие популяризаторы, пожалуй, молодые, поэтому все движения, которые есть, типа Science Slam, показывают то, насколько хорошо молодые ребята объясняют то, чем они занимаются, насколько это популярно, красиво, интересно и самое главное — без потери смыслового научного содержания».
И мы пришли к тому, что, создавая продукт, проект или даже игрового персонажа, нужно иметь цель не мыслить узкопрофильно, а направлять свое открытие в народ. Это позволит объединить научную среду и потребительский сектор. Самое главное — отвечать вызовам современности и соответствовать принятым решениям.
#КМУ2022
Как ни странно, пока о своем изобретении не расскажешь, никто о нем не узнает. В этом смысле даже ученым важно уметь использовать современные медиа-форматы и способы продвижения в сети. Эта тема не осталась без внимания на II Конгрессе молодых ученых, где участники представили популяризацию науки для её освещение в молодежной среде.
Для массового общества наука не является чем-то захватывающим — все давно привыкли к устоявшемуся стереотипу о «скуке-науке» и даже самые яркие проекты, колбочки и механизмы не получают должного отклика от публики. Участники и гости дискуссии открыли для зрителей новые средства подачи научных сведений.
Алексей Гореславский @irirussia, генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ):
«Мы очень много говорим про популяризацию. Многие из тех, кто в зале, занимаются этим годами и десятилетиями, это очень здорово, потому что мы видим как на самом деле интерес сильно изменился за прошедшие двадцать лет, который я помню, например, в медиа. Это большая заслуга тех многих, кто занимался и журналистикой, и созданием контента, и сериалами, и даже играми. Главное — чтобы был материал из чего должен состоять контент».
Александр Хлунов, генеральный директор РНФ:
«Это тема крайне важна, и мы запустили в рамках РНФ не просто поддержку, таких у нас проектов много, сейчас мы выходим на 10 тысяч проектов, но и необходимость, а, может быть, и обязанность ученых рассказать доступным языком, чем они занимаются. Потому что через некоторое время такого рода открытия фундаментального характера, связанные с деятельностью Басова, Алферова, находят совершенно революционные решения. Эти сюжеты являются базисом для невероятных проектов».
Юлия Киселева @kiselevatut, режиссер, лауреат Всероссийской премии «За верность науке»:
«Когда я в 2015 году пришла снимать научно-популярное кино, меня много куда не пускали и ученые говорили: «Мы не общаемся с журналистами». И мне приходилось доказывать, что я кинематографист, у меня другой взгляд, и кино я делаю полтора года, у меня совершенно другой продукт. С тех пор я убеждена, что по-другому нельзя. Ты можешь создавать кино только в паре с ученым, который делает какое-то открытие».
Сергей Салихов, первый проректор Университета МИСиС:
«Самые лучшие популяризаторы, пожалуй, молодые, поэтому все движения, которые есть, типа Science Slam, показывают то, насколько хорошо молодые ребята объясняют то, чем они занимаются, насколько это популярно, красиво, интересно и самое главное — без потери смыслового научного содержания».
И мы пришли к тому, что, создавая продукт, проект или даже игрового персонажа, нужно иметь цель не мыслить узкопрофильно, а направлять свое открытие в народ. Это позволит объединить научную среду и потребительский сектор. Самое главное — отвечать вызовам современности и соответствовать принятым решениям.
#КМУ2022
Перспективные авиационные технологии: интеграция науки и промышленности
Современное общество вновь обращается к развитию сверхзвуковой гражданской авиации. Сегодняшняя сессия сопряжена с заседанием международного наблюдательного совета НЦМУ «Сверхзвук». Научный центр при поддержке Министерства образования РФ занимается разработкой нового сверхзвукового пассажирского самолёта второго поколения. Консорциум «Сверхзвук» создавался для привлечения лучших специалистов в решении задач, получении результатов и обеспечении всего цикла создания летательного аппарата.
Борис Алешин, академик РАН, научный руководитель НИИ имени Н.Е. Жуковского»:
«Создавая коммерческий самолёт, мы должны найти компромисс между экологией и экономикой, при этом обеспечивая преемственность между маститыми учёными и молодыми специалистами».
Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова:
«МГУ предоставляет площадки для изучения основных параметров самолёта, в том числе с привлечением искусственного интеллекта и VR-технологий. Уже 13 молодых специалистов из нашего университета ведут активную работу в данном проекте».
Кирилл Сыпало, генеральный директор, ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского, член-корреспондент РАН:
«Главные цели консорциума – достижение новых летно-технических, экологических и акустических показателей сверхзвуковых пассажирских самолётов, а также достижение конкурентоспобности России на мировой арене в области изучения сверхзвукового полёта. Общий результат, которого должен достичь консорциум до 2025 года, — новый теоретический и методический базис, повышающий качество и снижающий сроки разработки технических и компоновочных решений, обеспечивающих новые летно-технические, экологические и акустические характеристики самолета нового поколения».
Для создания теоретической базы научных исследований в рамках проекта создано 5 лабораторий на базе ведущих научно-технических авиационных центров нашей страны.
По ключевым показателям результативности за последние 3 года консорциуму удалось достичь:
- Увеличения количества российских и зарубежных учёных;
- Увеличения доли исследователей в возрасте до 39 лет;
- Увеличения количества статей в научных изданиях;
- Привлечь внебюджетные средства на разработки и исследования.
На сегодняшний момент в разработке ключевые технологии по созданию самолета:
- Технологическое обеспечение низкого уровня звукового удара и шума в зоне аэропорта;
- Обеспечение высокой аэродинамической эффективности;
- Разработка искусственной визуализации закабинного пространства;
- Создание силовой установки изменяемого цикла;
- Бионическая конструкция из композитных материалов;
- Искусственный интеллект на борту самолета.
Александр Ефремов, заведующий кафедрой «Динамика и управление полетом» МАИ, руководитель лаборатории «Искусственный интеллект и безопасность полетов»:
«В рамках работы над проектом создания самолёта нового поколения, Авиационный институт разработал несколько курсов для магистерских программ, по которым ведутся как теоретические, так и практические занятия».
Цели развития НЦМУ на 2025-2030 годы
- Максимально эффективно использовать инструменты создания и трансфера прорывных знаний и технологических решений в перспективные технические проекты авиационно-космической отрасли.
- Расширение консорциума: существующий консорциум НЦМУ + МФТИ + Ростех + НИЦ + ИПУ + РАН + Сириус, а также эксперты, молодые учёные, аспиранты России и стран БРИКС.
Екатерина Чабан, директор департамента государственной научной и научно-технической политики Министерства науки и высшего образования РФ:
«Этот центр отвечает стратегическому приоритету, создавая логистические транспортные системы, эта необходимая задача в нашей стране. Центр «Сверзвук» даёт потрясающие результаты».
#КМУ2022
Современное общество вновь обращается к развитию сверхзвуковой гражданской авиации. Сегодняшняя сессия сопряжена с заседанием международного наблюдательного совета НЦМУ «Сверхзвук». Научный центр при поддержке Министерства образования РФ занимается разработкой нового сверхзвукового пассажирского самолёта второго поколения. Консорциум «Сверхзвук» создавался для привлечения лучших специалистов в решении задач, получении результатов и обеспечении всего цикла создания летательного аппарата.
Борис Алешин, академик РАН, научный руководитель НИИ имени Н.Е. Жуковского»:
«Создавая коммерческий самолёт, мы должны найти компромисс между экологией и экономикой, при этом обеспечивая преемственность между маститыми учёными и молодыми специалистами».
Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова:
«МГУ предоставляет площадки для изучения основных параметров самолёта, в том числе с привлечением искусственного интеллекта и VR-технологий. Уже 13 молодых специалистов из нашего университета ведут активную работу в данном проекте».
Кирилл Сыпало, генеральный директор, ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского, член-корреспондент РАН:
«Главные цели консорциума – достижение новых летно-технических, экологических и акустических показателей сверхзвуковых пассажирских самолётов, а также достижение конкурентоспобности России на мировой арене в области изучения сверхзвукового полёта. Общий результат, которого должен достичь консорциум до 2025 года, — новый теоретический и методический базис, повышающий качество и снижающий сроки разработки технических и компоновочных решений, обеспечивающих новые летно-технические, экологические и акустические характеристики самолета нового поколения».
Для создания теоретической базы научных исследований в рамках проекта создано 5 лабораторий на базе ведущих научно-технических авиационных центров нашей страны.
По ключевым показателям результативности за последние 3 года консорциуму удалось достичь:
- Увеличения количества российских и зарубежных учёных;
- Увеличения доли исследователей в возрасте до 39 лет;
- Увеличения количества статей в научных изданиях;
- Привлечь внебюджетные средства на разработки и исследования.
На сегодняшний момент в разработке ключевые технологии по созданию самолета:
- Технологическое обеспечение низкого уровня звукового удара и шума в зоне аэропорта;
- Обеспечение высокой аэродинамической эффективности;
- Разработка искусственной визуализации закабинного пространства;
- Создание силовой установки изменяемого цикла;
- Бионическая конструкция из композитных материалов;
- Искусственный интеллект на борту самолета.
Александр Ефремов, заведующий кафедрой «Динамика и управление полетом» МАИ, руководитель лаборатории «Искусственный интеллект и безопасность полетов»:
«В рамках работы над проектом создания самолёта нового поколения, Авиационный институт разработал несколько курсов для магистерских программ, по которым ведутся как теоретические, так и практические занятия».
Цели развития НЦМУ на 2025-2030 годы
- Максимально эффективно использовать инструменты создания и трансфера прорывных знаний и технологических решений в перспективные технические проекты авиационно-космической отрасли.
- Расширение консорциума: существующий консорциум НЦМУ + МФТИ + Ростех + НИЦ + ИПУ + РАН + Сириус, а также эксперты, молодые учёные, аспиранты России и стран БРИКС.
Екатерина Чабан, директор департамента государственной научной и научно-технической политики Министерства науки и высшего образования РФ:
«Этот центр отвечает стратегическому приоритету, создавая логистические транспортные системы, эта необходимая задача в нашей стране. Центр «Сверзвук» даёт потрясающие результаты».
#КМУ2022
Прорывы #КМУ2022: фундаменты, приборы, молодежь
Конгресс молодых ученых – одна из инициатив, которая персонально близка президенту Владимиру Путину. Ставка на науку, технологии и молодежь – это вклад в прорывное развитие России. Потому нет ничего удивительного, что глава государства посетил Сириус (еще одно любимое детище) и встретился с молодыми учеными.
На встрече также присутствовали слушатели программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования. Пилотная волна охватила 85 человек, но это полноценная «школа (ди)ректоров» по аналогии со «школой губернаторов».
Сириус (ныне это и федеральная территория, и центр, и фонд, и многое другое) получил высокую оценку от Владимира Путина. Развитие будет продолжаться – сейчас запускается в полную силу университет, формируется пояс лабораторий мирового уровня, а далее запустят производственные мощности для проектов полного цикла.
Стоит напомнить, что Сириус претендовал на серьезное расширение своих профильных научных областей, однако, было принято решение сосредоточиться на изначально присущих – биология, математика, IT.
Глава государства еще раз подтвердил две максимы: нужного говорить с практиками и энтузиастами в любой области, при это от них требуются не общие слова, а конкретные формулировки предлагаемых решений. От простого общения президента с профессионалами ощущается переход к модели совместной работы.
Ключевой задачей Владимир Путин вновь обозначил научно-технологический прорыв: «Одна из [задач], – может, самая главная, – это необходимость сразу перейти к новому уровню технологического развития». Возможность совершения этого прорыва основывается на фундаментальных заделах советского времени, которые удалось сохранить в 1990-е годы. В итоге «развалить всё не удалось», а «базовые основы образования и науки в России являются очень мощными».
Второй не менее важный ориентир – «суверенитет может быть основан только на науке»: «нужно настроить именно все институты государственной власти, все структуры, все общественные организации, всех граждан на то, чтобы убедить всё общество в том, что суверенитет, будущее технологического развития, технологический суверенитет, промышленный, даже ценностный суверенитет может быть основан и может состояться только на базе фундаментальной и прикладной науки, только на научной базе».
Отметил глава государства и программу подготовки профильного кадрового резерва – нужно переходить к более системной политике: «нам нужно, конечно, не точечно работать, заместителей и руководителей каких-то учреждений собирать, а наладить системную работу по всей стране». Речь идет о подготовке профессиональных управленцев, вооруженных знанием и пониманием как развития самой науки, так и эволюции научной политики государства.
Третья важнейшая задача – полноценная интеграция новых регионов в научно-образовательное пространство. О многих этих сюжетах говорили на отдельной сессии за несколько часов до приезда президента в Сириус. На встрече встали вопросы о признании документов об образовании, об интеграции ВАКовских журналов ДНР в российское пространство, распространения грантовых механизмов на вузы и НИИ новых регионов. Президент пообещал, что на них будут распространены нормы «майских указов».
Участники встречи предложили много конкретных шагов. В фокусе уже традиционно – проблема оборудования (президент одобрил идею создания специального центра для подготовки инженеров, которые бы смогли обслуживать зарубежные приборы) и расходников (тут поддержку получит микротоннажная химия). На импортозамещение нацелен и проект «Наша лаба», в котором волонтеры создают каталог производимых в России и Белоруссии научных приборов и расходников.
Есть и финансовые меры поддержки – например, для покупателей отечественных приборов все более высокого уровня локализации. Также предложено распространить на производителей инвестиционный налоговый вычет.
«Покупайте российские товары», — призвал президент. На этот раз – отечественные приборы и расходные материалы.
Подробнее.
Конгресс молодых ученых – одна из инициатив, которая персонально близка президенту Владимиру Путину. Ставка на науку, технологии и молодежь – это вклад в прорывное развитие России. Потому нет ничего удивительного, что глава государства посетил Сириус (еще одно любимое детище) и встретился с молодыми учеными.
На встрече также присутствовали слушатели программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования. Пилотная волна охватила 85 человек, но это полноценная «школа (ди)ректоров» по аналогии со «школой губернаторов».
Сириус (ныне это и федеральная территория, и центр, и фонд, и многое другое) получил высокую оценку от Владимира Путина. Развитие будет продолжаться – сейчас запускается в полную силу университет, формируется пояс лабораторий мирового уровня, а далее запустят производственные мощности для проектов полного цикла.
Стоит напомнить, что Сириус претендовал на серьезное расширение своих профильных научных областей, однако, было принято решение сосредоточиться на изначально присущих – биология, математика, IT.
Глава государства еще раз подтвердил две максимы: нужного говорить с практиками и энтузиастами в любой области, при это от них требуются не общие слова, а конкретные формулировки предлагаемых решений. От простого общения президента с профессионалами ощущается переход к модели совместной работы.
Ключевой задачей Владимир Путин вновь обозначил научно-технологический прорыв: «Одна из [задач], – может, самая главная, – это необходимость сразу перейти к новому уровню технологического развития». Возможность совершения этого прорыва основывается на фундаментальных заделах советского времени, которые удалось сохранить в 1990-е годы. В итоге «развалить всё не удалось», а «базовые основы образования и науки в России являются очень мощными».
Второй не менее важный ориентир – «суверенитет может быть основан только на науке»: «нужно настроить именно все институты государственной власти, все структуры, все общественные организации, всех граждан на то, чтобы убедить всё общество в том, что суверенитет, будущее технологического развития, технологический суверенитет, промышленный, даже ценностный суверенитет может быть основан и может состояться только на базе фундаментальной и прикладной науки, только на научной базе».
Отметил глава государства и программу подготовки профильного кадрового резерва – нужно переходить к более системной политике: «нам нужно, конечно, не точечно работать, заместителей и руководителей каких-то учреждений собирать, а наладить системную работу по всей стране». Речь идет о подготовке профессиональных управленцев, вооруженных знанием и пониманием как развития самой науки, так и эволюции научной политики государства.
Третья важнейшая задача – полноценная интеграция новых регионов в научно-образовательное пространство. О многих этих сюжетах говорили на отдельной сессии за несколько часов до приезда президента в Сириус. На встрече встали вопросы о признании документов об образовании, об интеграции ВАКовских журналов ДНР в российское пространство, распространения грантовых механизмов на вузы и НИИ новых регионов. Президент пообещал, что на них будут распространены нормы «майских указов».
Участники встречи предложили много конкретных шагов. В фокусе уже традиционно – проблема оборудования (президент одобрил идею создания специального центра для подготовки инженеров, которые бы смогли обслуживать зарубежные приборы) и расходников (тут поддержку получит микротоннажная химия). На импортозамещение нацелен и проект «Наша лаба», в котором волонтеры создают каталог производимых в России и Белоруссии научных приборов и расходников.
Есть и финансовые меры поддержки – например, для покупателей отечественных приборов все более высокого уровня локализации. Также предложено распространить на производителей инвестиционный налоговый вычет.
«Покупайте российские товары», — призвал президент. На этот раз – отечественные приборы и расходные материалы.
Подробнее.
Президент России
Встреча с молодыми учёными
В парке науки и искусства «Сириус» в Сочи Владимир Путин провёл встречу с участниками II Конгресса молодых учёных и слушателями программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования.
Прорывы #КМУ2022: психология, история, спутники
Владимир Путин знает, к каким последствиям привело то, что ветераны-афганцы оказались брошены и забыты государством. Именно поэтому президент полностью поддержал идею о запуске программ психологической реабилитации участников СВО и жителей новых регионов.
Глава государства сделал важный шаг по отмене стигматизации психологических и психиатрических состояний. Он объявил: «15 процентов жителей страны нуждаются в психологической помощи, а среди молодых людей – 35 процентов. Это результаты опроса [ВЦИОМ]». Президент вообще подчеркнул, что доступная и качественная психологическая помощь – это общая задача, не сводимая только к рамкам СВО.
У КМУ недавно появились мероприятия-спутники. В этом году их провели Ямал и Камчатка, в следующем – планируется уже 4 события. В контексте Камчатки прозвучал призыв к главе государства поддержать сеть российских сейсмический станций, в частности – стимулировать крупный бизнес к поддержке мониторинга сейсмоактивности. От Ямала же поступила конкретная просьба – исправить устаревшие нормативы по выпуску молоди сиговых пород рыб для восстановления популяции муксуна и нельмы.
От Сириуса прозвучала инициатива разрешить применение экспериментальных генотерапевтических препаратов для лиц, которых по-иному вылечить нельзя. Президент с охотой поддержал начинание – Сириус лучший полигон для этого.
От «Росатома» прозвучал призыв на объектах мегасайенс создавать не только научные, но и учебно-производственные центры для инженеров, физиков-экспериментаторов и молодых ученых. Президент расширил проблему до венчурного финансирования проектов и попросил оперативно представить через Елену Шмелеву ему текст предложений. Причем настоятельно порекомендовал сделать это в течение буквально пары дней, а не растягивать на неделю.
История с «умным» (за счет нанотрубок) текстилем из Калининграда вывернула на ту самую гравитационную неизбежность IT, о которой уже много говорили на II Конгрессе молодых ученых: «Сегодня видно, что большую часть именно инвестиционной поддержки проекты находят, если они являются IT-проектами, в то время как наукоемкие и высокотехнологичные проекты остаются в тени».
На выходе же все это трансформировалось в просьбу о поддержке стартапов и высокотехнологичных проектов студентов и молодых ученых – что и будет сделано через РНФ, раз уж он получил полномочия поддерживать и прикладные проекты.
Раннему научному просвещению и профориентации посвящен проект научных детских площадок. Президент, естественно, поддержал просьбу о поддержке тиражирования и масштабирования.
Был поднят в ходе дискуссии и немаловажный вопрос о лицах с ограниченными возможностями здоровья – теперь их обязательно впишут во все научно-образовательные и инновационно-технологические программы и проекты. Происходить это будет через инклюзивные научно-образовательные проекты.
История становится главной политической и воспитательной наукой в стране, на это фоне возрастает значение истории науки. Первая выступавшая смогла договориться только о создании науковедческих центров на базе сотрудничества университетов и институтов РАН. Знамя науковедения подхватил ректор ЮФУ Инна Шевченко – она представила более конкретные и системные предложения. Общее направление нашло поддержку у президента, он подчеркнул, что «речь идет об основании такого базиса, фундамента нашей идентичности, в данном случае в научной сфере».
Прозвучали и другие проблемы – например, о параллельности систем экспертизы в бизнесе и науке.
Встреча лишний раз показала, что от активной части профессионального сообщества требуются конкретные продуманные предложения, тогда власть будет к ним прислушиваться. В целом вопросы популяризации науки (а заодно и инженерного дела) Владимир Путин будет всесторонне поддерживать, ведь как ему завещал Даниил Гранин: «Вы слишком мало внимания уделяете вопросам популяризации науки, недопустимо, надо работать над этим постоянно».
Владимир Путин знает, к каким последствиям привело то, что ветераны-афганцы оказались брошены и забыты государством. Именно поэтому президент полностью поддержал идею о запуске программ психологической реабилитации участников СВО и жителей новых регионов.
Глава государства сделал важный шаг по отмене стигматизации психологических и психиатрических состояний. Он объявил: «15 процентов жителей страны нуждаются в психологической помощи, а среди молодых людей – 35 процентов. Это результаты опроса [ВЦИОМ]». Президент вообще подчеркнул, что доступная и качественная психологическая помощь – это общая задача, не сводимая только к рамкам СВО.
У КМУ недавно появились мероприятия-спутники. В этом году их провели Ямал и Камчатка, в следующем – планируется уже 4 события. В контексте Камчатки прозвучал призыв к главе государства поддержать сеть российских сейсмический станций, в частности – стимулировать крупный бизнес к поддержке мониторинга сейсмоактивности. От Ямала же поступила конкретная просьба – исправить устаревшие нормативы по выпуску молоди сиговых пород рыб для восстановления популяции муксуна и нельмы.
От Сириуса прозвучала инициатива разрешить применение экспериментальных генотерапевтических препаратов для лиц, которых по-иному вылечить нельзя. Президент с охотой поддержал начинание – Сириус лучший полигон для этого.
От «Росатома» прозвучал призыв на объектах мегасайенс создавать не только научные, но и учебно-производственные центры для инженеров, физиков-экспериментаторов и молодых ученых. Президент расширил проблему до венчурного финансирования проектов и попросил оперативно представить через Елену Шмелеву ему текст предложений. Причем настоятельно порекомендовал сделать это в течение буквально пары дней, а не растягивать на неделю.
История с «умным» (за счет нанотрубок) текстилем из Калининграда вывернула на ту самую гравитационную неизбежность IT, о которой уже много говорили на II Конгрессе молодых ученых: «Сегодня видно, что большую часть именно инвестиционной поддержки проекты находят, если они являются IT-проектами, в то время как наукоемкие и высокотехнологичные проекты остаются в тени».
На выходе же все это трансформировалось в просьбу о поддержке стартапов и высокотехнологичных проектов студентов и молодых ученых – что и будет сделано через РНФ, раз уж он получил полномочия поддерживать и прикладные проекты.
Раннему научному просвещению и профориентации посвящен проект научных детских площадок. Президент, естественно, поддержал просьбу о поддержке тиражирования и масштабирования.
Был поднят в ходе дискуссии и немаловажный вопрос о лицах с ограниченными возможностями здоровья – теперь их обязательно впишут во все научно-образовательные и инновационно-технологические программы и проекты. Происходить это будет через инклюзивные научно-образовательные проекты.
История становится главной политической и воспитательной наукой в стране, на это фоне возрастает значение истории науки. Первая выступавшая смогла договориться только о создании науковедческих центров на базе сотрудничества университетов и институтов РАН. Знамя науковедения подхватил ректор ЮФУ Инна Шевченко – она представила более конкретные и системные предложения. Общее направление нашло поддержку у президента, он подчеркнул, что «речь идет об основании такого базиса, фундамента нашей идентичности, в данном случае в научной сфере».
Прозвучали и другие проблемы – например, о параллельности систем экспертизы в бизнесе и науке.
Встреча лишний раз показала, что от активной части профессионального сообщества требуются конкретные продуманные предложения, тогда власть будет к ним прислушиваться. В целом вопросы популяризации науки (а заодно и инженерного дела) Владимир Путин будет всесторонне поддерживать, ведь как ему завещал Даниил Гранин: «Вы слишком мало внимания уделяете вопросам популяризации науки, недопустимо, надо работать над этим постоянно».
Научный лидер в «Приоритете 2030»
В Самарском государственном медицинском университете стартовала программа по привлечению российских и зарубежных инициативных молодых исследователей, а также уже состоявшихся ученых, которые раньше не учились и не работали в СамГМУ.
Проект реализуется в рамках федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Участвовать в проекте можно по одному из двух карьерных треков — «Постдоки в СамГМУ» и «Научный лидер СамГМУ». Приоритетные научные направления в рамках этих треков: развитие цифровой медицины и технологий искусственного интеллекта, биотехнологии, биомаркер-управляемая терапия социально-значимых заболеваний, нейронауки.
Участники программы, прошедшие отбор, получат: конкурентную заработную плату на уровне федеральных университетов, возможность использовать медицинскую и социальную инфраструктуру СамГМУ, дополнительные выплаты за публикацию в высокорейтинговых журналах, возможность участия в федеральных проектах и грантах, в которых участвует университет, обучение в ведущих федеральных центрах, в том числе проектному управлению, компенсацию аренды жилья, развитую академическую мобильность и многое другое. По результатам работы за год у участников программы будет возможность заключить бессрочный трудовой договор с университетом.
Участники проекта должны соответствовать ряду требований. Для постдоков это, например, возраст до 39 лет, степень кандидата наук или эквивалентная степень PhD, защищенная не позднее пяти лет до момента подачи заявки, индекс Хирша по БД Scopus выше 4, наличие непрерывной зарубежной стажировки не менее одного месяца и другие. Среди требований к научному лидеру — степень кандидата наук или эквивалентная степень PhD, индекс Хирша по БД Scopus выше 6, наличие не менее 10 статей, опубликованных в научном журнале с импакт-фактором не менее 2 за последние три года и другие.
Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, рассказал «Научно-образовательной политике» о новой программе:
«В исследовательском направлении мы сделали ставку на прикладные исследования, которые имеют хорошие перспективы коммерциализации. Результатом исследований должны стать продукт или технология. Для этого мы проводим большую работу, и одна из ее важных составляющих — запущенная программа по привлечению постдоков и лидеров прорывных направлений в университет и формированию внутри СамГМУ ведущих исследовательских групп.
Это необходимо для того, чтобы укрепить позиции СамГМУ на мировом уровне, привлечь ученых со свежими идеями, и в результате совместной работы получить новые продукты и технологии, а также прирост публикационной активности в научных изданиях.
На данный момент у СамГМУ она уже достаточно высокая и постоянно растет. Так с начала этого года нашими сотрудниками опубликовано 359 статей в журналах Scopus, что на 8% больше, чем за весь прошлый год. При этом 10% статей публикуются в изданиях Q1 и Q2. С привлечением ученых в программу Welcome to SamSMU мы уверены, что число публикаций в высокорейтинговых журналах вырастет еще больше».
В Самарском государственном медицинском университете стартовала программа по привлечению российских и зарубежных инициативных молодых исследователей, а также уже состоявшихся ученых, которые раньше не учились и не работали в СамГМУ.
Проект реализуется в рамках федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Участвовать в проекте можно по одному из двух карьерных треков — «Постдоки в СамГМУ» и «Научный лидер СамГМУ». Приоритетные научные направления в рамках этих треков: развитие цифровой медицины и технологий искусственного интеллекта, биотехнологии, биомаркер-управляемая терапия социально-значимых заболеваний, нейронауки.
Участники программы, прошедшие отбор, получат: конкурентную заработную плату на уровне федеральных университетов, возможность использовать медицинскую и социальную инфраструктуру СамГМУ, дополнительные выплаты за публикацию в высокорейтинговых журналах, возможность участия в федеральных проектах и грантах, в которых участвует университет, обучение в ведущих федеральных центрах, в том числе проектному управлению, компенсацию аренды жилья, развитую академическую мобильность и многое другое. По результатам работы за год у участников программы будет возможность заключить бессрочный трудовой договор с университетом.
Участники проекта должны соответствовать ряду требований. Для постдоков это, например, возраст до 39 лет, степень кандидата наук или эквивалентная степень PhD, защищенная не позднее пяти лет до момента подачи заявки, индекс Хирша по БД Scopus выше 4, наличие непрерывной зарубежной стажировки не менее одного месяца и другие. Среди требований к научному лидеру — степень кандидата наук или эквивалентная степень PhD, индекс Хирша по БД Scopus выше 6, наличие не менее 10 статей, опубликованных в научном журнале с импакт-фактором не менее 2 за последние три года и другие.
Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, рассказал «Научно-образовательной политике» о новой программе:
«В исследовательском направлении мы сделали ставку на прикладные исследования, которые имеют хорошие перспективы коммерциализации. Результатом исследований должны стать продукт или технология. Для этого мы проводим большую работу, и одна из ее важных составляющих — запущенная программа по привлечению постдоков и лидеров прорывных направлений в университет и формированию внутри СамГМУ ведущих исследовательских групп.
Это необходимо для того, чтобы укрепить позиции СамГМУ на мировом уровне, привлечь ученых со свежими идеями, и в результате совместной работы получить новые продукты и технологии, а также прирост публикационной активности в научных изданиях.
На данный момент у СамГМУ она уже достаточно высокая и постоянно растет. Так с начала этого года нашими сотрудниками опубликовано 359 статей в журналах Scopus, что на 8% больше, чем за весь прошлый год. При этом 10% статей публикуются в изданиях Q1 и Q2. С привлечением ученых в программу Welcome to SamSMU мы уверены, что число публикаций в высокорейтинговых журналах вырастет еще больше».
Forwarded from ТопБЛОГ
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В ближайшее время в нашем сообществе ВКонтакте выйдет серия интервью, где эксперты, гости и организаторы финала 2 сезона проекта «ТопБЛОГ» расскажут про обратную сторону проекта и ответят на самые горячие вопросы о развитии блогинга, которые задаст им Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»
Встречайте, герои наших интервью:
🔹Алексей Агафонов, первый заместитель генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей»
🔹Иван Шулюпин, руководитель направления развития президентской платформы «Россия — страна возможностей»
🔹Дмитрий Бескромный, руководитель проекта «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия — страна возможностей»
🔹Сергей Коляда, Руководитель Департамента внешних коммуникаций президентской платформы «Россия — страна возможностей»
🔹Евгений Вольтов, digital-продюсер, телеведущий, директор блогеров-миллионников, мастер факультета рекламы и связей МИТРО, преподаватель факультета медиакоммуникации НИУ ВШЭ
🔹Андрей Федотов, блогер-миллионник, учитель английского языка, обладатель премии «ПРО образование» - 2019 за лучший образовательный блог
🔹Иван Лыкасов, креативный директор RUTUBE
🔹Анастасия Чубоксарова, основатель и руководитель цифрового агентства Chubox Media
🔹Рузанна Айрапетян, руководитель направления SMM-сопровождения общественных проектов Министерства просвещения РФ, блогер
🔹Глеб Мамонов, актёр, продюсер, обладатель Премии Рунета за вклад в развитие внутреннего туризма в России за проект Oh My Град
🔹Алексей Парфун, вице-президент АКАР, директор по развитию Agenda media
🔹Лаура Джугелия, журналист, основатель сайта о звездах «PeopleTalk», автор и ведущая канала Fametime TV
🔹Наталья Каптелинина, финалист 2 сезона проекта «ТопБЛОГ», блогер
🔹Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева
И первое видео мы опубликуем уже завтра, не пропустите 😉
Чье интервью ждете больше всего?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM