НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
⚡️Прямо сейчас смотрите трансляцию «Открытого разговора» Антона Серикова и Евгения Сжёнова, посвящённого настоящему и будущему Центра знаний «Машук».

Задачи «Машука» определяются девизом «Учим тех, кто учит». Это образовательный проект для трансляторов знаний, ценностей, идеологий и смыслов, которые есть в нашей стране. Это учителя, преподаватели вузов и системы СПО, руководители студсоветов и РДДМ, лекторы общества «Знание».

"Президент несколько лет назад поставил задачу следующего уровня, чтобы были не только летние образовательные форумы... Очень важно, чтобы мы могли талантливых, увлеченных ребят – не только в течение недели дать им возможность поработать, а перевести эту работу на круглогодичный режим", – так описал первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко задачи «Машука».

Трансляция эфира, 19:00 17.02:

https://vk.com/video_ext.php?oid=-89014401&id=456239786&hash=61ff77d58fa6bda4&hd=2&autoplay=1
Учителя года — Пушкину

Ректор Наталья Трухановская приняла участие в круглом столе в Нижнем Новгороде в преддверии празднования в 2024 году 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Заседание также было посвящено Году педагога и наставника в России.
На базе научно-культурного центра А.С. Пушкина участники обсудили проект «Учителя года — Пушкину»: утверждение плана мероприятий и создание оргкомитета.

Ректор Института Пушкина рассказала о подготовке к работе Международного общественного Пушкинского совета, о старте которого объявят во время Костомаровского форума в мае 2023 года.

«Совет будет координировать деятельность партнеров Института Пушкина по подготовке и проведению юбилея А.С. Пушкина и информировать аудиторию о реализации академических и общественных инициатив. В состав войдут представители академических организаций, вузов, где есть центры изучения творчества А.С. Пушкина, ведущие пушкинисты, переводчики произведений писателя, представители «Русских домов» за рубежом», — рассказала Наталья Трухановская, ректор ГИРЯП «Научно-образовательной политике».

Институт Пушкина будет организовывать проекты, предваряющие юбилей писателя, среди них:
• Научно-исследовательский проект «Пушкинский код в эпоху цифровых коммуникаций»;
• Научно-просветительский проект «Литературные гостиные». Площадки встреч – знаковые для жизни и творчества А.С. Пушкина места (в т.ч. усадебные комплексы, пушкинские музеи, библиотеки);
• Международный Пушкинский конкурс для иностранцев «Что в имени тебе моем?» (Февраль - июнь 2023; 2024 год). Целевая аудитория: школьники (инофоны и билингвы) и студенты (инофоны и билингвы), проживающие в России и за рубежом, а также преподаватели РКИ, для которых русский язык является иностранным или неродным;
• Международный онлайн-марафон «Мой Пушкин». Онлайн-марафон «Мой Пушкин» пройдет 6 июня 2024 г. в день рождения А.С. Пушкина в дистанционном формате и объединит людей разных возрастов, проживающих в разных странах. Во время мероприятия будут читаться стихотворения Пушкина, звучать песни на его стихи и песни, посвященные А.С. Пушкину. Ключевой идеей марафона станет единение людей, осознающих ценность художественного наследия Поэта. Предполагается участие в Пушкинском марафоне жителей России, стран СНГ, а также Индии, Вьетнама, Китая, Сербии и др. стран;
• Пушкинистика и пушкиниана – цикл научно-исследовательских и культурно-просветительских мероприятий (в т.ч. кинолекториев) 2023 – 2024 гг., посвященных 225-летию со Дня рождения А.С. Пушкина:
- «А.С. Пушкин и феномен литературной классики» – цикл вебинаров для преподавателей-русистов России и зарубежья.
- Международная научная конференция «ХХХIII Пушкинские чтения» (Институт Пушкина, 14-17 ноября 2023);
• Тематический выпуск журнала «Русский язык за рубежом» (2023 – 2024 гг.) Выпуск журнала «Русский язык за рубежом» приурочен к 225-летию со Дня рождения А.С. Пушкина; в него войдут литературоведческие и лингвистические исследования, а также статьи по методике преподавания произведений А.С. Пушкина на уроках РКИ;
• Ведутся переговоры о совместном проведении мероприятий с ННГУ им. Н.И. Лобачевского и ГБУК г. Москвы «Мосразвитие» о возможности совместного проведения мероприятий:
- Международная научная школа «Пушкин и мировая культура».
- Международная Пушкинская олимпиада (два направления: для отечественных и зарубежных участников).
- Пушкинский лекторий (цикл видеолекций о творчестве Пушкина отечественных и зарубежных пушкинистов мирового уровня).
- Международный телемарафон «Читаем “Евгения Онегина”».
- Флэш-моб #ЧитаемПушкина.

По итогам встречи участники объявили о старте проекта «Учителя года - Пушкину». Среди организаторов выступит Институт Пушкина.
Зелёная метка

«Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и проект «Типичный абитуриент» представили восьмое ежегодное исследование о вузах, основанное на студенческих отзывах. При составлении рейтинга за основу берутся отзывы студентов и абитуриентов о вузах на сайте проекта.

По итогам этого года статистика показала, впервые за все время наблюдений, рост доли довольных и падение доли недовольных студентов. Но составители рейтинга отмечают, что улучшение ситуации не кардинальное, что общая картина не очень радужная, так как почти половина студентов недовольна своим учебным заведением. Традиционно, лучше всего, с большим отрывом, ситуация обстоит в московских вузах, ситуация здесь улучшается уже второй год.

В этом году портал определил 10 лучших вузов, получивших награду «Зеленая метка»:

- Горный университет;
- МГТУ им. Баумана;
- МТУСИ;
- НИЯУ МИФИ;
- ПСПбГМУ им. И. П. Павлова;
- РАНХиГС;
- РГУНГ им. Губкина;
- РТУ МИРЭА;
- РХТУ им. Д. И. Менделеева;
- Университет МИСИС

Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для «Научно-образовательной политики»:

«Зеленая метка» от студентов – знак качества! И это заслуженная оценка для РТУ МИРЭА. Наши студенты и преподаватели делают всё возможное, чтобы мы были в числе лидеров. Я считаю подобный результат итогом слаженной и продуктивной работы всей команды, которая делает получение образование в нашем университете удобным и качественным для всех. У выпускников РТУ МИРЭА вуза большое будущее, как в практике на производствах и компаниях, так и в науке. И столь высокая оценка нашей работы – очередное тому подтверждение».
РГСУ полностью освободил от платы за обучение и проживание в общежитии детей мобилизованных

Российский государственный социальный университет (РГСУ) установил льготы для детей граждан, призванных на службу в ВС РФ в рамках частичной мобилизации.

От платы за обучение и проживание в общежитии университета полностью освобождены студенты внебюджетного набора РГСУ, чьи родители мобилизованы. Льгота действует до окончания периода мобилизации родителей. Такое решение принято руководством Университета.

Получателями льготы станут студенты очного, очно-заочного и заочного отделений, проходящие обучение по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, а также студенты колледжа РГСУ.

МИФИ стал первым российским вузом, который предоставляет подобную льготу, а РГСУ вошёл в число первых.

В РГСУ уже сформированы списки студентов, чьи родители мобилизованы. Сейчас в администрации вуза оформляют переход на бесплатное обучение.
В РЭУ имени Г.В.Плеханова прошёл V Международный форум «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» с участием вице-премьера Дмитрия Чернышенко, представителей руководства Минобрнауки, Минцифры и Минвостока России.

В рамках форума состоялась пленарная сессия «Искусственный интеллект и конструкторы экономических технологий», посвященная практике внедрения искусственного интеллекта и технологических платформ российскими компаниями, в т.ч.в кооперации с вузами.

Участие приняли Советник генерального директора ППК «Российский экологический оператор» Сергей Егоршев, директор программ оптимизации МТО и УЗ ПАО "Газпром нефть" Людмила Корнилова, представители бизнеса Ирана, Монголии и др.

Евгений Сжёнов, модератор пленарной сессии:

«Собирая на своей площадке такой представительный диалог, РЭУ им.Плеханова идёт по пути объединения практик университета и лучших высокотехнологичных компаний России. Это путь развития технологического суверенитета – об этом мы сегодня говорили».
Редакция "Научно–образовательной политики" поздравляет с Днём рождения Николая Рогалёва, ректора НИУ МЭИ, нашего коллегу и партнёра.

Под умелым руководством Николая Дмитриевича Первый энергетический укрепляется и развивается как ведущий исследовательский университет, уверенно преодолевая любые вызовы и трудности.

#Чутьнеопоздали
UPD: Время действовать!
Это главная идея, которая сейчас объединяет участников конференции «Современные проблемы организации питания детей/подростков и здоровьесберегающие технологии».
Все нацелены на работу на результат по продвижению здорового питания детей.

Татьяна Буцкая, депутат ГД РФ подчеркнула: нам нужно добиться того, чтобы социальное питание стало шагом к здоровью ребёнка.
Для этого законодателям важна исследовательская база. Сейчас в МГУ Огарева проводится исследование о влиянии питания на здоровье детей, нам очень важны результаты этого исследования. Площадка МГУ Огарева становится объединением экспертов для достижения задач: как сделать социальное питание детей здоровым, как заложить основы здорового питания в семье.

Владимир Чернигов, президент Института отраслевого питания, акцентировал: Конференция является межгосударственной, межрегиональной и межтраслевой, потому что нам важно единство целей при многообразии подходов для решения проблемы здорового питания детей.

Мало выделить субсидию на организацию школьного питания. Важно оценить государственный эффект укрепления здоровья подрастающего поколения.

Важна открытая и общеприменимая доказательная база, как организованное питание влияет на развитие здоровья школьников.

Правильно организованное питание может и должно обеспечивать профилактику заболеваний в раннем школьном возрасте.
Питание в школе решает не только социальную задачу, в том числе поддержать семью и накормить ребёнка; это решение ключевой задачи демографической политики РФ — развитие здоровых детей.

❗️Подробнее об исследованиях МГУ им.Огарева здесь
Сохранение исторической памяти: коренной перелом

В дни празднования 80-летия победы в Сталинградской битве Музей курсантских полков посетила депутат Госдумы Ольга Занко @o_zanko, участвующая в разработке законопроекта по развитию музеев в образовательных организациях.

Ольга Занко, заместитель председателя rомитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, для «Научно-образовательной политики»:

Мы сейчас работаем над законопроектом, который поможет в решении вопросов, связанных с развитием музеев в образовательных организациях. Надеюсь, что в эту весеннюю сессию удастся внести поправки в соответствующий законопроект Государственной Думы. Обсудили много разных вопросов. Удивлена тому, что свыше 2000 экспонатов музеев ВолГУ включены в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Очень важно, что в ВолГУ уделяют особое внимание патриотическому воспитанию и развитию музеев в образовательных организациях. Здесь просто потрясающие музеи и это не просто пространство с документами, экспонатами, здесь есть жизнь. Здесь есть вовлечение молодежи в позитивную практику, которая как раз и влияет на процесс патриотического воспитания.

Алла Калинина, ректор Волгоградского государственного университета, рассказала «Научно-образовательной политике» о сохранении фундаментальности исторического знания:

В России наш университет – один из немногих вузов, в которых сохраняется фундаментальное преподавание истории по трем классическим профилям: Всеобщая история, Отечественная история, Археология, причем с включением в учебные планы различных видов практик - археологической, музейной, архивной и педагогической, а также научно-исследовательской. Такое сочетание встречается нечасто, что позволяет нам говорить о качестве ВКР и защит.

Отмечу, что исторический факультет открыт в ВолГУ с момента его основания, в вузе сохраняются традиции научных школ ученых, имеющих всероссийскую известность - Максима Загорулько и Анатолия Скрипкина, в ВолГУ работает диссовет по истории, проводящий защиты по трем специальностям. Эта фундаментальность укрепляется научным центром коллективного пользования ВолГУ «Военная история России», партнерами которого являются ведущие музеи, библиотеки и архив региона.

Вузы являются точками генерации и сохранения исторических знаний по всей стране. Деятельность Волгоградского государственного университета в сфере исторического образования и патриотического воспитания студентов обусловлена нашим историческим наследием, фундаментальностью образовательных программ вуза и внедрением новых форматов работы по сохранению исторической памяти.

ВолГУ возведен на Лысой горе – второй по значимости высоте после Мамаева кургана. Тему сохранения исторической памяти мы начали развивать в преддверии годовщины в новом формате благодаря реализации нашей акселерационной программы для российских СНО при грантовой поддержке Минобрнауки России. Финальным событием стал Международный научно-образовательный форум «Сталинградские высоты», участие в котором приняли студенты из 25 регионов и 3 стран. Понимая значимость мероприятия в деле патриотического воспитания исследователей, принято решение продолжить работу в этом году.

Развитие молодежных медиа и создание телестудии – одно из направлений модернизации вуза, над которым сейчас мы работаем, решающее приоритетные задачи по созданию качественного контента. Причем большое внимание медиацентра будет акцентировано на сохранении исторической памяти и популяризации научного знания, культурных проектах.

Интересным оказался опыт проведения Международного кинофестиваля «Победили вместе» совместно нашими партнерами – Ассамблеей народов Евразии. По итогам этого масштабного мероприятия показ отобранных кинокартин с 1 сентября будет включен в учебный план по историческим дисциплинам. Сейчас с коллегами разрабатываем соответствующую методику. А также ученые-историки приступили к работе по созданию раздела, посвященного Сталинградской битве на медиаплатформе по сохранению исторической памяти.
Сегодня, 19 февраля, исполняется 124 года нашему любимому Политеху!
А это значит:
124 года непрерывного развития и движения вперёд,
124 года самых актуальных для страны открытий и изобретений,
124 года яркой и неповторимой студенческой жизни!

Поздравляю всех друзей, коллег, единомышленников с днем рождения любимой Alma Mater!

Виват, Политех!
100 + 24 = новый рубеж Политеха Петра

Сегодня Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого отмечает 124-летие.
Политех занимает важное место в развитии промышленности, экономики и социальной сферы, и его проактивная позиция в этих областях являются примером для других учебных заведений.

Новая экономическая реальность требует от вуза быстрых побед в логике продуктового мышления, импортонезависимости и ускоренного темпа цифровой трансформации промышленности, где Политех является драйвером.

Благодаря программе «Приоритет 2030» ученые Политеха в 2022 году уже довели более 20 разработок до высокого уровня технологической готовности. Стратегия разработок Политеха ориентирована на охват ключевых потребностей биотехнологий, микроэлектроники, энергетической отрасли, беспилотного транспорта. Есть большой спрос на решения в области кибербезопасности и все больший интерес со стороны энергетической и нефтегазовой промышленности.

Политех готовит специалистов, способных к постоянному самостоятельному развитию, обладающих системным мышлением, творчески решающих технологические задачи. Для обучения таких профессионалов необходимо взаимодействие науки, культуры и спорта. Это дает возможность выпускникам Политеха получать высокооплачиваемые и перспективные профессии, а также помогает развитию экономики и промышленности в целом.

Гуманитарная и волонтерская деятельность также являются важными составляющими деятельности вуза, которые помогают привлекать внимание к социальным проблемам и оказывать помощь нуждающимся. Это отличный пример для других учебных заведений, чтобы поддерживать и развивать волонтерскую и гуманитарную деятельность среди студентов и сотрудников вузов.

В последнее время политехники еще больше сплотились вокруг адресной помощи бойцам СВО и жителям новых регионов РФ. Недавно ребята из СПбПУ лично отвезли туда 10 тонн гуманитарной помощи.

Символично, что 19 февраля отмечает день рождения и ректор университета, академик РАН Андрей Рудской.

Мы поздравляем Андрея Ивановича с днем рождения и желаем ему новых побед и достижений, которые украсят историю университета и нашей страны.
Forwarded from Номенклатура
Первый замглавы АП Сергей Кириенко на общероссийском семинаре для команд региональных волонтерских штабов заявил, что НАТО ведет против России информационно-психологическую войну:

«Мы с вами не раз об этом говорили. Сегодня против России ведется настоящая война, не с Украиной же воюем, война, которую против России ведет объединенный блок НАТО, и это, конечно, горячая война в зоне специальной военной операции, это, конечно, и экономическая война, беспрецедентная, за всю историю человечества против одной страны не было такого количества санкций. Но есть еще одна война - информационно-психологическая, и мы должны понимать, что она будет самой длинной, потому что ее целями будет подрастающее поколение».

В этой связи Кириенко подчеркнул особую важность работы, связанной с воспитанием подрастающего поколения.
Дети – цветы политики

Внутренняя политика России если и не застыла, то явно сильно «подморожена» конъюнктурой Специальной военной операции. Даже т.н. парламентская оппозиция устами главы КПРФ Геннадия Зюганова расписалась в том, что является частью «партии России».

Если в предыдущие годы главы думских фракций высказывали на встречах с главой государства немало научно-образовательных предложений, то теперь в фокусе почти что безальтернативно – СВО, ее участники и их семья.

Об образовании – в преломлении собственной программы бизнес-обучения и развития молодежного предпринимательства «Я в деле» – много говорил лишь лидер «Новых людей» @partynewpeople Алексей Нечаев @nechaev_official.

Гадать на Послании президента Федеральному Собранию – занятие увлекательное, но не всегда успешное. Можно сказать точно: темы науки, образования и технологического суверенитета обязательно прозвучат.

Еще до встречи Владимира Путина с Марией Львовой-Беловой в научно-образовательной политики зафиксированы тектонические сдвиги, которые окончательно сформируют трансферный баланс сил. Именно в новой конфигурации данная сфера встретит и победу в СВО, и президентские выборы 2024.

Научно-образовательные сюжеты получают свое отражение и в достаточно непрофильных сюжетах. В частности, детский омбудсмен Мария Львова-Белова на встрече с президентом очень хвалила успешный проект «Университетские смены». Ведущие вузы страны открыли свои двери для смен школьников из четырех новых регионов:

«И эти смены, тысяча детей уже их прошли, – мы показываем, какие вузы, куда можно поступить, что у них есть для профориентации, что для личностного развития. Подключаем наших коллег – «Сириус», «Россия – страна возможностей», все в этом плане помогают».

Дополнительные очки получил глава Чечни Рамзан Кадыров – детский омбудсмен даже попросила у президента денег на тиражирование опыта «Силы Кавказа» (военно-патриотическая смена для подростков, совершивших правонарушение, или стоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

«Подмороженность» внутренней «высокой» политики как раз и приводит к тому, что реальные политические тренды можно уловить лишь ко косвенным признаками, один из которых – нишевая отраслевая политика. Например, такая как защита прав детей. Помимо Рамзана Кадырова прозвучали Медведчуки (Виктор и Оксана) и Константин Малофеев («Царьград»).

Пока что в инициативах Марии Львовй-Беловой принимают участие 14 регионов (т.е. 14 губернаторов с командами). Далее практики будут тиражироваться, но застрельщики явно обеспечили себе пару лишних административных очков.

Самое интересное и примечательное в другом: вопросы окончательного уравнивания социальных гарантий между военными (включая контрактников, мобилизованных, добровольцев, народными милициями ДНР и ЛНР, бойцами ЧВК Вагнера – вот эти непростые задачи озвучила именно Мария Львова-Белова. Примечательный момент в открытой части разговора с Владимиром Путиным:

«М.Львова-Белова: А здесь у меня тоже есть предложение, Владимир Владимирович. Я хотела поговорить с Вами о такой, как мне кажется, маленькой несправедливости. У меня есть дети, у которых у одних отцы служат при Минобороны, а у других – в частной военной компании. И те и другие – герои.

В.Путин: Абсолютно точно.

М.Львова-Белова: Но одни получают социальные гарантии, а другие не получают.

В.Путин: Мы сейчас рассматриваем этот вопрос, так что Вы попали прямо в точку. И все Ваши предложения по этому направлению просто сформулируйте, и всё, мы учтём их при принятии решения. Обязательно».

Обычно лакмусовой бумажкой для крупных сдвигов служит именно научно-образовательная политика – но в этот раз «детская политика» оказалась даже более четким маркером. Особенно он важен на фоне того, что Евгений Пригожин окрестил как постоянно вставление палок в колеса, нехватки снарядов и т.п.

Мария Львова-Белова показала себя не только как воодушевленный защитник прав детей, не только как многодетная и отвественная мать, но и как лоббист. Владимир Путин всегда слушал тех правозащитников, которых уважает лично.

Подробнее.
Четверо новых – наука и образование

Интеграция четырех новых регионов в пространство России – задача системная и комплексная.

Новый Федеральный закон от 17.02.2023 № 19-ФЗ регулирует все аспекты стыковки и интеграции новых регионов в научно-образовательное пространство России. Процесс идет по двум отдельным векторам. Пространства ДНР и ЛНР уже были более-менее приближены к российскому – пускай и образца 2014 года. Для Запорожской и Херсонской областей – это резкий скачок от украинских реалий к российским. На их примере, кстати, можно посмотреть, какие гибриды могут получаться от наслоения европейских веяний на постсоветские реалии.

Первый блок статей федерального закона устанавливает соответствие образовательных, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и званий. Для ДНР и ЛНР все достаточно просто – одноименные «уровни» приравнены друг к другу.

Для Запорожской и Херсонской областей всё сложнее. Профессиональное (профессионально-техническое) образование представлено тремя уровнями (начальный – базовый – высший). Первые два в итоге приравнены к СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Третий – к СПО по подготовке специалистов среднего звена. К нему же – «профессиональное предвысшее образование».

«Начальный уровень (короткий цикл) высшего образования» (младший бакалавр – неполное высшее) – к бакалавриату. Первый (бакалаврский) уровень – к специалитету. Второй (тут без сюрпризов) – магистратура. Третий (образовательно-научный, образовательно-творческий) уровень высшего образования – к аспирантуре (но не к степени кандидата наук).

Вот здесь уже есть пространство для размышлений. Во-первых, есть «короткий цикл» высшего образования – три года на базе 11 классов и четыре на базе 9-ти. Для имеющих квалификацию СПО – срок уменьшается на год. Примерно это и есть базовая «двойка» в формуле «2+2+2», а также пример интегрированного СПО и ВО, а также сопряженной программы «школа – вуз».

Далее идет уже полноценный четырехлетний бакалавриат на базе полного школьного образования, который решено приравнять уже к уровню специалитета.

В целом аналогично уровням образования приравниваются и квалификации по формуле «созвучные приравниваются».

Для научных степеней всё несколько проще. Кандидаты наук и PhD становятся кандидатами, доктора – докторами.

Стыковать направления подготовки (а равно и должности педагогических работников) будут Минпросвещения (школы и СПО) и Минобрнауки (высшее образование). Для здравоохранения направления стыкует Минздрав. Аналогично поступят и с аспирантами. Квалификационные категории педработников приравниваются к российским.

Кто учился – продолжит учиться по состыкованным уровням подготовки. Интернов разжалуют до ординатуры. Кто отучился и не получил диплом – получит.

Члены национальных академий наук Украины получат обозначенные Правительством выплаты.

Для ДНР и ЛНР уставы и наименования организаций нужно привести в соответствие с российскими до 31 декабря 2023-го, а для двух других новых регионов – не позднее 30 июня 2024-го. Фищиащы иностранных вузов прекращают деятельность не позднее 1 июля 2023 года. Их студенты смогут поступить на бюджет в университеты четырех регионов.

Научныеп организации на территории четырех новых регионов должны не позднее 1 января 2026 года привести свою научную деятельность в соответствие с требованиями законов РФ.

КЦП на ближайшие четыре года будут выделяться по заявкам, а не по конкурсу. Школьники смогут выбирать формат экзаменов. Мобилизованные граждане РФ в ДНР и ЛНР получают право после выхода с военной службы перейти с платного на бюджет.

Полномочия региональных властей будут приведены к российским нормам в срок до 1 января 2026 года.

Основной массив норм понятен и ожидаем. Единственный вопрос – к некоторой двойственности правового положения «граждан РФ» и «не граждан РФ». Даже в ДНР с ЛНР у некоторых остались лишь паспорта Украины, другие успели лишь получить республиканские. Проблема системная – аналогичные неувязки есть по всей социалке.

Текст ФЗ.