Биогород
В рамках реализации программы стратегического лидерства «Приоритет 2030» университета РОСБИОТЕХ ключевым проектом является стратегический проект «Биогород», в основу которого заложена модель создания крупнейшего в России биотехнологического кластера на базе ПущГЕНИ (который в ближайшее время станет филиалом РОСБИОТЕХа), научных институтов РАН наукограда Пущино и инновационных высокотехнологичных компаний работающих в сфере агробиотехнологий, фармацевтики, пищевых биотехнологий.
Благодаря созданию в РОСБИОТЕХ федеральной стартап-студии, у молодых специалистов появляется возможность достаточно быстро пройти все стадии TRL и создавать компании в наукограде.
Альбина Бикбулатова, и.о. ректора ПущГени, для «Научно-образовательной политики»:
«В конце января принят закон Московской области о создании городского округа Серпухов, объединяющего три города, два из которых наукограды (Пущино и Протвино). В Протвино будет реализован Федеральный проект «Сила», который послужит стартером развития социальной инфраструктуры: жилых комплексов, гостиниц, поликлиник, спортивных и культурных объектов.
Пущино станет центром Биотехнологического здоровьесберегающего кластера. Биотехнологический кластер, направленный на формирование и развитие территории с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом и развитой предпринимательской составляющей.
Основные научно-технические направления, развиваемые участниками Кластера (в том числе те, по которым организации Кластера вышли на мировой уровень и занимают лидирующие позиции в России): биотехнология для медицины, фармакология,
сельское хозяйство, пищевая биотехнология, промышленная биотехнология, пищевое производство».
В рамках реализации программы стратегического лидерства «Приоритет 2030» университета РОСБИОТЕХ ключевым проектом является стратегический проект «Биогород», в основу которого заложена модель создания крупнейшего в России биотехнологического кластера на базе ПущГЕНИ (который в ближайшее время станет филиалом РОСБИОТЕХа), научных институтов РАН наукограда Пущино и инновационных высокотехнологичных компаний работающих в сфере агробиотехнологий, фармацевтики, пищевых биотехнологий.
Благодаря созданию в РОСБИОТЕХ федеральной стартап-студии, у молодых специалистов появляется возможность достаточно быстро пройти все стадии TRL и создавать компании в наукограде.
Альбина Бикбулатова, и.о. ректора ПущГени, для «Научно-образовательной политики»:
«В конце января принят закон Московской области о создании городского округа Серпухов, объединяющего три города, два из которых наукограды (Пущино и Протвино). В Протвино будет реализован Федеральный проект «Сила», который послужит стартером развития социальной инфраструктуры: жилых комплексов, гостиниц, поликлиник, спортивных и культурных объектов.
Пущино станет центром Биотехнологического здоровьесберегающего кластера. Биотехнологический кластер, направленный на формирование и развитие территории с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом и развитой предпринимательской составляющей.
Основные научно-технические направления, развиваемые участниками Кластера (в том числе те, по которым организации Кластера вышли на мировой уровень и занимают лидирующие позиции в России): биотехнология для медицины, фармакология,
сельское хозяйство, пищевая биотехнология, промышленная биотехнология, пищевое производство».
Кто найдет эффективный подход к выработке технологического суверенитета
Прошлый год стал переломным для российской ИТ-отрасли. Тотальные санкции недружественных стран поставили отрасль перед фактом: необходимо разработать эффективных подход к выработке технологического суверенитета России, который станет основой развития на ближайшее десятилетие.
Как и в прочих отраслях, перед ИТ-специалистами стоит задача не только заменить иностранное ПО, но и работать на опережение развития, обгонять существующие решения, чтобы не скатиться в копирование неактуальных идей. Примечательно, что Минцифры РФ уже работает над этим направлением, и становится тем министерством, которое ориентированно на специалистов своей отрасли и кадровый потенциал.
Московский технический университет связи и информатики, подведомственный Минцифры России, стал площадкой выездного совещания, одним из главных вопросов которого была координация работы в области формирования кадрового потенциала и развития ИТ-отрасли.
Участники мероприятия посетили современные учебные пространства МТУСИ, включая первый в России киберполигон с функционалом квантового распределения ключей, Центры искусственного интеллекта, AR/VR и робототехники.
Сергей Ерохин, ректор Московского технического университета связи и информатики, для «Научно-образовательной политики»:
«МТУСИ неразрывно связан с отраслью ИТ: одна из приоритетных задач вуза – подготовка высококвалифицированных кадров, которые впоследствии при трудоустройстве смогут сразу решать производственные задачи. Студенты проходят производственную и преддипломную практику в более чем 100 компаниях-партнерах. Они, в свою очередь, участвуют в создании образовательных программ и уникальных учебных пространств – базовых кафедр, лабораторий, центров».
Прошлый год стал переломным для российской ИТ-отрасли. Тотальные санкции недружественных стран поставили отрасль перед фактом: необходимо разработать эффективных подход к выработке технологического суверенитета России, который станет основой развития на ближайшее десятилетие.
Как и в прочих отраслях, перед ИТ-специалистами стоит задача не только заменить иностранное ПО, но и работать на опережение развития, обгонять существующие решения, чтобы не скатиться в копирование неактуальных идей. Примечательно, что Минцифры РФ уже работает над этим направлением, и становится тем министерством, которое ориентированно на специалистов своей отрасли и кадровый потенциал.
Московский технический университет связи и информатики, подведомственный Минцифры России, стал площадкой выездного совещания, одним из главных вопросов которого была координация работы в области формирования кадрового потенциала и развития ИТ-отрасли.
Участники мероприятия посетили современные учебные пространства МТУСИ, включая первый в России киберполигон с функционалом квантового распределения ключей, Центры искусственного интеллекта, AR/VR и робототехники.
Сергей Ерохин, ректор Московского технического университета связи и информатики, для «Научно-образовательной политики»:
«МТУСИ неразрывно связан с отраслью ИТ: одна из приоритетных задач вуза – подготовка высококвалифицированных кадров, которые впоследствии при трудоустройстве смогут сразу решать производственные задачи. Студенты проходят производственную и преддипломную практику в более чем 100 компаниях-партнерах. Они, в свою очередь, участвуют в создании образовательных программ и уникальных учебных пространств – базовых кафедр, лабораторий, центров».
Рынок труда Санкт-Петербурга
Сотрудничество между университетами и предприятиями является важным аспектом развития образования и бизнеса. Многие университеты работают в тесном партнерстве с крупными компаниями и организациями, чтобы предоставлять студентам реальные возможности для практического обучения и опыта работы.
Промышленные партнеры помогают университетам следить за требованиями рынка труда и обеспечивать своих выпускников необходимыми навыками и знаниями. В то же время, компании получают доступ к талантливым и мотивированным выпускникам, которые могут стать будущими лидерами и инноваторами в своей отрасли.
9 марта на площадке «Точки кипения – Санкт-Петербург.ГУАП» ведущие предприятия города представили стажировки и вакансии для студентов и выпускников Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга, для «Научно-образовательной политики»:
Рынок труда меняется: в последнее время сильно выросла потребность в кадрах, связанных с инженерными задачами, технологиями, организацией производства. Поэтому очень важно, что сегодняшнее мероприятие проводится в стенах вуза, в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, это дает возможность познакомиться работодателям и будущим работникам.
Студенты могут оценить, насколько реалистичны их притязания, узнать, как организован рынок труда, оценить свои дальнейшие возможности.
Сотрудничество между университетами и предприятиями является важным аспектом развития образования и бизнеса. Многие университеты работают в тесном партнерстве с крупными компаниями и организациями, чтобы предоставлять студентам реальные возможности для практического обучения и опыта работы.
Промышленные партнеры помогают университетам следить за требованиями рынка труда и обеспечивать своих выпускников необходимыми навыками и знаниями. В то же время, компании получают доступ к талантливым и мотивированным выпускникам, которые могут стать будущими лидерами и инноваторами в своей отрасли.
9 марта на площадке «Точки кипения – Санкт-Петербург.ГУАП» ведущие предприятия города представили стажировки и вакансии для студентов и выпускников Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга, для «Научно-образовательной политики»:
Рынок труда меняется: в последнее время сильно выросла потребность в кадрах, связанных с инженерными задачами, технологиями, организацией производства. Поэтому очень важно, что сегодняшнее мероприятие проводится в стенах вуза, в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, это дает возможность познакомиться работодателям и будущим работникам.
Студенты могут оценить, насколько реалистичны их притязания, узнать, как организован рынок труда, оценить свои дальнейшие возможности.
⚡️Ректорам, проректорам
Второй всероссийский ИОТ-слёт состоится 1–2 июня в Москве. Это крупнейшее в России специализированное мероприятие для ИТ-команд вузов. В столице соберутся проректоры, ИТ-директора и сотрудники российских университетов, которые отвечают за техническую и инфраструктурную поддержку трансформационных процессов. Впрочем, как показывает опыт, ценным мероприятие будет и для руководителей различных блоков управления образовательной деятельностью и ректоров вузов.
Елена Степанова, ректор ЯГТУ специально для НОП:
«ИОТ-слёт — это площадка профессиональных коммуникаций, которая нужна и важна для вузов, занимающихся в целом проектами в области индивидуализации как максимально точной сонастройки содержания, форм, способов и методов получения высшего образования для студентов и субъектного запроса студента с потребностями компаний-работодателей. Почему нужна эта площадка? Во-первых, профессиональный диалог тех, кто этим занимается, возможность поделится опытом, в том числе и негативным. Позитивный опыт — это прекрасно, конечно, но это скорее звучит как парадная реляция, а больше и важнее обсуждать, как мне кажется, что не удалось и почему не удалось, дабы не стопорить прогресс и не „попадать“ на уже вскрытые проблемы. Во-вторых, когда критическая масса университетов, участвующих в процессе массовой индивидуализации образования студентов, становится „10+“ процентов от общего числа вузов, — это заявка на то, чтобы данную задачу можно было поднимать на федеральный уровень для принятия поддерживающих вузы управленческих решений».
Соорганизатор мероприятия: «Научно-образовательная политика» @scienpolicy
Прием заявок на очное участие открыт: https://iot-slet.ru
Официальный телеграм-канал: https://news.1rj.ru/str/iotuniversity
По вопросам деловой программы можно связаться с дирекцией: https://news.1rj.ru/str/IrinaGordina
Второй всероссийский ИОТ-слёт состоится 1–2 июня в Москве. Это крупнейшее в России специализированное мероприятие для ИТ-команд вузов. В столице соберутся проректоры, ИТ-директора и сотрудники российских университетов, которые отвечают за техническую и инфраструктурную поддержку трансформационных процессов. Впрочем, как показывает опыт, ценным мероприятие будет и для руководителей различных блоков управления образовательной деятельностью и ректоров вузов.
Елена Степанова, ректор ЯГТУ специально для НОП:
«ИОТ-слёт — это площадка профессиональных коммуникаций, которая нужна и важна для вузов, занимающихся в целом проектами в области индивидуализации как максимально точной сонастройки содержания, форм, способов и методов получения высшего образования для студентов и субъектного запроса студента с потребностями компаний-работодателей. Почему нужна эта площадка? Во-первых, профессиональный диалог тех, кто этим занимается, возможность поделится опытом, в том числе и негативным. Позитивный опыт — это прекрасно, конечно, но это скорее звучит как парадная реляция, а больше и важнее обсуждать, как мне кажется, что не удалось и почему не удалось, дабы не стопорить прогресс и не „попадать“ на уже вскрытые проблемы. Во-вторых, когда критическая масса университетов, участвующих в процессе массовой индивидуализации образования студентов, становится „10+“ процентов от общего числа вузов, — это заявка на то, чтобы данную задачу можно было поднимать на федеральный уровень для принятия поддерживающих вузы управленческих решений».
Соорганизатор мероприятия: «Научно-образовательная политика» @scienpolicy
Прием заявок на очное участие открыт: https://iot-slet.ru
Официальный телеграм-канал: https://news.1rj.ru/str/iotuniversity
По вопросам деловой программы можно связаться с дирекцией: https://news.1rj.ru/str/IrinaGordina
iot-slet.ru
Второй Всероссийский ИОТ-слёт
1-2 июня 2023 в Москве пройдет Второй Всероссийский ИОТ-слёт — мероприятие для ИТ-команд российских вузов
О сроках и страхах
Суверенизация и переход к пост-Болонской системе высшего образования в официальном дискурсе представлены в качестве практически панацеи от всех бед и накопившихся за последние годы проблем.
С другой стороны, эксперты уже начинают просчитывать риски. Традиционно эта работа не проходит без появления различных спекуляций. Один из примеров подобного смешанного жанра – статья Егора Яблокова в ForbesLife, вышедшая еще в начале марта.
Основные риски автор справедливо относит к переходному периоду, когда магистратуры уже начнут перестраиваться по-новому, а бакалавры продолжат выпускаться с традиционной мотивацией продолжить образование в классической двухлетней магистратуре.
Эти опасения представляются чрезмерными. Во-первых, годичная магистратура – это всего лишь опция, а не обязательное требование. Базовым сроком получения высшего специализированного образования все равно остается 5-6 лет (специалитет, либо он же с 1-летней магистратурой, либо классика 4+2).
Государство, естественно, будет выделять бюджетные места туда, откуда рассчитывает получить наибольшую отдачу. Например, на магистратуру заточена программа Передовых инженерных школ. С другой стороны, университеты вполне могут набирать на программы любого формата. Если базовое высшее образование будет от 4 до 6 лет, то следующий уровень должен предусматривать вариации от 1 до 3, хотя некоторые ординатуры длятся 5 лет. Напомним, что после специалитета или магистратуры выпускник вправе поступать в аспирантуру – теперь в научную, с целью написания и защиты кандидатской диссертации. Сама аспирантура вариативна по срокам – по базе это три года, но может быть и больше.
Годичная магистратура допустима именно тогда, когда речь идет о «заточке» уже полученного фундаментального образования под конкретику – будь то адаптация к рабочему месту (прикладная магистратура) или к неким междисциплинарным исследовательским процессам (научная магистратура).
В спорах и дискуссиях часто забывают – в рамках пятилетнего специалитета была специализация. Эту систему попытались скопировать на бакалавриат (профили) и магистратуру (программы). Получившееся красивое на сайтах, в брошюрах и дипломах не всегда коррелировало с содержанием. Зато комбинировать можно было многое. Так и магистратуру стали воспринимать как укороченное второе высшее образование. Особенно в общественных и гуманитарных науках – был лингвист, стал политолог; был философ, стал историк. Вузы напрямую заинтересованы в наборе на магистерские программы – отсюда и подстраивание под интересы студентов (фактически – очно-заочная, вечерняя форма обучения).
Известна вариация «плача Ярославны» о том, что «работодатели не понимают, кто такой бакалавр». Это достаточно странно, учитывая, что бакалавров массово выпускают уже лет 10. Как раз первые выпуски должны были подрасти до руководящих должностей. И чем дальше – тем таких людей должно становиться больше.
С другой стороны, понятно стремление максимально удлинить сроки получения высшего образования – больше лет означают больше госзадания и денег от платников.
Егор Яблоков выделяет поступающих в зарубежную магистратуру россиян как потенциально самую пострадавшую от реформ группу студентов. Однако, стоит напомнить, что взаимное признание дипломов происходит через отдельных двух- и многосторонние соглашения, а отнюдь не через рамочные соглашения Болонского процесса.
Привлекательность российского высшего образования также вряд ли сильно пострадает – никто огнем и мечом выжигать магистратуру не собирается (а именно на нее в основном в Россию и едут), аспирантуру (еще один магнит) также всячески поддерживают.
Комментаторы очень часто забывают о том, что цель суверенизации системы высшего образование – не формальный переход с 4 на 5-летние программы (дабы влезли модули по Истории, российской государственности и пр.), а формирование многообразия, в котором любой абитуриент и студент сможет выстаивать любые индивидуальные образовательные траектории.
Подробнее.
Суверенизация и переход к пост-Болонской системе высшего образования в официальном дискурсе представлены в качестве практически панацеи от всех бед и накопившихся за последние годы проблем.
С другой стороны, эксперты уже начинают просчитывать риски. Традиционно эта работа не проходит без появления различных спекуляций. Один из примеров подобного смешанного жанра – статья Егора Яблокова в ForbesLife, вышедшая еще в начале марта.
Основные риски автор справедливо относит к переходному периоду, когда магистратуры уже начнут перестраиваться по-новому, а бакалавры продолжат выпускаться с традиционной мотивацией продолжить образование в классической двухлетней магистратуре.
Эти опасения представляются чрезмерными. Во-первых, годичная магистратура – это всего лишь опция, а не обязательное требование. Базовым сроком получения высшего специализированного образования все равно остается 5-6 лет (специалитет, либо он же с 1-летней магистратурой, либо классика 4+2).
Государство, естественно, будет выделять бюджетные места туда, откуда рассчитывает получить наибольшую отдачу. Например, на магистратуру заточена программа Передовых инженерных школ. С другой стороны, университеты вполне могут набирать на программы любого формата. Если базовое высшее образование будет от 4 до 6 лет, то следующий уровень должен предусматривать вариации от 1 до 3, хотя некоторые ординатуры длятся 5 лет. Напомним, что после специалитета или магистратуры выпускник вправе поступать в аспирантуру – теперь в научную, с целью написания и защиты кандидатской диссертации. Сама аспирантура вариативна по срокам – по базе это три года, но может быть и больше.
Годичная магистратура допустима именно тогда, когда речь идет о «заточке» уже полученного фундаментального образования под конкретику – будь то адаптация к рабочему месту (прикладная магистратура) или к неким междисциплинарным исследовательским процессам (научная магистратура).
В спорах и дискуссиях часто забывают – в рамках пятилетнего специалитета была специализация. Эту систему попытались скопировать на бакалавриат (профили) и магистратуру (программы). Получившееся красивое на сайтах, в брошюрах и дипломах не всегда коррелировало с содержанием. Зато комбинировать можно было многое. Так и магистратуру стали воспринимать как укороченное второе высшее образование. Особенно в общественных и гуманитарных науках – был лингвист, стал политолог; был философ, стал историк. Вузы напрямую заинтересованы в наборе на магистерские программы – отсюда и подстраивание под интересы студентов (фактически – очно-заочная, вечерняя форма обучения).
Известна вариация «плача Ярославны» о том, что «работодатели не понимают, кто такой бакалавр». Это достаточно странно, учитывая, что бакалавров массово выпускают уже лет 10. Как раз первые выпуски должны были подрасти до руководящих должностей. И чем дальше – тем таких людей должно становиться больше.
С другой стороны, понятно стремление максимально удлинить сроки получения высшего образования – больше лет означают больше госзадания и денег от платников.
Егор Яблоков выделяет поступающих в зарубежную магистратуру россиян как потенциально самую пострадавшую от реформ группу студентов. Однако, стоит напомнить, что взаимное признание дипломов происходит через отдельных двух- и многосторонние соглашения, а отнюдь не через рамочные соглашения Болонского процесса.
Привлекательность российского высшего образования также вряд ли сильно пострадает – никто огнем и мечом выжигать магистратуру не собирается (а именно на нее в основном в Россию и едут), аспирантуру (еще один магнит) также всячески поддерживают.
Комментаторы очень часто забывают о том, что цель суверенизации системы высшего образование – не формальный переход с 4 на 5-летние программы (дабы влезли модули по Истории, российской государственности и пр.), а формирование многообразия, в котором любой абитуриент и студент сможет выстаивать любые индивидуальные образовательные траектории.
Подробнее.
Forbes.ru
Небоевые потери: к чему приведет «суверенизация» высшего образования в России
Владимир Путин впервые с 2021 года обратился с посланием к Федеральному Собранию — в частности, в выступлении он заявил о том, что в российской системе высшего образования давно назрели перемены, и определил их вектор. Специально для Forbes Life дир
Возраст призыва: системные изменения
В Госдуму внесен законопроект о поэтапном расширении коридора призывного возраста. Напомним, целевой ориентир задан президентом – призывать с 21 года до 30 лет. Так и будет с 1 января 2026 года.
До этого момента весь 2024-й год будут призывать с 19 до 30 лет, а весь 2025-й – с 20 до 30 лет. При этом возможность пойти служить в 18 лет сохраняется – достаточно подать соответствующее заявление.
Поскольку закон не может иметь обратной силы, то граждане в возрасте 27-30 лет могут призваться по собственному желанию.
Не раз мы уже писали, что новые возрастные рамки призыва кардинально изменят систему мотивации школьников и абитуриентов мужского пола. Именно на образовательных сюжетах выстроена мотивировочная часть в Пояснительной записке. Изменения вводятся «в целях гарантированного получения гражданами, как среднего общего образования, так и среднего профессионального или высшего образования».
По сути Минобороны хочет получать на входе не выпускников школ, а людей со средним профессиональным либо высшим образованием.
Кроме того, предлагается исключить явку в военкоматы школьников и студентов для получения отсрочек. Эта механика уже отработана в рамках формирования брони от мобилизации. Аналогично в цифровой формат скорее всего переведут и сюжеты, связанные с призывом. Помимо явки как таковой планируется сократить финансирование медицинского освидетельствования призывников, которые получают общее или среднее образование. Грубо говоря, здоровье потенциального солдата не будет волновать военкомат, пока действует какая-либо иная отсрочка. И это логично – за году обучения здоровье может несколько раз кардинально измениться.
Отдельное внимание в Пояснительной записке уделено «отбегавшим» - около 30 тыс. в итоге получают военные билеты без службы в армии и без законных отсрочек. В то же время около 50 тыс. человек переходят в запас на законных основаниях (один из вариантов – это молодые кандидаты наук).
Формально «отбегать» предстоит всё те же 10 лет, но уже начиная с 21 года – следовательно, образуется временной разрыв между выпуском из школы и началом призыва. Будут сохраняться две стратегии – исследовательская (с венцом в виде аспирантуры и кандидатской диссертации) и «профессиональная» (через СПО формата «Профессионалитета» особенно после 9-го класса). Еще более востребованными станут вузы с военными учебными центрами. Можно прогнозировать усиление интереса к формату научных рот.
С другой стороны, повышение рамок призывного возраста грозит достаточно серьезными проблемами. Сейчас «изымается» из экономики человек между школой и рынком труда (высшим образованием) либо между окончанием СПО и фактическим трудоустройством – то есть работник с самыми базовыми навыками. С новыми возрастными границами мы будем «упускать» на год, например, выпускников «Профессионалитета», которые уже проработают 2-3 года. Отдельная бронь для предприятий ОПК проблему не решит.
Традиционно работодатель имел дело с парнями, которые уже (почти) решили свои проблемы с военкоматом. А следовательно – можно рассчитывать длительные трудовые отношения.
Перезагрузка магистратуры также сыграет свою роль – если раньше фактически в вечернем режиме можно было поучиться еще два года, совмещая с работой, то теперь магистратура станет доминирующе очной и специализированной. Зато явный стимул получат интегрированные программы магистратуры + аспирантуры.
Можно ожидать разновекторных процессов: что достаточно много призывников изъявит желание пойти служить сразу после школы, одновременно не исключено возникновение «потерянных лет» (18-21 год).
Призыв в армию является одним из системообразующих, но слишком недооцененных факторов развития российской системы высшего и среднего профессионального образования. Принимаемые решения, что продиктованы скорее конъюнктурой СВО, окажут колоссальное воздействие на очень многие социально-экономические процессы. Эти последствия пока явно недооценены и избегают фокуса внимания аналитиков и лиц, принимающих решения.
Законопроект.
В Госдуму внесен законопроект о поэтапном расширении коридора призывного возраста. Напомним, целевой ориентир задан президентом – призывать с 21 года до 30 лет. Так и будет с 1 января 2026 года.
До этого момента весь 2024-й год будут призывать с 19 до 30 лет, а весь 2025-й – с 20 до 30 лет. При этом возможность пойти служить в 18 лет сохраняется – достаточно подать соответствующее заявление.
Поскольку закон не может иметь обратной силы, то граждане в возрасте 27-30 лет могут призваться по собственному желанию.
Не раз мы уже писали, что новые возрастные рамки призыва кардинально изменят систему мотивации школьников и абитуриентов мужского пола. Именно на образовательных сюжетах выстроена мотивировочная часть в Пояснительной записке. Изменения вводятся «в целях гарантированного получения гражданами, как среднего общего образования, так и среднего профессионального или высшего образования».
По сути Минобороны хочет получать на входе не выпускников школ, а людей со средним профессиональным либо высшим образованием.
Кроме того, предлагается исключить явку в военкоматы школьников и студентов для получения отсрочек. Эта механика уже отработана в рамках формирования брони от мобилизации. Аналогично в цифровой формат скорее всего переведут и сюжеты, связанные с призывом. Помимо явки как таковой планируется сократить финансирование медицинского освидетельствования призывников, которые получают общее или среднее образование. Грубо говоря, здоровье потенциального солдата не будет волновать военкомат, пока действует какая-либо иная отсрочка. И это логично – за году обучения здоровье может несколько раз кардинально измениться.
Отдельное внимание в Пояснительной записке уделено «отбегавшим» - около 30 тыс. в итоге получают военные билеты без службы в армии и без законных отсрочек. В то же время около 50 тыс. человек переходят в запас на законных основаниях (один из вариантов – это молодые кандидаты наук).
Формально «отбегать» предстоит всё те же 10 лет, но уже начиная с 21 года – следовательно, образуется временной разрыв между выпуском из школы и началом призыва. Будут сохраняться две стратегии – исследовательская (с венцом в виде аспирантуры и кандидатской диссертации) и «профессиональная» (через СПО формата «Профессионалитета» особенно после 9-го класса). Еще более востребованными станут вузы с военными учебными центрами. Можно прогнозировать усиление интереса к формату научных рот.
С другой стороны, повышение рамок призывного возраста грозит достаточно серьезными проблемами. Сейчас «изымается» из экономики человек между школой и рынком труда (высшим образованием) либо между окончанием СПО и фактическим трудоустройством – то есть работник с самыми базовыми навыками. С новыми возрастными границами мы будем «упускать» на год, например, выпускников «Профессионалитета», которые уже проработают 2-3 года. Отдельная бронь для предприятий ОПК проблему не решит.
Традиционно работодатель имел дело с парнями, которые уже (почти) решили свои проблемы с военкоматом. А следовательно – можно рассчитывать длительные трудовые отношения.
Перезагрузка магистратуры также сыграет свою роль – если раньше фактически в вечернем режиме можно было поучиться еще два года, совмещая с работой, то теперь магистратура станет доминирующе очной и специализированной. Зато явный стимул получат интегрированные программы магистратуры + аспирантуры.
Можно ожидать разновекторных процессов: что достаточно много призывников изъявит желание пойти служить сразу после школы, одновременно не исключено возникновение «потерянных лет» (18-21 год).
Призыв в армию является одним из системообразующих, но слишком недооцененных факторов развития российской системы высшего и среднего профессионального образования. Принимаемые решения, что продиктованы скорее конъюнктурой СВО, окажут колоссальное воздействие на очень многие социально-экономические процессы. Эти последствия пока явно недооценены и избегают фокуса внимания аналитиков и лиц, принимающих решения.
Законопроект.
Forwarded from Покровский канал (Дмитрий Покровский)
Сегодня приказом Министра науки и высшего образования В. Н. Фалькова назначен на должность врио директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации🤝
Я все так же буду заниматься тем, что мне близко по духу и хорошо знакомо - студенчеством. Потому что студенты - наша движущая сила, драйвер и энергия позитивных прорывов. Мы должны помогать им использовать возможности молодежной экосистемы, развиваться и не бояться масштабных проектов. Именно этим я и займусь вместе с новыми, но уже хорошо знакомыми коллегами. 🫶
Продолжаем работать 😎
Я все так же буду заниматься тем, что мне близко по духу и хорошо знакомо - студенчеством. Потому что студенты - наша движущая сила, драйвер и энергия позитивных прорывов. Мы должны помогать им использовать возможности молодежной экосистемы, развиваться и не бояться масштабных проектов. Именно этим я и займусь вместе с новыми, но уже хорошо знакомыми коллегами. 🫶
Продолжаем работать 😎
Forwarded from СЕРИКОВ: от первого лица
В Центре знаний «Машук» прошла первая программа для наставников по военно-патриотическому воспитанию
Старт программе дал Сергей Кириенко. Он поблагодарил участников за их активную позицию и за желание стать лидерами для подрастающего поколения. От того, какими станут сегодняшние подростки зависит будущее страны.
Задача, которая стоит перед государством, усовершенствовать систему военно-прикладной подготовки и воспитательной работы.
Организовать эту деятельность решено на базе Российского союза боевых искусств. Также появилась идея возродить популярную некогда систему проведения «Зарниц».
Спикерами программы выступили легендарные люди, среди них: Александр Карелин, Владимир Соловьев, Александр Хинштейн, Вячеслав Гладков и другие.
Старт программе дал Сергей Кириенко. Он поблагодарил участников за их активную позицию и за желание стать лидерами для подрастающего поколения. От того, какими станут сегодняшние подростки зависит будущее страны.
Задача, которая стоит перед государством, усовершенствовать систему военно-прикладной подготовки и воспитательной работы.
Организовать эту деятельность решено на базе Российского союза боевых искусств. Также появилась идея возродить популярную некогда систему проведения «Зарниц».
Спикерами программы выступили легендарные люди, среди них: Александр Карелин, Владимир Соловьев, Александр Хинштейн, Вячеслав Гладков и другие.
Forwarded from Екатерина Харченко, вместе сделаем больше🙌 (Екатерина Харченко)
🙌самое важное с заседания комитета
Сегодня на заседании Комитета по науке и высшему образованию рассмотрели Отчёт о работе Счетной палаты РФ за 2022 год в части мониторинга реализации меропряитий национальных проектов «Образование» и «Наука и университеты», а также в рамках контроля исполнения и формирования бюджета в сферах высшего образования, науки и инноваций .
Важное направление деятельности Счетной палаты - экспертно-аналитическая деятельность, направленная на повышение эффективности управления сферой науки и образования. Обсудили сегодня выявленные недостатки в развитии науки и высшего образования, а также при реализации инновационной политики и технологического развития:
✅ отсутсвие сбалансированной и прозрачной системы индикаторов программ развития российских вузов;
✅ недостатки в системе управления реализацией Стратегии научно-технологического развития и инструментах ее реализации;
✅недостижение ряда показателей и риски реализации мероприятий Госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ»;
✅риски в реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (по строительству объектов образования).
Комитет неоднократно обращал внимание на сохранение проблем, связанных с размером оплаты труда работников образовательных организаций высшего образования.
Особо аудитор Счётной палаты остановился на системных проблемах, выявленных в ходе 11 контрольных и 8 экспертного-аналитических мероприятиях:
- в сфере управления имуществом вузов;
- в сфере гос. закупок;
- в сфере гос. заданий.
По результатам проверок выявлено 209 нарушений и направлено 11 предоставлений.
Подробнейшим образом остановились на результатах мониторинга 47 Госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», на которую в 2021 году выделено 815 млрд. руб. (исполнение 99,4 %).
Договорились с представителями Счетной палаты о проведении анализа и оценки эффективности мер гос поддержки молодых исследователей и мер по решению задач по развитию непрерывного образования.
#наукаивысшееобразование #счетнаяпалата
Сегодня на заседании Комитета по науке и высшему образованию рассмотрели Отчёт о работе Счетной палаты РФ за 2022 год в части мониторинга реализации меропряитий национальных проектов «Образование» и «Наука и университеты», а также в рамках контроля исполнения и формирования бюджета в сферах высшего образования, науки и инноваций .
Важное направление деятельности Счетной палаты - экспертно-аналитическая деятельность, направленная на повышение эффективности управления сферой науки и образования. Обсудили сегодня выявленные недостатки в развитии науки и высшего образования, а также при реализации инновационной политики и технологического развития:
✅ отсутсвие сбалансированной и прозрачной системы индикаторов программ развития российских вузов;
✅ недостатки в системе управления реализацией Стратегии научно-технологического развития и инструментах ее реализации;
✅недостижение ряда показателей и риски реализации мероприятий Госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ»;
✅риски в реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (по строительству объектов образования).
Комитет неоднократно обращал внимание на сохранение проблем, связанных с размером оплаты труда работников образовательных организаций высшего образования.
Особо аудитор Счётной палаты остановился на системных проблемах, выявленных в ходе 11 контрольных и 8 экспертного-аналитических мероприятиях:
- в сфере управления имуществом вузов;
- в сфере гос. закупок;
- в сфере гос. заданий.
По результатам проверок выявлено 209 нарушений и направлено 11 предоставлений.
Подробнейшим образом остановились на результатах мониторинга 47 Госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», на которую в 2021 году выделено 815 млрд. руб. (исполнение 99,4 %).
Договорились с представителями Счетной палаты о проведении анализа и оценки эффективности мер гос поддержки молодых исследователей и мер по решению задач по развитию непрерывного образования.
#наукаивысшееобразование #счетнаяпалата
Психологическая безопасность образовательной среды
На встрече с участниками II Конгресса молодых ученых президент России Владимир Путин назвал напрасным отсутствие внимание властей к развитию психологической службы в России, когда 15% россиян нуждаются в помощи психологов.
«Еще в прошлом году, по-моему, ВЦИОМ проводил социологическое исследование и вот пришел к какому выводу - 15% жителей страны нуждаются в психологической помощи, а среди молодых людей - 35%. Поэтому, конечно, нужно признать, что у нас эти службы соответствующим образом пока не развиваются и происходит это из-за того, что государство на всех уровнях <…> должного внимания, к сожалению, пока этому не уделяет. Напрасно», - сказал тогда Путин.
В Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова в рамках VI Международной научно-практической конференции «Психологическая безопасность образовательной среды» была представлена уникальная программа по организации в образовательных учреждениях России Центров психологической безопасности образовательной среды.
Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, для «Научно-образовательной политики»:
«Наш университет в течение уже почти десяти лет разрабатывает проблемы лингвистической и психологической безопасности. На площадке НГЛУ действует единственный в Нижегородском регионе координационный центр по вопросам формирования у молодежи гражданской позиции, предупреждения межнациональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, функционируют федеральные инновационные площадки по проектам «Полилингвальный форсайт-центр обеспечения комплексной безопасности образовательной среды» и «Экосистемный акселератор социокультурной адаптации молодёжи в полилингвальной среде», в рамках деятельности которых указанные проблемы получают комплексное осмысление. И мы горды тем, что опыт НГЛУ востребован и тиражируется на национальном уровне.
Эта программа гибко адаптируется и под потребности школы. Она была апробирована и обеспечила достижение конкретных результатов: снижение жалоб со стороны молодежи на кибербуллинг с одной стороны, и повышение осознанности при выборе будущей профессии у школьников, а также готовность работать по специальности у студентов — с другой стороны. И эти реальные данные сегодня высоко востребованы у коллег из разных учебных заведений как в России, так и у зарубежных партнеров».
На встрече с участниками II Конгресса молодых ученых президент России Владимир Путин назвал напрасным отсутствие внимание властей к развитию психологической службы в России, когда 15% россиян нуждаются в помощи психологов.
«Еще в прошлом году, по-моему, ВЦИОМ проводил социологическое исследование и вот пришел к какому выводу - 15% жителей страны нуждаются в психологической помощи, а среди молодых людей - 35%. Поэтому, конечно, нужно признать, что у нас эти службы соответствующим образом пока не развиваются и происходит это из-за того, что государство на всех уровнях <…> должного внимания, к сожалению, пока этому не уделяет. Напрасно», - сказал тогда Путин.
В Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова в рамках VI Международной научно-практической конференции «Психологическая безопасность образовательной среды» была представлена уникальная программа по организации в образовательных учреждениях России Центров психологической безопасности образовательной среды.
Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, для «Научно-образовательной политики»:
«Наш университет в течение уже почти десяти лет разрабатывает проблемы лингвистической и психологической безопасности. На площадке НГЛУ действует единственный в Нижегородском регионе координационный центр по вопросам формирования у молодежи гражданской позиции, предупреждения межнациональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, функционируют федеральные инновационные площадки по проектам «Полилингвальный форсайт-центр обеспечения комплексной безопасности образовательной среды» и «Экосистемный акселератор социокультурной адаптации молодёжи в полилингвальной среде», в рамках деятельности которых указанные проблемы получают комплексное осмысление. И мы горды тем, что опыт НГЛУ востребован и тиражируется на национальном уровне.
Эта программа гибко адаптируется и под потребности школы. Она была апробирована и обеспечила достижение конкретных результатов: снижение жалоб со стороны молодежи на кибербуллинг с одной стороны, и повышение осознанности при выборе будущей профессии у школьников, а также готовность работать по специальности у студентов — с другой стороны. И эти реальные данные сегодня высоко востребованы у коллег из разных учебных заведений как в России, так и у зарубежных партнеров».
Forwarded from Андрей Рудской
Сегодня необычный, но очень близкий нам, политехникам, праздник- Международный день числа π. Все мы знаем, что π – это математическая константа, отношение длины окружности к длине ее диаметра. В цифровом выражении число π начинается как 3,141592 и продолжается…. до бесконечности!
И именно бесконечность научного знания, исследовательской мощи, самосовершенствования и саморазвития подчеркивает знаменитый символ Политеха- Число π!
Пусть сегодняшний день даст всем нам импульс к движению и новым идеям!
С праздником!
И именно бесконечность научного знания, исследовательской мощи, самосовершенствования и саморазвития подчеркивает знаменитый символ Политеха- Число π!
Пусть сегодняшний день даст всем нам импульс к движению и новым идеям!
С праздником!
Научное наставничество: Калининград
В этом году в российских вузах запускается программа научного наставничества.
«Сегодня в России более 52 000 молодых преподавателей в вузах в возрасте до 39 лет. Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования. <…> В целях развития системы научного наставничества мы задействуем студенческие научные объединения и советы молодых ученых. Благодаря этому мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого - от абитуриента до доктора наук, а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей» — заявил Дмитрий Чернышенко.
Балтийский федеральный стал одним из шести российских университетов, где будет запушена пилотная программа научного наставничества. Инициатива реализуется в рамках Года педагога и наставника, объявленного презентом страны.
Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта, для «Научно-образовательной политики»:
Современное научное наставничество — это система мер и институтов, направленная на развитие преемственности между поколениями исследователей, на широкое вовлечение обучающихся в научную деятельность. Для формирования трека молодого ученого в БФУ им. И. Канта выстраивается логичная структура научных объединений. В апреле стартует работа по созданию дорожной карты нового проекта. Определенный задел уже есть: действуют меры поддержки для аспирантов, сотрудников и ученых, защищающих кандидатские и докторские диссертации, большое внимание уделяется развитию научной мобильности молодежи, работает механизм поддержки исследовательских студенческих проектов в рамках молодежной политики. Большие возможности создает и сетевое сотрудничество с другими университетами, индустриальными и социальными партнерами.
БФУ сегодня — это молодой и динамичный университет, открытая площадка для межпоколенческих дискуссий. Именно конвенция поколений — основа нашей корпоративной философии — должна стать источником смыслов и фундаментом нового качества научной работы.
В этом году в российских вузах запускается программа научного наставничества.
«Сегодня в России более 52 000 молодых преподавателей в вузах в возрасте до 39 лет. Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования. <…> В целях развития системы научного наставничества мы задействуем студенческие научные объединения и советы молодых ученых. Благодаря этому мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого - от абитуриента до доктора наук, а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей» — заявил Дмитрий Чернышенко.
Балтийский федеральный стал одним из шести российских университетов, где будет запушена пилотная программа научного наставничества. Инициатива реализуется в рамках Года педагога и наставника, объявленного презентом страны.
Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта, для «Научно-образовательной политики»:
Современное научное наставничество — это система мер и институтов, направленная на развитие преемственности между поколениями исследователей, на широкое вовлечение обучающихся в научную деятельность. Для формирования трека молодого ученого в БФУ им. И. Канта выстраивается логичная структура научных объединений. В апреле стартует работа по созданию дорожной карты нового проекта. Определенный задел уже есть: действуют меры поддержки для аспирантов, сотрудников и ученых, защищающих кандидатские и докторские диссертации, большое внимание уделяется развитию научной мобильности молодежи, работает механизм поддержки исследовательских студенческих проектов в рамках молодежной политики. Большие возможности создает и сетевое сотрудничество с другими университетами, индустриальными и социальными партнерами.
БФУ сегодня — это молодой и динамичный университет, открытая площадка для межпоколенческих дискуссий. Именно конвенция поколений — основа нашей корпоративной философии — должна стать источником смыслов и фундаментом нового качества научной работы.
government.ru
Дмитрий Чернышенко: Программа научного наставничества усилит Год педагога и наставника, объявленный Президентом России
Указом Президента страны 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В целях развития научного наставничества для молодых учёных запускается специальная программа.