Ярмарка, Новый год, Дубна
В университете «Дубна» прошла предновогодняя ярмарка. 20-21 декабря университет совместно с комитетом ремесленников при Союзе женщин России в г. Дубна провел благотворительную ярмарку-выставку «Русская тройка».
В программе приняли участие более 30 мастериц из Дубны, Дмитрова и Талдома. Важно отметить, что сотрудники университета тоже порадовали нас своим рукоделием. Среди представленных работ можно было приобрести прекрасные изделия из шерсти, ювелирные украшения, нарядных кукол, травяные чаи и ароматные свечи и, конечно, новогодние игрушки.
В рамках благотворительной ярмарки прошел мастер-класс для студентов по изготовлению окопных свечей. Начальник отдела инклюзивного образования университета Юрий Моталов рассказал и показал все тонкости их создания для применения в полевых условиях. Все изготовленные свечи, а также собранные пожертвования на ярмарке в этом году будут переданы для нужд СВО.
Оксана Крейдер, и.о. проректора по учебной работе университета «Дубна» для «Научно-образовательной политики»:
В университете «Дубна» прошла предновогодняя ярмарка. 20-21 декабря университет совместно с комитетом ремесленников при Союзе женщин России в г. Дубна провел благотворительную ярмарку-выставку «Русская тройка».
В программе приняли участие более 30 мастериц из Дубны, Дмитрова и Талдома. Важно отметить, что сотрудники университета тоже порадовали нас своим рукоделием. Среди представленных работ можно было приобрести прекрасные изделия из шерсти, ювелирные украшения, нарядных кукол, травяные чаи и ароматные свечи и, конечно, новогодние игрушки.
В рамках благотворительной ярмарки прошел мастер-класс для студентов по изготовлению окопных свечей. Начальник отдела инклюзивного образования университета Юрий Моталов рассказал и показал все тонкости их создания для применения в полевых условиях. Все изготовленные свечи, а также собранные пожертвования на ярмарке в этом году будут переданы для нужд СВО.
Оксана Крейдер, и.о. проректора по учебной работе университета «Дубна» для «Научно-образовательной политики»:
«Проведение предновогодней ярмарки стало доброй традицией уходящего года, позволяющей расширить рамки учебного процесса, обогатить его творческой составляющей. К участию в таком мероприятии университет привлекает не только сторонних мастериц, но дает возможность реализоваться профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам, предметы рукоделия которых представлены на ярмарке.
Такой подход позволяет показать, что в университете как в некоей точке притяжения люди могут встречаться не только в рамках учебного процесса, открывая и для студентов новые грани и возможности для самореализации и развития. Для нас очень ценно то, что творческие люди, готовые поделиться своими работами, могут порадовать нас к Новому году. Кроме того, это хорошая возможность приобрести нечто уникальное, сделанное с душой и для души.
Как и раньше, ярмарка носит благотворительный характер. Каждый год ее участники оставляют определенную сумму на пожертвование, которая каждый год тратится на благотворительные цели. Ранее мы покупали подарки для учащихся школы «Бригантина», а также для пациентов хосписа «Рождественский». Однако сегодня проведение предновогоднего мероприятия наполнено особым смыслом, так как средства, собранные в ходе ярмарки, будут направлены в помощь бойцам СВО».
Точка сборки молодых учёных
В Российском государственном университете народного хозяйства имени В.И. Вернадского @rgunhru состоялось заседание Совета молодых ученых и специалистов Московской области, в рамках которого были обсуждены ключевые аспекты реализации госполитики по поддержке исследований молодых учёных, механизмы по активизации деятельности молодых учёных при содействии со стороны органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления.
Совет молодых ученых Московской области объединяет исследователей и представителей производственных образований Подмосковья. Приоритетные направления исследований в регионе – биотехнологии, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, рациональное природопользование, устойчивое развитие территорий.
Университет Вернадского представил успехи в области работы с молодыми учёными, были высказаны идеи об организации площадки для диалога молодых исследователей, органов государственной власти, институтов развития, бизнес-сообщества в рамках Выставки-форума «Россия».
Проректор Университета Вернадского Андрей Тихонов, специально для НОП:
В Российском государственном университете народного хозяйства имени В.И. Вернадского @rgunhru состоялось заседание Совета молодых ученых и специалистов Московской области, в рамках которого были обсуждены ключевые аспекты реализации госполитики по поддержке исследований молодых учёных, механизмы по активизации деятельности молодых учёных при содействии со стороны органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления.
Совет молодых ученых Московской области объединяет исследователей и представителей производственных образований Подмосковья. Приоритетные направления исследований в регионе – биотехнологии, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, рациональное природопользование, устойчивое развитие территорий.
Университет Вернадского представил успехи в области работы с молодыми учёными, были высказаны идеи об организации площадки для диалога молодых исследователей, органов государственной власти, институтов развития, бизнес-сообщества в рамках Выставки-форума «Россия».
Проректор Университета Вернадского Андрей Тихонов, специально для НОП:
Университет Вернадского поддерживает и активно участвует в реализации начинаний Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области, направленных на активизацию научно-проектной активности молодёжи в регионе. При поддержке Минсельхоза России наш вуз реализует программу стратегического развития, и поддержка молодых ученых является одним из приоритетных направлений.
ИТ-импортозамещение в учебном процессе
Один из ведущих университетов России, СПбГУ переводит учёбный процесс (проведение занятий в гибридном формате) с западных на отечественные сервисы, совместно с "Вебинар Технологии", российской компанией-разработчиком экосистемы сервисов для бизнес-коммуникаций и совместной работы МТС Линк.
Решение от МТС Линк заменило сервисы Microsoft Teams, которые ранее использовались в СПбГУ. После ухода Microsoft с российского рынка вузы всё активнее развивают ИТ-архитектуру гибридной аудитории и её импортозамещение российскими решениями. Экосистема МТС Линк стала основным компонентом гибридных аудиторий для интерактивных занятий, что позволило студентам продолжать получать образовательный опыт высокого качества. В 2024 году все гибридные аудитории для интерактивных занятий ВШМ СПбГУ будут адаптированы под российское решение.
Юрий Екимов, директор по ИТ ВШМ СПбГУ, для НОП:
“Мы в ВШМ СПбГУ давно разрабатываем и развиваем концепцию гибридной аудитории для интерактивных занятий. Мы с готовностью делимся нашим опытом и помогаем разворачивать подобные аудитории не только в нашем вузе, но и в других учебных учреждениях, где важно объединять онлайн- и офлайн-обучение. Несомненно, в текущих реалиях важно, чтобы основой гибридной аудитории была российская технология. Мы с командой МТС Линк успешно провели масштабную работу, чтобы адаптировать облачную платформу под задачи гибридного обучения. Теперь приложение МТС Линк совместимо с ВКС-терминалами в гибридных аудиториях необходимой нам конфигурации. Мы продолжаем дорабатывать решение и тестируем новые функции”.
Один из ведущих университетов России, СПбГУ переводит учёбный процесс (проведение занятий в гибридном формате) с западных на отечественные сервисы, совместно с "Вебинар Технологии", российской компанией-разработчиком экосистемы сервисов для бизнес-коммуникаций и совместной работы МТС Линк.
Решение от МТС Линк заменило сервисы Microsoft Teams, которые ранее использовались в СПбГУ. После ухода Microsoft с российского рынка вузы всё активнее развивают ИТ-архитектуру гибридной аудитории и её импортозамещение российскими решениями. Экосистема МТС Линк стала основным компонентом гибридных аудиторий для интерактивных занятий, что позволило студентам продолжать получать образовательный опыт высокого качества. В 2024 году все гибридные аудитории для интерактивных занятий ВШМ СПбГУ будут адаптированы под российское решение.
Юрий Екимов, директор по ИТ ВШМ СПбГУ, для НОП:
“Мы в ВШМ СПбГУ давно разрабатываем и развиваем концепцию гибридной аудитории для интерактивных занятий. Мы с готовностью делимся нашим опытом и помогаем разворачивать подобные аудитории не только в нашем вузе, но и в других учебных учреждениях, где важно объединять онлайн- и офлайн-обучение. Несомненно, в текущих реалиях важно, чтобы основой гибридной аудитории была российская технология. Мы с командой МТС Линк успешно провели масштабную работу, чтобы адаптировать облачную платформу под задачи гибридного обучения. Теперь приложение МТС Линк совместимо с ВКС-терминалами в гибридных аудиториях необходимой нам конфигурации. Мы продолжаем дорабатывать решение и тестируем новые функции”.
Telegram
МТС Линк
Платформа для бизнес-коммуникаций, обучения и совместной работы
https://mts-link.ru
https://mts-link.ru
Протокол совместного заседания Общественных советов при Минобрнауки России, Минпросвещения России и Рособрнадзоре от 15.11.2023 г.
Педагог и наставник – Совет Года (1/3): программа президента
Под конец 2023-го – Года педагога и наставника – президент Владимир Путин провел заседание Государственного совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника».
Этот Госсовет был сфокусирован на зонах ответственности Сергея Кравцова (главы Минпросвещения), губернатора Севастополя и председателя комиссии «Образование» Михаила Развожаева и вице-премьера Татьяны Голиковой. Внимание было обращено на уровень школ и колледжей. Оттого перед заседанием главе государства рассказывали о подготовке кадров в рамках федпроекта «Профессионалитет».
Наставничество вошло в политический дискурс вместе с добровольчеством, потому эти две идеи не стоит рассматривать в отрыве друг от друга. Наставник – всегда подвижник. А сама идея проявляет себя на самых разных уровнях – на уровне отношений «учитель – ученик», организаций и регионов (как в шефстве «материковых» над «историческими»). Вместе с тем, основной идеей наставничества является сотрудничество – то есть совместная деятельность, в которой лучше становятся обе стороны процесса.
На уровне концепций именно на наставничество президент возлагает особые надежды в воспитательных процессах. Это Владимир Путин назвал важным компонентом суверенитета:
Наставничество будет развиваться системно. Акцент, естественно, на детей и молодежь. К этой работе глава государства рекомендовал привлечь Сириус, президентскую платформу «Россия – страна возможностей» и Движение Первых. В процессы будут активно интегрировать ветеранов СВО.
В фокусе внимания оказались ожидаемые вопросы – улучшение условий труда педагогов и дебюрократизация, повышение зарплат (подтягивание отстающих регионов) и запуск системы развития профессионального мастерства. Отдельное внимание уделили детским домам, наставничеству над трудными детьми и подростками.
В речи президента прозвучали несколько регионов (что добавляет бонусов их губернаторам): Новгородская область (Андрей Никитин) – за региональную стипендию для студентов-целевиков на педагогических специальностях; Калужская (Владислав Шапша) – за федеральный парк профессионального образования.
Снова и снова президент предостерегает излишне ретивых исполнителей от «перегибов на местах», которые превращают всё в пресловутую «бюрократическую мертвичину»:
Наставники будут получать материальное поощрение за свою работу. А также учреждается премия «Наставник года».
Сказал президент и о СПО. Площадки для практик «Профессионалитета» теперь будут включать в себя малые и средние компании, в т.ч. в ИТ, креативных индустриях и туризме. Мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин будут готовить, в том числе в инженерных вузов с привлечением практиков-производственников.
Отдельная образовательно-просветительская работа будет организована по теме самого наставничества. Изучение лучших практик будет включено в курсы повышения квалификации не только работников реального сектора экономики, но также учителей, врачей, управленцев всех уровней.
Площадка движения наставников расположится на базе образовательного центра «Машук». К ее работе привлекут лекторов «Знания» и победителей проектов РСВ.
Президент в заключение заседания отметил – Год педагога и наставника:
Вероятно, скоро можно ожидать запуска Десятилетия.
Подробнее.
Под конец 2023-го – Года педагога и наставника – президент Владимир Путин провел заседание Государственного совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника».
Этот Госсовет был сфокусирован на зонах ответственности Сергея Кравцова (главы Минпросвещения), губернатора Севастополя и председателя комиссии «Образование» Михаила Развожаева и вице-премьера Татьяны Голиковой. Внимание было обращено на уровень школ и колледжей. Оттого перед заседанием главе государства рассказывали о подготовке кадров в рамках федпроекта «Профессионалитет».
Наставничество вошло в политический дискурс вместе с добровольчеством, потому эти две идеи не стоит рассматривать в отрыве друг от друга. Наставник – всегда подвижник. А сама идея проявляет себя на самых разных уровнях – на уровне отношений «учитель – ученик», организаций и регионов (как в шефстве «материковых» над «историческими»). Вместе с тем, основной идеей наставничества является сотрудничество – то есть совместная деятельность, в которой лучше становятся обе стороны процесса.
На уровне концепций именно на наставничество президент возлагает особые надежды в воспитательных процессах. Это Владимир Путин назвал важным компонентом суверенитета:
Восстанавливаем воспитательную, ценностную составляющую в школах, вузах, техникумах и колледжах. Для нашего суверенитета это так же важно, как и повышение качества преподавания, внедрение в образовательный процесс передовых технологий.
Наряду с воспитанием подрастающего поколения, укреплением нашего ценностного суверенитета наставники играют важнейшую роль в развитии промышленного, кадрового технологического потенциала России.
Наставничество будет развиваться системно. Акцент, естественно, на детей и молодежь. К этой работе глава государства рекомендовал привлечь Сириус, президентскую платформу «Россия – страна возможностей» и Движение Первых. В процессы будут активно интегрировать ветеранов СВО.
В фокусе внимания оказались ожидаемые вопросы – улучшение условий труда педагогов и дебюрократизация, повышение зарплат (подтягивание отстающих регионов) и запуск системы развития профессионального мастерства. Отдельное внимание уделили детским домам, наставничеству над трудными детьми и подростками.
В речи президента прозвучали несколько регионов (что добавляет бонусов их губернаторам): Новгородская область (Андрей Никитин) – за региональную стипендию для студентов-целевиков на педагогических специальностях; Калужская (Владислав Шапша) – за федеральный парк профессионального образования.
Снова и снова президент предостерегает излишне ретивых исполнителей от «перегибов на местах», которые превращают всё в пресловутую «бюрократическую мертвичину»:
Важно сохранить именно живой дух наставничества. Ни в коем случае нельзя загонять это движение в бюрократические рамки, превращать в какую-то принудиловку.
Наставники будут получать материальное поощрение за свою работу. А также учреждается премия «Наставник года».
Сказал президент и о СПО. Площадки для практик «Профессионалитета» теперь будут включать в себя малые и средние компании, в т.ч. в ИТ, креативных индустриях и туризме. Мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин будут готовить, в том числе в инженерных вузов с привлечением практиков-производственников.
Отдельная образовательно-просветительская работа будет организована по теме самого наставничества. Изучение лучших практик будет включено в курсы повышения квалификации не только работников реального сектора экономики, но также учителей, врачей, управленцев всех уровней.
Площадка движения наставников расположится на базе образовательного центра «Машук». К ее работе привлекут лекторов «Знания» и победителей проектов РСВ.
Президент в заключение заседания отметил – Год педагога и наставника:
Это только старт, начало нового этапа нашей совместной работы.
Вероятно, скоро можно ожидать запуска Десятилетия.
Подробнее.
Президент России
Заседание Государственного Совета
В Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца Владимир Путин провёл заседание Государственного Совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника».
Педагог и наставник – Совет Года (2/3): комиссия и министерство
Губернатор Севастополя и председатель комиссии «Образование» Госсовета Михаил Развожаев @razvozhaev, предваряя доклад министра просвещения Сергея Кравцова, подчеркнул несколько моментов.
Политически значим сигнал об эффективности Минпросвещения, которая вытекает из фокусировки внимания исключительно на школе. Трактовать это заявление Михаила Развожаева можно по-разному. Наиболее вероятно, что, во-первых, в рамках перезагрузки Правительства (и состава, и структуры ФОИВов) не будет слияния обратно Минпросвещения и Минобрнауки. Во-вторых, СПО может перейти ближе к университетам.
Михаил Развожаев акцентировал внимание на «огосударствлении исторического образования в РФ». А единые программы будут реализованы по всем предметам общественного и гуманитарного цикла. Среди воспитательных сюжетов губернатор Севастополя выделил «Разговоры о важном» и «Движение Первых».
Напомнил он и о запуске единой системы профориентации, и о трудовом воспитании, и о ежегодных «Разговорах» о «Русской весне», Майдане и СВО. Среди остальных сюжетов – повышение зарплат, программа капремонта школ, просветительские мероприятия в рамках Года педагога и наставника. Напомнил Михаил Развожаев и о телешоу «Классная тема!»
Михаил Развожаев образно описал особо синергетическое явление:
Он вынес на Госсовет несколько решений по итогам семинара-совещания, предварявшего заседание:
1. Внести наставничество в трудовое законодательство, ввести финансовое стимулирование.
2. Привлекать практиков и заслуженных людей (в первую очередь, ветеранов СВО).
3. Развернуть программу подготовки наставников, организовать ежегодный конкурс «Наставник года» и учредить День наставника.
Министр просвещения Сергей Кравцов сосредоточил свой доклад на формировании суверенной системы образования. Она включает ряд элементов.
Единое образовательное пространство и нацеленность на формирование широкого кругозора школьников по всем предметам с учетом национальных интересов. Сюда министр отнес единый учебник по истории, возвращение ряда произведений в программу по литературе, единую систему профориентации совместно с обществом Знание, четверговые уроки «Россия – мои горизонты».
Воспитание – в основе его Стратегия нацбезопасности и президентский Указ об укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Утвержден единый календарь воспитательных мероприятий, в школах и колледжах каждый понедельник поднимают флаги и исполняют гимн. Снова прозвучали и «Разговоры о важном». ОБЖ преобразилось в «Основы безопасности и защиты Родины», вернулись уроки труда, а школьников теперь можно привлекать к общественно-полезным работам. За всё это отвечают советники директоров по воспитанию. Отметил министр заслуги Движения Первых и Росмолодежи.
Безопасная информационная среда. Школы защищены и от компьютерных вирусов, и от идеологических вредителей типа иноагентов.
Современная инфраструктура – строятся новые школы, ремонтируются старые. Открываются региональные центры по модели Сириуса (а теперь и партнерские школы), создаются IT-кубы и Кванториумы, а еще 17 тысяч центров образования по всей стране.
Доступность дошкольного образования составила 99,4% (хотя, это средние данные по стране, кое-где в регионах очереди сохраняются), а третью смену ликвидировали как класс.
Педагоги – утверждены новые образовательные программы подготовки педагогов, которые синхронизированы со школьными стандартами. Введены квалификационные категории педагог-методист и педагог-наставник. Переоснащены педагогические вузы.
Продолжается и работа по освобождению учителей от бумаг – Минпросвещения следит, чтобы сверх обязательных пяти документов ничего не требовали.
Выработано предложение о единой системе стимулирующих и компенсационных выплат. Для профориентации, привлечения кадров и повышения престижа профессии действуют программы «Земский учитель» и психолого-педагогических классов.
Губернатор Севастополя и председатель комиссии «Образование» Госсовета Михаил Развожаев @razvozhaev, предваряя доклад министра просвещения Сергея Кравцова, подчеркнул несколько моментов.
Политически значим сигнал об эффективности Минпросвещения, которая вытекает из фокусировки внимания исключительно на школе. Трактовать это заявление Михаила Развожаева можно по-разному. Наиболее вероятно, что, во-первых, в рамках перезагрузки Правительства (и состава, и структуры ФОИВов) не будет слияния обратно Минпросвещения и Минобрнауки. Во-вторых, СПО может перейти ближе к университетам.
Михаил Развожаев акцентировал внимание на «огосударствлении исторического образования в РФ». А единые программы будут реализованы по всем предметам общественного и гуманитарного цикла. Среди воспитательных сюжетов губернатор Севастополя выделил «Разговоры о важном» и «Движение Первых».
Напомнил он и о запуске единой системы профориентации, и о трудовом воспитании, и о ежегодных «Разговорах» о «Русской весне», Майдане и СВО. Среди остальных сюжетов – повышение зарплат, программа капремонта школ, просветительские мероприятия в рамках Года педагога и наставника. Напомнил Михаил Развожаев и о телешоу «Классная тема!»
Михаил Развожаев образно описал особо синергетическое явление:
Наставничество – особый феномен и не является в чистом виде ни обучением, ни воспитанием.
Он вынес на Госсовет несколько решений по итогам семинара-совещания, предварявшего заседание:
1. Внести наставничество в трудовое законодательство, ввести финансовое стимулирование.
2. Привлекать практиков и заслуженных людей (в первую очередь, ветеранов СВО).
3. Развернуть программу подготовки наставников, организовать ежегодный конкурс «Наставник года» и учредить День наставника.
Министр просвещения Сергей Кравцов сосредоточил свой доклад на формировании суверенной системы образования. Она включает ряд элементов.
Единое образовательное пространство и нацеленность на формирование широкого кругозора школьников по всем предметам с учетом национальных интересов. Сюда министр отнес единый учебник по истории, возвращение ряда произведений в программу по литературе, единую систему профориентации совместно с обществом Знание, четверговые уроки «Россия – мои горизонты».
Воспитание – в основе его Стратегия нацбезопасности и президентский Указ об укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Утвержден единый календарь воспитательных мероприятий, в школах и колледжах каждый понедельник поднимают флаги и исполняют гимн. Снова прозвучали и «Разговоры о важном». ОБЖ преобразилось в «Основы безопасности и защиты Родины», вернулись уроки труда, а школьников теперь можно привлекать к общественно-полезным работам. За всё это отвечают советники директоров по воспитанию. Отметил министр заслуги Движения Первых и Росмолодежи.
Безопасная информационная среда. Школы защищены и от компьютерных вирусов, и от идеологических вредителей типа иноагентов.
Современная инфраструктура – строятся новые школы, ремонтируются старые. Открываются региональные центры по модели Сириуса (а теперь и партнерские школы), создаются IT-кубы и Кванториумы, а еще 17 тысяч центров образования по всей стране.
Доступность дошкольного образования составила 99,4% (хотя, это средние данные по стране, кое-где в регионах очереди сохраняются), а третью смену ликвидировали как класс.
Педагоги – утверждены новые образовательные программы подготовки педагогов, которые синхронизированы со школьными стандартами. Введены квалификационные категории педагог-методист и педагог-наставник. Переоснащены педагогические вузы.
Продолжается и работа по освобождению учителей от бумаг – Минпросвещения следит, чтобы сверх обязательных пяти документов ничего не требовали.
Выработано предложение о единой системе стимулирующих и компенсационных выплат. Для профориентации, привлечения кадров и повышения престижа профессии действуют программы «Земский учитель» и психолого-педагогических классов.
Педагог и наставник – Совет Года (3/3): измерения и сигналы
Ожидаемо на Госсовете всплыла тема повышения качества подготовки по естественно-научному профилю. Ее подняла Екатерина Сигарёва. Впрочем, ничего конкретного обсуждено не было – подождем перечня поручений.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов @vsolodovbrief также подчеркнул значимость повышения престижа учительского труда. Он акцентировал внимание на важности специальных проектов («Спасибо учителю») и конкурсов профессионального мастерства. В духе РСВ глава Камчатки предложил учитывать результаты таких состязаний для присвоения квалификационных категорий.
Другое измерение – подготовка управленческих команд. Здесь он отметил конкурс «Флагманы образования» как раз президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Владимир Солодов отметил важность работы по всем этапам: профориентация в школах – повышение востребованности педвузов и педагогических специальностей – привлечение молодых педагогов в школы. Необходимо сделать эту систему самоподдерживающейся (а тут и роль наставников с воспитанием кстати). Пока же есть пробуксовки. Решение проблемы Владимир Солодов видит в закреплении за директорами обязанностей максимально способствовать адаптации молодых педагогов.
Качество образовательной среды также играет свою роль – для формирования новых пространств в реконструируемых или строящихся школах стоит привлекать и школьников (им там учиться), и студентов-педагогов (им там работать).
Губернатор Камчатки озвучил важную системную инициативу – запустить платформу для наставников (и соискателей наставничества) по образцу «Добро.РФ». Стоит ожидать, что «Наставник.РФ» скоро увидит свет.
Генеральный конструктор НПП «Исток» Александр Борисов подчеркнул важность системной работы по наставничеству с фокусом на самые разные целевые аудитории: школьники, студенты, адаптирующиеся новые сотрудники и повышающие квалификацию работники.
Александр Борисов озвучил важную инициативу для научно-университетской отрасли: с участием Минпромторга, Минобрнауки, Ростеха, Объединенной приборостроительной корпорации, РТУ-МИРЭА и руководства Московской обрасти в наукограде Фрязино инициировано создание научно-образовательного экопространство:
Вице-премьер Татьяна Голикова подтвердила – работа ведется по всем направлениям: нормативное, финансовое, оргуправленческое. Будут и надбавки за наставничество, и единая система стимулирования учителей.
Интересно резонирует замечание вице-премьера о трех уровнях управления, где действует система школ: муниципальные, региональный и федеральный. Это один из сигналов того, что в единой системе публичной власти за школы будут скорее отвечать регионы, чем муниципалитеты.
Среди остальных тем были школьные театры, чемпионатное движение Абилимпикс, работа с трудными детьми и подростками.
По итогам Госсовета можно сделать вывод – в сфере образования (в первую очередь, школьного) взят курс на суверенно-консервативное развитие. Цель – сформировать единое пространство с равными возможностями для школьников из любого уголка страны. А воспитательная работа и наставничество должны сформировать как минимум базовый прогнозируемый уровень проактивности и патриотизма, гражданственности и ответственности.
Ожидаемо на Госсовете всплыла тема повышения качества подготовки по естественно-научному профилю. Ее подняла Екатерина Сигарёва. Впрочем, ничего конкретного обсуждено не было – подождем перечня поручений.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов @vsolodovbrief также подчеркнул значимость повышения престижа учительского труда. Он акцентировал внимание на важности специальных проектов («Спасибо учителю») и конкурсов профессионального мастерства. В духе РСВ глава Камчатки предложил учитывать результаты таких состязаний для присвоения квалификационных категорий.
Другое измерение – подготовка управленческих команд. Здесь он отметил конкурс «Флагманы образования» как раз президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Владимир Солодов отметил важность работы по всем этапам: профориентация в школах – повышение востребованности педвузов и педагогических специальностей – привлечение молодых педагогов в школы. Необходимо сделать эту систему самоподдерживающейся (а тут и роль наставников с воспитанием кстати). Пока же есть пробуксовки. Решение проблемы Владимир Солодов видит в закреплении за директорами обязанностей максимально способствовать адаптации молодых педагогов.
Качество образовательной среды также играет свою роль – для формирования новых пространств в реконструируемых или строящихся школах стоит привлекать и школьников (им там учиться), и студентов-педагогов (им там работать).
Губернатор Камчатки озвучил важную системную инициативу – запустить платформу для наставников (и соискателей наставничества) по образцу «Добро.РФ». Стоит ожидать, что «Наставник.РФ» скоро увидит свет.
Генеральный конструктор НПП «Исток» Александр Борисов подчеркнул важность системной работы по наставничеству с фокусом на самые разные целевые аудитории: школьники, студенты, адаптирующиеся новые сотрудники и повышающие квалификацию работники.
Александр Борисов озвучил важную инициативу для научно-университетской отрасли: с участием Минпромторга, Минобрнауки, Ростеха, Объединенной приборостроительной корпорации, РТУ-МИРЭА и руководства Московской обрасти в наукограде Фрязино инициировано создание научно-образовательного экопространство:
технологического центра для создания передовой инженерной школы в части привития молодым людям, школьникам и студентам инженерных знаний и практик в области технических наук, информационных технологий, программирования и участия в научных исследованиях и производстве НПП «Исток».
Вице-премьер Татьяна Голикова подтвердила – работа ведется по всем направлениям: нормативное, финансовое, оргуправленческое. Будут и надбавки за наставничество, и единая система стимулирования учителей.
Интересно резонирует замечание вице-премьера о трех уровнях управления, где действует система школ: муниципальные, региональный и федеральный. Это один из сигналов того, что в единой системе публичной власти за школы будут скорее отвечать регионы, чем муниципалитеты.
Среди остальных тем были школьные театры, чемпионатное движение Абилимпикс, работа с трудными детьми и подростками.
По итогам Госсовета можно сделать вывод – в сфере образования (в первую очередь, школьного) взят курс на суверенно-консервативное развитие. Цель – сформировать единое пространство с равными возможностями для школьников из любого уголка страны. А воспитательная работа и наставничество должны сформировать как минимум базовый прогнозируемый уровень проактивности и патриотизма, гражданственности и ответственности.
Forwarded from КСЕНИЯ РАЗУВАЕВА
⚡️ Важные тезисы Президента России Владимира Путина на Госсовете:
- Улучшение условий труда педагогов в РФ – важнейший вопрос;
- Владимир Путин предложил создать на базе Центра знаний «Машук» площадку по развитию наставничества;
- Президент поручил законодательно предусмотреть доплаты за наставничество;
- Необходимо возобновить подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
- Президент предложил учредить ежегодную премию «Наставник года».
- Улучшение условий труда педагогов в РФ – важнейший вопрос;
- Владимир Путин предложил создать на базе Центра знаний «Машук» площадку по развитию наставничества;
- Президент поручил законодательно предусмотреть доплаты за наставничество;
- Необходимо возобновить подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
- Президент предложил учредить ежегодную премию «Наставник года».
Космос как развитие
Премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по направлению «Освоение космоса». Как и прочие высокотехнологичные отрасли, космическая является важным компонентом научно-технологического суверенитета.
Два ключевых процесса в космосе – формирование индустрии и рынка.
Первое предполагает переход от ручной штучной сборки к индустриальным процессам – с конвейерным выпуском, типовыми решениями, интеграцией носителей технологий.
Здесь важно системное взаимодействие – государства и энтузиастов (таких, например, как SR Space @srspaceru), науки и бизнеса:
Формирование рынка, со своей стороны должно вестись через создание простых и понятных правил игры, выработку нормативно-правовой базы, четкого определения сюжетов безопасности и суверенитета. Одновременно с этим нужна отлаженная регуляторика – контроль должен быть системным, но не навязчивым.
На международной арене у России есть уникальные конкурентные преимущества – несколько космодромов, отлаженные производственные цепочки для серийных запусков.
В основе развития космоса (как и любой высокотехнологичной сфере) лежат два сопряженных цикла – технологический и кадровый. В космической отрасли (как в атомной и оборонной) удалось сохранить полноту производственных и инновационных цепочек. Несмотря на некоторые сложности и пробуксовки Космос остается локомотивом научно-технологического развития, а также областью с крайне высокой суверенностью процессов.
Кадровые сюжеты – особенно в приложении к молодым специалистам – обсуждали еще в День космонавтики (12.04.23) в НПО им. Лавочкина. Рецепты предложены проверенные – квотирование целевого набора, льготные программы ипотеки, повышение зарплаты. В космосе (а равно в Атоме и Оборонке) востребованы специалисты как с СПО, так и с высшим – тут в наибольшей степени эффективно работает связка Передовых инженерных школ и Профессионалитета.
Премьер-министр отметил:
Развитие космоса невозможно без поступательной поддержки науки. Вместе с тем, фундаментальные исследования космоса, к сожалению, чаще всего первыми идут «под нож» секвестра.
Сама отрасль балансирует на острие научно-технологичесокого ножа. Спектр-РГ стал однозначным успехом, хотя немецкий сегмент заморожен. Модуль «Наука» все-таки долетел до МКС и пристыковался, но «на тоненького». Луна-25 долетела до спутника Земли, но не совсем так, как было запланировано (разбилась).
Глава госкорпорации Роскосмос Юрий Борисов в интервью подчеркнул достижения: 116 безаварийных запусков подряд, потери от санкций минимизированы, Российская орбитальная станция будет создана, Восточный развивается, Ангара создается. Луна-26 полетит в 2027-м, Луна-27 (а РАН предлагает создать целых два аппарата) – годом позже. Активно будет наращиваться группировка спутников, работающих в интересах как государства, так и бизнеса.
Важно, что в развитии космической отрасли для постановки задач привлечены ведущие вузы и научные институты.
Космос у любой великой державы должен быть суверенным. Сотрудничество необходимо, но без возможности самостоятельно создать и вывести на орбиту спутник – страна будет вынуждена вечно оставаться на вторых ролях в космической гонке. У России отличные космические перспективы – связаны они и с космическим суверенитетом, и с прорывным научно-технологическим развитием.
#НОПитоги2023
Подробнее: стратсессия и интервью.
Премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по направлению «Освоение космоса». Как и прочие высокотехнологичные отрасли, космическая является важным компонентом научно-технологического суверенитета.
Два ключевых процесса в космосе – формирование индустрии и рынка.
Первое предполагает переход от ручной штучной сборки к индустриальным процессам – с конвейерным выпуском, типовыми решениями, интеграцией носителей технологий.
Здесь важно системное взаимодействие – государства и энтузиастов (таких, например, как SR Space @srspaceru), науки и бизнеса:
Важное значение имеет не только концентрация усилий и компетенций научных организаций, инженерных школ и предприятий, но и объединение ресурсов государства и частного капитала.
Формирование рынка, со своей стороны должно вестись через создание простых и понятных правил игры, выработку нормативно-правовой базы, четкого определения сюжетов безопасности и суверенитета. Одновременно с этим нужна отлаженная регуляторика – контроль должен быть системным, но не навязчивым.
На международной арене у России есть уникальные конкурентные преимущества – несколько космодромов, отлаженные производственные цепочки для серийных запусков.
В основе развития космоса (как и любой высокотехнологичной сфере) лежат два сопряженных цикла – технологический и кадровый. В космической отрасли (как в атомной и оборонной) удалось сохранить полноту производственных и инновационных цепочек. Несмотря на некоторые сложности и пробуксовки Космос остается локомотивом научно-технологического развития, а также областью с крайне высокой суверенностью процессов.
Кадровые сюжеты – особенно в приложении к молодым специалистам – обсуждали еще в День космонавтики (12.04.23) в НПО им. Лавочкина. Рецепты предложены проверенные – квотирование целевого набора, льготные программы ипотеки, повышение зарплаты. В космосе (а равно в Атоме и Оборонке) востребованы специалисты как с СПО, так и с высшим – тут в наибольшей степени эффективно работает связка Передовых инженерных школ и Профессионалитета.
Премьер-министр отметил:
На необходимость подготовки комплекса решений по дополнительной помощи молодым работникам особое внимание обращал и глава государства. Необходимо выстроить грамотную работу со специалистами, с молодёжью. Создать для них достойные условия, чтобы не допустить утечки квалифицированных кадров, которые задействованы в отраслевой науке и в производстве.
Развитие космоса невозможно без поступательной поддержки науки. Вместе с тем, фундаментальные исследования космоса, к сожалению, чаще всего первыми идут «под нож» секвестра.
Сама отрасль балансирует на острие научно-технологичесокого ножа. Спектр-РГ стал однозначным успехом, хотя немецкий сегмент заморожен. Модуль «Наука» все-таки долетел до МКС и пристыковался, но «на тоненького». Луна-25 долетела до спутника Земли, но не совсем так, как было запланировано (разбилась).
Глава госкорпорации Роскосмос Юрий Борисов в интервью подчеркнул достижения: 116 безаварийных запусков подряд, потери от санкций минимизированы, Российская орбитальная станция будет создана, Восточный развивается, Ангара создается. Луна-26 полетит в 2027-м, Луна-27 (а РАН предлагает создать целых два аппарата) – годом позже. Активно будет наращиваться группировка спутников, работающих в интересах как государства, так и бизнеса.
Важно, что в развитии космической отрасли для постановки задач привлечены ведущие вузы и научные институты.
Космос у любой великой державы должен быть суверенным. Сотрудничество необходимо, но без возможности самостоятельно создать и вывести на орбиту спутник – страна будет вынуждена вечно оставаться на вторых ролях в космической гонке. У России отличные космические перспективы – связаны они и с космическим суверенитетом, и с прорывным научно-технологическим развитием.
#НОПитоги2023
Подробнее: стратсессия и интервью.
government.ru
Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию по направлению «Освоение космоса»
М.Мишустин: «Формирование собственной развитой индустрии космических сервисов, технологий и продуктов должно стать одним из приоритетных направлений нашей работы. Это ключевой фактор повышения инвестиционной привлекательности российской космонавтики и в целом…
Молодежь – политика – стратегия
Министерство науки и высшего образования представило подготовленный совместно с Росмолодежью Проект Стратегии молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 г. Стоит сразу оговориться – из представленного 78-страничного документа собственно «Стратегией» может именоваться все то, что представлено, начиная только с 54-й. До этого фактически идет доклад о состоянии МП к декабрю 2023 г.
Принципиально значимо, что молодежная политика определяется как национальный приоритет.
Под молодежью подразумевается возраст с 14 до 35 лет с разбивкой на группы: 14-17, 18-24, 25-35. Условно можно это выделить как «школа», «вуз», начальный этап карьеры. Здесь, кстати, велика роль СПО – половина выпускников 9 классов идет в колледжи, а по срокам обучения идет пересечение двух выделенных возрастных групп.
Цель Стратегии – формирование к 2030 году системы молодежной
политики в Российской Федерации, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества, учитывающей его актуальные потребности, вызовы и угрозы, стоящие перед страной.
Стратегия МП выступает в качестве базы для формирования нового национального проекта «Молодежь России». В рамках документа предусмотрены приоритетные направления (по сути – компоненты будущих федпроектов):
1. Социальная память молодежи.
2. Поддержка молодых семей.
3. Социальный потенциал молодежи.
4. Экономическая активность молодежи.
5. Молодежная безопасность.
6. «Молодежное движение» и молодежное самоуправление.
7. Управление работой с молодежью.
Планируемые показатели:
Доля людей, верящих в возможности самореализации в России возрастет с 72 (2024 г.) до 84%. В мололдежных проектах будет участвовать не 19%, а уже 40% молодых людей. С 5,6% до 12,6% возрастет охват молодежи учреждениями МП.
Не 71%, а все 83% молодежи будут разделять и поддерживать традиционные духовно-нравственные ценности. Мероприятиями по их продвижению охватят 17,5% молодежи (против 11,5% в 2024 г.).
Доля проактивной и патриотически-настроенной молодежи за 6 лет должна скакнуть с 40 до 70%. В добровольческую деятельность вовлекут не 10,5%, а все 16%. В гражданскую активность – 7,4% (а не 4,8% как в грядущем году).
Примечательно, что СМП и будущий нацпроект определены как сквозные, однако, при этом никакие смысловые пересечения со Стратегией научно-технологического развития, госпрограммой НТР, НП «Наука и университеты» не определены – ни в самом документе, ни в пояснительной записке. Особое недоумение вызывает тот факт, что Стратегия НТР даже не упомянута в рамках «правовой основы».
Впрочем, наука присутствует и в букве, и в духе проекта Стратегии молодежной политики. Отмечается все возрастающая привлекательность исследовательской деятельности для молодежи. Также традиционно выделена значимость научного обоснования МП и сопровождения ее реализации.
Стратегия молодежной политики и нацпроект формируются под условное будущее «Министерство молодежи» (как более масштабный вариант – «Министерство человеческого капитала»), но функционировать и стратегия, и НП, и ведомство будут все же не в оргуправленческом вакууме. Есть много смысловых пересечений с НП и ГП «Образование», работой президентской платформы «Россия – страна возможностей», отраслевыми мерами по поддержки молодых специалистов (например, в науке или оборонке).
Отсюда возникают вопросы относительно «разделения труда». Важно выстроить единую систему работы с молодежью, не допустить как дублирования мероприятий, так и появления зон коллективной (т.е. ничьей) ответственности.
Подробнее.
Министерство науки и высшего образования представило подготовленный совместно с Росмолодежью Проект Стратегии молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 г. Стоит сразу оговориться – из представленного 78-страничного документа собственно «Стратегией» может именоваться все то, что представлено, начиная только с 54-й. До этого фактически идет доклад о состоянии МП к декабрю 2023 г.
Принципиально значимо, что молодежная политика определяется как национальный приоритет.
Под молодежью подразумевается возраст с 14 до 35 лет с разбивкой на группы: 14-17, 18-24, 25-35. Условно можно это выделить как «школа», «вуз», начальный этап карьеры. Здесь, кстати, велика роль СПО – половина выпускников 9 классов идет в колледжи, а по срокам обучения идет пересечение двух выделенных возрастных групп.
Цель Стратегии – формирование к 2030 году системы молодежной
политики в Российской Федерации, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества, учитывающей его актуальные потребности, вызовы и угрозы, стоящие перед страной.
Стратегия МП выступает в качестве базы для формирования нового национального проекта «Молодежь России». В рамках документа предусмотрены приоритетные направления (по сути – компоненты будущих федпроектов):
1. Социальная память молодежи.
2. Поддержка молодых семей.
3. Социальный потенциал молодежи.
4. Экономическая активность молодежи.
5. Молодежная безопасность.
6. «Молодежное движение» и молодежное самоуправление.
7. Управление работой с молодежью.
Планируемые показатели:
Доля людей, верящих в возможности самореализации в России возрастет с 72 (2024 г.) до 84%. В мололдежных проектах будет участвовать не 19%, а уже 40% молодых людей. С 5,6% до 12,6% возрастет охват молодежи учреждениями МП.
Не 71%, а все 83% молодежи будут разделять и поддерживать традиционные духовно-нравственные ценности. Мероприятиями по их продвижению охватят 17,5% молодежи (против 11,5% в 2024 г.).
Доля проактивной и патриотически-настроенной молодежи за 6 лет должна скакнуть с 40 до 70%. В добровольческую деятельность вовлекут не 10,5%, а все 16%. В гражданскую активность – 7,4% (а не 4,8% как в грядущем году).
Примечательно, что СМП и будущий нацпроект определены как сквозные, однако, при этом никакие смысловые пересечения со Стратегией научно-технологического развития, госпрограммой НТР, НП «Наука и университеты» не определены – ни в самом документе, ни в пояснительной записке. Особое недоумение вызывает тот факт, что Стратегия НТР даже не упомянута в рамках «правовой основы».
Впрочем, наука присутствует и в букве, и в духе проекта Стратегии молодежной политики. Отмечается все возрастающая привлекательность исследовательской деятельности для молодежи. Также традиционно выделена значимость научного обоснования МП и сопровождения ее реализации.
Стратегия молодежной политики и нацпроект формируются под условное будущее «Министерство молодежи» (как более масштабный вариант – «Министерство человеческого капитала»), но функционировать и стратегия, и НП, и ведомство будут все же не в оргуправленческом вакууме. Есть много смысловых пересечений с НП и ГП «Образование», работой президентской платформы «Россия – страна возможностей», отраслевыми мерами по поддержки молодых специалистов (например, в науке или оборонке).
Отсюда возникают вопросы относительно «разделения труда». Важно выстроить единую систему работы с молодежью, не допустить как дублирования мероприятий, так и появления зон коллективной (т.е. ничьей) ответственности.
Подробнее.
Telegram
росмолодёжь
Марта Лесюк, член Экспертного клуба «Дигория», директор центра по взаимодействию ОАО «РЖД» Российского университета транспорта (МИИТ), один из авторов телеграм-канала «Научно-образовательная политика», специально для телеграм-канала «росмолодёжь»:
Разработка…
Разработка…