Протокол совместного заседания Общественных советов при Минобрнауки России, Минпросвещения России и Рособрнадзоре от 15.11.2023 г.
Педагог и наставник – Совет Года (1/3): программа президента
Под конец 2023-го – Года педагога и наставника – президент Владимир Путин провел заседание Государственного совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника».
Этот Госсовет был сфокусирован на зонах ответственности Сергея Кравцова (главы Минпросвещения), губернатора Севастополя и председателя комиссии «Образование» Михаила Развожаева и вице-премьера Татьяны Голиковой. Внимание было обращено на уровень школ и колледжей. Оттого перед заседанием главе государства рассказывали о подготовке кадров в рамках федпроекта «Профессионалитет».
Наставничество вошло в политический дискурс вместе с добровольчеством, потому эти две идеи не стоит рассматривать в отрыве друг от друга. Наставник – всегда подвижник. А сама идея проявляет себя на самых разных уровнях – на уровне отношений «учитель – ученик», организаций и регионов (как в шефстве «материковых» над «историческими»). Вместе с тем, основной идеей наставничества является сотрудничество – то есть совместная деятельность, в которой лучше становятся обе стороны процесса.
На уровне концепций именно на наставничество президент возлагает особые надежды в воспитательных процессах. Это Владимир Путин назвал важным компонентом суверенитета:
Наставничество будет развиваться системно. Акцент, естественно, на детей и молодежь. К этой работе глава государства рекомендовал привлечь Сириус, президентскую платформу «Россия – страна возможностей» и Движение Первых. В процессы будут активно интегрировать ветеранов СВО.
В фокусе внимания оказались ожидаемые вопросы – улучшение условий труда педагогов и дебюрократизация, повышение зарплат (подтягивание отстающих регионов) и запуск системы развития профессионального мастерства. Отдельное внимание уделили детским домам, наставничеству над трудными детьми и подростками.
В речи президента прозвучали несколько регионов (что добавляет бонусов их губернаторам): Новгородская область (Андрей Никитин) – за региональную стипендию для студентов-целевиков на педагогических специальностях; Калужская (Владислав Шапша) – за федеральный парк профессионального образования.
Снова и снова президент предостерегает излишне ретивых исполнителей от «перегибов на местах», которые превращают всё в пресловутую «бюрократическую мертвичину»:
Наставники будут получать материальное поощрение за свою работу. А также учреждается премия «Наставник года».
Сказал президент и о СПО. Площадки для практик «Профессионалитета» теперь будут включать в себя малые и средние компании, в т.ч. в ИТ, креативных индустриях и туризме. Мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин будут готовить, в том числе в инженерных вузов с привлечением практиков-производственников.
Отдельная образовательно-просветительская работа будет организована по теме самого наставничества. Изучение лучших практик будет включено в курсы повышения квалификации не только работников реального сектора экономики, но также учителей, врачей, управленцев всех уровней.
Площадка движения наставников расположится на базе образовательного центра «Машук». К ее работе привлекут лекторов «Знания» и победителей проектов РСВ.
Президент в заключение заседания отметил – Год педагога и наставника:
Вероятно, скоро можно ожидать запуска Десятилетия.
Подробнее.
Под конец 2023-го – Года педагога и наставника – президент Владимир Путин провел заседание Государственного совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника».
Этот Госсовет был сфокусирован на зонах ответственности Сергея Кравцова (главы Минпросвещения), губернатора Севастополя и председателя комиссии «Образование» Михаила Развожаева и вице-премьера Татьяны Голиковой. Внимание было обращено на уровень школ и колледжей. Оттого перед заседанием главе государства рассказывали о подготовке кадров в рамках федпроекта «Профессионалитет».
Наставничество вошло в политический дискурс вместе с добровольчеством, потому эти две идеи не стоит рассматривать в отрыве друг от друга. Наставник – всегда подвижник. А сама идея проявляет себя на самых разных уровнях – на уровне отношений «учитель – ученик», организаций и регионов (как в шефстве «материковых» над «историческими»). Вместе с тем, основной идеей наставничества является сотрудничество – то есть совместная деятельность, в которой лучше становятся обе стороны процесса.
На уровне концепций именно на наставничество президент возлагает особые надежды в воспитательных процессах. Это Владимир Путин назвал важным компонентом суверенитета:
Восстанавливаем воспитательную, ценностную составляющую в школах, вузах, техникумах и колледжах. Для нашего суверенитета это так же важно, как и повышение качества преподавания, внедрение в образовательный процесс передовых технологий.
Наряду с воспитанием подрастающего поколения, укреплением нашего ценностного суверенитета наставники играют важнейшую роль в развитии промышленного, кадрового технологического потенциала России.
Наставничество будет развиваться системно. Акцент, естественно, на детей и молодежь. К этой работе глава государства рекомендовал привлечь Сириус, президентскую платформу «Россия – страна возможностей» и Движение Первых. В процессы будут активно интегрировать ветеранов СВО.
В фокусе внимания оказались ожидаемые вопросы – улучшение условий труда педагогов и дебюрократизация, повышение зарплат (подтягивание отстающих регионов) и запуск системы развития профессионального мастерства. Отдельное внимание уделили детским домам, наставничеству над трудными детьми и подростками.
В речи президента прозвучали несколько регионов (что добавляет бонусов их губернаторам): Новгородская область (Андрей Никитин) – за региональную стипендию для студентов-целевиков на педагогических специальностях; Калужская (Владислав Шапша) – за федеральный парк профессионального образования.
Снова и снова президент предостерегает излишне ретивых исполнителей от «перегибов на местах», которые превращают всё в пресловутую «бюрократическую мертвичину»:
Важно сохранить именно живой дух наставничества. Ни в коем случае нельзя загонять это движение в бюрократические рамки, превращать в какую-то принудиловку.
Наставники будут получать материальное поощрение за свою работу. А также учреждается премия «Наставник года».
Сказал президент и о СПО. Площадки для практик «Профессионалитета» теперь будут включать в себя малые и средние компании, в т.ч. в ИТ, креативных индустриях и туризме. Мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин будут готовить, в том числе в инженерных вузов с привлечением практиков-производственников.
Отдельная образовательно-просветительская работа будет организована по теме самого наставничества. Изучение лучших практик будет включено в курсы повышения квалификации не только работников реального сектора экономики, но также учителей, врачей, управленцев всех уровней.
Площадка движения наставников расположится на базе образовательного центра «Машук». К ее работе привлекут лекторов «Знания» и победителей проектов РСВ.
Президент в заключение заседания отметил – Год педагога и наставника:
Это только старт, начало нового этапа нашей совместной работы.
Вероятно, скоро можно ожидать запуска Десятилетия.
Подробнее.
Президент России
Заседание Государственного Совета
В Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца Владимир Путин провёл заседание Государственного Совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника».
Педагог и наставник – Совет Года (2/3): комиссия и министерство
Губернатор Севастополя и председатель комиссии «Образование» Госсовета Михаил Развожаев @razvozhaev, предваряя доклад министра просвещения Сергея Кравцова, подчеркнул несколько моментов.
Политически значим сигнал об эффективности Минпросвещения, которая вытекает из фокусировки внимания исключительно на школе. Трактовать это заявление Михаила Развожаева можно по-разному. Наиболее вероятно, что, во-первых, в рамках перезагрузки Правительства (и состава, и структуры ФОИВов) не будет слияния обратно Минпросвещения и Минобрнауки. Во-вторых, СПО может перейти ближе к университетам.
Михаил Развожаев акцентировал внимание на «огосударствлении исторического образования в РФ». А единые программы будут реализованы по всем предметам общественного и гуманитарного цикла. Среди воспитательных сюжетов губернатор Севастополя выделил «Разговоры о важном» и «Движение Первых».
Напомнил он и о запуске единой системы профориентации, и о трудовом воспитании, и о ежегодных «Разговорах» о «Русской весне», Майдане и СВО. Среди остальных сюжетов – повышение зарплат, программа капремонта школ, просветительские мероприятия в рамках Года педагога и наставника. Напомнил Михаил Развожаев и о телешоу «Классная тема!»
Михаил Развожаев образно описал особо синергетическое явление:
Он вынес на Госсовет несколько решений по итогам семинара-совещания, предварявшего заседание:
1. Внести наставничество в трудовое законодательство, ввести финансовое стимулирование.
2. Привлекать практиков и заслуженных людей (в первую очередь, ветеранов СВО).
3. Развернуть программу подготовки наставников, организовать ежегодный конкурс «Наставник года» и учредить День наставника.
Министр просвещения Сергей Кравцов сосредоточил свой доклад на формировании суверенной системы образования. Она включает ряд элементов.
Единое образовательное пространство и нацеленность на формирование широкого кругозора школьников по всем предметам с учетом национальных интересов. Сюда министр отнес единый учебник по истории, возвращение ряда произведений в программу по литературе, единую систему профориентации совместно с обществом Знание, четверговые уроки «Россия – мои горизонты».
Воспитание – в основе его Стратегия нацбезопасности и президентский Указ об укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Утвержден единый календарь воспитательных мероприятий, в школах и колледжах каждый понедельник поднимают флаги и исполняют гимн. Снова прозвучали и «Разговоры о важном». ОБЖ преобразилось в «Основы безопасности и защиты Родины», вернулись уроки труда, а школьников теперь можно привлекать к общественно-полезным работам. За всё это отвечают советники директоров по воспитанию. Отметил министр заслуги Движения Первых и Росмолодежи.
Безопасная информационная среда. Школы защищены и от компьютерных вирусов, и от идеологических вредителей типа иноагентов.
Современная инфраструктура – строятся новые школы, ремонтируются старые. Открываются региональные центры по модели Сириуса (а теперь и партнерские школы), создаются IT-кубы и Кванториумы, а еще 17 тысяч центров образования по всей стране.
Доступность дошкольного образования составила 99,4% (хотя, это средние данные по стране, кое-где в регионах очереди сохраняются), а третью смену ликвидировали как класс.
Педагоги – утверждены новые образовательные программы подготовки педагогов, которые синхронизированы со школьными стандартами. Введены квалификационные категории педагог-методист и педагог-наставник. Переоснащены педагогические вузы.
Продолжается и работа по освобождению учителей от бумаг – Минпросвещения следит, чтобы сверх обязательных пяти документов ничего не требовали.
Выработано предложение о единой системе стимулирующих и компенсационных выплат. Для профориентации, привлечения кадров и повышения престижа профессии действуют программы «Земский учитель» и психолого-педагогических классов.
Губернатор Севастополя и председатель комиссии «Образование» Госсовета Михаил Развожаев @razvozhaev, предваряя доклад министра просвещения Сергея Кравцова, подчеркнул несколько моментов.
Политически значим сигнал об эффективности Минпросвещения, которая вытекает из фокусировки внимания исключительно на школе. Трактовать это заявление Михаила Развожаева можно по-разному. Наиболее вероятно, что, во-первых, в рамках перезагрузки Правительства (и состава, и структуры ФОИВов) не будет слияния обратно Минпросвещения и Минобрнауки. Во-вторых, СПО может перейти ближе к университетам.
Михаил Развожаев акцентировал внимание на «огосударствлении исторического образования в РФ». А единые программы будут реализованы по всем предметам общественного и гуманитарного цикла. Среди воспитательных сюжетов губернатор Севастополя выделил «Разговоры о важном» и «Движение Первых».
Напомнил он и о запуске единой системы профориентации, и о трудовом воспитании, и о ежегодных «Разговорах» о «Русской весне», Майдане и СВО. Среди остальных сюжетов – повышение зарплат, программа капремонта школ, просветительские мероприятия в рамках Года педагога и наставника. Напомнил Михаил Развожаев и о телешоу «Классная тема!»
Михаил Развожаев образно описал особо синергетическое явление:
Наставничество – особый феномен и не является в чистом виде ни обучением, ни воспитанием.
Он вынес на Госсовет несколько решений по итогам семинара-совещания, предварявшего заседание:
1. Внести наставничество в трудовое законодательство, ввести финансовое стимулирование.
2. Привлекать практиков и заслуженных людей (в первую очередь, ветеранов СВО).
3. Развернуть программу подготовки наставников, организовать ежегодный конкурс «Наставник года» и учредить День наставника.
Министр просвещения Сергей Кравцов сосредоточил свой доклад на формировании суверенной системы образования. Она включает ряд элементов.
Единое образовательное пространство и нацеленность на формирование широкого кругозора школьников по всем предметам с учетом национальных интересов. Сюда министр отнес единый учебник по истории, возвращение ряда произведений в программу по литературе, единую систему профориентации совместно с обществом Знание, четверговые уроки «Россия – мои горизонты».
Воспитание – в основе его Стратегия нацбезопасности и президентский Указ об укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Утвержден единый календарь воспитательных мероприятий, в школах и колледжах каждый понедельник поднимают флаги и исполняют гимн. Снова прозвучали и «Разговоры о важном». ОБЖ преобразилось в «Основы безопасности и защиты Родины», вернулись уроки труда, а школьников теперь можно привлекать к общественно-полезным работам. За всё это отвечают советники директоров по воспитанию. Отметил министр заслуги Движения Первых и Росмолодежи.
Безопасная информационная среда. Школы защищены и от компьютерных вирусов, и от идеологических вредителей типа иноагентов.
Современная инфраструктура – строятся новые школы, ремонтируются старые. Открываются региональные центры по модели Сириуса (а теперь и партнерские школы), создаются IT-кубы и Кванториумы, а еще 17 тысяч центров образования по всей стране.
Доступность дошкольного образования составила 99,4% (хотя, это средние данные по стране, кое-где в регионах очереди сохраняются), а третью смену ликвидировали как класс.
Педагоги – утверждены новые образовательные программы подготовки педагогов, которые синхронизированы со школьными стандартами. Введены квалификационные категории педагог-методист и педагог-наставник. Переоснащены педагогические вузы.
Продолжается и работа по освобождению учителей от бумаг – Минпросвещения следит, чтобы сверх обязательных пяти документов ничего не требовали.
Выработано предложение о единой системе стимулирующих и компенсационных выплат. Для профориентации, привлечения кадров и повышения престижа профессии действуют программы «Земский учитель» и психолого-педагогических классов.
Педагог и наставник – Совет Года (3/3): измерения и сигналы
Ожидаемо на Госсовете всплыла тема повышения качества подготовки по естественно-научному профилю. Ее подняла Екатерина Сигарёва. Впрочем, ничего конкретного обсуждено не было – подождем перечня поручений.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов @vsolodovbrief также подчеркнул значимость повышения престижа учительского труда. Он акцентировал внимание на важности специальных проектов («Спасибо учителю») и конкурсов профессионального мастерства. В духе РСВ глава Камчатки предложил учитывать результаты таких состязаний для присвоения квалификационных категорий.
Другое измерение – подготовка управленческих команд. Здесь он отметил конкурс «Флагманы образования» как раз президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Владимир Солодов отметил важность работы по всем этапам: профориентация в школах – повышение востребованности педвузов и педагогических специальностей – привлечение молодых педагогов в школы. Необходимо сделать эту систему самоподдерживающейся (а тут и роль наставников с воспитанием кстати). Пока же есть пробуксовки. Решение проблемы Владимир Солодов видит в закреплении за директорами обязанностей максимально способствовать адаптации молодых педагогов.
Качество образовательной среды также играет свою роль – для формирования новых пространств в реконструируемых или строящихся школах стоит привлекать и школьников (им там учиться), и студентов-педагогов (им там работать).
Губернатор Камчатки озвучил важную системную инициативу – запустить платформу для наставников (и соискателей наставничества) по образцу «Добро.РФ». Стоит ожидать, что «Наставник.РФ» скоро увидит свет.
Генеральный конструктор НПП «Исток» Александр Борисов подчеркнул важность системной работы по наставничеству с фокусом на самые разные целевые аудитории: школьники, студенты, адаптирующиеся новые сотрудники и повышающие квалификацию работники.
Александр Борисов озвучил важную инициативу для научно-университетской отрасли: с участием Минпромторга, Минобрнауки, Ростеха, Объединенной приборостроительной корпорации, РТУ-МИРЭА и руководства Московской обрасти в наукограде Фрязино инициировано создание научно-образовательного экопространство:
Вице-премьер Татьяна Голикова подтвердила – работа ведется по всем направлениям: нормативное, финансовое, оргуправленческое. Будут и надбавки за наставничество, и единая система стимулирования учителей.
Интересно резонирует замечание вице-премьера о трех уровнях управления, где действует система школ: муниципальные, региональный и федеральный. Это один из сигналов того, что в единой системе публичной власти за школы будут скорее отвечать регионы, чем муниципалитеты.
Среди остальных тем были школьные театры, чемпионатное движение Абилимпикс, работа с трудными детьми и подростками.
По итогам Госсовета можно сделать вывод – в сфере образования (в первую очередь, школьного) взят курс на суверенно-консервативное развитие. Цель – сформировать единое пространство с равными возможностями для школьников из любого уголка страны. А воспитательная работа и наставничество должны сформировать как минимум базовый прогнозируемый уровень проактивности и патриотизма, гражданственности и ответственности.
Ожидаемо на Госсовете всплыла тема повышения качества подготовки по естественно-научному профилю. Ее подняла Екатерина Сигарёва. Впрочем, ничего конкретного обсуждено не было – подождем перечня поручений.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов @vsolodovbrief также подчеркнул значимость повышения престижа учительского труда. Он акцентировал внимание на важности специальных проектов («Спасибо учителю») и конкурсов профессионального мастерства. В духе РСВ глава Камчатки предложил учитывать результаты таких состязаний для присвоения квалификационных категорий.
Другое измерение – подготовка управленческих команд. Здесь он отметил конкурс «Флагманы образования» как раз президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Владимир Солодов отметил важность работы по всем этапам: профориентация в школах – повышение востребованности педвузов и педагогических специальностей – привлечение молодых педагогов в школы. Необходимо сделать эту систему самоподдерживающейся (а тут и роль наставников с воспитанием кстати). Пока же есть пробуксовки. Решение проблемы Владимир Солодов видит в закреплении за директорами обязанностей максимально способствовать адаптации молодых педагогов.
Качество образовательной среды также играет свою роль – для формирования новых пространств в реконструируемых или строящихся школах стоит привлекать и школьников (им там учиться), и студентов-педагогов (им там работать).
Губернатор Камчатки озвучил важную системную инициативу – запустить платформу для наставников (и соискателей наставничества) по образцу «Добро.РФ». Стоит ожидать, что «Наставник.РФ» скоро увидит свет.
Генеральный конструктор НПП «Исток» Александр Борисов подчеркнул важность системной работы по наставничеству с фокусом на самые разные целевые аудитории: школьники, студенты, адаптирующиеся новые сотрудники и повышающие квалификацию работники.
Александр Борисов озвучил важную инициативу для научно-университетской отрасли: с участием Минпромторга, Минобрнауки, Ростеха, Объединенной приборостроительной корпорации, РТУ-МИРЭА и руководства Московской обрасти в наукограде Фрязино инициировано создание научно-образовательного экопространство:
технологического центра для создания передовой инженерной школы в части привития молодым людям, школьникам и студентам инженерных знаний и практик в области технических наук, информационных технологий, программирования и участия в научных исследованиях и производстве НПП «Исток».
Вице-премьер Татьяна Голикова подтвердила – работа ведется по всем направлениям: нормативное, финансовое, оргуправленческое. Будут и надбавки за наставничество, и единая система стимулирования учителей.
Интересно резонирует замечание вице-премьера о трех уровнях управления, где действует система школ: муниципальные, региональный и федеральный. Это один из сигналов того, что в единой системе публичной власти за школы будут скорее отвечать регионы, чем муниципалитеты.
Среди остальных тем были школьные театры, чемпионатное движение Абилимпикс, работа с трудными детьми и подростками.
По итогам Госсовета можно сделать вывод – в сфере образования (в первую очередь, школьного) взят курс на суверенно-консервативное развитие. Цель – сформировать единое пространство с равными возможностями для школьников из любого уголка страны. А воспитательная работа и наставничество должны сформировать как минимум базовый прогнозируемый уровень проактивности и патриотизма, гражданственности и ответственности.
Forwarded from КСЕНИЯ РАЗУВАЕВА
⚡️ Важные тезисы Президента России Владимира Путина на Госсовете:
- Улучшение условий труда педагогов в РФ – важнейший вопрос;
- Владимир Путин предложил создать на базе Центра знаний «Машук» площадку по развитию наставничества;
- Президент поручил законодательно предусмотреть доплаты за наставничество;
- Необходимо возобновить подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
- Президент предложил учредить ежегодную премию «Наставник года».
- Улучшение условий труда педагогов в РФ – важнейший вопрос;
- Владимир Путин предложил создать на базе Центра знаний «Машук» площадку по развитию наставничества;
- Президент поручил законодательно предусмотреть доплаты за наставничество;
- Необходимо возобновить подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
- Президент предложил учредить ежегодную премию «Наставник года».
Космос как развитие
Премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по направлению «Освоение космоса». Как и прочие высокотехнологичные отрасли, космическая является важным компонентом научно-технологического суверенитета.
Два ключевых процесса в космосе – формирование индустрии и рынка.
Первое предполагает переход от ручной штучной сборки к индустриальным процессам – с конвейерным выпуском, типовыми решениями, интеграцией носителей технологий.
Здесь важно системное взаимодействие – государства и энтузиастов (таких, например, как SR Space @srspaceru), науки и бизнеса:
Формирование рынка, со своей стороны должно вестись через создание простых и понятных правил игры, выработку нормативно-правовой базы, четкого определения сюжетов безопасности и суверенитета. Одновременно с этим нужна отлаженная регуляторика – контроль должен быть системным, но не навязчивым.
На международной арене у России есть уникальные конкурентные преимущества – несколько космодромов, отлаженные производственные цепочки для серийных запусков.
В основе развития космоса (как и любой высокотехнологичной сфере) лежат два сопряженных цикла – технологический и кадровый. В космической отрасли (как в атомной и оборонной) удалось сохранить полноту производственных и инновационных цепочек. Несмотря на некоторые сложности и пробуксовки Космос остается локомотивом научно-технологического развития, а также областью с крайне высокой суверенностью процессов.
Кадровые сюжеты – особенно в приложении к молодым специалистам – обсуждали еще в День космонавтики (12.04.23) в НПО им. Лавочкина. Рецепты предложены проверенные – квотирование целевого набора, льготные программы ипотеки, повышение зарплаты. В космосе (а равно в Атоме и Оборонке) востребованы специалисты как с СПО, так и с высшим – тут в наибольшей степени эффективно работает связка Передовых инженерных школ и Профессионалитета.
Премьер-министр отметил:
Развитие космоса невозможно без поступательной поддержки науки. Вместе с тем, фундаментальные исследования космоса, к сожалению, чаще всего первыми идут «под нож» секвестра.
Сама отрасль балансирует на острие научно-технологичесокого ножа. Спектр-РГ стал однозначным успехом, хотя немецкий сегмент заморожен. Модуль «Наука» все-таки долетел до МКС и пристыковался, но «на тоненького». Луна-25 долетела до спутника Земли, но не совсем так, как было запланировано (разбилась).
Глава госкорпорации Роскосмос Юрий Борисов в интервью подчеркнул достижения: 116 безаварийных запусков подряд, потери от санкций минимизированы, Российская орбитальная станция будет создана, Восточный развивается, Ангара создается. Луна-26 полетит в 2027-м, Луна-27 (а РАН предлагает создать целых два аппарата) – годом позже. Активно будет наращиваться группировка спутников, работающих в интересах как государства, так и бизнеса.
Важно, что в развитии космической отрасли для постановки задач привлечены ведущие вузы и научные институты.
Космос у любой великой державы должен быть суверенным. Сотрудничество необходимо, но без возможности самостоятельно создать и вывести на орбиту спутник – страна будет вынуждена вечно оставаться на вторых ролях в космической гонке. У России отличные космические перспективы – связаны они и с космическим суверенитетом, и с прорывным научно-технологическим развитием.
#НОПитоги2023
Подробнее: стратсессия и интервью.
Премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по направлению «Освоение космоса». Как и прочие высокотехнологичные отрасли, космическая является важным компонентом научно-технологического суверенитета.
Два ключевых процесса в космосе – формирование индустрии и рынка.
Первое предполагает переход от ручной штучной сборки к индустриальным процессам – с конвейерным выпуском, типовыми решениями, интеграцией носителей технологий.
Здесь важно системное взаимодействие – государства и энтузиастов (таких, например, как SR Space @srspaceru), науки и бизнеса:
Важное значение имеет не только концентрация усилий и компетенций научных организаций, инженерных школ и предприятий, но и объединение ресурсов государства и частного капитала.
Формирование рынка, со своей стороны должно вестись через создание простых и понятных правил игры, выработку нормативно-правовой базы, четкого определения сюжетов безопасности и суверенитета. Одновременно с этим нужна отлаженная регуляторика – контроль должен быть системным, но не навязчивым.
На международной арене у России есть уникальные конкурентные преимущества – несколько космодромов, отлаженные производственные цепочки для серийных запусков.
В основе развития космоса (как и любой высокотехнологичной сфере) лежат два сопряженных цикла – технологический и кадровый. В космической отрасли (как в атомной и оборонной) удалось сохранить полноту производственных и инновационных цепочек. Несмотря на некоторые сложности и пробуксовки Космос остается локомотивом научно-технологического развития, а также областью с крайне высокой суверенностью процессов.
Кадровые сюжеты – особенно в приложении к молодым специалистам – обсуждали еще в День космонавтики (12.04.23) в НПО им. Лавочкина. Рецепты предложены проверенные – квотирование целевого набора, льготные программы ипотеки, повышение зарплаты. В космосе (а равно в Атоме и Оборонке) востребованы специалисты как с СПО, так и с высшим – тут в наибольшей степени эффективно работает связка Передовых инженерных школ и Профессионалитета.
Премьер-министр отметил:
На необходимость подготовки комплекса решений по дополнительной помощи молодым работникам особое внимание обращал и глава государства. Необходимо выстроить грамотную работу со специалистами, с молодёжью. Создать для них достойные условия, чтобы не допустить утечки квалифицированных кадров, которые задействованы в отраслевой науке и в производстве.
Развитие космоса невозможно без поступательной поддержки науки. Вместе с тем, фундаментальные исследования космоса, к сожалению, чаще всего первыми идут «под нож» секвестра.
Сама отрасль балансирует на острие научно-технологичесокого ножа. Спектр-РГ стал однозначным успехом, хотя немецкий сегмент заморожен. Модуль «Наука» все-таки долетел до МКС и пристыковался, но «на тоненького». Луна-25 долетела до спутника Земли, но не совсем так, как было запланировано (разбилась).
Глава госкорпорации Роскосмос Юрий Борисов в интервью подчеркнул достижения: 116 безаварийных запусков подряд, потери от санкций минимизированы, Российская орбитальная станция будет создана, Восточный развивается, Ангара создается. Луна-26 полетит в 2027-м, Луна-27 (а РАН предлагает создать целых два аппарата) – годом позже. Активно будет наращиваться группировка спутников, работающих в интересах как государства, так и бизнеса.
Важно, что в развитии космической отрасли для постановки задач привлечены ведущие вузы и научные институты.
Космос у любой великой державы должен быть суверенным. Сотрудничество необходимо, но без возможности самостоятельно создать и вывести на орбиту спутник – страна будет вынуждена вечно оставаться на вторых ролях в космической гонке. У России отличные космические перспективы – связаны они и с космическим суверенитетом, и с прорывным научно-технологическим развитием.
#НОПитоги2023
Подробнее: стратсессия и интервью.
government.ru
Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию по направлению «Освоение космоса»
М.Мишустин: «Формирование собственной развитой индустрии космических сервисов, технологий и продуктов должно стать одним из приоритетных направлений нашей работы. Это ключевой фактор повышения инвестиционной привлекательности российской космонавтики и в целом…
Молодежь – политика – стратегия
Министерство науки и высшего образования представило подготовленный совместно с Росмолодежью Проект Стратегии молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 г. Стоит сразу оговориться – из представленного 78-страничного документа собственно «Стратегией» может именоваться все то, что представлено, начиная только с 54-й. До этого фактически идет доклад о состоянии МП к декабрю 2023 г.
Принципиально значимо, что молодежная политика определяется как национальный приоритет.
Под молодежью подразумевается возраст с 14 до 35 лет с разбивкой на группы: 14-17, 18-24, 25-35. Условно можно это выделить как «школа», «вуз», начальный этап карьеры. Здесь, кстати, велика роль СПО – половина выпускников 9 классов идет в колледжи, а по срокам обучения идет пересечение двух выделенных возрастных групп.
Цель Стратегии – формирование к 2030 году системы молодежной
политики в Российской Федерации, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества, учитывающей его актуальные потребности, вызовы и угрозы, стоящие перед страной.
Стратегия МП выступает в качестве базы для формирования нового национального проекта «Молодежь России». В рамках документа предусмотрены приоритетные направления (по сути – компоненты будущих федпроектов):
1. Социальная память молодежи.
2. Поддержка молодых семей.
3. Социальный потенциал молодежи.
4. Экономическая активность молодежи.
5. Молодежная безопасность.
6. «Молодежное движение» и молодежное самоуправление.
7. Управление работой с молодежью.
Планируемые показатели:
Доля людей, верящих в возможности самореализации в России возрастет с 72 (2024 г.) до 84%. В мололдежных проектах будет участвовать не 19%, а уже 40% молодых людей. С 5,6% до 12,6% возрастет охват молодежи учреждениями МП.
Не 71%, а все 83% молодежи будут разделять и поддерживать традиционные духовно-нравственные ценности. Мероприятиями по их продвижению охватят 17,5% молодежи (против 11,5% в 2024 г.).
Доля проактивной и патриотически-настроенной молодежи за 6 лет должна скакнуть с 40 до 70%. В добровольческую деятельность вовлекут не 10,5%, а все 16%. В гражданскую активность – 7,4% (а не 4,8% как в грядущем году).
Примечательно, что СМП и будущий нацпроект определены как сквозные, однако, при этом никакие смысловые пересечения со Стратегией научно-технологического развития, госпрограммой НТР, НП «Наука и университеты» не определены – ни в самом документе, ни в пояснительной записке. Особое недоумение вызывает тот факт, что Стратегия НТР даже не упомянута в рамках «правовой основы».
Впрочем, наука присутствует и в букве, и в духе проекта Стратегии молодежной политики. Отмечается все возрастающая привлекательность исследовательской деятельности для молодежи. Также традиционно выделена значимость научного обоснования МП и сопровождения ее реализации.
Стратегия молодежной политики и нацпроект формируются под условное будущее «Министерство молодежи» (как более масштабный вариант – «Министерство человеческого капитала»), но функционировать и стратегия, и НП, и ведомство будут все же не в оргуправленческом вакууме. Есть много смысловых пересечений с НП и ГП «Образование», работой президентской платформы «Россия – страна возможностей», отраслевыми мерами по поддержки молодых специалистов (например, в науке или оборонке).
Отсюда возникают вопросы относительно «разделения труда». Важно выстроить единую систему работы с молодежью, не допустить как дублирования мероприятий, так и появления зон коллективной (т.е. ничьей) ответственности.
Подробнее.
Министерство науки и высшего образования представило подготовленный совместно с Росмолодежью Проект Стратегии молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 г. Стоит сразу оговориться – из представленного 78-страничного документа собственно «Стратегией» может именоваться все то, что представлено, начиная только с 54-й. До этого фактически идет доклад о состоянии МП к декабрю 2023 г.
Принципиально значимо, что молодежная политика определяется как национальный приоритет.
Под молодежью подразумевается возраст с 14 до 35 лет с разбивкой на группы: 14-17, 18-24, 25-35. Условно можно это выделить как «школа», «вуз», начальный этап карьеры. Здесь, кстати, велика роль СПО – половина выпускников 9 классов идет в колледжи, а по срокам обучения идет пересечение двух выделенных возрастных групп.
Цель Стратегии – формирование к 2030 году системы молодежной
политики в Российской Федерации, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества, учитывающей его актуальные потребности, вызовы и угрозы, стоящие перед страной.
Стратегия МП выступает в качестве базы для формирования нового национального проекта «Молодежь России». В рамках документа предусмотрены приоритетные направления (по сути – компоненты будущих федпроектов):
1. Социальная память молодежи.
2. Поддержка молодых семей.
3. Социальный потенциал молодежи.
4. Экономическая активность молодежи.
5. Молодежная безопасность.
6. «Молодежное движение» и молодежное самоуправление.
7. Управление работой с молодежью.
Планируемые показатели:
Доля людей, верящих в возможности самореализации в России возрастет с 72 (2024 г.) до 84%. В мололдежных проектах будет участвовать не 19%, а уже 40% молодых людей. С 5,6% до 12,6% возрастет охват молодежи учреждениями МП.
Не 71%, а все 83% молодежи будут разделять и поддерживать традиционные духовно-нравственные ценности. Мероприятиями по их продвижению охватят 17,5% молодежи (против 11,5% в 2024 г.).
Доля проактивной и патриотически-настроенной молодежи за 6 лет должна скакнуть с 40 до 70%. В добровольческую деятельность вовлекут не 10,5%, а все 16%. В гражданскую активность – 7,4% (а не 4,8% как в грядущем году).
Примечательно, что СМП и будущий нацпроект определены как сквозные, однако, при этом никакие смысловые пересечения со Стратегией научно-технологического развития, госпрограммой НТР, НП «Наука и университеты» не определены – ни в самом документе, ни в пояснительной записке. Особое недоумение вызывает тот факт, что Стратегия НТР даже не упомянута в рамках «правовой основы».
Впрочем, наука присутствует и в букве, и в духе проекта Стратегии молодежной политики. Отмечается все возрастающая привлекательность исследовательской деятельности для молодежи. Также традиционно выделена значимость научного обоснования МП и сопровождения ее реализации.
Стратегия молодежной политики и нацпроект формируются под условное будущее «Министерство молодежи» (как более масштабный вариант – «Министерство человеческого капитала»), но функционировать и стратегия, и НП, и ведомство будут все же не в оргуправленческом вакууме. Есть много смысловых пересечений с НП и ГП «Образование», работой президентской платформы «Россия – страна возможностей», отраслевыми мерами по поддержки молодых специалистов (например, в науке или оборонке).
Отсюда возникают вопросы относительно «разделения труда». Важно выстроить единую систему работы с молодежью, не допустить как дублирования мероприятий, так и появления зон коллективной (т.е. ничьей) ответственности.
Подробнее.
Telegram
росмолодёжь
Марта Лесюк, член Экспертного клуба «Дигория», директор центра по взаимодействию ОАО «РЖД» Российского университета транспорта (МИИТ), один из авторов телеграм-канала «Научно-образовательная политика», специально для телеграм-канала «росмолодёжь»:
Разработка…
Разработка…
Спортивное программирование
В Казанском федеральном университете при активном содействии партнера вуза ПАО «Сбербанк» открылся олимпиадный центр по спортивному программированию КФУ-Сбер имени Р.М. Хадиева.
Олимпиадный центр стал логическим продолжением развития одного из самых популярных профильных студенческих объединений страны в сфере развития информационных технологий и программирования.
Одна из главных особенностей центра – он открыт для всех желающих студентов вне зависимости от возраста и участия в олимпиадах. Это выводит небольшую инициативу по созданию клуба по интересам в сфере программирования, которая была реализована в вузе еще в 2001 году, на уровень полноценной школы подготовки высококвалифицированных программистов начиная со школьной скамьи.
Уже сейчас ежегодно команды университета становятся призерами и победителями международных и всероссийских соревнований по программированию.
Ректор Казанского федерального университета Ленар Сафин для Научно-образовательной политики:
Директор Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ Антон Егорчев специально для Научно-образовательной политики:
В Казанском федеральном университете при активном содействии партнера вуза ПАО «Сбербанк» открылся олимпиадный центр по спортивному программированию КФУ-Сбер имени Р.М. Хадиева.
Олимпиадный центр стал логическим продолжением развития одного из самых популярных профильных студенческих объединений страны в сфере развития информационных технологий и программирования.
Одна из главных особенностей центра – он открыт для всех желающих студентов вне зависимости от возраста и участия в олимпиадах. Это выводит небольшую инициативу по созданию клуба по интересам в сфере программирования, которая была реализована в вузе еще в 2001 году, на уровень полноценной школы подготовки высококвалифицированных программистов начиная со школьной скамьи.
Уже сейчас ежегодно команды университета становятся призерами и победителями международных и всероссийских соревнований по программированию.
Ректор Казанского федерального университета Ленар Сафин для Научно-образовательной политики:
Корпорация Сбер на сегодняшний день продвигает самые передовые интеллектуальные идеи в области внедрения и использования информационных технологий, искусственного интеллекта. Наша совместная работа будет способствовать развитию новых направлений соревнований, таких как «Информационная безопасность», «Мобильная разработка», «Квантовые и вероятностные вычисления», а самое главное – качественной подготовке будущих специалистов ИТ-сферы.
Директор Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ Антон Егорчев специально для Научно-образовательной политики:
Равиль Хадиев – основатель олимпиадного движения в Казанском университете. Сбер оказал поддержку новым инициативам института в развитии олимпиадного движения. Новое подразделение позволяет студентам очно тренироваться в свободное от учебы время и стать флагманом для проведения мероприятий. Сбер поддержал олимпиадный центр высокопроизводительными ноутбуками, которые команды используют для выездных сборов и соревнований, проекторами и мониторами для проведения тренировочных занятий и открытых мероприятий и прочее сопроводительное оборудование.
Предоставленное партнером оборудование и поддержка на мероприятиях открывают новые горизонты для олимпиадного центра. Теперь это не только классическое спортивное программирование, но и соревнования в прикладных областях уже для новых команд – все то, что нужно для новых побед. Тренируясь в олимпиадном центре, студенты с первого курса получают уникальные навыки в командной работе и решении нестандартных задач. А это одно из самых важных навыков IT-индустрии. Такие студенты являются самыми востребованными на рынке.
Уникальность центра заключается в том, что студенту не обязательно быть олимпиадником в школе. Любой студент может просто прийти в олимпиадный центр и его обучат всем необходимым навыкам, здесь нет отбора. Есть разные группы по уровню сложности. Поэтому занятия ведутся как для школьников, так и для самых опытных студентов.
Telegram
Казанский Федеральный | КФУ
Официальный канал Казанского (Приволжского) федерального университета kpfu.ru
Перечень РКН:
https://knd.gov.ru/license?
id=676e04ee96de59064d4c64f4®istryType=bloggersPermission
vk.com/kazan_federal_university
Бот обратной связи:
@feedback_kfu_bot
Перечень РКН:
https://knd.gov.ru/license?
id=676e04ee96de59064d4c64f4®istryType=bloggersPermission
vk.com/kazan_federal_university
Бот обратной связи:
@feedback_kfu_bot
Forwarded from Вся Сибирь
В Томском политехе животных лечат от рака
🐾 В учебном заведении находится единственный в стране действующий вузовский исследовательский ядерный реактор. Процедуры на нем уже прошли кошки и собаки.
🧑🏼🔬 Методика лечения неоперабельных опухолей – новая – нейтронозахватная терапия. Ученые совместно с коллегами из Новосибирского госуниверситета проводят на животных доклинические испытания.
🧫 Кроме того, здесь создают радиофармпрепараты для диагностики и терапии рака.
🧪 Совместно с фармацевтами специалисты вуза уже вывели на рынок четыре новых: для диагностики сторожевых лимфоузлов при нескольких видах онкологии, опухолей головного мозга, рака предстательной железы и нейроэндокринных опухолей.
📌 Разработки велись, в том числе, при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».
🇷🇺 Вся Сибирь | Подписаться
Фото: @tomskregionadmin
#новости #Томскаяобласть
🐾 В учебном заведении находится единственный в стране действующий вузовский исследовательский ядерный реактор. Процедуры на нем уже прошли кошки и собаки.
🧑🏼🔬 Методика лечения неоперабельных опухолей – новая – нейтронозахватная терапия. Ученые совместно с коллегами из Новосибирского госуниверситета проводят на животных доклинические испытания.
🧫 Кроме того, здесь создают радиофармпрепараты для диагностики и терапии рака.
🧪 Совместно с фармацевтами специалисты вуза уже вывели на рынок четыре новых: для диагностики сторожевых лимфоузлов при нескольких видах онкологии, опухолей головного мозга, рака предстательной железы и нейроэндокринных опухолей.
📌 Разработки велись, в том числе, при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».
Фото: @tomskregionadmin
#новости #Томскаяобласть
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
«Город в городе»: кампус как драйвер развития науки и образования (1/2)
До 2030 года по национальному проекту «Наука и университеты» в России будет создана сеть из 25 современных кампусов. В рамках проекта задумано создать удобные и современные условия для обучения, работы и проживания студентов и молодых ученых. На территории кампусов планируется разместить комфортабельные общежития, современные лаборатории, пространства для проектирования и моделирования, коворкинги, библиотеки, места для отдыха и занятий спортом. Эти студенческие городки должны привлекать талантливую молодежь из России и других стран.
В июне этого года по поручению Правительства России был разработан стандарт оснащения современных университетских кампусов. Он установил общие правила и принципы подхода к оснащению кампусов и дал возможность оптимизировать подготовку и запуск проектов по оснащению лабораторных комплексов, повысить их качество, обобщить существующий опыт и обеспечить единство требований к качеству создаваемой инновационной и научно-исследовательской инфраструктуры. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в программе «Завтра в мире» радиостанции «Россия» рассказал о том, как создание современных университетских кампусов уже изменяет высшее образование и науку в нашей стране.
Валерий Фальков подчеркнул, что строительство кампуса – это не только про новую инфраструктуру, но и про комплексную трансформацию университета и образовательной системы. Появление кампуса вносит серьезные изменения в стратегию развития университета. Учитывая растущий рост внимания к вопросам формирования кампусов, можно предположить, что именно они призваны стать опорными точками внедряемой реформы высшего образования, а успешный опыт формирования кампусов будет масштабироваться на все большее число университетов страны. Валерий Фальков подчеркнул:
До 2030 года по национальному проекту «Наука и университеты» в России будет создана сеть из 25 современных кампусов. В рамках проекта задумано создать удобные и современные условия для обучения, работы и проживания студентов и молодых ученых. На территории кампусов планируется разместить комфортабельные общежития, современные лаборатории, пространства для проектирования и моделирования, коворкинги, библиотеки, места для отдыха и занятий спортом. Эти студенческие городки должны привлекать талантливую молодежь из России и других стран.
В июне этого года по поручению Правительства России был разработан стандарт оснащения современных университетских кампусов. Он установил общие правила и принципы подхода к оснащению кампусов и дал возможность оптимизировать подготовку и запуск проектов по оснащению лабораторных комплексов, повысить их качество, обобщить существующий опыт и обеспечить единство требований к качеству создаваемой инновационной и научно-исследовательской инфраструктуры. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в программе «Завтра в мире» радиостанции «Россия» рассказал о том, как создание современных университетских кампусов уже изменяет высшее образование и науку в нашей стране.
Валерий Фальков подчеркнул, что строительство кампуса – это не только про новую инфраструктуру, но и про комплексную трансформацию университета и образовательной системы. Появление кампуса вносит серьезные изменения в стратегию развития университета. Учитывая растущий рост внимания к вопросам формирования кампусов, можно предположить, что именно они призваны стать опорными точками внедряемой реформы высшего образования, а успешный опыт формирования кампусов будет масштабироваться на все большее число университетов страны. Валерий Фальков подчеркнул:
Строго говоря, кампусы – это трансформация университетов и, еще шире, высшего образования. Проектируя кампусы, мы задаемся фундаментальными вопросами о том, как должен быть устроен университет, что в том или ином университете в соответствующем регионе правильно, а что неправильно, каким должен быть университет в горизонте 2030 года.Он при этом отметил, что кампус служит развитию не только отдельно взятых университетов, но и является частью комплексного развития города или целого региона.
национальныепроекты.рф
Наука и университеты — Национальный проект «Наука» | Архив 2019-24 года
Национальный проект «Наука и университеты» направлен на развитие науки и вывод Россия в первую пятерку стран, ведущих разработки в приоритетных областях. Узнайте все подробности нацпроекта на нашем портале. | Архив
«Город в городе»: кампус как драйвер развития науки и образования (2/2)
Кампусы призваны стать точками притяжения для молодых талантов как для получения высшего образования, так и для научной работы. Это обуславливает важность создания на их базе качественной научной и лабораторной инфраструктуры. При этом кампус – это место, которой является фактором повышения академической мобильности как в межрегиональном разрезе, так и в качестве фактора поселенческой мобильности, возможностей для переезда талантливой молодежи в крупные города и их включения в работу ведущих научных и образовательных центров. В этом состоит основная идея кампусов – Валерий Фальков выделил пять компонентов, которые необходимы для любого российского университетского кампуса:
На сегодняшний день очевидно, что исполнительная власть делает серьезную ставку на кампусы, которые олицетворяют собой комплексный подход и межведомственное взаимодействие на пути реализации целей, связанных с развитием высшего образования. Следует отметить, что хотя проект по строительству кампусов является достаточно молодым и лишь несколько месяцев назад «оброс» соответствующей нормативно-правовой базой и стандартами, у Минобрнауки есть четкое понимание того, за счет чего кампусы должны стать точками притяжения талантливой молодежи и ученых, и какие компоненты кампусы должны в себя включать. Важно, что они являют собой симбиоз образовательных, научных и инфраструктурных решений и нацелены на всестороннее удовлетворение запросов студентов и ученых.
Кампусы призваны стать точками притяжения для молодых талантов как для получения высшего образования, так и для научной работы. Это обуславливает важность создания на их базе качественной научной и лабораторной инфраструктуры. При этом кампус – это место, которой является фактором повышения академической мобильности как в межрегиональном разрезе, так и в качестве фактора поселенческой мобильности, возможностей для переезда талантливой молодежи в крупные города и их включения в работу ведущих научных и образовательных центров. В этом состоит основная идея кампусов – Валерий Фальков выделил пять компонентов, которые необходимы для любого российского университетского кампуса:
В отличие от строительства одного учебно-лабораторного корпуса или общежития, кампус – это комплексный подход. Это строительство всего того, что необходимо для получения образования. А что необходимо в первую очередь? Это, конечно, общежития, то есть место, где студент, особенно иногородний, приезжает и живет. Второе, это место, где он получает образование. Третье, это место, где он может заниматься наукой, не все студенты, но часть из них должны иметь такую возможность, а это, соответственно, новые научные лаборатории. Четвертое, полноценная студенческая жизнь немыслима без спорта, поэтому должны быть в кампусе созданы условия для этого – от бассейнов до специальных залов для игровых видов спорта. Наконец, пятое, что тоже очень важно, это творчество во всем его многообразии, потому что студенты – люди веселые и проявляют себя не только в аудиториях, не только в исследованиях, а очень многие любят различные студенческие мероприятия и для этого тоже должны быть созданы условия.
На сегодняшний день очевидно, что исполнительная власть делает серьезную ставку на кампусы, которые олицетворяют собой комплексный подход и межведомственное взаимодействие на пути реализации целей, связанных с развитием высшего образования. Следует отметить, что хотя проект по строительству кампусов является достаточно молодым и лишь несколько месяцев назад «оброс» соответствующей нормативно-правовой базой и стандартами, у Минобрнауки есть четкое понимание того, за счет чего кампусы должны стать точками притяжения талантливой молодежи и ученых, и какие компоненты кампусы должны в себя включать. Важно, что они являют собой симбиоз образовательных, научных и инфраструктурных решений и нацелены на всестороннее удовлетворение запросов студентов и ученых.
Ассоциация самых сильных
В 2012 году в рамках исполнения поручения Президента Владимира Путина о повышении конкурентоспособности вузов на мировой арене, появился проект «5-100». Главной целью программы было вхождение не менее 5 ведущих вузов России в топ-100 вузов мира. Однако проект быстро трансформировался в полноценную госпрограмму поддержки развития вузов на международном уровне.
В 2020 году программа завершилась с заметными результатами - в 2013 году в предметных рейтингах QS было четыре российских университета, которые суммарно занимали 17 позиций, а к 2021 году в рейтинге присутствовало уже 62 вуза, суммарно занявших 448 позиций. Это рост в 15,5 и 26,4 раз.
Проект заложил основу для одной из самых масштабных программ по поддержке вузов – «Приоритет 2030», которая сегодня является одним из локомотивов развития всей системы образования. Одним из результатов программы «5-100» стало создание в 2014 году Ассоциации «Глобальные университеты». Главной задачей Ассоциации стала координация и объединение усилий университетов, ориентированных на достижение международной конкурентоспособности. Несмотря на завершение программы «5-100», Ассоциация продолжает вести активную работу. В декабре уходящего года сообщество вузов пополнилось 4 новыми членами: Московский Политех, МГТУ им. Баумана, МГИМО и МГСУ. Теперь Ассоциация объединяет 23 ведущих университета России.
В рамках этого членства Московский Политех будет делиться опытом внедрения новой STEAM-модели инженерного образования, которая объединяет технические дисциплины с творческим подходом. Эта программа реализуется в рамках стратегической программы «Приоритет 2030».
Ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский рассказал о важности членства вуза в Ассоциации для развития науки как в России, так и зарубежом:
Совместно с другими университетами-участниками Ассоциации, Московский Политех будет продолжать проводить передовые научные исследования. Студенты и инженеры университета активно работают над проектами, такими как электромобиль класса L7 с компанией «Автотор» и электрическая тормозная система для серийного использования с ПАО «КАМАЗ». Также проводятся разработки «растущего» экзоскелета для диагностики и лечения болезней опорно-двигательного аппарата, технологий LCD фотополимерного принтера, полимеров с износостойким тонкопленочным покрытием.
Расширенная Ассоциация будет заниматься укреплением репутации университетов на международном уровне и их продвижением на мировом рынке образовательных услуг.
В 2012 году в рамках исполнения поручения Президента Владимира Путина о повышении конкурентоспособности вузов на мировой арене, появился проект «5-100». Главной целью программы было вхождение не менее 5 ведущих вузов России в топ-100 вузов мира. Однако проект быстро трансформировался в полноценную госпрограмму поддержки развития вузов на международном уровне.
В 2020 году программа завершилась с заметными результатами - в 2013 году в предметных рейтингах QS было четыре российских университета, которые суммарно занимали 17 позиций, а к 2021 году в рейтинге присутствовало уже 62 вуза, суммарно занявших 448 позиций. Это рост в 15,5 и 26,4 раз.
Проект заложил основу для одной из самых масштабных программ по поддержке вузов – «Приоритет 2030», которая сегодня является одним из локомотивов развития всей системы образования. Одним из результатов программы «5-100» стало создание в 2014 году Ассоциации «Глобальные университеты». Главной задачей Ассоциации стала координация и объединение усилий университетов, ориентированных на достижение международной конкурентоспособности. Несмотря на завершение программы «5-100», Ассоциация продолжает вести активную работу. В декабре уходящего года сообщество вузов пополнилось 4 новыми членами: Московский Политех, МГТУ им. Баумана, МГИМО и МГСУ. Теперь Ассоциация объединяет 23 ведущих университета России.
В рамках этого членства Московский Политех будет делиться опытом внедрения новой STEAM-модели инженерного образования, которая объединяет технические дисциплины с творческим подходом. Эта программа реализуется в рамках стратегической программы «Приоритет 2030».
Ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский рассказал о важности членства вуза в Ассоциации для развития науки как в России, так и зарубежом:
С каждым годом мы укрепляем отношения с зарубежными партнерами — на данный момент их 20, в том числе с Турцией, Южной Кореей и Германией. Наш университет заинтересован в совместной деятельности по развитию образования в России. Мы рассчитываем, что вступление в Ассоциацию будет способствовать повышению качества обучения и эффективной реализации программы развития нашего вуза. Но в первую очередь, мы будем содействовать созданию и внедрению новой модели образования, предложенной Министерством науки и высшего образования.
Совместно с другими университетами-участниками Ассоциации, Московский Политех будет продолжать проводить передовые научные исследования. Студенты и инженеры университета активно работают над проектами, такими как электромобиль класса L7 с компанией «Автотор» и электрическая тормозная система для серийного использования с ПАО «КАМАЗ». Также проводятся разработки «растущего» экзоскелета для диагностики и лечения болезней опорно-двигательного аппарата, технологий LCD фотополимерного принтера, полимеров с износостойким тонкопленочным покрытием.
Расширенная Ассоциация будет заниматься укреплением репутации университетов на международном уровне и их продвижением на мировом рынке образовательных услуг.
Telegram
Московский Политех
Об университете → mospolytech.ru
Чат → @mospolychat
Вопросы поступления → @mospolyab_chat, @meililili
По вопросам обучения → @MoscowPolytechBot
По вопросам сотрудничества → @pandaime
Регистрация в РКН: https://gosuslugi.ru/snet/67ae014b6857085566b73359
Чат → @mospolychat
Вопросы поступления → @mospolyab_chat, @meililili
По вопросам обучения → @MoscowPolytechBot
По вопросам сотрудничества → @pandaime
Регистрация в РКН: https://gosuslugi.ru/snet/67ae014b6857085566b73359
Forwarded from Банкста
За выпускников Центрального университета (ЦУ) будут драться, уверен глава Тинькофф Станислав Близнюк. Образовательный стартап, как его называют сами основатели, нацелен на подготовку инженерных и физмат-специалистов для ведущих российских компаний, 30 из которых уже стали партнерами проекта. Программа магистратуры стартовала в этом году, бакалавров начнут готовить в наступающем.
Близнюк уверен, что платное образование, которое дает Центральный университет, позволит обеспечить высокое качество преподавания и серьезное отношение к процессу студентов. А сделать его доступным помогут льготные образовательные кредиты — под 3% на 15 лет.
Одними из ключевых задач в Центральном университете считают вовлечение крупного бизнеса в развитие образования и возвращение выпускников в регионы. Для этого Тинькофф как один из главных ИТ-партнеров ЦУ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) предложили такие инициативы, как инвестиционный налоговый вычет для компаний за вклад в образование и науку и губернаторские гранты на высшее образование для самых сильных школьников с условием их возвращения на малую родину. @banksta
Близнюк уверен, что платное образование, которое дает Центральный университет, позволит обеспечить высокое качество преподавания и серьезное отношение к процессу студентов. А сделать его доступным помогут льготные образовательные кредиты — под 3% на 15 лет.
Одними из ключевых задач в Центральном университете считают вовлечение крупного бизнеса в развитие образования и возвращение выпускников в регионы. Для этого Тинькофф как один из главных ИТ-партнеров ЦУ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) предложили такие инициативы, как инвестиционный налоговый вычет для компаний за вклад в образование и науку и губернаторские гранты на высшее образование для самых сильных школьников с условием их возвращения на малую родину. @banksta