НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Протокол совместного заседания Общественных советов при Минобрнауки России, Минпросвещения России и Рособрнадзоре от 15.11.2023 г.
 
Педагог и наставник – Совет Года (1/3): программа президента

Под конец 2023-го – Года педагога и наставника – президент Владимир Путин провел заседание Государственного совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника».

Этот Госсовет был сфокусирован на зонах ответственности Сергея Кравцова (главы Минпросвещения), губернатора Севастополя и председателя комиссии «Образование» Михаила Развожаева и вице-премьера Татьяны Голиковой. Внимание было обращено на уровень школ и колледжей. Оттого перед заседанием главе государства рассказывали о подготовке кадров в рамках федпроекта «Профессионалитет».

Наставничество вошло в политический дискурс вместе с добровольчеством, потому эти две идеи не стоит рассматривать в отрыве друг от друга. Наставник – всегда подвижник. А сама идея проявляет себя на самых разных уровнях – на уровне отношений «учитель – ученик», организаций и регионов (как в шефстве «материковых» над «историческими»). Вместе с тем, основной идеей наставничества является сотрудничество – то есть совместная деятельность, в которой лучше становятся обе стороны процесса.

На уровне концепций именно на наставничество президент возлагает особые надежды в воспитательных процессах. Это Владимир Путин назвал важным компонентом суверенитета:

Восстанавливаем воспитательную, ценностную составляющую в школах, вузах, техникумах и колледжах. Для нашего суверенитета это так же важно, как и повышение качества преподавания, внедрение в образовательный процесс передовых технологий.


Наряду с воспитанием подрастающего поколения, укреплением нашего ценностного суверенитета наставники играют важнейшую роль в развитии промышленного, кадрового технологического потенциала России.


Наставничество будет развиваться системно. Акцент, естественно, на детей и молодежь. К этой работе глава государства рекомендовал привлечь Сириус, президентскую платформу «Россия – страна возможностей» и Движение Первых. В процессы будут активно интегрировать ветеранов СВО.

В фокусе внимания оказались ожидаемые вопросы – улучшение условий труда педагогов и дебюрократизация, повышение зарплат (подтягивание отстающих регионов) и запуск системы развития профессионального мастерства. Отдельное внимание уделили детским домам, наставничеству над трудными детьми и подростками.

В речи президента прозвучали несколько регионов (что добавляет бонусов их губернаторам): Новгородская область (Андрей Никитин) – за региональную стипендию для студентов-целевиков на педагогических специальностях; Калужская (Владислав Шапша) – за федеральный парк профессионального образования.

Снова и снова президент предостерегает излишне ретивых исполнителей от «перегибов на местах», которые превращают всё в пресловутую «бюрократическую мертвичину»:

Важно сохранить именно живой дух наставничества. Ни в коем случае нельзя загонять это движение в бюрократические рамки, превращать в какую-то принудиловку.

Наставники будут получать материальное поощрение за свою работу. А также учреждается премия «Наставник года».

Сказал президент и о СПО. Площадки для практик «Профессионалитета» теперь будут включать в себя малые и средние компании, в т.ч. в ИТ, креативных индустриях и туризме. Мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин будут готовить, в том числе в инженерных вузов с привлечением практиков-производственников.

Отдельная образовательно-просветительская работа будет организована по теме самого наставничества. Изучение лучших практик будет включено в курсы повышения квалификации не только работников реального сектора экономики, но также учителей, врачей, управленцев всех уровней.

Площадка движения наставников расположится на базе образовательного центра «Машук». К ее работе привлекут лекторов «Знания» и победителей проектов РСВ.

Президент в заключение заседания отметил – Год педагога и наставника:

Это только старт, начало нового этапа нашей совместной работы.


Вероятно, скоро можно ожидать запуска Десятилетия.

Подробнее.
Педагог и наставник – Совет Года (2/3): комиссия и министерство

Губернатор Севастополя и председатель комиссии «Образование» Госсовета Михаил Развожаев @razvozhaev, предваряя доклад министра просвещения Сергея Кравцова, подчеркнул несколько моментов.

Политически значим сигнал об эффективности Минпросвещения, которая вытекает из фокусировки внимания исключительно на школе. Трактовать это заявление Михаила Развожаева можно по-разному. Наиболее вероятно, что, во-первых, в рамках перезагрузки Правительства (и состава, и структуры ФОИВов) не будет слияния обратно Минпросвещения и Минобрнауки. Во-вторых, СПО может перейти ближе к университетам.

Михаил Развожаев акцентировал внимание на «огосударствлении исторического образования в РФ». А единые программы будут реализованы по всем предметам общественного и гуманитарного цикла. Среди воспитательных сюжетов губернатор Севастополя выделил «Разговоры о важном» и «Движение Первых».

Напомнил он и о запуске единой системы профориентации, и о трудовом воспитании, и о ежегодных «Разговорах» о «Русской весне», Майдане и СВО. Среди остальных сюжетов – повышение зарплат, программа капремонта школ, просветительские мероприятия в рамках Года педагога и наставника. Напомнил Михаил Развожаев и о телешоу «Классная тема!»

Михаил Развожаев образно описал особо синергетическое явление:

Наставничество – особый феномен и не является в чистом виде ни обучением, ни воспитанием.


Он вынес на Госсовет несколько решений по итогам семинара-совещания, предварявшего заседание:
1. Внести наставничество в трудовое законодательство, ввести финансовое стимулирование.
2. Привлекать практиков и заслуженных людей (в первую очередь, ветеранов СВО).
3. Развернуть программу подготовки наставников, организовать ежегодный конкурс «Наставник года» и учредить День наставника.

Министр просвещения Сергей Кравцов сосредоточил свой доклад на формировании суверенной системы образования. Она включает ряд элементов.

Единое образовательное пространство и нацеленность на формирование широкого кругозора школьников по всем предметам с учетом национальных интересов. Сюда министр отнес единый учебник по истории, возвращение ряда произведений в программу по литературе, единую систему профориентации совместно с обществом Знание, четверговые уроки «Россия – мои горизонты».

Воспитание – в основе его Стратегия нацбезопасности и президентский Указ об укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Утвержден единый календарь воспитательных мероприятий, в школах и колледжах каждый понедельник поднимают флаги и исполняют гимн. Снова прозвучали и «Разговоры о важном». ОБЖ преобразилось в «Основы безопасности и защиты Родины», вернулись уроки труда, а школьников теперь можно привлекать к общественно-полезным работам. За всё это отвечают советники директоров по воспитанию. Отметил министр заслуги Движения Первых и Росмолодежи.

Безопасная информационная среда. Школы защищены и от компьютерных вирусов, и от идеологических вредителей типа иноагентов.

Современная инфраструктура – строятся новые школы, ремонтируются старые. Открываются региональные центры по модели Сириуса (а теперь и партнерские школы), создаются IT-кубы и Кванториумы, а еще 17 тысяч центров образования по всей стране.

Доступность дошкольного образования составила 99,4% (хотя, это средние данные по стране, кое-где в регионах очереди сохраняются), а третью смену ликвидировали как класс.

Педагоги – утверждены новые образовательные программы подготовки педагогов, которые синхронизированы со школьными стандартами. Введены квалификационные категории педагог-методист и педагог-наставник. Переоснащены педагогические вузы.

Продолжается и работа по освобождению учителей от бумаг – Минпросвещения следит, чтобы сверх обязательных пяти документов ничего не требовали.

Выработано предложение о единой системе стимулирующих и компенсационных выплат. Для профориентации, привлечения кадров и повышения престижа профессии действуют программы «Земский учитель» и психолого-педагогических классов.
Педагог и наставник – Совет Года (3/3): измерения и сигналы

Ожидаемо на Госсовете всплыла тема повышения качества подготовки по естественно-научному профилю. Ее подняла Екатерина Сигарёва. Впрочем, ничего конкретного обсуждено не было – подождем перечня поручений.

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов @vsolodovbrief также подчеркнул значимость повышения престижа учительского труда. Он акцентировал внимание на важности специальных проектов («Спасибо учителю») и конкурсов профессионального мастерства. В духе РСВ глава Камчатки предложил учитывать результаты таких состязаний для присвоения квалификационных категорий.

Другое измерение – подготовка управленческих команд. Здесь он отметил конкурс «Флагманы образования» как раз президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Владимир Солодов отметил важность работы по всем этапам: профориентация в школах – повышение востребованности педвузов и педагогических специальностей – привлечение молодых педагогов в школы. Необходимо сделать эту систему самоподдерживающейся (а тут и роль наставников с воспитанием кстати). Пока же есть пробуксовки. Решение проблемы Владимир Солодов видит в закреплении за директорами обязанностей максимально способствовать адаптации молодых педагогов.

Качество образовательной среды также играет свою роль – для формирования новых пространств в реконструируемых или строящихся школах стоит привлекать и школьников (им там учиться), и студентов-педагогов (им там работать).

Губернатор Камчатки озвучил важную системную инициативу – запустить платформу для наставников (и соискателей наставничества) по образцу «Добро.РФ». Стоит ожидать, что «Наставник.РФ» скоро увидит свет.

Генеральный конструктор НПП «Исток» Александр Борисов подчеркнул важность системной работы по наставничеству с фокусом на самые разные целевые аудитории: школьники, студенты, адаптирующиеся новые сотрудники и повышающие квалификацию работники.

Александр Борисов озвучил важную инициативу для научно-университетской отрасли: с участием Минпромторга, Минобрнауки, Ростеха, Объединенной приборостроительной корпорации, РТУ-МИРЭА и руководства Московской обрасти в наукограде Фрязино инициировано создание научно-образовательного экопространство:

технологического центра для создания передовой инженерной школы в части привития молодым людям, школьникам и студентам инженерных знаний и практик в области технических наук, информационных технологий, программирования и участия в научных исследованиях и производстве НПП «Исток».


Вице-премьер Татьяна Голикова подтвердила – работа ведется по всем направлениям: нормативное, финансовое, оргуправленческое. Будут и надбавки за наставничество, и единая система стимулирования учителей.

Интересно резонирует замечание вице-премьера о трех уровнях управления, где действует система школ: муниципальные, региональный и федеральный. Это один из сигналов того, что в единой системе публичной власти за школы будут скорее отвечать регионы, чем муниципалитеты.

Среди остальных тем были школьные театры, чемпионатное движение Абилимпикс, работа с трудными детьми и подростками.

По итогам Госсовета можно сделать вывод – в сфере образования (в первую очередь, школьного) взят курс на суверенно-консервативное развитие. Цель – сформировать единое пространство с равными возможностями для школьников из любого уголка страны. А воспитательная работа и наставничество должны сформировать как минимум базовый прогнозируемый уровень проактивности и патриотизма, гражданственности и ответственности.
⚡️ Важные тезисы Президента России Владимира Путина на Госсовете:

- Улучшение условий труда педагогов в РФ – важнейший вопрос;

- Владимир Путин предложил создать на базе Центра знаний «Машук» площадку по развитию наставничества;

- Президент поручил законодательно предусмотреть доплаты за наставничество;

- Необходимо возобновить подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;

- Президент предложил учредить ежегодную премию «Наставник года».
Космос как развитие

Премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по направлению «Освоение космоса». Как и прочие высокотехнологичные отрасли, космическая является важным компонентом научно-технологического суверенитета.

Два ключевых процесса в космосе – формирование индустрии и рынка.

Первое предполагает переход от ручной штучной сборки к индустриальным процессам – с конвейерным выпуском, типовыми решениями, интеграцией носителей технологий.

Здесь важно системное взаимодействие – государства и энтузиастов (таких, например, как SR Space @srspaceru), науки и бизнеса:

Важное значение имеет не только концентрация усилий и компетенций научных организаций, инженерных школ и предприятий, но и объединение ресурсов государства и частного капитала.

Формирование рынка, со своей стороны должно вестись через создание простых и понятных правил игры, выработку нормативно-правовой базы, четкого определения сюжетов безопасности и суверенитета. Одновременно с этим нужна отлаженная регуляторика – контроль должен быть системным, но не навязчивым.

На международной арене у России есть уникальные конкурентные преимущества – несколько космодромов, отлаженные производственные цепочки для серийных запусков.

В основе развития космоса (как и любой высокотехнологичной сфере) лежат два сопряженных цикла – технологический и кадровый. В космической отрасли (как в атомной и оборонной) удалось сохранить полноту производственных и инновационных цепочек. Несмотря на некоторые сложности и пробуксовки Космос остается локомотивом научно-технологического развития, а также областью с крайне высокой суверенностью процессов.

Кадровые сюжеты – особенно в приложении к молодым специалистам – обсуждали еще в День космонавтики (12.04.23) в НПО им. Лавочкина. Рецепты предложены проверенные – квотирование целевого набора, льготные программы ипотеки, повышение зарплаты. В космосе (а равно в Атоме и Оборонке) востребованы специалисты как с СПО, так и с высшим – тут в наибольшей степени эффективно работает связка Передовых инженерных школ и Профессионалитета.

Премьер-министр отметил:

На необходимость подготовки комплекса решений по дополнительной помощи молодым работникам особое внимание обращал и глава государства. Необходимо выстроить грамотную работу со специалистами, с молодёжью. Создать для них достойные условия, чтобы не допустить утечки квалифицированных кадров, которые задействованы в отраслевой науке и в производстве.

Развитие космоса невозможно без поступательной поддержки науки. Вместе с тем, фундаментальные исследования космоса, к сожалению, чаще всего первыми идут «под нож» секвестра.

Сама отрасль балансирует на острие научно-технологичесокого ножа. Спектр-РГ стал однозначным успехом, хотя немецкий сегмент заморожен. Модуль «Наука» все-таки долетел до МКС и пристыковался, но «на тоненького». Луна-25 долетела до спутника Земли, но не совсем так, как было запланировано (разбилась).

Глава госкорпорации Роскосмос Юрий Борисов в интервью подчеркнул достижения: 116 безаварийных запусков подряд, потери от санкций минимизированы, Российская орбитальная станция будет создана, Восточный развивается, Ангара создается. Луна-26 полетит в 2027-м, Луна-27 (а РАН предлагает создать целых два аппарата) – годом позже. Активно будет наращиваться группировка спутников, работающих в интересах как государства, так и бизнеса.

Важно, что в развитии космической отрасли для постановки задач привлечены ведущие вузы и научные институты.

Космос у любой великой державы должен быть суверенным. Сотрудничество необходимо, но без возможности самостоятельно создать и вывести на орбиту спутник – страна будет вынуждена вечно оставаться на вторых ролях в космической гонке. У России отличные космические перспективы – связаны они и с космическим суверенитетом, и с прорывным научно-технологическим развитием.

#НОПитоги2023

Подробнее: стратсессия и интервью.
Молодежь – политика – стратегия

Министерство науки и высшего образования представило подготовленный совместно с Росмолодежью Проект Стратегии молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 г. Стоит сразу оговориться – из представленного 78-страничного документа собственно «Стратегией» может именоваться все то, что представлено, начиная только с 54-й. До этого фактически идет доклад о состоянии МП к декабрю 2023 г.

Принципиально значимо, что молодежная политика определяется как национальный приоритет.

Под молодежью подразумевается возраст с 14 до 35 лет с разбивкой на группы: 14-17, 18-24, 25-35. Условно можно это выделить как «школа», «вуз», начальный этап карьеры. Здесь, кстати, велика роль СПО – половина выпускников 9 классов идет в колледжи, а по срокам обучения идет пересечение двух выделенных возрастных групп.

Цель Стратегии – формирование к 2030 году системы молодежной
политики в Российской Федерации, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества, учитывающей его актуальные потребности, вызовы и угрозы, стоящие перед страной.

Стратегия МП выступает в качестве базы для формирования нового национального проекта «Молодежь России». В рамках документа предусмотрены приоритетные направления (по сути – компоненты будущих федпроектов):
1. Социальная память молодежи.
2. Поддержка молодых семей.
3. Социальный потенциал молодежи.
4. Экономическая активность молодежи.
5. Молодежная безопасность.
6. «Молодежное движение» и молодежное самоуправление.
7. Управление работой с молодежью.

Планируемые показатели:
Доля людей, верящих в возможности самореализации в России возрастет с 72 (2024 г.) до 84%. В мололдежных проектах будет участвовать не 19%, а уже 40% молодых людей. С 5,6% до 12,6% возрастет охват молодежи учреждениями МП.

Не 71%, а все 83% молодежи будут разделять и поддерживать традиционные духовно-нравственные ценности. Мероприятиями по их продвижению охватят 17,5% молодежи (против 11,5% в 2024 г.).

Доля проактивной и патриотически-настроенной молодежи за 6 лет должна скакнуть с 40 до 70%. В добровольческую деятельность вовлекут не 10,5%, а все 16%. В гражданскую активность – 7,4% (а не 4,8% как в грядущем году).

Примечательно, что СМП и будущий нацпроект определены как сквозные, однако, при этом никакие смысловые пересечения со Стратегией научно-технологического развития, госпрограммой НТР, НП «Наука и университеты» не определены – ни в самом документе, ни в пояснительной записке. Особое недоумение вызывает тот факт, что Стратегия НТР даже не упомянута в рамках «правовой основы».
Впрочем, наука присутствует и в букве, и в духе проекта Стратегии молодежной политики. Отмечается все возрастающая привлекательность исследовательской деятельности для молодежи. Также традиционно выделена значимость научного обоснования МП и сопровождения ее реализации.

Стратегия молодежной политики и нацпроект формируются под условное будущее «Министерство молодежи» (как более масштабный вариант – «Министерство человеческого капитала»), но функционировать и стратегия, и НП, и ведомство будут все же не в оргуправленческом вакууме. Есть много смысловых пересечений с НП и ГП «Образование», работой президентской платформы «Россия – страна возможностей», отраслевыми мерами по поддержки молодых специалистов (например, в науке или оборонке).

Отсюда возникают вопросы относительно «разделения труда». Важно выстроить единую систему работы с молодежью, не допустить как дублирования мероприятий, так и появления зон коллективной (т.е. ничьей) ответственности.

Подробнее.
Спортивное программирование

В Казанском федеральном университете при активном содействии партнера вуза ПАО «Сбербанк» открылся олимпиадный центр по спортивному программированию КФУ-Сбер имени Р.М. Хадиева.

Олимпиадный центр стал логическим продолжением развития одного из самых популярных профильных студенческих объединений страны в сфере развития информационных технологий и программирования.

Одна из главных особенностей центра – он открыт для всех желающих студентов вне зависимости от возраста и участия в олимпиадах. Это выводит небольшую инициативу по созданию клуба по интересам в сфере программирования, которая была реализована в вузе еще в 2001 году, на уровень полноценной школы подготовки высококвалифицированных программистов начиная со школьной скамьи.

Уже сейчас ежегодно команды университета становятся призерами и победителями международных и всероссийских соревнований по программированию.

Ректор Казанского федерального университета Ленар Сафин для Научно-образовательной политики:

Корпорация Сбер на сегодняшний день продвигает самые передовые интеллектуальные идеи в области внедрения и использования информационных технологий, искусственного интеллекта. Наша совместная работа будет способствовать развитию новых направлений соревнований, таких как «Информационная безопасность», «Мобильная разработка», «Квантовые и вероятностные вычисления», а самое главное – качественной подготовке будущих специалистов ИТ-сферы.


Директор Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ Антон Егорчев специально для Научно-образовательной политики:

Равиль Хадиев – основатель олимпиадного движения в Казанском университете. Сбер оказал поддержку новым инициативам института в развитии олимпиадного движения. Новое подразделение позволяет студентам очно тренироваться в свободное от учебы время и стать флагманом для проведения мероприятий. Сбер поддержал олимпиадный центр высокопроизводительными ноутбуками, которые команды используют для выездных сборов и соревнований, проекторами и мониторами для проведения тренировочных занятий и открытых мероприятий и прочее сопроводительное оборудование.

Предоставленное партнером оборудование и поддержка на мероприятиях открывают новые горизонты для олимпиадного центра. Теперь это не только классическое спортивное программирование, но и соревнования в прикладных областях уже для новых команд – все то, что нужно для новых побед. Тренируясь в олимпиадном центре, студенты с первого курса получают уникальные навыки в командной работе и решении нестандартных задач. А это одно из самых важных навыков IT-индустрии. Такие студенты являются самыми востребованными на рынке.

Уникальность центра заключается в том, что студенту не обязательно быть олимпиадником в школе. Любой студент может просто прийти в олимпиадный центр и его обучат всем необходимым навыкам, здесь нет отбора. Есть разные группы по уровню сложности. Поэтому занятия ведутся как для школьников, так и для самых опытных студентов.
Forwarded from Вся Сибирь
В Томском политехе животных лечат от рака

🐾 В учебном заведении находится единственный в стране действующий вузовский исследовательский ядерный реактор. Процедуры на нем уже прошли кошки и собаки.

🧑🏼‍🔬 Методика лечения неоперабельных опухолей – новая – нейтронозахватная терапия. Ученые совместно с коллегами из Новосибирского госуниверситета проводят на животных доклинические испытания.

🧫 Кроме того, здесь создают радиофармпрепараты для диагностики и терапии рака.

🧪 Совместно с фармацевтами специалисты вуза уже вывели на рынок четыре новых: для диагностики сторожевых лимфоузлов при нескольких видах онкологии, опухолей головного мозга, рака предстательной железы и нейроэндокринных опухолей.

📌 Разработки велись, в том числе, при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».

🇷🇺 Вся Сибирь | Подписаться

Фото: @tomskregionadmin

#новости #Томскаяобласть
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
«Город в городе»: кампус как драйвер развития науки и образования (1/2)

До 2030 года по национальному проекту «Наука и университеты» в России будет создана сеть из 25 современных кампусов. В рамках проекта задумано создать удобные и современные условия для обучения, работы и проживания студентов и молодых ученых. На территории кампусов планируется разместить комфортабельные общежития, современные лаборатории, пространства для проектирования и моделирования, коворкинги, библиотеки, места для отдыха и занятий спортом. Эти студенческие городки должны привлекать талантливую молодежь из России и других стран.

В июне этого года по поручению Правительства России был разработан стандарт оснащения современных университетских кампусов. Он установил общие правила и принципы подхода к оснащению кампусов и дал возможность оптимизировать подготовку и запуск проектов по оснащению лабораторных комплексов, повысить их качество, обобщить существующий опыт и обеспечить единство требований к качеству создаваемой инновационной и научно-исследовательской инфраструктуры. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в программе «Завтра в мире» радиостанции «Россия» рассказал о том, как создание современных университетских кампусов уже изменяет высшее образование и науку в нашей стране.

Валерий Фальков подчеркнул, что строительство кампуса – это не только про новую инфраструктуру, но и про комплексную трансформацию университета и образовательной системы. Появление кампуса вносит серьезные изменения в стратегию развития университета. Учитывая растущий рост внимания к вопросам формирования кампусов, можно предположить, что именно они призваны стать опорными точками внедряемой реформы высшего образования, а успешный опыт формирования кампусов будет масштабироваться на все большее число университетов страны. Валерий Фальков подчеркнул: 
Строго говоря, кампусы – это трансформация университетов и, еще шире, высшего образования. Проектируя кампусы, мы задаемся фундаментальными вопросами о том, как должен быть устроен университет, что в том или ином университете в соответствующем регионе правильно, а что неправильно, каким должен быть университет в горизонте 2030 года.Он при этом отметил, что кампус служит развитию не только отдельно взятых университетов, но и является частью комплексного развития города или целого региона.
«Город в городе»: кампус как драйвер развития науки и образования (2/2)

Кампусы призваны стать точками притяжения для молодых талантов как для получения высшего образования, так и для научной работы. Это обуславливает важность создания на их базе качественной научной и лабораторной инфраструктуры. При этом кампус – это место, которой является фактором повышения академической мобильности как в межрегиональном разрезе, так и в качестве фактора поселенческой мобильности, возможностей для переезда талантливой молодежи в крупные города и их включения в работу ведущих научных и образовательных центров. В этом состоит основная идея кампусов – Валерий Фальков выделил пять компонентов, которые необходимы для любого российского университетского кампуса:
В отличие от строительства одного учебно-лабораторного корпуса или общежития, кампус – это комплексный подход. Это строительство всего того, что необходимо для получения образования. А что необходимо в первую очередь? Это, конечно, общежития, то есть место, где студент, особенно иногородний, приезжает и живет. Второе, это место, где он получает образование. Третье, это место, где он может заниматься наукой, не все студенты, но часть из них должны иметь такую возможность, а это, соответственно, новые научные лаборатории. Четвертое, полноценная студенческая жизнь немыслима без спорта, поэтому должны быть в кампусе созданы условия для этого – от бассейнов до специальных залов для игровых видов спорта. Наконец, пятое, что тоже очень важно, это творчество во всем его многообразии, потому что студенты – люди веселые и проявляют себя не только в аудиториях, не только в исследованиях, а очень многие любят различные студенческие мероприятия и для этого тоже должны быть созданы условия.


На сегодняшний день очевидно, что исполнительная власть делает серьезную ставку на кампусы, которые олицетворяют собой комплексный подход и межведомственное взаимодействие на пути реализации целей, связанных с развитием высшего образования. Следует отметить, что хотя проект по строительству кампусов является достаточно молодым и лишь несколько месяцев назад «оброс» соответствующей нормативно-правовой базой и стандартами, у Минобрнауки есть четкое понимание того, за счет чего кампусы должны стать точками притяжения талантливой молодежи и ученых, и какие компоненты кампусы должны в себя включать. Важно, что они являют собой симбиоз образовательных, научных и инфраструктурных решений и нацелены на всестороннее удовлетворение запросов студентов и ученых.
Ассоциация самых сильных

В 2012 году в рамках исполнения поручения Президента Владимира Путина о повышении конкурентоспособности вузов на мировой арене, появился проект «5-100». Главной целью программы было вхождение не менее 5 ведущих вузов России в топ-100 вузов мира. Однако проект быстро трансформировался в полноценную госпрограмму поддержки развития вузов на международном уровне.

В 2020 году программа завершилась с заметными результатами - в 2013 году в предметных рейтингах QS было четыре российских университета, которые суммарно занимали 17 позиций, а к 2021 году в рейтинге присутствовало уже 62 вуза, суммарно занявших 448 позиций. Это рост в 15,5 и 26,4 раз.

Проект заложил основу для одной из самых масштабных программ по поддержке вузов – «Приоритет 2030», которая сегодня является одним из локомотивов развития всей системы образования. Одним из результатов программы «5-100» стало создание в 2014 году Ассоциации «Глобальные университеты». Главной задачей Ассоциации стала координация и объединение усилий университетов, ориентированных на достижение международной конкурентоспособности. Несмотря на завершение программы «5-100», Ассоциация продолжает вести активную работу. В декабре уходящего года сообщество вузов пополнилось 4 новыми членами: Московский Политех, МГТУ им. Баумана, МГИМО и МГСУ. Теперь Ассоциация объединяет 23 ведущих университета России.

В рамках этого членства Московский Политех будет делиться опытом внедрения новой STEAM-модели инженерного образования, которая объединяет технические дисциплины с творческим подходом. Эта программа реализуется в рамках стратегической программы «Приоритет 2030».

Ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский рассказал о важности членства вуза в Ассоциации для развития науки как в России, так и зарубежом:

С каждым годом мы укрепляем отношения с зарубежными партнерами — на данный момент их 20, в том числе с Турцией, Южной Кореей и Германией. Наш университет заинтересован в совместной деятельности по развитию образования в России. Мы рассчитываем, что вступление в Ассоциацию будет способствовать повышению качества обучения и эффективной реализации программы развития нашего вуза. Но в первую очередь, мы будем содействовать созданию и внедрению новой модели образования, предложенной Министерством науки и высшего образования.


Совместно с другими университетами-участниками Ассоциации, Московский Политех будет продолжать проводить передовые научные исследования. Студенты и инженеры университета активно работают над проектами, такими как электромобиль класса L7 с компанией «Автотор» и электрическая тормозная система для серийного использования с ПАО «КАМАЗ». Также проводятся разработки «растущего» экзоскелета для диагностики и лечения болезней опорно-двигательного аппарата, технологий LCD фотополимерного принтера, полимеров с износостойким тонкопленочным покрытием.

Расширенная Ассоциация будет заниматься укреплением репутации университетов на международном уровне и их продвижением на мировом рынке образовательных услуг.
Forwarded from Банкста
За выпускников Центрального университета (ЦУ) будут драться, уверен глава Тинькофф Станислав Близнюк. Образовательный стартап, как его называют сами основатели, нацелен на подготовку инженерных и физмат-специалистов для ведущих российских компаний, 30 из которых уже стали партнерами проекта. Программа магистратуры стартовала в этом году, бакалавров начнут готовить в наступающем.

Близнюк уверен, что платное образование, которое дает Центральный университет, позволит обеспечить высокое качество преподавания и серьезное отношение к процессу студентов. А сделать его доступным помогут льготные образовательные кредиты — под 3% на 15 лет.

Одними из ключевых задач в Центральном университете считают вовлечение крупного бизнеса в развитие образования и возвращение выпускников в регионы. Для этого Тинькофф как один из главных ИТ-партнеров ЦУ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) предложили такие инициативы, как инвестиционный налоговый вычет для компаний за вклад в образование и науку и губернаторские гранты на высшее образование для самых сильных школьников с условием их возвращения на малую родину. @banksta