НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
⚡️ Важные тезисы Президента России Владимира Путина на Госсовете:

- Улучшение условий труда педагогов в РФ – важнейший вопрос;

- Владимир Путин предложил создать на базе Центра знаний «Машук» площадку по развитию наставничества;

- Президент поручил законодательно предусмотреть доплаты за наставничество;

- Необходимо возобновить подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;

- Президент предложил учредить ежегодную премию «Наставник года».
Космос как развитие

Премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по направлению «Освоение космоса». Как и прочие высокотехнологичные отрасли, космическая является важным компонентом научно-технологического суверенитета.

Два ключевых процесса в космосе – формирование индустрии и рынка.

Первое предполагает переход от ручной штучной сборки к индустриальным процессам – с конвейерным выпуском, типовыми решениями, интеграцией носителей технологий.

Здесь важно системное взаимодействие – государства и энтузиастов (таких, например, как SR Space @srspaceru), науки и бизнеса:

Важное значение имеет не только концентрация усилий и компетенций научных организаций, инженерных школ и предприятий, но и объединение ресурсов государства и частного капитала.

Формирование рынка, со своей стороны должно вестись через создание простых и понятных правил игры, выработку нормативно-правовой базы, четкого определения сюжетов безопасности и суверенитета. Одновременно с этим нужна отлаженная регуляторика – контроль должен быть системным, но не навязчивым.

На международной арене у России есть уникальные конкурентные преимущества – несколько космодромов, отлаженные производственные цепочки для серийных запусков.

В основе развития космоса (как и любой высокотехнологичной сфере) лежат два сопряженных цикла – технологический и кадровый. В космической отрасли (как в атомной и оборонной) удалось сохранить полноту производственных и инновационных цепочек. Несмотря на некоторые сложности и пробуксовки Космос остается локомотивом научно-технологического развития, а также областью с крайне высокой суверенностью процессов.

Кадровые сюжеты – особенно в приложении к молодым специалистам – обсуждали еще в День космонавтики (12.04.23) в НПО им. Лавочкина. Рецепты предложены проверенные – квотирование целевого набора, льготные программы ипотеки, повышение зарплаты. В космосе (а равно в Атоме и Оборонке) востребованы специалисты как с СПО, так и с высшим – тут в наибольшей степени эффективно работает связка Передовых инженерных школ и Профессионалитета.

Премьер-министр отметил:

На необходимость подготовки комплекса решений по дополнительной помощи молодым работникам особое внимание обращал и глава государства. Необходимо выстроить грамотную работу со специалистами, с молодёжью. Создать для них достойные условия, чтобы не допустить утечки квалифицированных кадров, которые задействованы в отраслевой науке и в производстве.

Развитие космоса невозможно без поступательной поддержки науки. Вместе с тем, фундаментальные исследования космоса, к сожалению, чаще всего первыми идут «под нож» секвестра.

Сама отрасль балансирует на острие научно-технологичесокого ножа. Спектр-РГ стал однозначным успехом, хотя немецкий сегмент заморожен. Модуль «Наука» все-таки долетел до МКС и пристыковался, но «на тоненького». Луна-25 долетела до спутника Земли, но не совсем так, как было запланировано (разбилась).

Глава госкорпорации Роскосмос Юрий Борисов в интервью подчеркнул достижения: 116 безаварийных запусков подряд, потери от санкций минимизированы, Российская орбитальная станция будет создана, Восточный развивается, Ангара создается. Луна-26 полетит в 2027-м, Луна-27 (а РАН предлагает создать целых два аппарата) – годом позже. Активно будет наращиваться группировка спутников, работающих в интересах как государства, так и бизнеса.

Важно, что в развитии космической отрасли для постановки задач привлечены ведущие вузы и научные институты.

Космос у любой великой державы должен быть суверенным. Сотрудничество необходимо, но без возможности самостоятельно создать и вывести на орбиту спутник – страна будет вынуждена вечно оставаться на вторых ролях в космической гонке. У России отличные космические перспективы – связаны они и с космическим суверенитетом, и с прорывным научно-технологическим развитием.

#НОПитоги2023

Подробнее: стратсессия и интервью.
Молодежь – политика – стратегия

Министерство науки и высшего образования представило подготовленный совместно с Росмолодежью Проект Стратегии молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 г. Стоит сразу оговориться – из представленного 78-страничного документа собственно «Стратегией» может именоваться все то, что представлено, начиная только с 54-й. До этого фактически идет доклад о состоянии МП к декабрю 2023 г.

Принципиально значимо, что молодежная политика определяется как национальный приоритет.

Под молодежью подразумевается возраст с 14 до 35 лет с разбивкой на группы: 14-17, 18-24, 25-35. Условно можно это выделить как «школа», «вуз», начальный этап карьеры. Здесь, кстати, велика роль СПО – половина выпускников 9 классов идет в колледжи, а по срокам обучения идет пересечение двух выделенных возрастных групп.

Цель Стратегии – формирование к 2030 году системы молодежной
политики в Российской Федерации, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества, учитывающей его актуальные потребности, вызовы и угрозы, стоящие перед страной.

Стратегия МП выступает в качестве базы для формирования нового национального проекта «Молодежь России». В рамках документа предусмотрены приоритетные направления (по сути – компоненты будущих федпроектов):
1. Социальная память молодежи.
2. Поддержка молодых семей.
3. Социальный потенциал молодежи.
4. Экономическая активность молодежи.
5. Молодежная безопасность.
6. «Молодежное движение» и молодежное самоуправление.
7. Управление работой с молодежью.

Планируемые показатели:
Доля людей, верящих в возможности самореализации в России возрастет с 72 (2024 г.) до 84%. В мололдежных проектах будет участвовать не 19%, а уже 40% молодых людей. С 5,6% до 12,6% возрастет охват молодежи учреждениями МП.

Не 71%, а все 83% молодежи будут разделять и поддерживать традиционные духовно-нравственные ценности. Мероприятиями по их продвижению охватят 17,5% молодежи (против 11,5% в 2024 г.).

Доля проактивной и патриотически-настроенной молодежи за 6 лет должна скакнуть с 40 до 70%. В добровольческую деятельность вовлекут не 10,5%, а все 16%. В гражданскую активность – 7,4% (а не 4,8% как в грядущем году).

Примечательно, что СМП и будущий нацпроект определены как сквозные, однако, при этом никакие смысловые пересечения со Стратегией научно-технологического развития, госпрограммой НТР, НП «Наука и университеты» не определены – ни в самом документе, ни в пояснительной записке. Особое недоумение вызывает тот факт, что Стратегия НТР даже не упомянута в рамках «правовой основы».
Впрочем, наука присутствует и в букве, и в духе проекта Стратегии молодежной политики. Отмечается все возрастающая привлекательность исследовательской деятельности для молодежи. Также традиционно выделена значимость научного обоснования МП и сопровождения ее реализации.

Стратегия молодежной политики и нацпроект формируются под условное будущее «Министерство молодежи» (как более масштабный вариант – «Министерство человеческого капитала»), но функционировать и стратегия, и НП, и ведомство будут все же не в оргуправленческом вакууме. Есть много смысловых пересечений с НП и ГП «Образование», работой президентской платформы «Россия – страна возможностей», отраслевыми мерами по поддержки молодых специалистов (например, в науке или оборонке).

Отсюда возникают вопросы относительно «разделения труда». Важно выстроить единую систему работы с молодежью, не допустить как дублирования мероприятий, так и появления зон коллективной (т.е. ничьей) ответственности.

Подробнее.
Спортивное программирование

В Казанском федеральном университете при активном содействии партнера вуза ПАО «Сбербанк» открылся олимпиадный центр по спортивному программированию КФУ-Сбер имени Р.М. Хадиева.

Олимпиадный центр стал логическим продолжением развития одного из самых популярных профильных студенческих объединений страны в сфере развития информационных технологий и программирования.

Одна из главных особенностей центра – он открыт для всех желающих студентов вне зависимости от возраста и участия в олимпиадах. Это выводит небольшую инициативу по созданию клуба по интересам в сфере программирования, которая была реализована в вузе еще в 2001 году, на уровень полноценной школы подготовки высококвалифицированных программистов начиная со школьной скамьи.

Уже сейчас ежегодно команды университета становятся призерами и победителями международных и всероссийских соревнований по программированию.

Ректор Казанского федерального университета Ленар Сафин для Научно-образовательной политики:

Корпорация Сбер на сегодняшний день продвигает самые передовые интеллектуальные идеи в области внедрения и использования информационных технологий, искусственного интеллекта. Наша совместная работа будет способствовать развитию новых направлений соревнований, таких как «Информационная безопасность», «Мобильная разработка», «Квантовые и вероятностные вычисления», а самое главное – качественной подготовке будущих специалистов ИТ-сферы.


Директор Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ Антон Егорчев специально для Научно-образовательной политики:

Равиль Хадиев – основатель олимпиадного движения в Казанском университете. Сбер оказал поддержку новым инициативам института в развитии олимпиадного движения. Новое подразделение позволяет студентам очно тренироваться в свободное от учебы время и стать флагманом для проведения мероприятий. Сбер поддержал олимпиадный центр высокопроизводительными ноутбуками, которые команды используют для выездных сборов и соревнований, проекторами и мониторами для проведения тренировочных занятий и открытых мероприятий и прочее сопроводительное оборудование.

Предоставленное партнером оборудование и поддержка на мероприятиях открывают новые горизонты для олимпиадного центра. Теперь это не только классическое спортивное программирование, но и соревнования в прикладных областях уже для новых команд – все то, что нужно для новых побед. Тренируясь в олимпиадном центре, студенты с первого курса получают уникальные навыки в командной работе и решении нестандартных задач. А это одно из самых важных навыков IT-индустрии. Такие студенты являются самыми востребованными на рынке.

Уникальность центра заключается в том, что студенту не обязательно быть олимпиадником в школе. Любой студент может просто прийти в олимпиадный центр и его обучат всем необходимым навыкам, здесь нет отбора. Есть разные группы по уровню сложности. Поэтому занятия ведутся как для школьников, так и для самых опытных студентов.
Forwarded from Вся Сибирь
В Томском политехе животных лечат от рака

🐾 В учебном заведении находится единственный в стране действующий вузовский исследовательский ядерный реактор. Процедуры на нем уже прошли кошки и собаки.

🧑🏼‍🔬 Методика лечения неоперабельных опухолей – новая – нейтронозахватная терапия. Ученые совместно с коллегами из Новосибирского госуниверситета проводят на животных доклинические испытания.

🧫 Кроме того, здесь создают радиофармпрепараты для диагностики и терапии рака.

🧪 Совместно с фармацевтами специалисты вуза уже вывели на рынок четыре новых: для диагностики сторожевых лимфоузлов при нескольких видах онкологии, опухолей головного мозга, рака предстательной железы и нейроэндокринных опухолей.

📌 Разработки велись, в том числе, при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».

🇷🇺 Вся Сибирь | Подписаться

Фото: @tomskregionadmin

#новости #Томскаяобласть
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
«Город в городе»: кампус как драйвер развития науки и образования (1/2)

До 2030 года по национальному проекту «Наука и университеты» в России будет создана сеть из 25 современных кампусов. В рамках проекта задумано создать удобные и современные условия для обучения, работы и проживания студентов и молодых ученых. На территории кампусов планируется разместить комфортабельные общежития, современные лаборатории, пространства для проектирования и моделирования, коворкинги, библиотеки, места для отдыха и занятий спортом. Эти студенческие городки должны привлекать талантливую молодежь из России и других стран.

В июне этого года по поручению Правительства России был разработан стандарт оснащения современных университетских кампусов. Он установил общие правила и принципы подхода к оснащению кампусов и дал возможность оптимизировать подготовку и запуск проектов по оснащению лабораторных комплексов, повысить их качество, обобщить существующий опыт и обеспечить единство требований к качеству создаваемой инновационной и научно-исследовательской инфраструктуры. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в программе «Завтра в мире» радиостанции «Россия» рассказал о том, как создание современных университетских кампусов уже изменяет высшее образование и науку в нашей стране.

Валерий Фальков подчеркнул, что строительство кампуса – это не только про новую инфраструктуру, но и про комплексную трансформацию университета и образовательной системы. Появление кампуса вносит серьезные изменения в стратегию развития университета. Учитывая растущий рост внимания к вопросам формирования кампусов, можно предположить, что именно они призваны стать опорными точками внедряемой реформы высшего образования, а успешный опыт формирования кампусов будет масштабироваться на все большее число университетов страны. Валерий Фальков подчеркнул: 
Строго говоря, кампусы – это трансформация университетов и, еще шире, высшего образования. Проектируя кампусы, мы задаемся фундаментальными вопросами о том, как должен быть устроен университет, что в том или ином университете в соответствующем регионе правильно, а что неправильно, каким должен быть университет в горизонте 2030 года.Он при этом отметил, что кампус служит развитию не только отдельно взятых университетов, но и является частью комплексного развития города или целого региона.
«Город в городе»: кампус как драйвер развития науки и образования (2/2)

Кампусы призваны стать точками притяжения для молодых талантов как для получения высшего образования, так и для научной работы. Это обуславливает важность создания на их базе качественной научной и лабораторной инфраструктуры. При этом кампус – это место, которой является фактором повышения академической мобильности как в межрегиональном разрезе, так и в качестве фактора поселенческой мобильности, возможностей для переезда талантливой молодежи в крупные города и их включения в работу ведущих научных и образовательных центров. В этом состоит основная идея кампусов – Валерий Фальков выделил пять компонентов, которые необходимы для любого российского университетского кампуса:
В отличие от строительства одного учебно-лабораторного корпуса или общежития, кампус – это комплексный подход. Это строительство всего того, что необходимо для получения образования. А что необходимо в первую очередь? Это, конечно, общежития, то есть место, где студент, особенно иногородний, приезжает и живет. Второе, это место, где он получает образование. Третье, это место, где он может заниматься наукой, не все студенты, но часть из них должны иметь такую возможность, а это, соответственно, новые научные лаборатории. Четвертое, полноценная студенческая жизнь немыслима без спорта, поэтому должны быть в кампусе созданы условия для этого – от бассейнов до специальных залов для игровых видов спорта. Наконец, пятое, что тоже очень важно, это творчество во всем его многообразии, потому что студенты – люди веселые и проявляют себя не только в аудиториях, не только в исследованиях, а очень многие любят различные студенческие мероприятия и для этого тоже должны быть созданы условия.


На сегодняшний день очевидно, что исполнительная власть делает серьезную ставку на кампусы, которые олицетворяют собой комплексный подход и межведомственное взаимодействие на пути реализации целей, связанных с развитием высшего образования. Следует отметить, что хотя проект по строительству кампусов является достаточно молодым и лишь несколько месяцев назад «оброс» соответствующей нормативно-правовой базой и стандартами, у Минобрнауки есть четкое понимание того, за счет чего кампусы должны стать точками притяжения талантливой молодежи и ученых, и какие компоненты кампусы должны в себя включать. Важно, что они являют собой симбиоз образовательных, научных и инфраструктурных решений и нацелены на всестороннее удовлетворение запросов студентов и ученых.
Ассоциация самых сильных

В 2012 году в рамках исполнения поручения Президента Владимира Путина о повышении конкурентоспособности вузов на мировой арене, появился проект «5-100». Главной целью программы было вхождение не менее 5 ведущих вузов России в топ-100 вузов мира. Однако проект быстро трансформировался в полноценную госпрограмму поддержки развития вузов на международном уровне.

В 2020 году программа завершилась с заметными результатами - в 2013 году в предметных рейтингах QS было четыре российских университета, которые суммарно занимали 17 позиций, а к 2021 году в рейтинге присутствовало уже 62 вуза, суммарно занявших 448 позиций. Это рост в 15,5 и 26,4 раз.

Проект заложил основу для одной из самых масштабных программ по поддержке вузов – «Приоритет 2030», которая сегодня является одним из локомотивов развития всей системы образования. Одним из результатов программы «5-100» стало создание в 2014 году Ассоциации «Глобальные университеты». Главной задачей Ассоциации стала координация и объединение усилий университетов, ориентированных на достижение международной конкурентоспособности. Несмотря на завершение программы «5-100», Ассоциация продолжает вести активную работу. В декабре уходящего года сообщество вузов пополнилось 4 новыми членами: Московский Политех, МГТУ им. Баумана, МГИМО и МГСУ. Теперь Ассоциация объединяет 23 ведущих университета России.

В рамках этого членства Московский Политех будет делиться опытом внедрения новой STEAM-модели инженерного образования, которая объединяет технические дисциплины с творческим подходом. Эта программа реализуется в рамках стратегической программы «Приоритет 2030».

Ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский рассказал о важности членства вуза в Ассоциации для развития науки как в России, так и зарубежом:

С каждым годом мы укрепляем отношения с зарубежными партнерами — на данный момент их 20, в том числе с Турцией, Южной Кореей и Германией. Наш университет заинтересован в совместной деятельности по развитию образования в России. Мы рассчитываем, что вступление в Ассоциацию будет способствовать повышению качества обучения и эффективной реализации программы развития нашего вуза. Но в первую очередь, мы будем содействовать созданию и внедрению новой модели образования, предложенной Министерством науки и высшего образования.


Совместно с другими университетами-участниками Ассоциации, Московский Политех будет продолжать проводить передовые научные исследования. Студенты и инженеры университета активно работают над проектами, такими как электромобиль класса L7 с компанией «Автотор» и электрическая тормозная система для серийного использования с ПАО «КАМАЗ». Также проводятся разработки «растущего» экзоскелета для диагностики и лечения болезней опорно-двигательного аппарата, технологий LCD фотополимерного принтера, полимеров с износостойким тонкопленочным покрытием.

Расширенная Ассоциация будет заниматься укреплением репутации университетов на международном уровне и их продвижением на мировом рынке образовательных услуг.
Forwarded from Банкста
За выпускников Центрального университета (ЦУ) будут драться, уверен глава Тинькофф Станислав Близнюк. Образовательный стартап, как его называют сами основатели, нацелен на подготовку инженерных и физмат-специалистов для ведущих российских компаний, 30 из которых уже стали партнерами проекта. Программа магистратуры стартовала в этом году, бакалавров начнут готовить в наступающем.

Близнюк уверен, что платное образование, которое дает Центральный университет, позволит обеспечить высокое качество преподавания и серьезное отношение к процессу студентов. А сделать его доступным помогут льготные образовательные кредиты — под 3% на 15 лет.

Одними из ключевых задач в Центральном университете считают вовлечение крупного бизнеса в развитие образования и возвращение выпускников в регионы. Для этого Тинькофф как один из главных ИТ-партнеров ЦУ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) предложили такие инициативы, как инвестиционный налоговый вычет для компаний за вклад в образование и науку и губернаторские гранты на высшее образование для самых сильных школьников с условием их возвращения на малую родину. @banksta
Forwarded from росмолодёжь
Члены экспертного клуба «Дигория» о главных событиях года, специально для телеграм-канала «росмолодёжь». Часть 1:

(1) Алексей Малинин, член Экспертного клуба «Дигория», учредитель АНО «Центр международного взаимодействия и сотрудничества», о прямой линии с Владимиром Путиным:

Прямая линия запомнилась чётким обозначением нашего внешнеполитического курса со стороны Президента.
Основной смысл заключается в принципе открытости к партнёрству со всеми геополитическими игроками, в том числе со странами «Коллективного Запада», но при условии уважения политических и экономических интересов России. Президент показал, что наша страна по-прежнему готова к диалогу с Европой: вопрос в желании той стороны. Из риторики Владимира Путина понятно, что Россия стремится к развитию и укреплению сотрудничества со странами Глобального Юга как в рамках международных организаций, так и в двустороннем формате. Россия последовательно вносит свой вклад в строительство нового многополярного мирового порядка.

Говоря о «методологии» современной внешней политики России, следует особо отметить, что Россия как субъект международных отношений не использует санкции и иные способы давления на другие страны для достижения своих целей, о чем также заявил наш Президент. Зарубежные страны видят, что работать с нашей страной можно на понятных предсказуемых основах.

(2) Полина Юрманова, член Экспертного клуба «Дигория», о ВФМ:

В марте 2024 года ожидается яркое и знаменательное событие для молодёжи: Всемирный фестиваль. Завершилась заявочная кампания, идут этапы отбора участников. На мероприятие международного масштаба подали заявки более 300 тысяч человек из 188 стран.

Интересно, что заявки подавали и жители государств, поддерживающих санкционную политику против России. Это говорит о том, что наша страна продолжает привлекать иностранных граждан, открыта для конструктивного сотрудничества и на молодёжь мира не действуют искусственные политические преграды.

(3) Илья Гераскин, член Экспертного клуба «Дигория», автор телеграм-канала «ГЕРАСКИН», о ЕДГ-2023:

Единый день голосования в 2023 году стал генеральной репетицией президентской кампании. Несмотря на попытки информационного давления и вмешательства извне, организация избирательного процесса в регионах прошла на высоком уровне, без нарушений. В частности, было успешно апробировано дистанционное электронное голосование, состоялись выборы в новых субъектах. Что касается самих результатов, то здесь очевидное преимущество на стороне кандидатов, поддержанных Президентом России Владимиром Путиным, и представителей «Единой России». Это свидетельствует об укреплении позиций партии власти и лично главы государства: в новый год система входит в состояние контролируемой стабильности и политической консолидации вокруг национального лидера.

#МыслиПолитолога
Forwarded from росмолодёжь
Члены экспертного клуба «Дигория» о главных событиях года, специально для телеграм-канала «росмолодёжь». Часть 2:

(4) Евгений Кисляков, член Экспертного клуба «Дигория», о выставке "Россия":

Открытие выставки "Россия", безусловно, одно из ключевых событий года. Это уникальная площадка, где все регионы получили возможность презентовать свои достижения и продемонстрировать успехи в разных сферах. Более того, место, где проводится выставка – ВДНХ – превратилось в один большой деловой центр, где сосредоточены масштабные мероприятия федерального уровня.
Уникальная по своему значению выставка ещё раз показывает, что Россия сильна своими регионами, а также талантливыми трудолюбивыми людьми.

(5) Марта Лесюк, член Экспертного клуба «Дигория», об итогах года педагога и наставника:

Год педагога и наставника сыграл важную роль в популяризации профессии учителя. Результаты говорят сами за себя: 2023 год стал беспрецедентным по количеству заявлений в педвузы. В условиях укрепления курса на инновационную экономику тематически год был однозначно своевременной инициативой, которая позволила уделить особое внимание главному источнику знаний и воспитания – учителю.

(6) Гарник Туманян, куратор Экспертного клуба «Дигория», о выборах Президента России:

Кто-то скажет, что выборы только в следующем году, но это будет чистой фактологией. Начались они в декабре, с момента их назначения, а если следовать нарративам политтехнологов, то выборы и вовсе начинаются в день их завершения.

Если коротко: это событие, которое определит контуры не только внутренней, но и внешней политики нашего государства. Как бы это ни звучало, но фактически именно выборы Президента России определяют будущее всего международного сообщества. Те трансформации, которые запустил Владимир Путин, приводят к изменениям всех управленческих механизмов и правил «большой игры». Мир уже не тот, что был несколько лет назад, а самое главное, именно граждане нашей страны будут определять, каким он будет завтра: угнетённым в однополярности или процветающим в полицентризме.

#МыслиПолитолога
Мегапроекты – технологии между наукой и отраслью

Научно-технологического развитие предусматривает несколько ключевых характеристик: суверенизация процессов, реализация полного инновационного цикла (от разработок до промышленного производства), сопряжение с подготовкой кадров. В этом духе выдержаны все виды крупнейших программных мероприятий и проектов – ВИП ГЗ, ФНТП, комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла.

Не так давно появился новый форма – мегапроекты. Под ними подразумеваются крупнейшие практикоориентированные мероприятия технологического суверенитета. Их отличительной чертой является ориентирование на технологический сегмент, вопросы трансфера и промышленного освоения новых разработок.

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил перечень поручений по итогам профильной стратегической сессии.

Речь идёт о мегапроектах, которые касаются выпуска отечественных самолётов и судов, беспилотников, дизельных двигателей, станкоинструментальной, химической, электронной и радиоэлектронной продукции, а также развития атомной промышленности и производства сжиженного природного газа на основе отечественного оборудования и технологий.

Объем совместного финансирования со стороны государства и бизнеса каждого из мегапроектов составит минимум 10 млрд руб.

Функционально мегапроекты относятся к технологической политике, а следовательно – зоне ответственности первого вице-премьера Андрея Белоусова. Сама концепция мегапроектов развивает идеи, заложенные в НТИ, но с поправкой на импортозамещение и построение научно-технологического суверенитета.

Идеологически мегапроекты родственны «дорожным картам» по развитию высокотехнологичных направлений, которые реализуются в сотрудничестве государства и бизнеса (а чаще – госкорпораций и компаний с госучастием).

Возникает три смысловых блока. Первый – это КНТП различного масштаба. Это зона ответственности «фронта прорыва» (например, вице-премьера Дмитрия Чернышенко). Второй – дорожные карты. Это (гос)корпоративный формат с фокусом на прорывные научно-технологические направления. Своего рода «научно-технологический оброк» обращается в современных условиях «суверенитет vs санкции» в серьезные конкурентные преимущества. Третий – мегапроекты с фокусом на связку «отечественные технологии – отечественное оборудование – импортозамещение в рамках суверенизации высокотехнологичных процессов».

«Группа Белоусова» во главе с первым вице-премьером явно рассматривают мегапроекты как свою вотчину, стремясь несколько обособить их и от чистой науки, и от чисто отраслевого производства. Но функционал «группы Чемезова» (вице-премьера Дениса Мантурова, Минпромторга, самого Ростеха) остается важным.

Однако, без научного сегмента здесь не обойтись. Именно поэтому вместе с Минэкономразвития и Минпромторгом формулировать предложения по модели управления мегапроектами будет и Минобрнауки (координировать процесс будут Андрей Белоусов и Дмитрий Чернышенко).

Также для реализации мегапроектов (конкретно тех, что нацелены на фарму и медицинские изделия) Минздрав должен будет внести коррективы в формулировки госзаданий по научным исследованиям.

Это является отраслевым отражением нового более общего принципа при формулировки государственных заданий на НИОКР. Идея формулировать ГЗ через потребности производителей в рамках крупных программ и проектов закреплена в проекте закона «О технологической политике». Отвечает за его разработку Андрей Белоусов.

Именно таким способом государство решило упростить перечение «долины смерти». Устанавливается четкий вектор, а также предоставляется поддержка для выстраивания первых «пролетов» с двух сторон – ГЗ для науки и задачи по технологическому суверенитету для бизнеса и госкорпораций.

Акцент на прикладной науке и технологических форматах как раз и призван компенсировать достаточно выраженный провал в секторе отраслевых НИОКР (КБ, экспериментальные заводы и т.п.), который объективно сложился сейчас в российском научно-технологическом секторе.
Огаревские молодые ученые
 
Поддержка молодых ученых – одна из главных задач работы всей системы образования и науки страны на федеральном уровне. Сфера поддержки молодых ученых за последние 3 года превратилась в полноценную экосистему, на самом высоком уровне: стипендия, гранты и премия Президента РФ, профильные площадки для молодых ученых. Активно развивается нормативно-правовая база закрепления роли молодого ученого в развитии страны и направлений для его поддержки.
 
Однако не менее важно внимание к молодым ученым и на региональном уровне. Ключевую роль играет вуз, где проходит выбор студента своего пути развития как будущего ученого. Поэтому внимание и поддержка именно вуза на самых ранних этапах является главной для нового поколения ученых нашей страны.
 
Дмитрий Глушко, ректор МГУ им. Огарева рассказал НОП о мерах поддержки молодых ученых в своем вузе:
 
Начиная с 2021 г. в нашем вузе благодаря целенаправленной работе команды университета мы смогли преломить многолетнюю негативную тенденцию по снижению доли молодежи в общем числе научно-педагогических работников.
 
Мы ставим себе задачу: число молодых ученых будет продолжать расти или не снижаться при достижении уровня в 40%. В университете для решения этой задачи разработаны специальные меры поддержки: стипендии, жилищные сертификаты, широкая линейка грантовых программ.
 
Для привлечения и закрепления молодых ученых в вузе в 2021 г. принята Программа, в которой определены и приняты в реализацию механизмы поддержки молодых ученых.


Сегодня в МГУ им. Огарева активно внедряется целый комплекс мер по поддержке молодых ученых:

- различные виды стипендиальной поддержки аспирантов, в том числе дифференциация стипендий в зависимости от научной  
- поддержка академической;
- определение поддержки проектов внутри вуза реально только при наличии в составе коллектива проекта не менее трети молодых;
- конкурсы среди молодых ученых и молодежных коллективов на выполнение внутривузовских грантов. 17 подобных проектов поддержаны только в 2022-2023 гг.;
- целевая подготовка аспирантов за счет средств вуза. По ряду важных для вуза направлений подобная мера реализуется уже три года и есть первый выпуск таких аспирантов;
- выделение служебного жилья молодым ученым, приехавшим из других регионов;
- работа молодежной лаборатории, число которых планируем увеличивать;
- в планах — формирование программы кадрового резерва.