НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Прямо сейчас, в День молодёжной политики выставки "Россия" на ВДНХ, проходит заседание Экспертного совета Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, посвящённое поддержке молодых семей. Руководители Комитета Артём Метелев и Михаил Киселев задали тон – в Год семьи эта тема является приоритетной. О выявленных проблемах и программе помощи студенческим семьям прозвучало в совместном докладе замглавы Минобрнауки Ольги Петровой и научного руководителя ЭАЦ НОП Евгения Сжёнова. Были отмечены проекты вузов (в том числе в части перспективного развития кампусов), направленные на помощь молодым семьям и (отдельно) молодым родителям из числа студентов вузов.

Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов поделился данными свежей социологиии, в очередной раз подчеркнув важность научного подхода в молодежной политике.

Евгений Поспелов (департамент социального развития ОАО РЖД) рассказал о механизме поддержки молодых специалистов крупнейшего работодателя в стране.
Анна Мусевич, Министр молодёжной политики Калининградской области, специально для НОП и НОП –Молодёжь и Система, об итогах Дня молодёжной политики на выставке "Россия":

Вчера вся молодёжная политика страны была объединена на "Форуме национальных достижений: молодежная политика".

Деловая программа стала площадкой демонстрации успехов, презентацией изменений. Для меня особенно интересно было наблюдать за шоу от круглогодичных образовательных центров: Машук, Меганом, Сенеж. Они как наши старшие братья для Центра компетенций ШУМ.

На нашем стенде Калининградской области мы говорили о возможностях в регионе для молодежи. Приятно отметить, что делегация была представлена с совершенно разных сторон: наши бизнес партнёры, общественные организации, бюджетные и муниципальные молодёжные организации, проекты, которые курирует наше министерство.

Один из таких проектов - ШУМ, который из форума перерос в круглогодичный центр компетенций с широким перечнем программ для всех субъектов страны, для молодёжи, которая развивается в сфере медиа.

Мы готовимся к широкой презентации всех образовательных программ, блог-туров, интенсивов, летних смен. Кстати, в апреле будет целая неделя ШУМа на выставке Россия. Но об этом позже.

Заканчивая этот приятный, хоть и сложный день, хочется сказать, что Россия – великая страна, и мы будем стараться объединить всю активную молодежь разного уровня и профиля из всех 89 регионов нашей необъятной страны на берегу Балтийского моря.
🇷🇺 Научно-технический потенциал Белгородской области

Пятничная постоянная колонка Марты Лесюк, члена экспертного клуба «Дигория», директора центра по взаимодействию с ОАО «РЖД» Российского университета транспорта (МИИТ), одного из авторов телеграм-канала «Научно-образовательная политика»:

Основу экономики Белгородской области составляют два базовых сектора: АПК и горно-металлургический комплекс. Именно Белгород вошел в первую пятерку научно-образовательных центров мирового уровня. Сейчас в регионе действует НОЦ «Инновационные решения в АПК».

Направления деятельности НОЦ «Инновационные решения в АПК»:
- Биотехнологии;
- Селекционно-генетические исследования, клеточные технологии и генная инженерия (в области животноводства);
- Селекционно-генетические исследования, клеточные технологии и генная инженерия (в области растениеводства);
- Здоровьесберегающие технологии: производство продовольствия и ветпрепаратов;
- Рациональное природопользование.

Стоит отметить, что по состоянию на 2021 год 33,2% ученых заняты в сфере естественных наук, 25,5% — в сфере общественных. При этом в количественном соотношении в динамике с 2017 года по 2021 год женщин-исследователей стабильно больше, чем мужчин.

В Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года отмечается, что «научно-технологический сектор, несмотря на положительную динамику развития последнего десятилетия, все еще занимает сравнительно малую часть экономики региона».

В то же время удельный вес инноваций в общем объеме товаров и услуг региона стабильно составляет порядка 11-12%, что существенно больше, чем в среднем по ЦФО (5%). Экспортный потенциал инновационной продукции Белгородской области — достигает 36% (среднее по ЦФО — 11%).

Согласно Стратегии, руководство области выделяет приоритетом 1 — «Устойчивую технологически развитую экономику». Предусмотрено формирование новых промышленных кластеров на базе секторов с высоким потенциалом развития:
- Специализированное машиностроение и инжиниринг,
- Биофармацевтика,
- Компоненты и ингредиенты индустрии питания.

Действующие кластеры:
- Химический кластер;
- Кластер Биофармацевтики;
- IT-кластер.

Среди стратегических проектов региона для перехода к инновационной модели развития выделены:
- Региональный инжиниринговый центр;
- Селекционно-семеноводческий центр на базе БелГАУ в партнерстве с ФАНЦ РАН и предприятиями Белгородской области. Одним из механизмов реализации проекта станет консорциум по включению в профильную подпрограмму ФНТП по развитию селекции и семеноводства в РФ.
- Создание передовой инженерной школы на базе БелГУ, направленной на подготовку специалистов в области новых материалов и сплавов, цифрового проектирования, предиктивных интеллектуальных систем (промышленный интернет вещей).
#Регион31

🇷🇺 ЭИСИ - Регионы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Редакция "Научно—образовательной политики" поздравляет с Днем рождения Ленара Сафина, ректора Казанского федерального университета, председателя Совета ректоров вузов Республики Татарстан, нашего коллегу и партнёра.
Наталия Кисилёва, Заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию специально для НОП и НОП –Молодёжь и Система, об итогах Дня молодёжной политики на выставке «Россия»:

Выставка-форум «Россия» стала центром притяжения молодежи всех регионов нашей страны в эту субботу, 10 февраля.

Акценты стенда Томской области мы сделали на молодежную науку и молодежные стартапы.

Когда вовлекать молодежь в научное творчество: в школе, в колледже или в вузе?

Этот вопрос актуален для наукограда Томска - центра молодежи и кузницы интеллектуальных кадров страны.
В день молодежи стендовая площадка Томской области стала мини-акселератором проектных идей молодежи, мобильной школой предпринимательства. Мы продвигаем формулу успеха «молодым от молодых».

В диалоге о пути в науку со школьной скамьи мы рассказывали о молодых ученых, получивших гранты на реализацию своих проектов, представили истории их пути в науку и их первые научные достижения.

В 10-летие науки и технологий мы в Томске, студенческой столице России, уделяем особое внимание популяризации науки среди школьников и молодежи.
Томская область на 3-м месте по удельному весу молодых ученых в научной сфере.

Приоритетом развития для нас является связка «школа-СПО-вуз-бизнес», где заказчиком на научные исследования и подготовку кадров выступают бизнес-структуры, реальный сектор экономики.
Примеры научного и технологического развития и непрерывного образования от школы до устройства на работу, реализуемые в области:

«Физико-технический лицей - ТУСУР - ООО «Микран», «Политехнический лицей - Томский Политех - Газпром».

Эта линия непрерывной подготовки инженеров со школы сейчас заложена в основу концепции развития технологического образования в Томской области.

Невероятное количество молодых людей в День молодежи посетило стенд Томской области. Ребята стали участниками мастер-классов, узнали про научное волонтерство и развитие молодежных инициатив в бизнесе.

Поручение Президента Российской Федерации по популяризации науки среди молодежи выполняется. Региональные молодежные органы власти под кураторством Росмолодежи активно включаются в его реализацию.

От ученических научных обществ к научным открытиям молодых ученых!
Женщины в науке: достижения и перспективы

11 февраля во всем мире празднуется Международный день женщин и девочек в науке, в связи с этим заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова инициировала проведение на площадке выставки-форума «Россия» публичную дискуссию на тему «Женщины в науке, женская солидарность, женская взаимопомощь, карьерные лифты для девушек».

В рамках дискуссии Дарья Кирьянова отметила важность технических специальностей для достижения стратегических задач, стоящих сегодня перед Россией, но при этом она указала на тот факт, что по итогам 2021 и 2022 наблюдается ощутимое снижение числа выпускников, сдающих на ЕГЭ физику и математику. По мнению Дарьи Кирьяновой, девушки выпускных классов являются теми, кого сегодня можно заинтересовать и привлечь к обучению техническим специальностям. Также она привела данные о том, что сегодня около 30% участников федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» составляют девушки, осваивающие высокотехнологичные сферы деятельности, помимо этого, женщины возглавляют 10 из 38 центров трансфера технологий и составляют около 50% их штата. Как подчеркнула Дарья Кирьянова, на пути реализации задач по достижению технологического суверенитета ключевым фактором являются молодые учены, в том числе девушки, которые увлечены научными разработками:
Сейчас перед нами стоит задача достижения технологического суверенитета, и нам надо организовать технологические цепочки. Единственный ресурс, который сейчас может помочь нам сделать что-то новое — наши студенты и аспиранты. Люди, которые в этих проектах участвуют, идут туда не потому, что им сказали или поручили, а потому, что им это нравится.

Замглавы Минобрнауки Ольга Петрова напомнила про проект «Женщины: Школа наставничества», который Минобрнауки реализует с 2021 года и он включает в себя большое число различных треков, при этом новые треки появляются исходя из запросов самих женщин. В рамках дискуссии Ольга Петрова сообщила о планах министерства создать в российских вузах детские комнаты, в которых студентки и преподаватели смогут оставить ребенка на время учебы или работы:
Сейчас мы еще активизируем создание комнат для пребывания детей в университетах, то есть тоже такая политика ведется, и это нужно, причем нужно и для студенток, и для молодых преподавателей, которые тоже пришли, прочитали лекцию, и чтобы однозначно ребенку было спокойно. И также много других мер поддержки, которые тоже в этом году возникнут.
Ранее Минобрнауки уже
рекомендовало
вузам устраивать для малышей группы краткосрочного пребывания или комнаты матери и ребенка, а также выпустило методические рекомендации, в которых разъяснило, что именно надо сделать.


Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и образованию Екатерина Харченко подчеркнула позитивную тенденцию к тому, что все активнее девушки включаются в научную деятельность и в работу студенческих научных обществ, но, по ее мнению, необходимо уже со школьной скамьи вовлекать в науку и предоставлять возможность познакомиться с перспективами в этой сфере для выстраивания своего карьерного пути – в этом, по мнению Екатерины Харченко, сегодня состоит заслуга Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию:
Мы должны профориентацией научной заниматься еще раньше – в седьмом-восьмом классе, и огромные слова благодарности Координационному совету за то, что через систему молодежных студенческих обществ на местах в регионах эта работа ведется.
До конца приёма заявок на Конкурс СНО 2024 осталось менее 20 дней

Али Асадов, Начальник отдела сопровождения Десятилетия науки и технологий Минобрнауки РФ, для НОП:

Студенческие научные объединения (СНО) со всей страны уже в третий раз (можно даже сказать, традиционно) готовят свои заявки с одной важной целью – стать лучшими в своей категории и выиграть грант в размере 1, 3 или 5 млн руб. для развития на 2024 год.

В этом году мы постарались уравнять условия участия в Конкурсе больших и маленьких коллективов, внеся изменения в порядок оценки НИР, публикаций и конференций, в которых принимали участие члены СНО за последние 2 года (см. пп. 12.1.6-12.1.8 Объявления).

P.S. В конце прошлого года прошла тревожная весть о том, что Конкурс СНО не попал в проект бюджета, но благодаря согласованной позиции руководства Минобрнауки России и Комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию данный вопрос был решен в пользу студенческой науки. За это всем причастным огромное спасибо сказали СНО со всей страны!
В школах и ВУЗах будут преподавать ПДД для электросамокатов

С такой инициативой выступил кикшеринг Whoosh. Проект уже поддержали МГТУ им. Н.Э. Баумана и Департамент городского транспорта Минтранса РФ.

Whoosh подготовил материалы, с помощью которых преподаватели школ, колледжей и вузов смогут организовать занятия по теме ПДД для электросамокатов. Они разработаны по образовательным стандартам, учителям или лекторам будет легко применить их на практике. На основе этих материалов сервис уже провел лекции для студентов Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Тулы и Рязани.

Проект направлен на развитие культуры этичного вождения СИМ: с 2021 года сервис обучает пользователей и горожан правилам дорожного движения в сотрудничестве с государственными и образовательными учреждениями.