НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Политех бьет рекорды

Подготовка кадрового резерва ИТ-отрасли сегодня является ключевым фактором для развития экономики России. Ключевую роль в этом играет Министерство науки и высшего образования РФ, которое в 2021 году запустило «Цифровые кафедры» в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Эта программа направлена на создание возможностей для повышения квалификации в сфере информационных технологий среди обучающихся в вузах России.

Цифровые кафедры создаются в вузах-участниках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030». Одним из ведущих вузов в этом направлении является Московский Политех, предоставляя студентам возможность пройти обучение по цифровым компетенциям. Во время обучения на Цифровой кафедре студенты проходят комплексную оценку развития цифровых навыков на платформе университета «Иннополис» @universityinnopolis.

В 2023 году Московский Политех @mospolytech перевыполнил показатели по проекту «Цифровые кафедры» на 123%, а количество обучающихся превысило 2 тыс. человек.

Руководитель проекта «Цифровая кафедра» Московского Политеха Денис Воронин, специально для НОП:
«Цифровые кафедры» - это совместный проект Министерства науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.  Направлен на решение стратегической цели нацпроекта «Цифровая экономика» - ликвидации дефицита ИТ-кадров. Университеты, входящие в программу стратегического и академического лидерства «Приоритет-2030», реализуют программы профессиональной переподготовки длительностью от девяти месяцев с присвоением квалификации в ИТ-отрасли. Обучаться на «Цифровых кафедрах» и получать вторую квалификацию имеют право студенты очной и очно-заочной формы обучения.
Кадры для здоровьесбережения

В феврале Президент РФ Владимир Путин поручил сформировать и обеспечить запуск Национального проекта по развитию современных технологий здоровьесбережения. Сегодня здоровьесбережение населения — одна из ключевых задач государства.

Владимир Путин подчеркнул, что активное участие в разработке и реализации концепции Нацпроекта должны принять представители медицинского и научного сообщества. Предполагается, что в новом нацпроекте будут задействованы четыре основные технологии: генетика, биоинформатика, нейро- и природоподобные технологии.

Для реализации этой цели Российский биотехнологический университет @rosbiotech_official ставит перед собой амбициозную задачу: завоевать лидерство в развитии технологий здоровьесбережения в стране, в том числе в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов. Уже сейчас РОСБИОТЕХ является флагманом в подготовке специалистов в области здорового питания, биотехнологий и технологии пищевых производств.

И.о. ректора Университета РОСБИОТЕХ Александр Солдатов специально для НОП:
Реализация задачи по здоровьесбережению охватывает различные сферы: медицину, питание, фармацевтику, экологию и другие. Университет РОСБИОТЕХ обладает огромным научным и образовательным потенциалом и опытом: как в области подготовки кадров, так и в проведении научных исследований и разработок во всех этих сферах. Уникальность и то, что образовательные программы основаны на интеграции биологических, социально-медицинских и технических знаний и охватывают все составляющие здоровьесбережения, а не какую-то отдельную область. Университет является не только площадкой для трансфера знаний между наукой, образованием, предприятиями реального сектора экономики, но и инициатором формирования новых биорынков с использованием технологий биодизайна и биоинженерии. Учёные и специалисты РОСБИОТЕХа разрабатывают инновационные технологии для создания безопасных безотходных производств, улучшения экологии, а также для улучшения здоровья людей. Кроме того, открылся и Медицинский институт, который готовит специалистов по направлению «Лечебное дело». Я уверен в том, что ресурсы и потенциал нашего университета, а также инновационная система обучения специалистов позволят нам стать лидером в этой нише и успешно решать задачу, поставленную Президентом России.


В структуре вуза функционируют Институт пищевых систем и здоровьесберегающих технологий и Институт биотехнологии и глобального здоровья, которые осуществляют многоуровневую подготовку специалистов, а также разрабатывают научные и технологические решения в области биотехнологии, биодизайна в нутрициологии, здоровьесберегающих технологий в пищевой, фармацевтической и нутрицевтической отраслях, социально-медицинских технологий здоровьесбережения.
Образование – просвещение – Знание

Президент Владимир Путин в видеообращении к участникам церемонии вручения премии общества «Знание» @Znanie_Russia озвучил несколько важных векторов в развитии госполитики просвещения.

Просветительская деятельность определена элементом суверенитета:

Уверен, что участники, партнёры и надёжные друзья общества «Знание» будут и впредь вносить весомый вклад в повышение престижа просветительской деятельности, а значит, и в укрепление нашего государственного, научно-технологического и, безусловно, ценностного суверенитета.


Ценностный суверенитет – это достаточно новый термин, который подразумевает безусловный базис мироощущения для всех народов Государства Российского и Метанарода Русского. Отсюда же – потребность в формировании ценностной связанности территории страны (в том числе, в контексте «воображаемой географии» и Русского мира).

Платформа Знание – интегративная:

Пользуясь возможностью, хотел бы поприветствовать всех участников церемонии вручения главной награды в области просвещения, а в вашем лице – учёных, школьных учителей и педагогов, представителей бизнеса, культуры, спорта, волонтёров. И конечно, ветеранов и военнослужащих, которые посвящают себя наставничеству.


В этом ключе Знание действует как транс- и надведомственная площадка, реализуя задачи по популяризации жизненных и карьерных траекторий в самых различных областях. Здесь идет тесное соприкосновение с работой по информированию реализации нацпроектов, которая придана АНО «Национальные приоритеты».

Важно, что наука и образование определены в качестве важнейших ориентиров для выбора жизненного пути, а их достижения – как ориентир для молодежи.

Особое внимание глава государства уделил истории (а следовательно – историческому просвещению):

Подчеркну: история даёт нам понимание своих корней, тех трудных, переломных рубежей, через которые прошли наши предки, создавая и защищая величие страны. Это важнейшие, определяющие вещи, которые служат основой национальной идентичности, делают нас единым народом.


Общество «Знание» действует не в одиночку. Задачи по популяризации в области образования и науки решаются несколькими участниками.

По образованию и методической поддержке – РАО и Минпросвещения, а также Сириусом.
По молодежному сегменту – Минпросвещения, Минобрнауки, Росмолодежью.
По научному – Минобрнауки и Российской академией наук.

В платформенном измерении Знание теснее всего связано с Машуком @czmashuk и частично с форумом Истоки @fmikforum. Оба проекта действуют под эгидой Росмолодежи, при этом руководитель Машука Антон Сериков также является заместителем генерального директора Знания.

Из этого следуют выводы:
1. Множество акторов действуют совместно на едином поле просвещения и подготовки просветителей и наставников в сфере образования и науки.
2. Просвещение тесно переплетено с цельной исторической политикой.
3. Структурно просветительская деятельность разделена между несколькими ключевыми акторами.

В свете перезагрузки Правительства после президентских выборов можно ожидать не только трансферов зон ответственности (например, в сфере СПО), но и кристаллизации функционала – в частности, как раз по просветительской работе, молодежной политике, наставничеству, добровольчеству и т.п.

Подробнее.
«Научно-образовательная политика» и МТС Линк при участии Минобрнауки РФ  провели экспертный вебинар на тему «Трансформация высшего образования: использование дистанционных технологий в образовательном процессе»

В высшем образовании господствуют противоречивые тенденции. С одной стороны — быстрое развитие технологий, инновационные методики и расширение правовой базы дистанционного обучения. С другой — внешние вызовы, высокая стоимость изменений и консерватизм сферы. В таких условиях принципиально важно поддерживать диалог между университетами, поставщиками инноваций и профильными госкомандами.

Елена Эм, советник министра науки и высшего образования РФ, познакомила участников с актуальными нормативно– правовыми нормами, регламентирующим применение технологий в образовании;

Султан Нурутдинов, директор департамента информатизации и связи КФУ, поделился кейсом использования дистанционных технологий для проведения педагогического форума IFTE-2023 в гибридном формате;

Юрий Екимов, директор по IT ВШМ СПбГУ, представил концепцию гибридной аудитории, разработанную Бизнес-школой;

Генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка, модерировавший дискуссию, отметил: В ходе вебинара мы с коллегами обсудили развитие до возможностей университетов по поддержке одного из наиболее перспективных форматов дистанционного образования - гибридного обучения. Если еще несколько лет назад аудитории вроде Glassroom в МШУ Сколково казались фантастикой, то сейчас это постепенно становится нормой. На вебинаре мы обсудили уже готовые технологические пакеты для сборки таких аудиторий и организации гибридного обучения, в котором как дистанционные участники, так и присутствующие в аудитории офлайн, получают одинаковый образовательный опыт и могут полноценно взаимодействовать с преподавателем и друг другом. Свои решения представили МТС Линк и CUSTIS. Но что я хочу подчеркнуть, и с чем согласились все участники: дистанционка любого суперкачества - это прежде всего тренинговая подготовка и доступ к недоступному иными методами материалу, живое общение и офлайн-среда ставит мышление как главную способность специалиста высокого уровня.

Директор по работе с организациями образования «МТС ЛИНК» Татьяна Федотова рассказала о развитии платформы в направлении максимальной гибкости и безопасности для обеспечения полноценного гибридного обучения:

Гибридное обучение —это следующий шаг от просто онлайн-обучения к полноценному, расширенному обучению в разных форматах. Что новое появилось на платформе в ответ на вызов отрасли - транскрибация и саммари; все, что касается предиктивной аналитики; интерактивные доски; гибридная аудитория.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Татьяна Федотова, со–организатор вебинара, директор по работе с организациями образования МТС Линк, рассказала НОП о том, как новые функции платформ онлайн-коммуникаций помогают менять образовательный процесс в рамках проходящей трансформации высшего образования.
АТОМное соглашение для энергетической отрасли

Россия по праву считается одной из ведущих энергетических и ядерных держав всего мира. Технологическое и инфраструктурное развитие отрасли сегодня является одним из самых развитых в стране. Огромную роль в этом играют как профильные корпорации, так и ведущие исследовательские вузы.

Но в сфере атомной энергетики, кроме технологий и инфраструктуры, существует еще один важнейший фронт работы - имидж. Создание привлекательного имиджа атомной энергетики помогает привлечь талантливых и перспективных студентов, что, в свою очередь, способствует сохранени/ и приумножению достигнутых результатов по развитию атомных технологий нашей страны. Синергия усилий ведущих исследовательских вузов и профильных корпораций могут сыграть важную роль в улучшении имиджа атомной энергетики.

Ректор НИУ «МЭИ» @mpeiuniversity Николай Рогалев и генеральный директор Фонда «АТОМ» Мария Уварова подписали соглашения о сотрудничестве в день энергетики на Международной выставке «Россия».

Соглашение, в первую очередь, нацелено на формирование положительного образа атомной энергетики и ядерных технологий, популяризацию ключевой роли науки и высоких технологий среди школьной и студенческой молодёжи. Для обмена опытом и знаниями будут проводиться научные конференции, семинары и форумы, посвященные атомной энергетике.

Благодаря, подписанному соглашению открываются дополнительные возможности для выпускников и молодых ученых МЭИ, которые смогут проводить мастер-классы и авторские лекции для подрастающего поколения в павильоне «Атом» на ВДНХ.

Ректор НИУ «МЭИ» Николай Рогалев специально для НОП:

Наше сотрудничество с Фондом «АТОМ» принесет множество инициатив и замыслов. Мы занимаемся всей энергетикой от А до Я, атомной и тепловой, возобновляемой энергетикой и термоядерным синтезом, передачей, распределением и конечным использованием энергии. МЭИ является целой вселенной, в которой также используются IT-технологии, аэроспейс, кибербезопасность и другие области. Сотрудничество с Фондом позволит раскрыть еще больше потенциала нашей отечественной науки. В ситуации развития атомной отрасли, сотрудничество с Росатомом, который развивает множество направлений, будет полезным для всех.
Переобуч – расширение программы

Рынок труда в России (как, впрочем, и в других странах) трансформируется под влиянием новых технологий. Роботизация, высокотехнологичность рабочих мест, внедрение искусственного интеллекта – все это повышает требования к сотрудникам. Параллельно с этим объективные трудности при поиске работы и смене профессии преследуют многие социальные группы.

Федпроект «Содействие занятости» был рассчитан на массовую (пере)подготовку россиян, а на днях по поручению президента Правительство расширило программу бесплатного переобучения граждан.

На совещании с вице-премьерами председатель Правительства Михаил Мишустин обрисовал ключевые положения изменений:

Президент отмечал, что государство должно помогать людям стать конкурентными на рынке труда.

Такая работа проходит в рамках федерального проекта «Содействие занятости». Предоставляем нашим гражданам возможности получать новые компетенции для трудоустройства.

За прошлый год таким образом обучилось более 150 тысяч человек. В текущем году на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено свыше 6 млрд рублей.

С учётом поручений Президента расширим также и круг участников таких программ. К ним теперь будут подключаться люди, которые обратились в службу занятости для поиска работы, инвалиды, а также родители или опекуны, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет.

И конечно, сохраняется возможность повысить свой профессиональный уровень у молодёжи, граждан предпенсионного возраста, участников специальной военной операции и членов их семей и других.

Рассчитываем, что принятое решение поможет с кадрами в регионах, в том числе за счёт более внимательного отношения к запросам наших предприятий, работодателей. А тем, кто прошёл переобучение, будет проще найти дело по душе.


Механика остается той же – регионы формируют запросы на необходимые кадры, в соответствие с ними соискатели могут подать заявку на бесплатное переобучение на портале «Работа в России».

После подачи заявки необходимо пройти профориентацию в центре занятости, чтобы специалисты помогли подобрать программу с учётом стартовых навыков и карьерных целей соискателя. Бесплатное обучение организуют Институт развития профессионального образования, РАНХиГС, Томский государственный университет. Затраты образовательных организаций возмещает государство.

Планируется, что в 2024 году программа охватит более 100 тысяч человек. В федеральном бюджете на это предусмотрено свыше 6 млрд рублей.

Помимо содействия занятости и самореализации граждан, федпроект косвенно решает задачи достижения технологического суверенитета. С уходом иностранных компаний возросла потребность в специалистах по ремонту и обслуживанию зарубежной техники, ее адаптированию к новым реалиям.  А социальный функционал проекта, помимо всего прочего, снимает напряженность на фоне увеличения пенсионного возраста, выхода на рынок труда ветеранов СВО.

В то же время стоит отметить, что к реализации Федпроекта «Содействие занятости», который в настоящее время является флагманом государственной политики в области вузовского ДПО, в экспертном сообществе накопилось много вопросов и запросов на медернизацию механики его реализации.

Вопросы затрагивают различные аспекты, например: нет ли ощущения у исполнителей ФП, что применяемые методологические и орг-управленческие подходы не только устарели, но и не в полной мере соотносятся со смежными задачами нацпроектов "Наука и университеты" и "Образование"?

Почему у лидеров этого проекта, имеющих госзадание в сфере ДПО, весьма скромные показатели в части других (не связанных с данным ФП) коммерческих курсов ДПО (на фоне многих других вузов)?


Подробнее: новость, документ, совещание.
Песни Мира на ВФМ

Уже в пятницу начнется самое масштабное интернациональное молодежное событие 2024 года — Всемирный фестиваль молодежи, который пройдет, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина и объединит свыше 20 000 молодых лидеров из более чем 180 стран мира.

Основными целями Фестиваля являются: формирование проактивного международного молодежного сообщества, трансляция в глобальном контуре образа России как государства, которое открыто для обмена мнениями и справедливого диалога, основанного на уважении культурной идентичности и самобытности национальных кодов.

Участие в арт-площадках ВФМ 2024 и полуфинале Всероссийского конкурса «Битва хоров!» примет Народный коллектив России Академический хор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова @LinguisticsUniversityNN , вошедший в ТОП-6 взрослых академических хоров России, которые приглашены оргкомитетом для проведения серии очных концертных выступлений в рамках фестивальной программы.

Ректор НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, профессор Жанна Никонова для НОП:

Университет Добролюбова вот уже более 105 лет говорит с миром на одном языке и всемерно способствует формированию интернационального сообщества выпускников, которые искренне любят Россию, ее богатейшие традиции, неповторимый культурно-этнографический ландшафт и всегда с достоинством представляют Нижегородскую область и Alma Mater на международном уровне. Отрадно, что наши обучающиеся не только совершенствуют свои лингвистические навыки в ходе учебного процесса, но и с удовольствием поют на разных языках, сближая культуры, укрепляя взаимопонимание между народами, ведь язык музыки универсален, он доступен каждому, потому что говорит с душой.

Хор НГЛУ подготовил уникальную программу и впервые отправится в поездку самым интернациональным составом — к коллективу присоединились для создания яркой постановки иностранные студенты из НГЛУ, ПИМУ и НГТУ, а значит, их песни мира зазвучат как никогда дружно и подарят зрителям настоящий праздник таланта. Благодарим Правительство Нижегородской области за оказанную поддержку и с нетерпением ждем встречи на Фестивале!
Forwarded from Курчатовский
27 февраля исполняется 120 лет со дня рождения физика Юлия Борисовича Харитона — академика, трижды Героя Социалистического Труда, одного из создателей атомного проекта.

Он поступил в Ленинградский политехнический институт в 16 лет. Увлекся ядерной физикой после лекций легендарного Абрама Иоффе. Стажировался в Кавендишской лаборатории под руководством Резерфорда, защитил диссертацию в Кембридже.

После возвращения в Ленинград занимался теорией взрывчатых веществ, преподавал. В 1936 году — в 32 года! — получил звание профессора. В 1939–1940 годах совместно с Я.Б. Зельдовичем произвел расчет цепной реакции деления в уране.

В 1943 году по приглашению И.В. Курчатова Юлий Борисович стал одним из первых сотрудников Лаборатории №2, а в 1946 году перешел в филиал Лаборатории, КБ-11 (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, ВНИИЭФ). Он был назначен научным руководителем работ и главным конструктором атомной бомбы.

Научным руководителем ВНИИЭФ Юлий Борисович проработал полвека, до конца своей долгой жизни. Он внес неоценимый вклад не только в создание ядерного щита нашей страны, но и в развитие «практической» ядерной физики в целом.

Журналист и специалист по истории советского атомного проекта Владимир Губарев вспоминал:
«Дома у Юлия Борисовича много фотографий. Есть среди них и видовые снимки. Их автор — академик Харитон.
— Это хобби? — интересуюсь я.
— Фотографией увлекался, — подтверждает он, — но времени всегда не хватало, потому что физика требует постоянных размышлений.
— И не оставляет в покое никогда?
— Физика — это моя жизнь…»