НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.8K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Воссоединение и интеграция – наука и образование

Сегодня – 18 марта – День воссоединения Крыма с Россией. 10 лет назад Республика Крым и город Севастополь, согласно волеизъявлению своих жителей, были включены в состав Российской Федерации.

Это событие означало старт интеграции двух воссоединенных регионов в единые общероссийские пространства – политическое, экономическое, социально и, конечно, научно-образовательное.

Данные процессы теперь воспринимаются в значительной степени как модельные для интеграции четырех исторических воссоединенных регионов – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

С точки зрения образовательных и научных организаций интеграция Крымского полуострова была многоплановой. Например, на школы распространились российские стандарты, причем в процессе поступало все больше инициатив от президента Владимира Путина – капремонт, бесплатное горячее школьное питание и пр.

Отдельные города и территории из четырех регионов, в свою очередь, получили наставников из числа российских регионов – и это дало свой эффект во взаимодействии по научному и образовательному вектору. В частности – наставников получили вузы четырех регионов из числа ведущих российских университетов.

«Собирание» пространства науки и образование в Крыму шло через создание Крымского федерального университета, а в силу наличия двух субъектов (республики и города федерального значения) на полуострове образовалась двуединая система: КФУ и Севастопольский госуниверситет.

Создавать ли большой федеральный университет в четырех воссоединенных регионов – пока не решено. Есть вероятность создания нескольких сущностей по территориальному признаку (например, четырех региональных вузов). На повестке дня и другой путь интеграции – сделать некоторые организации высшего образования филиалами российских.

С наукой дела обстояли несколько более запутанным образом в Крыму нежели сейчас в четырех регионах. Интеграция крымских НИИ школ на фоне реформы РАН. Но в итоге они влились в отечественное академическое научное пространство. Особенно активно проявил себя Курчатовский институт, который смог развернуть и возглавить «виноградно-винное» направление. Сейчас на ниве виноградарства и виноделия развернулось даже некоторое соперничество – поскольку высокая стартовая база Крыма заставила активно развиваться в данном направлении и другие регионы страны.

В четырех воссоединенных регионах ситуация сейчас тяжелее, нежели она была в Крыму и Севастополе. На территории всех субъектов федерации идут бои – особенно активны они на Донецком и Запорожском направлениях. Российская армия поступательно освобождает все новые территории и населенные пункты, следовательно возникает задача восстановления инфраструктуры – в том числе, научно-образовательной (от яслей и детсадов до колледжей и университетов, включая также и научные институты).

Мариуполь был восстановлен в кратчайшие сроки и уже сейчас есть поручение президента о проведении на базе Мариупольского госуниверситета большой ежегодной конференции в области общественных и гуманитарных наук. Мелитопольский госуниверситет уже подал заявку на НОЦ мирового уровня. А расположенный в Алчевске (ЛНР) Донбасский гостехуниверситет планирует открыть филиал в Африке.

Все эти примеры показывают – интеграция и восстановление воссоединенных исторических регионов проходит комплексно. Необходимо сразу закладывать амбициозные задачи для вузов и НИИ – чтобы они не просто вышли на минимальный российский уровень развития, но стали крепкими середняками, а то и выбились по некоторым направлениям в лидеры.

Республика Крым и город Севастополь данный путь в основном прошли, доказательством чему, например, является двуглавый межрегиональный НОЦ мирового уровня «МореАгроБиоТех». Теперь очередь за ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями.
МИРЭА покоряет Север

Развитие инвестиционных, научно-исследовательских и инфраструктурных проектов в Арктике — одно из важнейших поручений, поставленных Президентом России Владимиром Путиным. Российские университеты не остаются в стороне и активно включаются в работу в данном направлении.

Российский технологический университет МИРЭА совместно с Комитетом Государственной Думы по экологии и фондом «Компас» запустили студенческий экспедиционный корпус «Команда Арктики». «Команда Арктики» — уникальный для России межвузовский проект на базе РТУ МИРЭА, который позволит учащимся ещё в вузе проводить научные исследования в условиях Крайнего Севера. Это выведет на качественно новый уровень систему отбора и подготовки кадров для отечественных компаний, работающих за полярным кругом.

Ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж для НОП:
Арктический регион имеет стратегическое значение для России, что неоднократно подчёркивалось руководством нашей страны. В том числе с точки зрения ресурсов, инфраструктурных перспектив и национальной безопасности. Вместе с тем, сложно отрицать, что суровые условия Севера являются серьёзным стоп-фактором для многих специалистов, которые потенциально могли бы там жить и вносить свой вклад в развитие экономики. Создание межвузовского студенческого экспедиционного корпуса «Команда Арктики» открывает в этой связи совершенно новые возможности для сотен и тысяч людей, готовых связать свою жизнь с Заполярьем.
Ректорам, проректорам
Исследователям высшего образования

Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 28-30 марта в городе Якутске на базе СВФУ. Главная тема III геофорума – «Университеты: развитие, основанное на доверии».

Ключевая идея геофорума, который третий год подряд организуют команды СВФУ и НОП – развитие ценности доверия как содержательного конструкта и концептуального принципа трансформации высшего образования, моделирования будущего университетов.

Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова:

«Федеральные университеты, создававшиеся как драйверы развития конкретных территорий, с самого начала выполняют такие важные задачи, как обеспечение качественного образования, выстраивание эффективного взаимодействия с органами власти и предприятиями реального сектора экономики. Кроме того, наши два университета – САФУ и СВФУ – призваны способствовать сокращению оттока молодежи из Арктической зоны Российской Федерации.

Зачение форума сложно переоценить, так как участники рассматривают значимые задачи современного этапа развития России: популяризация и привлечение молодежи в науку, позиционирование федеральных университетов в меняющихся условиях, устойчивое развитие Арктического региона, новые практики патриотического воспитания.
Форум этого года посвящен сложнейшему и важнейшему вопросу жизнедеятельности университета – доверию. Без доверия между всеми участниками образовательного процесса, между университетом и его индустриальными партнерами, вузом и органами власти невозможно решить те задачи, которые ставятся государством в новых условиях развития страны».

Программный директор Форума — научный руководитель ЭАЦ «Научно–образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ Евгений Сжёнов.

Регистрация на Форум до 20 марта. Участие бесплатное:
https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/geostrategy/
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
С 15 по 17 марта активная молодежь России принимала участие в выборах и отдавала голоса за свое будущее, а 18 марта она пришла отметить десятилетие воссоединения Крыма и Севастополя с Россией со всей страной на Красной площади.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
При вузах откроют ясли для детей учащихся

Председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов в Университете «Синергия» провёл встречу со студентами, у которых есть малолетние дети. В связи с объявлением в России Года семьи обсуждали законодательное решение, которое в перспективе позволит открыть при всех вузах ясли для детей студентов, чтобы им не приходилось выбирать между учебой, карьерой и ребенком.

Ярослав Нилов, Председатель комитета Госдумы по социальной политике, для НОП:

«Государство ставит стратегическую задачу повышать рождаемость, стимулировать многодетность, рождение первого ребенка до 24 лет. Для этого нужно искать не только сугубо материальные формы поддержки, как семейный капитал, но и социальные решения. Например, создать условия, чтобы рождение ребенка не мешало учебе или карьере.

Сегодня государственным вузам нужно дать больше свободы в распоряжении своим бюджетом на эти цели. Это очень перспективная идея, которая может принести хороший результат».

Артём Васильев, ректор Университета «Синергия», для НОП:

«На одной из наших площадок уже порядка двух лет действует комната матери и ребенка для детей наших сотрудников и студенток, которые учатся по очной форме и имею маленьких детей от 3 до 7 лет. Они могут оставить ребенка в детской игровой комнате, спокойно отучиться, забрать ребенка и пойти домой. Для наших сотрудников и учащихся это бесплатно. Ежедневно туда приводят 30-35 детишек».

«Синергия» стала одним из первых вузов в России, который открыл подобный детский центр. Ярослав Нилов предлагает перенимать этот опыт и другим университета, в том числе государственным, но для этого нужна корректировка нормативов и законодательства, чтобы упростить расходование бюджета на эти цели.

В связи с этим вопрос о расширении практики открытия при всех вузах страны ясель для детей студентов будет поднят 25 марта 2024 года на ближайшей встрече депутатов фракции ЛДПР с премьер-министром России Михаилом Мишустиным, сообщил Ярослав Нилов.
15 марта в Доме РИО состоялся круглый стол, посвящённый истории иностранной военной интервенции периода Гражданской войны.

В мероприятии приняли участие Председатель РИО Сергей Нарышкин, со-председатель РИО, замглавы Минобрнауки Константин Могилевский и президент РАО Ольга Васильева.

Ольга Васильева, президент Российской академии образования, академик РАО, для НОП:

«В последние годы мы уделяем особое внимание истории Великой Отечественной войны. Мы бережем память о подвиге советского народа, рассказываем подрастающему поколению и всему миру о вкладе наших предков в Великую Победу. Эти усилия исторического просвещения приносят свои плоды. Поэтому сегодня важно уделить столь же пристальное внимание событиям начала ХХ века. Когда мы обсуждаем причины иностранной интервенции, начавшейся в 1917 году, нам необходимо, прежде всего, делать акценты на их созвучности сегодняшнему дню. Не зная история, наши дети не смогут сами осознать эти параллели.

Чтобы поддержать наших педагогов в этой просветительской работе, Российская академия образования продолжает проводить курсы повышения квалификации для преподавателей истории. У нас уже есть успешный опыт совместной работы с Минобрнауки России по подготовке кадров для преподавания истории на неисторических специальностях, и в ближайшее время будет запущена еще одна программа, призванная подготовить коллег в наших вузах к преподаванию курса «История религий России»
Университет «Дубна» и АФК «Система»: новые горизонты сотрудничества

В 2023 году крупнейшая российская инвестиционная компания АФК «Система» отобрала десять талантливых студентов университета «Дубна», которые занимаются научной работой под руководством кураторов из Центра водородной энергетики.

22 февраля в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) состоялась встреча представителей университета с гендиректором Центра водородной энергетики АФК «Система» Юрием Добровольским. На встрече присутствовали и.о. проректора по учебной работе университета «Дубна» Оксана Крейдер, заместитель директора инженерно-физического института Ольга Клименко, начальник отдела инноваций и интеллектуальной собственности ОИЯИ Игорь Ленский и заместитель руководителя департамента кадров и делопроизводства ОИЯИ Наталья Ленская.

В ходе встречи были затронуты вопросы реализации совместных образовательных программ, а также стажировок студентов в Центре водородной энергетики. Помимо этого, участники обсудили развитие дальнейшей совместной деятельности между университетом, АФК «Система» и Объединенным институтом ядерных исследований.

И.о. проректора по учебной работе Государственного университета «Дубна» Оксана Крейдер для НОП:
Знакомство Университета «Дубна» с АФК «Система» состоялось благодаря плодотворному сотрудничеству с международной межправительственной научно-исследовательской организацией Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ), который в числе прочих научных исследований занимается решением задач альтернативной энергетики, а именно внедрением водородных технологий.

АФК «Система» сегодня активно развивает направление водородной энергетики вместе с ведущими российскими университетами, и летом 2023 года студенты, поступающие в магистратуру Университета «Дубна», получили уникальную возможность присоединиться к этой команде.

В рамках конкурсного отбора на базе Центра водородных технологий претенденты ознакомились с реализуемыми научными проектами и успешно прошли собеседование. Это даст им возможность стать специалистами, которые будут обладать всеми необходимыми компетенциями для работы в этой инновационной отрасли.

Центр водородных технологий ведет подготовку специалистов в области водородных технологий в партнерстве с Российской академией наук и ведущими российскими университетами. Надеемся, что Университет «Дубна» станет надежным партнером для подготовки квалифицированных кадров, реализации совместных прикладных исследований в области водородных технологий в интересах ведущих российских компаний.
Пушкин в формате мультимедиа

К 225-летнему юбилею великого поэта Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина при финансовой поддержке фонда «Русский мир» подготовил Мультимедийный образовательный комплекс «Пушкин на интерактивном уроке чтения».

Мультимедийный комплекс создан по пушкинской повести «Барышня-крестьянка» и включает 4 интерактивных онлайн-урока чтения (в версиях «Читателям» и «Учителям»), pdf-приложение с творческими заданиями и кроссвордом, мобильные приложения с офлайн-уроками чтения и филвордами, а также текст повести в трёх форматах. При разработке методического аппарата к интерактивным урокам чтения использовалась авторская методика обучения чтению художественной литературы руководителя проекта Натальи Кулибиной, заслуженного профессора Института Пушкина.

Важной составляющей образовательного комплекса «Пушкин на интерактивном уроке чтения» является его иллюстрированный сайт, который не просто служит местом размещения всех компонентов комплекса, но и выполняет содержательную роль, создавая особую атмосферу и погружая читателя в пушкинский мир.

На сайте размещены разделы «О проекте», «Методические рекомендации для преподавателя», «Советы читателю», «Отзывы», а также список презентаций проекта на конференциях, мастер-классах и вебинарах.

Пушкинский проект – не первый опыт создания интерактивных уроков чтения. Он является продолжением Галереи мультимедийных проектов «Русская классика на интерактивном уроке чтения»: в 2021 году был создан мультимедийный комплекс «Достоевский на интерактивном уроке чтения», в работе – «Чехов на интерактивном уроке чтения», в планах интерактивные уроки по произведениям Лермонтова, Некрасова и других русских классиков.

Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, для НОП:
Мультимедийный образовательный комплекс «Пушкин на интерактивном уроке чтения» имеет большую ценность, поскольку обучение чтению как смысловому восприятию сложных текстов на современном этапе развития педагогики актуально для всех форм образования.

Уроки чтения с использованием сложных художественных текстов русских классиков XVIII-XIX веков способствует формированию национальной идентичности читателя, учит мыслить, обогащает словарь, совершенствует речевую деятельность и развивает эмоциональную отзывчивость. Мультимедийность проекта делает его привлекательным для юного читателя, а открытость – доступным для пользователей всего мира.
Образование: кадры и региональное развитие

Среднее профессиональное и высшее образование функционируют для решения ключевой задачи – подготовки кадров. Именно образовательная система делает возможным социально-экономическое развитие. Причем кадры должны быть подготовлены адекватно своим будущим профессиональным задачам. Также СПО и ВО реализуют важную инициативы – переобучения россиян, чтобы технологизация производств и видов деятельности не сказалась негативно на трудовые перспективы граждан. В целом подготовка кадров должна быть сфокусировано двояко – по отраслям, а также по регионам.

Вице-премьер Татьяна Голикова провела очередное заседание межведомственной рабочей группы по ситуации на рынке труда. В повестке – проекты «дорожных карт» до 2030 года по исправлению сложившихся тенденций на рынках труда Республики Тыва, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик. Вопросы трудоустройства (по сути – адаптации образовательных программ к запросам рынка труда) были одними из ключевых.

Для Республики Тыва запланировано повышение уровня трудоустройства выпускников колледжей до 65%, выпускников вузов – до 77%.

Проект «дорожной карты» Карачаево-Черкесской Республики предусматривает повышение уровня трудоустройства выпускников колледжей до 63,3%, выпускников вузов до 58%.

В проекте «дорожной карты» Кабардино-Балкарской Республики (рассматривалась его доработанная версия) введены показатели уровня занятости выпускников вузов и трудоустройства граждан после их профессионального обучения. Проект дополнен пунктами по изменению структуры приёма по программам высшего образования в соответствии с кадровой потребностью региона, а также пунктом по развитию центров карьеры.

Данные примеры показывают, что и высшее, и среднее профессиональное образование относятся к производящим силам. Они отвечают за генерацию кадров для экономики. В этом генетическое родство СПО (которое вскоре полностью перейдет на рельсы «Профессионалитета») и высшего образования (в его преображенном вследствие реформы виде).

Подробнее.
Сбер и ВШЭ провели проект «Весенняя экономическая школа»

Ежегодный образовательный проект в седьмой раз собрал на площадке СберУниверситета студентов со всей России. Традиционно Весенняя экономическая школа проходит в рамках Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» для ее участников, успешно прошедших конкурс мотивационных писем. За три дня студенты послушали лекции по управлениям рисками компании. Живо прошли мастер-классы сотрудников Сбера и Высшей школы экономики. В итоговый день студенты защищали проекты, посвященные анализу работы компаний.

Также за время Весенней школы участникам удалось пообщаться со старшим вице-президентом, руководителем блока «Риски Сбера» Джангиром Джангировым, который рассказал о своем профессиональном пути, своей команде, а также про карьерные возможности в «Рисках Сбера». По словам руководителя Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» Валерии Касамара, проект Весенняя экономическая школа Сбера и ВШЭ один из самых любимых у студентов среди всей форумной линейки олимпиады.

«В этом году содержательная часть программа школы разрабатывалась блоком «Риски Сбера», а по итогам участникам предложили закрытый эксклюзивный перечень вакансий», — сообщила она.
«Я очень рад встретить огромное количество умных и находчивых людей с огнем в глазах, рядом с которыми хочется работать над своей мечтой и над общей большой целью», — поделился впечатлениями участник Весенней экономической школы, студент Финансового университета при правительстве РФ Георгий Герасимов.
Наука и образование – пространственное развитие

Доктринальное и стратегическое измерение государственной политики России проходит этап актуализации. Утверждена новая Стратегия научно-технологического развития. В основе изменений – новая геополитическая ситуация, движение к научно-технологическому суверенитету, консолидация всех сил (образования, науки, бизнеса, власти).

Аналогичный процесс в настоящий момент проходит Стратегия пространственного развития. Два стратегических документа в предыдущих редакциях имели немало точек пересечения, так будет и в новой итерации СПР. В обобщенном виде можно заметить, что СПР – это СНТР, спроецированная на реальности социально-экономического развития регионов.

Обсуждению новой концепции СПР была посвящена стратегическая сессия о пространственном развитии России, которая прошла под председательством премьер-министра Михаила Мишустина.

Председатель Правительства отметил:

Надо направить усилия на решение ряда первоочередных задач.

Прежде всего – на сокращение различий по уровню экономики и социальной сферы среди российских субъектов. Для чего нужно сформировать соответствующие центры роста в регионах с учётом их потенциала – сельскохозяйственного, промышленного, логистического, обеспечить приток инвестиций и увеличение числа рабочих мест.

Кстати, эти четыре параметра – рост ВРП регионов, инвестиции, создание новых рабочих мест и реальные доходы населения соответствующего региона – мы заложили в ключевые параметры по курированию вице-премьерами федеральных округов.

Это поможет продолжить строительство современного жилья, детских садов, поликлиник, больниц, модернизировать инженерные сети, чтобы жители даже удалённых территорий имели доступ к качественной медицине, образованию, теплу, чистой воде.

Президент говорил о том, что наши регионы должны стать более самодостаточными. И надо создавать равные условия для самореализации граждан и высоких стандартов жизни в каждом из них.


Не прозвучало напрямую, но непосредственно подразумевается развитие науки и образования.

Сокращение дисбалансов, т.е. избыточной концентрации научно-образовательных ресурсов в ограниченном количестве регионов. На интенсификацию (меж)регионального сотрудничества нацелена программа НОЦ мирового уровня, а также трек программы Приоритета-2030. Не меньшую значимость имеет программа создания кампусов мирового уровня.

Научно-технологический прорыв, а сейчас научно-образовательная и инновационно-технологическая суверенизация традиционно входят в контур неформальной оценке глав регионов. Именно это объясняет большой личный вклад губернаторов, которые они делают в ключевые госпрограммы и нацпроекты, лоббируя проекты своих регионов, а иногда и выступая лично на защитах программ развития.

Программа капремонта кампусов и общежитий (кстати, не только университетов, но и организаций СПО) – это один из способов повысить привлекательность для выпускников варианта остаться в своем регионе, а не переезжать в крупнейшие мегаполисы страны.

Одна из проблем – генетический изъян «майских указов», который привязал зарплаты в социальной сфере (в том числе и в образовании) к средним региональным. Получается, что за одну и ту же работу ученые или учителя получают по разным регионам отличные (иногда в разы) зарплаты. Идея «федерального оклада» для ученых и преподавателей давно обсуждается. Вузы и научные институты – это федеральные учреждения, хотя, конечно, они глубоко интегрированы в развитие регионов базирования.

Субъекты Федерации не так давно получили право прямых инвестиций в научные и образовательные проекты. Это расширяет возможности финансирования и при этом притягивает образовательные и исследовательские программы к нуждам регионов.

Также свое развитие в новой СПР получат геостратегические регионы. Теперь в них войдут четыре воссоединенные региона. Но в целом – сейчас каждый регион является геостратегическим в решение собственных и федеральных задач.

Подробнее.
Александр Бугаев, первый заместитель Министра просвещения РФ, по итогам Ночи выборов 2024 специально для «Научно-образовательной политики»:

Хочу поблагодарить организаторов «Ночи выборов». Этот проект начинался несколько лет назад, и казалось, что он спорный. Но сегодня мы видим, что он стал одним из ключевых мероприятий, символизирующих собой анализ важных политических событий для нашей страны. Здесь собираются эксперты, политики, политологи, журналисты, медийщики - круг профессионалов, которым есть где и что обсудить. Это мероприятие стало центром притяжения в ночь выборов для огромного количества профессиональных людей. Хочу еще раз поблагодарить тех, кто в свое время придумал «Ночь выборов» и сейчас его реализуют.
Лучшие из лучших: МТУСИ в 100 ведущих вузах России

В 2019 году был запущен рейтинг высших учебных заведений России — Национальный агрегированный рейтинг. Сам рейтинг анализирует успехи вузов в национальных системах оценки качества образования (как государственных, так и независимых) и демонстрирует их положение в образовательном пространстве России.

Формирование рейтинга позволяет сформировать объективную оценку качества образования, выявляя лучшие учебные заведения и стимулируя их к постоянному развитию. Рейтинг способствует повышению прозрачности и конкурентоспособности образовательной системы.

Кроме того, он может стимулировать вузы к инновациям, развитию научных исследований и повышению качества образовательных программ, что в результате положительно отразиться на развитие науки и подготовке высококвалифицированных специалистов в России.

МТУСИ @mtuci_official вошел в топ-100 лучших университетов России и расположился в 1 лиге, в которую всего вошли 77 университетов.

Сергей Ерохин, ректор МТУСИ, специально для НОП:
Университет продолжает развивать свой образовательный, научно-исследовательский и проектный потенциал. Результаты эффективной работы профессорско-преподавательского, научного и административного состава находят отражение в рейтингах независимых порталов. Примечательно, что в прошлом году МТУСИ дебютировал в Предметном национальном агрегированным рейтинге сразу в 9 номинациях, а в этом вошел в топ-100 Национального и топ-15% Глобального агрегированных рейтингов. Уверен, что в предстоящем году результаты будут еще более значительными.


Исследование вышло уже в шестой раз, 686 вузов распределились на 10 лиг. В зеленую зону успеха попали чуть менее половины участников, в желтую зону возможностей определены 38%, в тревожную зону попали 27 вузов.
Новое нацпроектное технологически суверенное будущее

«Ведомости» опубликовали материал о новых национальных проектах технологического суверенитета, которые анонсировал президент Владимир Путин. Речь идет не о третьей итерации классических нацпроектов, но о новом формате и фокусе масштабных инициатив.

Создается новая структура нацпроектов, которые делятся на два типа инициатив:
1. Нацпроекты широкого спектра действия. Сюда войдут действующие проекты «Производительность труда», «Развитие МСП», «Поддержка экспорта», а также анонсированные президентом – например, «Семья», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь».
2. Нацпроекты технологического суверенитета. Озвученные главой государства нацпроекты «Экономика данных» и «Кадры» скорее относятся именно к этой.

Перечень 12 НПТС (озвучены Андреем Белоусовым и источниками «Ведомостей»):
Станкостроение и робототехника
Новые материалы и химия
Обеспечение продовольственной безопасности
Новые медицинские технологии
Развитие беспилотной авиации (фактически запущен с 2024 г.)
Развитие космической отрасли
Атом и новые источники энергии
Производство судов и судового оборудования
Гражданская авиация,
Микроэлектроника
Экономика данных
Наука и университеты (тут очевидно пересечений и с одноименным нацпроектом, и с инициированными НП Кадры).

Цель НПТС – организация производства на основе собственных линий разработки. Главная задача инициатив – не накачать производителей субсидиями, а наладить выпуск и сбыт готовой продукции. Это подразумевает наличие кадровых компетенций, средств производства и интеллектуальных прав.

С этими НПТС будут интегрированы действующие и инициированные инициативы. Работа будет межведомственной при координации ответственного вице-премьера.

Общая сумма госфинансирования не раскрывается, но, по информации собеседника «Ведомостей», на предстоящую шестилетку в бюджете на эти цели одобрено около 3 трлн руб., дальнейшее увеличение финансирования сейчас обсуждается.

Технопроекты будет объединять универсальный механизм реализации с соблюдением обязательных принципов.

Принципы и критерии:
1. Создание конкретной линейки продукции с четкими характеристиками. Т.е. не технологии (НИОКР), а конечный продукт.
2. Государственно-частное партнерство. Не обязательна концессия, важен сам факт взаимодействия.
3. Механизм гарантированного спроса со стороны государства и частного сектора. Сюда же войдут действующие форматы: СЗКП, СПИК, КИПы. Источники Ведомостей подчеркивают, что если потребуется – будут подключаться другие министерства, например Минобрнауки в части научных наработок.
4. Особый тип управления. Государство будет не только раздавать субсидии, но и влиять на то, как они тратятся. Ведомости отмечают:

Например, необходим анализ консолидированного межотраслевого спроса. Отраслевое ведомство будет определять, чего не хватает бизнесу для разработки технологии, и формировать баланс. Для этого оно будет сотрудничать с отраслевыми объединениями (металлургов, электронщиков), отраслевыми НИИ и центрами компетенций.


Собеседники издания также отметили, что состав и названия НПТС еще обсуждаются. Заметим, что пока непонятна судьба отраслевых госпрограмм, для «большого Атома» - программы РТТН, для науки – профильного нацпроекта «Наука и университеты» и госпрограммы НТР.

Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов в комментарии Ведомостям выделил кадровое наполнение НПТС:

Важнейшим ресурсом эффективной комплексной реализации технопроектов является генерация, обмен и использование данных: все это обеспечит синергетический эффект экономического роста.

Кадровый потенциал будущего должен быть готов к осознанию и продуктивному применению нетривиальных решений, получаемых с применением технологий искусственного интеллекта, иметь способности быстрой переквалификации на основе сформированного в процессе обучения в вузах «конструктора знаний и компетенций», стремиться к постоянному саморазвитию.


Подробнее.
‼️ Внимание-внимание ‼️ Объявляем открытым прием заявок на ИОТ-Практикум’2024 для вузовских команд!
19-20 апреля 2024


Тема практикума: «Разработка образовательного пространства для ИОТ-трансформации университета и моделирование траектории студента»

ДПО 16 часов с выдачей удостоверений

Организатор: ИОТ-университет при поддержке «Научно-образовательной политики»

Для кого: университетские команды изменений. Программа ДПО спроектирована для совместной работы 3-5 участников от вуза для получения практического результата.

Площадка: Кампус СберУниверситета, д.Аносино, Московская область, возможно проживание в кампусе

Программа и подробности