НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.8K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
СРЗП и Единая Россия – некоторые научно-образовательные сюжеты

СРЗП
Премьер-министр Михаил Мишустин провел встречу с депутатами фракции «Справедливая Россия – За правду» в Госдуме. Особое внимание было уделено научно-образовательным сюжетам. Напомним, что представитель СРЗП Сергей Кабышев возглавляет Комитет по науке и высшему образованию.

Премьер-министр в открытой части выделил тему наукоградов:

Хотел бы отметить конструктивное взаимодействие с вашей фракцией по поддержке науки. <…>

По поручению Президента было принято решение о добавлении наукоградов, о чём Сергей Владимирович Кабышев как раз спрашивал, я помню, на последней встрече, в региональные программы формирования городской среды, что позволит использовать федеральное финансирование на развитие их территорий и создать там необходимую инфраструктуру.

Конечно, люди, которые занимаются исследованиями, должны жить в комфортных условиях. А включение таких городов в перечень участников поможет начать работу по благоустройству общественных, дворовых пространств, в том числе в парках, скверах, пешеходных зонах. Обновить придомовые площадки, заасфальтировать проезды, освещение наладить – много есть вопросов, с которыми так или иначе сталкиваются жители этих городов.

В общем, сделать всё, чтобы наукограды были ухоженными и удобными для их жителей. В ходе своих поездок по регионам я видел, как это реализуется, в частности, в Сарове и Дубне. Ведь таких мест у нас немало. Надо их приводить в порядок. Важно, чтобы и субсидии расходовались чётко по назначению.


В ответном слове Сергея Миронова (в том объеме, что они вошли в открытую часть) прозвучали и другие сюжеты. Первый из них – обеспечение безопасности всех учебных заведений с помощью Росгвардии. Идее этой не первый год, но, как и ранее, она не реализуема.

От руководителя фракции СРЗП поступило предложение поддержать тех бойцов СВО, что решат по возвращению идти преподавать в школы. Выплату в размере 5 тыс. руб. в месяц, как сообщил Сергей Миронов, уже согласована с министром просвещения Сергеем Кравцовым.

Следующее предложение касалось олимпиад. Сергей Миронов выдвинул инициативу проводить на русском языке Евразийскую олимпиаду школьников на пространстве СНГ. Победителям предлагается дать возможность поступать в профильные вузы без экзаменов. Как сообщил председатель фракции СРЗП, концептуально идея поддержана помощником президента Андреем Фурсенко и главой МИД Сергеем Лавровым.

ЕР
На открытой части встречи Михаила Мишустина с фракцией «Единой России» прозвучали некоторые точечные вопросы. Премьер министр отметил:

Поправки [к бюджету, инициированные фракцией] превысили 138 млрд рублей. Они охватили комплексное развитие сельских территорий, борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями и, конечно, очень важные темы –образование и науку.

Закреплены также нормы, которые содействуют трудоустройству инвалидов, молодёжи, а также тех, кто завершил военную службу.


Руководитель фракции «Единой России» Владимир Васильев отметил системную работу по всем текущим и новым инициативам. В частности, по реализации новых нацпроектов (включая «Молодежь»), а также по работе над формирование технологического суверенитета России и подготовке кадров.

Отметил он и целевую работу депутатов, которые на местах контролируют капремонт школ вместе с родителями, педагогами, самими учениками.

Подводя итоги, стоит помнить – в закрытой части наука и образование также получили свое звучание. Итоговые расклады будут видны в ходе Отчета Правительства перед Госдумой.

Подробнее: встречи Михаила Мишустина с СРЗП, Единой Россией, ЛДПР, КПРФ.
3 апреля в Сколково состоится 5-я Юбилейная конференция Skolkovo Regions. Тема — инновационная инфраструктура и университеты.

Приглашаем принять участие в дискуссии: Развитие и поддержка талантов в вузах в плане работы органов власти, бизнеса и общественных проектов

3 апреля, с 16:10 до 17:00.
Организаторы: НОП, Фонд Сколково

Государственная образовательная, научно—технологическая и молодёжная политика подразумевает развитие проектов опережающей поддержки студенческих инициатив. Причём, Минобрнауки, как основной учредитель вузов от государства, активно кооперируется с госкорпорациями и технологическими партнёрами, с государственными общественными проектами, экспертным и вузовским сообществом.

Спикеры:
Ольга Петрова — Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации
Тимур Меджитов — Заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики
Дмитрий Гужеля — Заместитель генерального директора, АНО «Россия – страна возможностей»
Юрий Сапрыкин — вице-президент по региональному и международному развитию Фонда «Сколково»
Андрей Королев, руководитель проекта Управления технической политики в ИТ Госкорпорации «Росатом»
Екатерина Морозова — Директор
Открытого университета Сколково
Сергей Михайлов — Начальник отдела по реализации образовательных программ Управления по развитию молодежного предпринимательства ФГБУ
«Центр содействия молодым специалистам»

Модератор: Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра НОП, член общественного совета при Минобрнауки РФ
Поручения Послания 2024 (1/3) – Нацпроекты

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации его Послания Федеральному Собранию, которое состоялось 29 февраля 2024. Как в Послании, так и в перечне значимое место занимаются инициативы в области научно-образовательного и инновационно-технологического развития.

Правительство должно разработать нацпроект «Молодежь и дети», в котором предусмотрено (п. 4):

а) Строительство не менее 150 школ в регионах с дефицитом мест. На это выделят 210 млрд из федерального бюджета.
б) Продление до 2030 г. программы «Модернизация школьных систем образования» и выделение на эти цели не менее 317,5 млрд руб.
в) Обновление при участии регионов инфраструктуры для целого спектра активностей – от физкультуры до волонтерских центров. Особо выделено материально-техническое оснащение кабинетов для «Основ безопасности и защиты Родины» и «Труд (Технология)».
г) Обновление также при участии РОИВов внутришкольных пространств для комфортных условий для школьников.
д) Открытие или обновление при наличии потребности медкабинетов в школах.
е) Подключение всех школ к высокоскоростному интернету.
ж) Формирование базы лучших практик создания образовательных и воспитательных пространств, ремонта, наставничества, работой с выпускниками для тиражирования.
з) Выделение на обновление инфраструктуры педвузов не менее 9,5 млрд руб. с целью привлечения и закрепления выпускников на работе в школах.
и) Создание 12 передовых школ, на что выделят до 2030 г. не менее 38 млрд руб.
к) Усиление предметной и практической подготовки студентов по педагогическим направлениям.
л) Выделение на реализацию культурных, просветительских, образовательных, исторических и других творческих проектов для кинотеатров, ТВ, Интернете и соцсетях в 2025-2030 гг. не менее 100 млрд руб.
м) Консолидация мероприятий, направленных на самореализацию молодежи, продвижение ценностей, поддержку молодежи и развитие инфраструктуры молодежной политики.
н) Продвижение русского языка и культуры в странах СНГ и иных государствах.

Правительство разработает нацпроект «Кадры», в котором предусмотрят:
а) Подготовку специалистов среднего звена для социальной сферы и творческих индустрий в рамках «Профессионалитета».
б) Ремонт и оснащение организаций СПО (включая общежития, спортобъекты), на что в 2025-2030 гг. выделят не менее 120 млрд руб. из федбюджета.
в) Капитальный ремонт в тот же срок не менее 800 общежитий вузов. Дополнительно выделят не менее 124,9 млрд руб.
г) Создание в 2036 г. не менее 40 современных кампусов вузов. До 2030 бюджет выделит не менее 160 млрд руб., а далее до 2036 г. на условиях софинансирования.
д) Запуск к 2030 г. дополнительно не менее 50 передовых инженерных школ. Выделят на это не менее 41 млрд руб.
е) Программу «Приоритет-2030» продлят и сохранят ежегодное ее финансирование (31,7 млрд руб.). В целевые показатели для участников внесут параметры: качества взаимодействия с регионами и отраслями, рост числа иностранных студентов, создание эффективных инновационных компаний и стартапов.
ж) Утверждение методики формирования национальных рейтингов вузов и учреждений СПО с акцентом на востребованность выпускников на рынке труда, в т.ч. на уровень трудоустройства и зарплату.

Правительству также поручено разработать нацпроекты: Семья, Продолжительная и активная жизнь, Экология, Туризм и индустрия гостеприимства, Экономика данных и цифровая трансформация государства.

Подробнее.
Поручения Послания 2024 (2/3) – Нацпроекты технологического суверенитета, университеты, наука

В целях обеспечения технологического суверенитета Правительству поручено (п.9):

а) Разработать с учетом новой версии Стратегии НТР национальные проекты технологического суверениетета по ключевым направлениям:
сбережения здоровья граждан,
продовольственной безопасности,
беспилотных авиационных систем,
средств производства и автоматизации,
транспортной мобильности (включая автономные транспортные средства),
экономики данных и цифровой трансформации государства,
новых материалов и химии,
перспективных космических технологий и сервисов,
новых энергетических технологий (в том числе атомных).

Правительство должно учитывать эти проекты при формировании бюджета (15а)

б) При разработке НПТС должны быть предусмотрены мероприятия по
- разработке и серийному производству высоколокализованной продукции (собственные линии, долгосрочный спрос, оптимизация сертификации, подготовка кадров, международно сотрудничество, снижение барьеров),
- Целевые показатели развития технологических направлений (объем выпуска и продажи отечественной продукции, локализация производства, глобальная конкурентоспособность, обеспеченность квалифицированными кадрами).
в) При формировании НПТС по средствам производства и автоматизации предусмотреть вхождение РФ к 2030 г. в число 25 ведущих стран по плотности роботизации.

По отдельным направлениям научно-образовательного развития Правительству поручено следующее:

Университеты
С 1 сентября 2024 г. в ряде вузов стартует пилотный проект по повышению зарплат НПР, которые преподают дисциплины и модули фундаментального характера (те, что формируют общепрофессиональные и общекультурные компетенции). В 2024 г. на это дополнительно выделят не менее 1,5 млрд, а с 2025-го – не менее 4,5 млрд руб. (10д)

Правительство также должно решить, как повысить категорию Президентской Академии (РАНХиГСа) (10з).

А сама Президентская академия совместно с Правительством, Администрацией Президента, Минобороны – будет проводить спецпрограмму обучения кадров «Время героев» для участников и ветеранов СВО (28).

Наука и инновации
К 2030 г. доля отечественных высокотехнологичных продукций на основе собственных линий разработки должна возрасти в 1,5 раза относительно 2023 г. (1и)

Затраты на исследования и разработки к 2030 г. должны увеличиться до 2% ВВП, в т.ч. внебюджетные инвестиции должны вырасти минимум в 2 раза. (1к)

Для НИОКР российским организациями выделят субсидии для производства приоритетной продукции и расширения промысленной ипотеки – не менее 120 млрд руб., учитывая строительство и модернизацию не менее 10 млн кв.м. производственных площадей. (12а)

Будет создано не менее 100 промышленных, техно- и бизнеспарков к 2030 году. В 2025-2030 гг. федбюджет выделит 30 млрд руб.

Будет установлен повышающий коэффициент 2 при исчислении налога на прибыль при тратах на приобретение отечественного высокотехнологичного оборудования и проведение НИОКР. Перечни по обоим параметрам утверждает Правительство (16а).

Правительство с регионами и руководителями предприятий, научных и медицинских организаций внедрят механизм использования их инфраструктуры для профориентации школьников (21б).

Правительство и РАН (конкретнее – в основном перешедшего в ведение Академии РЦНИ) сформулируют федеральный проект по развитию научно-технических библиотек в научных организациях, вузах, организациях ДПО (п.27). При этом предусмотрят:

а) создание модели научно-технической библиотеки как цифрового центра научных знаний научных и образовательных организаций;
б) разработку и внедрение модели единой информационной системы для обеспечения информационного взаимодействия между научно-техническими библиотеками и потребителями их услуг;
в) создание реестра научно-технических библиотек и центров научно-технической информации;
г) оцифровку и обновление основных фондов научно-технических библиотек;
д) выделение до 2030 г. на эти цели не менее 9 млрд руб.
Поручения Послания 2024 (3/3) – Школы и социалка

Школы
Будет сформирована гармоничная, сбалансированная и результативная учебная и воспитательная (урочная и внеурочная) нагрузка школьников (10е). Это будет сделано за счет:
- сокращения времени на домашние задания,
- усиления межпредметных связей,
- интеграции содержания предметов с контрольными измерительными материалами (включая ОГЭ и ЕГЭ),
- сокращение числа мероприятий по оценке уровня знаний школьников с исключением всех тех, что прямо не предусмотрены в НПА.

К концу 2030 г. должен быть завершен капремонт детсадов и школ, которые на 1 января 2025 г. будут признаны нуждающимися в нем. (1м) Дополнительно на капремонт в 2025-2030 гг. бюджетам регионов выделят не менее 94,5 млрд руб. при условии софинансирования этих ремонтов. (1ж)

Будет построено не менее 100 дошкольных образовательных организаций и регионам с дефицитом мест в них дополнительно выделено не менее 51 млрд руб. (1з)

В 2025-2030 гг. обновят парк школьных автобусов при учете необходимости ежегожно закупать за федбюджетный счет не менее 3 тыс. новых школьных автобусов (отечественных и с высокой локализацией) преимущественно для малых городах и сельской местности. За пять лет на это выделят не менее 66 млрд руб. (11к)

Выпускники школ смогут пересдать один ЕГЭ по выбору, начиная с 2024 г. Напомним, что в этом случае в зачет пойдет именно баллы на пересдаче. (11н)

Советникам директоров по воспитанию выделят с 1 сентября 2024 г. надбавку в 5 тыс. руб. (11о).

А классным руководителям (в школах и СПО), работающим в населенных пунктах с населением менее 100 тыс. чел., повысят надбавку на 10 тыс. руб. (11р)

Социалка
Отдельный блок поручений за номером 13 посвящен уровню зарплат в бюджетной сфере, куда относятся учителя, преподаватели университетов, а также ученые. Пункт 13а предусматривает разработку мер по ликвидации диспропорций в уровне оплаты одинакового объема труда в разных организациях и(или) регионах. Согласно п.13б в 2025 г. в ряде регионов развернут пилотный проект. В 2026 г. по итогам анализа пилота утвердят новые системы оплаты труда, а внедрят их с 2027 г. (13в). На весь период перехода должны неукоснительно соблюдаться целевые значения майских указов (13г).

Итог
Основной массив поручений в научно-образовательной сфере посвящено системным и программным форматам, включая новые нацпроекты и нацпроекты технологического суверенитета.

Отдельно по научным и университетским сюжетам ранее сформирован перечень поручений, который подвел итоги заседания Совета при Президенте по науке и образованию от 8 февраля 2024 г.
По инициативе Ильи Купряшкина, проректора по научной и инновационной деятельности ТОГУ и члена КорСовета, в рамках III форума «Университеты и развитие геостратегических территорий» в СВФУ прошёл круглый стол «Наука Доверять. Региональная сеть университетского технологического предпринимательства»

При участии кураторов техпреда из вузов ДФО и представителей платформ МТС Линк и Модеус были обсуждены меры стимулирования вовлечения университетов ДФО в федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», формирование модели построения единой региональной сети технологического предпринимательства, развитие механизмов «приземления» университетских стартапов на существующие преференциональные режимы в ДФО.

Заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Анатолий Семенов, участник дискуссии:

«В таких субъектах РФ как Якутия, и в целом в дальневосточных, арктических регионах, сложно реализовать различные проекты.

Люди веками здесь жили, в укладе их жизни мало что менялось, а эта «неменяемость» помогала выжить. Поэтому люди у нас очень осторожно относятся к любым новшествам и изменениям, но при этом, когда видят результат, быстро внедряют, перенимают опыт.

Когда мы планировали в 2011-м году развитие ИТ-отрасли, в Якутске даже не было быстрого интернета. Сейчас же исследования показывают, что 39% родителей хотят, чтобы их дети реализовались в ИТ-отрасли, потому что у нас есть успехи в этой отрасли. В 2021-м году экспорт ИТ-услуг составил 4,5 млрд, есть компании, которые вышли из Якутии, создана инфраструктура, есть способное население, самое главное – у нас есть Северо-Восточный федеральный университет, который готовит кадры».


Илья Купряшкин пригласил всех, кому интересно участие в ФП «Платформа университетского технологического предпринимательства» на стратегическую сессию, которую ТОГУ проводит 12–14 апреля при поддержке Минобрнауки РФ (на фото).
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
📈Стратегический подход к улучшению жизни россиян

Вышел 9-ый выпуск программы «Голос молодых» от Платформы «Дигория» совместно со студией ЭИСИ на Международной выставке-форуме «Россия».

Члены Экспертного клуба «Дигория» – Евгения Черницкая, Марта Лесюк и Анна Ширинкина – обсудили с заместителем Секретаря ОП РФ, председателем координационного совета ОП по национальным проектам и народосбережению Александром Галушкой модели реализации национальных проектов и их влияние на уровень жизни россиян.

Запись выпуска от 1 апреля можно посмотреть по ссылке.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Александр Галушка: Миллионы посетителей выставки «Россия» — это запрос общества на позитивную повестку

В студии ЭИСИ на Международной выставке-форуме «Россия» вышел девятый выпуск программы «Голос молодых» совместно с Платформой «Дигория».

В экспертной дискуссии приняли участие заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, председатель координационного совета ОП по нацпроектам и народосбережению Александр Галушка, а также члены экспертного клуба «Дигория» Анна Ширинкина, Марта Лесюк и Евгения Черницкая.
Новая программа посвящена моделям реализации нацпроектов в России.

Главное в выпуске:
— По данным ВЦИОМ, 94% граждан России считают себя патриотами;
— С помощью нацпроектов необходимо реализовывать опыт государственного планирования;
— Один из показателей успешности мер — общая удовлетворенность граждан;
— Важное качество нацпроектов — человекоцентричность;
— В России создан высокий уровень качества оказания госуслуг, и об этом надо больше рассказывать.

О выставке «Россия»:
— Формирует необходимую позитивную повестку для россиян;
— Миллионы ее посетителей — это запрос общества на созидательную повестку.

В программе «Голос молодых» члены Экспертного клуба «Дигория» вместе с гостями студии анализируют актуальные новости общественно-политической сферы и делятся мнениями по самым значимым для жизни страны темам от лица разных поколений. Трансляция доступна на RuTube-канале студии ЭИСИ на выставке «Россия».

Запись выпуска от 1 апреля можно посмотреть тут.

👍 ЭИСИ - Повестка дня
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
IT-ядро мегасайенс

Владимир Кореньков, заведующий кафедрой распределенных информационно-вычислительных систем Государственного университета «Дубна», научный руководитель ЛИТ ОИЯИ рассказал НОП о создании консорциума на базе ОИЯИ, Курчатовского института и ИСП РАН, обеспечивающего проекты класса «мегасайенс»:

«Российский ГРИД для интенсивных операций с данными (РДИГ) был создан в 2003 году для активного участия в распределенной обработке данных экспериментов на Большом адронном коллайдере в рамках научной коллаборации Worldwide LHC Computing Grid. Созданная инфраструктура РДИГ имеет огромное значение для эффективного участия ученых России в научной программе экспериментов на LHC.

В рамках консорциума предлагается создать аналогичную модель для внедрения в России, которая необходима для поддержки программы масштабных научных проектов. Одной из важнейших задач этой программы является развитие распределенных гетерогенных компьютерных систем (в том числе систем с экстрамассивным параллелизмом), необходимых для обработки, хранения, анализа экспериментальных данных, разработки и внедрения эффективных методов, алгоритмов и программного обеспечения для моделирования физических систем, математической обработки и анализа экспериментальных данных, развития методов машинного обучения, искусственного интеллекта, квантовых вычислений.

Для решения этой масштабной и сложной задачи необходимо развивать распределенную компьютерную инфраструктуру, объединяющую ключевые научные и образовательные институты, участвующие в проектах мегасайенс – РДИГ-М».
Приглашаем посетить пленарную дискуссию Семья в приоритете. Год семьи в призме кооперации органов власти

4 апреля, 12:00, ММСО, ЦВК "Экспоцентр", 7-й павильон, зал "Арена"

Перед министерствами и ведомствами в Год семьи стоит масса особенных задач по развитию сферы образования, науки, просвещения и молодёжной политики в целях укрепления доверия со стороны населения России. Ряд из них касается более тесного межведомственного взаимодействия власти и бизнес–сообщества.

При этом центром изменений является семья — родители и дети, чья низкая информированность и коммуникационная вовлеченность в тренды зачастую не позволяет полноценно возпользоваться всеми мерами государственной поддержки. Если семья не знакома с конкретными программами, в которых власть и бизнес улучшают условия её развития, результат общей работы будет низким. Высоким он может стать только при полноценном вовлечении в процессы изменений семьи как партнёра.


Ольга Петрова, замглавы Минобрнауки РФ
Павел Шевцов, заместитель руководителя Россотрудничества
Лариса Пастухова, член-корреспондент РАО, президент Благотворительного Фонда "Система"
Наталья Трухановская, ректор Государственного Института им.А.С.Пушкина
Андрей Келлер, руководитель ФГАНУ "Социоцентр" — оператор проектов Минобрнауки РФ "Приоритет 2030" и ПИШ

Модератор – Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика", член Общественного совета при Минобрнауки РФ
Коллайдерный голод?

Программа фундаментальной физики станет адекватной реакцией на прекращение сотрудничества ЦЕРН с Россией и российскими учеными. Так считает директор Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН Павел Логачев.

Он акцентирует внимание на том, что в нынешнем виде «программа мегасайенс» несколько упускает из виду коллайдеры и изучение частиц на самом фундаментальном уровне. Институт в инициативном порядке разработал программу развития электрон-позитронных коллайдеров. Они должны дополнить те возможности, что предлагает NICA.

Павел Логачев полагает:

В настоящих условиях Российской Федерации наравне с программами развития самолетостроения, микроэлектроники или катализаторов, или источников синхротронного излучения <…> обязательно нужна программа развития фундаментальных исследований, физики частиц на самом глубинном уровне.


Директор ИЯФ СО РАН высоко оценивает прорывной характер Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований, головной научной организацией которой является Курчатовский институт:

Именно с физикой будут связаны все следующие прорывы во всех остальных науках. И хорошим подтверждением этому является применение во всех практически естественных науках синхротронного излучения как инструмента, позволяющего познавать очень тонкие процессы, происходящие в мире атомов, молекул, химии и биохимии.

В условиях политической ангажированности ряда международных научных организаций ученые и управленцы уже не раз отмечали важную особенность сотрудничества России с другими странами в международных проектах.

Отечественные научные институты разрабатывают и поставляют уникальное оборудование, освоение выпуска которого параллельно делает возможной формированию собственной суверенной инфраструктуры. В этой связи логичным ответом на действия ЦЕРН действительно станет формирование программы исследований на аналогичной БАКу инфраструктуре.

Сама «программа мегасайенс» в виде совокупности ФНТП РСНИ, нацпроекта «Наука и университеты», Госпрограммы НТР и «нацпроекта «Атом» (программа РТТН Росатома) формировалась достаточно давно. И коллайдерная тематика (как раз в силу сотрудничества с ЦЕРН) оказалась тогда немного в тени. Сейчас, как полагает Павел Логачев, самое время развернуть профильную программу.

Есть важный пример параллельности международных и суверенных проектов служит исследования термоядерной энергии. Россия продолжает участвовать в проекте ИТЭР, но параллельно в основном на базе Курчатовского института формирует собственные исследовательские и научно-практические мощности (например, токамак Т-15МД).

Высылка (иначе это и назвать сложно) российских ученых из ЦЕРНа и с БАКа ставит вопрос – где они могут наилучшим образом приложить свои знания и навыки. Для этого как раз и нужны коллайдеры – причем несколько и с разными характеристиками.

В настоящее время реализуется проект «Супер С-тау фабрики». Этот электрон-позитронный коллайдер изначально планировалось построить в Новосибирском Академгородке. Но в результате определенных научных и научно-политических процессов ему дана новая прописка – Национальный центр физики и математики в Сарове. Павел Логачев еще в 2023-м году утверждал, что инициатива переноса предложена именно сибирскими физиками.

Сибирские физики, в свою очередь, разрабатывают проект встречного электрон-позитронного коллайдера (ВЭПП-6). Именно этот проект Павел Логачев лоббирует в рамках отдельной коллайдерной программы. Особый упор делается на достаточно низкую цену – в два раза дешевле синхротрона СКИФ. Как сообщал ранее Павел Логачев, ВЭПП-6 и Супер С-тау фабрика взаимодополняют друг друга.

Нужность коллайдеров несомненна, но вопрос даже не в финансах, а в научно-политической воле. Лоббистских усилий сибирских физиков может оказаться недостаточно. И здесь им нужно задействовать элитно-политические механизмы.

Подробнее.
10-11 апреля 2024 года состоится Всероссийский архитектурный форум «Пространство школы: образование, архитектура, дизайн», он пройдет в Нижнем Новгороде на площадке Школы 800. 

Директор АНОО «Школа 800» Марк Сартан, для НОП:

«Школьное здание - тоже образовательный инструмент, и в этом качестве обладает весьма сильным воздействием. Оно может помогать вдохновению и творчеству, а может стеснять чувства и сковывать фантазию. Оно может вводить рамки, или за них выталкивать. Оно может разъединять и сплачивать, рассеивать внимание и сосредоточивать его, запутывать ребенка и помогать найти свой путь. Все зависит от того, как проектировщик воплотил образовательный замысел школы. Вот об этой связи учебно-педагогических и архитектурных решений мы и будем разговаривать два дня в профессиональном сообществе архиекторов, педагогов и управленцев образования»

Организаторы форума: Министерство образования и науки Нижегородской области, АНОО “Школа 800”, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

📑 Программа форума рассчитана на два дня и включает панельные дискуссии, проблематизирующие доклады, обмен опытом и презентацию лучших практик. 

💁🏻‍♂️ К участию в форуме приглашены ведущие архитекторы, реализующие проекты строительства школ, директора современных общеобразовательных организаций, проектировщики, заказчики, эксперты в сфере образования.

☑️ Программа форума будет интересна как специалистам сфер образования и архитектурного проектирования, так и студентам строительных колледжей и университетов. 

Подробная программа и регистрация
Приглашаем посетить панельную дискуссию Парламентский час на ММСО

4 апреля, 10:00, ММСО, ЦВК "Экспоцентр", 7-й павильон, зал "Арена"

Государственная Дума в последние годы самым активным образом участвует в развитии системы образования и молодёжной политики в России, включая вопросы подготовки и переподготовки кадров для экономики России. Причём, наряду с законотворчеством, в Госдуме заметно укрепилась экспертная составляющая, что повышает уровень доверия населения, сокращая дистанцию и развивая формат открытой коммуникации. Сегодня это одна из центральных в стране экспертно–коммуникационных площадок, в том числе в свете задач, поставленных недавно в послании Президента РФ. Одной из озвученных задач стала скорая реализация нового национального проекта "Кадры". Как известно, за подготовку, переподготовку и повышение специалистов в России отвечают многие министерства и ведомства. В целях большей синхнонизации их работы и достижения лучшего результата Государственная Дума может стать ключевой площадкой экспертного диалога.

К дискуссии приглашены:

Борис Чернышов, заместитель Председателя Государственной Думы
Артём Метелев, председатель Комитета ГД по молодёжной политике
Александр Мажуга, первый заместитель председателя ГД по науке и высшему образованию
Ксения Горячева, первый заместитель председателя ГД по науке и высшему образованию
Денис Кравченко, Первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике
Максим Казарновский, директор ММСО

Модератор – Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика", член Общественного совета при Минобрнауки РФ
Главные результаты исследования по оценке результативности коммуникационных стратегий музеев

В 2023 году «Социальный навигатор» Международной медиагруппы «Россия сегодня» провел пилотное исследование по оценке результативности коммуникационных стратегий федеральных государственных музеев в российском медиаполе.

В рамках пресс-конференции Наталья Тюрина, руководитель проекта «Социальный навигатор» Международной медиагруппы «Россия сегодня», вручила сертификаты качества музеям, показавшим по итогам исследования самые высокие результаты.

В направлении «Посещаемость аудитории сайта» лидерами стали:
🔹Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль;
🔹Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село»;
🔹Государственный музей-заповедник «Петергоф».

По направлению «Количество упоминаний музея в новостных сообщениях электронных СМИ» лидерами стали:
🔹Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»;
🔹Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;
🔹Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»;
🔹Государственный историко-археологический музей‑заповедник Херсонес-Таврический;
🔹Музей-заповедник «Музей Мирового океана».

Лидеры устойчивого развития в исследовании музея в публичном информационном пространстве:
🔹Государственный исторический музей;
🔹Государственный Русский музей;
🔹Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Абсолютными лидерами в исследовании стали:
🔹Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы;
🔹Всероссийское музейное объединение Государственная Третьяковская галерея;
🔹Государственный Эрмитаж.
Музеи как новые медиа

Сохранение исторической памяти сегодня играет как никогда большую роль, этому вопросу регулярно уделяется внимание на самом высоком уровне. Важное место в этом процессе занимают музеи как один из основных факторов, позволяющих укрепить исторический фундамент страны. В условиях, когда высока угроза искажения исторической правды, дискредитации исторических фактов, влияния на наш историко-культурный код, особо возрастает роль информационной работы музеев.

В 2023 году Международной медиагруппой «Россия сегодня» было проведено пилотное исследование по оценке результативности коммуникационных стратегий федеральных государственных музеев в российском медиаполе. Основными задачами исследования стали: поддержка работы музеев по повышению узнаваемости в публичном русскоязычном информационном пространстве; мотивация к развитию инструментов привлечения внимания аудиторий к уникальным культурным ценностям, хранящимся в музеях, а также контента, создаваемого музеями на этой основе. Об основных тенденциях, которые удалось выявить в ходе исследования, рассказали участники круглого стола на тему «Российские музеи в публичном информационном пространстве. Результативность коммуникационных стратегий» на площадке МИА «Россия сегодня».

Наталья Тюрина, руководитель проекта «Социальный навигатор» Международной медиагруппы «Россия сегодня», рассказала о ключевых составляющих исследования:
Мы выбрали 69 федеральных музеев, подведомственных министерству культуры РФ, которые являются государственно-национальным достоянием, потому что именно они определяют тренды для всех остальных.

Сегодня ключевым информационным ресурсом для музеев является сайт, поскольку он представляет собой квинтэссенцию работы музея и смыслов, которые музей несет в сообщество.


Мария Лемигова, начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Государственного исторического музея, отметила информационную роль музеев в современном мире:
Музей сейчас выполняют функцию новых медиа. Мы публикуем и новостной, и просветительский контент. Наш контент прежде всего направлен на образование, просвещение и уже в самую последнюю очередь на развлечение аудитории.

В медиапространстве внимание событиям сферы культуры уделяется недостаточно. Развивать отечественную историю, культуру, прививать интерес к происходящему в музеях без активного внимания СМИ невозможно.


Тимофей Юрченко, заместитель директора по развитию музея-заповедника «Сталинградская битва», подчеркнул значимость музеев в процессе воспитания и социализации молодежи:
Музей перестал быть таким классическим музеем с экскурсионной программой. Сегодня тут проходят значимые события, мы делаем крупные федеральные инфоповоды.

Мы являемся центром патриотического воспитания, огромное количество мероприятий мы проводим для молодых людей с целью просвещения. Молодежь сейчас подтверждена влиянию и искажению исторических фактов. Наша задача — защитить их и рассказать молодежи о правдивых фактах.


Екатерина Говорова, заведующая медиасектором музея-заповедника «Музей Мирового океана», обратила внимание, что мероприятия, проводимые на площадках музеев часто становятся инфоповодами для СМИ:
Мы проводим большое количество мероприятий. Это музейное лицо. Музей – организатор. Музей – эксперт. Музей – это такое учреждение, которое собирает у себя большое количество людей, приглашает к себе, такое гостеприимное пространство.

Мы стараемся не упускать любой информационный повод, стараемся системно работать с разными музейными отделами: у каждого департамента свои инфоповоды, свои обязанности. Большинство инфоповодов должны исходить от музея, но мы должны понимать, что будет интересовать СМИ.
Перезагрузка медицинского образования: шаг вперед к вызовам будущего (1/2)
 
В Самарском государственном медицинском университете Минздрава России @samsmu проводится трансформация высшего медицинского образования с учетом современных вызовов. Эта уникальная для медицинских вузов инициатива направлена на восполнение дефицита кадров в первичном медицинском звене и подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих будущим потребностям медицины.
 
Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета Минздрава России, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ, специально для НОП: 
Сегодня мы четко осознаем, что перемены необходимы. Это уже не пожелание, а требование времени. Мы трансформируем все направления развития вуза, и образование должно быть прогрессивным, чутко откликающимся на все те перемены, внутри которых все мы развиваемся. Формируя образовательные программы, мы прежде всего должны видеть, каким в финале будет наш выпускник. И это должен быть специалист, за которым будут стоять очереди потенциальных работодателей. Поэтому трансформационный процесс для нас представляет собой полную пересборку образовательных программ с учетом запросов практического здравоохранения, индустриальных партнеров университета, а также пожеланий самих студентов как заказчиков своего образования.


Обсуждение нововведений, которые начнут внедряться с сентября 2024, прошло на круглом столе с участием ректора, министерства здравоохранения региона, главных врачей медицинских организаций и других экспертов. Модератором дискуссии выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «НОП» Евгений Сжёнов @szhenov
 
Сегодня опыт СамГМУ высоко оценивается на федеральном уровне и все шаги в развитии университета вызывает большой интерес участников образовательной отрасли. 
 
Врио заместителя министра здравоохранения Самарской области, руководитель департамента правового и кадрового обеспечения министерства Денис Бутолин отметил, что в министерстве относятся к трансформационным процессам в СамГМУ с большим интересом и оптимизмом:
Несмотря на то, что обеспеченность врачами в регионе заметно выше, чем в соседних субъектах РФ, региональная система здравоохранения нуждается во врачах первичного звена. Основные надежды на предполагаемые изменения в системе образования СамГМУ связаны именно с восполнением этих кадровых потребностей, а также с высоким качеством подготовки по всем критериям успешной врачебной деятельности. В медучреждениях региона ждут специалистов, которые будут не понаслышке знакомы с телемедициной, искусственным интеллектом, информатизацией, — всеми современными средствами и возможностями, позволяющими снизить нагрузку на врача и оптимизировать лечебный процесс.


Владимир Калинин, директор института педиатрии СамГМУ, рассказал о принципиальных изменениях, которые коснутся структуры образовательной программы медицинского университета:
Мы понимаем, что мир сегодня динамично меняется, и университеты должны не только соответствовать, но и опережать эти изменения. Сегодня и рынок труда также трансформируется, появляются новые позиции, которые могут занять выпускники. В рамках расширения их сфер применения мы понимаем, что индивидуализация образования должна зайти в университет основательно и надолго. Мы должны опережать текущее положение дел, видеть, как меняется сфера здравоохранения и готовить выпускников на опережение — к будущим позициям, которые они смогут занять после выпуска.