НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
👨‍🏫👨‍🏫Всё о политическом образовании в новом телеграм-канале ЭИСИ - Просвещение

В структуре ЭИСИ образован новый департамент, который будет заниматься развитием политического образования и формированием системы гражданского просвещения в России – Департамент просветительской деятельности.

Руководителем подразделения является доктор политических, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова Антонина Селезнева.

В канале вы найдете последние новости о просвещении в России, главных просветительских конкурсах страны, а также аналитические статьи, касающиеся вопросов политобразования.

Приглашаем подписаться: https://news.1rj.ru/str/eisr_prosvet
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Увидели занимательный пост в BRIEF. Коллеги, очевидно, проанализировали формы ВПО-1 и ВПО-2 на сайте Минобрнауки России, но не учли ряд нюансов.

Согласно данным, в 2023 году 565 000 человек бюджетников, однако в документах на сайте ведомства не учтены сведения образовательных организаций новых субъектов. Напомним, в сентябре 2023 года Дмитрий Чернышенко сообщил, что в 2023/2024 учебном году было выделено 626 278 бюджетных мест, из них 37 089 – вузам новых регионов. Таким образом, приходим к противоположному выводу — 2023 год показал рост числа бюджетников по сравнению с прошлым годом.

Что касается платных образовательных услуг, по данным ВПО-2 объем доходов по программам высшего образования в 2022 году составил 241,4 млрд руб. Коллеги же почему-то за основу взяли общую сумму доходов от платных образовательных услуг — 318 млрд руб. Эта цифра в свою очередь включает в себя доходы от СПО, ДПО и профессионального обучения. И это кардинально искажает картину доступности высшего образования для населения.

Поскольку количество платников в государственных вузах в 2022 году составило 1,746 млн человек. То в соотношении к 241,4 млрд рублей средняя стоимость обучения на 1 платника составила порядка 138 тысяч рублей. Если мы обратимся к данным Росстата за 2022 год, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников составила 65 338 рублей. Тогда кратность стоимости обучения к среднемесячной заработной плате составляет 2,1, но никак не 3,3, о которых пишут коллеги. Что в целом свидетельствует о повышении доступности высшего образования для населения.
Первоочередное – план СНТР 2.0

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко утвердил План первоочередных мероприятий по реализации новой версии Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Об этом сообщают коллеги из «Майского указа».

Всего План содержит 19 позиций, которые сопряжены с соответствующими пунктами и подпунктами СНТР:

1. Законодательное закрепление функционала головных научных организаций.

2. Порядок разработки перечня приоритетных направлений НТР и перечня важнейших наукоемких технологий.

3. Подготовка проектов данных перечней.

4. Актуализация функционала правительственной Комиссии по НТР.

5. Определение порядка функционирования научно-технического совета Комиссии по НТР.

6. Формирование состава НТС.

7. Предложения по оптимизации советов по приоритетным направлениям НТР.

8. Предложения по работе «научно-технологических замов» ФОИВов и регионов.

9. Предложения по определению подведа правительства для инфо-аналитическому обеспечению КНТР.

10. Предложения по развитию комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла.

11. Приведение приоритетов и целей госполитики НТР в соответствии с новой версией СНТР.

12. Приведение паспорта госпрограммы НТР в соответствие с новой версией СНТР.

13. Предложения по законодательному закреплению научной (научно-технической) экспертизы на разных уровнях готовности технологий.

14. Актуализация порядка корректировки СНТР и ее мониторинга.

15. Утверждение перечней показателей эффективности госполитики НТР.

16. Определение объема и порядка размещения информации о результатах СНТР в Интернете.

17. Создание инфраструктуры трансфера технологий: центров экспериментального производства, инжиниринга, прототипирования, опытного и мелкосерийного производства наукоемкой продукции, испытельных центров сертификации. Интеграция с развитием территорий и спецправовыми режимами.

18. Приведение в соответствие с новой версией СНТР иных актив Правительства.

19. Методические рекомендации по оценке кадровых потребностей при формировании новых или продлении текущих нацпроектов, при создании крупных проектов техносуверенитета (мегапроектов). Также создание методических рекомендаций по формированию тематике новых НИОКР в рамках запуска или продления нацпроектов, а также в рамках мегапроектов.

Итог
Представленный План содержит оперативные меры по донастройке механики госполитики научно-технологического развития в соответствии с новой версией Стратегии НТР. Традиционно акцент делается на полноту инновационного цикла и механизмы трансфера. Отдельное внимание оргуправленческой машинерии госполитики НТР.

В ответственных исполнителях – Минобрнауки (по всем пунктам), по направлениям подключаются Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития, в региональных вопросах – РОИВы.

Примерно половина пунктов содержит адресацию в Российской академии наук. По их содержанию можно констатировать – РАН окончательно интегрирована в механику формирования и реализации госполитики НТР в качестве одного из важнейших участников.

Курчатовский институт поименован в качестве соисполнителя в пункте о головных научных организациях. Это краеугольная позиция, а потому – принципиально важная для Курчатника.

Сроки исполнения определены сжатые. Много пунктов со сроками реализации апрель-май. Наибольшее время уделено для определения показателей эффективности мер госполитики – 15 октября 2024 г.

Всем задействованным исполнителями предстоит плотная и энергичная работа. Ее итоговая цель – вступить в новый учебный год в основном с донастроенной системой реализации СНТР и госполитики в этой сфере.

Подробнее.
Forwarded from ТАСС
Путин назначил Владимира Беспалова новым гендиректором Российского научного фонда.
Ледокол знаний – 2024: отдать швартовы (1/2)
 
В 2024 году научно-просветительский проект «Ледокол знаний» пройдет в пятый раз, но в отличие от прошлых лет в этом году включит в себя обновленную механику отбора и насыщенную экспедиционную программу. По традиции финалисты отправятся в юбилейную арктическую экспедицию Росатома на Северный полюс. 2 апреля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная старту нового сезона «Ледокола знаний».
 
Участие в конкурсном отборе могут принять школьники и студенты СПО 14-16 лет, стремящиеся связать свою жизнь с отраслевыми профессиями и погрузиться в науку.

Тестовые задания разделены на 3 категории – промышленность, технологии, атом для жизни; начиная с этого года ребята будут решать реальные кейсы ведущих компаний. Победители отправиться на Северный полюс.
 
Во время десятидневной экспедиции участников ждет образовательная программа, где выступят лучшие спикеры атомной промышленности и других отраслей. Экспедиция проводится в целях популяризации научно-исследовательской деятельности.
 
Организаторами «Ледокола знаний» выступает АНО «Информационный центр атомной отрасли». Проект поддерживают Госкорпорация «Росатом», Российское общество «Знание».

Министерство просвещения РФ также активно поддерживает проект.

«Просветительский проект «Ледокол знаний», который реализуется уже пятый год, дает возможность талантливым и активным ребятам, победителям международных олимпиад, совершить незабываемое путешествие на атомном ледоколе на Северный полюс. В экспедиции участвуют и учителя, они проводят для школьников мастер-классы и лекции. В прошлом году, объявленном Годом педагога и наставника, самый «Северный урок истории» на ледоколе провел победитель конкурса «Учитель года России – 2022» Дмитрий Лутовинов вместе с капитаном атомного судна Дмитрием Лобусовым. Это занятие вошло в Книгу рекордов России. Также при поддержке Минпросвещения России и Росатома в школах проводится «Атомный урок», который знакомит ребят с атомными технологиями. За четыре сезона подобные занятия прошли в 40 тыс. школ по всей стране. В них приняли участие более 10 млн школьников»,

— отметил первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
 
Заместитель директора Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом» Константин Рудер сказал, что в 2024 году, помимо интеллектуального тестирования на сайте проекта polus.atom.online, появятся новые этапы отборочных мероприятий – очные полуфиналы в федеральных округах, где участникам предстоит решить реальные индустриальные кейсы, связанные с атомной отраслью. В финале проекта, который пройдет июне 2024 года в Павильоне «Атом» на ВДНХ, встретятся команды, представляющие федеральный округ.

С Госкорпорацией «Росатом» нас объединяет давнее качественное сотрудничество, и для Российского общества «Знание» большая честь выступить партнером нового сезона «Ледокола Знаний». В рамках проекта мы запланировали обширную образовательную программу. Помимо кинопоказа на самом ледоколе, организации и записи лекций из самого северного лектория в мире, где выступят ведущие эксперты из разных отраслей, мы снимем увлекательный документальный реалити-сериал. Он расскажет зрителям о жизни в Арктике и позволит прочувствовать атмосферу экспедиции, в которую, я уверен, мечтают попасть многие. Кстати, путешествие на «Ледоколе Знаний» станет специальным призом для победителя нашего проекта Знание.Игра. Его имя мы узнаем только после финальных игр, которые пройдут этой весной,

— рассказал заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Дмитрий Рыбальченко.
Ледокол знаний – 2024: отдать швартовы (2/2)

Атмосферой экспедиции поделился Капитан атомного ледокола «50 лет Победы» Руслан Сасов:
 
Маршрут в этом году станет еще более уникальным. За 10 дней мы достигнем Северного полюса – будем искать поляну, где остановимся с участниками «Ледокола знаний». Всей командой участников обратимся к традициям Ледокола Арктики в 1977 году. На обратном пути экипаж увидит архипелаг Земля Франца-Иосифа, арктических зверей.

В 2013 году на атомном ледоколе впервые в истории был совершен рейс по передаче эстафеты олимпийского огня.

Работать с одаренными детьми, которые ежегодно выигрывают в «Ледоколе Знаний», очень приятно. У каждого взрослого в приоритете принести радость детям, ведь если они радуются, то впереди все будет хорошо и останется, кому продолжать это дело.
 
В 2024 году экспедиция соберется уже в пятый раз. Мы идем покорять северный полюс и главное, что останется у ребят, чем они по-настоящему смогут гордиться – они станут настоящими полярниками. Проект набирает большие обороты, особенно если оглядываться на прошлые экспедиции, возможно, в будущем их число в год увеличится.


На Ледоколе присутствуют не только школьники и студенты, но и научные волонтеры. В прошлом году в качестве научного волонтера в экспедицию отправилась Полина Бринза. Это путешествие повлияло и на дальнейший выбор университета Полины — сейчас она студентка первого курса НИЯУ МИФИ. Она поделилась своими впечатлениями от проекта:

Я оказалась там как научный волонтер. Большинство ребят, с которыми мы там были, поступили в лучшие вузы России. Ледокол для меня стал реперной точкой, где я осознала, чем я хочу заниматься, поэтому поступила в НИЯУ МИФИ. Это также большая карьерная возможность – там я встретила аспирантку моего нынешнего вуза, вдохновившую меня поступить именно в этот университет.
 
Арктический холод сближает и погружает в абсолютно новый мир. Это то, в чем стоит поучаствовать, увидеть то, что никогда не видел, и задуматься о том, о чем никогда не думал.


Ознакомиться с условиями участия можно на сайте «Ледокола знаний».
Сегодня свой день рождения празднует ректор МГУ Виктор Садовничий. Как и его предшественник — основатель Университета Михаил Ломоносов — Виктор Антонович стал олицетворением того, что знание — это ценность, которая доступна каждому, независимо от происхождения и статуса. Судьба распорядилась так, что ректор МГУ не стал выпускником Белорусской сельскохозяйственной академии, а стал выпускником МГУ и связал свою жизнь с Альма-матер.

Помимо того, что МГУ остается первым вузом страны, это еще и вуз, который всегда остается одним из главных акторов, влияющих на изменения ландшафта науки и высшего образования. В настоящее время университет вместе с другими вузами ведет разработку 4 концепций образования — по математике, физике, химии и биологии.

В свой юбилей Виктор Садовничий получил подарок, который подтверждает, что его профессиональные усилия были верны — Владимир Путин присвоил ректору МГУ звание Героя труда.

Редакция НОП поздравляет юбиляра с днем рождения и желает ему здоровья и еще много новых научных открытий!
Россия – колыбель сельских территорий (1/2)
 
Только что на площадке ММСО прошла пленарная дискуссия 
«Конвергенция образования, науки и бизнеса для сельских территорий страны: повестка развития» организованная НОП и Университетом Вернадского @rgunhru.
 
В дискуссии приняли участие лидеры государственной молодёжной политики, представители ФОИВ и ректорского сообщества. Ключевыми акторами дискуссии стали Минсельхоз РФ, Минобрнауки РФ, Росмолодежь и Россельхозбанк.
 
Главной темой всей дискуссии стал вопрос развития образования и молодежной политики для сельских территорий страны. Модераторами секции выступили Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», и Елена Певцова @EA_Pevtsova, ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени В.И. Вернадского. 
 
Евгений Сжёнов подчеркнул актуальность дискуссии о роли молодежи в развитии сельских территорий:
Именно с нашей сессии открывается Форум ММСО – крупнейшая площадка для дискуссии по самым живым и главным вопросам в сфере образования. Наша страна огромна и, в первую очередь, она про села и про малые города. Когда мы говорим про системы школьного образования, обсуждаем вопросы подготовки студентов и колледжей, ДПО, часто имеем ввиду только большие города. Это не очень правильно. Страна сильна малыми территориями, у нас очень много талантливой молодёжи из регионов.
 
Важно понимать на уровне государственной политики, что сегодня особенно нужна система поддержки малых городов, чтобы ребята были мотивированы возвращаться к себе домой после успешной учебы в вузе. Сегодня людей очень нужно оберегать. Если мы хотим что-то получить от нашей молодёжи, ее важно правильно развивать и мотивировать. 

 
Ксения Шевелкина, директор Департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, рассказала о необходимых условиях привлечения молодежи к работе в селе:
Сельские территории занимают 98% всей нашей страны. Когда мы говорим о том, что нужно привлекать новых специалистов в сельские территории – это всегда задача повышения качества жизни в селе. Сегодня мы делаем все возможное, чтобы у нас была вся инфраструктура, но одной инфраструктурой не обойтись. 
 
Важно создавать условия, чтобы наши специалисты после окончания вуза приезжали в село и направляли свои знания, компетенции на развитие экономики региона. Ключевая задача – обеспечить аграрный сектор кадрам. 

 
Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, обратила внимание на важность искренности и открытости в работе с молодежью:
Россия – страна регионов, где решающую роль играют кадры. А кадры – это всегда про образование. Талантливые ребята сегодня есть везде, все они хотят развития. Вызовы, которые получила страна, лежат прежде всего в сферах образования и информационной политики, интеллектуального потенциала нашей страны. Справиться с этими вызовами мы можем только благодаря совместной работе и синергии. 
 
Наша работа может строиться только на доверии. Когда ты смотришь в глаза ребенку и его родителям, объясняешь почему нужно оставаться и развиваться в сельских территориях – это все про доверие, искренность и открытость. Это фундамент любой коммуникации. Если ты сам веришь в свое дело, ты можешь вести людей за собой.
Россия – колыбель сельских территорий (2/2)
 
Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию, обратила внимание на важность сотрудничества представителей аграрного бизнеса с учебными заведениями:
Только объединяя потенциал общества, бизнеса и власти мы можем решить и стратегические задачи, которые ставит Президент и тактические задачи по устойчивому развитию территории. Что сегодня может удержать молодежь в селе?
 
В первую очередь, единая логика образования от детского сада до трудоустройства. Сегодня у аграрного бизнеса есть возможность зайти на площадку школы и уже с этого уровня заниматься профориентацией своих будущих кадров. Сейчас в этом очень серьезно помогают аграрные классы в школах. Второе – это наши аграрные вузы. Сегодня эти вузы сильно преображаются. Туда заходят крупные компании, которые приносят не только уникальную инфраструктуру, но и смыслы, содержание. 



Денис Аширов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи, рассказал о работе росмолодёжи в сфере развития молодёжи сельской территории:
Молодежь – это будущий драйвер изменений страны. Такие изменения важны и нужны именно в сельских территориях. Поэтому, когда мы говорим про работу с сельской молодежью, все понимают, что это одно из приоритетных направлений. С 2012 года отток молодёжи из села составил почти 1,2 млн. человек, это то, с чем нам нужно работать.
С 2012 по 2022 год количество молодежи в возрасте 14-35 лет, проживающей в сельской местности уменьшилось на 1 749 664 человек, с 11 142 447 в 2012 человек до 9 392 783 в 2022. Для нас важно сделать линейку проектов, которые покажут привлекательность села для молодого человека.
 
Поэтому мы в росмолодёжи сформировали проект «Кадры для села» — это целая экосистема проектов из 4 сфер, позволяющая полностью раскрыться молодому человеку в сельской территории.


Илья Коршунов, Председатель Экспертного совета Государственной Думы по непрерывному образованию, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, поделился мнением о важности развития ДПО в системе подготовки кадров для села:  
Сегодня целая сеть федеральных проектов помогает совершенно бесплатно не только получить востребованные навыки, но и найти работу. Это не простые программы, это программы, в обязательствах которых стоит задача предоставить вам конкурентную зарплату.
 
Сегодня с нами аграрные вузы, которые вполне могли бы взять на себя функцию формирования консультационных пунктов, дающих дополнительное профессиональное образование и обеспечивающих путь на рынок труда.

 
Елена Певцова выступила с инициативой выстраивания системной работы аграрных вузов со школами и о создании профильного Совета проректоров по воспитательной работе вузов аграрного профиля:
Для нас сегодня важно выстраивание новых отношений со школами Российской Федерации, где ребята, когда выбирают свою карьеру, должны быть мотивированы на новую профессию цифрового формата для жизни в сельских территориях и малых городах. Мы очень хотели бы, чтобы сообщество образовательных организаций, которые действительно хотят и мотивированы дружить с серьезным университетом, могло бы предлагать нам подобного рода ребят, а мы можем и хотим готовить качественно эти кадры для того, чтобы они возвращались на свою малую родину и развивали ее с удовольствием.