«Новые люди» в науке и образовании
Премьер-министр Михаил Мишустин встретился с членами фракции «Новые люди» в Госдуме. Из всех подобных мероприятий перед отчетом Правительства перед Думой именно на данном более всего в открытой части говорили о науке, высшем образовании и технологиях. Стоит напомнить, что Ксения Горячева (член фракции) @DeputatGoryacheva является одним из четырех первых заместителей председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию.
Судя по словам Михаила Мишустина, университетская тематика также придана «Новым людям», хотя и не на эксклюзивной основе. Зато в зоне приоритетного курирования – задачи развития предпринимательских навыков у школьников и студентов.
Премьер-министр отметил следующее.
Профессионалитет
Цифровые кафедры и доппрограммы по программированию
Центры инженерных разработок
Программа «Я в деле»
В ответном слове Алексей Нечаев отметил, что благодаря поддержки Президента увеличен объем участников программы. До нее программа «Я в деле» работала в 150 вузах, а после получения – в прошлом году в 500 с лишним.
Отдельно Михаил Мишустин поблагодарил фракцию и ее председателя за эффективное сотрудничество с Министерством науки и высшего образования.
В ответном слове по научно-образовательным и инновационно-технологическим сюжетам Алексей Нечаев остановился на двух важных направлениях.
Первая тема – это искусственный интеллект. Руководитель фракции Алексей Нечаев предложил не зарегулировать сферу до потери мобильности, а наоборот – развивать самоограничения компаний. В качестве примера он привел Кодекс в сфере искусственного интеллекта. По его мнению, стоит сделать акцент на экспериментальные режимы – выделить перспективные направления, раздать их на проработку компаниям и консорциумам, дать карт-бланш на исследования и разработки. Такую практику стоит тиражировать на регионы страны.
Разъяснительную работу с населением нужно вести по двум направлениям – предупреждать об угрозах и мошеннических схемах, просвещать по поводу возможностей, которые открывает ИИ.
Сами «Новые люди», как сообщил руководитель фракции, запустили программу «Нейростарт» - бесплатный курс по обучению школьников, студентов, всех желающих поработать с нейросетями.
Вторая тема – роботизация промышленности. Здесь требуется сочетание компетенций – soft (ПО, нейросети, ИИ), hard (сами роботы и системы управления), skills (подготовка кадров для развития и использования новых технологий). По мнению Алексея Нечаева, основным капиталом станет не техника (hard), а именно «мозги» (soft).
Итог
«Новые люди» агрегируют значительную часть повестки в области НИОКР, высшего образования, науки, нишевого ДПО. Но при этом их активность направлена в основном на конкретику сквозных проектов (предпринимательские компетенции, ИИ). Более системные вопросы отнесены к ведению иных партий и их фракций.
Подробнее: встреча Михаила Мишустина с «Новыми людьми».
Премьер-министр Михаил Мишустин встретился с членами фракции «Новые люди» в Госдуме. Из всех подобных мероприятий перед отчетом Правительства перед Думой именно на данном более всего в открытой части говорили о науке, высшем образовании и технологиях. Стоит напомнить, что Ксения Горячева (член фракции) @DeputatGoryacheva является одним из четырех первых заместителей председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию.
Судя по словам Михаила Мишустина, университетская тематика также придана «Новым людям», хотя и не на эксклюзивной основе. Зато в зоне приоритетного курирования – задачи развития предпринимательских навыков у школьников и студентов.
Премьер-министр отметил следующее.
Профессионалитет
Вместе с другими депутатами были приняты меры по формированию системы обучения высококвалифицированных кадров. Дополнительно 9 млрд рублей предусмотрели для образовательно-производственных центров.
Цифровые кафедры и доппрограммы по программированию
Практически вдвое увеличили финансирование для двухлетних курсов, где смогут заниматься старшеклассники и студенты организаций среднего профессионального образования. Там ребята получат возможность освоить языки программирования, что, конечно, интересно и молодёжи, и работодателям.
Центры инженерных разработок
В федеральном бюджете предусмотрели также 1,5 млрд на создание либо развитие центров инженерных разработок [инжиниринговых центров]. Средства пойдут в том числе на гранты для приобретения высокотехнологичного оборудования, передового программного обеспечения. Они будут доступны не только высшей школе, но и научным организациям различного профиля.
Программа «Я в деле»
Даёт возможность молодёжи бесплатно пройти обучение, чтобы понимать, как заняться бизнесом, как запустить свой стартап. И уже свыше 180 тысяч студентов, старшеклассников из 72 регионов страны получили необходимые знания.
Очень нужный, важный проект.
В ответном слове Алексей Нечаев отметил, что благодаря поддержки Президента увеличен объем участников программы. До нее программа «Я в деле» работала в 150 вузах, а после получения – в прошлом году в 500 с лишним.
Отдельно Михаил Мишустин поблагодарил фракцию и ее председателя за эффективное сотрудничество с Министерством науки и высшего образования.
В ответном слове по научно-образовательным и инновационно-технологическим сюжетам Алексей Нечаев остановился на двух важных направлениях.
Первая тема – это искусственный интеллект. Руководитель фракции Алексей Нечаев предложил не зарегулировать сферу до потери мобильности, а наоборот – развивать самоограничения компаний. В качестве примера он привел Кодекс в сфере искусственного интеллекта. По его мнению, стоит сделать акцент на экспериментальные режимы – выделить перспективные направления, раздать их на проработку компаниям и консорциумам, дать карт-бланш на исследования и разработки. Такую практику стоит тиражировать на регионы страны.
Разъяснительную работу с населением нужно вести по двум направлениям – предупреждать об угрозах и мошеннических схемах, просвещать по поводу возможностей, которые открывает ИИ.
Сами «Новые люди», как сообщил руководитель фракции, запустили программу «Нейростарт» - бесплатный курс по обучению школьников, студентов, всех желающих поработать с нейросетями.
Вторая тема – роботизация промышленности. Здесь требуется сочетание компетенций – soft (ПО, нейросети, ИИ), hard (сами роботы и системы управления), skills (подготовка кадров для развития и использования новых технологий). По мнению Алексея Нечаева, основным капиталом станет не техника (hard), а именно «мозги» (soft).
Итог
«Новые люди» агрегируют значительную часть повестки в области НИОКР, высшего образования, науки, нишевого ДПО. Но при этом их активность направлена в основном на конкретику сквозных проектов (предпринимательские компетенции, ИИ). Более системные вопросы отнесены к ведению иных партий и их фракций.
Подробнее: встреча Михаила Мишустина с «Новыми людьми».
government.ru
Встреча Михаила Мишустина с членами фракции политической партии «Новые люди» в Государственной Думе
Встреча состоялась в рамках подготовки к ежегодному отчёту Правительства в Государственной Думе.
Отчет Правительства Мишустина – настроения и сигналы
В основном в диалоге премьер-министра Михаила Мишустина и председателя ГД Вячеслава Володина доминировала риторика сотрудничества.
Председатель Правительства:
Председатель Госдумы:
Вячеслав Володин выделил вице-премьера и главу Минпромторга Дениса Мантурова. Михаил Мишустин напомнил о большой работе Министерства промышленности и торговли. Также высокую оценку получила работа вице-премьера Дмитрия Григоренко в вопросах модернизации городского электротранспорта. А досталось министру транспорта Виталию Савельеву – его призвали полюбить этот вид транспорта так же, как он любит авиацию.
Добрых слов заслужили вице-премьеры Марат Хуснуллин, Дмитрий Чернышенко, Татьяна Голикова. Похвалил председатель ГД министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, а также – главу минфина Антона Силуанова, особенно за состав неравнодушных замов. Также получили высокую оценку те управленцы, в назначении которых принимала участие Госдума.
В своих выступлениях представители всех фракций высоко оценили работу Правительства.
Вячеслав Володин практически в лоб сообщил Михаилу Мишустину, что работают эффективнее те министры и вице-премьеры, что прошли процедуру утверждения в Госдуме. Поправки в Конституцию гарантировали еще один уровень согласования (помимо президента и взаимодействия элит) – парламентский.
В самой Думе сейчас сложилась весьма интересная конфигурация в сфере научно-образовательной политики. В ней особенно активны КПРФ, СРЗП и Новые люди. Естественно, при системной работе Единой России. Немного поодаль находится ЛДПР, впрочем, тоже активная в некоторых данных сюжетах.
На первый взгляд, может показаться, что основной массив критики был адресован министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. Но здесь стоит помнить о важной функции, которая исполняет Госдума в нынешней системе внутренней политики. Критика от Вячеслава Володина часто по форме бывает весьма резкой, но вот по содержанию часто совпадает с уже принятыми (не без его участия) решениями. То есть она служит двум целям – продемонстрировать действенную работу системы сдержек и противовесов (а она сформирована в системе единой публичной власти), а также скорректировать (или сообщить о грядущей корректировке) по ряду направлений.
То есть критические замечания далеко не всегда являются «черной меткой». Достаточно часто это парадоксальным (для непосвященных) образом оказывается поддержкой на будущее.
В любом случае, критика со стороны Вячеслава Володина и парламентариев достаточно часто относится к системным проблемам или процессам. Далеко не всегда критикуемый министр или ведомство обладают какими-то реальными рычагами влияния на ситуацию, оставаясь в русле масштабных и стратегических решений более высокого уровня. И представители ГД прекрасно об этом осведомлены.
Та же проблема оплаты труда преподавателей и ученых завязана не на действия Минобрнауки, а на системные изъяны в «майских указах». Вспомним здесь «казус Проскуриной» - все стороны свои задачи выполнили, по отчетам всё отлично. Но вот в персональном случае система дает сбои.
Независимо от того, кто в итоге будет на посту министра науки и высшего образования после перезагрузки Правительства, этот ворох проблем достанется ему (или ей) в наследство.
Финал заключительного слова Михаила Мишустин был посвящен единению:
В основном в диалоге премьер-министра Михаила Мишустина и председателя ГД Вячеслава Володина доминировала риторика сотрудничества.
Председатель Правительства:
В конструктивном диалоге с депутатами и сенаторами, а также регионами, представителями бизнеса, экспертного и научного сообщества всегда рождались сбалансированные решения.
Председатель Госдумы:
Мы с вами на протяжении последнего времени работаем в другом формате с Правительством. Всё‑таки сейчас мы больше думаем о конечном результате, чем о перекладывании ответственности друг на друга, что было раньше.
Вячеслав Володин выделил вице-премьера и главу Минпромторга Дениса Мантурова. Михаил Мишустин напомнил о большой работе Министерства промышленности и торговли. Также высокую оценку получила работа вице-премьера Дмитрия Григоренко в вопросах модернизации городского электротранспорта. А досталось министру транспорта Виталию Савельеву – его призвали полюбить этот вид транспорта так же, как он любит авиацию.
Добрых слов заслужили вице-премьеры Марат Хуснуллин, Дмитрий Чернышенко, Татьяна Голикова. Похвалил председатель ГД министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, а также – главу минфина Антона Силуанова, особенно за состав неравнодушных замов. Также получили высокую оценку те управленцы, в назначении которых принимала участие Госдума.
В своих выступлениях представители всех фракций высоко оценили работу Правительства.
Вячеслав Володин практически в лоб сообщил Михаилу Мишустину, что работают эффективнее те министры и вице-премьеры, что прошли процедуру утверждения в Госдуме. Поправки в Конституцию гарантировали еще один уровень согласования (помимо президента и взаимодействия элит) – парламентский.
В самой Думе сейчас сложилась весьма интересная конфигурация в сфере научно-образовательной политики. В ней особенно активны КПРФ, СРЗП и Новые люди. Естественно, при системной работе Единой России. Немного поодаль находится ЛДПР, впрочем, тоже активная в некоторых данных сюжетах.
На первый взгляд, может показаться, что основной массив критики был адресован министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. Но здесь стоит помнить о важной функции, которая исполняет Госдума в нынешней системе внутренней политики. Критика от Вячеслава Володина часто по форме бывает весьма резкой, но вот по содержанию часто совпадает с уже принятыми (не без его участия) решениями. То есть она служит двум целям – продемонстрировать действенную работу системы сдержек и противовесов (а она сформирована в системе единой публичной власти), а также скорректировать (или сообщить о грядущей корректировке) по ряду направлений.
То есть критические замечания далеко не всегда являются «черной меткой». Достаточно часто это парадоксальным (для непосвященных) образом оказывается поддержкой на будущее.
В любом случае, критика со стороны Вячеслава Володина и парламентариев достаточно часто относится к системным проблемам или процессам. Далеко не всегда критикуемый министр или ведомство обладают какими-то реальными рычагами влияния на ситуацию, оставаясь в русле масштабных и стратегических решений более высокого уровня. И представители ГД прекрасно об этом осведомлены.
Та же проблема оплаты труда преподавателей и ученых завязана не на действия Минобрнауки, а на системные изъяны в «майских указах». Вспомним здесь «казус Проскуриной» - все стороны свои задачи выполнили, по отчетам всё отлично. Но вот в персональном случае система дает сбои.
Независимо от того, кто в итоге будет на посту министра науки и высшего образования после перезагрузки Правительства, этот ворох проблем достанется ему (или ей) в наследство.
Финал заключительного слова Михаила Мишустин был посвящен единению:
Все вместе мы – народ России, талантливый, разносторонний, который во все времена преодолевал всё, любые вызовы. Преодолеем их и сейчас. У нашего государства, которым мы гордимся, огромный потенциал. И усилиями каждого он будет реализован в полной мере. Сделаем всё, чтобы наша лучшая в мире страна процветала.
Отчет Правительства Мишустина – вопросы, ответы, критика
Помимо самого Отчета Правительства перед Госдумой много научно-образовательных сюжетов прозвучало в вопросах парламентариев и ответах Михаила Мишустина.
Блок критики от Вячеслава Володина достался подготовке медицинских кадров. Он акцентировал внимание на том, что открывается все больше медицинских факультетов в вузах, которые либо малы, либо по основному своему направлению находятся далеко от медпроблематики. По его словам – медфаков все больше, а врачей всегда не хватает. Критика была адресована главе Минздрава Михаилу Мурашко (за скромность) и министру науки и высшего образования Валерию Фалькову (к нему есть «вопросы»).
Вячеслав Володин отметил одну из достаточно больных тем высшего образования: подготовкой отраслевых кадров занимается одновременно и профильное ведомство, и Минобрнауки. Напомним, что последние годы шло «собирание» вузов под эгидой Минобрнауки. Обратный процесс был зафиксирован только в случае с педвузами, которые перешли в ведение Минпросвещения. Впрочем, педагогов готовит множество подведов Минобрнауки.
Председатель ГД настаивает на единоначалии в подобных вопросах – чтобы был один человек, отвечающий за качество подготовки кадров. Читается здесь и требование, чтобы было одно ведомство, координирующее обучение врачей. Таким образом Вячеслав Володин выступает за «отраслевизацию» университетов – переход их под крыло профильных ведомств.
Михаил Мишустин уверил председателя Госдумы, что соответствующая работа будет проведена.
Научно-образовательный вопрос ожидаемо задал Сергей Кабышев (председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию) – как сделать высшее образование более эффективным и ориентированным на нужды экономики.
Михаил Мишустин выделил главное – анализ рынка труда. От этого выстраивается прогноз (с учетом мегапроектов и иных крупных мероприятий, позиции крупных работодателей), который служит основой госзадания на подготовку кадров в СПО (здесь особо важен «Профессионалитет») и высшем образовании. Акцент в выделении бюджетных мест – инженерно-технический.
Вячеслав Володин в ответ посетовал на то, что количество бюджетных мест растет год от года, но дефицит кадров не снижается. Растет недостаток учителей математики, физики, информатики, иностранных языков.
Олег Смолин (КПРФ) был традиционно критично настроен. Он сообщил, что дефицит квалифицированных рабочих и специалистов составляет ок. 3 млн чел. Также он указал на дисбалансы внутри системы СПО – по его словам, лишь 16% уачщихся в СПО осваивают программы рабочих специальностей. Депутат сообщил о перегрузках и переработках во всей социальной сфере – учителя, врачи и т.п.
В ответ премьер-министр напомнил о программе масштабной переподготовке кадров, гибких образовательных моделях в контакте с работодателями, Профессионалитете. С цифрой 16% он не согласился. Зато подтвердил, что идет серьезная работа по улучшению системы трудоустройства инвалидов – с гарантиями именно трудоустройства, а не только создания соответствующих рабочих мест.
Вячеслав Володин продолжил свою линию об изъянах в подготовке кадров – педагогических и медицинских. Причину он видит в недостатках соответствующих структур высшего образования: пединституты стали университетами либо влились в них, а это привело к размыванию педагогической направленности. В решении этого вопроса председатель ГД пожурил за скромность уже министра просвещения Сергея Кравцова.
Вопрос от Анны Скорозниковой («Новые люди») был посвящен пересдаче ЕГЭ. Премьер-министр ответил, что все необходимое уже сделано. 4-5 июля станут днями пересдачи.
В заключительном слове Михаил Мишустин согласился с высказанными парламентариями пожеланиями – профессионализацию высшего образования будут наращивать. При этом премьер-министр еще раз обозначил – резко менять правила ЕГЭ слишком опасно. Серьезные надежды он возложил на новую суверенную модель высшего образования с возвратом к специалитету и особыми типами магистратуры.
Подробнее: Отчет (1, 2, 3).
Помимо самого Отчета Правительства перед Госдумой много научно-образовательных сюжетов прозвучало в вопросах парламентариев и ответах Михаила Мишустина.
Блок критики от Вячеслава Володина достался подготовке медицинских кадров. Он акцентировал внимание на том, что открывается все больше медицинских факультетов в вузах, которые либо малы, либо по основному своему направлению находятся далеко от медпроблематики. По его словам – медфаков все больше, а врачей всегда не хватает. Критика была адресована главе Минздрава Михаилу Мурашко (за скромность) и министру науки и высшего образования Валерию Фалькову (к нему есть «вопросы»).
Вячеслав Володин отметил одну из достаточно больных тем высшего образования: подготовкой отраслевых кадров занимается одновременно и профильное ведомство, и Минобрнауки. Напомним, что последние годы шло «собирание» вузов под эгидой Минобрнауки. Обратный процесс был зафиксирован только в случае с педвузами, которые перешли в ведение Минпросвещения. Впрочем, педагогов готовит множество подведов Минобрнауки.
Председатель ГД настаивает на единоначалии в подобных вопросах – чтобы был один человек, отвечающий за качество подготовки кадров. Читается здесь и требование, чтобы было одно ведомство, координирующее обучение врачей. Таким образом Вячеслав Володин выступает за «отраслевизацию» университетов – переход их под крыло профильных ведомств.
Михаил Мишустин уверил председателя Госдумы, что соответствующая работа будет проведена.
Научно-образовательный вопрос ожидаемо задал Сергей Кабышев (председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию) – как сделать высшее образование более эффективным и ориентированным на нужды экономики.
Михаил Мишустин выделил главное – анализ рынка труда. От этого выстраивается прогноз (с учетом мегапроектов и иных крупных мероприятий, позиции крупных работодателей), который служит основой госзадания на подготовку кадров в СПО (здесь особо важен «Профессионалитет») и высшем образовании. Акцент в выделении бюджетных мест – инженерно-технический.
Вячеслав Володин в ответ посетовал на то, что количество бюджетных мест растет год от года, но дефицит кадров не снижается. Растет недостаток учителей математики, физики, информатики, иностранных языков.
Олег Смолин (КПРФ) был традиционно критично настроен. Он сообщил, что дефицит квалифицированных рабочих и специалистов составляет ок. 3 млн чел. Также он указал на дисбалансы внутри системы СПО – по его словам, лишь 16% уачщихся в СПО осваивают программы рабочих специальностей. Депутат сообщил о перегрузках и переработках во всей социальной сфере – учителя, врачи и т.п.
В ответ премьер-министр напомнил о программе масштабной переподготовке кадров, гибких образовательных моделях в контакте с работодателями, Профессионалитете. С цифрой 16% он не согласился. Зато подтвердил, что идет серьезная работа по улучшению системы трудоустройства инвалидов – с гарантиями именно трудоустройства, а не только создания соответствующих рабочих мест.
Вячеслав Володин продолжил свою линию об изъянах в подготовке кадров – педагогических и медицинских. Причину он видит в недостатках соответствующих структур высшего образования: пединституты стали университетами либо влились в них, а это привело к размыванию педагогической направленности. В решении этого вопроса председатель ГД пожурил за скромность уже министра просвещения Сергея Кравцова.
Вопрос от Анны Скорозниковой («Новые люди») был посвящен пересдаче ЕГЭ. Премьер-министр ответил, что все необходимое уже сделано. 4-5 июля станут днями пересдачи.
В заключительном слове Михаил Мишустин согласился с высказанными парламентариями пожеланиями – профессионализацию высшего образования будут наращивать. При этом премьер-министр еще раз обозначил – резко менять правила ЕГЭ слишком опасно. Серьезные надежды он возложил на новую суверенную модель высшего образования с возвратом к специалитету и особыми типами магистратуры.
Подробнее: Отчет (1, 2, 3).
Telegram
Правительство России
Михаил Мишустин назвал топ-3 самых востребованных профессий на рынке
Депутат «Справедливой России» Сергей Кабышев спросил о планах в сфере развития высшего образования, а также о том, что планирует предпринять правительство, чтобы высшее образование наиболее…
Депутат «Справедливой России» Сергей Кабышев спросил о планах в сфере развития высшего образования, а также о том, что планирует предпринять правительство, чтобы высшее образование наиболее…
Наука и образование – драйверы Сахалина
Среди губернаторов глава Сахалина Валерий Лимаренко @limarenko_official относится к тем руководителям, кто в научно-образовательных инициативах государства четко видят возможности для системного социально-экономического региона. Это лишний раз подчеркнула его встреча по видеосвязи с президентом Владимиром Путиным.
Прямая речь Валерия Лимаренко:
В своем канале Валерий Лимаренко еще раз подчеркнул важность головного университета (современного, оснащенного, с удобным кампусом) для социально-экономического развития региона:
Стоит напомнить, что Валерий Лимаренко лично просил президента дать возможность начать реализацию проекта кампуса не со второй, а с первой волной. Вообще губернатора отличает мотивация делать нужное дело и быстро, и на совесть, но при этом никогда не останавливаться на достигнутом. Это дает о себе знать в постоянном и энергичном развитии сферы науки, высшего образования, технологий и инноваций в Сахалинской области.
Подробнее.
Среди губернаторов глава Сахалина Валерий Лимаренко @limarenko_official относится к тем руководителям, кто в научно-образовательных инициативах государства четко видят возможности для системного социально-экономического региона. Это лишний раз подчеркнула его встреча по видеосвязи с президентом Владимиром Путиным.
Прямая речь Валерия Лимаренко:
Мы совместно с Газпромбанком строим кампус Сахалинского государственного университета. Ещё раз хочу сказать слова благодарности, что Вы нас поддержали в этом большом деле. В 2026 году мы планируем сдать, сейчас идём с небольшим опережением.
Мы не ждём окончания строительства и уже сейчас открываем новые лаборатории вместе с бизнес-партнёрами. Например, вместе «Сахалинской энергией» в этом году откроем пять лабораторий для шельфовых проектов. Совместно с МФТИ, МГТУ имени Баумана, «Росатомом» планируем запустить водородный полигон, он уже в середине года будет работать.
Как только появится водородный полигон – это предтеча для того, чтобы строить завод по производству водорода. Будут отработаны все технологии, появится нормативная база, и, главное, появятся люди, которые умеют и знают, как обращаться с водородом.
Совместно со Сбербанком занимаемся развитием искусственного интеллекта. На базе нашего университета мы сейчас создаём вместе со «Сбером» «Школу 21». Вместе с Сеченовским университетом, Тимирязевской академией и Тихоокеанским медицинским университетом создаём сейчас биолаборатории. То есть не ждём, параллельно, пока строится кампус, делается работа по лабораториям. Это очень важно, потому что если строить это последовательно, то можно просто отстать от жизни. Мы сейчас опережаем. Я этими вопросами занимаюсь практически каждый день.
Совместно с Агентством стратегических инициатив летом проведём всероссийское мероприятие «Архипелаг». Он будет направлен на развитие отрасли беспилотников. Мы намерены создать беспилотную дальневосточную авиационную компанию. Это произойдёт в ближайшие несколько месяцев. То есть «Аврора» – это дальневосточная авиационная компания, и на базе «Авроры» мы сейчас делаем беспилотную авиационную компанию, тоже дальневосточную.
В своем канале Валерий Лимаренко еще раз подчеркнул важность головного университета (современного, оснащенного, с удобным кампусом) для социально-экономического развития региона:
Приоритет для нас и завершение уже идущих больших строек. Например, кампуса мирового уровня СахалинТех. Региону нужен современный вуз с качественной научно-исследовательской базой. Это и вопрос закрепления здесь молодежи, и важный конкурентный фактор для развития экономики.
Стоит напомнить, что Валерий Лимаренко лично просил президента дать возможность начать реализацию проекта кампуса не со второй, а с первой волной. Вообще губернатора отличает мотивация делать нужное дело и быстро, и на совесть, но при этом никогда не останавливаться на достигнутом. Это дает о себе знать в постоянном и энергичном развитии сферы науки, высшего образования, технологий и инноваций в Сахалинской области.
Подробнее.
Президент России
Встреча с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко
Президент по видеосвязи провёл рабочую встречу с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко. Обсуждалось социально-экономическое развитие региона.
Таланты в студию!
В рамках конференции Skolkovo Regions прошла сессия «Развитие и поддержка талантов в вузах в плане работы органов власти, бизнеса и общественных проектов». О том, как держать руку на пульсе и реагировать на изменения в работе с талантами, модератор дискуссии, научный руководитель ЭАЦ НОП Евгений Сженов поговорил со спикерами сессии.
Таланты возможностей
Заместитель генерального директора президентской платформы «Россия - страна возможностей» Дмитрий Гужеля выделяет 3 вопроса в работе с талантами:
- Кого считать талантами?
- Что делать с талантами?
- Надо ли это талантам?
— считает Дмитрий Гужеля.
От таланта таланта не ищут
— с этого вопроса начала свое выступление директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова.
Подходы к определению действительно меняются. С одной стороны, это может быть человек с гиперспособностями, с другой — это могут быть способности человека, которые дремлют. Или же вообще речь может идти об индивидуальной конфигурации человека. Разность подходов требует гибкости мышления.
— добавила Екатерина Морозова.
Когда включается талант?
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова уверена, что талантлив каждый. По ее мнению, у каждого талант включается в определённый момент времени.
— поделилась Ольга Петрова.
Она подчеркнула, что в КПЭ губернаторов есть показатель, который касается количества олимпадников в системе образования. Это критерий, который характеризует качество образования всей системы в регионе.
Заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики Тимур Меджитов поделился региональным опытом построения системы работы с талантами. Главный акцент — коммуникация и подготовка совместных образовательных треков с образовательными организациями.
Отраслевые таланты
Руководитель проекта Управления технической политики в ИТ Госкорпорации «Росатом» Андрей Королев поделился опытом Росатома. Плотное взаимодействие компания начинает выстраивать с 9 класса, и до окончания вуза идет долгий путь удержания внимания ребят в фокусе госкорпорации. Для уже состоявшихся атомщиков работает корпоративная академия, которая позволяет развиваться профессионально постоянно. Дмитрий Гужеля добавил, что Росатом при приеме на работу смотрит на паспорт компетенций, который дают Центры компетенций РСВ.
Начальник отдела по реализации образовательных программ Управления по развитию молодежного предпринимательства ФГБУ
«Центр содействия молодым специалистам» Сергей Михайлов отмечает, что с развитием и запуском программы молодежного предпринимательства появилась возможность получить компетенции и понять, что такое бизнес.
— рассказал он.
В рамках конференции Skolkovo Regions прошла сессия «Развитие и поддержка талантов в вузах в плане работы органов власти, бизнеса и общественных проектов». О том, как держать руку на пульсе и реагировать на изменения в работе с талантами, модератор дискуссии, научный руководитель ЭАЦ НОП Евгений Сженов поговорил со спикерами сессии.
Таланты возможностей
Заместитель генерального директора президентской платформы «Россия - страна возможностей» Дмитрий Гужеля выделяет 3 вопроса в работе с талантами:
- Кого считать талантами?
- Что делать с талантами?
- Надо ли это талантам?
«Наша полиция такова, что мы создаем карьерные лифты для каждого человека, то есть мы считаем, что каждый талантлив. Как их прокачать и развить — это больше тема университетов. И один из самых главных вопросов — что с этими талантами потом делать. Мы все за них решаем, а часто оказывается в итоге, что они элементарно перегружены. Самая главная проблема — когда таланты прокачивают, и у них есть ярлык, что их прокачали, они оказываются никому не нужны»,
— считает Дмитрий Гужеля.
От таланта таланта не ищут
«Что понимает каждый из нас под словом талант»?
— с этого вопроса начала свое выступление директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова.
Подходы к определению действительно меняются. С одной стороны, это может быть человек с гиперспособностями, с другой — это могут быть способности человека, которые дремлют. Или же вообще речь может идти об индивидуальной конфигурации человека. Разность подходов требует гибкости мышления.
«Я работаю в образовательном стартапе и каждый раз к слову «талант» подхожу по-новому. Первое, что надо давать в университете, чтобы таланты развивались, — давать инженеру почувствовать себя инженером. Здесь работает заход через реальную деятельность»,
— добавила Екатерина Морозова.
Когда включается талант?
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова уверена, что талантлив каждый. По ее мнению, у каждого талант включается в определённый момент времени.
«Задача системы образования включить как можно больше талантов и дальше уже их подхватывать. Особенно тяжело ведущим вузам — к ним приходят олимпиадники, важно, чтобы их глаза не перестали гореть. Для этого выстраиваются индивидуальные траектории развития, но вуз в этом смысле становится сложно управляемой системой»,
— поделилась Ольга Петрова.
Она подчеркнула, что в КПЭ губернаторов есть показатель, который касается количества олимпадников в системе образования. Это критерий, который характеризует качество образования всей системы в регионе.
Заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики Тимур Меджитов поделился региональным опытом построения системы работы с талантами. Главный акцент — коммуникация и подготовка совместных образовательных треков с образовательными организациями.
Отраслевые таланты
Руководитель проекта Управления технической политики в ИТ Госкорпорации «Росатом» Андрей Королев поделился опытом Росатома. Плотное взаимодействие компания начинает выстраивать с 9 класса, и до окончания вуза идет долгий путь удержания внимания ребят в фокусе госкорпорации. Для уже состоявшихся атомщиков работает корпоративная академия, которая позволяет развиваться профессионально постоянно. Дмитрий Гужеля добавил, что Росатом при приеме на работу смотрит на паспорт компетенций, который дают Центры компетенций РСВ.
Начальник отдела по реализации образовательных программ Управления по развитию молодежного предпринимательства ФГБУ
«Центр содействия молодым специалистам» Сергей Михайлов отмечает, что с развитием и запуском программы молодежного предпринимательства появилась возможность получить компетенции и понять, что такое бизнес.
«Бизнес сейчас для молодых людей — это возможность предпринять действия, чтобы развить себя, показать, дать инструменты, получать наставника и компетенции для точки старта»,
— рассказал он.
Не Пушкиным единым: раняя IT-профориентация школьников в ГИРЯП
Сегодня профессиональный путь каждого молодого человека начинается со школьной скамьи. Для учащихся в школах вузы традиционно формируют и преподают программы дополнительного образования, которые помогают школьникам выбрать свой дальнейший профессиональный путь и принять решение о выборе вуза.
Эти программы направлены на развитие учеников, помогая им приобрести новые знания, навыки и компетенции, а также способствуют развитию творческого мышления. Важность таких программ заключается в том, что они помогают детям не только успешно учиться в школе, но и готовят их к современным вызовам, развивая критическое мышление, коммуникативные навыки, и способности к саморазвитию, обеспечивают более глубокое образование, подготавливая школьников к будущей профессиональной деятельности и жизни в цифровую эпоху.
Центр технологической поддержки образования Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина @pushkininstitute представил обновлённый перечень программ, который позволит школьникам получить особые компетенции для работы с современными технологиями.
Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, специально для НОП:
Мы рады, что Институт Пушкина даёт возможность уже со школьной скамьи осваивать современные профессии и доказывает, что гуманитарная сфера является крайне перспективной, гибкой для развития в условиях цифровой революции.
В обновленный список вошли следующие программы:
🔹Мультимедийная журналистика (базовый уровень)
🔹Мультимедийная журналистика (углубленный уровень)
🔹Цифровой печатный двор (вводный уровень)
🔹Школьная газета: основы макетирования и дизайна печатного издания (ознакомительный уровень)
🔹Графический дизайн (базовый уровень)
🔹Технологии создания образовательных виртуальных сред (ознакомительный уровень)
🔹Python для школьников: синтаксис кода и веб-программирование (ознакомительный уровень)
Сегодня профессиональный путь каждого молодого человека начинается со школьной скамьи. Для учащихся в школах вузы традиционно формируют и преподают программы дополнительного образования, которые помогают школьникам выбрать свой дальнейший профессиональный путь и принять решение о выборе вуза.
Эти программы направлены на развитие учеников, помогая им приобрести новые знания, навыки и компетенции, а также способствуют развитию творческого мышления. Важность таких программ заключается в том, что они помогают детям не только успешно учиться в школе, но и готовят их к современным вызовам, развивая критическое мышление, коммуникативные навыки, и способности к саморазвитию, обеспечивают более глубокое образование, подготавливая школьников к будущей профессиональной деятельности и жизни в цифровую эпоху.
Центр технологической поддержки образования Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина @pushkininstitute представил обновлённый перечень программ, который позволит школьникам получить особые компетенции для работы с современными технологиями.
Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, специально для НОП:
В современных условиях становится всё сложнее оставаться конкурентноспособным на рынке труда. Специалист должен быть не просто молод и энергичен – ему необходимо собрать целый багаж разнообразных компетенций уже ко времени поиска первой работы. Успех настоящих профессионалов своего дела обусловлен, в первую очередь, стремлением совершенствовать навыки работы с новыми технологиями и желанием получить профессиональный опыт как можно раньше.
Мы рады, что Институт Пушкина даёт возможность уже со школьной скамьи осваивать современные профессии и доказывает, что гуманитарная сфера является крайне перспективной, гибкой для развития в условиях цифровой революции.
В обновленный список вошли следующие программы:
🔹Мультимедийная журналистика (базовый уровень)
🔹Мультимедийная журналистика (углубленный уровень)
🔹Цифровой печатный двор (вводный уровень)
🔹Школьная газета: основы макетирования и дизайна печатного издания (ознакомительный уровень)
🔹Графический дизайн (базовый уровень)
🔹Технологии создания образовательных виртуальных сред (ознакомительный уровень)
🔹Python для школьников: синтаксис кода и веб-программирование (ознакомительный уровень)
Forwarded from Правительство России
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Глава Минобрнауки Валерий Фальков представил Президенту доклад о подготовке кадров по ключевым направлениям развития страны
⚡️ Валерий Фальков сообщил, что сегодня отечественная наука – одна из самых молодых в мире. Практически каждый второй исследователь моложе 39 лет. Для них строятся современные кампусы мирового уровня, ежегодно создаются новые лаборатории – их уже 940.
🏆Серьезный вклад в поддержку передовых научных школ вносит программа «Мегагранты». В этом году соответствующий конкурс проводится в десятый, юбилейный раз. В рамках основного конкурса сумма мегагрантов выросла до 100 млн рублей в год. Впервые поддержка предусмотрена для молодых исследователей – по 15 млн рублей в год.
🔬Также, по словам министра, в исследовательских организациях продолжается обновление научного оборудования. В декабре 2023 года доля обновленного оборудования превысила 50%, а до конца этого года составит порядка 60%. Не менее четверти приобретаемого оборудования должно быть отечественным, и ежегодно этот показатель увеличивается.
👨🔧Ведется работа по обновлению подходов к подготовке инженерно-технических кадров. Так, например, нацпроект «Экономика данных» будет содержать задачи по подготовке 15,5 тыс. программистов и более 800 тыс. специалистов, владеющих отраслевыми технологиями ИИ.
⚡️ По всей стране создано 50 передовых инженерных школ, а к 2030 году их количество увеличится до 100. Реализуется проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». В него вовлечены уже порядка 482 тыс. студентов, которыми разработано свыше 23 тыс. стартапов.
«Рассчитываем, что все эти меры в совокупности позволят нашей стране надежно обеспечить потребности национальной экономики в молодых профессиональных кадрах и, безусловно, укрепят технологический суверенитет России», – добавил министр в заключение.
🏆Серьезный вклад в поддержку передовых научных школ вносит программа «Мегагранты». В этом году соответствующий конкурс проводится в десятый, юбилейный раз. В рамках основного конкурса сумма мегагрантов выросла до 100 млн рублей в год. Впервые поддержка предусмотрена для молодых исследователей – по 15 млн рублей в год.
🔬Также, по словам министра, в исследовательских организациях продолжается обновление научного оборудования. В декабре 2023 года доля обновленного оборудования превысила 50%, а до конца этого года составит порядка 60%. Не менее четверти приобретаемого оборудования должно быть отечественным, и ежегодно этот показатель увеличивается.
👨🔧Ведется работа по обновлению подходов к подготовке инженерно-технических кадров. Так, например, нацпроект «Экономика данных» будет содержать задачи по подготовке 15,5 тыс. программистов и более 800 тыс. специалистов, владеющих отраслевыми технологиями ИИ.
«Рассчитываем, что все эти меры в совокупности позволят нашей стране надежно обеспечить потребности национальной экономики в молодых профессиональных кадрах и, безусловно, укрепят технологический суверенитет России», – добавил министр в заключение.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Правительство России
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Россия продолжит расширять программу профессионального образования по рабочим специальностям
Министр просвещения Сергей Кравцов доложил Президенту о развитии программы «Профессионалитет».
📚В системе среднего профессионального образования России действуют 3190 колледжей и техникумов. За последние три года стимул к их развитию дал проект «Профессионалитет».
🧰Более 900 колледжей уже стали его участниками. Из них 220 полностью оснащены современным оборудованием, а к 1 сентября их станет 370.
🏭В «Профессионалитет» также вовлечены 1,6 тыс. предприятий.
📍Задача «Профессионалитета» – переход на отраслевой принцип подготовки специалистов, согласно запросам работодателей и прогнозу рынка труда. Это вошло в основу одноименного федерального проекта, который уже охватывает 79 регионов. К 2026 году в него войдут все регионы страны.
В ближайшие годы для дальнейшего развития «Профессионалитета» и системы среднего специального образования:
1️⃣Для всех выпускников колледжей будет введен практический экзамен. Сейчас он успешно действует в системе «Профессионалитета».
2️⃣С 2025 года стартует программа капитального ремонта колледжей. В первую очередь будут отремонтированы колледжи, вовлеченные в «Профессионалитет».
3️⃣Обучение станет более мобильным, чтобы сбалансировать межрегиональный рынок труда.
4️⃣Программы «Профессионалитета» будут законодательно закреплены в системе профессионального образования.
Министр просвещения Сергей Кравцов доложил Президенту о развитии программы «Профессионалитет».
📚В системе среднего профессионального образования России действуют 3190 колледжей и техникумов. За последние три года стимул к их развитию дал проект «Профессионалитет».
🧰Более 900 колледжей уже стали его участниками. Из них 220 полностью оснащены современным оборудованием, а к 1 сентября их станет 370.
🏭В «Профессионалитет» также вовлечены 1,6 тыс. предприятий.
📍Задача «Профессионалитета» – переход на отраслевой принцип подготовки специалистов, согласно запросам работодателей и прогнозу рынка труда. Это вошло в основу одноименного федерального проекта, который уже охватывает 79 регионов. К 2026 году в него войдут все регионы страны.
В ближайшие годы для дальнейшего развития «Профессионалитета» и системы среднего специального образования:
1️⃣Для всех выпускников колледжей будет введен практический экзамен. Сейчас он успешно действует в системе «Профессионалитета».
2️⃣С 2025 года стартует программа капитального ремонта колледжей. В первую очередь будут отремонтированы колледжи, вовлеченные в «Профессионалитет».
3️⃣Обучение станет более мобильным, чтобы сбалансировать межрегиональный рынок труда.
4️⃣Программы «Профессионалитета» будут законодательно закреплены в системе профессионального образования.
Профессионалы и профсоюзы
Президент Владимир Путин выступил на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России. Особое звучание получила тема профессионалов – высококвалифицированных кадров и системы их подготовки.
Глава государства обратил внимание на то, что для саморазвития и самореализации требуется много условий. Среди них важно образовательное измерение:
Владимир Путин подчеркнул – с учетом демографии в ближайшие годы экономика будет ощущать дефицит кадров. Ответом должна стать рачительная востребованных кадров, а также повышение производительности труда.
Президент выразил уверенность, что профсоюзы примут активное участие в запускаемом с 2025 года нацпроекте «Кадры». В его рамках будет несколько стержневых линий:
1. Укрепление связки уровней образование, наладка партнерства с работодателями.
2. Базой станет уже стартовавшая в этом учебном году единая система профориентации.
3. Флагманом в подготовке высокотехнологичных рабочих профессий является федпроект «Профессионалитет».
4. Далее эта модель охватит всю систему СПО, включая подготовку кадров для школ, медицины, сферы услуг и туризма.
В сфере высшего образования главным программным инструментом является «Приоритет-2030» - ее продлят до 2030 г. Задача у участников все те же – запуск кадровых и технологических проектов с регионами, реальным сектором экономики и социальной сферой.
С 1 сентября начнется реализация пилотного проекта по повышению оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин в вузах.
Президент попросил профсоюзы и Федерацию активно включиться также в национальный проект «Молодёжь и дети», плодотворно сотрудничать с «Движением первых», Росмолодёжью, обществом «Знание», в том числе в качестве наставников.
Для системной интеграции рынка труда, интересов регионов и работодателей формируется долгосрочный прогноз кадровых потребностей экономики.
Вопросы региональных дисбалансов в оплате труда находятся в фокусе пристального внимания. Предприняты конкретные меры:
Важно, что научная сфера (помимо образовательной) официально зафиксирована в числе тех областей, где будут вводиться отраслевые системы оплаты труда. Это будет реализовано через работу с окладом – будь то «федеральным» или «отраслевым». Также возможно формирование единой системы надбавок.
Подробнее.
Президент Владимир Путин выступил на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России. Особое звучание получила тема профессионалов – высококвалифицированных кадров и системы их подготовки.
Глава государства обратил внимание на то, что для саморазвития и самореализации требуется много условий. Среди них важно образовательное измерение:
Один из ключевых факторов – это доступное, качественное образование, реальная возможность для человека приобретать профессию хорошую, интересную, перспективную и по душе, а также повышать свою квалификацию на протяжении всей карьеры, всей жизни. Сегодня это абсолютный нарратив, требование времени.
Владимир Путин подчеркнул – с учетом демографии в ближайшие годы экономика будет ощущать дефицит кадров. Ответом должна стать рачительная востребованных кадров, а также повышение производительности труда.
Президент выразил уверенность, что профсоюзы примут активное участие в запускаемом с 2025 года нацпроекте «Кадры». В его рамках будет несколько стержневых линий:
1. Укрепление связки уровней образование, наладка партнерства с работодателями.
2. Базой станет уже стартовавшая в этом учебном году единая система профориентации.
3. Флагманом в подготовке высокотехнологичных рабочих профессий является федпроект «Профессионалитет».
4. Далее эта модель охватит всю систему СПО, включая подготовку кадров для школ, медицины, сферы услуг и туризма.
В сфере высшего образования главным программным инструментом является «Приоритет-2030» - ее продлят до 2030 г. Задача у участников все те же – запуск кадровых и технологических проектов с регионами, реальным сектором экономики и социальной сферой.
С 1 сентября начнется реализация пилотного проекта по повышению оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин в вузах.
Президент попросил профсоюзы и Федерацию активно включиться также в национальный проект «Молодёжь и дети», плодотворно сотрудничать с «Движением первых», Росмолодёжью, обществом «Знание», в том числе в качестве наставников.
Для системной интеграции рынка труда, интересов регионов и работодателей формируется долгосрочный прогноз кадровых потребностей экономики.
Вопросы региональных дисбалансов в оплате труда находятся в фокусе пристального внимания. Предприняты конкретные меры:
Правительство имеет поручение уже в следующем году в рамках пилотных проектов в регионах отработать новую модель оплаты труда бюджетников, включая работников образования, здравоохранения, культуры и научной сферы. Это сложная работа, она капиталоёмкая, но, конечно, она нужна. Я очень рассчитываю на то, что в таком позитивном, зрелом диалоге с профсоюзами мы найдём решение.
Безусловно, очень важно добиться роста доходов этих квалифицированных, нужных стране специалистов. Надо устранить разрыв в оплате труда в разных регионах. Как уже сказал, сначала проведём пилотные проекты в субъектах Федерации, а в начале 2027 года на так называемые отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы предстоит перейти в масштабах всей страны.
Важно, что научная сфера (помимо образовательной) официально зафиксирована в числе тех областей, где будут вводиться отраслевые системы оплаты труда. Это будет реализовано через работу с окладом – будь то «федеральным» или «отраслевым». Также возможно формирование единой системы надбавок.
Подробнее.
Президент России
Съезд Федерации независимых профсоюзов России
Владимир Путин выступил на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России.
Лаборатория эмбриологии будущего
Самарский государственный медицинский университет @samsmu и группа компаний «Мать и дитя» сотрудничают уже на протяжении двух лет. В марте было подписано соглашение между ректором СамГМУ Александром Колсановым и главным врачом Медицинской компании ИДК ГК «Мать и дитя» Маратом Тугушевым. Первым проектом сотрудничества станет запуск лаборатории экспериментальной эмбриологии и редактирования генома на площадке ГК «Мать и дитя». Сама лаборатория откроется в конце апреля в рамках реализации программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».
Александр Колсанов, ректор СамГМУ Минздрава России, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ, специально для НОП:
Самарский государственный медицинский университет @samsmu и группа компаний «Мать и дитя» сотрудничают уже на протяжении двух лет. В марте было подписано соглашение между ректором СамГМУ Александром Колсановым и главным врачом Медицинской компании ИДК ГК «Мать и дитя» Маратом Тугушевым. Первым проектом сотрудничества станет запуск лаборатории экспериментальной эмбриологии и редактирования генома на площадке ГК «Мать и дитя». Сама лаборатория откроется в конце апреля в рамках реализации программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».
Александр Колсанов, ректор СамГМУ Минздрава России, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ, специально для НОП:
СамГМУ постоянно в поиске новых возможностей для развития, поэтому мы всегда открыты партнерству, в результате которого часто возникают уникальные совместные решения. В частности, мы видим большие перспективы в развитии сферы клинической эмбриологии во взаимодействии с ГК «Мать и дитя». Для этого мы уже скоро откроем совместную лабораторию, которая будет нацелена на создание уникальных решений в области вспомогательных репродуктивных технологий, онкологии и системных заболеваний.
Совместный проект позволит объединить и усилить компетенции каждого из участников. Лаборатория появится на площадке компании «Мать и дитя», которая является одним из лидеров в стране в сфере ВРТ. Весь наработанный коллегами опыт будет усилен современным оборудованием, опытным коллективом, мощным научным ресурсом с уникальными компетенциями.
Уверен, что лаборатория станет привлекательной площадкой для новых индустриальных партнеров, заинтересованных в разработке новых тест-систем для оценки биологического материала пациентов (гамет, эмбрионов) и других проектов, которые уже намечены нами как наиболее перспективные.
Новая лаборатория, созданная на базе Научно-образовательного профессионального центра генетических и лабораторных технологий СамГМУ, будет работать с кафедрой университета и ГК «Мать и дитя».
Энергетический союз на века
На Федеральной территории «Сириус» завершился Международный форум «АТОМЭКСПО». Это крупнейшая выставочная и деловая площадкой, на которой обсуждаются современное состояние атомной отрасли и тренды ее развития.
На форуме прошло подписание соглашения РТУ МИРЭА @rtumirea_official и ГК «Росатом», которое предусматривает взаимодействие по вопросам создания и внедрения профильных для Госкорпорации направлений подготовки специалистов, заключения договоров о целевом обучении, прохождения практик и стажировок, предоставления возможностей для трудоустройства выпускников в отрасль, а также проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, специально для НОП:
На Федеральной территории «Сириус» завершился Международный форум «АТОМЭКСПО». Это крупнейшая выставочная и деловая площадкой, на которой обсуждаются современное состояние атомной отрасли и тренды ее развития.
На форуме прошло подписание соглашения РТУ МИРЭА @rtumirea_official и ГК «Росатом», которое предусматривает взаимодействие по вопросам создания и внедрения профильных для Госкорпорации направлений подготовки специалистов, заключения договоров о целевом обучении, прохождения практик и стажировок, предоставления возможностей для трудоустройства выпускников в отрасль, а также проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, специально для НОП:
Развитие атомной энергетики – одно из ключевых направлений, обозначенных президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию 2024 года. Глава государства поставил цель: создавать глобально конкурентные продукты, опираясь на уникальные отечественные разработки, в том числе в области атомных и новых энергетических технологий. Подписанное нашим университетом соглашение с госкорпорацией «Росатом» ─ безусловным технологическим лидером мирового уровня ─ открывает не только новые горизонты для наших студентов, но и закладывает базис для развития всей отрасли.
РТУ МИРЭА и Росатом связывают давние партнёрские отношения. В университете работает базовая кафедра «Информационных технологий в атомной энергетике», ведущая подготовку в интересах АО «КОНСИСТ-ОС» и АО «Гринатом». С 2023 года АО НПО «КИС» Росатома стало одним из партнёров РТУ МИРЭА в федеральном проекте «Передовые инженерные школы», на базе которой будет вестись подготовка кадров для направления бизнеса «Критическая инфраструктура».
В июне 2023 года РТУ МИРЭА и Госкорпорация «Росатом» подписали дорожную карту о сотрудничестве: особое внимание уделено подготовке команды студентов РТУ МИРЭА к участию в AtomSkills — отраслевом чемпионате профессионального мастерства Росатома по методике WorldSkills.
Праздник русского языка круглый год
Год русского языка на пространстве СНГ подошел в минувшем сезоне к своему логическому завершению, однако мультиформатная линейка инициативных проектов, направленных на его популяризацию и экспорт в глобальной проекции, полнится новыми и традиционными событиями.
Одним из них стала IV Международная научно-практическая конференция «Освоение семантического пространства русского языка иностранцами», организатором которой выступили Международная научно-исследовательская лаборатория «Перспективные исследования русского языка в современном мире» и региональный Центр языков и культур стран СНГ Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова @LinguisticsUniversityNN при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Узбекского государственного университета мировых языков.
Коммуникационная площадка объединила свыше 150 профильных специалистов из 10 городов России и 7 стран ближнего и дальнего зарубежья: Республика Узбекистан, Китайская Народная Республика, Таиланд, Республика Беларусь, Индия, Турецкая Республика, Италия.
Доклады экспертного сообщества были посвящены современным подходам и инновационным технологиям в обучении русскому языку как иностранному, методам сравнительной концептологии, когнитивной и контрастивной лингвистики в научном освоении семантического пространства русского языка. Материалы конференции дают представление об активных процессах в современном русском языке и внедрении результатов их интерпретации в процесс обучения РКИ, что особенно актуально для научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, магистрантов и студентов.
Ректор Университета Добролюбова профессор Жанна Никонова для НОП:
Год русского языка на пространстве СНГ подошел в минувшем сезоне к своему логическому завершению, однако мультиформатная линейка инициативных проектов, направленных на его популяризацию и экспорт в глобальной проекции, полнится новыми и традиционными событиями.
Одним из них стала IV Международная научно-практическая конференция «Освоение семантического пространства русского языка иностранцами», организатором которой выступили Международная научно-исследовательская лаборатория «Перспективные исследования русского языка в современном мире» и региональный Центр языков и культур стран СНГ Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова @LinguisticsUniversityNN при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Узбекского государственного университета мировых языков.
Коммуникационная площадка объединила свыше 150 профильных специалистов из 10 городов России и 7 стран ближнего и дальнего зарубежья: Республика Узбекистан, Китайская Народная Республика, Таиланд, Республика Беларусь, Индия, Турецкая Республика, Италия.
Доклады экспертного сообщества были посвящены современным подходам и инновационным технологиям в обучении русскому языку как иностранному, методам сравнительной концептологии, когнитивной и контрастивной лингвистики в научном освоении семантического пространства русского языка. Материалы конференции дают представление об активных процессах в современном русском языке и внедрении результатов их интерпретации в процесс обучения РКИ, что особенно актуально для научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, магистрантов и студентов.
Ректор Университета Добролюбова профессор Жанна Никонова для НОП:
Освоение семантического пространства любого языка — это трудоемкий, но чрезвычайно увлекательный процесс. За словами и грамматическими структурами, за артикуляцией и интонацией, даже за молчанием скрываются аутентичные константы и ценностные ориентации, уникальные смыслы, особенности национального менталитета, ассоциации с текстами и событиями и нормы коммуникативного поведения. Спикеры и участники программной повестки в очередной раз подтвердили, что русский язык как один из мировых языков, как язык богатейшей культуры, как язык огромной страны и сильного государства имеет всемирное значение, а подобные проекты вновь и вновь становятся позитивным импульсом для научного поиска и методических решений широких образовательных и просветительских задач.
Смыслы – центры и проводники
Президент Владимир Путин принял участие в открытии новых молодежных центров.
В настоящее время есть четыре федеральных площадки – круглогодичные мастерсткая управления Сенеж @senezh_rsv, центр знаний Машук @czmashuk и академия творческих индустрий Меганом @tavrida_art, а также молодёжный историко-культурный форум-центр «Истоки» @fmikforum.
Всего в течение 2024 года должно появиться 12 центров в разных регионах страны причем со специализацией – наука, экология, спорт, сельская молодежь и т.п. Задача у действующих и открывающихся центров системная – через центры притяжения с возможностями самореализации для молодежи сформировать «двигатель» позитивных социально-экономических перемен, усилить культурно-исторический суверенитет страны.
Президент сообщил специализации некоторых из центров:
Новый точки притяжения будут функционировать на круглогодичной основе. Они станут опорной сетью для реализации важных направлений государственной молодежной политики, включая новый нацпроект «Молодежь и дети».
Глава Росмолодежи @rosmolodez Ксения Разуваева @kseniarazuvaeva отметила общие подходы к формированию центров:
1. Своя тема и направление, что формирует широкий спектр для приложения самых разных интересов.
2. Уникальность образовательных программ центров. Преподавателями и наставниками выступают лучшие специалисты. Проекты являются реальными, а не учебными – то есть они приносят пользу участникам и обществу уже в процессе обучения.
3. «Время героев» как новый формат элитогенеза интегрировано в работу центров. На их базе предусмотрена возможность дополнительного образования участников и ветеранов СВО.
4. Международная составляющая. Сеть центров сможет «захватить» весь набор идей и проектов, которые генерируем (теперь регулярный) Всемирный молодежный форум.
5. Центры глубоко интегрируются в «Движение первых» и расширяют возрастные рамки участников – дети, молодежь, взрослые.
Открыты центры:
«ГосСтарт» (Нижний Новгород) – развитие молодежи на госслужбе.
«Карьера» (Сахалин) – карьерное сопровождение молодежи с акцентом на региональные команды.
Центр по молодежному туризму «Клуб89» (ЯНАО) – как продолжение и расширение программы «Больше, чем путешествие», включая научный, образовательный и промышленный туризм.
«ШУМ» (Калининградская область) – по развитию медиасообществ и в рамках медийной сфере. В этой части мероприятия произошел примечательный случай: президент заметил, что губернатор Антон Алиханов одет в косоворотку. Глава региона сообщил, что «мерч «ШУМ» не успели на него подогнать», потому он надел косоворотку местного производства.
Еще одним открытым стал историко-культурный центр «Истоки» в Севастополе на территории Херсонеса Таврического. Он интегрирован в масштабный историко-археологический парк. Одноименный центр уже действует в Печорах Псковской области. Теперь в формате молодежных центров замыкается «ось двух купелей» – северной и южной. Огромная заслуга в этом принадлежит митрополиту Тихону – ранее Псковский и Порховский, а ныне Симферопольский и Крымский. В работе центра акцент делается не только на индивидуальных участников, но и на целые семьи.
На встрече прозвучал концепт, который был применен к конкретной программе центра по туризму в ЯНАО, но имеет более широкий масштаб – «проводники смыслов». В этом качестве воспринимаются и центры, и их активисты, и участники программ.
Президент резюмировал:
Подробнее.
Президент Владимир Путин принял участие в открытии новых молодежных центров.
В настоящее время есть четыре федеральных площадки – круглогодичные мастерсткая управления Сенеж @senezh_rsv, центр знаний Машук @czmashuk и академия творческих индустрий Меганом @tavrida_art, а также молодёжный историко-культурный форум-центр «Истоки» @fmikforum.
Всего в течение 2024 года должно появиться 12 центров в разных регионах страны причем со специализацией – наука, экология, спорт, сельская молодежь и т.п. Задача у действующих и открывающихся центров системная – через центры притяжения с возможностями самореализации для молодежи сформировать «двигатель» позитивных социально-экономических перемен, усилить культурно-исторический суверенитет страны.
Президент сообщил специализации некоторых из центров:
На Камчатке это будет экологическая повестка, в Нижегородской области – государственное и муниципальное управление, в Ханты-Мансийском автономном округе – развитие гражданского общества и добровольчества, традиций волонтёрства, в Ростовской области – поддержка сельской молодёжи.
Новый точки притяжения будут функционировать на круглогодичной основе. Они станут опорной сетью для реализации важных направлений государственной молодежной политики, включая новый нацпроект «Молодежь и дети».
Глава Росмолодежи @rosmolodez Ксения Разуваева @kseniarazuvaeva отметила общие подходы к формированию центров:
1. Своя тема и направление, что формирует широкий спектр для приложения самых разных интересов.
2. Уникальность образовательных программ центров. Преподавателями и наставниками выступают лучшие специалисты. Проекты являются реальными, а не учебными – то есть они приносят пользу участникам и обществу уже в процессе обучения.
3. «Время героев» как новый формат элитогенеза интегрировано в работу центров. На их базе предусмотрена возможность дополнительного образования участников и ветеранов СВО.
4. Международная составляющая. Сеть центров сможет «захватить» весь набор идей и проектов, которые генерируем (теперь регулярный) Всемирный молодежный форум.
5. Центры глубоко интегрируются в «Движение первых» и расширяют возрастные рамки участников – дети, молодежь, взрослые.
Открыты центры:
«ГосСтарт» (Нижний Новгород) – развитие молодежи на госслужбе.
«Карьера» (Сахалин) – карьерное сопровождение молодежи с акцентом на региональные команды.
Центр по молодежному туризму «Клуб89» (ЯНАО) – как продолжение и расширение программы «Больше, чем путешествие», включая научный, образовательный и промышленный туризм.
«ШУМ» (Калининградская область) – по развитию медиасообществ и в рамках медийной сфере. В этой части мероприятия произошел примечательный случай: президент заметил, что губернатор Антон Алиханов одет в косоворотку. Глава региона сообщил, что «мерч «ШУМ» не успели на него подогнать», потому он надел косоворотку местного производства.
Еще одним открытым стал историко-культурный центр «Истоки» в Севастополе на территории Херсонеса Таврического. Он интегрирован в масштабный историко-археологический парк. Одноименный центр уже действует в Печорах Псковской области. Теперь в формате молодежных центров замыкается «ось двух купелей» – северной и южной. Огромная заслуга в этом принадлежит митрополиту Тихону – ранее Псковский и Порховский, а ныне Симферопольский и Крымский. В работе центра акцент делается не только на индивидуальных участников, но и на целые семьи.
На встрече прозвучал концепт, который был применен к конкретной программе центра по туризму в ЯНАО, но имеет более широкий масштаб – «проводники смыслов». В этом качестве воспринимаются и центры, и их активисты, и участники программ.
Президент резюмировал:
«Вы – проводники смыслов».
Подробнее.
Президент России
Открытие молодёжных центров
Президент в формате видеоконференции принял участие в открытии новых молодёжных центров в различных регионах страны.
Кадры, наука, образование: Парламентский час на ММСО (1/2)
В последние годы Государственная Дума активно вовлечена в совершенствование образовательной системы России, включая подготовку и переподготовку кадров для экономики страны. Экспертная составляющая в работе Думы существенно укрепилась, что способствует повышению доверия общества и развитию открытой коммуникации.
На площадке Московского международного Салона образования 2024 прошел Парламентский час, организованный НОП @scienpolicy. В центре дискуссии – вопросы реализации будущих нацпроектов «Кадры», «Молодежь и Дети», а также итоги недавнего отчета Председателя Правительства России. В дискуссии приняли участие руководители и члены профильных комитетов Государственной Думы РФ, модератором выступил Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ.
Евгений Сжёнов подчеркнул ведущую роль Государственной думы в качестве экспертной площадки, которая выступает полноценным драйвером развития сферы образования:
Борис Чернышов @borischernyshov, заместитель Председателя Государственной Думы РФ, поделился мнением об итогах отчета Председателя Правительства России:
Артём Метелев @artemmetelev, председатель комитета ГД по молодёжной политике, акцентировал внимание на главной задаче, стоящей перед новым национальным проектом:
В последние годы Государственная Дума активно вовлечена в совершенствование образовательной системы России, включая подготовку и переподготовку кадров для экономики страны. Экспертная составляющая в работе Думы существенно укрепилась, что способствует повышению доверия общества и развитию открытой коммуникации.
На площадке Московского международного Салона образования 2024 прошел Парламентский час, организованный НОП @scienpolicy. В центре дискуссии – вопросы реализации будущих нацпроектов «Кадры», «Молодежь и Дети», а также итоги недавнего отчета Председателя Правительства России. В дискуссии приняли участие руководители и члены профильных комитетов Государственной Думы РФ, модератором выступил Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ.
Евгений Сжёнов подчеркнул ведущую роль Государственной думы в качестве экспертной площадки, которая выступает полноценным драйвером развития сферы образования:
Сегодня Государственная Дума является одной из ведущих экспертно-коммуникационных площадок в стране, особенно в контексте задач, поставленных Президентом РФ в своем недавнем послании. Одной из важных задач стала оперативная реализация нового национального проекта «Кадры». В России за подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов отвечают различные министерства и ведомства. Для эффективной координации и достижения лучших результатов Государственная Дума может стать ключевой площадкой для экспертного диалога в сфере образования и реализации национальных проектов. А там, где образование, всегда есть и молодёжь.
Борис Чернышов @borischernyshov, заместитель Председателя Государственной Думы РФ, поделился мнением об итогах отчета Председателя Правительства России:
В этом году акцент доклада Председателя Правительства явно был смещен в сторону вузов и экономики. Внимание акцентировалось и на подготовке кадров, и на возмещении станков. Сегодня мы выучили урок, данный Западом нашей стране, необходимы собственные кадры, наука и технологическая инфраструктура, и все это мы можем создать сами!
Крайне важна была и позиция Председателя ГД, особый акцент был сделан на двух вещах: кадровая политика в сфере просвещения – подготовка учителей, которых сейчас катастрофически не хватает, и подготовка кадров медицинского персонала. Каждая вторая медицинская организация открывает свои медицинские факультеты, без должной подготовки и научной школы, это большая проблема.
Особенно важно то, что Парламент сегодня готов как никогда к конструктивному разговору и работе с Правительством для решения всех проблем и задач, поставленных перед нами.
Артём Метелев @artemmetelev, председатель комитета ГД по молодёжной политике, акцентировал внимание на главной задаче, стоящей перед новым национальным проектом:
За последние годы бюджет молодежной политики увеличился в 72 раза. Тема молодежки всегда была и остается отраслевой и межведомственной. Молодежью занимаются все органы власти, ведь молодое поколение — это будущее всей страны.
Национальный проект, объявленный Президентом, как раз призван синхронизировать работу всех органов власти в сфере молодежной политики. Задача – свести всю деятельность всех акторов к единому целеполаганию, чтобы родилась синергия общих ресурсов.