Интереснейшей вселенной современности я нахожу кинотексты Паоло Соррентино. Сегодня я бы хотела поделиться несколькими наблюдениями о его последнем фильме «Партенопа» (2024). Я не кинокритик, но этот фильм невероятно интересен для меня с семиотической точки зрения, и в первую очередь потому, что он глубоко мифологичен и интертекстуален.
Я убеждена, что интерпретировать его можно как минимум на трех уровнях: буквальном (1), как миф в художественном мире Соррентино (2) и как элемент западной культуры (3). И хотя даже как история из жизни он вполне реалистичен, как в любом мифологическом тексте его буквальный сюжет скорее схематичен: он лишь холст, на котором центральными элементами проступают символы и аллегории.
На мифологичность сюжета нам напрямую указывает сам режиссер, дав имя древнегреческой сирены главной героине. С первых кадров она предстает перед нами божеством, рождающимся из моря и воплощающим тело Неаполя (важно отметить, что имя Неаполь, как и само слово город и в греческом, и в итальянском - женского рода, поэтому такое олицетворение совершенно прямолинейно).
Не буду писать развернутый разбор фильма, упомяну то, что обратило мое внимание с семиотической позиции. Самый важный ключ к пониманию фильм режиссер дает нам в точке золотого сечения фильма, указывая на его кульминационность. Это определение профессором Марроте понятия антропологии как «умения видеть». Это и призвание, и профессия главной героини, а еще это главный прием Соррентино в его фильмах, и прежде всего в «Партенопе».
Взгляд в этом фильме является ключевым визуальным знаком. Взгляд как инструмент героев, привилегия нас, зрителей, а также способ манипуляции нами режиссером, - буквально задает ритм этого фильма. С первых же кадров Соррентино дает нам увидеть, как по весне «раздевается Неаполь», мы наблюдаем, как большинство героев видит красоту Партенопы, мы испытываем то, что режиссер отрезает нашу возможность увидеть лица двух актрис, делая их для нас невидимыми, антигероями. И самое главное: это наша возможность наблюдать за тем, как видит невидимое главная героиня, а вместе с ней и мы. Следуя за ее взглядом мы можем понять разгадку второго уровня интертекстуальности Соррентино. Загадочная Партенопа - не уникальный персонаж.
Мифологичная главная героиня очень похожа на такого же мифологичного Папу Пия XIII из авторской киносаги Соррентино «Молодой Папа». Подсказку к этому дает нам режиссер через фигуру профессора в исполнении Сильвио Орландо, зарифмованную с его персонажем из «Папы», кардиналом Войелло, так же ухаживающим за больным мальчиком.
Это сходство можно увидеть и в сходстве главных героев (они оба молоды и красивы, оба проживают одиночество, оба прозорливы и выбирают неочевидный путь), и это дает нам еще один ключ понимания Партенопы, во всем, что вынесено за кадр.
В одной из красивейших сцен на Капри героиня смотрит на звезды и чертит пальцами очертания созвездий. В этот момент мы вместе с наблюдающими за ней братом и другом задаемся назойливым вопросом: «О чем она думает?» И кажется, что разгадка в конкретном созвездии, на которое указывает ее рука. Но ответ на этот вопрос, на мой взгляд, находится не здесь. А в повторяющейся сцене в «Молодом Папе», где Пий XIII вместе со своим исповедником вглядывается по вечерам в звездное небо, и говорит о том, что видит там во всех деталях дом Бога.
Думаю, что Партенопа, как и Пий XIII, следуя своему призванию и отрекаясь от предсказуемости жизни, служат Богу. Хоть это и может прозвучать как оксюморон. К слову, Соррентино очень любит оксюмороны.
Не буду говорить и о третьем уровне интертекстуальности, включающей в себя и богословский пласт фильма. Я всегда утверждала, что Соррентино настоящий католик: в своей киноэстетике, в своей повествовательности, и даже в своей многослойности кинопритч. Для меня его кинокартины сродни картинам Сандро Ботичели: наполнены красотой и аллегориями.
В общем, если вы еще не видели очередной киношедевр, я очень его рекомендую. И да, фильмы Соррентино никогда не раскрываются с первого раза, на то он и гений.
Я убеждена, что интерпретировать его можно как минимум на трех уровнях: буквальном (1), как миф в художественном мире Соррентино (2) и как элемент западной культуры (3). И хотя даже как история из жизни он вполне реалистичен, как в любом мифологическом тексте его буквальный сюжет скорее схематичен: он лишь холст, на котором центральными элементами проступают символы и аллегории.
На мифологичность сюжета нам напрямую указывает сам режиссер, дав имя древнегреческой сирены главной героине. С первых кадров она предстает перед нами божеством, рождающимся из моря и воплощающим тело Неаполя (важно отметить, что имя Неаполь, как и само слово город и в греческом, и в итальянском - женского рода, поэтому такое олицетворение совершенно прямолинейно).
Не буду писать развернутый разбор фильма, упомяну то, что обратило мое внимание с семиотической позиции. Самый важный ключ к пониманию фильм режиссер дает нам в точке золотого сечения фильма, указывая на его кульминационность. Это определение профессором Марроте понятия антропологии как «умения видеть». Это и призвание, и профессия главной героини, а еще это главный прием Соррентино в его фильмах, и прежде всего в «Партенопе».
Взгляд в этом фильме является ключевым визуальным знаком. Взгляд как инструмент героев, привилегия нас, зрителей, а также способ манипуляции нами режиссером, - буквально задает ритм этого фильма. С первых же кадров Соррентино дает нам увидеть, как по весне «раздевается Неаполь», мы наблюдаем, как большинство героев видит красоту Партенопы, мы испытываем то, что режиссер отрезает нашу возможность увидеть лица двух актрис, делая их для нас невидимыми, антигероями. И самое главное: это наша возможность наблюдать за тем, как видит невидимое главная героиня, а вместе с ней и мы. Следуя за ее взглядом мы можем понять разгадку второго уровня интертекстуальности Соррентино. Загадочная Партенопа - не уникальный персонаж.
Мифологичная главная героиня очень похожа на такого же мифологичного Папу Пия XIII из авторской киносаги Соррентино «Молодой Папа». Подсказку к этому дает нам режиссер через фигуру профессора в исполнении Сильвио Орландо, зарифмованную с его персонажем из «Папы», кардиналом Войелло, так же ухаживающим за больным мальчиком.
Это сходство можно увидеть и в сходстве главных героев (они оба молоды и красивы, оба проживают одиночество, оба прозорливы и выбирают неочевидный путь), и это дает нам еще один ключ понимания Партенопы, во всем, что вынесено за кадр.
В одной из красивейших сцен на Капри героиня смотрит на звезды и чертит пальцами очертания созвездий. В этот момент мы вместе с наблюдающими за ней братом и другом задаемся назойливым вопросом: «О чем она думает?» И кажется, что разгадка в конкретном созвездии, на которое указывает ее рука. Но ответ на этот вопрос, на мой взгляд, находится не здесь. А в повторяющейся сцене в «Молодом Папе», где Пий XIII вместе со своим исповедником вглядывается по вечерам в звездное небо, и говорит о том, что видит там во всех деталях дом Бога.
Думаю, что Партенопа, как и Пий XIII, следуя своему призванию и отрекаясь от предсказуемости жизни, служат Богу. Хоть это и может прозвучать как оксюморон. К слову, Соррентино очень любит оксюмороны.
Не буду говорить и о третьем уровне интертекстуальности, включающей в себя и богословский пласт фильма. Я всегда утверждала, что Соррентино настоящий католик: в своей киноэстетике, в своей повествовательности, и даже в своей многослойности кинопритч. Для меня его кинокартины сродни картинам Сандро Ботичели: наполнены красотой и аллегориями.
В общем, если вы еще не видели очередной киношедевр, я очень его рекомендую. И да, фильмы Соррентино никогда не раскрываются с первого раза, на то он и гений.
YouTube
PARTHENOPE - Official HD Trailer - A film by Paolo Sorrentino
http://www.palacefilms.com.au/parthenope (c) PalaceFilms
OFFICIAL SELECTION - 2024 CANNES INTERNATIONAL FILM FESTIVAL (In Competition)
A new film from Academy Award-winner Paolo Sorrentino ('The Great Beauty', 'Youth', 'The New Pope') is always an event…
OFFICIAL SELECTION - 2024 CANNES INTERNATIONAL FILM FESTIVAL (In Competition)
A new film from Academy Award-winner Paolo Sorrentino ('The Great Beauty', 'Youth', 'The New Pope') is always an event…
❤14🔥2👍1💘1
"Семиотика - это наука, способствующая прогрессу человечества"
Сегодня я непримиримо и воинствующе выступлю именно с этим тезисом.
В рекламной индустрии принято говорить о семиотике как об элегантной прикладной технологии для решения бизнес-задач, не учитывая или часто игнорируя из-за невежества ту часть айсберга, которая находится под толщей воды.
Поэтому сегодня хочу напомнить, что наука семиотика изучает процесс семиозиса , или порождения смысла.
Думали ли вы о том, что такое смыслопорождение? Что это не только то, "что думает потребитель", "крючок, чтобы завоевать аудиторию", а способ целенаправленного уменьшения энтропии . Как помним, энтропия – это рассеивание энергии, так вот осмысление – это способ сосредоточения энергии. Этот процесс уменьшает непредсказуемость и хаос. Что в свою очередь является вкладом в прогресс человечества, поскольку создает Космос - упорядоченный мир вокруг нас, пригодный к существованию и развитию человека в нем.
Поэтому каждый раз, когда вы в случайном визуальном паттерне снежного или ледяного кристалла распознаете "узор снежинки", когда в причудливой комбинации линий коры дерева вы видите эстетику "произведения искусства", не говоря уже о создании новых идей, решений, написания рассказа или научной работы - вы делаете великое дело противостояния энтропии, осмысляя этот мир своим уникальным способом. А порождая смыслы, вы участвуете в прогрессе человечества.
Семиотика изучает онтологию этого процесса. И в этом ее основной объект исследования как науки.
"Ну а как же дизайны упаковок?" - спросите вы. Техники систематизации дизайнов упаковок - это бытовой бонус развития фундаментальной науки. Так же как и электричество, и интернет, с помощью которых я вам это сообщаю, - бытовой бонус развития фундаментальной физики.
Эти и другие вопросы я вчера обсуждала в интервью для IQ-Media ВШЭ. Поделюсь с вами скоро материалом. Надеюсь, что мои истинные тезисы не потеряются в интерпретационных преломлениях редакторских правок.
Сегодня я непримиримо и воинствующе выступлю именно с этим тезисом.
В рекламной индустрии принято говорить о семиотике как об элегантной прикладной технологии для решения бизнес-задач, не учитывая или часто игнорируя из-за невежества ту часть айсберга, которая находится под толщей воды.
Поэтому сегодня хочу напомнить, что наука семиотика изучает процесс семиозиса , или порождения смысла.
Думали ли вы о том, что такое смыслопорождение? Что это не только то, "что думает потребитель", "крючок, чтобы завоевать аудиторию", а способ целенаправленного уменьшения энтропии . Как помним, энтропия – это рассеивание энергии, так вот осмысление – это способ сосредоточения энергии. Этот процесс уменьшает непредсказуемость и хаос. Что в свою очередь является вкладом в прогресс человечества, поскольку создает Космос - упорядоченный мир вокруг нас, пригодный к существованию и развитию человека в нем.
Поэтому каждый раз, когда вы в случайном визуальном паттерне снежного или ледяного кристалла распознаете "узор снежинки", когда в причудливой комбинации линий коры дерева вы видите эстетику "произведения искусства", не говоря уже о создании новых идей, решений, написания рассказа или научной работы - вы делаете великое дело противостояния энтропии, осмысляя этот мир своим уникальным способом. А порождая смыслы, вы участвуете в прогрессе человечества.
Семиотика изучает онтологию этого процесса. И в этом ее основной объект исследования как науки.
"Ну а как же дизайны упаковок?" - спросите вы. Техники систематизации дизайнов упаковок - это бытовой бонус развития фундаментальной науки. Так же как и электричество, и интернет, с помощью которых я вам это сообщаю, - бытовой бонус развития фундаментальной физики.
Эти и другие вопросы я вчера обсуждала в интервью для IQ-Media ВШЭ. Поделюсь с вами скоро материалом. Надеюсь, что мои истинные тезисы не потеряются в интерпретационных преломлениях редакторских правок.
❤19👍9🔥4💯1
Друзья, в мой День рождения хочу поделиться с вами большой новостью!!!🎉🎉🎉
Пришло время рассказать вам, что мои семиотические знания, наконец, обрели целостный дом! А мои разрозненные проекты интегрировались в целостную и объемную форму. Еще много работы предстоит. Но все мы знаем, что это неизбежность развития. Поэтому не терпится рассказать вам о том, что есть уже!
Встречайте мою Студию семиотического знания!🎉🥳
Благодарю за дизайн-идею и проработку моей студии замечательного бренд-дизайнера @ira_rogova.
Работа с Ирой позволила мне новыми глазами взглянуть на то, что я делаю, и оформить в завершенную символическую форму мои идеи 💜И снова благодаря работе с Ирой я осознала, что как бы ты ни знал прекрасно свой бренд и продукт, самостоятельно выразить его ты никогда не сможешь. Нужен беспристрастный переводчик! 🤓
Благодарю за бесценную идейную и креативную поддержку @dinaipatova, которая была рядом на моем долгом пути к этому. 💜
Благодарю всех моих близких друзей, поддерживающих меня в любом безумии от ночного перехода на яхте до исследования марсианской кухни 😎, а еще мою семью, которая всегда рядом и которая всегда вдохновляет покорять самые невероятные вершины, быть отважной и смело идти вперед во что бы то ни стало! Люблю!
💜💜💜
В этом году скоро вас ждет еще одна премьера 😉 И даже, надеюсь, не одна. Но пусть пока это останется интригой 🎁
Жду вас в гости здесь👇
http://kodydostupa.ru
P.s. И скоро вернусь к вам с очередным постом о семиотике по существу ;-)
Пришло время рассказать вам, что мои семиотические знания, наконец, обрели целостный дом! А мои разрозненные проекты интегрировались в целостную и объемную форму. Еще много работы предстоит. Но все мы знаем, что это неизбежность развития. Поэтому не терпится рассказать вам о том, что есть уже!
Встречайте мою Студию семиотического знания!🎉🥳
Благодарю за дизайн-идею и проработку моей студии замечательного бренд-дизайнера @ira_rogova.
Работа с Ирой позволила мне новыми глазами взглянуть на то, что я делаю, и оформить в завершенную символическую форму мои идеи 💜И снова благодаря работе с Ирой я осознала, что как бы ты ни знал прекрасно свой бренд и продукт, самостоятельно выразить его ты никогда не сможешь. Нужен беспристрастный переводчик! 🤓
Благодарю за бесценную идейную и креативную поддержку @dinaipatova, которая была рядом на моем долгом пути к этому. 💜
Благодарю всех моих близких друзей, поддерживающих меня в любом безумии от ночного перехода на яхте до исследования марсианской кухни 😎, а еще мою семью, которая всегда рядом и которая всегда вдохновляет покорять самые невероятные вершины, быть отважной и смело идти вперед во что бы то ни стало! Люблю!
💜💜💜
В этом году скоро вас ждет еще одна премьера 😉 И даже, надеюсь, не одна. Но пусть пока это останется интригой 🎁
Жду вас в гости здесь👇
http://kodydostupa.ru
P.s. И скоро вернусь к вам с очередным постом о семиотике по существу ;-)
kodydostupa.ru
Коды Доступа
Студия семиотического знания Коды доступа
❤34🔥16❤🔥1👎1🥱1🖕1
Недавно я дала интервью для IQ Media, в котором рассказывала про то, какие метанавыки развивает семиотика, почему семиотические технологии снижают энтропию, а еще объясняла разницу между семиотикой фундаментальной и семиотикой как технологией.
Насколько понятно получилось, судить вам, кому интересно, ссылку прикрепляю!
Всем желаю отличной осмысленной недели!🙌
Насколько понятно получилось, судить вам, кому интересно, ссылку прикрепляю!
Всем желаю отличной осмысленной недели!🙌
iq-media.ru
Успешная реклама: семиотическая технология
Образы, цвета и звуки бренда должны вызывать у аудитории необходимые культурные ассоциации, — это одно из условий выигрышной рекламы. Как их выбрать? Как прозрачно транслировать эти смыслы? И как «настроить» восприятие мира, чтобы эффективно продвигать свою…
❤23🔥11👍7🤮1💩1🖕1
Друзья, желаю всем солнечного воскресного дня! Хочу поделиться сегодня рекомендацией для чтения тем, кто интересуется вопросом семиозиса. Напомню, что
Без означивающего субъекта окружающая нас среда лишена всяческого смысла.
Выдающийся философ ХХ века, Мераб Константинович Мамардашвили является одним из тех философов, которые изучали процесс семиозиса, хоть и не называли его так.
В частности исключительно процессу семиозиса посвящен один из самых выдающихся циклов его лекций, который был издан после его смерти под названием «Беседы о мышлении». Именно эту книгу и хочу сегодня порекомендовать всем вам, если вы еще не держали ее в руках.
В 24-й беседе (лекции) М.К.Мамардашвили подытоживает цикл бесед очень емким описанием того, что служит предпосылкой семиозиса, как именно он случается. Семиозис - творит мир в каждый момент осмысления нами мира. Но чтобы это произошло, чтобы «я мог встретиться со своей мыслью» [чтобы произошла встреча, творящая этот мир],
[Мамардашвили 2018: 413]
Это ровно то, что в богословском дискурсе называется «бодрствование духа», если вы сталкивались с этим понятием.
Нельзя творить мир [смыслов] спящим, равнодушным или замутненным сознанием. Мне кажется, это великолепное описание того, как творится смысл в принципе.
Желаю всем бодрого духа, сознания и воскресенья и почитать Мамардашвили, у него абсолютно каждый сможет найти что-то захватывающее!
семиозис - это процесс наделения смыслом того, что мы воспринимаем.
Без означивающего субъекта окружающая нас среда лишена всяческого смысла.
Выдающийся философ ХХ века, Мераб Константинович Мамардашвили является одним из тех философов, которые изучали процесс семиозиса, хоть и не называли его так.
В частности исключительно процессу семиозиса посвящен один из самых выдающихся циклов его лекций, который был издан после его смерти под названием «Беседы о мышлении». Именно эту книгу и хочу сегодня порекомендовать всем вам, если вы еще не держали ее в руках.
В 24-й беседе (лекции) М.К.Мамардашвили подытоживает цикл бесед очень емким описанием того, что служит предпосылкой семиозиса, как именно он случается. Семиозис - творит мир в каждый момент осмысления нами мира. Но чтобы это произошло, чтобы «я мог встретиться со своей мыслью» [чтобы произошла встреча, творящая этот мир],
«я должен быть собран, тогда в этой точке осуществится контакт и распространение жизни, или сознания как живого, или знания как живого, распространение некого существования»
[Мамардашвили 2018: 413]
Это ровно то, что в богословском дискурсе называется «бодрствование духа», если вы сталкивались с этим понятием.
Нельзя творить мир [смыслов] спящим, равнодушным или замутненным сознанием. Мне кажется, это великолепное описание того, как творится смысл в принципе.
Желаю всем бодрого духа, сознания и воскресенья и почитать Мамардашвили, у него абсолютно каждый сможет найти что-то захватывающее!
❤28🔥2👎1🤮1🖕1
На днях мои коллеги из BrandMusiq опубликовали новость о том, что 7UP запустил свой первый музыкальный лого (МОГО) в Индии, чтобы усилить узнаваемость бренда и поддержать позиционирование «Super Duper Refresher».
Новый аудиобренд 7UP был создан в BrandMusiq (это то самое агентство, которое создало знаменитый аудиобренд для мастеркард).
В МОГО для 7Up использовали звуки, «ассоциирующиеся с напитком, открытие банки, шипение, и оригинальную 7-нотную мелодию, отражающую характер бренда: лёгкость, свежесть и энергичность», - говорит создатель агентства Rajeev Raja.
Новый аудиобрендинг будет использоваться как в цифровых, так и физических точках контакта, например, в холодильниках в магазинах. Его цель создать эмоционально вовлекающий и легко узнаваемый звуковой образ бренда.
На мой взгляд, МОГО получился действительно локальный, индийский. А вот спрогнозировать узнаваемость очень сложно в отрыве от контекста. Мы не знаем, в каком звуковом ландшафте будет существовать этот аудиологотип.
Здесь еще раз мы находим подтверждение, что аудиобрендинг нуждается в пиаре и очень редко бывает говорящим сам за себя!
Создатели аудиолого говорят, что разработка велась с использованием ИИ-инструмента SoniqScan, связывающего музыку с эмоциями, а потом тестировалась на потребителях.
Интересно, что бы сказали об этом аудиолого вы: насколько он подходит бренду 7UP?
Новый аудиобренд 7UP был создан в BrandMusiq (это то самое агентство, которое создало знаменитый аудиобренд для мастеркард).
В МОГО для 7Up использовали звуки, «ассоциирующиеся с напитком, открытие банки, шипение, и оригинальную 7-нотную мелодию, отражающую характер бренда: лёгкость, свежесть и энергичность», - говорит создатель агентства Rajeev Raja.
Новый аудиобрендинг будет использоваться как в цифровых, так и физических точках контакта, например, в холодильниках в магазинах. Его цель создать эмоционально вовлекающий и легко узнаваемый звуковой образ бренда.
На мой взгляд, МОГО получился действительно локальный, индийский. А вот спрогнозировать узнаваемость очень сложно в отрыве от контекста. Мы не знаем, в каком звуковом ландшафте будет существовать этот аудиологотип.
Здесь еще раз мы находим подтверждение, что аудиобрендинг нуждается в пиаре и очень редко бывает говорящим сам за себя!
Создатели аудиолого говорят, что разработка велась с использованием ИИ-инструмента SoniqScan, связывающего музыку с эмоциями, а потом тестировалась на потребителях.
Интересно, что бы сказали об этом аудиолого вы: насколько он подходит бренду 7UP?
❤10👍4🔥2
Forwarded from Марковна про публичность
Знакомьтесь с новыми людьми и говорите о важном — за чашкой горячего напитка
Или за тёплым обедом или ужином. Так вы произведёте впечатление более приятного и лёгкого в общении человека.
Вау! Моя прекрасная коллега, семиотик и профессор ВШЭ Людмила Запорожцева, только что рассказала мне об очень интересном исследовании:
📖 Суть эксперимента такая:
Участникам на короткое время давали подержать либо горячий, либо ледяной стакан кофе. После этого они должны были оценить описанного незнакомца — насколько тот кажется "тёплым", дружелюбным, отзывчивым и т.п.
Результат: те, кто держал тёплый напиток, воспринимали другого человека как более "тёплого" по личностным качествам, чем те, кто держал холодный.
👌 Это исследование основано на концепции embodied cognition — телесно-опосредованного познания. Суть её в том, что мышление и восприятие зависят от телесного опыта: ощущений, моторики, положения тела. Мы думаем — не только мозгом, но и телом.
То есть ещё раз: хотите произвести хорошее впечатление — создайте у собеседника ощущение тепла и комфорта.
А ещё на эту тему есть масса удивительных находок. Например:
–⛰ Физическая тяжесть = важность. Один и тот же текст воспринимается как более убедительный и “весомый”, если он напечатан на тяжёлой подложке. Даже буклет в твёрдой обложке убеждает лучше.
Исследование
–🪀 Мягкий или жёсткий стул влияет на переговорную позицию. Люди, сидящие на жёстком стуле, ведут себя менее гибко и склонны к более жёстким решениям.
Эксперимент
–💔 Социальная изоляция воспринимается как физический холод. Участники, вспоминавшие опыт социальной изоляции, оценивали температуру в комнате как более низкую, чем контрольная группа.
Источник
По-моему, это потрясающе интересно!
(А ещё — отличный повод пересмотреть дизайн переговорной, упаковку презентации и даже привычки на деловых встречах.)
Или за тёплым обедом или ужином. Так вы произведёте впечатление более приятного и лёгкого в общении человека.
Вау! Моя прекрасная коллега, семиотик и профессор ВШЭ Людмила Запорожцева, только что рассказала мне об очень интересном исследовании:
Участникам на короткое время давали подержать либо горячий, либо ледяной стакан кофе. После этого они должны были оценить описанного незнакомца — насколько тот кажется "тёплым", дружелюбным, отзывчивым и т.п.
Результат: те, кто держал тёплый напиток, воспринимали другого человека как более "тёплого" по личностным качествам, чем те, кто держал холодный.
То есть ещё раз: хотите произвести хорошее впечатление — создайте у собеседника ощущение тепла и комфорта.
А ещё на эту тему есть масса удивительных находок. Например:
–
Исследование
–
Эксперимент
–
Источник
По-моему, это потрясающе интересно!
(А ещё — отличный повод пересмотреть дизайн переговорной, упаковку презентации и даже привычки на деловых встречах.)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤18🔥9🤩3
У меня начался учебный год, и пока готовлю для вас новые наблюдения, поделюсь еще одним материалом интервью, которое взяли у меня коллеги для ТГ-канала нашей Школы коммуникаций. Наверное, будет полезно для тех, кто только знакомится с семиотикой!
❤10🔥6😍5
Forwarded from ШКалируем коммуникации
Как знаки формируют мышление и что такое визуальный код? Семиотика современной культуры в интервью с Людмилой Запорожцевой
Людмила Евгеньевна Запорожцева — исследователь в области семиотики и маркетинговых коммуникаций, профессор Школы коммуникаций Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. С 2020 года она активно преподаёт в Высшей школе экономики, имея научно-педагогический стаж более 19 лет.
📚 Её научные интересы сосредоточены на культурной символике, визуальном анализе, аудиосемиотике и семиозисе (процессе означивания), объединяющих философию, лингвистику, культурологию и теорию коммуникации.
В ходе нашей встречи мы обсудили фундаментальные вопросы семиотики, роль языка в формировании мышления, а также роль культурных кодов в восприятии культуры.
📖 Читайте полное интервью с Людмилой Евгеньевной Запорожцевой по ссылке.
Людмила Евгеньевна Запорожцева — исследователь в области семиотики и маркетинговых коммуникаций, профессор Школы коммуникаций Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. С 2020 года она активно преподаёт в Высшей школе экономики, имея научно-педагогический стаж более 19 лет.
В ходе нашей встречи мы обсудили фундаментальные вопросы семиотики, роль языка в формировании мышления, а также роль культурных кодов в восприятии культуры.
«Семиотика — это наука, изучающая не столько смысл знаков, сколько то, как мы наделяем мир смыслом», — подчёркивает Людмила Евгеньевна.❗️ В частности, Людмила Евгеньевна рассматривает семиотику в том числе как методологию понимания культуры, интерпретации визуальных образов, выявления стереотипов и прогнозирования социальных изменений.
В разговоре мы затронули понятие мифем и мифологем, влияние массовой культуры на трансформацию смыслов, а также важность интеграции гуманитарных наук с нейрофизиологией.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤17🔥10😍7👍2❤🔥1
Друзья, приветствую всех! У меня начался новый осенний набор курса «Семиотика для осознанного брендинга»✨
Сейчас мы со слушателями активно разбираем, что такое знак по Пирсу, куда нас может завести фрактальная триада знаковости.
Размышляю сегодня о том, возможно ли вообще достичь в наши дни первичности интерпретанты в культурной коммуникации, то есть точного одинакового понимания замысла создателя культурного сообщения аудиторией. А сомнений мои связаны с тем, что уже давно исследователи теории культуры говорят о том, что наша монокультура перестала существовать, и последним ее текстом была «Игра престолов».
Монокультура - это по сути массовая культура в ее изначальном смысле, то что критиковали философы Франкфуртской школы, переживая, что она нас дегуманизирует.
Монокультура - это циркуляция в повседневности общих текстов культуры, знание которых дает возможности для общения, обмена идеями с отсылками к известным всем сюжетам.
Как часто вы в последнее время сталкивались с тем, что апеллируя к культурному тексту, слышите: «А я это не смотрел/ не читал/ не слышал». Это связано с тем, что многообразие культуры стало таким значительным, что подчас мы в своих интересах не пересекаемся даже с самыми близкими людьми, друзьями. Но более того, этот процесс усугубляется технологиями алгоритмизации рекомендаций в цифровой реальности.
Они стали настолько индивидуальными, что точный список текстов, который попадается на глаза вам, не видит больше никто. Внутри цифровой реальности вы оказываетесь на собственном обитаемом острове вашей цифровой семиосферы.
Конечно, пока что такая атомизация не абсолютна, но уже существующая ее степень все же скорее угрожает дегуманизацией человеку больше, чем массовая культура, общая для всех.
Мы не можем ничего с этим поделать, но можем осознавать это и создавать общие семиосферы с близкими нам людьми✅
Сейчас мы со слушателями активно разбираем, что такое знак по Пирсу, куда нас может завести фрактальная триада знаковости.
Размышляю сегодня о том, возможно ли вообще достичь в наши дни первичности интерпретанты в культурной коммуникации, то есть точного одинакового понимания замысла создателя культурного сообщения аудиторией. А сомнений мои связаны с тем, что уже давно исследователи теории культуры говорят о том, что наша монокультура перестала существовать, и последним ее текстом была «Игра престолов».
Монокультура - это по сути массовая культура в ее изначальном смысле, то что критиковали философы Франкфуртской школы, переживая, что она нас дегуманизирует.
Монокультура - это циркуляция в повседневности общих текстов культуры, знание которых дает возможности для общения, обмена идеями с отсылками к известным всем сюжетам.
Как часто вы в последнее время сталкивались с тем, что апеллируя к культурному тексту, слышите: «А я это не смотрел/ не читал/ не слышал». Это связано с тем, что многообразие культуры стало таким значительным, что подчас мы в своих интересах не пересекаемся даже с самыми близкими людьми, друзьями. Но более того, этот процесс усугубляется технологиями алгоритмизации рекомендаций в цифровой реальности.
Они стали настолько индивидуальными, что точный список текстов, который попадается на глаза вам, не видит больше никто. Внутри цифровой реальности вы оказываетесь на собственном обитаемом острове вашей цифровой семиосферы.
Конечно, пока что такая атомизация не абсолютна, но уже существующая ее степень все же скорее угрожает дегуманизацией человеку больше, чем массовая культура, общая для всех.
Мы не можем ничего с этим поделать, но можем осознавать это и создавать общие семиосферы с близкими нам людьми
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤21🔥7🕊3
Кстати о том, как меняется массовая культура со временем и о ее лаборатории будущего - современном искусстве, буду рассказывать на открытой лекции 18 октября в Ельцин Центре.
Приглашаю всех, кто будет в Екатеринбурге в этот день!
Лекция будет посвящена выставке молодых художников, которая проходит сейчас в ЕЦ.
Зарегистрироваться для посещения можно по ссылке.
Приглашаю всех, кто будет в Екатеринбурге в этот день!
Лекция будет посвящена выставке молодых художников, которая проходит сейчас в ЕЦ.
Зарегистрироваться для посещения можно по ссылке.
Ельцин Центр
Людмила Запорожцева. Семиотика массовой культуры: как меняются знаки и смыслы
Публичная программа выставки «Я последняя пятилетка. Новое искусство Казани». Людмила Запорожцева — профессор Школы коммуникаций Высшей школы экономики.
🔥13❤9👏4
На этой неделе в Арт-галлерее ЕЦ проходит финальная неделя выставки «Я последняя пятилетка. Новое искусство Казани».
Если вы в Екатеринбурге, очень советую посмотреть, там представлены хорошие талантливые работы молодых художников. Но мой текст не о них, а о названии выставки.
После моей лекции в ЕЦ мне задали вопрос о том, что, по моему мнению, означает название выставки. Я и вправду долго ломала голову, при чем тут к современному искусству метод целевого планирования экономики. И меня это натолкнуло на размышление о хастл-культуре (hustle culture).
В переводе на русский ее еще называют "культурой суеты", но изначально это понятие пришло из повседневного языка американской культуры и обозначало культуру подработок. То есть необходимость для выживания работать 24/7, набирая всевозможные подработки.
Чуть позже это понятие стали использовать для обозначения жизненной позиции о том, что главным в жизни является осознание себя работающим/занятым, пренебрежение отдыхом на повседневной основе, принесение жертв ради карьеры и самое главное - экзистенциальное значение достижений. То есть философия того, что я значим, я существую только тогда, когда у меня есть какие-то видимые заслуги. И это не философия денег как может показаться на первый взгляд, не жажда заполучить блага, а скорее отрицание безусловной ценности своего бытия.
На этом фоне совершенно чудовищным издевательством, 😏 конечно, выглядит итальянское dolce far niente - удовольствие не делать ничего😎, которое является прямо противоположным полюсом культуры суеты.
Если оставить за кадром дискуссию о смысле жизни и ценности кропотливого и методичного труда, а вернуться к названию выставки, в этом случае мы натолкнемся на оксюморон, потому что название нас поместит не в контекст советских пятилеток, а скорее в контекст хастл культуры, где все создаваемые объекты создаются под дамокловым мечом дедлайнов, а не в порыве свободного творчества.
Я не знаю , в чем была задумка кураторов выставки, но в любом случае это название приглашает воспользоваться шансом знакомства с искусства в том числе, для того чтобы задуматься о своем качестве жизни.
Здесь приведен кадр арт-объекта Ирины Сафиуллиной «Метаморфозы».
Если вы в Екатеринбурге, очень советую посмотреть, там представлены хорошие талантливые работы молодых художников. Но мой текст не о них, а о названии выставки.
После моей лекции в ЕЦ мне задали вопрос о том, что, по моему мнению, означает название выставки. Я и вправду долго ломала голову, при чем тут к современному искусству метод целевого планирования экономики. И меня это натолкнуло на размышление о хастл-культуре (hustle culture).
В переводе на русский ее еще называют "культурой суеты", но изначально это понятие пришло из повседневного языка американской культуры и обозначало культуру подработок. То есть необходимость для выживания работать 24/7, набирая всевозможные подработки.
Чуть позже это понятие стали использовать для обозначения жизненной позиции о том, что главным в жизни является осознание себя работающим/занятым, пренебрежение отдыхом на повседневной основе, принесение жертв ради карьеры и самое главное - экзистенциальное значение достижений. То есть философия того, что я значим, я существую только тогда, когда у меня есть какие-то видимые заслуги. И это не философия денег как может показаться на первый взгляд, не жажда заполучить блага, а скорее отрицание безусловной ценности своего бытия.
На этом фоне совершенно чудовищным издевательством, 😏 конечно, выглядит итальянское dolce far niente - удовольствие не делать ничего😎, которое является прямо противоположным полюсом культуры суеты.
Если оставить за кадром дискуссию о смысле жизни и ценности кропотливого и методичного труда, а вернуться к названию выставки, в этом случае мы натолкнемся на оксюморон, потому что название нас поместит не в контекст советских пятилеток, а скорее в контекст хастл культуры, где все создаваемые объекты создаются под дамокловым мечом дедлайнов, а не в порыве свободного творчества.
Я не знаю , в чем была задумка кураторов выставки, но в любом случае это название приглашает воспользоваться шансом знакомства с искусства в том числе, для того чтобы задуматься о своем качестве жизни.
Здесь приведен кадр арт-объекта Ирины Сафиуллиной «Метаморфозы».
❤15🔥4🤔3
Если кто-то из вас будет на Research Expo завтра, приходите послушать о проекте, который мы делали в Радости понимания для Отелло💫
👍6❤4
Forwarded from Радость Понимания
Семиотика в действии: как мы искали образ современного путешественника
23 октября на онлайн-секции Research Expo Елизавета Соколова, руководитель семиотического направления в «Радости Понимания», расскажет вместе с Ариной Миксюк, ведущем специалистом по исследованиям, «Отелло» о силе семиотики.
Перед нами стояла задача найти точный образ современного российского путешественника для сервиса бронирования «Отелло». Расскажем, почему для этой задачи мы использовали синергию двух методов — семиотического анализа культуры и глубинных интервью с аудиторией. И как результаты позволили разработать коммуникации бренда и наполнять тематическое медиа.
Ключевые темы:
• Сила комплексного подхода: Зачем нужна семиотика и как она дополняет разговорные методы.
• Культурные коды: Как мы выявили 26 культурных кодов, определяющих образ путешественника в современной России.
• Типажи путешественников: Какие пять типажей мы обнаружили на исследовании («Сбежать, поваляться и расслабиться», «Отметиться в известных местах», «Продолжать движение», «Следовать своим увлечениям», «Погрузиться и прожить»).
И главное — как культурные коды позволили подобрать ключ для успешной коммуникации к этим типажам.
➡️ Академический куратор проекта - Людмила Запорожцева, PhD в области семиотики и культурных исследований (Тартуский университет), профессор Школы коммуникаций ВШЭ.
➡️ Выступление будет интересно маркетологам, исследователям и бренд-менеджерам, которые ищут методы получения глубоких инсайтов о своей аудитории.
23 октября на онлайн-секции Research Expo Елизавета Соколова, руководитель семиотического направления в «Радости Понимания», расскажет вместе с Ариной Миксюк, ведущем специалистом по исследованиям, «Отелло» о силе семиотики.
Перед нами стояла задача найти точный образ современного российского путешественника для сервиса бронирования «Отелло». Расскажем, почему для этой задачи мы использовали синергию двух методов — семиотического анализа культуры и глубинных интервью с аудиторией. И как результаты позволили разработать коммуникации бренда и наполнять тематическое медиа.
Ключевые темы:
• Сила комплексного подхода: Зачем нужна семиотика и как она дополняет разговорные методы.
• Культурные коды: Как мы выявили 26 культурных кодов, определяющих образ путешественника в современной России.
• Типажи путешественников: Какие пять типажей мы обнаружили на исследовании («Сбежать, поваляться и расслабиться», «Отметиться в известных местах», «Продолжать движение», «Следовать своим увлечениям», «Погрузиться и прожить»).
И главное — как культурные коды позволили подобрать ключ для успешной коммуникации к этим типажам.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤16🔥12🤩8
В грядущую пятницу пройдет однодневная школа, посвященная диалогу социологии с семиотикой. Буду рассказывать на ней о методе семиотического квадрата. Для тех, кому интересно, можно слушать презентации онлайн. Главное успеть зарегистрироваться.
❤11
Forwarded from МГУ имени М.В.Ломоносова
Как вывести понимание социальных процессов на новый уровень?
#возможности_мгу
21 ноября в МГУ пройдет Всероссийская социологическая школа «Смыслы, знаки, коды в обществе: как происходит синергия семиотики и социологии». Вы узнаете, как происходит синергия двух направлений, способных расшифровать сложные коды современного общества.
В программе – лекции и практические кейсы ведущих специалистов индустрии (ВТБ, IPSOS, Signal и другие).
📍 Формат: смешанный (очно и дистанционно)
❗ Регистрация открыта до 19 ноября (включительно)
📎 Подробнее о Школе – по ссылке.
#возможности_мгу
21 ноября в МГУ пройдет Всероссийская социологическая школа «Смыслы, знаки, коды в обществе: как происходит синергия семиотики и социологии». Вы узнаете, как происходит синергия двух направлений, способных расшифровать сложные коды современного общества.
В программе – лекции и практические кейсы ведущих специалистов индустрии (ВТБ, IPSOS, Signal и другие).
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤9
Сегодня я рассказывала о методе семиотического квадрата на Социологической школе в МГУ, и одним из вопросов от слушателей был вопрос о том, можно ли использовать квадрат для брендинга территории.
Несомненно, эвристический потенциал семиотического квадрата позволяет применить его для брендинга в любой категории. Но размышляя об этом, я задаюсь другим давно интересующим меня вопросом, который, насколько я знаю, волнует многих: почему в современном мире можно жить или в столице, или у теплого моря?
Здесь вспоминается Монтескье с его идеей географического детерминизма: южные культуры более расслаблены, северные - собраны и трудолюбивы. Если применить эту мысль к городам обитания, атмосфера морского города способствует расслаблению, а не труду, а это задает и его специфическую инфраструктуру.
Исходя из этого противопоставления я построила квадрат, который показывает наглядно, что теплые морские города по своей сути прямая противоположность столицам.
Так что с точки зрения логики в данном вопросе, к сожалению, работает закон исключенного третьего.
Но вдруг вы знаете такие места, где столица - это город на берегу теплого моря? А если нет - интересная идея для брендинга территорий 😎
Несомненно, эвристический потенциал семиотического квадрата позволяет применить его для брендинга в любой категории. Но размышляя об этом, я задаюсь другим давно интересующим меня вопросом, который, насколько я знаю, волнует многих: почему в современном мире можно жить или в столице, или у теплого моря?
Здесь вспоминается Монтескье с его идеей географического детерминизма: южные культуры более расслаблены, северные - собраны и трудолюбивы. Если применить эту мысль к городам обитания, атмосфера морского города способствует расслаблению, а не труду, а это задает и его специфическую инфраструктуру.
Исходя из этого противопоставления я построила квадрат, который показывает наглядно, что теплые морские города по своей сути прямая противоположность столицам.
Так что с точки зрения логики в данном вопросе, к сожалению, работает закон исключенного третьего.
Но вдруг вы знаете такие места, где столица - это город на берегу теплого моря? А если нет - интересная идея для брендинга территорий 😎
🔥13❤7🏆2👍1👏1
5 декабря я выступала с докладом на международной конференции у нас в ШК и рассказывала о том, как в современной рекламе переосмысляется феномен старения. Расскажу и вам тоже)
Поскольку конференция была о методологии исследований, я показывала, как можно увидеть изменения культуры через понятие ресемиотизации. Термин звучит сложно, но по сути описывает довольно понятный культурный механизм: когда привычный знак попадает в новый контекст, он перестаёт означать старое и начинает работать иначе.
Обратите внимание - он не начинает означать новое, а начинает работать иначе. Это важно!
На эти размышления меня натолкнули мои слушатели ДПО, которые уже второй год подряд для своих исследований выбирают тему возраста в культуре. Благодаря такой лаборатории нам удалось проследить интересные изменения.
В традиционной культуре кодами старости были слабость, зависимость и социальная невидимость. Но в цифровую эпоху у этих кодов расширяется интерпретационный слой. Седые волосы, морщины, медленный темп больше не читаются как символ увядания по умолчанию. В рекламе и визуальной коммуникации они всё чаще обозначают адаптивность, активность, технологическую грамотность, автономию, вкус, а иногда — эстетическую уникальность.
Именно этот переход и есть ресемиотизация: знак остаётся тем же, а его функция — нет.
Пожилая женщина, держащая смартфон, — это уже не «бабушка, которая осваивает сложный мир», а полноправная участница цифровой среды. Женщина с морщинами в модной съёмке — не «возрастная модель для разнообразия», а фигура, на которой демонстрируют стиль. Даже бытовая экспертиза (готовка, вязание, советы) становятся ресурсом символической силы (взять хотя бы рекламу Вкусвилла).
И это не просто политкорректный позитивный взгляд на старение, а системный механизм того, как меняется сама культурная логика возраста. Когда старость перестаёт преподноситься как заключительный пункт жизненного сюжета, превращается в значимую фазу жизни, в которой возможна видимость, участие и самопредъявление.
А реклама сегодня работает лабораторией исследования такого сдвига: она первой вынуждена ловить социальные сигналы и переводить их в язык образов. Она же первой докручивает значение до коммерчески пригодного вида.
В любом случае мы видим одно: возраст становится не знаком дефицита, а знаком ресурса. И это уже глубокий культурный поворот.
Согласитесь, что звучит это очень оптимистично, ведь по сути говорит нам это о преодолении очередного культурного табу. А раскодируем мы этот механизм благодаря знанию о том, как устроена ресемиотизация. Viva la semiotica!
Поскольку конференция была о методологии исследований, я показывала, как можно увидеть изменения культуры через понятие ресемиотизации. Термин звучит сложно, но по сути описывает довольно понятный культурный механизм: когда привычный знак попадает в новый контекст, он перестаёт означать старое и начинает работать иначе.
Обратите внимание - он не начинает означать новое, а начинает работать иначе. Это важно!
На эти размышления меня натолкнули мои слушатели ДПО, которые уже второй год подряд для своих исследований выбирают тему возраста в культуре. Благодаря такой лаборатории нам удалось проследить интересные изменения.
В традиционной культуре кодами старости были слабость, зависимость и социальная невидимость. Но в цифровую эпоху у этих кодов расширяется интерпретационный слой. Седые волосы, морщины, медленный темп больше не читаются как символ увядания по умолчанию. В рекламе и визуальной коммуникации они всё чаще обозначают адаптивность, активность, технологическую грамотность, автономию, вкус, а иногда — эстетическую уникальность.
Именно этот переход и есть ресемиотизация: знак остаётся тем же, а его функция — нет.
Пожилая женщина, держащая смартфон, — это уже не «бабушка, которая осваивает сложный мир», а полноправная участница цифровой среды. Женщина с морщинами в модной съёмке — не «возрастная модель для разнообразия», а фигура, на которой демонстрируют стиль. Даже бытовая экспертиза (готовка, вязание, советы) становятся ресурсом символической силы (взять хотя бы рекламу Вкусвилла).
И это не просто политкорректный позитивный взгляд на старение, а системный механизм того, как меняется сама культурная логика возраста. Когда старость перестаёт преподноситься как заключительный пункт жизненного сюжета, превращается в значимую фазу жизни, в которой возможна видимость, участие и самопредъявление.
А реклама сегодня работает лабораторией исследования такого сдвига: она первой вынуждена ловить социальные сигналы и переводить их в язык образов. Она же первой докручивает значение до коммерчески пригодного вида.
В любом случае мы видим одно: возраст становится не знаком дефицита, а знаком ресурса. И это уже глубокий культурный поворот.
Согласитесь, что звучит это очень оптимистично, ведь по сути говорит нам это о преодолении очередного культурного табу. А раскодируем мы этот механизм благодаря знанию о том, как устроена ресемиотизация. Viva la semiotica!
❤22💘16🔥11