Интернет ненужных вещей – Telegram
Интернет ненужных вещей
3K subscribers
329 photos
19 videos
23 files
539 links
Олег Артамонов. Техлид умных ТВ в Яндексе, сопредседатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием, председатель ТИК ДЭГ 2024 и просто неприятный человек.

Рекламы здесь нет и не надо.

Для связи: @olartamonov
Download Telegram
Недавно развлеклись тут немного на пару с компанией Rightech

https://youtu.be/yppA4mURl5Q?t=10938

P.S. Спасибо ЕКЦ и Росатому за возможность и шампанское!
Приложение Etcher, которое теперь все рекомендуют для записи образов на флэшки, весит 221 мегабайт и делает в общем-то то же, что и утилита dd, весящая 72 килобайта, плюс написанный на Electron гуй с тремя примерно кнопками.

Боженька, спасибо тебе, что в этом нашем эмбеддеде до сих пор 64 КБ ОЗУ считаются роскошью, которую не каждый может себе позволить, и все эти прекрасные новые фреймворки не доберутся до нас ещё много-много лет.
https://electronix.ru/forum/index.php?app=forums&module=forums&controller=topic&id=149933

С одной стороны, если вы разработчик и хотите денег даже выше рынка, а также вас не пугает 16-я Парковая улица, то можете попробовать.

С другой — судя по всему, наблюдаем мы начало очередной «истории успеха» на российском рынке.

Во-первых, R&D, занимающийся беспроводными системами (конкретно — уличным освещением) у Инкотекса уже был. Две команды, принцип взаимодействия которых я постичь не смог (судя по всему, ввиду отсутствия этого взаимодействия), развалившиеся ещё в прошлом году, так ничего и не выпустив.

В принципе, даже без знания этого сам по себе факт, что компания в 3000 человек *вдруг с нуля* нанимает отдел разработки, не может не настораживать. Такие вещи делаются плавно и постепенно, это же не вчера созданный стартап, в конце концов. Что значит «никакого легаси-кода»? А предыдущие двадцать лет своего существования ваша компания что делала?

Во-вторых, традиционная бессистемность требований. Разработчик беспроводки — традиционный человек-оркестр, на нём и архитектура, и протоколы связи, и железо, и прошивка. Разработчикам железа зачем-то надо иметь обязательный опыт с выпуском железом, эксплуатирующихся тысячами экземпляров на необслуживаемых объектах. Зачем? У вас в штате не осталось людей с таким опытом, или вы просто хотите снять с себя геморрой, набрав разработчиков по формальным признакам, а потом сказав им «Now kiss!» (см. гугль) и забив на выстраивание их кооперации с существующими у вас отделами? Так оно не работает хотя бы потому, что что есть «наличие законченных проектов»? Если человек в рамках этого проекта кофе подносил, это считается? А если схемотехнику делал, а потом другой, приговаривая «ну ты ж мудила криворукая, а» её переделывал?

В-третьих, и это главное, и это объясняет всё остальное — всё это очень, очень похоже на картинку «Now kiss!». Потому что нет ни слова про менеджера проекта и архитектора. Ни слова.

Ребята. Ни один проект не взлетает без менеджера проекта, который понимает, в какую сторону надо идти, какое светлое будущее обещать руководству и какими видами телесных наказаний мотивировать исполнителей. Ни один. Идея посадить полдесятка хороших разработчиков в одну комнату срабатывает тогда и только тогда, когда один из них добровольно берёт на себя эту роль (ну то есть, если смотреть на мир оптимистично, в одном случае из десяти).

Не может программист микроконтроллеров заниматься «анализом требований на систему в целом». Он может только программировать микроконтроллеры. И электронщик, какую должность вы ему ни нарисуйте, не может одной рукой готовить устройство к серийному выпуску, а другой разрабатывать архитектуру нового решения.

Наоборот иногда бывает — если человеку, давно выросшему в руководство проектами или технического директора, хочется взять шашки в руки, вспомнить молодость и в чём-то там техническом поучаствовать. Но инженер, который на полшишечки ещё архитектор, а на четверть — проджект-менеджер... нет, сынок, это фантастика.

И нет, высшее руководство, которое раз-два в месяц спускается с вершин, чтобы посмотреть, всё ли тут хорошо, на роль менеджера проекта не годится никак вообще. PM — он тут каждый день.

Иначе всё это развалится на отдельные подпроектики, слабо связанные и никак не скоординированные друг с другом, и благополучно загнётся с околонулевым выхлопом через пару лет.

Что, скорее всего, и произойдёт.
https://habr.com/post/433228/

Вещи про измерение осциллографом, которые понимают довольно немногие.

Текст может показаться занудным, но если вы работаете с отладкой электроники, прочитать и осознать его необходимо целиком.

P.S. У нас была курьёзная история, когда устройство работало корректно, только пока к нему был подключён осциллограф. Автор прошивки недооценил роль микросекунд, а ёмкость щупа осциллографа как раз обеспечила нужную задержку «аппаратно».
Вечером в куплете — утром в стенгазете!
Вообще это датчик влажности почвы, но другие варианты применения данного дизайна мы также рассматриваем
Вечером в куплете - утром в стенгазете!
https://static.chipdip.ru/lib/921/DOC003921096.pdf

Неплохой вводный (совсем вводный) материал по типам корпусов и их материалов, включая различные типы пластиков и конструктивные особенности
2018-12-24_23-57-29.png
53.2 KB
Красивая история из даташита на INA828 о влиянии технологических процессов на характеристики изделий. После пайки в печке диапазон напряжений смещения у операционников (а речь идёт про прецизионные инструментальные усилители, которые при производстве индивидуально подгоняют лазером) вырос фактически вдвое — но восстановился после прожарки плат в печке в течение получаса на 125 °С.
Про всякий merge & acquisition большой компанией маленькой в России надо понимать одну вещь - для любого менеджера есть много намного более простых и безопасных способов выполнить годовой план, не привлекая внимания отдела финансового аудита (у которого, кстати, тоже план).

В случае с покупкой сторонней компании безопасных вариантов всего два - либо у компании есть проекты и клиенты, и тогда покупаются именно они, либо компания втаскивается в какой-нибудь корпоративный акселератор, за который оправдываться не надо. Второй вариант - он для совсем голодных стартапов, ибо денег в акселераторе нет, а в первом разработчики, если в компании таковые были, становятся не очень нужны - за покупку отчитываются приобретёнными проектами, а не всякими эфемерными сущностями.

Собственно, в этой картине мира события "начали валиться резюме от разработчиков из компании Х" и "компанию Х за много денег купила компания Y" вообще никак друг другу не противоречат - разработчики в ней не сильно нужны.
Примерно та же история случается и когда в большой компании сверху спускают указание создать отдел по борьбе с инновациями.

Можно пойти сложным путём - искать проект-менеджеров, архитекторов, потом разработчиков, пару лет что-то там пилить, получая ежеквартальных люлей за постоянные убытки и отсутствие результата, в общем, такой startup way, в котором всех разгонят сильно до того, как родится что-то реальное, потому что генеральный стукнет кулаком по столу и скажет "мне нужен результат, а не это вот ваше непонятно что!".

А можно нанять проверенных временем людей, уже отсидевших на красивых должностях в двух-трёх совершенно аналогичных отделах, чьё резюме будет одобрено всеми моментально, потому что оно прекрасно и понятно, а послужной список впечатляющ (там обязательно будет Cisco или Huawei, а также кто-нибудь из телеком-операторов и, может быть, крупных интеграторов), немедленно созвать сейлзов, начать принимать от них запросы на проекты, нарисовать много красивых презентаций...

Разумеется, года через полтора-два это наебнётся, причём формально ровно по той же причине, что и первый вариант - тотального отсутствия хоть какого-либо результата - но, во-первых, никто кулаком стучать не будет, а все лишь печально констатируют, что "несмотря на все предпринятые усилия, рынок оказался не готов", а во-вторых, максимум через пару месяцев вы увидите всех тех же людей на новых должностях в новой крупной компании, в которой только что сверху спустили указание создать отдел по борьбе с инновациями.
Ну и это вот в мире инноваций оно, конечно, новое, а так вообще компаний, в которых без всяких m&a руководство однажды решило, что раз продукт выпущен и продаётся, то разработчики больше не очень нужны - их в истории было уже много.

(тут должна быть картинка из комикса про сову-менеджера, которую мне лень сейчас искать)
https://digital.gov.ru/ru/events/38690/

"Комиссия также внесла изменения в решение ГКРЧ от 7 мая 2007 года, которым регулируется использование на территории РФ устройств малого радиуса действия. Изменениями предусмотрено, что базовые станции сетей связи сбора и обработки телематической информации в диапазоне 868 МГц должны быть зарегистрированы, а сами сети введены в эксплуатацию в установленном порядке. Кроме того, с 1 декабря 2020 года строительство таких сетей связи будет возможно с использованием базовых станций, произведенных только на территории РФ"

Добрый вечер, как говорил один вежливый лось.

На кой чёрт вот это вот надо, цензурно объяснить трудно.
М — Монтаж.

(функциональная роль розовой пузырчатой плёнки мне не очень понятна, но отмечу, что розовым обычно обозначают упаковочные материалы, не накапливающие статический заряд, так что это можно отнести в безусловные достоинства данной художественной инсталляции — по крайней мере, накопление статики ей точно не грозит)
Тут вот опять на Хабре всплыл «проект национального стандарта узкополосной связи для интернета вещей», поэтому процитирую-ка я заодно тут один свой комментарий, чтобы вы понимали, как такие «национальные стандарты» пишутся и продвигаются.

NB: Я был приглашённым экспертом рабочей группы Ассоциации Интернета Вещей по развитию LoRaWAN в России и принимал личное участие во всех заседаниях группы, посвящённых обсуждению этой ситуации, от первого письма о недопустимости подобных действий директор Ассоциации Андрея Колесникова до финального решения «шумиха нам не нужна».

***

1) Авторы «стандарта» — компания «Вавиот», они же ООО «Телематические решения». У них понятные коммерческие интересы (например, в тендерную документацию нельзя вписать требования поставки оборудования определённой фирмы — по жалобе может придти ФАС и попросить дать объяснения, зато можно вписать ссылку на ГОСТ — а что соответствующую этому ГОСТу продукцию в мире выпускает ровно одна фирма, так то как бы уже не ваши проблемы), при этом откровенно плохо проработанная технология и общее неумение или нежелание сделать нормальное её описание. Поэтому делают какое получается.

2) Далее авторы заносят это описание во ФРИИ, в рабочую группу Ассоциации Интернета Вещей по узкополосным сетям. Г-н Колесников, директор АИВ, и г-н Алимбеков, замдиректора ФРИИ и заодно куратор АИВ, радостно хватаются за принесённое и развивают бурную деятельность по «принятию национального стандарта» — у них понятный интерес по пиару себя, любимых (достаточно посмотреть количество публикаций ФРИИ и интервью с Алимбековым по этой теме). Кроме того, Колесников в принципе лично дружен с «Вавиотом», о чём все подозревают, но никто не знает точно, потому что мимоходом выясняется, что директор АИВ членам АИВ фактически неподотчётен — и заниматься может чем хочет, как хочет и с кем хочет.

3) ФРИИ оформляет «стандарт» на бланке как бы ГОСТа и заносит его в ОА «РВК», являющееся учредителем Технического Комитета 194 «Киберфизические системы», созданного по указанию Ростехнадзора, и должного оценивать приносимое ему с технической точки зрения. При положительной оценке принесённое может ехать дальше на официальное утверждение в качестве ГОСТа.

Важный момент — технической стороной «стандарта» никто до этого момента не занимался, обсуждение велось только в узком кругу товарищей из вышеупомянутой рабочей группы АИВ, общая цель которых — поставить галочку о «принятии национального стандарта». На этой почве случается довольно масштабный внутренний скандал в АИВ, когда члены рабочей группы по развитию LoRaWAN, в которой заодно сидят примерно все телеком-операторы, думающие паралелльно ещё и про NB-IoT, обнаруживают, что АИВ от их имени подписалась под неким «национальным стандартом», который они видят первый раз в жизни.

Колесников на все претензии просто плюёт свысока под предлогом «в Уставе АИВ не сказано, что я должен с вами советоваться», а также несёт какую-то ахинею про то, что его подписи там якобы нет, а Алимбекову он вообще не указ. Алимбеков пытается скандал замять под предлогом «вот вы бы свой стандарт первыми принесли, мы бы его продвигали», но под угрозой выхода части крупных членов из АИВ и её развала продавливается на «ну да, нехорошо получилась, надо на будущее написать новый регламент действий директора АИВ, чтобы он больше так не делал».

В итоге все решают, что с уже поданной и подписанной бумажкой что-то делать уже поздно, «шумиха нам не нужна», поэтому пусть варится в недрах ТК 194.
При этом что именно происходит в ТК 194 — никто толком не знает, потому что при декларируемой открытости на практике никакая информация из ТК 194 наружу не выходит, предложения и замечания предлагается отправлять через форму на сайте, кто и как их будет обсуждать, и будет ли обсуждать вообще — никто не знает. Единственная новость на сайте ТК 194 по данной теме — за апрель 2018 года, о том, что «начато публичное обсуждение». Единственный способ узнать, что на самом деле обсуждается — это подёргать правильных людей и лично попасть на совещания ТК 194. Результат «публичного обсуждения» публике также не предъявлялся (и тут я могу попробовать уточнить у правильных людей, чем всё это кончилось, но скорее всего, они тоже попросту не знают и возьмут паузу на попытку выяснения).

То есть, вся «национальная стандартизация» в данном случае заключается в том, что группа людей, действующих в собственных корыстных интересах, пользуясь служебным положением и личными связями, занесла в окологосударственный орган на публичное обсуждение крайне плохо проработанный, по сути сляпанный на коленке документ, но дальше вместо публичного обсуждения с ним по неизвестной причине произошло неизвестно что.

Но, возможно, его ещё примут.
А в Компэл уже образцы STM32G070 и STM32G071 новых приехали, на центральном складе их по 5-10 штук каждого, но некоторые доступны под заказ за 5-7 рабочих дней в товарных количествах

Это такие STM32F0 на стероидах — 64 МГц частоты, 36 ОЗУ, 64-128 флэша, современная периферия.

Экономичные, в активных режимах рвут F0 как Тузик грелку, выдавая потребление на уровне L-серии. Для сравнения:

* STM32F070 @ 48 МГц — 24 мА, STOP + RTC — 3,5 мкА
* STM32G070 @ 48 МГц — 6 мА, STOP + RTC — 4 мкА
* STM32L071 @ 32 МГц — 7 мА, STOP + RTC — 0,86 мкА

Впоследствии ожидаются дешёвые версии в TSSOP-20 и аж SOIC-8, но пока только традиционные LQFP и QFN многоногие.
Если вы ещё не успели познакомиться с нашумевшим постановлением ГКРЧ о базовых станциях LPWAN российского производства, то знакомьтесь — https://digital.gov.ru/ru/documents/6330/, пункт 22

Как обычно, формулировки российских чиновников отличаются изящностью и прозрачностью. Шутка. Эти люди умудряются в трёх строках наформулировать такого, что чёрт ногу сломит.

***
«Применение базовых станций в сетях связи для сбора и обработки телематической информации осуществляется при условии:
регистрации базовых станций в установленном в Российской Федерации порядке;
ввода в эксплуатацию сетей связи в установленном в Российской Федерации порядке»

При этом определения, что такое «базовая станция», разумеется, нет, поэтому остаётся считать, что базовая станция — это любоё приёмное устройство в любой сети связи.

Сети связи у нас бывают:
* общего пользования — это вроде понятно
* выделенные — предназначенные для *возмездного* оказания услуг *ограниченному* кругу пользователей
* технологические — для обеспечения производственной деятельности организации
* специального назначения
* почтовой связи

Таким образом, получается, что если вы строите LPWAN любого размера, выходящего за пределы конкретного производства/офиса/площадки и оказываете на нём возмездные услуги, вы обязаны регистрировать используемые в нём базовые станции, а также иметь лицензию на оказание услуг связи.

Что характерно, серой зоной данную область делало не отсутствие пометки в решении 07-20-03-001, а то, что непонятно, как вообще этот ваш LPWAN регистрировать-то — ну то есть по-хорошему надо на БС получать сертификат средства связи, а на конечку оформлять декларацию соответствия, но технических регламентов, описывающих, что конкретно в той же базовке LoRaWAN надо сертифицировать, тупо нет.

По этой причине все провайдеры LPWAN напирали на то, что их сеть связи — технологическая, ибо предназначена для обеспечения их производственной деятельности. Основание это весьма шаткое, т.к. выглядит (и является) маскировкой оказания услуг связи сторонним клиентам, причём обычно неограниченному кругу лиц.

То есть, если говорить прямо, внесённая ГКРЧ поправка попросту... ничего не изменила.

Ну то есть она только лишний раз сообщила, что «если вы по закону обязаны регистрировать своё оборудование — то вы обязаны его регистрировать, а если нет — то нет». Никаких новых обязанностей не вменяется, т.к. идёт ссылка на «установленный в РФ порядок», а порядок изменений не претерпел пока.
«с 1 декабря 2020 года допускается использование базовых станций, произведенных на территории Российской Федерации, которым присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (условие не распространяется на базовые станции, зарегистрированные до 1 декабря 2020 года)»

А вот это ещё более прекрасный пункт.

Во-первых, запрета на использование базовых станций зарубежного производства, вопреки сообщениям прессы, нет.

Во-вторых, смысл сообщения непонятен. То есть был вариант, что использование базовых станций, которым присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, с 01.12.2020 будет *запрещено*? Но теперь ГКРЧ его разрешает?

Я, конечно, допускаю, что они там слово «только» после «использование» потеряли, но из песни же слова не выкинешь.