👀Приглашаем в это воскресенье, 9 ноября, на экскурсию по новой выставке «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций». Уникальные находки и истории древних обитателей нашего региона!
📍Академика Лаврентьева, 17, главный корпус Института археологии и этнографии СО РАН
Начало в 14:00
12+
Запись по тел. экскурсионного отдела +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
Билет 200 руб., школьники, пенсионеры 100 руб.
Выставка будет работать до середины декабря❄☃
📍Академика Лаврентьева, 17, главный корпус Института археологии и этнографии СО РАН
Начало в 14:00
12+
Запись по тел. экскурсионного отдела +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
Билет 200 руб., школьники, пенсионеры 100 руб.
Выставка будет работать до середины декабря❄☃
❤3
👰🤵Показали ещё одну сибирскую свадьбу в театре «У мамонта», на этот раз, татарскую, которую нам помог показать новосибирский Центр татарской национальной культуры «Ак Калфак». Зрители увидели сватовство, мусульманский обряд бракосочетания никях, услышали песни в исполнении фольклорного ансамбля «Миляш», сыграли в народные игры и вдоволь угостились традиционным чак-чаком, хворостом и свадебным хлебом с мёдом.
Благодарим всех гостей и ждём на следующем спектакле, на этот раз, по мотивам свадьбы русских старожилов Алтая.
Напомним, что театр «У мамонта» — совместный проект ИАЭТ СО РАН и Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России
Благодарим всех гостей и ждём на следующем спектакле, на этот раз, по мотивам свадьбы русских старожилов Алтая.
Напомним, что театр «У мамонта» — совместный проект ИАЭТ СО РАН и Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России
❤5
📯Лекция о сибирской фортификации в рамках выставки «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций»!
15 ноября (сб) доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский
📍Академика Лаврентьева, 17 (главный корпус Института археологии и этнографии СО РАН)
Начало лекции в 15:00
14+
Запись по тел. экскурсионного отдела +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
📚Желающие также смогут приобрести новые книги лектора
Граница российского государства в Сибири в XVI-XVII-м веках была подвижна и продвигалась заметными темпами с запада на восток и севера на юг. Её опорными пунктами были оборонительные сооружения, в первую очередь, остроги. В начале XIX-го века южная сибирская граница проходила по трём острогам на территории будущей Новосибирской области — Умревинского, Бердскому и Чаусскому.
Важнейшую роль играла и так называемся Иртышская линия, которая протянулась почти на тысячу километров от Омска до Усть-Каменогорска. На этом расстоянии примерно через каждые 20–25 километров стояли оборонительные пункты — редуты и форпосты. О том, чем жила движущаяся сибирская граница и какие её следы доступны для изучения археологам, поговорим на лекции.
👉Стоимость билета на лекцию 200 руб., пенсионеры и школьники — 100 руб.
Все гости лекции смогут посмотреть новую выставку «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций». Для этого можно прийти немного раньше, к 14:30
15 ноября (сб) доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский
📍Академика Лаврентьева, 17 (главный корпус Института археологии и этнографии СО РАН)
Начало лекции в 15:00
14+
Запись по тел. экскурсионного отдела +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
📚Желающие также смогут приобрести новые книги лектора
Граница российского государства в Сибири в XVI-XVII-м веках была подвижна и продвигалась заметными темпами с запада на восток и севера на юг. Её опорными пунктами были оборонительные сооружения, в первую очередь, остроги. В начале XIX-го века южная сибирская граница проходила по трём острогам на территории будущей Новосибирской области — Умревинского, Бердскому и Чаусскому.
Важнейшую роль играла и так называемся Иртышская линия, которая протянулась почти на тысячу километров от Омска до Усть-Каменогорска. На этом расстоянии примерно через каждые 20–25 километров стояли оборонительные пункты — редуты и форпосты. О том, чем жила движущаяся сибирская граница и какие её следы доступны для изучения археологам, поговорим на лекции.
👉Стоимость билета на лекцию 200 руб., пенсионеры и школьники — 100 руб.
Все гости лекции смогут посмотреть новую выставку «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций». Для этого можно прийти немного раньше, к 14:30
❤7👍2
🐪Изображения верблюдов довольно часто встречаются среди наскальных изображений Южной Сибири — эти животные были известны местному населению уже в древности. В Минусинской котловине самые выразительные композиции с верблюдами находятся на Сулекской писанице. Кстати, виртуальный тур по этому памятнику уже можно посмотреть на сайте проекта «Истории в камне»
Традиционно изображения верблюдов на Сулекской писанице датируют 7-9-м веками нашей эры и связывают со временем господства в этих землях енисейских кыргызов. Кроме одиночных и парных фигур верблюдов, на Сулеке есть изображения, где верблюд запряжён в кибитку, позади которой привязан ещё один верблюд. У последнего на спине изображено седло или попона с орнаментом.
Ещё больший интерес представляют сцены с верблюдами, дерущимися с хищниками или с себе подобными. Сюжет противостояния или поединка двух верблюдов широко распространён в произведениях искусства Южной Сибири 1-го тысячелетия нашей эры. Обычно животные на них показаны сразу в моменте схватки. На Сулекской писанице можно увидеть рядом три сцены, показывающие поединок в его этапах. Одну пару составляют верблюды с оскаленными пастями и низко опущенными головами в момент, когда животные готовы укусить друг друга, вторую – верблюды, кусающие друг друга за передние ноги, третью – за задние.
Все изображения верблюдов на писанице выполнены в технике резьбы или гравировки, что позволило мастерам точно передать даже мелкие детали. Например, у животных с оскаленными пастями четко прорисованы зубы, что усиливает выражение агрессии. Важно отметить, что в некоторых сценах рядом с противостоящими и борющимися верблюдами изображено третье животное этого же вида, не принимающее участия в борьбе. Возможно, это иллюстрация сражения из-за самки.
Продолжим рассказ о «сулекских» верблюдах в следующем посте.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.
Традиционно изображения верблюдов на Сулекской писанице датируют 7-9-м веками нашей эры и связывают со временем господства в этих землях енисейских кыргызов. Кроме одиночных и парных фигур верблюдов, на Сулеке есть изображения, где верблюд запряжён в кибитку, позади которой привязан ещё один верблюд. У последнего на спине изображено седло или попона с орнаментом.
Ещё больший интерес представляют сцены с верблюдами, дерущимися с хищниками или с себе подобными. Сюжет противостояния или поединка двух верблюдов широко распространён в произведениях искусства Южной Сибири 1-го тысячелетия нашей эры. Обычно животные на них показаны сразу в моменте схватки. На Сулекской писанице можно увидеть рядом три сцены, показывающие поединок в его этапах. Одну пару составляют верблюды с оскаленными пастями и низко опущенными головами в момент, когда животные готовы укусить друг друга, вторую – верблюды, кусающие друг друга за передние ноги, третью – за задние.
Все изображения верблюдов на писанице выполнены в технике резьбы или гравировки, что позволило мастерам точно передать даже мелкие детали. Например, у животных с оскаленными пастями четко прорисованы зубы, что усиливает выражение агрессии. Важно отметить, что в некоторых сценах рядом с противостоящими и борющимися верблюдами изображено третье животное этого же вида, не принимающее участия в борьбе. Возможно, это иллюстрация сражения из-за самки.
Продолжим рассказ о «сулекских» верблюдах в следующем посте.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.
❤12🔥2
👀Команда новосибирских Вестей заглянула в Институт археологии и этнографии СО РАН, чтобы своими глазами увидеть керамику неизвестной ранее культуры эпохи бронзы, найденную летом 2025 года на памятнике Карьер Таи в Венгеровском районе Новосибирской области. Памятник «Карьер Таи» изучается под общим руководством академика РАН Вячеслава Ивановича Молодина уже девять лет. Исследователи привлекают данные геомагнитной разведки, показавшей многочисленные следы скрытых рукотворных объектов.
⚱Археологи установили, что люди жили на данной местности с эпохи неолита до позднего Средневековья. Одни из них оставили культовые комплексы, другие ─ жилищные и хозяйственны, выделены и разновременные могильники. Полевой сезон этого года позволил выявить среди других артефактов фрагменты керамики с необычным «текстильным» декором, который ранее не встречался в Барабинской лесостепи. Подробнее о работах рассказал в сюжете научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Дмитрий Ненахов
⚱Археологи установили, что люди жили на данной местности с эпохи неолита до позднего Средневековья. Одни из них оставили культовые комплексы, другие ─ жилищные и хозяйственны, выделены и разновременные могильники. Полевой сезон этого года позволил выявить среди других артефактов фрагменты керамики с необычным «текстильным» декором, который ранее не встречался в Барабинской лесостепи. Подробнее о работах рассказал в сюжете научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Дмитрий Ненахов
www.nsktv.ru
Уникальные артефакты обнаружили археологи в Новосибирской области
Новосибирские археологи во время раскопок сделали неожиданную находку: в Венгеровском районе обнаружили артефакты, которые ранее не встречали в Сибири
❤7👍3
🐪🐪В прошлом посте мы рассказали о сюжетах противостояния верблюдов, которые встречаются в наскальном искусстве Минусинской котловины, на Сулекской писанице. Исследователи выдвигают две гипотезы о значении подобных изображений. По одной из них, дерущиеся друг с другом верблюды, или верблюд, сражающийся с хищником, отражают сюжеты мифологии или народного эпоса; по другой —связаны с культом плодородия.
Образы сражающихся верблюдов наряду с некоторыми другими мотивами могли быть принесены в Минусинскую котловину ещё с тагарским населением раннего железного века и иметь, таким образом, более древние корни, чем мифология и эпос енисейских кыргызов. Датировка большинства петроглифов Сулекской писаницы основана на изображённых исторических реалиях и оставленных «рунических» надписях. Однако нельзя исключить более раннее время создания знаменитых сцен с верблюдами.
Подробнее об этих сюжетах можно прочесть в статье кандидата исторических наук А.Н. Мухарёвой «Сцены с верблюдами в наскальном искусстве Минусинской котловины». Файл в прикреплении к посту.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий
Образы сражающихся верблюдов наряду с некоторыми другими мотивами могли быть принесены в Минусинскую котловину ещё с тагарским населением раннего железного века и иметь, таким образом, более древние корни, чем мифология и эпос енисейских кыргызов. Датировка большинства петроглифов Сулекской писаницы основана на изображённых исторических реалиях и оставленных «рунических» надписях. Однако нельзя исключить более раннее время создания знаменитых сцен с верблюдами.
Подробнее об этих сюжетах можно прочесть в статье кандидата исторических наук А.Н. Мухарёвой «Сцены с верблюдами в наскальном искусстве Минусинской котловины». Файл в прикреплении к посту.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий
❤4
Два отличных повода зайти в Институт археологии и этнографии СО РАН в эти выходные:
📍Академика Лаврентьева, 17
🔎В субботу, 15 ноября в 15:00 — лекция «Археология старой сибирской границы», посвящённая русским острогам. Читает ведущий специалист по фортификации, доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский
14+
🔎В воскресенье, 16 ноября в 14:00 — экскурсия по выставке «Археология Новосибирской области». История нашего региона от каменного века до прихода русских переселенцев
14+
Запись на оба события по тел. +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
Билет 200 руб., пенсионеры и школьники — 100 руб.
📍Академика Лаврентьева, 17
🔎В субботу, 15 ноября в 15:00 — лекция «Археология старой сибирской границы», посвящённая русским острогам. Читает ведущий специалист по фортификации, доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский
14+
🔎В воскресенье, 16 ноября в 14:00 — экскурсия по выставке «Археология Новосибирской области». История нашего региона от каменного века до прихода русских переселенцев
14+
Запись на оба события по тел. +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
Билет 200 руб., пенсионеры и школьники — 100 руб.
👍4❤3
Провожаем ноябрь в Институте археологии и этнографии СО РАН двумя увлекательными кураторскими экскурсиями:
👉22 ноября (сб), 14:00 — экскурсия с музейным реставратором «Сквозь тысячелетия: история мужчины-воина из пазырыкского кургана». Проводит Марина Вадимовна Мороз
📍Золотодолинская, 4, музей ИАЭТ СО РАН
14+
Билет 200 руб., школьники и пенсионеры 100 руб.
Реставрация и сохранение таких хрупких и уникальных объектов, как человеческие мумии, — сложный и непрерывный процесс. Ведущий специалист музея Института археологии и этнографии, сопровождающая мужскую мумию из погребения пазырыкской археологической культуры на Алтае с момента её обнаружения в 1995 году и до настоящего времени, расскажет о том, как исследовался курган и в каком состоянии были найдены и как реставрировались сопровождавшие погребённого мужчину предметы.
👉23 ноября (вс),14:00 — экскурсия по выставке «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций». Проводит доктор истор. наук Александр Иванович Соловьёв, участник многочисленных археологических экспедиций по территории Новосибирской области
📍Академика Лаврентьева, 17, главный корпус института
14+
Билет 300 руб., школьники и пенсионеры 150 руб.
Предварительная запись по тел. экскурсионного отдела ИАЭТ СО РАН: +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
👉22 ноября (сб), 14:00 — экскурсия с музейным реставратором «Сквозь тысячелетия: история мужчины-воина из пазырыкского кургана». Проводит Марина Вадимовна Мороз
📍Золотодолинская, 4, музей ИАЭТ СО РАН
14+
Билет 200 руб., школьники и пенсионеры 100 руб.
Реставрация и сохранение таких хрупких и уникальных объектов, как человеческие мумии, — сложный и непрерывный процесс. Ведущий специалист музея Института археологии и этнографии, сопровождающая мужскую мумию из погребения пазырыкской археологической культуры на Алтае с момента её обнаружения в 1995 году и до настоящего времени, расскажет о том, как исследовался курган и в каком состоянии были найдены и как реставрировались сопровождавшие погребённого мужчину предметы.
👉23 ноября (вс),14:00 — экскурсия по выставке «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций». Проводит доктор истор. наук Александр Иванович Соловьёв, участник многочисленных археологических экспедиций по территории Новосибирской области
📍Академика Лаврентьева, 17, главный корпус института
14+
Билет 300 руб., школьники и пенсионеры 150 руб.
Предварительная запись по тел. экскурсионного отдела ИАЭТ СО РАН: +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
❤5
🐃🐴🦌🐗Минусинская котловина (территория Хакасии и юга Красноярского края) — место сосредоточения большого количества археологических памятников, в том числе, разновременных объектов наскального искусства. Древнейшие из петроглифов Минусинской котловины получили общее название «минусинский стиль», или «минусинская традиция». Это всегда изображения диких животных, чаще всего оленевых, встречаются также бык, лошадь, медведь, кабан и другие звери. Данные изображения — древнейшие в регионе. Сами они никогда не перекрывают другие петроглифы, в то время как поверх них могут быть нанесены изображения других стилей и эпох.
Учёные выдвигают различные гипотезы о времени появления и расцвета «минусинского стиля» в наскальном искусстве: от конца каменного века до начала эпохи бронзы. Со временем ввиду высокой вариативности изображений исследователи оказались в ситуации, когда к «минусинскому стилю» было отнесено столь великое количество разнообразных петроглифов, что стало трудно выделить общие черты стиля.
В недавнем исследовании археологи постарались обобщить признаки, свойственные большей части изображений «минусинского стиля», и те, которые встречаются только время от времени. Для этого они подвергли статистическому анализу 60 петроглифов, представляющих различных животных, которые были отнесены разными авторами к минусинскому стилю. Оказалось, что наиболее вариативны по манере изображения представителей семейства оленевых (оленей, лосей, косуль и пр.). Им оказалось часто свойственно наклонное размещение фигуры животного, тело, декорированное так называемой «анатомической разметкой», когда художник как будто хотел показать скелет животного, «свисающие ноги», две близко расположенные точки в передней, а часто и задней части корпуса.
Возможно к отдельной самостоятельной группе древнейшего пласта относятся фигуры оленевых, выполненные строго горизонтально, с грузными очертаниями туловища, короткой прямой шеей и маленькой головой. У изображений животных других видов набор признаков менее вариативен.
Продолжим рассказ о том, как археологи проанализировали характерные признаки классики «минусинского стиля», в следующем посте
Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий
Учёные выдвигают различные гипотезы о времени появления и расцвета «минусинского стиля» в наскальном искусстве: от конца каменного века до начала эпохи бронзы. Со временем ввиду высокой вариативности изображений исследователи оказались в ситуации, когда к «минусинскому стилю» было отнесено столь великое количество разнообразных петроглифов, что стало трудно выделить общие черты стиля.
В недавнем исследовании археологи постарались обобщить признаки, свойственные большей части изображений «минусинского стиля», и те, которые встречаются только время от времени. Для этого они подвергли статистическому анализу 60 петроглифов, представляющих различных животных, которые были отнесены разными авторами к минусинскому стилю. Оказалось, что наиболее вариативны по манере изображения представителей семейства оленевых (оленей, лосей, косуль и пр.). Им оказалось часто свойственно наклонное размещение фигуры животного, тело, декорированное так называемой «анатомической разметкой», когда художник как будто хотел показать скелет животного, «свисающие ноги», две близко расположенные точки в передней, а часто и задней части корпуса.
Возможно к отдельной самостоятельной группе древнейшего пласта относятся фигуры оленевых, выполненные строго горизонтально, с грузными очертаниями туловища, короткой прямой шеей и маленькой головой. У изображений животных других видов набор признаков менее вариативен.
Продолжим рассказ о том, как археологи проанализировали характерные признаки классики «минусинского стиля», в следующем посте
Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий
❤8
КоммерсантЪ-Сибирь собрали интересную фотогалерею к отмечаемому в ноябре 125-летию академика АН СССР Михаила Алексеевича Лаврентьева, основателя Новосибирского Академгородка. Посмотрим вместе😊🔎
Коммерсантъ
Первый председатель
125 лет назад родился создатель новосибирского Академгородка Михаил Лаврентьев
❤7🔥2