Музеи ИАЭТ – Telegram
Музеи ИАЭТ
759 subscribers
746 photos
4 videos
12 files
349 links
Музей под открытым небом, экскурсии к мамонтам и выставки: https://archaeology.nsc.ru/muzei/ekskursii/
Download Telegram
​​📯Лекция о сибирской фортификации в рамках выставки «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций»!
15 ноября (сб) доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский

📍Академика Лаврентьева, 17 (главный корпус Института археологии и этнографии СО РАН)
Начало лекции в 15:00
14+
Запись по тел. экскурсионного отдела +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
📚Желающие также смогут приобрести новые книги лектора

Граница российского государства в Сибири в XVI-XVII-м веках была подвижна и продвигалась заметными темпами с запада на восток и севера на юг. Её опорными пунктами были оборонительные сооружения, в первую очередь, остроги. В начале XIX-го века южная сибирская граница проходила по трём острогам на территории будущей Новосибирской области — Умревинского, Бердскому и Чаусскому.

Важнейшую роль играла и так называемся Иртышская линия, которая протянулась почти на тысячу километров от Омска до Усть-Каменогорска. На этом расстоянии примерно через каждые 20–25 километров стояли оборонительные пункты — редуты и форпосты. О том, чем жила движущаяся сибирская граница и какие её следы доступны для изучения археологам, поговорим на лекции.

👉Стоимость билета на лекцию 200 руб., пенсионеры и школьники — 100 руб.
Все гости лекции смогут посмотреть новую выставку «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций». Для этого можно прийти немного раньше, к 14:30
7👍2
4🔥3
​​🐪Изображения верблюдов довольно часто встречаются среди наскальных изображений Южной Сибири — эти животные были известны местному населению уже в древности. В Минусинской котловине самые выразительные композиции с верблюдами находятся на Сулекской писанице. Кстати, виртуальный тур по этому памятнику уже можно посмотреть на сайте проекта «Истории в камне»

Традиционно изображения верблюдов на Сулекской писанице датируют 7-9-м веками нашей эры и связывают со временем господства в этих землях енисейских кыргызов. Кроме одиночных и парных фигур верблюдов, на Сулеке есть изображения, где верблюд запряжён в кибитку, позади которой привязан ещё один верблюд. У последнего на спине изображено седло или попона с орнаментом.

Ещё больший интерес представляют сцены с верблюдами, дерущимися с хищниками или с себе подобными. Сюжет противостояния или поединка двух верблюдов широко распространён в произведениях искусства Южной Сибири 1-го тысячелетия нашей эры. Обычно животные на них показаны сразу в моменте схватки. На Сулекской писанице можно увидеть рядом три сцены, показывающие поединок в его этапах. Одну пару составляют верблюды с оскаленными пастями и низко опущенными головами в момент, когда животные готовы укусить друг друга, вторую – верблюды, кусающие друг друга за передние ноги, третью – за задние.

Все изображения верблюдов на писанице выполнены в технике резьбы или гравировки, что позволило мастерам точно передать даже мелкие детали. Например, у животных с оскаленными пастями четко прорисованы зубы, что усиливает выражение агрессии. Важно отметить, что в некоторых сценах рядом с противостоящими и борющимися верблюдами изображено третье животное этого же вида, не принимающее участия в борьбе. Возможно, это иллюстрация сражения из-за самки.

Продолжим рассказ о «сулекских» верблюдах в следующем посте.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.
12🔥2
👀Команда новосибирских Вестей заглянула в Институт археологии и этнографии СО РАН, чтобы своими глазами увидеть керамику неизвестной ранее культуры эпохи бронзы, найденную летом 2025 года на памятнике Карьер Таи в Венгеровском районе Новосибирской области. Памятник «Карьер Таи» изучается под общим руководством академика РАН Вячеслава Ивановича Молодина уже девять лет. Исследователи привлекают данные геомагнитной разведки, показавшей многочисленные следы скрытых рукотворных объектов.

Археологи установили, что люди жили на данной местности с эпохи неолита до позднего Средневековья. Одни из них оставили культовые комплексы, другие ─ жилищные и хозяйственны, выделены и разновременные могильники. Полевой сезон этого года позволил выявить среди других артефактов фрагменты керамики с необычным «текстильным» декором, который ранее не встречался в Барабинской лесостепи. Подробнее о работах рассказал в сюжете научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Дмитрий Ненахов
7👍3
​​🐪🐪В прошлом посте мы рассказали о сюжетах противостояния верблюдов, которые встречаются в наскальном искусстве Минусинской котловины, на Сулекской писанице. Исследователи выдвигают две гипотезы о значении подобных изображений. По одной из них, дерущиеся друг с другом верблюды, или верблюд, сражающийся с хищником, отражают сюжеты мифологии или народного эпоса; по другой —связаны с культом плодородия.

Образы сражающихся верблюдов наряду с некоторыми другими мотивами могли быть принесены в Минусинскую котловину ещё с тагарским населением раннего железного века и иметь, таким образом, более древние корни, чем мифология и эпос енисейских кыргызов. Датировка большинства петроглифов Сулекской писаницы основана на изображённых исторических реалиях и оставленных «рунических» надписях. Однако нельзя исключить более раннее время создания знаменитых сцен с верблюдами.

Подробнее об этих сюжетах можно прочесть в статье кандидата исторических наук А.Н. Мухарёвой «Сцены с верблюдами в наскальном искусстве Минусинской котловины». Файл в прикреплении к посту.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий
4
Два отличных повода зайти в Институт археологии и этнографии СО РАН в эти выходные:
📍Академика Лаврентьева, 17
🔎В субботу, 15 ноября в 15:00 — лекция «Археология старой сибирской границы», посвящённая русским острогам. Читает ведущий специалист по фортификации, доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский
14+

🔎В воскресенье, 16 ноября в 14:00 — экскурсия по выставке «Археология Новосибирской области». История нашего региона от каменного века до прихода русских переселенцев
14+

Запись на оба события по тел. +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
Билет 200 руб., пенсионеры и школьники — 100 руб.
👍43
​​Провожаем ноябрь в Институте археологии и этнографии СО РАН двумя увлекательными кураторскими экскурсиями:
👉22 ноября (сб), 14:00 — экскурсия с музейным реставратором «Сквозь тысячелетия: история мужчины-воина из пазырыкского кургана». Проводит Марина Вадимовна Мороз
📍Золотодолинская, 4, музей ИАЭТ СО РАН
14+
Билет 200 руб., школьники и пенсионеры 100 руб.

Реставрация и сохранение таких хрупких и уникальных объектов, как человеческие мумии, — сложный и непрерывный процесс. Ведущий специалист музея Института археологии и этнографии, сопровождающая мужскую мумию из погребения пазырыкской археологической культуры на Алтае с момента её обнаружения в 1995 году и до настоящего времени, расскажет о том, как исследовался курган и в каком состоянии были найдены и как реставрировались сопровождавшие погребённого мужчину предметы.

👉23 ноября (вс),14:00 — экскурсия по выставке «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций». Проводит доктор истор. наук Александр Иванович Соловьёв, участник многочисленных археологических экспедиций по территории Новосибирской области
📍Академика Лаврентьева, 17, главный корпус института
14+
Билет 300 руб., школьники и пенсионеры 150 руб.

Предварительная запись по тел. экскурсионного отдела ИАЭТ СО РАН: +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
5
​​🐃🐴🦌🐗Минусинская котловина (территория Хакасии и юга Красноярского края) — место сосредоточения большого количества археологических памятников, в том числе, разновременных объектов наскального искусства. Древнейшие из петроглифов Минусинской котловины получили общее название «минусинский стиль», или «минусинская традиция». Это всегда изображения диких животных, чаще всего оленевых, встречаются также бык, лошадь, медведь, кабан и другие звери. Данные изображения — древнейшие в регионе. Сами они никогда не перекрывают другие петроглифы, в то время как поверх них могут быть нанесены изображения других стилей и эпох.

Учёные выдвигают различные гипотезы о времени появления и расцвета «минусинского стиля» в наскальном искусстве: от конца каменного века до начала эпохи бронзы. Со временем ввиду высокой вариативности изображений исследователи оказались в ситуации, когда к «минусинскому стилю» было отнесено столь великое количество разнообразных петроглифов, что стало трудно выделить общие черты стиля.

В недавнем исследовании археологи постарались обобщить признаки, свойственные большей части изображений «минусинского стиля», и те, которые встречаются только время от времени. Для этого они подвергли статистическому анализу 60 петроглифов, представляющих различных животных, которые были отнесены разными авторами к минусинскому стилю. Оказалось, что наиболее вариативны по манере изображения представителей семейства оленевых (оленей, лосей, косуль и пр.). Им оказалось часто свойственно наклонное размещение фигуры животного, тело, декорированное так называемой «анатомической разметкой», когда художник как будто хотел показать скелет животного, «свисающие ноги», две близко расположенные точки в передней, а часто и задней части корпуса.

Возможно к отдельной самостоятельной группе древнейшего пласта относятся фигуры оленевых, выполненные строго горизонтально, с грузными очертаниями туловища, короткой прямой шеей и маленькой головой. У изображений животных других видов набор признаков менее вариативен.

Продолжим рассказ о том, как археологи проанализировали характерные признаки классики «минусинского стиля», в следующем посте

Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий
8
КоммерсантЪ-Сибирь собрали интересную фотогалерею к отмечаемому в ноябре 125-летию академика АН СССР Михаила Алексеевича Лаврентьева, основателя Новосибирского Академгородка. Посмотрим вместе😊🔎
7🔥2
​​Продолжаем рассказ об исследовании, в котором археологи подвергли статистическому анализу серию изображений с разных памятников Хакасии и Красноярского края, которые традиционно относились к «минусинскому стилю». Напомним, что «минусинские» петроглифы — это всегда изображения животных, довольно реалистичные, часто с крупным и грузным телом, свисающими ногами и вытянутой вперёд мордой. Эта группа изображений особенно интересна исследователям тем, что они считаются древнейшими в регионе.

Оказалось, что, несмотря на наличие некоторых общих черт «минусинского стиля», другие его особенности не так уникальны. Например, декорирование корпуса поперечными полосами отмечено во многих изобразительных традициях, но только в «минусинском стиле» встречается декорирование передней или задней части фигуры животного двумя расположенными рядом точками (значение этого символа точно не известно).

Представляется логичным: если «минусинский стиль» — самый древний из известных в Минусинской котловине, то многие его элементы нашли широкое распространение и в других, последующих изобразительных традициях. На данном этапе сложно говорить о хронологической принадлежности этих петроглифов и взаимозависимости отдельных изобразительных элементов разных стилей.

📖Подробнее о дифференциации внутри обширного минусинского стиля можно прочесть в статье И.В. Аболонковой, Л.В. Зоткиной и К.А. Колобовой «Стилистические особенности наскальных изображений минусинской традиции». Статья по запросу у авторов.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий
4
​​АФИША Института археологии и этнографии СО РАН на декабрь и январские каникулы На все события, кроме экскурсии «Мамонтовая фауна», нужна предварительная запись в сообщениях сообщества или по тел. +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)

📍АКАДЕМИКА ЛАВРЕНТЬЕВА, 17
👉7 декабря (вс), 14:00 — экскурсия по выставке «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций».
12+
Билет 200 руб., школьники, пенсионеры 100 руб.

👉13 декабря (сб), 15:00 — мастер-класс по дендрохронологии «Деревья Академгородка: старожилы и новосёлы» 12+
Проводят сотрудники лаборатории естественнонаучных методов в археологии PaleoData, в рамках Фестиваля НАУКА 0+ в Новосибирской области
🖐Вход бесплатный по предварительной записи

👉5 января (пн), 14:00 — «Мамонтовая фауна», обзорная экскурсия по экспозиции палеофауны в вестибюле института. Строго для зрителей СТАРШЕ 6 лет
🖐Вход свободный

👉10 января (сб), 17:00 — спектакль театра «У мамонта» из свадебного цикла — «Узбеки. Туй». 14+
Реж. Ярослава Миловская, актёры — активисты «Межнационального дома дружбы народов», Новосибирск. Билет— 500 руб., включает свадебное угощение

📍МУЗЕЙ НА ЗОЛОТОДОЛИНСКОЙ, 4
👉20 декабря (сб), 16:00
8 января (чт), 16:00 — обзорные экскурсии от каменного века до этнографической современности.
Для взрослых и школьников от 14 лет
Билет 300 руб., школьники и пенсионеры 150 руб.

👉6 января (вт), 12:00 — интерактивная экскурсия «Человек наук» для детей 6-12 лет и их родителей. Билет 300 руб., школьники и пенсионеры 150 руб.

👉9 января (чт), 14:00 — экскурсия с куратором по новой экспозиции сибирской иконы и предметов личного благочестия 14+
Проводит канд. ист. н. Ирина Владимировна Сальникова
Билет 300 руб., школьники и пенсионеры 150 руб.
Гости увидят коллекцию литых и писанных икон, нательных и наперсных крестов отражает духовный мир населения Сибири, представителей разных течений христианства — ортодоксальных православных, старообрядцев разного толка, католиков. В искусно созданных сакральных предметах видно мастерство авторов и богатство религиозных традиций XVIII — начала ХХ веков.
8🔥3👏2
​​🔎Наскальные изображения встречаются иногда даже в высокогорье, на памятниках, добраться до которых современным археологам бывает очень непросто. В середине 20-го века выдающийся исследователь каменного века Центральной Азии Вадим Александрович Ранов открыл на Восточном Памире в Таджикистане, на высоте 4200 метров над уровнем моря, наскальные изображения в гроте Шахты. Это были нанесённые краской фигуры дикого кабана, медведя, какого-то крупного животного, похожего на быка, человекообразного персонажа с птичьими чертами.

Рядом находятся многочисленные остатки других фигур, уже не поддающихся определению. Причина плохой сохранности большинства изображений — отслоение мельчайших чешуек известняка, из которого сложены стенки грота. Из-за резких перепадов температуры в высокогорье данный процесс происходит в гроте постоянно.

🖐Изображения были сделаны на высоте 1,6–2,0 м от уровня пола. Они нанесены красной охристой краской в два тона — светло-кирпичный и более тёмный, бордовый. Материалом для краски, по мнению Ранова, послужили железистые соединения, которые древние художники могли найти тут же, в гроте. Судя по толщине линий, рисунки могли наноситься пальцем. По мнению исследователей, когда-то вся южная стена грота Шахты, от входа в него до более узкой дальней части, была покрыта крашеными изображениями.

Возраст изображений в гроте Шахты остаётся дискуссионным. Сам Ранов относил их к эпохе мезолита, переходного периода от палеолита к неолиту. Однако достаточных оснований для такой связи не было найдено. Современные исследования в регионе подтвердили его заселение человеком ещё в верхнем палеолите, так что возможный период создания рисунков даже расширился, от позднего каменного века до эпохи бронзы, особенно, если памятник функционировал как древнее святилище в течение нескольких эпох. Продолжим рассказ о сохранности нанесённых краской изображений в гроте Шахты и возможных путях её сохранения в следующем посте

Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий

На первом фото Восточный Памирский тракт, изображение из открытых источников
4👍1
​​🏞Продолжаем рассказ о крашенных наскальных изображениях в гроте Шахты на Восточном Памире, на территории Таджикистана. Эти рисунки, сделанные в высокогорье, известны учёным с середины прошлого века, и их сохранности в чём-то способствуют, а в чём-то препятствуют специфические природные условия.

С одной стороны, как мы уже рассказывали, в гроте из-за резких перепадов температуры происходит постоянное отслоение чешуек известняка и, вместе с ними, древнего красочного слоя. С другой стороны, сопоставление фотографий изображений, сделанных 70 лет назад первооткрывателем памятника, археологом Вадимом Александровичем Рановым, и макроснимков современного их состояния, не показала значительного разрушения рисунков в наше время.

Проблема сохранения памятников наскального искусства всякий раз требует от специалистов индивидуальных подходов. Полностью устранить естественные процессы разрушения на памятнике, находящемся под открытым небом, невозможно, однако есть способы максимально замедлить это разрушение. Для этого на памятниках сооружают козырьки и навесы, водостоки, обеспечивающие защиту плоскостей от воды, ограничивают доступ для людей и животных, регулируют растительность, которая также вносит существенный вклад в разрушение скальных поверхностей.

Кроме того, существуют различные способы укрепления самого камня, наращивания утраченных фрагментов поверхности, обработки от бактерий, водорослей, лишайников. Любые методы прямой консервации поверхностей с древними изображениями требуют большой квалификации исполнителей, так как неправильно подобранные составы могут с течением времени оставить необратимые следы на поверхности и тем самым затруднить исследование или даже скрыть под собой черты исторических изображений. Примеры такой неудачной реставрации, к сожалению, уже хорошо известны по первым опытам работы на памятниках наскального искусства в 20-м веке.

📖Подробнее о сохранении наскального искусства в гроте Шахты можно прочесть в статье И.В. Аболонковой, Н.Н.Сайфулоева и И.Е. Дедова «Состояние сохранности памятника наскального искусства Шахты и возможности его консервации». Файл статьи в прикреплении.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.
5