«Беккет: Путь вычитания» Анатолия Рясова — хорошая книга с той же полки, что и «Красный нуар Голливуда» Михаила Трофименкова и «Поланский» Станислава Зельвенского; очень хочется, чтобы такого компетентного, бесстрашно заходящего на чужую как будто делянку культурологического нон-фикшена было больше. интернет у нас пока общий, и нет, в общем, никаких причин, почему исследователь из России не мог бы написать что-то веское про сериал «Лучше звоните Солу», Джулиана Барнса или Филипа Сеймура Хоффмана.
еще подумалось, что настоящая литературная контркультура сегодня — это, осознав завоевания высокого модернизма, «нового романа», концептуализма, зебальдианства, да даже автофикшена, выбрать все-таки другую дорогу; не пестовать, то есть, ситуацию Невозможности Слова, а что-то с этой депрессивной немотой наконец сделать. что амбициознее — сочинять «проэзию», прислушиваясь к журчанию родной речи (и ловить себя на мысли, что у Соколова и Беккета получалось лучше)? изобретать новые вариации «теоретического романа» — формата, позволяющего замаскировать неспособность рассказать историю, как бы консервативно это ни звучало? или, признав немыслимую техническую сложность задачи, написать убедительный роман с персонажами, сюжетом и идеями (последнее, как мы понимаем, необязательно), который, натурально, «будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь»? есть подозрение, что только так — фанатами «архаичных» Стерна (Толстой), Свифта (Джойс), Гете (Кафка), Сен-Симона (Пруст), Пушкина (Набоков), литература подвигалась два предыдущих века, и, может статься, найдет в себе силы решительно сдвинуться сейчас.
еще подумалось, что настоящая литературная контркультура сегодня — это, осознав завоевания высокого модернизма, «нового романа», концептуализма, зебальдианства, да даже автофикшена, выбрать все-таки другую дорогу; не пестовать, то есть, ситуацию Невозможности Слова, а что-то с этой депрессивной немотой наконец сделать. что амбициознее — сочинять «проэзию», прислушиваясь к журчанию родной речи (и ловить себя на мысли, что у Соколова и Беккета получалось лучше)? изобретать новые вариации «теоретического романа» — формата, позволяющего замаскировать неспособность рассказать историю, как бы консервативно это ни звучало? или, признав немыслимую техническую сложность задачи, написать убедительный роман с персонажами, сюжетом и идеями (последнее, как мы понимаем, необязательно), который, натурально, «будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь»? есть подозрение, что только так — фанатами «архаичных» Стерна (Толстой), Свифта (Джойс), Гете (Кафка), Сен-Симона (Пруст), Пушкина (Набоков), литература подвигалась два предыдущих века, и, может статься, найдет в себе силы решительно сдвинуться сейчас.
Полка
Важная книга: «Беккет: путь вычитания» Анатолия Рясова
Книга и для тех, кто начинает знакомство с ирландским классиком, и для тех, кто хочет узнать о нём что-то новое
по небу раскатился вой: новая редакция перевода «Радуги тяготения», выполненная Максимом Немцовым и Анастасией Грызуновой, предварительно выйдет в декабре в «Азбуке». обложка, как знает всякий пинчонозавр, не отлетевшая, а вполне классическая (но любим мы другую); в собрание сочинений, к слову, не верю — просто ждем вторым-третьим темпом V, Vineland и Inherent Vice, уже выходившие на русском.
«Был такой интересный случай, когда у него в тексте кто-то говорит "ну вы, будерусские суки" или что-то в этом духе, в "Теллурии". Я думаю: боже мой, что такое? Спросил у русских друзей, никто не знал, спросил у Марка, он тоже не знал, спросил у Сорокина, он сказал: "Это ничего не значит, это просто фирма, которая занимается отоплением нашего дома во Внуково". Он увидел это название – “Будерус”, и оно стало бранью».
переводчик Сорокина на английский Макс Лаутон рассказывает Александру Генису, как ужинал с писателем в «Пушкине» и почему считает «Голубое сало» его самой изысканной книгой; оба сходятся на том, что ближайшие пять лет, за которые в Америке должны выйти главные тексты ВГС, могут стать решающими для нобелевских перспектив автора «Сердец четырех».
переводчик Сорокина на английский Макс Лаутон рассказывает Александру Генису, как ужинал с писателем в «Пушкине» и почему считает «Голубое сало» его самой изысканной книгой; оба сходятся на том, что ближайшие пять лет, за которые в Америке должны выйти главные тексты ВГС, могут стать решающими для нобелевских перспектив автора «Сердец четырех».
в «И просто так» нет Саманты Джонс, но если судить по первым двум эпизодам, именно она — а точнее, попытки найти ей замену — должны стать подлинным сюжетом этого мини-сериала. может быть, первая серия еще и потому так мучительна, что отсутствие любимой героини получает вполне оскорбительное объяснение, а вторая не вызывает такой изжоги, потому что в трудную минуту Саманта посылает Кэрри цветы (впрочем, поверить, что в такой ситуации она не позвонила бы бывшей подруге — что бы там между ними ни произошло — совершенно невозможно).
это неловкие серии ретроспективно подсвечивают важную вещь про «Секс в большом городе» — указывают на то, что на самом деле это был сериал не о мужчинах, моде, Нью-Йорке, а о жажде мудрой, опытной, блестящей наставницы, которая научит своих непутевых подруг жизни. в «И просто так», надо полагать, такими персонажами станут Лиза Тодд Уэксли (которая похожа на Саманту и чисто антропометрически), подкастерша Че Диаз (Сара Рамирес), вступившая во втором эпизоде в страшно неловкое, если задуматься об этом по-настоящему глубоко, столкновение с Мирандой и профессор Ниа Уоллес (Карен Питтман). они, по-видимому, должны задать этой вселенной новую гендерную, сексуальную и расовую перспективу, а пожилые, оглохшие, умершие мужья — заставят задуматься о том, где мы все однажды будем.
кадр напоминает о том, что параллельно на HBO идут «Полезные советы от Джона Уилсона» — вот уж действительно, безо всяких скидок, выдающийся сериал о современном Нью-Йорке, где воришка в маске куклы — далеко не самое странное, что можно встретить в этом городе.
это неловкие серии ретроспективно подсвечивают важную вещь про «Секс в большом городе» — указывают на то, что на самом деле это был сериал не о мужчинах, моде, Нью-Йорке, а о жажде мудрой, опытной, блестящей наставницы, которая научит своих непутевых подруг жизни. в «И просто так», надо полагать, такими персонажами станут Лиза Тодд Уэксли (которая похожа на Саманту и чисто антропометрически), подкастерша Че Диаз (Сара Рамирес), вступившая во втором эпизоде в страшно неловкое, если задуматься об этом по-настоящему глубоко, столкновение с Мирандой и профессор Ниа Уоллес (Карен Питтман). они, по-видимому, должны задать этой вселенной новую гендерную, сексуальную и расовую перспективу, а пожилые, оглохшие, умершие мужья — заставят задуматься о том, где мы все однажды будем.
кадр напоминает о том, что параллельно на HBO идут «Полезные советы от Джона Уилсона» — вот уж действительно, безо всяких скидок, выдающийся сериал о современном Нью-Йорке, где воришка в маске куклы — далеко не самое странное, что можно встретить в этом городе.
новая книга Джулиана Барнса зовется «Элизабет Финч» и увидит свет 14 апреля 2022 года. в центре этой короткой истории — попытки протагониста Нила разобраться в жизни и сочинениях заглавной профессорши, светоча разума в темные времена. другая обсессия рассказчика — Юлиан (то есть, буквально, Джулиан) Отступник. будет обманом сказать, что мы как-то невероятно заинтригованы (издательство Penguin давно не писало таких помпезных аннотаций), но у нас уже было множество подтверждений тому, что этот автор умеет оживлять самые аморфные риторические конструкции — так, два года назад он изваял превосходный нон-фикшен о том, что Англии и Европе лучше вместе, чем врозь.
четвертая «Матрица» и новый «Человек-паук« встретились в новогоднем прокате по ковидной случайности, но в их сближении все же прослеживается кое-какая логика. выходящие с разницей в день фильмы разрабатывают примерно одну и ту же тему: можно ли придумать действительно оригинальный сюжет в эпоху истощения интеллектуальной собственности? как быть с собственным наследием: решительно от него откреститься? поднять на флаг? а может быть, сделать отношения с ним пружиной новой истории — и тем самым освежить ее?
Marvel делают вид, что для устойчивой, опирающейся теперь и на телепроизведения франшизы такой проблемы не существует вовсе. «Нет пути домой» — победительный фильм, который компенсирует дефицит нестандартных ходов ностальгическими камео и апеллирует к высокой логике предназначения (это не мы повторяемся, а таков путь героя). что это не развивает сагу как таковую, претензия, наверное, справедливая: филлер не филлер, а скорее, праздничный фильм-самоволка — что, в общем, вполне в духе заглавного персонажа.
Warner Bros. подходит к вопросу серьезнее, и Дэвид Митчелл и Александер Хемон, писавшие новую «Матрицу» вместе с Ланой Вачовски, превращают первую половину фильма в странную смесь «Адаптации» и «Руби Спаркс»: художник и его создание, «оригинальное сочинение» и его «модальности», творческий кризис и воспоминания о том, что когда-то ты мог оторваться от земли и скрыться ото всех за облаками. превратить блокбастер в антологию писательских сомнений и страхов — решение, подкупающее своим безумием. оставить в 200-миллионном боевике драматургические швы, показать, «как сделан» всякий сиквел — почти формалистский эксперимент. в особенно тревожные моменты все это, впрочем, напоминает «Космический джем», и не будем делать вид, что у авторов все получилось (давно мы не видели такого незрелищного буллет-тайм). если это и неудача, то продуктивная, интересная, запоминающаяся; что-что, но точно не конвенционально плохой фильм.
с третьей стороны, оба фильма — жертвы гиперинформативного общества. за несколько месяцев до релиза можно было обнаружить в интернете изложения сюжетов «Паука» и «Матрицы», полные возмутительно точных деталей. это превращает просмотр фильма в закрашивание чек-боксов: подтвердилось, сбылось, все как в сливах. затруднительно представить себе фанатов обеих франшиз, которые придут в кино без малейшего представления о том, что их ждет. затруднительно удивить тех, кто привык разглядывать трейлеры, словно это место преступления.
Marvel делают вид, что для устойчивой, опирающейся теперь и на телепроизведения франшизы такой проблемы не существует вовсе. «Нет пути домой» — победительный фильм, который компенсирует дефицит нестандартных ходов ностальгическими камео и апеллирует к высокой логике предназначения (это не мы повторяемся, а таков путь героя). что это не развивает сагу как таковую, претензия, наверное, справедливая: филлер не филлер, а скорее, праздничный фильм-самоволка — что, в общем, вполне в духе заглавного персонажа.
Warner Bros. подходит к вопросу серьезнее, и Дэвид Митчелл и Александер Хемон, писавшие новую «Матрицу» вместе с Ланой Вачовски, превращают первую половину фильма в странную смесь «Адаптации» и «Руби Спаркс»: художник и его создание, «оригинальное сочинение» и его «модальности», творческий кризис и воспоминания о том, что когда-то ты мог оторваться от земли и скрыться ото всех за облаками. превратить блокбастер в антологию писательских сомнений и страхов — решение, подкупающее своим безумием. оставить в 200-миллионном боевике драматургические швы, показать, «как сделан» всякий сиквел — почти формалистский эксперимент. в особенно тревожные моменты все это, впрочем, напоминает «Космический джем», и не будем делать вид, что у авторов все получилось (давно мы не видели такого незрелищного буллет-тайм). если это и неудача, то продуктивная, интересная, запоминающаяся; что-что, но точно не конвенционально плохой фильм.
с третьей стороны, оба фильма — жертвы гиперинформативного общества. за несколько месяцев до релиза можно было обнаружить в интернете изложения сюжетов «Паука» и «Матрицы», полные возмутительно точных деталей. это превращает просмотр фильма в закрашивание чек-боксов: подтвердилось, сбылось, все как в сливах. затруднительно представить себе фанатов обеих франшиз, которые придут в кино без малейшего представления о том, что их ждет. затруднительно удивить тех, кто привык разглядывать трейлеры, словно это место преступления.
и все-таки это был хороший год.
перед началом 2022-го — три засечки:
— рецензия на «Лакричную пиццу» — фильм, о котором хочется говорить, думать, рассматривать; которым хочется делиться. может быть, это Андерсон-лайт — а может, к такой солнечной простоте и должен стремиться всякий большой автор.
— видеоэссе про «Сопрано» — сериал, который я, раскрыв рот, смотрел в 2020-м и осмыслял в 2021-м. ни одной мой текст прежде не получал столько внимания за такой короткий промежуток времени; новое, будоражащее ощущение, которое не терпится испытать снова.
— топ лучших фильмов и сериалов 2021 года. позиции, в общем, очевидные, но про один фильм хочется сказать отдельно: вчера на российских стримингах появился Stillwater с Мэттом Дэймоном — доберитесь до него, если цените, с одной стороны, «Удачу Логана», а с другой, например, «Манчестер у моря».
перед началом 2022-го — три засечки:
— рецензия на «Лакричную пиццу» — фильм, о котором хочется говорить, думать, рассматривать; которым хочется делиться. может быть, это Андерсон-лайт — а может, к такой солнечной простоте и должен стремиться всякий большой автор.
— видеоэссе про «Сопрано» — сериал, который я, раскрыв рот, смотрел в 2020-м и осмыслял в 2021-м. ни одной мой текст прежде не получал столько внимания за такой короткий промежуток времени; новое, будоражащее ощущение, которое не терпится испытать снова.
— топ лучших фильмов и сериалов 2021 года. позиции, в общем, очевидные, но про один фильм хочется сказать отдельно: вчера на российских стримингах появился Stillwater с Мэттом Дэймоном — доберитесь до него, если цените, с одной стороны, «Удачу Логана», а с другой, например, «Манчестер у моря».
из необязательного, но, в общем, симпатичного «Возвращения в Хогвартс» мы узнали, что у Хелены Бонем Картер сочный заливистый смех; что Майк Ньюэлл — безнадежно театральный дядька (обстоятельство, плохо повлиявшее на «Кубок огня»: из этой великолепной густонаселенной и всегда меня пугавшей книги мог бы получиться впечатляющий промежуточный финал саги); что Дэвид Йейтс чем-то похоже на будущего короля Великобритании (и снимает такие же — осанистые, скучноватые, с лысиной — фильмы); что Уотсон и Рэдклифф бесконечно много рефлексируют о своих ролях и месте франшизы в их жизни, а Гринт, которому даже в голову не пришло побриться перед тем, как сесть в кадр, словно не думает об этом вовсе. ну и попробуйте теперь сказать, что Рон Уизли — вечно остающийся не у дел, нелепый, туговатый, с одним (пригодившимся в самом первом романе) талантом нормис — не ваш любимый герой.
«Разумеется, не стоит отождествлять вымышленного персонажа с носящим те же имя, фамилию и отчество автором, который, как сам он признавался в эссе, опубликованном в 1991 году в немецкой газете die tageszeitung (taz), останавливался в Дахау лишь на одну ночь и провел всего два часа на территории концлагеря. К тому же автор предпочитал наслаждаться устрицами с шабли на живописном мюнхенском рынке Виктуалиенмаркт, тогда как своего литературного тезку он обрек на физические и душевные страдания в вымышленном концентрационном лагере Дахау»
одна из редких биографических подробностей, которая есть в книге Дирка Уффельманна про Владимира Сорокина, подтверждает, что к нему идеально подходит знаменитая цитата Флобера, подправленная в английской версии Джулианом Барнсом: Be normal in your life, like a bourgeois, so that you may be violent and original in your work.; сразу хочется пересмотреть «Сорокин-трип». что до разборов текстов классика, то они показались мне неудовлетворительными: из этой монографии трудно понять, почему создатель таких «скучных», монотонных, испытывающих терпение читателя произведений, как «Норма», «Роман« и «Ледяная трилогия», автор, вот уже сорок лет пользующийся двумя-тремя броскими приемами, лишенный собственного голоса и проницательно замечающий, что сталинский СССР похож на гитлеровскую Германию, — великий русский писатель, который достоин Нобелевской премии.
одна из редких биографических подробностей, которая есть в книге Дирка Уффельманна про Владимира Сорокина, подтверждает, что к нему идеально подходит знаменитая цитата Флобера, подправленная в английской версии Джулианом Барнсом: Be normal in your life, like a bourgeois, so that you may be violent and original in your work.; сразу хочется пересмотреть «Сорокин-трип». что до разборов текстов классика, то они показались мне неудовлетворительными: из этой монографии трудно понять, почему создатель таких «скучных», монотонных, испытывающих терпение читателя произведений, как «Норма», «Роман« и «Ледяная трилогия», автор, вот уже сорок лет пользующийся двумя-тремя броскими приемами, лишенный собственного голоса и проницательно замечающий, что сталинский СССР похож на гитлеровскую Германию, — великий русский писатель, который достоин Нобелевской премии.
Стивен Содерберг не посмотрел «Игру в кальмара», «Аркейн» и «Мейр из Исттауна», но прочитал новые книги Салли Руни и Колсона Уайтхеда, «Внутреннего рассказчика» Уилла Сторра, «Голод» Кнута Гамсуна — а еще добрался до «Разжимая кулаки». полный список всего, что видел и листал, Содерберг в 2021 году, — тут.
Extension765
SEEN, READ 2021
Check out everything Steven Soderbergh, King of the Overshare, watched and read in 2021...it's like a pinball machine--but with text!
5 февраля на Новом книжном фестивале «Смены» в Казани обсудим с Игорем Порошимым, зачем сегодня смотреть футбол, если не хватает душевных сил даже на новый сериал. трансляции не будет, но обещают запись.
подробнее о беседе — здесь, полная программа — тут.
подробнее о беседе — здесь, полная программа — тут.
smena-kazan.timepad.ru
Новый книжный фестиваль «Смены» | 5 февраля / События на TimePad.ru
С 4 по 6 февраля в Центре современной культуры «Смена» и Национальной библиотеке РТ пройдет Новый книжный фестиваль. Вход на все события бесплатный, но с обязательной регистрацией! Не забывайте об ответственной регистрации — отмените свою бронь, если ваши…
некоторое количество новых текстов
— что-то про Рейчел Каск, здорово сперва взбесившую, но потом — кто его (ее?) знает почему — оказавшуюся очень важным собеседником. «Kudos» скоро выйдет, и я особенно эту часть рекомендую — что начало, что блестящий (лимоновская точность в выборе самых простых слов) финал.
— 100 лет «Улиссу», впервые прочитанному в лихорадочном, четыре дня с книжкой, состоянии. представить себе человека, который прямо сейчас, с наскока, погрузится в этот текст, довольно затруднительно (Пруст как будто подходит на эту роль лучше), но вы попробуйте — от него очень вдохновляющее головокружение.
— лучшая русская книга начала года — роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!», который, как пишет автор, уже хотят экранизировать. с трудом представимая затея, как по мне, — несмотря на то что писатель стилизует историю под киносценарий. есть вещи, который умеет делать только Данилов и только в прозе: бог весть, что останется от этого искусного автоматизма, повторов и как бы невинных, пробирающих до костей предложений на экране. уже в продаже.
— что-то про Рейчел Каск, здорово сперва взбесившую, но потом — кто его (ее?) знает почему — оказавшуюся очень важным собеседником. «Kudos» скоро выйдет, и я особенно эту часть рекомендую — что начало, что блестящий (лимоновская точность в выборе самых простых слов) финал.
— 100 лет «Улиссу», впервые прочитанному в лихорадочном, четыре дня с книжкой, состоянии. представить себе человека, который прямо сейчас, с наскока, погрузится в этот текст, довольно затруднительно (Пруст как будто подходит на эту роль лучше), но вы попробуйте — от него очень вдохновляющее головокружение.
— лучшая русская книга начала года — роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!», который, как пишет автор, уже хотят экранизировать. с трудом представимая затея, как по мне, — несмотря на то что писатель стилизует историю под киносценарий. есть вещи, который умеет делать только Данилов и только в прозе: бог весть, что останется от этого искусного автоматизма, повторов и как бы невинных, пробирающих до костей предложений на экране. уже в продаже.
странным образом, один из самых ожидаемых — вместе с «Блондинкой», например, «Белым шумом» и глейзеровской «Зоной интересов» — фильмов года, который должен был прокатывать Disney, а потом что-то пошло не так. в России в кино с 18 марта, в других странах в тот же день на стримингах.
YouTube
Deep Water | Teaser Trailer | Hulu
Ben Affleck & Ana de Armas star in the all-new psychological thriller #DeepWater, streaming March 18.
SUBSCRIBE TO HULU’S YOUTUBE CHANNEL
Click the link to subscribe to our channel for the latest shows & updates: http://www.youtube.com/hulu?sub_confirmation=1…
SUBSCRIBE TO HULU’S YOUTUBE CHANNEL
Click the link to subscribe to our channel for the latest shows & updates: http://www.youtube.com/hulu?sub_confirmation=1…
ну да, ну да: после того как я доперечитал конспирологический шедевр Пинчона о зловещей почтовой службе Тристеро, мне Совершенно Случайно выпала серия «Смешариков» под названием «Сложные механизмы почты», в которой Кар-Карыч рассказывает, как вокруг его знакомого начал твориться Хаос, а истерзаннй паранойей Бараш замечает, что наша жизнь и есть почта. бывает.
❤1