Учим, пишем, публикуем – Telegram
Учим, пишем, публикуем
400 subscribers
261 photos
4 videos
238 links
Канал для педагогов, которые хотят писать понятно и интересно о себе, своей школе или детском саде.

Автор — Валерия Маркова, редактор, педагог, научный сотрудник МГПУ.

Для связи: @markovavk
Download Telegram
Самара!

Друзья, кто из Самары и области?

Уверена, у вас есть педагогический опыт, которым вы готовы делиться с коллегами. А как рассказывать о нём, чтобы быть заметнее на фестивалях и конференциях, чтобы подписчики читали и ставили лайки?

Поработаем над этим на очном интенсиве «От практики к публичному выступлению». Приглашаю!

🔜 17 октября с 9:30 до 15:00 (местн.), регистрация с 9:00.
🔜 Самара, Московское шоссе, 125А (ИРО Самарской области).

Программа
– как описать педагогическую практику;
– кофе-брейк;
– как использовать это описание, чтобы планировать выступления, а также тексты для соцсетей и журналов;
– кофе-брейк;
– как учитывать потребности аудитории и формат события, готовясь выступать.

Кто ведёт
Светлана Савина и Светлана Агеева — спикеры межрегиональных и всероссийских событий для педагогов, мои единомышленники и соавторы, которых вы время от времени видите в канале. Я тоже буду на интенсиве.

❤️ Приходите! Регистрация по ссылке.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥97👍5
Хеппи-энд или новая серия?

Школьный инфоповод — огонь и ми-ми-ми? Забежала кошка, проскользнул ужик, приземлился пришелец... Конечно, сразу хочется написать об этом в соцсетях. Написали? Следите за реакцией и готовьтесь писать снова.

Яркий пример: недавно в нижегородской «Школе 800» появилась летучая мышь. Восторг детей и взрослых измерялся в лайках и репостах — взлетели в десять раз!

Когда такое случается, подписчики ждут либо продолжения, либо хеппи-энда. Давайте посмотрим на примере этой новости, что, как и когда делать.

Вариант 1 (реальный): мышку почти сразу отправили в Москву. История закончилась: не будут же читатели писать в Московский зоопарк, правда?

Редактор ВК-группы просто обновил пост: «UPD. Малыш отправляется в Центр реабилитации рукокрылых при Московском зоопарке!» (UPD, от update, — новость дополнена). Этот способ хорош, когда новость ещё свежа, её не перекрыли другие записи в ленте. А вот если бы ещё несколько дней решали, что делать со зверьком, то стоило бы писать новый пост.

Вариант 2 (возможный): мышка осталась у педагога. История не закончилась! Почему? Потому что детям есть у кого спросить о мышкином здоровье.

В этом случае здорово выкладывать новости: сначала почаще, раз в неделю или две, потом всё реже.

🎩 А у вас были подобные истории? Писали о них в соцсетях?

#лайкрепост
#околотекст
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
26👍4🔥4
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
«От практики к публичному выступлению». Интенсив состоялся!

😍 Как же радостно было встретиться, дорогие коллеги и подписчики из Самарской области! Мы хотели, чтобы интенсив оказался не только познавательным, но и душевным, дружеским. Благодаря вашей поддержке всё получилось.

Что было на интенсиве?

💡Разобрали 10 вопросов, которые помогают описывать педагогические практики. Это небольшая, но важная часть нашего большого руководства «Как педагогу описывать свои разработки». На примере своего проекта «Семья одна — эмоции разные» Светлана Савина показала, как она ответила на каждый вопрос.

Потом все потренировались и описали занятие «Портрет моего я». Следом придумали, как рассказывать о нём, если предстоит...

...обучать коллег,
давать мастер-класс,
выступать очно или онлайн,
вести родительское собрание,
писать статью для «Учительской газеты» или пост в ВК.

На каждый формат у Светланы нашлись примеры из жизни. Обучение коллег? Дайте понять, как занятия типа «Портрет моего я» решат проблемы в классе или группе. Соцсети? Разделяйте текст с фотографиями и клип на два поста, и вы увидите, как у вас растут охваты.

💡Светлана Агеева объяснила, каким должен быть текст для выступления: простым, с одной ключевой мыслью, с историями и примерами, без сложных терминов и канцелярита. Самое главное — при подготовке такого текста постоянно держать в голове: устная речь значительно отличается от письменной!

И, наконец, обсудили, как тренировать дикцию и меньше волноваться, выходя к аудитории.

❤️ В ноябре или декабре планируем подобный интенсив, только теперь онлайн. Следите за новостями в канале и сторис!
___

Авторы клипа: Светлана Савина и Елена Звонарёва, д/с № 128 г. Воронежа.

🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
413🔥12😍4
Как нейросеть устраняет канцелярит

Недавно Нина, автор канала «Проект в школе», поделилась, что нейросеть помогает ей бороться с канцеляризмами — и это отличный способ не возиться самой. Мне сразу захотелось о нём написать.

Находим в школьной ВК-ленте канцелярское предложение: «Сегодня в рамках оперативно-профилактических мероприятий ВРИО инспектора ПДН сержант полиции Петрова Ю. А. провела со старшеклассниками беседу о противодействии вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность».

Идём с ним в DeepSeek. Вариантов задач несколько.

1️⃣«Объясни». Прошу нейросеть просто показать, где именно таится канцелярит. Способ хорош, если вы хотите лучше замечать канцеляризмы.

Так, DeepSeek увидел «в рамках», «оперативно-профилактические мероприятия», «провести беседу», «противодействие вовлечению» и придрался к должности Петровой. Однако он предложил заменить «в рамках» на такое же казённое «в ходе» и мало покритиковал перегруженную концовку. А ещё он забыл, что «Петрова Ю. А.» — тоже маркер официально-делового стиля. «Юлия Андреевна Петрова» или «Юлия Петрова» звучат гораздо живее, и для соцсетей это уместнее.

2️⃣ «Перепиши». Объясняю, что предложение написано в официально-деловом стиле, и для ВК-паблика школы это не подходит. Даю задание переделать, ограничений не ставлю. Пускай творит!

На радостях от свободы DeepSeek предложил три текста с разными акцентами. Где-то, конечно, канцелярит остался, но в целом результат мне понравился.

Вот что я бы выбрала и доработала: «Как уберечь себя от неприятностей? Именно об этом сегодня говорила со старшеклассниками наш инспектор ПДН Юлия Андреевна. Встреча была посвящена профилактике правонарушений: как распознать манипуляции и не дать вовлечь себя в деятельность, которая противоречит закону. Важные знания для жизни!»

3️⃣ «Отредактируй». Допустим, я не хочу разбивать предложение на несколько и добавлять какую-то ещё информацию. Предупреждаю об этом творца.

Творец упростил текст, но не избавился от всех канцеляризмов. Попросила доработать, DeepSeek оставил аббревиатуру и нашёл довольно странные синонимы. После этого мы общались минут десять, итог — «ла-а-адно, так и быть, давай зачётку».

Вот что получилось: «Сегодня инспектор по делам несовершеннолетних Юлия Андреевна Петрова объяснила старшеклассникам, к чему могут привести противозаконные поступки и как не дать втянуть себя в сомнительные дела».

😉 В общем, первый и второй варианты — твёрдая четвёрка. Третий... Пожалуй, вымученная тройка: нейросети — за слабые правки, а мне — за слабые промпты. Обоим учиться и учиться!

#ИИспытания
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2👍108🔥5😁1
На старт!..

Зачем стартовать конференцию, если её можно, например, открыть? Результаты опроса порадовали: ноль голосов за некорректный вариант.

Дело всё в том, что глагол «стартовать» относят к непереходным, и он не может быть направлен на какой-либо предмет (разбирали эту тему здесь). Если коротко: конференция самостоятельная, её нельзя стартовать — она сама по себе стартует.

Однако некоторые авторы всё равно пишут «мы стартовали конференцию (акцию, форум и т. п.)» — смотрите иллюстрацию над постом. Может быть, это сочетание кажется им более бодрым или торжественным, да и к нему отлично подходит иконка ракеты?

На самом деле варианты «Мы открыли конференцию» и «Мы дали старт конференции» как раз для того, чтобы подчеркнуть момент: ура, столько готовились, а теперь — поехали! А ещё — «Конференция стартовала!» Более нейтральная фраза, без подобного акцента, — «Мы начали конференцию».

😉🚀 Как видите, есть из чего выбрать, чтобы стартовать правильно!

#упрямыйпоселенец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2👍127🔥3
❤️ Калининград! IV Слёт центров развития личностного потенциала — участников программы «Развивающая среда».

🔥 Через полчаса веду мастер-класс по текстам для социальных сетей. Обсудим, что цепляет подписчиков, и разберём примеры.

А давайте я задам вам тот же вопрос, что и участникам? Соберём идеи очно и онлайн, а потом я сделаю памятку и выложу в канале.

💬 Вспомните, какие посты в соцсетях вам нравится читать. Что именно делает их интересными, на ваш взгляд?

🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
413🔥7👍4
Как среда и педагог влияют на благополучие ученика? Ответ в новых обзорах

Утренний кофе, полчаса с книгой, потом — работа перед работой. В таком режиме я прожила пару-тройку месяцев, и это того стоило.

В моих руках обзоры, посвящённые психологическому благополучию учителей и учеников. Это плоды совместного труда коллег из ВШЭ, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Благодарна Тиграну Альбертовичу Епояну за шикарный подарок на слёте.

🔥 На обороте титульного листа — «Редакция: В. Маркова». Выверяла стиль и логику, делала научный текст доступнее для широкой аудитории.

Почитать обзоры можно в электронном виде:

🔜 Обзор 1 «Как образовательная среда и учебные программы способствуют личностному развитию, здоровью и благополучию учащихся»

🔜 Обзор 2 «Личностный потенциал и благополучие педагога как факторы личностного развития, здоровья и благополучия учащихся»

❤️ Сейчас я редактирую третий, впереди ещё два. Обязательно поделюсь с вами, следите за новостями.

#лайкрепост
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
417🔥14👍5🤔1
10 приёмов, которые делают посты в соцсетях интересными

На мастер-классе мы с участниками разобрали несколько удачных постов и записали свои находки, а вы поделились размышлениями в чате. И вот я сделала памятку для всех, кто хочет писать цепляющие тексты для соцсетей:

Интригующее начало
«Что за дирижабли летают по „Летово“?» (Школа «Летово»), «У нас для вас жуткая история!» (Школа 800).

Конечно, хочется узнать, что там такое! Автору на заметку: эмоциональные реплики и необычные факты — в заголовок или введение.

Конкретика
Суть в том, чтобы читатель легко представил происходящее. Например, «Я в этот момент судорожно двигаю парты» («Учитель по призванию») создаёт картинку в голове, а «Оперативно провожу подготовку к уроку» — нет.

Усиливают эффект детали: «Под пышной елью варилось яблочное варенье, юные музыканты исполняли канцону...» (Красноярский краевой Дворец пионеров).

Простой язык, понятные объяснения
Соцсети читают и коллеги, и родители, и дети. Все интересы не учесть, но можно выработать принцип: писать так, будто разговариваете с приятелем, — и большинство поймёт.

Любимые термины, без которых никак нельзя, лучше объяснять своими словами: «STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — курс, объединяющий естественные науки и инженерные предметы» (Школа «Летово»).

Крючки
Интриги в начале бывает мало, и тогда любопытство нужно поддерживать крючками — эмоциональными и интеллектуальными.

Эмоциональные крючки — обычно истории, которые вызывают знакомые чувства, заставляют сопереживать автору или героям поста, ждать хеппи-энда. «...Наш мышонок слишком худенький и в таком состоянии зимовку может не пережить» (Школа 800).

Интеллектуальные — вопросы, на которые не сразу даются ответы, редкие факты, нетипичный взгляд на привычные вещи.

Истории, примеры из жизни
Людям нравится следить за другими, читать живые, нерафинированные рассказы и узнавать в них себя. Особенно если автор пишет позитивно, с юмором, да и вообще не прячет эмоции.

«В итоге урок должен был состояться в четверг, то есть завтра. И каково же было моё удивление, когда за 20 минут до начала я понимаю, что этот день сегодня!»
(«Учитель по призванию»).

Вопросы, обращения к читателям
Вопрос в концовке приглашает к обсуждению: «Как думаете, мог ли получиться хороший урок в такой ситуации?» («Учитель по призванию»).

Вопрос в середине текста только создаёт эффект диалога, но и это важно: подписчик мысленно откликается и читает дальше. Пример: «Варенье из яблок? Спросите вы...» (Красноярский краевой Дворец пионеров).

Прямая речь
Детям и взрослым понравилось событие? Они точно что-нибудь скажут или напишут в чате. Совет — попросить разрешения и включить в текст! Это оживит повествование.

«„Я вот понял: всё, чем мы пользуемся, кем-то сделано“, — однажды поделился впечатлениями юный керамист» (Школа самоопределения № 734).

Путь от проблемы к решению
Посмотрите, как использует приём Детский сад 56 (посты про вотербол и выпускной). Для читателей это сигнал: здесь работают профессионалы, которые не боятся трудностей.

«...Осталось придумать, как сделать так, чтобы и традицию соблюсти, и снизить неприятный для них эффект... Мы решили эту историю слегка qɯʎнdǝʚǝdǝu».

Концовка-удочка
Ленту новостей можно превратить в сериал, ну или хотя бы намекнуть подписчику на продолжение истории. Так он будет ждать новых постов.

«...В завершение форума участники выбрали тему для следующего — юбилейного — мероприятия. Как она звучит? Вы узнаете весной 2025 года» (Школа «Летово»).

Оформление
Сплошной текст трудно воспринимать. Чтобы читателю было проще, стоит использовать подзаголовки, иконки и маркеры, а главное — выделять абзацы по принципу «один абзац — одна мысль».

❤️ Сохраняйте себе памятку, отправляйте её коллегам! А в следующих постах разберём эти приёмы подробнее.

#приёмприём
#лайкрепост
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
811🔥10👍5❤‍🔥2🏆1
Боль, надежда, разрыв шаблона: создаём интригу в заголовке

В «Нетологии», «Меле», Skillbox Media, Prizma работают мастера интриги, и мы можем у них поучиться. Я погуляла по сайтам этих и других медиа, чтобы собрать вам несколько идей для цепляющих заголовков.

🔥 Движемся от лайт- до хард-способов.

1️⃣ Удивительная мысль

Посмотрите, что в вашем тексте может удивить. Неожиданная идея, меткая реплика собеседника?

«„Вместо уроков химии нужны химические ОБЖ“: как правильно преподавать эту науку в школе» — здесь автор «Мела» вынес в заголовок любопытную мысль из интервью. Хочется почитать, что же это за уроки.

2️⃣ Боль и надежда

В жизни полно проблем, с которыми мы сталкиваемся каждый день, но не сразу можем с ними справиться. Если ваша статья предлагает решение, намекните на него в заголовке. Примеры с портала Prizma: «Ребенок завидует другим детям: что делать», «„Все подумают, что я странный“: как избавиться от социальной тревожности».

3️⃣ Игра слов

Люди любят игры. Подумайте, какие слова созвучны тем, которые вы уже решили вынести в заголовок, и как они связаны по смыслу. «Евгения Константинова: главное не „заизюмить“, а изумить — цифровые инструменты должны работать на учителя и для детей» — изюумительный пример из «Учительской газеты».

А может, читателя позабавит двусмысленность? Например, такая: «Бизнес-баня в школе: это по-нашему!» («Директор школы») — в статье автор обыграл значения слова «париться», а для заголовка придумал «баню».

4️⃣ Разрыв шаблона

А что, если «перевернуть» популярное мнение? Да, это провокация, но безобидная. После неё читатель, скорее всего, задержится на вашем тексте и получит удовольствие от того, что иначе взглянул на привычные вещи.

Вот, считается, что натаскивать учеников на тесты — фу-фу-фу, а тут Skillbox Media утверждает: «Неожиданное открытие: натаскивание на тесты оказалось не таким вредным, как считалось». Или люди страдают от синдрома самозванца, а его, оказывается, можно сделать своим союзником: «Что такое синдром самозванца и почему необязательно с ним бороться» («Нетология»).

💡 Каждый способ поможет сделать пост в ленте заметнее, но помните, что читатель привыкает даже к самым броским заголовкам. Иногда их стоит разбавлять «каками» и «таками» — о них мы ещё поговорим.

#приёмприём
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2🔥1210👍4
Языковое чутьё? ИИ пока не в курсе

Хотите посмеяться? Готовилась к мастер-классу, попросила нейросеть переписать фразу в художественном стиле.

Исходная фраза:
«Ребята из группы „Незабудки“ нарисовали портреты младших братьев и сестёр».

ИИ-шедевры:
– «Ребята из „Незабудки“ рождали на бумаге улыбки младших братьев и сестёр»;
– «Под остриём карандашей „незабудок“ проступали детские личики, озарённые знакомой улыбкой»;
– «Каждый портрет от „Незабудки“ — это разговор с самым дорогим, что есть в доме
»;
– «В тихой комнате „Незабудки“ рождались портреты тех, кто всегда сидит на самых тёплых коленях в доме».

Конечно, нейросеть может упростить текст, переписать его для соцсетей, а вот более сложные задачи ей пока не под силу. У неё нет языкового чутья, которое подсказывает, уместны ли стиль, тон и средства выразительности, не создают ли они комический эффект. А у нас, людей, это чутьё есть!

😁 Так что творческие задачи берём на себя.

#ИИспытания
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🤣13🔥9😁3