Как нейросеть устраняет канцелярит
Недавно Нина, автор канала «Проект в школе», поделилась, что нейросеть помогает ей бороться с канцеляризмами — и это отличный способ не возиться самой. Мне сразу захотелось о нём написать.
Находим в школьной ВК-ленте канцелярское предложение: «Сегодня в рамках оперативно-профилактических мероприятий ВРИО инспектора ПДН сержант полиции Петрова Ю. А. провела со старшеклассниками беседу о противодействии вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность».
Идём с ним в DeepSeek. Вариантов задач несколько.
1️⃣ «Объясни». Прошу нейросеть просто показать, где именно таится канцелярит. Способ хорош, если вы хотите лучше замечать канцеляризмы.
Так, DeepSeek увидел «в рамках», «оперативно-профилактические мероприятия», «провести беседу», «противодействие вовлечению» и придрался к должности Петровой. Однако он предложил заменить «в рамках» на такое же казённое «в ходе» и мало покритиковал перегруженную концовку. А ещё он забыл, что «Петрова Ю. А.» — тоже маркер официально-делового стиля. «Юлия Андреевна Петрова» или «Юлия Петрова» звучат гораздо живее, и для соцсетей это уместнее.
2️⃣ «Перепиши». Объясняю, что предложение написано в официально-деловом стиле, и для ВК-паблика школы это не подходит. Даю задание переделать, ограничений не ставлю. Пускай творит!
На радостях от свободы DeepSeek предложил три текста с разными акцентами. Где-то, конечно, канцелярит остался, но в целом результат мне понравился.
Вот что я бы выбрала и доработала: «Как уберечь себя от неприятностей? Именно об этом сегодня говорила со старшеклассниками наш инспектор ПДН Юлия Андреевна. Встреча была посвящена профилактике правонарушений: как распознать манипуляции и не дать вовлечь себя в деятельность, которая противоречит закону. Важные знания для жизни!»
3️⃣ «Отредактируй». Допустим, я не хочу разбивать предложение на несколько и добавлять какую-то ещё информацию. Предупреждаю об этом творца.
Творец упростил текст, но не избавился от всех канцеляризмов. Попросила доработать, DeepSeek оставил аббревиатуру и нашёл довольно странные синонимы. После этого мы общались минут десять, итог — «ла-а-адно, так и быть, давай зачётку».
Вот что получилось: «Сегодня инспектор по делам несовершеннолетних Юлия Андреевна Петрова объяснила старшеклассникам, к чему могут привести противозаконные поступки и как не дать втянуть себя в сомнительные дела».
😉 В общем, первый и второй варианты — твёрдая четвёрка. Третий... Пожалуй, вымученная тройка: нейросети — за слабые правки, а мне — за слабые промпты. Обоим учиться и учиться!
#ИИспытания
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Недавно Нина, автор канала «Проект в школе», поделилась, что нейросеть помогает ей бороться с канцеляризмами — и это отличный способ не возиться самой. Мне сразу захотелось о нём написать.
Находим в школьной ВК-ленте канцелярское предложение: «Сегодня в рамках оперативно-профилактических мероприятий ВРИО инспектора ПДН сержант полиции Петрова Ю. А. провела со старшеклассниками беседу о противодействии вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность».
Идём с ним в DeepSeek. Вариантов задач несколько.
Так, DeepSeek увидел «в рамках», «оперативно-профилактические мероприятия», «провести беседу», «противодействие вовлечению» и придрался к должности Петровой. Однако он предложил заменить «в рамках» на такое же казённое «в ходе» и мало покритиковал перегруженную концовку. А ещё он забыл, что «Петрова Ю. А.» — тоже маркер официально-делового стиля. «Юлия Андреевна Петрова» или «Юлия Петрова» звучат гораздо живее, и для соцсетей это уместнее.
На радостях от свободы DeepSeek предложил три текста с разными акцентами. Где-то, конечно, канцелярит остался, но в целом результат мне понравился.
Вот что я бы выбрала и доработала: «Как уберечь себя от неприятностей? Именно об этом сегодня говорила со старшеклассниками наш инспектор ПДН Юлия Андреевна. Встреча была посвящена профилактике правонарушений: как распознать манипуляции и не дать вовлечь себя в деятельность, которая противоречит закону. Важные знания для жизни!»
Творец упростил текст, но не избавился от всех канцеляризмов. Попросила доработать, DeepSeek оставил аббревиатуру и нашёл довольно странные синонимы. После этого мы общались минут десять, итог — «ла-а-адно, так и быть, давай зачётку».
Вот что получилось: «Сегодня инспектор по делам несовершеннолетних Юлия Андреевна Петрова объяснила старшеклассникам, к чему могут привести противозаконные поступки и как не дать втянуть себя в сомнительные дела».
😉 В общем, первый и второй варианты — твёрдая четвёрка. Третий... Пожалуй, вымученная тройка: нейросети — за слабые правки, а мне — за слабые промпты. Обоим учиться и учиться!
#ИИспытания
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2👍10❤8🔥5😁1
На старт!..
Зачем стартовать конференцию, если её можно, например, открыть? Результаты опроса порадовали: ноль голосов за некорректный вариант.
Дело всё в том, что глагол «стартовать» относят к непереходным, и он не может быть направлен на какой-либо предмет (разбирали эту тему здесь). Если коротко: конференция самостоятельная, её нельзя стартовать — она сама по себе стартует.
Однако некоторые авторы всё равно пишут «мы стартовали конференцию (акцию, форум и т. п.)» — смотрите иллюстрацию над постом. Может быть, это сочетание кажется им более бодрым или торжественным, да и к нему отлично подходит иконка ракеты?
На самом деле варианты «Мы открыли конференцию» и «Мы дали старт конференции» как раз для того, чтобы подчеркнуть момент: ура, столько готовились, а теперь — поехали! А ещё — «Конференция стартовала!» Более нейтральная фраза, без подобного акцента, — «Мы начали конференцию».
😉🚀 Как видите, есть из чего выбрать, чтобы стартовать правильно!
#упрямыйпоселенец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Зачем стартовать конференцию, если её можно, например, открыть? Результаты опроса порадовали: ноль голосов за некорректный вариант.
Дело всё в том, что глагол «стартовать» относят к непереходным, и он не может быть направлен на какой-либо предмет (разбирали эту тему здесь). Если коротко: конференция самостоятельная, её нельзя стартовать — она сама по себе стартует.
Однако некоторые авторы всё равно пишут «мы стартовали конференцию (акцию, форум и т. п.)» — смотрите иллюстрацию над постом. Может быть, это сочетание кажется им более бодрым или торжественным, да и к нему отлично подходит иконка ракеты?
На самом деле варианты «Мы открыли конференцию» и «Мы дали старт конференции» как раз для того, чтобы подчеркнуть момент: ура, столько готовились, а теперь — поехали! А ещё — «Конференция стартовала!» Более нейтральная фраза, без подобного акцента, — «Мы начали конференцию».
😉🚀 Как видите, есть из чего выбрать, чтобы стартовать правильно!
#упрямыйпоселенец
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2👍12❤7🔥3
❤️ Калининград! IV Слёт центров развития личностного потенциала — участников программы «Развивающая среда».
🔥 Через полчаса веду мастер-класс по текстам для социальных сетей. Обсудим, что цепляет подписчиков, и разберём примеры.
А давайте я задам вам тот же вопрос, что и участникам? Соберём идеи очно и онлайн, а потом я сделаю памятку и выложу в канале.
💬 Вспомните, какие посты в соцсетях вам нравится читать. Что именно делает их интересными, на ваш взгляд?
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
🔥 Через полчаса веду мастер-класс по текстам для социальных сетей. Обсудим, что цепляет подписчиков, и разберём примеры.
А давайте я задам вам тот же вопрос, что и участникам? Соберём идеи очно и онлайн, а потом я сделаю памятку и выложу в канале.
💬 Вспомните, какие посты в соцсетях вам нравится читать. Что именно делает их интересными, на ваш взгляд?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4❤13🔥7👍4
Как среда и педагог влияют на благополучие ученика? Ответ в новых обзорах
Утренний кофе, полчаса с книгой, потом — работа перед работой. В таком режиме я прожила пару-тройку месяцев, и это того стоило.
В моих руках обзоры, посвящённые психологическому благополучию учителей и учеников. Это плоды совместного труда коллег из ВШЭ, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Благодарна Тиграну Альбертовичу Епояну за шикарный подарок на слёте.
🔥 На обороте титульного листа — «Редакция: В. Маркова». Выверяла стиль и логику, делала научный текст доступнее для широкой аудитории.
Почитать обзоры можно в электронном виде:
🔜 Обзор 1 «Как образовательная среда и учебные программы способствуют личностному развитию, здоровью и благополучию учащихся»
🔜 Обзор 2 «Личностный потенциал и благополучие педагога как факторы личностного развития, здоровья и благополучия учащихся»
❤️ Сейчас я редактирую третий, впереди ещё два. Обязательно поделюсь с вами, следите за новостями.
#лайкрепост
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Утренний кофе, полчаса с книгой, потом — работа перед работой. В таком режиме я прожила пару-тройку месяцев, и это того стоило.
В моих руках обзоры, посвящённые психологическому благополучию учителей и учеников. Это плоды совместного труда коллег из ВШЭ, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Благодарна Тиграну Альбертовичу Епояну за шикарный подарок на слёте.
🔥 На обороте титульного листа — «Редакция: В. Маркова». Выверяла стиль и логику, делала научный текст доступнее для широкой аудитории.
Почитать обзоры можно в электронном виде:
❤️ Сейчас я редактирую третий, впереди ещё два. Обязательно поделюсь с вами, следите за новостями.
#лайкрепост
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4❤17🔥14👍5🤔1
10 приёмов, которые делают посты в соцсетях интересными
На мастер-классе мы с участниками разобрали несколько удачных постов и записали свои находки, а вы поделились размышлениями в чате. И вот я сделала памятку для всех, кто хочет писать цепляющие тексты для соцсетей:
✅ Интригующее начало
«Что за дирижабли летают по „Летово“?» (Школа «Летово»), «У нас для вас жуткая история!» (Школа 800).
Конечно, хочется узнать, что там такое! Автору на заметку: эмоциональные реплики и необычные факты — в заголовок или введение.
✅ Конкретика
Суть в том, чтобы читатель легко представил происходящее. Например, «Я в этот момент судорожно двигаю парты» («Учитель по призванию») создаёт картинку в голове, а «Оперативно провожу подготовку к уроку» — нет.
Усиливают эффект детали: «Под пышной елью варилось яблочное варенье, юные музыканты исполняли канцону...» (Красноярский краевой Дворец пионеров).
✅ Простой язык, понятные объяснения
Соцсети читают и коллеги, и родители, и дети. Все интересы не учесть, но можно выработать принцип: писать так, будто разговариваете с приятелем, — и большинство поймёт.
Любимые термины, без которых никак нельзя, лучше объяснять своими словами: «STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — курс, объединяющий естественные науки и инженерные предметы» (Школа «Летово»).
✅ Крючки
Интриги в начале бывает мало, и тогда любопытство нужно поддерживать крючками — эмоциональными и интеллектуальными.
Эмоциональные крючки — обычно истории, которые вызывают знакомые чувства, заставляют сопереживать автору или героям поста, ждать хеппи-энда. «...Наш мышонок слишком худенький и в таком состоянии зимовку может не пережить» (Школа 800).
Интеллектуальные — вопросы, на которые не сразу даются ответы, редкие факты, нетипичный взгляд на привычные вещи.
✅ Истории, примеры из жизни
Людям нравится следить за другими, читать живые, нерафинированные рассказы и узнавать в них себя. Особенно если автор пишет позитивно, с юмором, да и вообще не прячет эмоции.
«В итоге урок должен был состояться в четверг, то есть завтра. И каково же было моё удивление, когда за 20 минут до начала я понимаю, что этот день сегодня!» («Учитель по призванию»).
✅ Вопросы, обращения к читателям
Вопрос в концовке приглашает к обсуждению: «Как думаете, мог ли получиться хороший урок в такой ситуации?» («Учитель по призванию»).
Вопрос в середине текста только создаёт эффект диалога, но и это важно: подписчик мысленно откликается и читает дальше. Пример: «Варенье из яблок? Спросите вы...» (Красноярский краевой Дворец пионеров).
✅ Прямая речь
Детям и взрослым понравилось событие? Они точно что-нибудь скажут или напишут в чате. Совет — попросить разрешения и включить в текст! Это оживит повествование.
«„Я вот понял: всё, чем мы пользуемся, кем-то сделано“, — однажды поделился впечатлениями юный керамист» (Школа самоопределения № 734).
✅ Путь от проблемы к решению
Посмотрите, как использует приём Детский сад 56 (посты про вотербол и выпускной). Для читателей это сигнал: здесь работают профессионалы, которые не боятся трудностей.
«...Осталось придумать, как сделать так, чтобы и традицию соблюсти, и снизить неприятный для них эффект... Мы решили эту историю слегка qɯʎнdǝʚǝdǝu».
✅ Концовка-удочка
Ленту новостей можно превратить в сериал, ну или хотя бы намекнуть подписчику на продолжение истории. Так он будет ждать новых постов.
«...В завершение форума участники выбрали тему для следующего — юбилейного — мероприятия. Как она звучит? Вы узнаете весной 2025 года» (Школа «Летово»).
✅ Оформление
Сплошной текст трудно воспринимать. Чтобы читателю было проще, стоит использовать подзаголовки, иконки и маркеры, а главное — выделять абзацы по принципу «один абзац — одна мысль».
❤️ Сохраняйте себе памятку, отправляйте её коллегам! А в следующих постах разберём эти приёмы подробнее.
#приёмприём
#лайкрепост
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
На мастер-классе мы с участниками разобрали несколько удачных постов и записали свои находки, а вы поделились размышлениями в чате. И вот я сделала памятку для всех, кто хочет писать цепляющие тексты для соцсетей:
✅ Интригующее начало
«Что за дирижабли летают по „Летово“?» (Школа «Летово»), «У нас для вас жуткая история!» (Школа 800).
Конечно, хочется узнать, что там такое! Автору на заметку: эмоциональные реплики и необычные факты — в заголовок или введение.
✅ Конкретика
Суть в том, чтобы читатель легко представил происходящее. Например, «Я в этот момент судорожно двигаю парты» («Учитель по призванию») создаёт картинку в голове, а «Оперативно провожу подготовку к уроку» — нет.
Усиливают эффект детали: «Под пышной елью варилось яблочное варенье, юные музыканты исполняли канцону...» (Красноярский краевой Дворец пионеров).
✅ Простой язык, понятные объяснения
Соцсети читают и коллеги, и родители, и дети. Все интересы не учесть, но можно выработать принцип: писать так, будто разговариваете с приятелем, — и большинство поймёт.
Любимые термины, без которых никак нельзя, лучше объяснять своими словами: «STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — курс, объединяющий естественные науки и инженерные предметы» (Школа «Летово»).
✅ Крючки
Интриги в начале бывает мало, и тогда любопытство нужно поддерживать крючками — эмоциональными и интеллектуальными.
Эмоциональные крючки — обычно истории, которые вызывают знакомые чувства, заставляют сопереживать автору или героям поста, ждать хеппи-энда. «...Наш мышонок слишком худенький и в таком состоянии зимовку может не пережить» (Школа 800).
Интеллектуальные — вопросы, на которые не сразу даются ответы, редкие факты, нетипичный взгляд на привычные вещи.
✅ Истории, примеры из жизни
Людям нравится следить за другими, читать живые, нерафинированные рассказы и узнавать в них себя. Особенно если автор пишет позитивно, с юмором, да и вообще не прячет эмоции.
«В итоге урок должен был состояться в четверг, то есть завтра. И каково же было моё удивление, когда за 20 минут до начала я понимаю, что этот день сегодня!» («Учитель по призванию»).
✅ Вопросы, обращения к читателям
Вопрос в концовке приглашает к обсуждению: «Как думаете, мог ли получиться хороший урок в такой ситуации?» («Учитель по призванию»).
Вопрос в середине текста только создаёт эффект диалога, но и это важно: подписчик мысленно откликается и читает дальше. Пример: «Варенье из яблок? Спросите вы...» (Красноярский краевой Дворец пионеров).
✅ Прямая речь
Детям и взрослым понравилось событие? Они точно что-нибудь скажут или напишут в чате. Совет — попросить разрешения и включить в текст! Это оживит повествование.
«„Я вот понял: всё, чем мы пользуемся, кем-то сделано“, — однажды поделился впечатлениями юный керамист» (Школа самоопределения № 734).
✅ Путь от проблемы к решению
Посмотрите, как использует приём Детский сад 56 (посты про вотербол и выпускной). Для читателей это сигнал: здесь работают профессионалы, которые не боятся трудностей.
«...Осталось придумать, как сделать так, чтобы и традицию соблюсти, и снизить неприятный для них эффект... Мы решили эту историю слегка qɯʎнdǝʚǝdǝu».
✅ Концовка-удочка
Ленту новостей можно превратить в сериал, ну или хотя бы намекнуть подписчику на продолжение истории. Так он будет ждать новых постов.
«...В завершение форума участники выбрали тему для следующего — юбилейного — мероприятия. Как она звучит? Вы узнаете весной 2025 года» (Школа «Летово»).
✅ Оформление
Сплошной текст трудно воспринимать. Чтобы читателю было проще, стоит использовать подзаголовки, иконки и маркеры, а главное — выделять абзацы по принципу «один абзац — одна мысль».
❤️ Сохраняйте себе памятку, отправляйте её коллегам! А в следующих постах разберём эти приёмы подробнее.
#приёмприём
#лайкрепост
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8❤11🔥10👍5❤🔥2🏆1
Боль, надежда, разрыв шаблона: создаём интригу в заголовке
В «Нетологии», «Меле», Skillbox Media, Prizma работают мастера интриги, и мы можем у них поучиться. Я погуляла по сайтам этих и других медиа, чтобы собрать вам несколько идей для цепляющих заголовков.
🔥 Движемся от лайт- до хард-способов.
1️⃣ Удивительная мысль
Посмотрите, что в вашем тексте может удивить. Неожиданная идея, меткая реплика собеседника?
«„Вместо уроков химии нужны химические ОБЖ“: как правильно преподавать эту науку в школе» — здесь автор «Мела» вынес в заголовок любопытную мысль из интервью. Хочется почитать, что же это за уроки.
2️⃣ Боль и надежда
В жизни полно проблем, с которыми мы сталкиваемся каждый день, но не сразу можем с ними справиться. Если ваша статья предлагает решение, намекните на него в заголовке. Примеры с портала Prizma: «Ребенок завидует другим детям: что делать», «„Все подумают, что я странный“: как избавиться от социальной тревожности».
3️⃣ Игра слов
Люди любят игры. Подумайте, какие слова созвучны тем, которые вы уже решили вынести в заголовок, и как они связаны по смыслу. «Евгения Константинова: главное не „заизюмить“, а изумить — цифровые инструменты должны работать на учителя и для детей» — изюумительный пример из «Учительской газеты».
А может, читателя позабавит двусмысленность? Например, такая: «Бизнес-баня в школе: это по-нашему!» («Директор школы») — в статье автор обыграл значения слова «париться», а для заголовка придумал «баню».
4️⃣ Разрыв шаблона
А что, если «перевернуть» популярное мнение? Да, это провокация, но безобидная. После неё читатель, скорее всего, задержится на вашем тексте и получит удовольствие от того, что иначе взглянул на привычные вещи.
Вот, считается, что натаскивать учеников на тесты — фу-фу-фу, а тут Skillbox Media утверждает: «Неожиданное открытие: натаскивание на тесты оказалось не таким вредным, как считалось». Или люди страдают от синдрома самозванца, а его, оказывается, можно сделать своим союзником: «Что такое синдром самозванца и почему необязательно с ним бороться» («Нетология»).
💡 Каждый способ поможет сделать пост в ленте заметнее, но помните, что читатель привыкает даже к самым броским заголовкам. Иногда их стоит разбавлять «каками» и «таками» — о них мы ещё поговорим.
#приёмприём
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
В «Нетологии», «Меле», Skillbox Media, Prizma работают мастера интриги, и мы можем у них поучиться. Я погуляла по сайтам этих и других медиа, чтобы собрать вам несколько идей для цепляющих заголовков.
🔥 Движемся от лайт- до хард-способов.
Посмотрите, что в вашем тексте может удивить. Неожиданная идея, меткая реплика собеседника?
«„Вместо уроков химии нужны химические ОБЖ“: как правильно преподавать эту науку в школе» — здесь автор «Мела» вынес в заголовок любопытную мысль из интервью. Хочется почитать, что же это за уроки.
В жизни полно проблем, с которыми мы сталкиваемся каждый день, но не сразу можем с ними справиться. Если ваша статья предлагает решение, намекните на него в заголовке. Примеры с портала Prizma: «Ребенок завидует другим детям: что делать», «„Все подумают, что я странный“: как избавиться от социальной тревожности».
Люди любят игры. Подумайте, какие слова созвучны тем, которые вы уже решили вынести в заголовок, и как они связаны по смыслу. «Евгения Константинова: главное не „заизюмить“, а изумить — цифровые инструменты должны работать на учителя и для детей» — из
А может, читателя позабавит двусмысленность? Например, такая: «Бизнес-баня в школе: это по-нашему!» («Директор школы») — в статье автор обыграл значения слова «париться», а для заголовка придумал «баню».
А что, если «перевернуть» популярное мнение? Да, это провокация, но безобидная. После неё читатель, скорее всего, задержится на вашем тексте и получит удовольствие от того, что иначе взглянул на привычные вещи.
Вот, считается, что натаскивать учеников на тесты — фу-фу-фу, а тут Skillbox Media утверждает: «Неожиданное открытие: натаскивание на тесты оказалось не таким вредным, как считалось». Или люди страдают от синдрома самозванца, а его, оказывается, можно сделать своим союзником: «Что такое синдром самозванца и почему необязательно с ним бороться» («Нетология»).
💡 Каждый способ поможет сделать пост в ленте заметнее, но помните, что читатель привыкает даже к самым броским заголовкам. Иногда их стоит разбавлять «каками» и «таками» — о них мы ещё поговорим.
#приёмприём
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2🔥12❤10👍4
Языковое чутьё? ИИ пока не в курсе
Хотите посмеяться? Готовилась к мастер-классу, попросила нейросеть переписать фразу в художественном стиле.
Исходная фраза:
«Ребята из группы „Незабудки“ нарисовали портреты младших братьев и сестёр».
ИИ-шедевры:
– «Ребята из „Незабудки“ рождали на бумаге улыбки младших братьев и сестёр»;
– «Под остриём карандашей „незабудок“ проступали детские личики, озарённые знакомой улыбкой»;
– «Каждый портрет от „Незабудки“ — это разговор с самым дорогим, что есть в доме»;
– «В тихой комнате „Незабудки“ рождались портреты тех, кто всегда сидит на самых тёплых коленях в доме».
Конечно, нейросеть может упростить текст, переписать его для соцсетей, а вот более сложные задачи ей пока не под силу. У неё нет языкового чутья, которое подсказывает, уместны ли стиль, тон и средства выразительности, не создают ли они комический эффект. А у нас, людей, это чутьё есть!
😁 Так что творческие задачи берём на себя.
#ИИспытания
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Хотите посмеяться? Готовилась к мастер-классу, попросила нейросеть переписать фразу в художественном стиле.
Исходная фраза:
«Ребята из группы „Незабудки“ нарисовали портреты младших братьев и сестёр».
ИИ-шедевры:
– «Ребята из „Незабудки“ рождали на бумаге улыбки младших братьев и сестёр»;
– «Под остриём карандашей „незабудок“ проступали детские личики, озарённые знакомой улыбкой»;
– «Каждый портрет от „Незабудки“ — это разговор с самым дорогим, что есть в доме»;
– «В тихой комнате „Незабудки“ рождались портреты тех, кто всегда сидит на самых тёплых коленях в доме».
Конечно, нейросеть может упростить текст, переписать его для соцсетей, а вот более сложные задачи ей пока не под силу. У неё нет языкового чутья, которое подсказывает, уместны ли стиль, тон и средства выразительности, не создают ли они комический эффект. А у нас, людей, это чутьё есть!
😁 Так что творческие задачи берём на себя.
#ИИспытания
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🤣13🔥9😁3
Как в ВК-посте лучше всего продолжить фразу «Олимпиада пройдёт...»?
Final Results
17%
...в период с 3 по 5 декабря 2025 года
3%
... в период с 3 по 5 декабря
34%
... с 3 по 5 декабря 2025 года
17%
...с 3 по 5 декабря
17%
... 3–5 декабря 2025 года
11%
...3–5 декабря
👀4❤3👍2👎1
Главное, чтобы не мимо!
Для фразы «Олимпиада пройдёт...» не годится продолжение «в период...» — это канцелярский штамп, да к тому же избыточность (3–5 декабря и есть период, смысл считывается без уточнений).
Год — на усмотрение автора. С одной стороны, в любом ВК-посте автоматически отображается дата публикации, с другой — не все подписчики до неё долистают.
❌ Олимпиада пройдёт в период с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт 3–5 декабря (2025 года).
#хитрыйзасланец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Для фразы «Олимпиада пройдёт...» не годится продолжение «в период...» — это канцелярский штамп, да к тому же избыточность (3–5 декабря и есть период, смысл считывается без уточнений).
Год — на усмотрение автора. С одной стороны, в любом ВК-посте автоматически отображается дата публикации, с другой — не все подписчики до неё долистают.
❌ Олимпиада пройдёт в период с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт 3–5 декабря (2025 года).
#хитрыйзасланец
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3👍11😁6🔥3
Смысловая избыточность: в чём проявляется, чем вредна, как с ней бороться
Мы с вами часто говорим об избыточности на уровне слов («младший по возрасту», «педагоги в количестве 5 человек», «осмысленно понимать» и т. п.). Однако более серьёзная проблема — избыточность смысловая.
Когда автор повторяет одно и то же разными словами, злоупотребляет абстрактными рассуждениями, делится уж совсем очевидной информацией или ненужными подробностями, это вредит и ему, и его аудитории.
❗️Во-первых, читатель быстро устаёт от воды, разубеждается в том, что дальше будет по сути, и бросает текст.
❗️Во-вторых, лишние фразы занимают ценный объём, и автору приходится думать, как же соблюсти требования, например, журнала или сборника.
Давайте разберём фрагмент:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями, но из-за пандемии нам приходилось искать новые формы работы с детьми и родителями. От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей, пришлось отказаться. Мы стали использовать дистанционные технологии — „Онлайн-экскурсии“. Мы перешли к видеовстречам и создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Где здесь избыточность?
1️⃣ Почти одинаковые фразы: «Мы продолжали знакомить детей с профессиями...» и «...на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей...»
2️⃣ Очевидная информация: «...приходилось искать новые формы работы с детьми и родителями». Тем, кто работал в пандемию, это знакомо, к тому же далее автор пишет о конкретных решениях. Абстракции точно не нужны!
3️⃣ Одно и то же разными словами: «стали использовать дистанционные технологии», «онлайн-экскурсии», «перешли к видеовстречам» (суть одна — работа онлайн).
Как написать компактнее?
Сначала нужно выделить главную мысль (из-за пандемии педагогам пришлось устраивать онлайн-встречи, чтобы знакомить детей с профессиями). Затем, поглядывая на неё, фраза за фразой удалять лишнее и перестраивать предложения.
Из двух-трёх повторяющихся фраз лучше оставить наиболее конкретную. Например, «От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей...» точнее и яснее, чем «Мы продолжали знакомить детей с профессиями...» С «дистанционными технологиями», «онлайн-экскурсиями» и «видеовстречами» можно поступить по-другому — назвать их онлайн-занятиями, чтобы не повторять слова «экскурсия» и «встреча», которые встречаются в предыдущем предложении.
Было:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями... <...> ...Создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Стало:
«Из-за пандемии нам пришлось отказаться от традиционных экскурсий и личных встреч, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей. Мы создали проект „Путешествие в мир профессий“ и стали проводить подобные занятия онлайн».
🔥 Давайте считать: в первоначальном варианте 404 знака, а в обновлённом 232. Сократили почти вдвое, а смысл остался прежним!
#былостало
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Мы с вами часто говорим об избыточности на уровне слов («младший по возрасту», «педагоги в количестве 5 человек», «осмысленно понимать» и т. п.). Однако более серьёзная проблема — избыточность смысловая.
Когда автор повторяет одно и то же разными словами, злоупотребляет абстрактными рассуждениями, делится уж совсем очевидной информацией или ненужными подробностями, это вредит и ему, и его аудитории.
❗️Во-первых, читатель быстро устаёт от воды, разубеждается в том, что дальше будет по сути, и бросает текст.
❗️Во-вторых, лишние фразы занимают ценный объём, и автору приходится думать, как же соблюсти требования, например, журнала или сборника.
Давайте разберём фрагмент:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями, но из-за пандемии нам приходилось искать новые формы работы с детьми и родителями. От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей, пришлось отказаться. Мы стали использовать дистанционные технологии — „Онлайн-экскурсии“. Мы перешли к видеовстречам и создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Где здесь избыточность?
Как написать компактнее?
Сначала нужно выделить главную мысль (из-за пандемии педагогам пришлось устраивать онлайн-встречи, чтобы знакомить детей с профессиями). Затем, поглядывая на неё, фраза за фразой удалять лишнее и перестраивать предложения.
Из двух-трёх повторяющихся фраз лучше оставить наиболее конкретную. Например, «От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей...» точнее и яснее, чем «Мы продолжали знакомить детей с профессиями...» С «дистанционными технологиями», «онлайн-экскурсиями» и «видеовстречами» можно поступить по-другому — назвать их онлайн-занятиями, чтобы не повторять слова «экскурсия» и «встреча», которые встречаются в предыдущем предложении.
Было:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями... <...> ...Создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Стало:
«Из-за пандемии нам пришлось отказаться от традиционных экскурсий и личных встреч, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей. Мы создали проект „Путешествие в мир профессий“ и стали проводить подобные занятия онлайн».
🔥 Давайте считать: в первоначальном варианте 404 знака, а в обновлённом 232. Сократили почти вдвое, а смысл остался прежним!
#былостало
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤9🔥8👍6
Поздравляю самых спортивных людей — преподавателей вузов!
💪 Пусть вам покорятся любые дисциплины: толкание статей в ядро РИНЦ, синхронное плавание с соавторами, футбол с рецензентами и, конечно, бесконечные марафоны со студентами.
❤️ С профессиональным праздником, дорогие!
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
💪 Пусть вам покорятся любые дисциплины: толкание статей в ядро РИНЦ, синхронное плавание с соавторами, футбол с рецензентами и, конечно, бесконечные марафоны со студентами.
❤️ С профессиональным праздником, дорогие!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥9🍾5🤩3🏆1
В каком названии курса очевидна польза для участника? Голосуйте, а в понедельник мы с вами продолжим тему заголовков. 😉
Final Results
10%
Основы управления временем
23%
Как экономить время и успевать больше
51%
Как успевать втрое больше за то же время
15%
Секреты тайм-менеджмента
🔥5❤4👍4
Конкретика, польза, интерес — три кита заголовка
«В каком названии курса очевидна польза для участника?» — над этим вопросом я размышляла вместе с другими участниками Национального форума дополнительного образования. Не могла не задать его вам: заголовки — наша тема!
Давайте разберём варианты:
– «Основы управления временем»;
– «Как экономить время и успевать больше»;
– «Как успевать втрое больше за то же время»;
– «Секреты тайм-менеджмента».
Если человек хочет лучше планировать и больше успевать, он обратит внимание на все четыре курса, но выберет тот, который одновременно интересен, полезен и обещает конкретный результат.
Отметаем «Основы управления временем» и «Секреты тайм-менеджмента»: интересно, но непонятно, там только теория или приёмы, которые помогут в практике. Темп жизни сейчас таков, что взрослый работающий человек вряд ли будет углубляться в программу курса — он сразу хочет понимать, что ему даст обучение.
Остаются «Как экономить время и успевать больше» и «Как успевать втрое больше за то же время»: по ним сразу ясно, чему участник научится, — тут и польза, и конкретика. Однако название «Как успевать втрое больше за то же время» конкретнее: не просто больше успевать, а втрое больше за то же время. Кстати, за этот вариант проголосовало большинство — и здесь, и на форуме.
🔥 Помните, несколько постов назад я обещала рассказать вам про «заголовки-каки»? Вот это они и есть! «Как успевать...», «Как сделать...» и т. п. В общем, если ваши курсы или статьи помогают решать конкретные проблемы, смело придумывайте заголовки, начинающиеся с «как».
#околотекст
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
«В каком названии курса очевидна польза для участника?» — над этим вопросом я размышляла вместе с другими участниками Национального форума дополнительного образования. Не могла не задать его вам: заголовки — наша тема!
Давайте разберём варианты:
– «Основы управления временем»;
– «Как экономить время и успевать больше»;
– «Как успевать втрое больше за то же время»;
– «Секреты тайм-менеджмента».
Если человек хочет лучше планировать и больше успевать, он обратит внимание на все четыре курса, но выберет тот, который одновременно интересен, полезен и обещает конкретный результат.
Отметаем «Основы управления временем» и «Секреты тайм-менеджмента»: интересно, но непонятно, там только теория или приёмы, которые помогут в практике. Темп жизни сейчас таков, что взрослый работающий человек вряд ли будет углубляться в программу курса — он сразу хочет понимать, что ему даст обучение.
Остаются «Как экономить время и успевать больше» и «Как успевать втрое больше за то же время»: по ним сразу ясно, чему участник научится, — тут и польза, и конкретика. Однако название «Как успевать втрое больше за то же время» конкретнее: не просто больше успевать, а втрое больше за то же время. Кстати, за этот вариант проголосовало большинство — и здесь, и на форуме.
🔥 Помните, несколько постов назад я обещала рассказать вам про «заголовки-каки»? Вот это они и есть! «Как успевать...», «Как сделать...» и т. п. В общем, если ваши курсы или статьи помогают решать конкретные проблемы, смело придумывайте заголовки, начинающиеся с «как».
#околотекст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7🔥12❤8👍3😍1
Ищет или врёт? Сравниваем 4 нейросети
Некоторые нейросети прекрасно составляют списки литературы по любой теме в мире. Даже если эта литература не существует.
Увидев фейковую библиографию в одной статье ВАК (на минуточку!), я решила разобраться, в чём могло быть дело, и провела эксперимент. Четыре нейросети — DeepSeek, GigaChat, Perplexity и Consensus — получили задание:
💬 «Найди 10 научных статей о практиках личностного развития студентов колледжа».
❌DeepSeek и GigaChat уверенно сочинили списки литературы и долго не сознавались во вранье.
✅Perplexity и Consensus нашли несколько статей и дали ссылки на них. Перешла, почитала, убедилась, что большую часть смогу использовать в своём обзоре.
Вполне вероятно, авторы той статьи ВАК доверились привычной нейросети, не стали проверять источники и просто скопировали их себе. И редакция журнала не стала вникать.
💡 Что в итоге? Искать ли литературу в нейросетях? Да, но только в тех, которые для этого предназначены, например Perplexity и Consensus. Получив ответ, выясните, что за публикации и действительно ли в них нужная вам информация (перейдите по предложенным ссылкам или загуглите авторов и названия, как минимум почитайте аннотации).
Об этом эксперименте я рассказывала на конференции «Педагогика текста» в СПбГУ. Делюсь с вами презентацией — она в комментариях.
#ИИспытания
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Некоторые нейросети прекрасно составляют списки литературы по любой теме в мире. Даже если эта литература не существует.
Увидев фейковую библиографию в одной статье ВАК (на минуточку!), я решила разобраться, в чём могло быть дело, и провела эксперимент. Четыре нейросети — DeepSeek, GigaChat, Perplexity и Consensus — получили задание:
💬 «Найди 10 научных статей о практиках личностного развития студентов колледжа».
❌
✅
Вполне вероятно, авторы той статьи ВАК доверились привычной нейросети, не стали проверять источники и просто скопировали их себе. И редакция журнала не стала вникать.
💡 Что в итоге? Искать ли литературу в нейросетях? Да, но только в тех, которые для этого предназначены, например Perplexity и Consensus. Получив ответ, выясните, что за публикации и действительно ли в них нужная вам информация (перейдите по предложенным ссылкам или загуглите авторов и названия, как минимум почитайте аннотации).
Об этом эксперименте я рассказывала на конференции «Педагогика текста» в СПбГУ. Делюсь с вами презентацией — она в комментариях.
#ИИспытания
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥18❤3👍1😁1👌1