theoria naturans | теория творящая – Telegram
theoria naturans | теория творящая
107 subscribers
37 photos
1 video
1 file
44 links
учреждающие заметки

Марк - юрист, политический теоретик, магистр философии (еуспб)

Для связи: @nostate

Статьи: https://independent.academia.edu/MarkBelov1
Download Telegram
Правовые сети юридических ловцов

К открывшемуся предзаказу «Фабрики права» Латура вспомнил, что в 2022 году писал рецензию на книгу «Материальность правопорядка» за авторством Марко Гольдони. Рецензия так и не вышла, но книга содержала отдельную главу про АСТ и Латура. Тогда я занимал достаточно критическую позицию по отношению к Латуру, будучи сторонником Бурдье. Но наиболее интересной и спорной тогда показалась проблема «двойного клика». Полагаю, что в тот момент я не очень правильно понял ход, которым Латур объясняет, почему именно право преодолевает разрыв между всеми медиациями и конечным результатом. С чем я точно согласен, так это с тем, что право — способ сборки мира. Но иногда конструктор надо пересобирать.

«Одним из наиболее интересных и провокационных подходов, рассматриваемых в книге, является акторно-сетевая теория Бруно Латура. Главным отличием АСТ от марксизма и институционализма Гольдони называет всеохватывающую концепцию материальности (p. 48). Организация сети реляционна и не может быть сведена к статичным и постоянным отношениям между индивидами и институтами.  Правовые же институты являются не результатами централизованного процесса, но включенными в сети медиаторами процессов ассамбяжей или дезагрегирования (p. 49).

Латур отвергает теорию поля Бурдье, аутопоэзиса Никласа Лумана и приходит к выводу, что право является не самостоятельным объектом изучения, но способом сборки мира, который применяется к событиям, людям, документам и другим объектам, когда они становятся частью процесса принятия решений в Государственном совете (1). Право по этой причине автономно по отношению к социальному, оно конкретизирует его, но не обладает собственной специфической территорией (p. 50). 

Латур утверждает, что право закрепляет общество как целостность. Изучение материальности правопорядка тогда будет строиться на определении того, какое высказывание может быть названо юридическим (p. 51), то есть обрамляющим социальную реальность. Но, как отмечает Тимур Бочаров, «в этих практиках Латур не пытается найти подводные камни (выражение классовой позиции, статусной роли, партийной принадлежности и т. д.): юристы делают ровно то, что говорят» (2). Утверждая это, как верно критически замечают другие авторы, Латур упускает более широкий социальный контекст, а именно то, как принимаемые юристами решения влияют на остальную социальную жизнь (1). Латура нельзя назвать нормативистом, поскольку право для него это не только норма, но также дискуссии, решения и материальные объекты. Но его в полной мере возможно отнести к формалистам. В формализме право понимается как закрытая автономная система, обладающая собственной внутренней динамкой и не зависящая от внешних воздействий (3). 

Право в силу перечисленных выше качеств, считает Латур, способно сопротивляться гегемонии «двойного щелчка» («двойного клика») (2). «Двойной щелчок» скрывает все многообразие медиаций и оставляет видимым лишь конечный результат» (4). Но разве итоговое решение судьи или законодательный акт, представляемые публике, не выполняют ту же роль? За решением судебной коллегии мы не видим обсуждения, происходившего в совещательной комнате. А за текстом официального документа скрываются практики письма как правительности (5). В частности, из-за этого теория права Латура сталкивается с невозможностью определения условий истинности. Как отмечает Дмитрий Жихаревич, «в случае латуровского актора, участвующего в коллективном определении реальности, теорию трудно отличить от «практики» — деспотического принуждения (Тард) или риторического убеждения (Латур)» (6). 
В качестве критики Гольдони указывает, что АСТ уделяет недостаточное внимание действующей силе, которая упорядочивает элементы сети вокруг нее, а также отсутствие ответа на вопрос о том, из чего сделаны связи, формирующие ассоциацию (p. 52). В книге также опущены примеры эмпирических исследований, применявших метод АСТ к изучению права.  Например, первопроходцем в использовании АСТ к исследованиям прав человека была антрополог Анеллиз Райс (7). 
4👍2💅1👾1
(продолжение)

Причина, по которой из прочих течений нового материализма автор выбирает Латура и АСТ, ясна. Внимание последнего к множественному взаимодействию между различными акторами сети действительно проливает свет на практики формирования правопорядка. Однако, парадоксальным образом, внимание к материальному в представленной концепции затмевает влияние идеального, которое, порой, имеет куда большую силу».


(1) Levi R., Valverde M. (2008). Studying Law by Association: Bruno Latour Goes to the Conseil d’État // Law and Social Inquiry. Volume 33. Issue 3. P. 806.
(2) Бочаров Т.Ю. (2015). Антропология права по Латуру: от сетевого анализа к языку ценностей // Социология власти. Т. 27. № 2. С. 259.
(3) Масловская Е.В., Масловский М.В. (2015). Концепция юридического поля и современная социология права // Социология власти. Т. 27. № 2. С. 54.
(4) Астахов С.С. (2017). Проблема контингентности в акторно-сетевой теории. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.01). М.: Высшая школа экономики. С. 119.
(5) Гаазе К.Б. (2016). Рукописное письмо как практика российской правительности // Социология власти. Т. 28. №. 4. С. 115-119.
(6) Жихаревич Д. (2016). Сеть и пена: спекулятивная социология Г. Тарда / Тард. Г. Монадология и социология. Пермь.: Гиле Пресс. С. 113.
(7) Riles. A. (2000). The Network Inside Out. Ann Arbor: University of Michigan Press. 272 pp.
4💅1👾1
Геофилософию придумали в России
💅5🤔1👾1
Лаборатория современной теории права и государства питерской вышки выложила все выступления с недавнего семинара. Можно посмотреть моё (tw: много э-э-э и затупов) про политический конституционализм, тезисы о котором я выкладывал выше.

Можно посмотреть выступление Натальи Сергеевны про психологическую теорию права,  мотивы поведения, ограничение поведения нормами и как вообще это всё регулировать и отделять друг от друга. С теплотой вспомнил, что первое мое выступление на конференции в жизни было на первом курсе на секции, которую модерировала Наталья Сергеевна и Осветимская Ия Ильинична.

И, конечно, выступление Александра Васильевича, — который привел меня во все эти штудии, посеял семена критики и сомнения, — по большому счету про необходимость новых горизонтов в теории права. Конечно, я уже не со всем согласен, и даже разочарован в тотальной критике. Но что там будет дальше? Кто знает.
6💅2👾1
Вот такой коллаб. Неожиданный, но от этого только более интересный.

Лично меня в вопросе партисипации, и шире урбанизма, интересует столкновение эгалитарных устремлений, имеющих картинку демократического и доступного города, с представлениями об этом горожан, которые могли интериоризировать видение города от чиновников и местной администрации.

К примеру, один мой знакомый урбанист в достаточно агрессивной форме разъяснял бесполезность ограждений, отделяющих проезжую часть от тротуара, т.к. это не спасает от дтп, но внешний вид города портит. Так ли очевидна эта мысль? Не думаю. В конце концов, даже демократический урбанизм, как мне кажется, сталкивается с проблемой власти и экспертного знания.

В общем, думаю, что будет интересно обсудить эти проблемы с урбанистами, планировщиками и другими, столкнув практику с социально-политической теорией.
👾21💅1
🌆 Фреймы власти в городском планировании: серия ридингов«Спор за город: критика извне и изнутри городских исследований и практик» х «Покидая междуцарствие: “старое” и “новое” в политической теории»

Как городские планировщики, архитекторы, фасилитаторы или специалисты по соучаствующему проектированию думают о власти, когда разрабатывают мастер-план или проект благоустройства? Так можно было бы адаптировать к российской практике вопрос, на который предлагает ответы планировщик и фасилитатор Мартин Вестин в своем исследовании «Rethinking Power in Participatory Planning»

⚫️ Со-модератор: Илья Севастьянов, специалист в области public participation (соучаствующее проектирование), партнер Городрешает.рф, приглашенный преподаватель ФГРР НИУ ВШЭ и студент факультета социальных наук МВШСЭН, организатор секции «Партисипаторная Россия» 2023:

На ридинге мы вслед за Вестиным проанализируем различные концепции власти (Гоббс, Арендт, Фуко и др.) и увидим, какие выводы он делает о роли урбаниста на примере анализа руководств по городскому планированию и двух кейсов о строительстве жилья и благоустройстве парка. 

Текст Вестина опубликованный в 2019 году отражает актуальные дискуссии среди планировщиков. Он разбирается в практиках соучастия и диалога, которые используются как дополнение к работе планировщика или архитектора и сводятся к технической деятельности “как” в серии принятия решений по разработке продукта. Такие практики базируются на малоизвестных российскому читателю работах планировщиков Форестера, Хили и Иннес, а те в свою очередь опирались на идею «уважительных дискуссий» и коммуникативную теорию Хабермаса. Ни Хабермас, ни вторящие ему планировщики не смогли предложить универсальную концепцию власти для выработки адекватной методики принятия решений в конфликтных ситуациях. Мы попробуем критически отнестись и к предложению Вестина, предложившему новый концептуальный инструмент, позволяющий планировщику или архитектору развить некоторую “чувствительность” в ситуациях взаимодействия с гражданами, органами власти, застройщиками и другими стейкхолдерами во время разработки проектов.


⚫️ Со-модераторы: Иван Наумов, политический теоретик, аспирант ЕУСПб и Марк Белов, юрист, политический теоретик, магистр ЕУСПб:

В истории политической мысли город всегда виделся ареной столкновения различных мнений и оспаривания представлений об общем благе. В этих постоянных спорах рождалась душа политии. В этих спорах древние греки, а затем итальянские гуманисты, находили единство своего политического сообщества. Постепенно вместе с индустриальным развитием город переставал иметь структурное единство, однако, различные новые социальные группы от денди до одурманенных поэтов своими практиками рождали новые социальные пространства. В XXI в. атомизация и top-down планирование превратили город в машину, функционирующую по велению «профессиональных служащих», уже не обращающихся к мнению тех, кто всегда составлял душу города – горожанам. Партисипаторное планирование является одним из инструментов, с помощью которых «профессиональные служащие» и урбанисты могут учитывать мнения горожан.


Как думают о власти городские планировщики, как мы можем идентифицировать эти представления в реальных процессах планирования, в особенности партисипаторных (или соучастных), какую роль играют планировщики — в этих вопросах мы приглашаем попробовать разобраться политических ученых, антропологов, социологов, урбанистов, городских планировщиков и городских исследователей, архитекторов, градостроителей, фасилитаторов, специалистов по соучаствующему проектированию, а также всех заинтересованных в обсуждении проблемы власти в урбанистике.

❣️ Формат: онлайн
❣️ Даты и время: 12 марта – 7 мая с 19:00 до 21:00 (по мск; GMT+3)

📩 Зарегистрируйтесь, чтобы получить приглашение в чат ридинг-группы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2💅1👾1
Forwarded from Res Publica ЕУСПб
🌞 Друзья, рады объявить, что дедлайн подачи тезисов для участия в конференции «Векторы-2025» в Шанинке продлен до 3 марта!

В связи с этим организаторы секции «Покидая междуцарствие: "старое" и "новое" в политической теории» решили поделиться своими любимыми книгами из списка литературы к этой панели. Сегодня о своих фаворитах расскажут Марк Белов и Михаил Куренков.

Напоминаем, что желающим выступить на этой секции необходимо отправить свои ФИО, информацию о месте учебы или работы, название доклада и аннотацию (до 500 слов) на respublicasvectors@gmail.com.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💅4👾1
Такая программа получилась у нашей секции в этом году. С меньшим международным участием чем в прошлом, но с куда большим интересом со стороны российских исследователь. И поставленные проблемы, конечно, фундаментальные. Очень рад, что мы причастны к их обсуждению.
💅3😁1👾1
Forwarded from Res Publica ЕУСПб
ПрограммаМеждуцарствия.pdf
4.6 MB
😫 Time of monsters

Друзья (старые и новые), рады объявить о том, что для знакомства стала доступна полная программа секции «Покидая междуцарствие: „старое“ и „новое“ в политической теории» на грядущей конференции Векторы-2025 в Шанинке!

🧍 В течении трех насыщенных дней (10-11, 13 апреля) мы планируем обсудить самый широкий круг вопросов, все из которых, так или иначе, связаны с проблемой нового в политическом. Учреждающая власть и учрежденная конституция, самые разные виды утопий, конец этого мира и новое начало из руин прошлого — все эти темы не останутся без внимания наших докладчиков.

Ждем всех заинтересованных в совместном продуктивном диалоге и призываем регистрироваться в качестве слушателей на странице нашей панели. До встречи через две недели!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💅3👾2👍1
Читая «Философию права русского либерализма» Анджея Валицкого, неожиданно наткнулся на цитату Лукача, которой можно описать происходящее сегодня в странах развитой демократии. При этом Лукач считал, что советской России удалось избежать подобного вследствие замедленного капиталистического развития. На это Валицкий отвечает, что строки написаны в период сталинского террора. Но оставим это за скобками.
Верным остаётся то, что переживаемое сегодня вновь разочарование демократией также сопряжено с критикой её институтов, но в отличие от прошлого, не предполагает наличия реально-политической альтернативы. Тогда это было советы. Впрочем, альтернативы нет как слева, так и справа.
👍5🤔1💅1👾1
Правые, левые и учредительная власть

В книге «Правые и левые: история и судьба» Марсель Гоше делает значимое для идеи учредительной власти наблюдение, касающееся устойчивости деления политических сил на «правых» и «левых» в современных обществах. Он связывает это с появлением в жерновах Французской революции феномена представительства. Первый парламент, вдохновленный руссоистской идеей общей воли, по своей модели должен был быть антипартийным, поскольку его целью являлось раскрытие общей воли нации. Гоше пишет: «Поэтому депутат должен оставаться лицом совершенно независимым: именно действуя исключительно по указу собственной совести, он может достойно исполнять свою роль, которая заключается в том, чтобы высказываться от лица всей страны».

Такая идея представительства связывается Гоше как с историческими, так и с философско-антропологическими условиями. Человеческий коллектив до эпохи Просвещения мыслит себя единым целым, стремящимся увидеть воплощение своей социальности в материальном мире. Эту роль в средневековье выполняет монарх, а доктринальное обоснование находится в теории двух тел короля. Однако столкновение разных сословий в XVIII-XIX вв. разрушает эту иллюзию, что приводит к «травме социальности». Гоше не говорит об этом так, но это следует из его рассуждений и ссылке на Клода Лефора о тоталитарных режимах и их «фантазматическом стремлении вернуться к воплощению единого общества в теле». «Правые» и «левые» поэтому помогают индивиду локально определить себя в новой топографии политического пространства, где отсутствует единая воля, но все еще есть картина социальности.

И здесь открывается проблема для теории учредительной власти. Если акт учреждения должен установить новый политический порядок, общие правила игры как сказали бы либералы, то такое действие предполагает возвращение к трансцедентальной иллюзии единой воли, которая сегодня невозможна. Сам Гоше пишет, что сегодня новое согласие — это признание неустранимого несогласия. Этот онтологический антагонизм, конечно, дает почву политике идентичности и новым социальным движениям. Но по существу еще больше приводит к потере единства, по которому тоскует Гоше. Индивиды и малые группы оказываются изолированы в сферах, не соприкасающихся друг с другом, а свое единство находят виртуально через персонализированное бюрократическое правительство. Это напоминает демократический материализм, где есть только тела и языки. Другим вариантом является учреждение политического пространства одной группой, подавляющей все остальные. Но это человеческая история проходила. Таким образом, учредительная власть сталкивается с необходимостью нахождения новой истины, способной объединить различные общественные силы и явить социальность таким образом, чтобы в ней находили отражение общие для коллективов образы. Полагаю, что здесь в игру вступает материалистическая диалектика, но в силу малого знания ничего сказать не могу.

Если же я правильно понимаю политический проект самого Гоше, то он сводится к усилению прав человека, укреплению институтов представительской демократии и исполнительной власти. Короче говоря, буржуазная социал-демократия. Впрочем, он сам так и говорит. Но, как видно, демократии не справились с той задачей, которую им ставил сам Гоше, а именно — они не смогли «найти средство соединить друг с другом принимающую решения политику и политическое, которое институирует пространство между индивидуумами».
👾2💅1
Сегодня тут, онлайн
👾2
🔴 «Спор за город»: программа первого дня секции 10 апреля

Первый день секции пройдет в конференц-зале Гайдар (3 этаж) — соседнем с Шанинкой корпусе института Гайдара. Начинаем в 11:00!

11:00 — 13:00

📝 От сноса к спору: городские конфликты и общественные движения

Обсуждаем сопротивление горожан комплексному развитию территорий, результаты, которых добиваются городские активисты, конфликт власти и градозащитников с Еленой Тыкановой, Тимофеем Раковым, Марком Беловым и Елизаветой Финогеевой.

13:15 — 14:30

📝От сноса к спору: городское наследие и инструменты контроля

Говорим про неформальные правила института аварийности, снос как насилие, замену города цифровым двойником и апроприацию наследия Калининградской области с Полиной Патимовой, Ангелиной Филип и Софьей Калинычевой.

Со-организаторы сессии «От сноса к спору»:
Любовь Чернышева, PhD in Sociology, к.с.н., старший научный сотрудник Социологического института РАН, Postdoc Researcher at Bauhaus University Weimar, участница коллектива Нежный урбанизм
Снежана Грозовская, архитектор, исследовательница в области городского наследия, автор телеграм-канала Urban Heritage

15:30 — 17:15

📝По городу пешком: тело, движение и повседневность

О теле в пространстве и критических практиках ходьбы, страхах перед городом и ответах им рассуждаем вместе с Софьей Лопатко, Валерией Уткиной, Евгением Гаврилиным и Владимиром Сенчило.

17:15 — 18:30

Круглый стол с обсуждением проектов «Сестринская городьба» Алисы Ченцовой, «Город как косплей: архитектурный фикшн и макет гипертекста» Жени Эйсер и курса «Как писать о городе: теория и практика» Светы Коваленко.


🏃‍♀️Как пройти на нашу секцию с полным видео-маршрутом

🖇 Полную программу секции на все четыре дня смотрите здесь!

До встречи!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👾2👍1