Тихая комната – Telegram
Тихая комната
656 subscribers
30 photos
71 links
Бесплатная психологическая поддержка для людей, занимающихся активизмом и волонтёрством в России и эмиграции.

Оставить заявку: https://shorturl.at/aVwGr

Поддержать нас:
https://boosty.to/tikhaya_komnata
https://www.patreon.com/tikhaya_komnata
Download Telegram
​​(продолжение поста. начало выше)

☁️ Габриэл Тупинамба, бразильский философ и практикующий психоаналитик, анализирует отношения психоанализа и политики, связывая концептуальный кризис психоанализа с кризисом институционально-политическим.

Он отмечает своего рода запрет на развитие знания и эпистемологическую аррогантность (высокомерие, надменность) психоанализа, которые являются следствием консервативности самой институции, некогда бывшей политически прогрессивной.

Тупинамба предлагает зафиксировать позициональность психоанализа, переходя от языка вообще как области компетенции психоанализа к локализации речи в сеттинге.

На другом уровне актуализируются возможность эпистемологической инклюзивности: переход от логики инаковости к логике бесконечности позволяет различить внутри психоанализа область идеи и область исторически изменчивого идеала, который препятствует актуальному, политически чувствительному развитию теории.


☁️ Психоаналитики из Латинской Америки Педро Амбра, Хосе Стона, Тами Аюш отмечают скрытую охваченность психоанализа цис-нормативными предрассудками и нечувствительность к этому, нормализацию цис-сексизма коллегами.

☁️ Они настаивают на необходимости внедрения инструментов «теоретического вентилирования» — так, Хосе Стона подчеркивает, что нельзя говорить о поле в психоанализе сегодня без учета феминистского знания.

☁️ Тами Аюш также указывает на необходимость позициональности: психоанализ не сводится к аналитическому процессу, внеаналитические факторы его историзуют. Аналитик должен рефлексировать свою историческую и географическую расположенность, психоаналитическая нейтральность не освобождает от социальной ситуации. Аналитики должны рефлексировать взаимоотношения между клинической и эпистемологической перспективой, между сексуальностью и сексуацией.

☁️ По аналогии с теорией малой литературы Жиля Делеза и Феликса Гваттари (творчество меньшинства внутри доминирующего большинства, обладающее политическим и социальным потенциалом к изменению, подрыву), Тами Аюш предлагает практику «малой клиники», psychanalyse mineure.

Таким образом, внутри самой психоаналитической практики уже есть многообразное поле внутренней критики и «миниатюрных» клинических решений, артикуляция и предрассудков, тупиков, и этического изящества клинического ресурса.

💨 Критика Пресьядо выразительна и полезна, однако же она не учитывает эту неоднородность психоаналитической практики и теории, многие понятия сливая воедино (позициональность теории и позициональность аналитика, эпистемологию и клинику, ею ориентированную).

💨 Психоанализу необходимо преодолевать эпистемологическую аррогантность, открывая себя для равного диалога с другими дисциплинами, практиками, политиками!

💨 Изобретения многих решений пролегают через рефлексию на стыке клиники и агентности аналитика, но они не должны оставаться лишь индивидуальным, скрытым от других опытом: нужна артикуляция и открытость «малых клиник» взглядам всего сообщества.
1🤔1
​​Антипсихиатрическое движение в США. Лорен Мошер

Американскую антипсихиатрию и близкие ей идеи можно разделить на три лагеря

🔹Во-первых, это идеи и проекты последователей британской антипсихиатрии Джеймса Берка, Лорена Мошера и других, под влиянием которых развивалось американское коммунарное движение в психиатрии

🔹Во-вторых, это социально и антропологически ориентированные исследования, в центре которых психиатрическая больница как институт власти, психическое заболевание как социально обусловленная девиация. Это прежде всего работы Ирвинга Гофмана и Томаса Шеффа, а также близкие им труды по социологии девиации. 

🔹В-третьих, это критические взгляды Томаса Саса, основного «самобытного», «американского» представителя антипсихиатрии. 

▫️Лорен Мошер по окончании медицинского факультета Гарвардского университета занял должность научного сотрудника в Национальном институте психического здоровья США (НИПЗ), где стал директором его нового Центра исследований шизофрении и занимал эту должность на протяжении 12 лет.

▫️Накануне своего вступления в должность директора Центра Мошер съездил в Лондон и посетил Кингсли-холл — терапевтическую общину, созданную инакомыслящим британским психиатром Рональдом Лэйнгом, который стал подвергать серьёзной критике представителей своей собственной профессии. 

▫️Мошер был заинтригован идеями Лэйнга, но обеспокоен хаотичным методом, которым они претворялись в жизнь. Здание Кингсли-холла, где небольшой группе людей с психозом оказывали поддержку без медикаментозной терапии, находилось в запущенном состоянии, повседневная жизнь общины была организована плохо. 

▫️Возвращаясь в США, он размышлял над тем, что произошло бы, если бы был создан более организованный вариант Кингсли-холла. Благодаря своей новой должности в НИПЗ он оказался в уникальной ситуации, позволившей ему заняться этим вопросом.

🔸Проект «Сотерия»

Мошер нашёл двухэтажный дом в Сан-Хосе, Калифорния. Рассчитанный на шесть жильцов и двух занятых на полной ставке сотрудников, которым помогали занятые неполный рабочий день сотрудники и волонтёры, дом, известный как «Сотерия» (от греческого слова «освобождение»), был открыт в апреле 1971 года

Участвующие в эксперименте, в основном молодые люди, посещали психиатрические службы экстренной медицинской помощи. Половину участников Мошер направил на обычную терапию в местные психиатрические отделения, где они получали медикаментозное лечение, а половину — в «Сотерию».

В среднем проживающие находились в «Сотерии» пять месяцев, хотя большинству становилось существенно лучше к концу шестой недели. За исключением экстренных случаев, препараты не использовались в течение первых шести недель пребывания проживавшего.

Контролируемое исследование, профинансированное Национальным институтом психического здоровья и проведённое Лореном Мошером, продемонстрировало, что психосоциальная помощь данного типа даёт результаты равнозначные или лучшие, чем стандартное больничное или амбулаторное лечение, — при не большей стоимости и без опоры на обычные дозировки нейролептиков.

▫️Проект «Сотерия» вскоре стал источником конфликта между Мошером и его начальством в институте. В конечном счёте отвергнутый и снятый с должности директора Центра исследований шизофрении, Мошер покинул институт. 

▫️Ещё до этого, в 1977 году при содействии Мошера в Вашингтоне было открыто сообщество «Перекрёсток», где опыт «​​​​​​​Сотерии» был применён в лечении хронически больных. Сообщество «Перекрёсток» существовало около 20 лет и достигло значительных терапевтических успехов.

▫️Считая, что психиатрические больницы, как правило, являются не самыми подходящими местами, в которых приходится пребывать людям с психическими заболеваниями, Мошер указывал их недостатки: авторитарное отношение, ритуал унижения, вызывание и увековечивание беспомощности, ненужная зависимость, навешивание ярлыка, преобладание нужд учреждения над нуждами людей. Мошер полагал, что пропитанная насилием атмосфера психиатрических больниц и регулярное применение токсичных препаратов несовместимы с восстановлением здоровья.
❤‍🔥74💯4👏2
​​Антипсихиатрическое движение в США. Томас Сас

▫️В отличие от других антипсихиатров, Томас Сас был исключительно теоретиком: он никогда не работал в психиатрической больнице, не предложил никакой программы психиатрического реформирования и никогда не развивал практических проектов. Его сила как антипсихиатра по преимуществу состояла в ожесточенности критики.

▫️Сас закончил свое психоаналитическое обучение в Чикагском институте психоанализа, в 1951 году завершил специализацию по психиатрии. В конце 1950-х  он получил должность профессора психиатрии в Сиракузах (США), которую занимал до конца жизни.​​​​​​​

🔸Самая известная книга Саса —​​​​​​​ «Миф душевной болезни» (1961), в которой он намечает стратегию критики психиатрии. Сас осмеливается, по его мнению, сказать то, что для всех очевидно, но что никто признать вслух не отваживается. 

«Я чувствовал, —​​​​​​​ вспоминал он позднее, —​​​​​​​ что пришел в психиатрию, чтобы рассказать о том, что с детства казалось мне самому очевидным, —​​​​​​​ о недоразумении с психическим заболеванием; это напоминало историю с платьем Голого Короля: на самом деле все знают, что никакого психического заболевания нет, но ни у кого не хватает мужества сказать об этом»​​​​​​​.


Для Саса психическое заболевание —​​​​​​​ это метафора сродни поэтической, поэтому представляется как результат полета фантазии: 

«…Перо психиатра называет некоторых (плохих) людей безумными точно так же, как перо священника называет некоторых хороших людей святыми. И психическая болезнь, и святость —​​​​​​​ фикции, то есть продукты фантазии».


▫️Модель болезни, которую позаимствовали психиатры, —​​​​​​​ это, по Сасу, модель болезни конца XIX века, которая была основана на опыте работы с туберкулезом, сифилисом и брюшным тифом. Подобные представления приводят к тому, что проблемы человеческой жизни отождествляются с болезнями тела, признаются душевными заболеваниями, переживающие их индивиды преследуются, изолируются, им предписывается специфическое лечение. Для Саса психическое заболевание —​​​​​​​​​​​​​​ все что угодно, только не болезнь. Оно —​​​​​​​ способ бороться с маргинальностью, фикция, метафора и предлог для хорошей продажи лекарств.

«Когда я говорю, что психическое заболевание —​​​​​​​ это миф или что оно не существует, я не отрицаю реальности явлений, по отношению к которым этот термин используется. Человеческое страдание и несчастье существуют; существуют конфликты и насилие; существуют подавленное сексуальное и социальное поведение. Все эти события и действия вполне реальны. Я просто классифицирую тот феномен, который люди называют “психическое заболевание”, несколько иначе, чем те, кто утверждает, что это болезнь. Понятие “психическое заболевание” —​​​​​​​ это семантическая стратегия медикализации экономических, моральных, индивидуальных, политических и социальных проблем»​​​.​


▫️Для Саса психиатрия —​​​​​​​ это моральное и социальное предприятие. Психиатр имеет дело с проблемами человеческого поведения. Соприкасаясь с проблемами поведения, психиатр часто вовлекается в конфликт между индивидом и группой, в котором он неизбежно должен стать на чью-либо сторону. Почти всегда психиатр выбирает сторону общества.

▫️Для Саса одной из основных угроз свободе личности является не столько медицина как таковая, но симбиоз медицины с государством. «…Медицина не просто функционирует в связке с государством; в современных индустриальных обществах медицина —​​​​​​​ это фактически часть государства, это своего рода религия», —​​​​​​​ говорит он в одном из интервью.

▫️В 1963 году для обозначения политического союза медицины и государства Сас вводит понятие «терапевтическое государство». Союз медицины и государства подобен при этом когда-то бывшему союзу государства и церкви. Врач приходит на место священника, и его социальной роли свойственны двусмысленность, принуждение и патернализм. 

🔸Сас разделял институциональную психиатрическую госпитализацию и договорную психотерапевтическую помощь.
2
«Основной проблемой психиатрии всегда было и поныне остаётся насилие: объявленное угрозой, но лишь предполагаемое насилие «сумасшедшего», направленное якобы против общества, и действительное насилие, чинимое обществом и психиатром против «сумасшедшего». Результатом становится лишение пациентов человеческого достоинства, притеснение и преследование тех граждан, которых объявили “душевнобольными”».


🔸Договорная психотерапия описывается Сасом как психиатрическое вмешательство, принимаемое человеком с целью ослабления затруднений и страданий, которые он испытывает. В этом случае клиент сохраняет свои права и полный контроль над происходящим. Психотерапия, в том числе психоанализ, согласно Сасу, представляет собой специфический вид отношений между людьми, основывающихся на этике освобождения​​​​​​​.
2
​​Вебинар «Психоактивные вещества и их применение в психиатрии»

7 сентября (воскресенье), 13.00—16.00 СЕТ


💊Мы обсудим отношение общества в целом к психоактивным веществам в медикаментозных целях, их восприятие в профессиональной среде и среди пациенто:к и потребитель:ниц, наркофобию. Поговорим о техниках и подходах к лечению, о побочных эффектах лекарств в психиатрии. 

💊При заполнении анкеты для участия в семинаре мы попросим вас также ответить (при желании, анонимно) на дополнительные вопросы о личном опыте приема веществ по назначению врача. 

💊На основе полученных ответов обсудим также, какие переживания и стереотипы есть у пациент:ок относительно использования медикаментов с психоактивными веществами в ходе лечения.
Темы докладов и информация о спикер:ках:

🔹«Микродозинг ЛСД и псилоцибина — обзор научных публикаций, концепция и методология».

Саломе Данон, 
докторка фармацевтических наук (исследования и промышленность) Университета Париж-Сакле. Работает в департаменте биотехнологий и инноваций Министерства экономики и финансов Франции.

🔹«"Справато" (назальный спрей эскетамина) при фармакорезистентной депрессии — механизм, клиническая эффективность, плюсы и ограничения».

🔹«Использование каннабидиола (CBD) в аддиктологии: пример синдрома отмены алкоголя».


Александр Кононов, 
доктор фармацевтических наук (исследования и промышленность) Университета Париж-Сакле, фармацевт, писатель.

🔹«Метилфенидат — применение за пределами СДВГ: новые подходы в терапии зависимостей и депрессии».

Жереми Ле Дран, 

доктор фармацевтических наук (Pharm D, клиническая фармакология​​​​​​​), клинический фармацевт в отделении клинической фармации психиатрической больницы Поль Гирар.

🔹«Антропология применения психоактивных веществ в психиатрии и эволюция культурного восприятия».

Пьер Шампи, 

доктор фармацевтических наук (Pharm D), доктор наук (PhD), профессор фармакогнозии в Университете Париж-Сакле, эксперт Временного научного комитета по Европейской фармакопее (Французское агентство по безопасности лекарственных средств и изделий медицинского назначения), член Французского общества этнофармакологии.

🔹После каждого доклада будет 5-7 минут на вопросы участни:ц к спикер:кам. 

💊После презентации докладов состоится круглый стол на тему «​​​​​​​Фармакология и лечение в психиатрии. Мифы и стереотипы»​​​​​​​ со спикер:ками, специалист:ками «Тихой комнаты» и участни:цами семинара.

Мы обсудим:

💊Мифы и стереотипы вокруг фармакологического лечения в психиатрии.
💊Что можно изменить для снижения побочных эффектов?
💊Опросник DAI и дополнительные вопросы пациент:кам.

🔹Языки семинара: французский и русский. Будет организован перевод. 

🔹Для участия в семинаре, пожалуйста, заполните анкету, до 1 сентября. 

Это нужно для верификации участни:ц, для общей безопасности и комфорта во время встречи. Ждем вас!
❤‍🔥7
🔹​​Об обратной связи от наших заявитель:ниц

▫️«Тихая комната» работает, чтобы поддерживать людей, занимающихся активизмом и волонтёрством в России и эмиграции​​​​​​​. 

▫️В команде наших волонтеро:к — разные специалист:ки с разными методами терапии, и нам важно, чтобы поддержка была корректной. Выбрать подходящую специалист:ку в условиях ограниченных ресурсов и формата нескольких встреч очень сложно, и мы это понимаем. 

▫️Нашей работе очень помогает прямой диалог с заявитель:ницами и обратная связь. Наша поддержка — это солидарность, и мы хотим быть в курсе потребностей наших заявитель:ниц и готовы вместе решать сложности. На равных. 

▫️Для нас и те, кто обращаются к нам за поддержкой, и те, кто ее оказывает, — это наше сообщество. Обратная связь от вас — это разговор внутри этого сообщества, и мы хотим, чтобы вы могли поделиться своим опытом терапии свободно, в том числе, если что-то пошло не так.

▫️Мы открыты к диалогу и готовы решать сложности вместе. Мы заинтересованы в том, чтобы поддержка была эффективной — а для этого важно слышать и критику тоже. Вы всегда можете написать нашим координатор:кам свой фидбек, даже если прошло времени, или, наоборот, вы еще только начинаете встречи с терапевт:кой. Нам важно быть на связи!
4
Тихая комната
​​Вебинар «Психоактивные вещества и их применение в психиатрии» 7 сентября (воскресенье), 13.00—16.00 СЕТ 💊Мы обсудим отношение общества в целом к психоактивным веществам в медикаментозных целях, их восприятие в профессиональной среде и среди пациенто:к…
❗️UPD: Замена спикера, изменения в программе.

Доклад «Антропология применения психоактивных веществ в психиатрии и эволюция культурного восприятия» прочитает

Антуан Оливера,
выпускник фармацевтического факультета Париж-Сакле, написал диссертацию на тему ухода за мигрантами во Франции и их связи с лекарственными растениями. Увлечённый традиционной медициной, он стажировался во Франции и за рубежом, чтобы расширить свои знания в этой области. Диплом по этнофармации Университета Париж-Сакле.

Жереми ле Дран, к сожалению, не сможет принять участие в семинаре. Его доклада не будет.
👌43
Вебинар о пересечениях нейроотличий и квирностей в активизме

12 октября (воскресенье)
13.00 —​​​​​​​15.00 СЕТ


Я вырос и социализировался как немного странный фрик, скорее, чем как «мальчик» или «девочка». Ни девочки, ни мальчики не относились ко мне как к одно:й из своих, и я тоже не отождествлял себя с ними. Я чувствовал себя скорее мистическим сказочным существом, попавшим в чужую реальность, чем «женщиной» или даже человеком.
 
Девон Прайс, из книги Unmasking Autism. The power of embracing our hidden neurodiversity.


🌫 Среди активист:ок любых движений много квир- и нейроотличных персон. Нам кажется, это связано с тем, что и тот, и другой опыт неизбежно политизируют нас. Сложно не стать активист:кой в мире, который отрицает, что твоему опыту в нем есть место. Тогда активизм начинается с желания создать для себя принимающее пространство и пригласить в него других.

🌫 Правда и то, что внутри активистских сообществ тоже можно столкнуться с неприятием, дискриминацией, непониманием и незнанием. Как нам делать наши активизмы действительно принимающими, на практике альтернативными тем механизмам стигматизации и дискриминации, с разными проявлениями которых мы боремся?

🌫 «Тихая комната» приглашает на вебинар, где мы хотим вместе подумать над такими вопросами:

▫️Как политическое позиционирование связано с многовекторным исключением?

▫️Какое политическое действие вырастает из несовпадения в базовых опытах (социальной) реальности?

▫️Какую роль в активистской практике играют нейротипичные модели действия и работы?

▫️Как милитантность делается инклюзивной для самых разных тел и форм (политической) жизни?

▫️Как выстраивать коллективную работу, чувствительную к нейроотличиям коллежан:ок и не требующую унификации рабочих ритмов и способов коммуникации?

▫️Как и насколько чужими можно быть, оставаясь политическими?


🌫 В первой части встречи будут озвучены доклады спикеро:к семинара: активисто:к и психотерапевто:к, помогающих специалисто:к «Тихой комнаты» и дружественных нам проектов. Во второй части мы пригласим спикер:ок и слушатель:ниц семинара к открытой дискуссии.

Для участия в вебинаре, пожалуйста, заполните короткую анкету до 10 октября. 
Это нужно для верификации участни:ц, для общей безопасности и комфорта во время встречи. Ждем вас!
9🔥4💔2👍1👏1
​​Антипсихиатрическое движение в США. Ирвин Гофман. Часть 1

Ирвин Гофман —​​​​​​​ самая известная фигура из мира социологии, которую обычно называют в числе критиков психиатрии. Он с особой остротой и яркостью поставил вопросы о стигматизации и подавляющих личность тотальных институциях, о социальном мире психически больного и его функционировании в психиатрической больнице.

Получив степень бакалавра гуманитарных наук в 1945 году в Университете Торонто и степень магистра и доктора философии в Университете Чикаго, Гофман работал в Эдинбургском университете, в 1949—1951 годах занимался полевыми исследованиями на Шетлендских островах.
В 1952 году он женился на Анжелике Чоат, психологине по профессии. Анжелика часто нуждалась в психиатрической помощи (у неё был диагноз маниакально-депрессивного расстройства). Она покончила с собой в 1964 году. Гофман скептически относился к диагнозу жены и распространённым тогда методам лечения в психиатрии.

Психиатрия относится к числу дисциплин, наиболее интересовавших Гофмана, и ей посвящены междисциплинарные работы «Стигма» (1963) и «Тотальные институты» (1961). Последняя стала результатом годовой практики Гофмана в психиатрической больнице Национального института психического здоровья

Коллеги по институту пытались убедить Гофмана не публиковать эту работу, поскольку она содержала критику психиатрических учреждений. После выхода в свет книга получила такую популярность, что в университетах США стала рекомендоваться студентам в качестве обязательного введения в социологию.

Гофман не ставит своей задачей критику медицинского толкования психического заболевания, его интересуют лишь социальный статус психически больного человека

«В обществе, —​​​​​​​ отмечает он, —​​​​​​​ принято считать, что обитатели психиатрических больниц находятся там прежде всего потому, что страдают психическим заболеванием. Однако, судя по тому, что за пределами психиатрических больниц “психически больных” столько же или больше, чем внутри них, можно сказать, что они страдают явно не от психического заболевания, а от непредвиденных обстоятельств».


Гофман исходит из тезиса, что «я» психически больного человека является не больным «я», а «я» стигматизированным, то есть сконструированным социальным непринятием в процессе социального взаимодействия. При этом отличительная черта психически больного как стигматизированного —​​​​​​​ то, что он не разделяет некоторые общепринятые ожидания и стандарты поведения. И именно в пространстве конституирования социальных ожиданий и правил поведения оформляются критерии психической нормальности и ненормальности.

Стигма —​​​​​​​ это «особый тип отношения между качеством и стереотипом», рассогласование между истинной и виртуальной социальной идентичностью. Нормативные ожидания общества, служащие его фундаментом, составляют виртуальную социальную идентичность. Ей соответствует или противопоставляется актуальная социальная идентичность индивида, то есть та, которой он в действительности обладает. Достаточная степень рассогласования между ними и приводит к тому, что социум запускает процессы стигматизации. 

​​​​​​​Именно со стигмы, по Гофману, начинается история психически больного. В дальнейшем на его пути, как и на пути многих стигматизированных, возникают поглощающие его тотальные социальные институции.

Продолжение в следующем посте.
Уже сейчас полная версия текста доступна для вас на нашем Boosty.
Подписаться на нас и поддержать нашу работу:
тут.
13👏4👎1💅1
​​Антипсихиатрическое движение в США. Ирвин Гофман. Часть 2

С осени 1954 года в течение трех лет Гофман работал в Лаборатории исследований социальной среды в Национальном институте психического здоровья в Бетесде. В 1956–1957 годах —​​​​​​​ в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, одной из центральных государственных больниц США. Эти исследования легли в основу книги «Тотальные институты».

В центре интересов Гофмана — психиатрия как институциональное образование. ​​​​​​​Жизнь психиатрической больницы —​​​​​​​ это не просто приложение психиатрической теории, она подчинена общим принципам функционирования социальных институций. 

Государственные психиатрические больницы основывают свое функционирование, как считает Гофман, на опекунском подходе, поэтому жизнь пациентов и стратегии их адаптации к институции так напоминают тюремные.

Пациенту не просто оказывают услугу оздоровления психики, его изолируют как угрожающий обществу элемент и подвергают стигматизации. Гофман подчеркивает, что обитатели, переступая порог тотальной институции, сразу же наделяются презумпцией виновности, которая оправдывает все, что происходит в стенах институции

Ключевой особенностью тотальных институций является трансформация «я» человека и создание на ее основе «нового» мировоззрения. Происходит нечто вроде разобучения (untraining), при которых блокируется возможность управлять собственным поведением, реагировать на ситуации, приспосабливаться к изменениям во внешнем мире. 

Гофмана интересовали также стратегии сохранения человеческого достоинства в репрессивных организациях и унизительных обстоятельствах. Когда тотальный институт пытается вытравить из самосознания человека нежелательные образы «я», человек системы отыскивает незапрограммированные уставом пути самовыражения. 

В психиатрической больнице существуют неформальные отношения, недоступные взгляду постороннего. Правила в таких учреждениях допускают исключения, выстраивающиеся в систему неформальных правил, которые позволяют жителям учреждения сохранить частичку собственного достоинства и свободы.

Гофман пришёл к выводу о необходимости отмены госпитализации в психиатрические учреждения против воли пациентов и вместе с Томасом Сасом и Джорджем Александером выступил одним из учредителей Американской ассоциации за отмену недобровольной психиатрической госпитализации в 1970 году. 

Поддержать нашу работу и подписаться на нас:
▫️Boosty
▫️Patreon
5💘4👎1💅1
​​«Тихая комната» ищет психотерапевт:ок, готовых присоединиться к нам в качестве волонтёр:ок

🔹Как мы работаем

Наши специалист:ки сами выбирают, на какие запросы готовы откликнуться — исходя из своих компетенций, ресурсов и состояния.
Мы предлагаем заявитель:ницам до 6 онлайн-встреч бесплатно. Специалист:ки получают частичную компенсацию за свой труд.

🔹Гибкость и поддержка

Количество встреч определяется в процессе: иногда достаточно одной беседы, иногда работа продолжается дольше — по договорённости между заявитель:ницей и специалист:кой.
Для волонтёр:ок мы также организуем супервизии и интервизорские группы.

🔹Кого мы ищем

Мы приглашаем специалист:ок, работающих в разных подходах: психоанализ, КПТ, EMDR, гештальт.
Если вы разделяете наши ценности — напишите нам, даже если используете другие методы.

🔹Кому мы помогаем

Наши заявитель:ницы — это правозащитни:цы, активист:ки, журналист:ки, преподавательни:цы, сотрудни:цы НКО и социальной сферы, связанной с российским контекстом.

🔹Как присоединиться

Нам важно, чтобы сотрудничество строилось на свободном согласии обеих сторон. Мы учитываем интересы и потребности как заявитель:ниц, так и специалист:ок, включая вопросы безопасности.

📩 Написать нам можно в директ в Инстаграме или на почту: tikhaya.komnata@proton.me

🙏 Будем благодарны за репост
❤‍🔥14💋62🤡1
В эту субботу!
вместе с «тихой комнатой» — проектом психологической помощи для активист:ок, который не раз помогал нам — приглашаем вас на лекцию

Травма и Заключение: психоаналитический контекст

18 октября в 14.00 по мск
онлайн


на лекции обсудим:
/ можно ли подготовиться к заключению?
/ почему обыски, пытки и тюремное заключение существуют?
/ как мы можем вынести невыносимое?
/ как устроена травма и при чем здесь агрессивность и криминология?

лектор — Ксения Кононенко, психоаналитик лакановской ориентации, магистр Psychanalyse Université Paris 8, создатель канала Окно в Комнате.

ссылку для подключения отправим после регистрации.

/ знание разрушает стены
❤‍🔥11
По итогам семинара «Тихой комнаты» об использовании психоактивных веществ в психиатрии

Выдержки из доклада Антуана Оливера «​​​​​​​Антропологический подход и история использования психоделических веществ в традиционной медицине»

🔹Психоактивные вещества подразделяются на 4 группы в зависимости от их воздействия:

▫️Антипсихотики (или нейролептики): уменьшают психотические расстройства (изменение чувства реальности) и состояния возбуждения. Они используются в основном для лечения галлюцинаций и возбуждения у пациентов, страдающих шизофренией. К этой группе относятся лекарства, широко используемые в терапии, такие как клозапин.

▫️Депрессанты: замедляют умственную деятельность, снижают эмоциональный тонус, успокаивают, вызывают сон. К этой группе относятся алкоголь, опиум и морфин.

▫️Галлюциногены: воздействуют на восприятие, мысли, эмоции и сознание. Они могут оказывать диссоциативное действие и вызывать бред. Дальше речь пойдет в основном об этой группе, поскольку она занимает важное место в новых формах терапии в психиатрии. К этой категории относятсярода Psilocybe (псилоцибе), ЛСД, аяхуаска.

▫️Стимуляторы: стимулируют телесную и интеллектуальную активность. К ним относятся кокаин, кофе.

🔹Галлюциногенные растения встречаются повсюду, однако можно сказать, что некоторые культуры в большей степени использовали их свойства. Это касается, в частности, коренных народов Америки, Сибири и Африки

🔹Начало XVI века стало поворотным моментом для человечества, поскольку в этот период европейцы начали колонизировать Америки. Европа узнала о практиках различных культур (араваки, ацтеки, майя, инки, аймара, мапуче и т. д.), использовавших растения в терапевтических или духовных целях. Началась экстракция ресурсов, продукты из колоний попали на европейские рынки.

🔹С XIX века ученые начинают извлекать первые активные вещества из растений, что знаменует зарождение лекарств в том виде, в каком мы их знаем сегодня. Продолжались и ботанические исследования, и в 1851 году Ричард Спрус идентифицировал лиану, используемую в напитке под названием аяхуаска в Амазонии. В 1926 году фармацевт Александр Руйе опубликовал первую полную монографию о мексиканском галлюциногенном кактусе пейотль. Аяуаска содержит ДМТ, а пейотль — мескалин. 

🔹В 1938 году этноботаник Ричард Эванс Шультес отправился в Мексику, чтобы собрать грибы, используемые в ритуальных целях. Позже, в 1955 году, Роберт Гордон Вассон, банкир, увлеченный микологией, вдохновленный работами Шультеса, отправился в Мексику, чтобы принять участие в церемониях под руководством Марии Сабины, традиционной целительницы из племени Масатеков, специализирующейся на Теонанакальте, Psilocybe mexicana.

🔹Вассон был глубоко впечатлен этим опытом: с одной стороны, он отправил все эти образцы французскому микологу Роджеру Хейму, а с другой — рассказал о своем опыте американской публике через прессу, что стало причиной увлечения галлюциногенами в США.

🔹Роджер Хейм успешно вырастил псилоцибосодержащие грибы и передал свои знания Альберту Хоффману из лаборатории Sandoz. Хоффман и его команда, через несколько лет после выделения ЛСД, извлекли псилоцибин из псилоциба. 

🔹В этот период были проведены первые клинические исследования психоделических веществ в медицинских целях, в частности благодаря Хамфри Осмонду в США и персоналу больницы Сент-Анн во Франции. Исследования были посвящены депрессии, алкоголизму и тревожным расстройствам.

🔸Этот период ознаменован протестным движением, зародившимся в США и впоследствии распространившимся по всему миру. Поколение хиппи не обошло вниманием психоделики, которые массово употреблялись в гедонистических или духовных целях. Власти объявили войну психоделическим веществам в условиях социальной нестабильности. Постепенно употребление этих веществ было запрещено. В научных кругах интерес к психоделическим веществам пошел на спад.
2
Продолжение поста выше ⤴️

🔸В 2000-х годах наблюдается возрождение интереса. Для этого есть несколько причин:

•​​​​​​​ Развитие научных исследований, в частности в области нейробиологии и визуализации.

•​​​​​​​ Классические методы лечения больше не удовлетворяют потребности населения, которое ищет другие терапевтические подходы.

•​​​​​​​ Финансирование и широкое освещение в СМИ способствуют реализации исследовательских проектов по этим вопросам.


🔸Мы наблюдаем развитие психоделической терапии в Европе, которая в некоторых аспектах напоминает практики других народов, известные на протяжении тысячелетий. Поиск измененного состояния сознания, дающего опыт такой интенсивности, что он способен облегчить страдания пациентов даже после выведения вещества из организма.

🔸Это инновационный подход в современной медицине, который требует большой осторожности. Например, у коренных народов Америки, психотропные растения никогда не принимают, не следуя четким правилам. Это клинический факт, а не вопросы веры: несоблюдение этих правил может привести к рискам для пациента.

🔹Возможен ли диалог между разными традициями в медицине?

🔸Развитие медицинских исследований в области психоделиков касается в первую очередь пациентов, страдающих от психотравм или депрессии, вызванных политическим насилием и вынужденной миграцией. Травмы, полученные некоторыми пациентами-беженцами, бывают очень интимными, глубокими, настолько глубокими, что становятся невидимыми. Сделать видимым невидимое — этимологический смысл слова «психоделический» (от греч. δηλόω [dēlóō]: показать, сделать видимым).

🔸Можно предположить, что существует риск вновь погрузить пациентов в травматический опыт, сделав видимым то, что невозможно вынести. Можно также надеяться, что они переживут приятный или действительно терапевтический опыт. Это трудно предсказать. Несомненно одно: важно качество сопровождения, предлагаемого пациентам. Внимательное слушание, установление связи помогают осмыслить тяжелый опыт пациентам, пережившим насилие.

О докладчике:

Антуан Оливера
выпускник фармацевтического факультета Париж-Сакле, написал диссертацию на тему ухода за мигрантами во Франции и их связи с лекарственными растениями. Увлечённый традиционной медициной, он стажировался во Франции и за рубежом, чтобы расширить свои знания в этой области. Диплом по этнофармации Университета Париж-Сакле.

Если вы хотите углубить свои знания по этой теме, Антуан рекомендует книги и лекции швейцарского психиатра Жака Бессона (Jacques Besson) и сайт Французского психоделического общества (Société Psychédélique Française), где можно найти обширную литературу и записи конференций.
🔥81
​​По итогам семинара «Тихой комнаты» об использовании психоактивных веществ в психиатрии

Выдержки из доклада Александра Кононова «Использование каннабидиола (CBD) в аддиктологии: пример синдрома отмены алкоголя»

Алкоголь обычно действует как депрессант центральной нервной системы. При хроническом употреблении и внезапной отмене мозг, привыкший к алкоголю, оказывается в состоянии гипервозбуждения

Это вызывает характерные симптомы, которые часто проявляются через 6–24 часа после прекращения употребления: тремор, тревожность, возбуждение, потливость, учащённое сердцебиение, тошнота и бессонница. В тяжелых случаях абстиненция может перейти в делирий, сопровождающийся острым спутанным состоянием, галлюцинациями, судорогами и высоким риском для жизни (смертность без лечения может достигать 5–15 %). 

Лечение синдрома отмены алкоголя направлено на стабилизацию ГАМК-эргической системы, чаще всего с применением бензодиазепинов, а также на строгий медицинский контроль для предотвращения сердечно-сосудистых и неврологических осложнений.

Каннабис содержит особый тип молекул, называемых каннабиноидами. Наиболее известные из них — THC (тетрагидроканнабинол) и CBD (каннабидиол), но существует множество других каннабиноидов, активность которых еще полностью не изучена. Эти молекулы взаимодействуют с эндоканнабиноидной системой (ЭКС), физиологической системой регуляции организма. 

THC связывается и активирует эти рецепторы, вызывая психоактивные эффекты, тогда как CBD не связывается с ними напрямую и не вызывает «кайф». CBD увеличивает количество эндоканнабиноидов, участвующих в регуляции чувства удовольствия и мотивации, а также снижении боли и воспаления. Он также взаимодействует с рецепторами 5-HT1A, повышая высвобождение серотонина, обладает мышечно-расслабляющим эффектом, а также противовоспалительным и обезболивающим действием.

Следует быть осторожным с взаимодействиями CBD с другими лекарствами, так как он может влиять на их метаболизм, повышая концентрацию в крови и усиливая побочные эффекты. Сегодня на рынке существует множество продуктов с CBD, поскольку он легален и популярен, но важно контролировать концентрацию и качество этих продуктов.

Одно из немногих исследований на людях не показало явной эффективности CBD при самом синдроме абстиненции, но отмечено, что он может снижать желание употреблять алкоголь (craving). Это исследование проводилось на небольшой группе людей и показало уменьшение активности мозговых центров, ответственных за зависимость. Исследований на животных больше, и там наблюдалось снижение тревожности, стресса и психомоторного возбуждения.

Теоретически, CBD обладает большим потенциалом для уменьшения симптомов абстинентного синдрома благодаря множественным эффектам на мозг и нервную систему. Он снижает тревогу и возбуждение, обладает нейропротекторным и противовоспалительным действием, что может ограничить повреждение мозга при гиперэксцитации нейронов и избытке глутамата.

Исследования на животных показывают, что CBD может модулировать систему вознаграждения и снижать craving, уменьшая риск рецидива, а также расслаблять мышцы, что помогает контролировать судороги и тремор при абстиненции.

CBD уже используется в медицине: под торговой маркой Epidiolex® для лечения детской эпилепсии (синдром Драве и синдром Леннокса-Гасто), а Sativex® (THC + CBD) применяется для уменьшения боли и спастичности при рассеянном склерозе. Он имеет высокий профиль безопасности, не вызывает психоактивного эффекта и интересен для поддержки лечения абстиненции.

Ограничения использования CBD: оптимальная доза, форма и продолжительность лечения ещё не определены; тяжёлые осложнения, такие как делирий и судороги, изучены недостаточно. В настоящее время исследования на людях продолжаются, включая применение при синдроме отмены алкоголя.
3👍2🥰1🤨1
​​Вебинар «Тихой комнаты» «Опыт расиализации, колонизации, миграции: что может терапия?»
6 декабря (суббота)
13.00 — 15.00 CET


🔹Почему нам важна эта тема?

Рефлексия наследия колонизации и сохраняющегося угнетения коренных народов в российском обществе противоречит официальной идеологии и в публичном поле маргинализована. Расизм, исламофобия и мигрантофобия распространены как на структурном, так и на бытовом уровне. Открытая общественная дискуссия на эти темы невозможна.

Терапия, ориентированная на индивидуализиованный опыт, не эффективна в работе с коллективными историческими травмами. Система образования пси-специалисто:к зачастую не учитывает такие запросы или не способна предложить адекватные оптику, методы и подходы.
 
🔹Вопросы к семинару:

Что в этих условиях может политизированная и социально-критическая терапия?

В какой роли видят себя и какие задачи ставят перед собой специалист:ки помогающих профессий, работая с заявитель:ницами с миграционным опытом, с опытом колонизации?

Какую поддержку может предложить психотерапия в работе с коллективными травмами, обсусловленными политическими процессами и системным угнетением?

Что может предложить опыт других стран, тоже борющихся с наследием колониализма, расизма и апартеида?

 
🔹Структура вебинара

В первой части встречи будут озвучены доклады спикеро:к семинара: исследователь:ниц и помогающих специалисто:к дружественных нам проектов. Во второй части мы пригласим спикер:ок и слушатель:ниц семинара к открытой дискуссии.

🔸NB! Для участия в вебинаре, пожалуйста, заполните короткую анкету до 4 декабря. 
Это нужно для верификации участни:ц, для общей безопасности и комфорта во время встречи. Ждем вас!

🔹Поддержите нас, чтобы мы могли устойчиво проводить семинары и оказывать пси- поддержку. Если это уместно и безопасно для вас — донат любой суммы на Boosty или Patreon или репост очень помогут нам. Спасибо!
❤‍🔥86🔥3
​​По итогам семинара «Тихой комнаты» об использовании психоактивных веществ в психиатрии

Выдержки из доклада Саломе Данон «Микродозинг ЛСД и псилоцибина  и психическое здоровье: применение, данные и меры предосторожности»


🔸Внимaние! Дисклеймер🔸

Использование психоделических веществ незаконно во многих странах.
Цель доклада и поста — информировать и обучать, а не пропагандировать.
Не пробуйте ничего без соответствующей медицинской поддержки и консультации с вашим врачом.


🔹Психоделики — это натуральные или синтетические вещества, которые изменяют восприятие, настроение, сознание. Наиболее распространенными являются псилоцибин, содержащийся в некоторых видах грибов, и ЛСД, синтетизированный из алкалоидов спорыньи.

Психоделики использовались в ритуальных и духовных практиках на протяжении тысячелетий. На сегодняшний день доказаны терапевтические эффекты (при ПТСР, депрессии, тревожности) при приеме в высоких дозах.

🔹Центральный вопрос микродозинга: что происходит при употреблении в очень низких дозах?

Микродозинг — употребление очень малых доз (≈1/10–1/20 от обычной дозы) психоделиков, например: ЛСД 5–20 мкг; псилоцибин 0,1–0,5 г сухих грибов.

Это так называемые субперцептивные дозы: без галлюцинаций, без «трипа». Цели: тонкие изменения настроения, творческих способностей, концентрации.

🔹Как микродозинг может выглядеть на практике:

• Протокол Фадимана: 1 день приема, 2 дня перерыва.
• Протокол «weekday»: только по будням.
• Варианты: 1 раз в неделю или 1 раз в месяц.

Важны перерывы в употреблении (2–4 недели после 4–8 недель приема), так как они ограничивают возникновение толерантности к веществу.

🔹Для чего практикуется?

• Поиск осознанности и лучшего самочувствия.
• Надежда на улучшение когнитивных функций, настроения, психического здоровья.
• Восприятие управления тревогой и депрессией.
• Мотивация для стимулирования творчества, концентрации, продуктивности.

🔹Что говорит наука?

Исследований на данный момент мало. Большинство из них строится на онлайн-анкетах, небольших группах, наблюдениях. Интересные результаты, но ограниченные методологии. Нет надежных клинических экстраполяций.

В исследовании 2020 года, построенном на онлайн-опросе около 1100 человек, принимавших микродозы ЛСД или псилоцибина, отмечались обнадеживающие сигналы об улучшении состояния, но самодекларативные (то есть не подтвержденные сторонним мнением). Среди них — помощь в отказе от антидепрессантов и снижение потребления алкоголя.

Другое исследование 2023 года было построено на рандомизированном контролируемом испытании микродозирования ЛСД (n=80 здоровых мужчин), участники принимали микродозы ЛСД или плацебо каждые 3 дня на протяжении 6 недель.

Результаты:

• Относительно безопасное состояние, серьезных изменений не наблюдалось.
• Воспринимаемое улучшение: креативность, энергия, настроение, социальные связи.
• Эффекты отмечались в основном в дни приема.
• Ограничения: исследуемая группа — только молодые и здоровые мужчины; скромные эффекты.

🔹Обратная сторона — риски и противоречия:

• Потенциальный риск при длительном употреблении для сердечно-сосудистой системы.
• Может вызвать тревогу или усугубить уже существующие симптомы.
• Законность: запрещено или серая зона практически везде.
• Данных пока недостаточно → необходимость в дополнительных исследованиях.
• Важно не практиковать в одиночку, отдавать приоритет безопасности и профессиональной среде.

🔹Выводы:

• Исследования показывают, что интенсивность опыта при приеме макродозы коррелирует с клинической пользой, что ставит под вопрос актуальность микродозы.
• Эффективность зависит от того, что мы ищем: улучшение творческих способностей или  психиатрической картины?
• Результаты обнадеживающие, но данных все еще недостаточно.
3
Источники к посту выше:

Lea T, Amada N, Jungaberle H, and others. Perceived outcomes of psychedelic microdosing as self-managed therapies for mental and substance use disorders. Psychopharmacology (Berl). 2020.

Murphy RJ, Sumner R, Evans W, and others. Acute Mood-Elevating Properties of Microdosed Lysergic Acid Diethylamide in Healthy Volunteers: A Home-Administered Randomized Controlled Trial. Biol Psychiatry. 2023.
2