Университет во времени | Научная библиотека КФУ – Telegram
Университет во времени | Научная библиотека КФУ
654 subscribers
242 photos
2 videos
310 links
Взгляд из Казани на историю университетской культуры.

Проект «Университет во времени» создан Центром цифровых технологий и сервисов Научной библиотеки Казанского Федерального университета.
Download Telegram
А где почитать про студенческие библиотеки и, вообще, про быт казанских студентов 1850-1870-х годов?

Если вас заинтересовала наша недавняя лекция и вы ходите узнать больше о неформальной коммуникации студентов в XIX веке, рекомендуем почитать.

Сборник «Из прошлого Казанского университета» (1930)
— Про библиотеку можно найти в мемуарах Аркадия Бирюкова. Это страницы 27-30.
— Упоминает одну из таких библиотек Г. М. Залкинд. На странице 50.
— Подробно о неформальной студенческой библиотеке пишет доктор Флёрин. С. 66-67.

«Литературный сборник к 100-летию императорского Казанского университета» (1904)
— Про атмосферу конца 1850 — начала 1860-х годов можно узнать из очерка Дмитрия Корбута. С. 156-157.
— А о курительной комнате, где собирали газеты и журналы — в воспоминаниях некого «Л.О». С. 214-215.

Оригиналы книг хранятся в фондах Научной библиотеки имени Лобачевского. Их отсканировали в рамках проекта «Университет во времени». И вы можете работать с ними с компьютера. Текст распознан для удобства поиска. А вот для смартфона файлы будут тяжеловаты и читать дореформенную орфографию может быть сложно.
🙏93👍1
Главная «картина» в Казанском театре

В 1919 году в Казани сгорел Городской театр. Тогда погибли многие ценные костюмы и декорации. А ещё — занавес, который предварял постановки больше сорока лет. Его автор — знаменитый художник императорских театров. Вот где теперь искать информацию о нём? И картинку охота посмотреть!

Нам повезло. В Казани в 1920 году начал выходить первый в стране журнал по музееведению — «Музейный вестник». В номере 3-4 статью занавесу посвятил искусствовед, художник и педагог Пётр Дульский.

Здание Казанского театра открыли в 1875 году. Главный занавес заказали Михаилу Ильичу Бочарову (1831-1895). К тому времени он уже был известен на всю империю. Бочаров сам работал декоратором, а главное, создал русскую школу театральной живописи. Именно его ученики вытеснили итальянский и немецких мастеров из этой сферы.

За два месяца работы Бочаров получил огромную сумму в 1620 рублей. Это больше, чем годовое жалование казанского вице-губернатора в те годы. Но возникла сложность. Длинна свёрнутого занавеса — 12 аршин (почти 9 метров). В железнодорожном ведомстве отказали вести такой груз и потребовали сложить его пополам. Бочаров понимал, что картина из-за этого пострадает. Поэтому сразу решил ехать в Казань из Санкт-Петербурга, чтобы исправить все дефекты.

Изображение на занавесе иллюстрировало строфы из произведений Александра Пушкина «Лукоморье» и «Руслан и Людмила»: зелёный дуб с русалками, Кощей над златом, Баба-яга, учёный кот, витязи из моря.

В 1890-х и в 1914 годах занавес реставрировали. Вероятно, в этот период и была сделана чёрно-белая фотография, которую в статье приводит Дульский. Чтобы вы могли лучше представить стиль Бочарова, мы добавим его картину «Горный пейзаж» (1854).

«Музейный вестник», вообще, интересное издание. Для него писали профессора Казанского университета Бруно Адлер, Константин Сотонин и другие. Так что мы не последний раз обращаемся к его номерам.
🔥2111👏4
На учёбу босиком

Есть образ, который часто повторяется в литературе, когда речь идёт о первых советских студентах. Мол, в 1920-е годы из деревень в университет приходили ребята в лаптях. Это правда. А мы нашли вот такой отрывок про Казань:

С наступлением весенних дней, и до поздней осени, мы студенты из Заречья на учебу бегали через луга босиком, а как поднимались к Кремлю, надевали сшитые самими тряпичные тапочки. Я ходила в подаренной братом шинели, длину оставила до щиколотки, сделав широкий пояс для тела.


Это воспоминания студентки рабочего факультета Веры Лазаревой про 1924–1926 годы. Она жила в Заречье — это правый берег реки Казанки. Сегодня там расположен Кировский район, а в 1920-е — слободы, где занимались сельским хозяйством и жили работники порохового завода. А по берегам реки были те самые заливные луга, а позднее — овощные поля. Самодельные тапочки такой маршрут не выдержат. Потому и босиком.

А прочитать больше о рабочем (подготовительном) факультете Казанского государственного университета можно из отчёта за первые 5 лет его работы (файл в формате pdf).
19🔥6🥰2💔2
Будни офиса в Российской империи. Как копировать документы?

Обратили внимание на объявление в газете «Казанский телеграф». 25 августа 1906 года. Предлагают купить «Патентованные копировальные увлажнители». Обещают, что благодаря им можно будет наконец-то отказаться от пропускной и восковой бумаги. О чём речь?

Вообще, копировать документы научились ещё в 1870-е годы. Михаил Алисов изобрёл гектограф. Текст переносили на поверхность глицерина, а потом к отпечатку прикладывали чистые листы. Дело требовало аккуратности, а ещё специальных чернил и, в идеале, особой восковой бумаги. На ней писали оригинал.

Изобретение Алисова запатентовали другие люди. На рынке появились фабричные исполнения гектографа. Революционеры колхозили свои версии из подручных средств. Потом появилась новая технология — трафаретный дубликатор на водной основе, а затем — на спиртовой. Если коротко: изображение переносили на валик. Краситель был смешан с парафином. Листы самой обычной бумаги пропитывали спиртом. Они касались валика и на них оставалась краска. А спирт испарялся. В 1900-е годы такие дубликаторы производили компании A.B. Dick, Gestetner, Neostyle.

Евгений Остерман, вообще, следил за техническими новинками. И велосипедами торговал, и автомобилями и, вот, офисной техникой. И предлагал покупателям перейти на современный стандарт копирования.

А обратили мы внимание на этот сюжет потому, что студенты летом в Российской империи искали подработку. Один из вариантов — копировать документы в государственных учреждениях. Но прогресс не стоит на месте. И в начале XX века найти место копииста стало сложнее.
18👍31
Французы в доме Лобачевского: весельчаки, вояки и преступники

Николай Лобачевский был казанским профессором, ректором университета и создателем неевклидовой геометрии. А ещё он обожал всё французское. И, конечно, для своих детей хотел нанять гувернёра-иностранца. Об этом в мемуарах вспоминает его сын Николай (1835-1901).

Когда Коле было 10 лет, в доме Лобачевских появился парижанин де-Рено. Это был высокий мужчина с роскошными чёрными усами. В Казани он искал место учителя французского и фехтования. О себе он рассказывал, что служил сержантом в армии Наполеона. Должность Рено получил. Николай Николаевич вспоминал, что новый учитель ему нравился. Он постоянно травил скабрезные анекдоты и отлично фехтовал.

Когда на Волге растаял лёд, де-Рено каждый день стал ездить на дальнюю пристань, якобы, встречать невесту. Но невеста никак не приезжала. А француз каждый раз возвращался навеселе, чем раздражал старших Лобачевских. А ещё де-Рено всегда ходил в фуфайке с длинными рукавами. Его секрет раскрыл лакей Наум. Ночью он увидел, как француз снял одежду и обрабатывает рану на руке. Выяснилось, что он сбежавший каторжник, который за рукавом скрывал клеймо в виде лилии. Так во Франции отмечали государственных преступников.

На место де-Рено пришёл месье L’hanner — бритый толстый старик. Ветеран армии Наполеона, он был ранен русской пулей в битве при Ватерлоо. Глава семьи Николай Иванович очень ценил его за чистый выговор и вёл многочасовые беседы на французском языке.

Источник: Воспоминания Н.Н.Лобачевского – сына Н.И.Лобачевского – о своём отце // Гудков Д.А. Н.И.Лобачевский. Загадки биографии. – Н.Новгород, 1992. – С.181-182.
16👍3🤯3🤩2😍2👏1😱1
Философ во главе технического вуза и пропагандист, который выступал против партийности

В 1930 году в Казани создали Химико-технологический институт (КХТИ). По задумке, это было учебное заведение, ориентированное на подготовку специалистов-практиков. Иронично, что его первым директором стал философ Борис Выропаев (1898-1937).

Борис окончил физмат МГУ, а затем учился в Институте красной профессуры. Там он и заинтересовался теоретическими вопросами. В чём специфика естественных наук? Влияет ли на результат исследования мировоззрение учёного? Должен ли современный профессор интересоваться историей своей дисциплины?

По распределению Выропаев попал в Казань в 1929 году. Здесь он был деканом физмата, а летом 1930 года стал директором КХТИ. В эти годы он писал работы по истории химии, учебные программы для нового вуза, участвовал в спорах механицистов и диалектиков. Если коротко, Выропаев и его товарищи отстаивали новые направления – квантовую механику, теорию относительности, генетику. Они писали о том, что сложные биологические процессы нельзя просто сводить к сумме механического движения.

В мае 1932 года Борис Выропаев стал главным идеологом советской химии, он работал помощником заведующего культурно-пропагандистским отделом ЦК партии. Читал лекции, писал научно-популярные книги, готовил большую монографию о Менделееве. И, внезапно, выступал с трибуны в защиту беспартийных учёных и теоретических исследований. Хотя это и противоречило тогдашней повестке. Считалось, что советские учёные должны заниматься работой по узким прикладным задачам.

А в последние годы Выропаев работал на кафедре истории и философии естествознания МГУ.
11👍3🔥2🙏2🥰1👏1
Казанский университет 1970-х годов в цвете

Когда мы пишем о XX веке, то часто обращаемся к коллекции фотографа и журналиста Юрия Фролова. Обычно это чёрно-белые снимки. А сегодня мы собрали для вас его цветные работы.

Гораздо больше снимков есть в альбоме «Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина» (Ю.И. Фролов, Р. Кутуй, 1980). Посмотреть его можно, например, в читальном зале Научной библиотеки КФУ.
15🤩3😍3👍1👏1
А вчера мы приняли участие в философском пикнике Казанского университета

Сотрудники и студенты кафедры социальной философии КФУ съездили в деревню Каинки, где родился и вырос философ Николай Васильев (1880-1940). В здании Крестовоздвиженского храма прочитали лекции о биографии учёного и его неформальной логике.

А куратор проекта «Университет во времени» Иван Ротов рассказал о том, как библиотека Лобачевского работает с философским наследием, какие редкие книги казанских философов уже обнаружены, а что ещё только предстоит найти.

Осенью мы готовимся презентовать электронную библиотеку казанской философии. А пока вы уже можете почитать отдельные книги. Например, сборник стихов Николая Васильева или его статью об этике Льва Толстого и Владимира Соловьёва.

Провести Философский пикник в таком необычном месте удалось благодаря проекту Куда ведут ручьи. Его участники занимаются сохранением и восстановлением руинированных храмов в Татарстане.
9👍7👏2