#ксведению
Пантократор или Вседержитель - «всевластный, всесильный, всемогущий». В Эрмитаже есть такая икона XIV века. Попала она в музей из крупнейшей коллекции одного псковитянина, которого звали Федор Михайлович...Плюшкин.
Он не мог быть прототипом литературного героя: родился через 2 года после написания романа "Мертвые души". Но есть версия, что Пушкин, проезжая через Псков, увидел над одним из магазинов, хозяином которого был отец будущего коллекционера, вывеску со звучной фамилией. Фамилия ему запомнилась, поэт рассказал о ней Гоголю, а тот наделил ею своего персонажа. Кто бы мог подумать, что сын лавочника Плюшкина тоже станет собирателем, как и его однофамилец из «Мертвых душ», только в гораздо лучшем проявлении.
Федор Михайлович Плюшкин умер в 1911 году, а коллекцию выкупил у наследников император Николай II на свои личные средства. Ее экспонаты пополнили фонды Русского музея, Эрмитажа, других музеев, часть осталась в Пскове. Так икона Пантократор, о которой идет речь, оказалась в крупнейшем музее мира, и была сохранена.
Пантократор или Вседержитель - «всевластный, всесильный, всемогущий». В Эрмитаже есть такая икона XIV века. Попала она в музей из крупнейшей коллекции одного псковитянина, которого звали Федор Михайлович...Плюшкин.
Он не мог быть прототипом литературного героя: родился через 2 года после написания романа "Мертвые души". Но есть версия, что Пушкин, проезжая через Псков, увидел над одним из магазинов, хозяином которого был отец будущего коллекционера, вывеску со звучной фамилией. Фамилия ему запомнилась, поэт рассказал о ней Гоголю, а тот наделил ею своего персонажа. Кто бы мог подумать, что сын лавочника Плюшкина тоже станет собирателем, как и его однофамилец из «Мертвых душ», только в гораздо лучшем проявлении.
Федор Михайлович Плюшкин умер в 1911 году, а коллекцию выкупил у наследников император Николай II на свои личные средства. Ее экспонаты пополнили фонды Русского музея, Эрмитажа, других музеев, часть осталась в Пскове. Так икона Пантократор, о которой идет речь, оказалась в крупнейшем музее мира, и была сохранена.
❤9
#вопросответ
❓Когда христиане стали носить нательные (наперстные) крестики?
❗Массовая практика ношения крестиков на теле (в том числе наперсных, то есть нательных) сформировалась довольно поздно, примерно к IV-V векам нашей эры, а в привычном для нас виде (маленький крестик на шее) она укрепилась еще позже.
Давайте разберем подробнее:
1. Раннее христианство (I-III века)
· Крест как символ: В первые века крест не был публичным и почитаемым символом. Он был орудием позорной и мучительной казни. Христиане почитали сам факт крестной жертвы Христа, но не изображали орудие казни.
· Основные символы: Верующие использовали другие, зашифрованные символы: ихтис (рыба, акроним "Иисус Христос Божий Сын Спаситель"), агнец, якорь, добрый пастырь, хризму (монограмма Христа — сочетание букв Х и Р).
· Нет нательных крестов: Археологических находок христианских нательных крестов этого периода практически нет. Верующие могли носить на теле энколпионы — маленькие медальоны или коробочки с реликвиями или текстами молитв, но не с изображением креста.
2. Поворотный момент (IV век)
· Легализация христианства: После Миланского эдикта 313 года императора Константина Великого гонения прекратились.
· Обретение Креста: Предание связывает широкое почитание Креста с обретением Животворящего Креста Господня матерью императора Константина, царицей Еленой, около 326 года. Крест из орудия казни стал символом победы над смертью.
· Публичное почитание: Крест появляется в оформлении храмов, на монетах, в мозаиках. Однако ношение на теле еще не стало массовым.
3. Формирование традиции (IV-VI века)
· Первые нательные кресты: Самые ранние археологические находки маленьких крестиков для ношения датируются концом IV - началом V века. Они были преимущественно в Восточной Римской империи (Византии).
· Кто носил: Сначала это была, скорее всего, практика среди монашества и особенно отшельников. Крест был знаком посвящения себя Христу и напоминанием о необходимости нести свой "крест" (аскезу, трудности). Постепенно эта традиция перенялась и благочестивыми мирянами.
· Не наперсный, а нательный: Важно понимать, что это были именно нательные кресты (носимые под одеждой, на теле), а не наперсные (носимые поверх одежды, как позже у священников). Их функция была личной, а не показной.
4. Окончательное утверждение (к X-XI векам)
· Массовость: К X-XI векам традиция носить нательный крест стала повсеместной и обязательной для всех христиан в Византии и на Руси (после Крещения в 988 г.).
· Богословское обоснование: Крестик стал пониматься как малый образ того Креста, на котором был распят Христос, и как знак принадлежности к Нему. Его надевали при крещении, и человек должен был носить его всю жизнь, не снимая.
· Различия между Востоком и Западом: На Западе (в Католической церкви) традиция носить нательные крестики также развивалась, но стала массовой несколько позже. Там большее распространение сначала получили реликварии (медальоны с частицами святых мощей), а простые крестики стали обычным явлением ближе к Средневековью.
Итог:
· IV век — ключевой поворот: крест становится почитаемым символом, появляются первые предметы для личного ношения.
· V-VI века — традиция закрепляется, особенно в монашеской среде и на христианском Востоке.
· X-XI века — ношение нательного креста становится обязательной и повсеместной практикой для каждого крещеного человека в православном мире.
Таким образом, христиане начали носить наперстные (нательные) крестики не сразу, а лишь после того, как крест из символа позора превратился в главный символ победы и спасения. Эта практика выросла из личного благочестия и стала важной частью христианской идентичности.
❓Когда христиане стали носить нательные (наперстные) крестики?
❗Массовая практика ношения крестиков на теле (в том числе наперсных, то есть нательных) сформировалась довольно поздно, примерно к IV-V векам нашей эры, а в привычном для нас виде (маленький крестик на шее) она укрепилась еще позже.
Давайте разберем подробнее:
1. Раннее христианство (I-III века)
· Крест как символ: В первые века крест не был публичным и почитаемым символом. Он был орудием позорной и мучительной казни. Христиане почитали сам факт крестной жертвы Христа, но не изображали орудие казни.
· Основные символы: Верующие использовали другие, зашифрованные символы: ихтис (рыба, акроним "Иисус Христос Божий Сын Спаситель"), агнец, якорь, добрый пастырь, хризму (монограмма Христа — сочетание букв Х и Р).
· Нет нательных крестов: Археологических находок христианских нательных крестов этого периода практически нет. Верующие могли носить на теле энколпионы — маленькие медальоны или коробочки с реликвиями или текстами молитв, но не с изображением креста.
2. Поворотный момент (IV век)
· Легализация христианства: После Миланского эдикта 313 года императора Константина Великого гонения прекратились.
· Обретение Креста: Предание связывает широкое почитание Креста с обретением Животворящего Креста Господня матерью императора Константина, царицей Еленой, около 326 года. Крест из орудия казни стал символом победы над смертью.
· Публичное почитание: Крест появляется в оформлении храмов, на монетах, в мозаиках. Однако ношение на теле еще не стало массовым.
3. Формирование традиции (IV-VI века)
· Первые нательные кресты: Самые ранние археологические находки маленьких крестиков для ношения датируются концом IV - началом V века. Они были преимущественно в Восточной Римской империи (Византии).
· Кто носил: Сначала это была, скорее всего, практика среди монашества и особенно отшельников. Крест был знаком посвящения себя Христу и напоминанием о необходимости нести свой "крест" (аскезу, трудности). Постепенно эта традиция перенялась и благочестивыми мирянами.
· Не наперсный, а нательный: Важно понимать, что это были именно нательные кресты (носимые под одеждой, на теле), а не наперсные (носимые поверх одежды, как позже у священников). Их функция была личной, а не показной.
4. Окончательное утверждение (к X-XI векам)
· Массовость: К X-XI векам традиция носить нательный крест стала повсеместной и обязательной для всех христиан в Византии и на Руси (после Крещения в 988 г.).
· Богословское обоснование: Крестик стал пониматься как малый образ того Креста, на котором был распят Христос, и как знак принадлежности к Нему. Его надевали при крещении, и человек должен был носить его всю жизнь, не снимая.
· Различия между Востоком и Западом: На Западе (в Католической церкви) традиция носить нательные крестики также развивалась, но стала массовой несколько позже. Там большее распространение сначала получили реликварии (медальоны с частицами святых мощей), а простые крестики стали обычным явлением ближе к Средневековью.
Итог:
· IV век — ключевой поворот: крест становится почитаемым символом, появляются первые предметы для личного ношения.
· V-VI века — традиция закрепляется, особенно в монашеской среде и на христианском Востоке.
· X-XI века — ношение нательного креста становится обязательной и повсеместной практикой для каждого крещеного человека в православном мире.
Таким образом, христиане начали носить наперстные (нательные) крестики не сразу, а лишь после того, как крест из символа позора превратился в главный символ победы и спасения. Эта практика выросла из личного благочестия и стала важной частью христианской идентичности.
❤8 2
Доброго утра и благословенного дня, братья и сестры! Мира, добра, любви, здоровья и благочестия всем нам в наступающем дне!
"Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". 1Тим.2:1-4
"Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". 1Тим.2:1-4
❤7🕊3
💒Принимаем записки в Введенкий храм села Тюшевка Липецкой епархии РПЦ на 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
👫Дорогие братья и сестры!
✍️Пишите https://t.me/tushevkahram/949 ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ и О УПОКОЕНИИ на Проскомидию (Вынимается частичка из просфоры)
🌀В одной записки допускается написание не более 10 имен. (10 - здравие, 10 - упокой)
🌀Вы должны помнить, что в храм принимаются записки только за крещенных в православной вере, имена просьба писать в родительном падеже (Иоанна (м), Агриппины), за самоубийц в Церкви не молятся.
💰Сумма пожертвования не регламентируется.
💳 Вы можете пожертвовать по следующим реквизитам:
Сбербанк: 2202206843719506
Тинькофф: 2200700827556373
Альфа-банк 2200152954120526
Или по номеру телефона: +79158580042
✍️В комментарии просьба указать: Пожертвование на нужды храма
🙏Мы сердечно признательны всем нашим благодетелям.
💒Имена поминаются батюшкой безвозмездно, ваши пожертвования, это ваша лепта на благоукрашение Введенского храма села Тюшевка Липецкой епархии РПЦ.
😇Спаси всех Господь, по молитвам Богородицы и всех святых!
👫Дорогие братья и сестры!
✍️Пишите https://t.me/tushevkahram/949 ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ и О УПОКОЕНИИ на Проскомидию (Вынимается частичка из просфоры)
🌀В одной записки допускается написание не более 10 имен. (10 - здравие, 10 - упокой)
🌀Вы должны помнить, что в храм принимаются записки только за крещенных в православной вере, имена просьба писать в родительном падеже (Иоанна (м), Агриппины), за самоубийц в Церкви не молятся.
💰Сумма пожертвования не регламентируется.
Сбербанк: 2202206843719506
Тинькофф: 2200700827556373
Альфа-банк 2200152954120526
Или по номеру телефона: +79158580042
✍️В комментарии просьба указать: Пожертвование на нужды храма
🙏Мы сердечно признательны всем нашим благодетелям.
💒Имена поминаются батюшкой безвозмездно, ваши пожертвования, это ваша лепта на благоукрашение Введенского храма села Тюшевка Липецкой епархии РПЦ.
😇Спаси всех Господь, по молитвам Богородицы и всех святых!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🙏5
3 декабря 2025 года. Всенощное бдение на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Введенский приход с. Тюшевка Липецкого муниципального округа. У нас в гостях священник из Алматинской епархии иерей Сергий Харченко.
❤6
С праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы, братья и сестры!
Тропарь праздника, глас 4
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.
Перевод: В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»
Тропарь праздника, глас 4
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.
Перевод: В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»
❤10
4 декабря 2025 года. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Престольный праздник храма с. Тюшевка.
Водосвятный молебен, Божественная литургия, Крестный ход, общая трапеза. Введенский храм с. Тюшевка Липецкого муниципального округа.
Водосвятный молебен, Божественная литургия, Крестный ход, общая трапеза. Введенский храм с. Тюшевка Липецкого муниципального округа.
🙏7❤5🕊3