AnthropoLOGS – Telegram
AnthropoLOGS
7.94K subscribers
2.73K photos
25 videos
151 files
3.04K links
Взгляд антропологов. Общество, культура, гуманитарные и социальные науки: антропология-этнология-этнография и вот это вот всё.

Чат - https://news.1rj.ru/str/AnthropoChats
Обратная связь - @AnthropoQuestionBot

С антропологическим приветом.
Download Telegram
Ну второе фото все узнали, а на первом, кто не узнал он
😱3
Доброе утро
😁4611😱4
​​Показывал детям классику (это уже целая рубрика), Матрицу Вачовски, и словил от старта фильма вайбы начала массовой компьютерной эры. В России она запоздала лет на десять, поэтому "начало" у нас продолжалось и после выхода фильма, а вот сценарий писался явно по аналогичным событиям "там".

Так вот, в Нео любой чувак, осваивающий сетевые коммуникации, мог узнать себя:

— Днём вы программист в крупной компании, а ночь проводите в компьютере, мистер Андерсон, — говорит агент Смит.

И это вполне естественно, ночью свободен телефон, чтобы дозваниваться модемом. Честно говоря, не знаю, как выглядел интернет до того, как в него пришла графика, но эти зелёные циферки лично мне напоминают псевдографические Бибиэс, эдакие личные сайты прямого доступа, они чаще всего тоже работали только по ночам. "Там" они появились в конце 1970-х, у нас к 1990-м, и в начале 2000-х ещё активно работали. Дозвонившись, нео-фит попадал в нереальный мир, где можно было писать на форум, скачивать странные книжки и руководства, "хакерские" программы, КАРТИНКИ, ну а псевдографика добавляла всему этому таинственной атмосферы. Там ещё можно было узнать про ФИДО, и вообще уйти из реального мира в матрицу навсегда (ну или наоборот, кому как нравится).

Кароч, я вполне помню ощущение не только того, что ты "ночью сидишь в копьютере", но и что благодаря дозвону до системного оператора (как в фильме, ага) из рутины переносишься в нечто совсем иначе устроенное, и живущее по другим законам. Хотел бы я знать, звонили ли Вачовски на Бибиэс, или интернет тогда тоже был из зелёных циферок, но уверен, фильм навеян шоком внезапно обрушившегося на западных людей восьмидесятых сетевого мира. Матрица studies, как пишут, огромная область, где подвизаются киноведы, философы и бог ещё знает кто, но даже если они всей компанией будут доказывать мне обратное — верю своему опыту диал-ап инсайда)

Ложки нет, но была телефонная вилка модема, посылающего свист и шум куда-то в неведомое...

#фильм@AnthropoLOGS
38👍10🦄3
Почитав «Доклад о российской гуманитарной политике в условиях многополярности» Олег Базалеев справедливо сетует, что в докладе есть всё что угодно, кроме реальных дел мягкой силы на земле: заседания, встречи людей в пиджаках, рукопожатия, но нет построенных зданий, или там людей, получивших работу, освоивших новые знания. Как пишет Олег, такой доклад с засильем галстуков для читателей из стран третьего мира — Red Flag, он означает, что "внешняя гуманитарная политика" может обслуживать только саму себя, до чего-то осязаемого дело не доходит, и приводит пример немецкого доклада аналогичного содержания, где "представительских" фотографий почти нет, а в основном фото с мест, с решёнными или решаемыми проблемами.

Я совершенно не удивлён, потому что любая российская попытка в "мягкую силу" упирается в то, что по мнению чиновников она оказывается... слишком мягкой. Горизонт планирования — до годового отчёта, поэтому любое гуманитарное действие должно быть пожестче, иметь мгновенный эффект, хоть копеечную, но выгоду. Яркий пример, который на виду: параллельно с реальной помощью по гуманитарным вопросам странам Центральной Азии, у нас их тут же прессуют по идеологическим темам, угрожают, "предупреждают", требуют послушания.

Но что бывает когда за дар и помощь требуют немедленную оплату? Дар превращается в товар, а значит вместо множественных коннотаций экономики дара — морального обязательства, поддержания добрых отношений, ощущения близости — остаётся только совершённая сделка, после которой никто никому ничего не должен. Так и происходит, что год от года выделяются какие-то деньги на "внешнюю гуманитарную деятельность", за помощь наши деятели в этой области тут же вымогают что-то в ответ у реципиентов, у деятелей всё по отчётам сходится, но по факту мягкая сила что-то не оч действует, почти не.

Ну ничего, просто нужны новые идеи, вот построим по всему миру Чебурляндии, и соединим их чебурнетом, тогда никто не уйдёт от нашей мягкой бульдожьей хватки! 😁
👍16💯14🤡6🦄31👎1🤔1😱1
Жаль, Татьянин день уже прошёл, но вот попались в канале Бельман занятные открытки 1911-15 гг. художника Владимира Кадулина, серия "Типы студентов". Там много сюжетов, обыгрывается бедность студентов, любовные похождения, вольнодумство, но национально-политический набор особенно хорош. Уж не знаю, действительно ли украинские студенты ходили в Петербурге в вышиванках и папахах, а выходцы с Кавказа — в черкессках, но, похоже, такие национальные стереотипы были узнаваемы и пользовались популярностью у публики. Интересно, что отдельно есть толстый весёлый поляк и тощий недовольный польский националист. Обычный (видимо русский) националист, прямо скажем, не лучше — похож на прусского военного, и форма, почему-то, такая же, как у лицеиста из Царского Села; зато социал-демократ — рубаха-парень, из народа! 😁
25👍4😁3🔥2
Странную книжку встретил, Nations: The Long History and Deep Roots of Political Ethnicity and NationalismДолгая история и глубокие корни политической этничности и национализма, за авторством Азара Гата при участии Александра Якобсона, двух израильских исследователей, издательство Кембриджского университета. Издательство солидное, потому отнёсся серьёзно, всё-таки почти единственная столь масштабная работа, написанная в радикальном перенниалистско-примордиалистском ключе, где обосновывается, что нации и национализм — универсальное явление для всех периодов истории.

Но содержание меня довольно сильно озадачило. Как оказалось, большую часть массивной монографии заняло описание исторических примеров, которые призваны были доказать "долгую историю наций", а в качестве оппонентов выбраны Геллнер и Хобсбаум, несмотря на то, что они, хоть и отрицали "глубокие корни", но разбором доиндустриальной истории не занимались. На антропологические и социологические работы по этничности Барта, Эриксена, Брубейкера и других — несколько дежурных ссылок, хотя их разбор был бы более уместен. Но это можно было бы назвать малозначимыми ремарками, если бы не содержание тех самых многочисленных исторических примеров.

Глаз, прежде всего, зацепился за кейсы из российской истории, ведь большинство из нас знает её со школы, и тут внезапно оказалось, что в книге примеры тоже как будто взяты из российского школьного курса истории. Там можно встретить такие пассажи как: "Русские земли фактически со времён Киева [Киевской Руси] говорили на едином русском языке" или "лингвисты рисуют карты диалектов, но если спросить любого русскоязычного, он скажет, что различия между этими диалектами несущественны" или "кругом жили очевидные иностранцы, поляки, шведы, татары ..., и эти угрозы гальванизировали русскую идентичность". Особенно мне понравилось вот это, цитирую дословно:

Со времён Ивана III экспансия Москвы осуществлялась под легитимирующим лозунгом «объединение русских земель». Действительно, вряд ли можно утверждать, что правители Москвы использовали этот лозунг для продвижения своих целей, если они не считали, что он находит сильный отклик у народа русских княжеств. Опять же, когда прямых свидетельств от народа мало, фактическое поведение правителей по отношению к нему является верным признаком того, каким, по их мнению, должно быть их отношение. Перефразируя Ленина, в отношениях лидеров с народом важно то, что лидеры говорят, обясняя свои действиями.

Потрясающий приём, припечатанный в конце ссылкой на Ленина. Это, конечно, шаг вперёд по сравнению с советской историографией, где обычно действия князей и царей прямо уравнивали с проявлением "русского национального самосознания", ну тут сделали шажок дальше, в двух словах обяснили, почему это так: "наверняка народ хотел, раз цари так делали".

Увы, не все эти утверждения снабжены ссылками, а когда снабжены, это оказываются какие-нибудь хрестоматии и обзоры по русской истории. Данная выборка пока разубедила меня читать книгу целиком, ибо если все исторические примеры там подготовлены так же качественно, концепция "долгой истории" не слишком дорого стоит.

Основной автор, профессор Азар Гат, более известен как историк войн, и автор популярной книги "Война в человеческой цивилизации" 2006 года, там он солидаризируется с Пинкером, что насилия в мире всё меньше. Соавтор Александр Якобсон, русскоязычный израильтянин, политик и исследователь, специалицирующийся на античной истории, как написано, только помогал, и написал последнюю главу. Кто здесь подошёл к подбору фактуры спустя рукава — вопрос открытый.

#книги@AnthropoLOGs
🔥13🤔137👍2😁2👎1
Китай как реализованная мечта о "триедином русском народе"

Читал тут, как китайские интеллектуалы, путешествовуя по Америке, вынуждены были говорить со встреченными китайскими мигрантами по-английски, потому что не понимали кантонский язык, считающийся диалектом "китайского языка", это сподвигло получше присмотреться к китайской языковой ситуации.

Если взять языковую карту Китая, носители кантонского занимают значительные области на юге страны, а их численность по разным оценкам колеблется от 70 до 90 млн. чел. Как пишут, это единственный язык КНР, который используется в работе государственных органов помимо северокитайского мандарина, не считая территорий с особым статусом. Больше того, это не единственный подобный язык, формально считающийся китайским, в действительности заметно отличающийся от стандартного путунхуа.

А до того, как Мао начал внедрять единый идиом, ситуация была очень похожа на российско-советскую: в 1950-х лишь половина населения понимала путунхуа, столько же, сколько говорили на "великорусском наречии" у нас в 1920-х, остальные, соответственно, говорили на других "китайских" и некитайских языках. Так вот, как раз "другие китайские", считая кантонский, непонимаемый выходцами с севера, дополняют картину с чисто эссенциалистской стороны: по языку структура населения КНР напоминала Россию, но там очень разнородные, хоть и родственные языки были объединены в один, а их носители считались представителями одной национальности, тогда как в России создать согласно проектам националистов XIX века из украинцев, беларусов и великороссов триединый русский народ не удалось.

Жаль, что очень плохо знаю историю Китая, и даже, заметьте, не выдвигаю никаких спекулятивных версий, почему у них получилось так, а в России иначе, но по-моему это прекрасный кейс для компаративистского исторического исследования, кто бы его написал! 🇨🇳

#ялюблюкарты
14👍6🔥6
Всё-таки Василий Гроссман настаивает, что у репрессий была какая-то логика, хитрый план, что главными жертвами были представители "старых взглядов", интернационалисты-революционеры, их собирались устранить из-за поменявшегося политического курса, "националистического поворота":

А следователь заговорил тихо и ласково:

— Почему вы не хотите нам помочь?.. Разве дело в том, что вы не совершили преступлений до войны, что вы в окружении не возобновили связи и не установили явки?.. Дело серьезнее, глубже. Дело в новом курсе партии. Помогите партии на новом этапе борьбы. Для этого нужно отречься от прошлых оценок. Такая задача по плечу лишь большевикам. Поэтому я и говорю с вами.

— Ну, ладно, хорошо, — медленно, сонно говорил Крымов, — могу допустить, что помимо своей воли стал выразителем враждебных партии взглядов. Пусть мой интернационализм пришел в противоречие с понятиями суверенного, социалистического государства. Ладно, по своему характеру я стал после тридцать седьмого года чужд новому курсу, новым людям. Я готов, могу признать. Но шпионаж, диверсии...


Конечно, это фантазмы, пытающиеся объяснить необъяснимое. В 1950-х, когда Гроссман писал роман, масштабов и структуры репрессий ещё не знали, на виду были аресты руководящих и партийных работников, считалось, что они были главной целью. Первой мыслью многих было "уничтожение ленинской гвардии", что являлось только частью правды, Гроссман предположил более сложную схему: уничтожение носителей старой интернациональной идеологии. У него в ЖиС два персонажа арестованы буквально за это, ещё один носитель "архаического мировоззрения" гибнет в Сталинграде, там, где по мнению Гроссмана рождается "русская нация". Всё это красиво, но совсем не так стройно как в реальности, исследователи репрессий выделяют несколько особых категорий, которые подверглись репрессиям в большей степени, чем другие, обычно это национальности, люди связанные с заграницей, в их число входили коминтерновцы, но общая логика партийных репрессий — уничтожение остатков оппозиции и предотвращение появления новых фракций. Специально "на идеологию" никто не работал, брали всех с любым уклоном, и без уклона брали тоже.

#жизнь_и_судьба@AnthropoLOGS
👍224💯4🤡1
В образовании грядут крутые перемены:

«Вместо формулы «бакалавр [4-6 лет — прим. А.]– магистр [1-3 года]» вводится: базовое высшее образование сроком от 4 до 6 лет – в зависимости от специальности, специализированное высшее образование 1-3 года... Изменения просились давно

сообщила первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ксения Горячева («Новые люди»).

Тут одно из двух, либо я чего-то не понимаю, либо понимать тут и нечего

Занятно, что эта реформа идёт под лозунгом возврата к системе образования "как в СССР". Интересно, устраивает ли авторов реформы результат, к которому привела СССР его система образования?
😁37😢10🔥32
Вроде бы это орнаменты коми
😁34🔥17
Греки, которые хорошо себя вели при жизни: приплывает Харон

Греки, которые вели себя плохо:
😁31🤔2
Сибирский этнографический сборник. Выпуск 11. Народы, государство, этничность: сквозь призму истории (2025)

В конце прошлого года в издательстве ИЭА РАН вышел 11-ый выпуск Сибирского этнографического сборника. Бóльшая часть авторов — мои коллеги по отделу Севера. Приятно находится в такой компании, а еще думать об истории серии: первый выпуск вышел в 1952, ответственными редакторами выступили Л.П. Потапов и М.Г. Левин. Статьи в этом самом первом сборнике представляют впервые публикуемые результаты полевых исследований, проводившихся авторами среди народов Сибири преимущественно в 1920—1930-х. В сборнике опубликована очень важная для всего североведения статья Б.О. Долгих «Происхождение нганасанов».

Наш 11-ый выпуск, конечно, вышел менее этнографичным и не столь, скажем так, прорывным :) Во многом он отражает различные пертурбации, произошедшие с нашими науками в последние десятилетия, смену подходов, многоликость и разнородность работы всего нашего «цеха». Однако я уверена, что он окажется полезным и интересным для многих.

Мой текст посвящен развитию здравоохранения на Таймыре и представляет небольшую часть исследования влияния промышленного освоения Таймыра на расселение коренных народов, которое мы с коллегами проводили в 2022-2023 гг.

Читать здесь
👍11🔥65