В Великобритании Эксетерский университет объявил о запуске магистерской программы по магии и оккультизму, которая стартует осенью 2024 года. "Инновационная" магистратура была создана на волне роста популярности в стране этой тематики, заявила руководитель программы профессор Эмили Силов. В университете уверены, что новый предмет даст студентам возможность изучить историю и влияние колдовства и магии по всему миру на общество и науку. Мы с подачи Артура Кларка конечно и так знали, что любая достаточно развитая магия неотличима от науки и технологий, но теперь пришло время настоящих дипломированных специалистов!
❤51😁15👍10🌚6✍3🔥3🤡2
Звонкая новость с запада РФ - в Калининградскую область пришло первое судно из Шанхая. Через Северный морской путь. В контейнерах жизненно необходимые грузы - техника, еда, товары из Поднебесной. Местная пресса в восторге: ну как же - единая транспортная коммуникация через моря Северного Ледовитого океана, "дорога жизни", ура. И конечно же ни слова, почему и как так случилось, что в город, от которого всего 35 километров до Европы, нужно организовывать доставку через пол карты мира. Наглядная метафора жизни в РФ, характеризуемая двумя словами: "через жопу".
🤣78👍20🎉9😢4🤡4👏3👎2🥰1
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье я выкладываю здесь работы с изображением патологоанатомического, либо анатомического вскрытия. На этой фотографии мы видим Джона Кейджа – знаменитого тролля, композитора тишиной и пионера в области нестандартного использования веществ и музыкальных инструментов – который чистит рыбу (Нью-Йорк, 1990). Рыба ещё жива, но ей осталось недолго. Как и всем нам. Обнимаю вас этим трупом!
❤43😁11👍4🤗3😢2👀2
Юрий Альберт и Вадим Захаров одновременно получили премию Kaiserring 2023 – одну из самых престижных в мире в области современного искусства. Она присуждается с 1975 года; среди её лауреатов в разное время были Генри Мур, Макс Эрнст, Александр Колдер, Сидни Шерман, Христо, Илья Кабаков, Ансельм Кифер, Дэвид Линч, Зигмар Польке, Кристиан Болтански, Мэтью Барни. Премия представляет собой перстень из аквамарина, оправленного в золото, с выгравированной на нем печатью императора Генриха IV. С 1990 года оба художника проживают в Германии. Наши поздравления награждённым!
❤81👍18🏆7😁1
Мы думали, что третья мировая война будет ядерной, а она оказалась информационной. Видео под тегами "Израиль", "Палестина" набирают в тиктоках миллиарды просмотров, в разных странах люди сталкиваются лбами, инфопространство трещит по швам от фейков со всех сторон. Удивительно, как социальные сети, изначально использовавшиеся для установления профессиональных и культурных связей, превратились в ядовитое пространство ненависти и вражды. И как быстро люди эпохи ненависти взяли верх над человеком эпохи любопытства. Вот уж не думал, что уже в своей жизни буду созерцать инферно, оснащённое средствами ИИ. Очень надеюсь, что подъем из такого варварства будет происходить быстрее, чем в прежние времена.
❤85💔28👍20😢9🕊6🤗2🔥1🤯1🥱1
Об открытом композиторском процессе в период пребывания Джона Кейджа в резиденциях Нью-Йоркского микологического общества. В его цикле "Музыка для фортепиано №№ 1-85" (1952-1962 гг.) ноты были записаны в тех местах, где находились фабричные дефекты бумажного листа – точки и пятнышки. Кейдж предельно внимательно исследовал эти дефекты, выделил их карандашом и подрисовал нотные линейки. "Музыка для колоколов № 5" (1967 г.) была записана на старой деревянной доске, шероховатая поверхность которой отразилась на бумаге при тщательном натирании её грифелем. На месте ямочек и бугорков появились нотные знаки, символизирующие сонорные точки, пятна, звуковые россыпи, линии, кластеры, исполняемые с помощью колоколов или электроники. "Эклиптический атлас" для оркестра (1961 г.) был написан на основе атласа планет Солнечной системы, а "Южные" и "Северные этюды" (1975 г.) – на основе карт южного и северного звёздных полушарий.
🔥36👍16❤7👌2👏1🤔1
Размышляю над поэтикой неокибернетического тренда — направления, которое сформировалось в последние годы в технологическом искусстве и art&science. Специфика тренда: разработка гибридных решений между аналогом и цифрой. Основной пафос — по Тьюрингу и представителям британской кибернетики (Г.Паск, С.Бир): конечность цифровой парадигмы, неприменимость цифровых технологий для описания ряда непрерывных в пространстве и времени процессов. Одно из следствий для искусства — неспособность ИИ и нейросетей дать интересные эстетические решения, их тотальная вторичность и неэкологичность.
Есть несколько моментов, которые, как мне кажется, могут помочь "освободить воображение" и эмансипировать неокибернетику в искусстве. Сразу оговорюсь, что элементы этой "поэтики" не являются категорией критики и не имеют отношения к оппозициям в оценке произведений (значительные / незначительные, новые / устаревшие и т.д.). То есть эти характеристики не столько определяют эстетическую ценность художественных работ, сколько представляют собой программу, указывающую, в каком направлении работают художники — направлении, которое потенциально новой эстетикой.
С присущим мне иезуитством я именую для себя эти элементы тремя "К" (и это практически то, о чём вы подумали, поклонники "Джанго освобождённого", только с обратным знаком). Итак:
1. Коэволюция vs антропоцентризм. Вместо того, чтобы продолжать уклоняться от использования технологий в искусстве (робототехника, IT, нейро- и биомедицина и т.д.), нужно отказаться от присущего эпохе Просвещения тотального антропоцентризма, и перепридумать новую "культуру протезирования" — то есть сфокусироваться на исследовании тех моделей взаимодействия человека и нечеловеческого, которые развивают идеи коэволюции и "становления" (по У.Эко) в противовес исключению и эксплуатации одного другим.
2. Комплексность vs мистификация. Вместо того, чтобы и дальше повышать непрозрачность отношений человека и машины (мистифицировать "черные ящики" кибернетики по Г.Бейтсону), художникам стоит сосредоточиться на постижении машинных реальностей — на поиске множественных способов сосуществования человека с "до-физическим и до-живым" в режимах кибернетического беспорядка и случайности. Иначе говоря, постоянно удерживая концептуальную рамку способности искусства содействовать развитию био- и техноразнообразия (по Ж.Симондону).
3. Космогония vs эсхатология. Современные теории сложности бросают вызов "консервативным системам", формируя особые теоретические рамки, соответствующие онтологии открытого и нелинейного мира в противовес эсхатологическому пониманию истории: грубо говоря, конца света не будет. Можно сказать, что понимание художниками природы, общества и истории как открытых и "метастабильных" систем (по Н.Винеру) ведёт к формированию новых перспектив совместности с нечеловеческими сущностями — и поможет выработать новые паттерны этики и эстетики в эпоху постбиологии.
Есть несколько моментов, которые, как мне кажется, могут помочь "освободить воображение" и эмансипировать неокибернетику в искусстве. Сразу оговорюсь, что элементы этой "поэтики" не являются категорией критики и не имеют отношения к оппозициям в оценке произведений (значительные / незначительные, новые / устаревшие и т.д.). То есть эти характеристики не столько определяют эстетическую ценность художественных работ, сколько представляют собой программу, указывающую, в каком направлении работают художники — направлении, которое потенциально новой эстетикой.
С присущим мне иезуитством я именую для себя эти элементы тремя "К" (и это практически то, о чём вы подумали, поклонники "Джанго освобождённого", только с обратным знаком). Итак:
1. Коэволюция vs антропоцентризм. Вместо того, чтобы продолжать уклоняться от использования технологий в искусстве (робототехника, IT, нейро- и биомедицина и т.д.), нужно отказаться от присущего эпохе Просвещения тотального антропоцентризма, и перепридумать новую "культуру протезирования" — то есть сфокусироваться на исследовании тех моделей взаимодействия человека и нечеловеческого, которые развивают идеи коэволюции и "становления" (по У.Эко) в противовес исключению и эксплуатации одного другим.
2. Комплексность vs мистификация. Вместо того, чтобы и дальше повышать непрозрачность отношений человека и машины (мистифицировать "черные ящики" кибернетики по Г.Бейтсону), художникам стоит сосредоточиться на постижении машинных реальностей — на поиске множественных способов сосуществования человека с "до-физическим и до-живым" в режимах кибернетического беспорядка и случайности. Иначе говоря, постоянно удерживая концептуальную рамку способности искусства содействовать развитию био- и техноразнообразия (по Ж.Симондону).
3. Космогония vs эсхатология. Современные теории сложности бросают вызов "консервативным системам", формируя особые теоретические рамки, соответствующие онтологии открытого и нелинейного мира в противовес эсхатологическому пониманию истории: грубо говоря, конца света не будет. Можно сказать, что понимание художниками природы, общества и истории как открытых и "метастабильных" систем (по Н.Винеру) ведёт к формированию новых перспектив совместности с нечеловеческими сущностями — и поможет выработать новые паттерны этики и эстетики в эпоху постбиологии.
❤23👍15🤯8👎1
"Деньги не растут на деревьях" – излюбленная фраза взрослых и серьезных людей, видимо, пожизненно травмированных от прочтения сказки про Буратино. Однако в проекте "Alt-C" британского художника Майкла Седбона и специалистов Лондонского колледжа коммуникаций (LCC), вы можете обнаружить растения, на которых растут самые настоящие деньги. А всё из-за того, что они придумали, как майнить цифровые монеты, используя электроэнергию, вырабатываемую растениями и деревьями.
Майкл Седбон (Великобритания). "Alt-C", проект в развитии. Устройство, которое использует электроэнергию, вырабатываемую растениями, для питания одноплатного компьютера, добывающего криптовалюту.
Майкл Седбон (Великобритания). "Alt-C", проект в развитии. Устройство, которое использует электроэнергию, вырабатываемую растениями, для питания одноплатного компьютера, добывающего криптовалюту.
❤41👏17🔥7👍4⚡2🤩2
Читал дискуссию "художник+ИИ" в ветке Марата Гельмана и бросилось в глаза обилие комментариев, сравнивающих ИИ с кистями, красками и прочими карандашами. А сам автор ветки, рассуждая об авторском праве, сравнивал отношения современных авторов между собой (и с ИИ) с отношениями Рембрандта со своими подмастерьями. Безусловно, все эти патерналистские суждения имеют право быть, равно как и любые другие – для этого и был придуман фб как место для дискуссий. Тем не менее, замечу, что когда художник начинает работать с каким-нибудь высокотехнологичным инструментом (будь то ИИ, робототехника или биомедицина), он начинает работать и со всеми "встроенными в него" способами управления этим инструментом. Включая общественные отношения. Иными словами – любой инструмент приходит к нам с соответствующими ему ценностями и социальными протоколами; вы не можете взять его "нейтрально". Так и здесь, казалось бы очевидная штука – нельзя использовать ИИ и при этом реферировать к социальным ценностям и протоколам, скажем, XVII века. Но нет.
👍45❤13💯7
Deep media studies. Давиде Бориани – одна из центральных фигур итальянского кибернетического авангарда 1960-х годов, основатель "Gruppo T" и участник легендарной выставки "Программируемое искусство" (Милан-Венеция-Рим, 1962 г.). Бориани был известен своим интересом к динамическим формам искусств и световым энвайронментам. В 1959 году он представил вниманию публики первую работу из серии "Магнитная поверхность" (1959-1966 гг.), в которой железные опилки приводились в движение невидимыми зрителю магнитами и складывались в постоянно изменяющиеся пейзажи. В работах Давиде Бориани время и случай играли основную роль – изображения больше не были привязаны к поверхности, но постоянно менялись под воздействием магнитных и электромагнитных сил. На видео здесь и здесь можно посмотреть, как работала инсталляция "Магнитная поверхность".
Фото: Давиде Бориани. "Магнитная поверхность №6", 1959 г. Венецианская биеннале современного искусства, 1964 г. Фото: Серджио дель Гранде\Мондадори.
Фото: Давиде Бориани. "Магнитная поверхность №6", 1959 г. Венецианская биеннале современного искусства, 1964 г. Фото: Серджио дель Гранде\Мондадори.
🔥19👍13❤9👌1
Моя еженедельная рубрика – для тех студентов и коллег, кто по каким-то причинам прошёл мимо. Документальный фильм "Микрокосмос" (реж. Клод Нуридзани, Мари Перену, 1996 г.), который, по мнению многих кинокритиков, считается одним из самых живописных произведений ХХ века. Полтора часа, проведенные на неизвестной планете, где работают иные физические законы. Обитатели этой планеты – удивительные создания: жуки, муравьи, пчёлы и прочее население трав и вод. Её пейзажи – непроходимые дебри травяных кущ, капли росы, огромные, как воздушные шары. Каждый раз я пересматриваю этот фильм с каким-то благоговейным ужасом, наблюдая за жизнью нечеловеческих агентов, которые на фоне всего того, что творит человек, божественно прекрасны – просто надо правильно на них посмотреть. Фильм – обладатель гран-при Каннского фестиваля и 5 премий "Сезар", в том числе за музыку (Бруно Куле).
Фильм можно смотреть здесь (vk, прямая ссылка, без регистрации). Приятного вам просмотра!
Фильм можно смотреть здесь (vk, прямая ссылка, без регистрации). Приятного вам просмотра!
❤59👍12✍2
В середине 2000-х я был в летней резиденции в небольшом немецком городке Аренсхоп на берегу Балтийского моря. Это чудное место до сих пор напоминает мне о том, как должны выглядеть морское побережье и коса, расположенная между морем и заливом. Так вот, однажды, окунувшись с утра и засев работать, я отправил письмо одному известному французскому философу. Речь шла о написании статьи для антологии, которую я в то время готовил. Не помню зачем, но к этому письму с изложением рабочих деталей, я зачем-то – просто так, для фана – присоединил фотку утреннего моря, на котором был штиль. Долго ждать не пришлось, уже через пару часов философ ответил отказом. "Можно ли понять, – написал он в коротком ответном сообщении, – чего хочет человек, который до такой степени лишён вкуса, что в своём письме ни словом не обмолвился о штиле?" Тогда это, помню, сделало мой день. До сих пор я читаю книги этого философа через призму его коротенького сообщения.
😁30❤22🤣8👍7