Для тех, кто интересуется неокибернетикой и технологическим искусством. Издательство Hanart Press, специализирующееся на передовых исследованиях в области искусства, философии и науки, опубликовало в открытом доступе принципиально важную, на мой взгляд, книгу "Кибернетика для XXI века. Эпистемологическая реконструкция" (Cybernetics for the 21st Century, Vol 1., англ., 2024). В этой антологии, вышедшей под редакцией гонконгского философа Юк Хуэя, известные историки науки, философы, социологи и теоретики медиа исследуют историю кибернетики от Лейбница до ИИ и машинного обучения в различных регионах мира: США, СССР, Латинской Америке, Великобритании, Франции, Китае и Японии. В проекте приняли участие выдающиеся специалисты (горжусь сотрудничеством с некоторыми из них): Брунелла Антомарини, Слава Герович, Дайсуке Харашима, Кэтрин Хейлс, Юк Хуэй, Дилан Леви Кинг, Михал Кшикавски, Дэвид Молен де лос Рейес, Эндрю Пикеринг, Дорион Саган и Матье Трикло.
Книгу можно бесплатно скачать здесь. Приятного вам чтения!
Книгу можно бесплатно скачать здесь. Приятного вам чтения!
❤29🔥9👏2🤓2⚡1
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье я выкладываю здесь фото произведений искусства, связанных с патологоанатомическим, либо анатомическим сюжетом. На этой фотографии 2012 года вы видите итальянского художника Луку Дель Бальдо, который работает над изображением трупа бывшего ливийского лидера, тролля мирового масштаба и почётного доктора Белорусского университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР, исключён после смерти) Муаммара Каддафи. Посмотрите, с какой любовью Дель Бальдо выписывает линии разреза брюшной полости полковника! Уверен, что в Союзе художников России ещё будет проведён тендер на исполнение реэнактмента подобного произведения. Обнимаю вас этим трупом!
❤26😁17👍11😭1
Мудацкий фейсбук прикрыл картинку моей сегодняшней рубрики "Труп выходного дня" (см. предыдущий пост; хорошо, что в телеге этого не происходит). Он закрыл плашкой живописную работу, посчитав, что изображённое на картине может травмировать вас, лол. Для поклонников рубрики и в качестве реабилитации публикую здесь фото с Третьей биеннале таксидермического искусства (что? да!), которая на протяжении ряда лет проходит в Лос-Анджелесе. На фото – американская художница Рэнни Родил в роли опоссума на фоне своего таксидермического шедевра – тоже опоссума, и тоже костюмированного. Если вы думали, что со своим искусством вы являетесь средоточием ёбнутости, то у меня для вас плохая новость. Обнимаю вас этими опоссумами!
❤49👍25🔥11😁9🍾2
Deep media studies. Даниэлла Дулинг (США). “Канарейка”, 2023 г. Таксидермические экспонаты, нержавеющая сталь, кристаллы кварца. Термин “климатическая канарейка” (Climate canary) – это идиома, заимствованная из выражения “канарейка в угольной шахте”. Эти канарейки являются предвестниками катастрофических событий. Каждая птица в проекте Даниэллы Дулинг заключена в природный кристалл. Прозрачные грани приумножают образы птиц, всматривающихся вдаль. Оцепеневшие канарейки внутри геологических объектов в духе Джеймса Балларда – знак катастрофы, происходящей на уровне материи и времени.
🔥32😢13🤔2❤1👏1
В США напечатали живые ткани человеческого мозга на 3D-принтере. Учёным удалось это сделать впервые, при том, что биопринтингу уже более десяти лет, а первая публикация о биопечати органов принадлежит Борису Миронову, уехавшему в 1990-х годы в США (тут всё, как обычно). Сейчас речь идёт о коре головного мозга и полосатом теле. Ткани живые — они взаимодействуют друг с другом, имитируют реальную нейронную активность и растут. Притом нейроны образуют связи в обоих типах тканей и даже между ними. Учёные уверены, что технологии печати мозга должны совершить прорыв в нейропротезировании или, если с ИИ что-то пойдёт не так, помочь человеку стать умнее техническими методами. И здесь я не могу не поставить ЛОЛ в качестве авторского примечания.
❤40🔥18👏9👍6🥴2
Наши коллеги из журнала "Логос" выпустили специальный номер, посвященный производству знания в искусстве. Этот выпуск был подготовлен совместно с научным отделом фонда V–A–C в рамках программы "Акты исследования". В обсуждении поднимается множество вопросов, связанных с тем, что стоит за понятием "художественного исследования" и возможно ли сформулировать критерии для такого рода деятельности. Среди различных и во многом дискуссионных текстов приглашённых авторов выпуска я хотел бы выделить статью моих коллег Анастасии Алёхиной и Александра Писарева "Исполнять технонауку: Art&Science с точки зрения современной метафизики". В этой статье авторы рассматривают стратегии и практики художников, работающих в области Art&Science, и пытаются ответить на вопрос, как осуществляются искусство и наука в современных условиях технонаучно формируемого мира. Мои поздравления авторам и наилучшие пожелания главному редактору журнала "Логос" Валерию Анашвили. Цифровую версию номера можно скачать здесь. Приятного вам чтения!
❤42👍7🔥5
Наш друг и неоднократный участник моих кураторских проектов американский художник Дэвид Боуэн сделал гениальную работу. Она называется "Нарциссизм на аутсорсе" (2023). Это инсталляция, которая состоит из компьютера, роборуки с камерой и зеркала на стене. На компьютере активирована специально обученная нейронная сеть, которая сочетает в себе функции машинного зрения и одновременно управляет движениями робота. ИИ учится распознавать самого себя и поэтому робот смотрит на своё отражение в зеркале при помощи камеры. Если всё удаётся, вокруг изображения робота возникает рамка с надписью "Я". Вместе с рамкой на экране возникает т.н. "процент уверенности" в том, что ИИ узнал самого себя. Если этот процент превышает 85%, робот делает селфи и публикует снимок в своём личном аккаунте в Instagram. Система сохраняет все изображения и использует их для следующих циклов обучения ИИ. Таким образом, есть некоторая вероятность того, что к финалу выставки из тупого ИИ-нарцисса получится чуть более поумневший (?) ИИ-нарцисс.
🔥72👍14🥴9❤6😁4
☝️(К фото выше) Зимой 1998 года я сделал выставку в библиотеке Джона Робартса в Университете Торонто и одновременно прочитал несколько лекций по истории саунд- и конкрет-поэзии. В то же время, то ли на факультете итальянского, то ли на медиевистике – уже и не помню – выступал с гостевыми лекциями Умберто Эко. Несколько раз мы пересекались в библиотеке, нас даже познакомили, но общение не задалось – ему была не очень интересна экспериментальная поэзия (думаю, что он просто всё про это знал, т.к. в семиотике собаку съел), а меня на тот момент мало интересовала средневековая эстетика. Короче, не срослось. Тогда, и к сожалению, я и ведать не ведал, что Эко был причастен к развитию итальянского технологического искусства начала 1960-х годов (да что там причастен – играл роль идеолога тренда). Художники этого направления, которое позже стало известно, как Arte Programmata, провели целый ряд выставок в Европе и США. И эти выставки не могли не сказаться на становлении столь любимых мной британского кибернетического авангарда и "Экспериментов в искусстве и технологии" (E.A.T.). Только сейчас, много лет спустя, я понимаю, как интересно было бы поговорить с ним на эти темы.
🔥57👍15🤷♂3❤1🌚1
Хакеры взломали три миллиона "умных" зубных щёток и провели с них DDoS-атаку на сайт крупной швейцарской компании. Из-за этого фирма потеряла несколько миллионов евро. Художникам, работающим с технологиями, рекомендую обратить внимание на интересный медиум.
😁41😍26❤8👍6🔥4🥰2🤔2
В очередной раз убеждаюсь, что "Илиада" Гомера – один из лучших путеводителей по проблематике новых медиа. Судите сами – Гефест, бог кузнечного дела, выковывает щит Ахилла, который он магическим образом украшает "картинами всего, что есть на небесах и на земле" (первый прообраз VR-искусства в европейской литературе). При этом Гефест делает этот огромный бронзовый диск при помощи неких "рукотворных дев, кованных из золота" (андроиды, которые мало того, что выглядят как живые девушки, так ещё и "исполнены разума" – явно без ИИ и машинного обучения не обошлось). И фишечка – Гефест был хромой, еле передвигался на своих иссохших конечностях. Его облик предвосхищает озарение, посетившее Платона и его канадского последователя – Маршалла Маклюэна, которые утверждали, что новые технологии являются нашими внешними расширениями за счёт иссыхания или ампутации наших естественных способностей.
Вот фрагмент "Илиады": "Ризой оделся и, толстым жезлом подпирался, в двери / Вышел хромая; прислужницы, под руку взявши владыку, / Шли золотые, живым подобные девам прекрасным, / Кои исполнены разума, силу имеют и голос..."
Вот фрагмент "Илиады": "Ризой оделся и, толстым жезлом подпирался, в двери / Вышел хромая; прислужницы, под руку взявши владыку, / Шли золотые, живым подобные девам прекрасным, / Кои исполнены разума, силу имеют и голос..."
❤59🔥14🐳6👍4💔3👎1😱1
Forwarded from АРТГИД
В День российской науки, который отмечают сегодня, отчего-то тянет почитать про Art&Science. Даже если вы адепт какой-то другой, не российской версии науки, предлагаем вместе с нами вспомнить, что в разное время говорили о сайнс-арте герои наших интервью.
🔸Александр Ефремов: «Художники оказываются на шаг впереди науки»
Устами молодого ученого о маргинальном положении сайнс-арта в искусстве и науке и о возможности диалога между гуманитариями и естественниками.
🔸Луи-Филипп Демер и Билл Ворн: «Технологии — ложная надежда»
Классики технологического искусства рассуждают о роли технологий в современном адоустройстве, а также о природе власти и контроля.
🔸Дмитрий Булатов: «Art&Science принадлежит настоящему в той же степени, что и прошлому»
Художник, куратор и теоретик искусства — о влиянии новейших технологий на кураторскую и исследовательскую практику, об этическом измерении технологического искусства и постчеловеческом кураторстве.
🔸Александр Ефремов: «Художники оказываются на шаг впереди науки»
Устами молодого ученого о маргинальном положении сайнс-арта в искусстве и науке и о возможности диалога между гуманитариями и естественниками.
🔸Луи-Филипп Демер и Билл Ворн: «Технологии — ложная надежда»
Классики технологического искусства рассуждают о роли технологий в современном адоустройстве, а также о природе власти и контроля.
🔸Дмитрий Булатов: «Art&Science принадлежит настоящему в той же степени, что и прошлому»
Художник, куратор и теоретик искусства — о влиянии новейших технологий на кураторскую и исследовательскую практику, об этическом измерении технологического искусства и постчеловеческом кураторстве.
❤32👍8🔥3
Forwarded from ЕЖ
Красноярский художник Василий Слонов задержан по делу об «экстремистской символике». Супруга задержанного опубликовала копию постановления следователя о возбуждении уголовного дела о «неоднократной пропаганде либо публичном демонстрирование символики экстремистских организаций» (статья 282.4 УК). В документе фигурирует «АУЕ» — Верховный суд РФ запретил «движение „Арестантское уголовное единство“», признав его экстремистским. Ещё в октябре Слонова оштрафовали за делу об экстремизме на 1 тыс. рублей за неваляшку с тюремными татуировками. Слонов известен актуальными произведениями: кувалдой для взлома дверей оппозиционеров, которую он собирался подарить главе «Росгвардии» Виктору Золотову, неваляшкой апокалипсиса «Родина или смерть», серией ватных медведей, в том числе в железной клетке, а также «игрушками ГУЛАГа», — Сибирский экспресс.
😢21💔15🤬9😱6❤2👍1😡1
Считаю Клода Моне предтечей концептуализма, а его сад в Живерни, над которым он работал последние 30 лет своей жизни, выдающимся произведением лэнд-арта. Но главная находка Моне – это, конечно, розовые кувшинки в пруду. Это решение было найдено не сразу: во Франции лилии бывают только белого и желтого цветов, но для Моне они не создавали нужную палитру. И тогда Моне обратился к потенциалу Art&Science. Розовые кувшинки – плод работы японских селекционеров, выполненный по его заказу. И когда он получил их – вся картина сложилась.
На фото: Клод Моне. Генетически изменённые кувшинки в пруду художника в Живерни, Франция. Совместно с группой японских селекционеров. Сделав сначала работу художника и создав свою альтернативную реальность, Моне написал более 200 картин с одним и тем же пейзажем.
На фото: Клод Моне. Генетически изменённые кувшинки в пруду художника в Живерни, Франция. Совместно с группой японских селекционеров. Сделав сначала работу художника и создав свою альтернативную реальность, Моне написал более 200 картин с одним и тем же пейзажем.
🔥83❤23👍17😁2
Суд отправил под домашний арест художника Василия Слонова. Мера действует до 7 апреля.
Слонов проходит по делу о демонстрации экстремистской символики. Накануне художника задержали на 48 часов - у него дома прошли обыски. Из его студии изъяли компьютер и неваляшку. Максимальное наказание по инкриминируемой ему статье - четыре года лишения свободы.
На фото - председатель Октябрьского суда Красноярска Наталья Николаева рассматривает изображения неваляшек на предмет экстремизма. Фото: Мария Ленц / NGS24.RU
Слонов проходит по делу о демонстрации экстремистской символики. Накануне художника задержали на 48 часов - у него дома прошли обыски. Из его студии изъяли компьютер и неваляшку. Максимальное наказание по инкриминируемой ему статье - четыре года лишения свободы.
На фото - председатель Октябрьского суда Красноярска Наталья Николаева рассматривает изображения неваляшек на предмет экстремизма. Фото: Мария Ленц / NGS24.RU
😡33🤬22😢5🤡3❤2