Одно из самых захватывающих недавних достижений в нейронауках касается работы нашей зрительной системы: каким образом мы видим? Как мы с одного взгляда понимаем, что перед нами – книга или кот?
Казалось бы, естественно считать, что рецепторы регистрируют поступающий на сетчатку нашего глаза свет и преобразуют его в сигналы, передаваемые внутрь нашего мозга, где группы нейронов сложным образом обрабатывают полученную информацию, интерпретируют ее и распознают объекты. Одни нейроны распознают разделяющие цвета линии, другие распознают фигуры, обрисованные этими линиями, третьи сравнивают эти фигуры с данными в нашей памяти… а ещё одни распознают нечто: это кот.
Но оказалось, что нет. Мозг так не работает. Все совсем наоборот. Большинство сигналов поступает не от глаз к мозгу, а в обратном направлении – от мозга к глазам.
Происходит же вот что: мозг ожидает увидеть нечто, основываясь на том, что ему известно и происходило раньше. Он обрабатывает образ предсказанной картины. Эта информация передается из мозга в глаза, проходя промежуточные этапы. И только если ожидаемая мозгом картина не согласуется с фактически получаемыми глазами световыми сигналами, нейронные цепи посылают сигналы в мозг. От глаз к мозгу идет не изображение наблюдаемой среды, а только информация о несоответствии наблюдаемой картины тому, что ожидает мозг.
Открытие того, что зрение работает именно таким образом, стало неожиданностью. Но если подумать, то понятно, что это эффективный способ получения информации из окружающей среды. Какой смысл посылать в мозг сигналы, которые только подтверждают то, что мозг уже знает? В информатике аналогичные приемы используются для сжатия файлов изображений. Хранится не цвет всех пикселей, а только информация о том, где цвет меняется: данных меньше, но достаточно для восстановления изображения.
Но концептуальные последствия для связи между тем, что мы видим, и миром весьма существенны. Когда мы смотрим вокруг, мы на самом деле не "наблюдаем", а скорее, придумываем образ мира на основе того, что знаем (в том числе и на основе наших ошибочных представлений), и бессознательно ищем несоответствия, чтобы при необходимости постараться внести нужные исправления.
Иными словами, мы видим не "репродукцию" внешнего мира, а то, что мы ожидали увидеть, с поправкой на наше понимание. Существенными оказываются не те входные данные, что подтверждают уже известное нам, а те, что противоречат нашим ожиданиям.
Карло Ровелли
Казалось бы, естественно считать, что рецепторы регистрируют поступающий на сетчатку нашего глаза свет и преобразуют его в сигналы, передаваемые внутрь нашего мозга, где группы нейронов сложным образом обрабатывают полученную информацию, интерпретируют ее и распознают объекты. Одни нейроны распознают разделяющие цвета линии, другие распознают фигуры, обрисованные этими линиями, третьи сравнивают эти фигуры с данными в нашей памяти… а ещё одни распознают нечто: это кот.
Но оказалось, что нет. Мозг так не работает. Все совсем наоборот. Большинство сигналов поступает не от глаз к мозгу, а в обратном направлении – от мозга к глазам.
Происходит же вот что: мозг ожидает увидеть нечто, основываясь на том, что ему известно и происходило раньше. Он обрабатывает образ предсказанной картины. Эта информация передается из мозга в глаза, проходя промежуточные этапы. И только если ожидаемая мозгом картина не согласуется с фактически получаемыми глазами световыми сигналами, нейронные цепи посылают сигналы в мозг. От глаз к мозгу идет не изображение наблюдаемой среды, а только информация о несоответствии наблюдаемой картины тому, что ожидает мозг.
Открытие того, что зрение работает именно таким образом, стало неожиданностью. Но если подумать, то понятно, что это эффективный способ получения информации из окружающей среды. Какой смысл посылать в мозг сигналы, которые только подтверждают то, что мозг уже знает? В информатике аналогичные приемы используются для сжатия файлов изображений. Хранится не цвет всех пикселей, а только информация о том, где цвет меняется: данных меньше, но достаточно для восстановления изображения.
Но концептуальные последствия для связи между тем, что мы видим, и миром весьма существенны. Когда мы смотрим вокруг, мы на самом деле не "наблюдаем", а скорее, придумываем образ мира на основе того, что знаем (в том числе и на основе наших ошибочных представлений), и бессознательно ищем несоответствия, чтобы при необходимости постараться внести нужные исправления.
Иными словами, мы видим не "репродукцию" внешнего мира, а то, что мы ожидали увидеть, с поправкой на наше понимание. Существенными оказываются не те входные данные, что подтверждают уже известное нам, а те, что противоречат нашим ожиданиям.
Карло Ровелли
❤🔥63🔥40👀17👍15❤12🤯5
В издательстве Ad Marginem вышла книга Майкла Мардера “Растительное мышление. Философия вегетативной жизни”. На английском она была опубликована больше десяти лет назад. Обычно в таком случае говорят “лучше поздно, чем никогда”. Это конечно если вы – сторонник гонок идей, короткого горизонта мышления и веруете в новые концепты. А если же вы предпочитаете болтаться в философской вечности (как говно в проруби), то прочитать эту книгу никогда не поздно. Там всё, что мы любим – некогнитивные режимы мышления, темпоральность, “все мы лишайники” и вот это вот всё. Мардер был случайно рождён в Москве, что позволяет троллям именовать его великим русским философом. Он смешно бесится в ответ и каждый раз грозит РФ священным огнём Господа (aka “пирополитика”). Узнать, подходит ли для вас его стиль мышления или нет можно здесь и здесь.
❤40👍18😁10🔥6🥰4
Анастасия Дмитриевна (10 лет) увлечена квадробикой. Скачет по лужайкам и паркам в обличии котика, изготавливает и расписывает маски, обсуждает нюансы кошачьих хвостов и выбирает перчатки-лапки. Казалось бы, милейшее увлечение, но – нет. Все эти детские кульбиты сопровождаются звериным рыком соотечественников, каких-то тёток в халах и осуждающим воем педагогов. Намедни наблюдал даже парадный выход какой-то блядины-депутата, которая поделилась своими “озабоченностями” по поводу квадробики, “как деструктивного влияния Запада”. Дочь со слезами рассказывает о том, что их с друзьями-квадробберами никто не понимает, осуждают и всячески поносят. Мы с супругой однозначно поддерживаем Настино увлечение – жена припомнила практики изготовления масок из папье-маше. А я, в свою очередь, разразился вдохновляющей лекцией о горизонтальных практиках неантропоцентризма и дуалистическом проклятии эпохи Возрождения. Не уверен, что получилось доходчиво, но Анастасия Дмитриевна преисполнилась важностью дела (если уж папа гонит такой спич, то это жжжжжж – неспроста!). Вдогонку с супругой добавили, что путь квадроббера в РФ усыпан не звёздами, но терниями. Как и, собственно, вся жизнь. И на этом пути дочери встретится огромное количество идиотов, государственных и не очень, которых ей ещё предстоит научиться игнорить. Если она хочет стать котиком, разумеется.
❤147👍23😁19👏6❤🔥2🤮1
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье я выкладываю здесь произведения искусства, связанные с патологоанатомическим, либо анатомическим сюжетом. Сегодня мы вспоминаем известную фотографию Френсиса Бэкона с располовиненной мясной тушей – тема, которая на многие годы стала основной в его произведениях. В одних его работах туша стала крыльями ангела, в других – христианским распятием. Бэкон воспринимал сырое мясо как чудесное откровение и практически ежедневно ходил смотреть на него в продовольственный отдел Harrods, который сравнивал с огромными залами смерти. Никакой воли, никакого сознательного намерения, только разорванные туши и потрясающий колорит. Обнимаю вас этим трупом!
👍29❤24🔥8🤔7🤗2👏1
Даже не знаю, опечатка это или прозрение: "продвижением и популяризацией современного искусства в России занимаются специально ебученные люди"...
🤣65🥰4🤔3💋3🔥2
Из истории Art&Science. На фото – изобретатель машины для трансляции запахов Ханс Лаубе (справа) и кинопродюсер Майк Тодд, 1959 год. Предполагалось заряжать 30 веществ с различными запахами в кинозале и включать их сигналами, записанными на звуковую дорожку. После ряда тестов от практики “обонятельного” сопровождения кино было решено отказаться. Запахи часто вызывали у зрителей побочные эффекты – люди начинали испытывать пространственные галлюцинации и выскакивали из зала, так и не досмотрев фильм. Bingo!
❤30🔥16🤩16👏8👀8😁5👍1💋1
Простое правило, с которым меня познакомил Дик Хиггинс, поэт и художник, звезда Fluxus 1960-х годов. Если на твоих открытых лекциях сидят молодые девушки, – говорил он, – значит, у тебя всё в порядке.
❤79😁37💋14👍6🔥3
Открытые тела. Концепция "открытого тела" сильна благодаря тому, что это общая "техническая тенденция", которая позволяет ей легко сметать препятствия, создаваемые культурными различиями и другими факторами, вносящими вклад в частные "технические обстоятельства". Однако эти оппозиции между открытым и закрытым, общим и частным (и локальным) ещё только предстоит обсудить и отрефлексировать. С точки зрения линейной логики нечто – тело, объект, информация – является либо открытым, либо закрытым, общим или частным. Однако в Art&Science с его множественными оптиками и гибридными методологиями такой чёрно-белый оптики нет. Нам нужно задаться вопросом об отношении между различными полюсами без подчинения одного полюса другому. Это помогает понять, как неизвестное может быть вписано в наше мышление без подавления или отказа от случайных или сумеречных форм его существования.
🔥17❤6
Открытые тела. В даркнете начали продавать украденные аккаунты сервиса "Госуслуги". Их стали предлагать к продаже "под миграционный учёт", чтобы регистрировать иностранцев без ведома владельца жилья, рассказали аналитики сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI. Купить аккаунт можно всего за 800 рублей.
🤯33❤5👍4🌚2
Японская художница под ником Rib разработала ряд авторских глазных протезов. В них встроены магнитные датчики, светодиоды и батареи, что позволяет задавать разные режимы светимости, регулировать размер зрачков и окрашивать радужки глаз. По словам автора такой дизайн производит сильное впечатление на людей и побуждает их по-новому взглянуть на концепцию украшений и протезов, совмещенных вместе. Проект создан на основе личного опыта художницы, которая лишилась глаза и была вынуждена носить стандартный протез.
🔥74❤13👍9😍8🤩3🙏1
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье я выкладываю здесь произведения искусства, связанные с патологоанатомическим, либо анатомическим сюжетом. Хобби у меня такое. Наш сегодняшний гость – британская художница Джейн Ховарт. Она создаёт произведения из винтажных чучел морских птиц 1930-х годов, внутренности которых заменяет на жемчужные ожерелья и прочие драгоценности. Серия называется "Bonne Bouche", что можно перевести как "лакомый кусочек". Получается немного маньячно, но ведь у каждого из нас есть свои недостатки, верно? Обнимаю вас этим трупом!
❤🔥63🔥27🕊12❤11👀8👍3
Forwarded from ПЕРММ МУЗЕЙ
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
6 и 7 июля с 12:00 до 20:00 • В первые дни работы выставки «Art & Science: Открытые тела» в PERMM пройдет одноименная научная конференция, инициированная музеем PERMM для разговора о взаимодействии науки и искусства.
Спикеры — художники и ученые, участвующие в выставке, а также теоретики искусства, философы и другие эксперты в области Art & Science — попытаются разобраться, какую роль представители гуманитарных областей способны сыграть в осмыслении технологического мира, становление которого происходит у нас на глазах, и формировании ценностной ориентации в нем.
Участие бесплатное по регистрации: permm.ru
Спикеры — художники и ученые, участвующие в выставке, а также теоретики искусства, философы и другие эксперты в области Art & Science — попытаются разобраться, какую роль представители гуманитарных областей способны сыграть в осмыслении технологического мира, становление которого происходит у нас на глазах, и формировании ценностной ориентации в нем.
Участие бесплатное по регистрации: permm.ru
❤17👍10😍2👏1
Forwarded from ПЕРММ МУЗЕЙ
Дмитрий Булатов и художники на монтаже выставки «Art & Science: Открытые тела» в PERMM. В эти выходные — первые дни показа и большая научная конференция. Подробности тут
❤43🔥16🦄6💘2