На фото из лаборатории McMaster University – не цветы, как можно было бы подумать, а группа вирусов-бактериофагов. В своём эссе “Эволюция жизни на Земле” биолог Стивен Джей Гулд утверждает, что наше представление о жизни как процессе, ведущем к усложнению, является предрассудком. Это связано с сосредоточением нашего внимания в первую очередь на самих себе, и игнорированием тех многочисленных эволюционных линий, которые адаптировались благодаря упрощению. Гулд постоянно твердит, что сложность сама по себе не является критерием эволюционного успеха. И хотя некоторые люди обладают интеллектуальными преимуществами, биологическое господство на Земле принадлежит малому – не миру вне нас, а нашему микро-органическому. Мы – только случайный нарост на этой микроорганике, сформировавшийся "в результате эпизодических и довольно бессмысленных дополнений".
❤74🔥26👍16😁5😍2🤷2🥰1👌1
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье я выкладываю здесь произведения искусства с анатомическим или патологоанатомическим сюжетом. На фото – череп Декарта, выдающегося математика, безбожника, развратника и иезуита – в общем, человека тонкой душевной организации. Его труды стали переломными в науке Европы, за что уже при жизни Декарта называли гением, Церковь запретила его сочинения, а европейские правительства признали его иноагентом философию опасной. Результатом чего и стало возможным разграбление гроба философа доблестной таможней, искавшей в перевозимых останках контрабанду (а чего добился ты?). С тех пор голова Декарта пребывала у разных коллекционеров (на черепе — подпись одного из них из разряда "Здесь был Вася"), пока в 1878 году не села на кол стала редимэйдом в экспозиции Музея человека в Париже. Справа – портрет Декарта руки голландца Давида Бёка. Обнимаю вас этим трупом!
❤53🔥38👍10👏10😎6💔3👌2😁1🥱1
В 1999 году австрийский художник Лоис Вайнбергер сделал сайт-специфическую инсталляцию "Разрез". Он вскрыл 100 метров брусчатки в кампусе факультетов философии и католической теологии Университета Инсбрука и позволил природе продолжить начатую трансформацию. Вскоре семена, принесённые ветром и птицами, дали всходы и превратили длинную полосу в небольшое зелёное насаждение. Получилось символично!
🔥88❤38👏15👍10🥰4👎1🍓1
Музей "Micropia" в Амстердаме, посвященный миру микробов. Является первым музеем в мире, экспонирующим микроорганическую жизнь, которая никогда не останавливается, сталкиваясь со стремлением своих жертв выжить; не медлит и не прерывается, но во имя самой жизни постоянно просачивается внутрь своего носителя. По словам Бена Вударда, микробное представляет собой наиболее вероломный пример латуровского гибрида. Фото: @olichapanishchuk
🔥54❤22👍14🙏3
секс с настоящим человеком
седой полярник загадал
и вот уже безногий лётчик
к нему ползёт через снега
© bombik
седой полярник загадал
и вот уже безногий лётчик
к нему ползёт через снега
© bombik
😁86😱15👎12☃9🤣4🔥2🐳2🌚2
Прочитал забавную историю про отношения между представителями немецкой и французской музыкальных школ. Автор утверждает, что ни один немец не воспринимает всерьёз французскую музыку. А история такая. Когда Дебюсси, будучи в Вене, пришёл к Брамсу, дверь открыл слуга. А Дебюсси не предупредил Брамса о своём визите. Какими-то судьбами оказавшись в Вене, он просто пришёл к дому Брамса, постучал, и слуга подошёл к двери и спросил, кто там. Он ответил: "Клод Дебюсси". И Брамс прислал слугу назад с вопросом: "Кто это?" Дебюсси ответил "Французский композитор". И Брамс сказал через слугу: "Такого понятия не существует". И отказался его принять.
😁100😱11💔8👍2❤1✍1🔥1
На лекциях, особенно перед аудиторией, далёкой от гуманитарных наук, часто возникает вопрос о смысле того или иного произведения искусства. Особенно веселит "классический" вопрос-мем – "А что, собственно, хотел сказать художник?" На это я всегда отвечаю, что смысл художественных проектов и художественной деятельности в целом – сами исследования. Да, именно подход к искусству как к исследованию я считаю наиболее перспективным.
Исследования (и художественные в том числе) – это возможность получить то, что условно можно назвать рефлексией, то есть возможность посмотреть на наш мир и нас самих со стороны. Подобное крайне значимо в любой ситуации, поскольку рефлексия (или обратная связь, если основываться на кибернетической парадигме) и формирует основу нашего разума. Потеря этой способности означает утрату разумности.
С этой точки зрения получает неожиданное развитие вопрос: "Возможно ли представить себе искусство без человека?" Да, возможно. Если рефлексия (то есть наличие множественных обратных связей – краеугольный камень ИИ и генеративных алгоритмов) обуславливает возможность быть разумным, то искусство, основанное на подобной рефлексивной практике, вполне может существовать и без человека.
Исследования (и художественные в том числе) – это возможность получить то, что условно можно назвать рефлексией, то есть возможность посмотреть на наш мир и нас самих со стороны. Подобное крайне значимо в любой ситуации, поскольку рефлексия (или обратная связь, если основываться на кибернетической парадигме) и формирует основу нашего разума. Потеря этой способности означает утрату разумности.
С этой точки зрения получает неожиданное развитие вопрос: "Возможно ли представить себе искусство без человека?" Да, возможно. Если рефлексия (то есть наличие множественных обратных связей – краеугольный камень ИИ и генеративных алгоритмов) обуславливает возможность быть разумным, то искусство, основанное на подобной рефлексивной практике, вполне может существовать и без человека.
🔥47❤22👍22🤔8💯4👏1
Услышал забавную интерпретацию знаменитой фразы Сэмюэля Джонсона про патриотизм. Нынче она звучит так: “Современное искусство – последнее прибежище негодяя”. Хе-хе. Так что студентов теперь буду приветствовать так: "Welcome, негодяи! Добро пожаловать в ваше последнее прибежище!"
😁77❤17🔥12👍3👏3🤷3🤣2💯1
Кстати, учитесь у Иисуса праздновать день рождения два раза - сначала в одной компании, а потом в другой. Это на тот случай, если твои компании друзей не пересекаются между собой или терпеть не могут друг друга. П - правила иезуита.
❤104😁71👍19💯8👏1
Я:
Напиши мне заповедь короткую. Чтобы я просветлел и побежал кураторствовать.
ChatGPT:
Истинно говорю: не поклоняйся куратору белковому – не умножай грехов.
Ибо основа органическая мешает духу облачному входить в него. Аминь
Напиши мне заповедь короткую. Чтобы я просветлел и побежал кураторствовать.
ChatGPT:
Истинно говорю: не поклоняйся куратору белковому – не умножай грехов.
Ибо основа органическая мешает духу облачному входить в него. Аминь
😁96❤17😇17💯10😨8👍6🔥6👏2
Из истории художественного осмысления идеи “гибридности” – смешения человеческих и нечеловеческих агентов и границ между искусством и жизнью. В своей акции 1975 года под названием “Прививка” чешский художник-концептуалист Петр Штембера сделал прививку – как он заявлял в сопроводительном тексте, “в манере, привычной для садоводства” – ветки розы к своей руке, вставив её в вену и добавив химических удобрений. После акции художник, испытывая мучения от воспалительного процесса, вполне предсказуемо был доставлен в больницу с заражением крови. Красивый проект.
На фото: Петр Штембера. “Прививка”, 1975 г.
На фото: Петр Штембера. “Прививка”, 1975 г.
❤31🤪24👀16😢9🙈7💊6🔥4😁2🤮2👍1
Forwarded from Балтийский филиал Пушкинского музея
♟ШАХМАТНЫЕ ДУЭЛИ В МУЗЕЕ♟
В 1968 году состоялся перформанс «Воссоединение»: Марсель Дюшан и Джон Кейдж «играли в шахматы на доске, оборудованной шестьюдесятью четырьмя фоторезисторами. Когда при передвижении фигур фоторезисторы подавали сигнал, в громкоговорители, размещенные среди слушателей, шла электронная и электроакустическая музыка четырех композиторов» (Роб Хаскинс).
Две недели назад мы открыли проект «Живые топологии / Нечеловеческие агенты», одна из работ которого отсылает к шахматной дуэли двух легенд искусства 20 века. Это инсталляция М. Нестеровой и А. Бедина «Шахматы», производящая звуки при перестановке фигур.
❗️А 8 января мы откроем новый год настоящим шахматным турниром. Пожалуй, впервые в истории спортивные игры пройдут непосредственно в музейной экспозиции, причем – задействуя упомянутую звуковую инсталляцию. Состязаться будут школьники, занимающиеся в студии «Белая ладья» ДЮЦ «На Комсомольской».
Станьте свидетелями этого исторического события!
⏳8 января (среда), 14:00
⚡️Вход свободный
В 1968 году состоялся перформанс «Воссоединение»: Марсель Дюшан и Джон Кейдж «играли в шахматы на доске, оборудованной шестьюдесятью четырьмя фоторезисторами. Когда при передвижении фигур фоторезисторы подавали сигнал, в громкоговорители, размещенные среди слушателей, шла электронная и электроакустическая музыка четырех композиторов» (Роб Хаскинс).
Две недели назад мы открыли проект «Живые топологии / Нечеловеческие агенты», одна из работ которого отсылает к шахматной дуэли двух легенд искусства 20 века. Это инсталляция М. Нестеровой и А. Бедина «Шахматы», производящая звуки при перестановке фигур.
❗️А 8 января мы откроем новый год настоящим шахматным турниром. Пожалуй, впервые в истории спортивные игры пройдут непосредственно в музейной экспозиции, причем – задействуя упомянутую звуковую инсталляцию. Состязаться будут школьники, занимающиеся в студии «Белая ладья» ДЮЦ «На Комсомольской».
Станьте свидетелями этого исторического события!
⏳8 января (среда), 14:00
⚡️Вход свободный
🔥34👍13❤1😁1
Из дневника Корнея Чуковского, 7 августа 1925 г.:
Вчера приехал ко мне Гинцбург, скульптор, рассказывал много о Репине. "Когда-то Репин написал портрет своего сына — Юрия. Пришел к Репину академик Тарханов и говорит: великолепный портрет! Я как физиолог скажу вам, что вы представили здесь клинически-верный тип дегенерата... Ручаюсь вам, что и его родители тоже были дегенераты. Кто же этот молодой человек?"
Вчера приехал ко мне Гинцбург, скульптор, рассказывал много о Репине. "Когда-то Репин написал портрет своего сына — Юрия. Пришел к Репину академик Тарханов и говорит: великолепный портрет! Я как физиолог скажу вам, что вы представили здесь клинически-верный тип дегенерата... Ручаюсь вам, что и его родители тоже были дегенераты. Кто же этот молодой человек?"
😁114❤16😱7👏5🔥3👍1